101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Топ-5 ошибок в макетах для широкоформатной печати

  • Анастасия Ивченко
  • 5 апреля 2023 г.
  • 3970
Чтобы вам и вашим клиентам не было мучительно больно от запоротых тиражей, расскажу про топ-5 самых распространённых ошибок при создании и подготовке макетов широкоформатной печати.

Наверно, один из самых частых косяков — это качество растровых изображений. Клиент видит уже готовый тираж, от ужаса разводит руками и мысленно уже примеряет, кого четвертовать — типографию или дизайнера.

Думаю, многим попадались на улицах города изображения, от качества которых хочется просто плакать. Проблема в том, что широкоформатная печать на то и широкоформатная, то есть большого размера (часто точно больше размера А3), и, значит, макет-то помещается в размер монитора, но точно уменьшенный в энное количество раз, и чем больше обрезной формат продукции, тем это n больше. Что в этом такого страшного?

А то, что дизайнеры, особенно те, которые ещё не обжигались на этом или которые делают макет широкоформатки в первый раз, ориентируются на качество как раз изображения, которое помещается на тот самый экран компьютера, а клиент и того хуже — проверяет макет на экране смартфона: и там, и там всё красиво. А почему же на печати размыто? И картинка вся «в квадратик», там что-то типография напортачила, пусть перепечатывает!

Рис. 1. Пример: так выглядит макет плаката формата А1 (с недостаточным разрешением изображений) на экране монитора, почти во весь экран, но в масштабе 16%, всё «чётко» и красиво

А что типография? Менеджер типографии открывает макет, ставит масштаб 100%, и что мы видим? Правильно, те самые размытости и квадратики, как и на этом злосчастном баннере у недоумевающего клиента в руках… Клиент: «Как же так? А у меня на телефоне всё было чётко и красиво…» Ну конечно, уменьшенное в N раз оно всё красивое. И, наверно, та самая фотография, которую он послал дизайнеру по вотсапу со словами «хочу вот такую фотографию на баннере размером 5×5 м», смотрит теперь на него своими тоже квадратными глазами. Только квадратные они у неё не от удивления, а от недостаточного разрешения. Не, не маминого и не папиного разрешения, а разрешения растрового изображения… Того самого, на которое надо было обратить внимание в первую очередь, прежде чем использовать эту самую фотографию в макете баннера…

Когда я в 2009 году начала работать в типографии помощником менеджера, то прошла это на себе и запомнила тот баннер с размытыми лицами на всю жизнь, макет-то я сама делала.

Вывод: когда работаем с изображениями для широкоформатной печати, выставляем нужный размер изображения (в мм), смотрим величину в этом размере. Так как разрешение изображения — величина, определяющая количество элементов (точек) растрового изображения на единицу длины. Чем больше мы «растягиваем», увеличиваем растровое изображение, тем ниже и хуже становится разрешение этого изображения, соответственно, ухудшается и его детализация. Обычно в требованиях к макетам указывается разрешение от 72 до 300 ppi, но в моей практике иногда для очень больших размеров продукции разрешение может быть даже меньше. Как понять, какая картинка/фотография подходит, а какая нет для нужного макета?

Рис. 2. Пример: так выглядит тот же самый макет, но в масштабе 100%, низкое, недостаточное разрешение изображения налицо, точнее, даже на лице

Есть элементарное правило, которым я руководствуюсь и о котором говорю на всех своих обучениях: открываем макет, ставим масштаб 100% и смотрим качество картинки. Устраивает или нет? Чтобы не тратить время на объяснение заказчику про «недостаточное разрешение изображения для печати», можно сделать скрин поместившегося в экран фрагмента макета и отправить клиенту. Потому что решение остаётся, конечно, за клиентом.

Кстати, часто после отправки заказчику этого самого «размытого» и «квадратного» фрагмента макета в 100% масштабе как-то быстро у него находятся оригиналы этих самих фото, хотя сначала был разговор, что оригиналов нет. Ну тут, как говорится, лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать от типографии/дизайнера, что качество фото не подходит). А иногда заказчика устраивает и так. Тоже бывает.

Или пришлют то же самое плохое фото, но с чисто механическим увеличением качества (было 30 ppi, в программе чисто механически сделали 150 ppi), но качество-то лучше не стало. Да, может быть небольшое «улучшение» за счёт сглаживания, но детализация сама себя не прорисует, поэтому качество лучше не станет. На то оно и растровое изображение. С векторными изображениями, понятно, таких проблем нет, увеличивай хоть до луны и обратно, качество не потеряется.

Кстати, вот этот приём — проверять макет в 100% масштабе — относится не только к широкоформатной печати, я рекомендую дизайнерам и клиентам так проверять все макеты, даже визитки. Помню, был случай, когда клиент получал свой заказ визиток и расстраивался: «Ой, как мелко текст, а на мониторе компьютера он был крупнее… Вы, наверно, на печати меняли макет?» — спрашивает он. Мы: «Нет, конечно! А вы смотрели визитку на размер всего монитора?» Клиент: «Ну конечно…»

Второе. Формат файла. Тут каждая типография решает для себя самостоятельно, какой формат удобнее и больше подходит под её технологический процесс. PDF, конечно, универсальный формат. Но если макет был сделан в Illustrator, сохранён в PDF, а в типографии его открывают программой Coral Draw, который вечно конфликтует с «люстрой», то иногда какие-то элементы (скорее всего, сделанные с эффектами «тень», «прозрачность» и т. д.) могут пропасть.. И на своём опыте было, и дизайнеры со мной делились такими ситуациями…

Поэтому многие предпочитают tiff, потому как, отрастрировав весь макет, все звенья цепочки «дизайнер — заказчик — типография» могут спать спокойно, ведь ничего не «слетит» и не пропадёт с макета.

Третье. Вылеты. И один из самых частых вопросов, которые мне задают дизайнеры: а надо ли делать вылеты в макетах для широкоформатной печати? А то где-то пишут, что надо, где-то что не надо.

Ну если для обычной цифровой печати макет без вылетов не подойдёт точно и бесповоротно, то если мы говорим о баннерах, например, то тут возможны оба варианта. Но лучше сделать, чем не сделать. А вот всё, что идёт на плоттерную резку и фрезу, — тут без вылетов не обойтись. И обязательно в названии файла и в техзадании пропишите размер продукции. Чтоб в типографии вас точно правильно поняли.

Фотографии взяты с сайта yaplakal.com и pinterest.ru

Мне рассказывали истории, когда в типографии напечатали макет не того размера, я даже не представляю, как такое возможно, ведь любое ТЗ или письмо в типографию должно начинаться с пункта о размере (формате) продукции. А если это не прописано, то это первое, что у вас спросит менеджер типографии и сверит указанный формат с размерами макета.

Четвёртая ошибка — отсутствие безопасной зоны в макете, которая необходима для установки люверсов (металлических «колец» для последующего крепления баннера). Лучше её сделать 4–5 см. А то в слове, расположенном прям в край макета, появляется дырка в виде металлического люверса, текст обретает новый смысл или теряет его, в типографии уверенно отвечают: «Вы такой макет прислали, а дизайнер или бухгалтер/системный администратор/секретарь, которому поручили сделать макет баннера, говорит — а я не знал ничего про безопасную зону и какие- то там люверсы, мне сказали картинку сделать…»

Технические требования к макетам для печати придуманы не просто так, не из вредности сотрудников типографий, а чтобы макеты и задумки заказчиков печатались качественно и без брака.

Пятое — простое, но важное правило, о котором часто забывают. Визуализация, то есть утверждение с заказчиком не просто макета, а визуальное его размещение в среде, где он будет размещаться. Да, не всегда она нужна. Но это, во -первых, достойная подача макета заказчику и ваш уровень клиентоориентированности и профессионализма. Во-вторых, это гарантия того, что не будет сюрпризов и вот таких (примеры выше) курьёзов.

Я не упоминала базовые требования к макетам, такие как шрифт в кривых (если макет в векторном формате), CMYK, в больших плашках чёрного цвета чёрный — составной, а не простой (чтоб чёрный был чёрным, насыщенным и без «проплешин») и так далее, ну это уже вещи очевидные (я надеюсь). А про цвет — так вообще отдельная большая тема.

Я за то, чтоб каждый занимался своим делом, тогда процесс идёт отлаженно, гладко, быстро и без косяков и брака. И всегда говорю дизайнерам на своих обучениях, в соцсетях и на выступлениях — если вы берётесь делать макеты для печати, то ознакомиться с техтребованиями типографии и соблюсти их в макете — зона вашей профессиональной ответственности. На сайте и в договорах всех типографий написано: если макет не соответствует техническим требованиям, претензии к отпечатанной продукции не предъявляются.

Не понятно, что написано на сайте типографии, — погуглите и разберитесь сами (только лучше ориентироваться на проверенные достоверные источники от профессионально опытных коллег), пройдите специализированное обучение, спросите у менеджера типографии или коллег, что значит непонятное вам слово или пункт. Везде такие же люди, как и вы. И все заинтересованы в качественном результате.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Флексо-счёт

Считаем себестоимость во флексографской печати — как?

Пути листового офсета

Отечественная полиграфия воодушевляюще успешно переносит санкционное давление. Казавшимся незаменимыми расходникам всё же нашлись замены на азиатском рынке. По реально незаменимым запчастям проложены каналы поставок. Целиком построенные ещё недавно на западных решениях цифровая печать и флексография с неожиданной лёгкостью перешли на китайские и, местами, индийские аналоги. Но есть листовой офсет — пожалуй, единственный крупный сегмент полиграфии, где решение пока не найдено. О возможных вариантах и поговорим.

Очень тонкая грань

Что такое печатное искусство, тиражная графика, printmaking?

Сто дней до drupa

Во время написания этой статьи до drupa 2024 оставалось чуть больше ста дней. Сразу после пандемии COVID-19 было много разговоров том, что традиционный формат выставок себя изживает и от него будут постепенно отказываться. Многие задавались вопросом, не ознаменует ли пандемия конец торговых ярмарок, на которых компаниям всё труднее оправдывать расходы, а посетителям — находить время для их посещения. Однако прошлогодний успех европейской Labelexpo, Printing United в США и специализированных выставок в Китае показал, что «пациент» скорее жив, чем мёртв.

О людях-барометрах и кадровых проблемах

Случаи, когда таинственные люди-«барометры» демонстрировали чудеса интуиции, действительно, имели место в полиграфии.



Новый номер

Выставка UPAKEXPO. Флексо-счет. CYAN-огонёк 2023. Медиа о дизайне. Тренды брендинга 2024. «РоСК» и «ППФ». Год нарастания конкуренции. Текстильные профессионалы. Очень тонкая грань. Инновации в ламинации. PUBLISH EURASIA: «Квинта Принт», QAZPACK 2023.



Имеет ли смысл сегодня заходить в сектор упаковки "с нуля"?
    Проголосовало: 43