101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Топ-5 ошибок в макетах для широкоформатной печати

  • Анастасия Ивченко
  • 5 апреля 2023 г.
  • 2967
Чтобы вам и вашим клиентам не было мучительно больно от запоротых тиражей, расскажу про топ-5 самых распространённых ошибок при создании и подготовке макетов широкоформатной печати.

Наверно, один из самых частых косяков — это качество растровых изображений. Клиент видит уже готовый тираж, от ужаса разводит руками и мысленно уже примеряет, кого четвертовать — типографию или дизайнера.

Думаю, многим попадались на улицах города изображения, от качества которых хочется просто плакать. Проблема в том, что широкоформатная печать на то и широкоформатная, то есть большого размера (часто точно больше размера А3), и, значит, макет-то помещается в размер монитора, но точно уменьшенный в энное количество раз, и чем больше обрезной формат продукции, тем это n больше. Что в этом такого страшного?

А то, что дизайнеры, особенно те, которые ещё не обжигались на этом или которые делают макет широкоформатки в первый раз, ориентируются на качество как раз изображения, которое помещается на тот самый экран компьютера, а клиент и того хуже — проверяет макет на экране смартфона: и там, и там всё красиво. А почему же на печати размыто? И картинка вся «в квадратик», там что-то типография напортачила, пусть перепечатывает!

Рис. 1. Пример: так выглядит макет плаката формата А1 (с недостаточным разрешением изображений) на экране монитора, почти во весь экран, но в масштабе 16%, всё «чётко» и красиво

А что типография? Менеджер типографии открывает макет, ставит масштаб 100%, и что мы видим? Правильно, те самые размытости и квадратики, как и на этом злосчастном баннере у недоумевающего клиента в руках… Клиент: «Как же так? А у меня на телефоне всё было чётко и красиво…» Ну конечно, уменьшенное в N раз оно всё красивое. И, наверно, та самая фотография, которую он послал дизайнеру по вотсапу со словами «хочу вот такую фотографию на баннере размером 5×5 м», смотрит теперь на него своими тоже квадратными глазами. Только квадратные они у неё не от удивления, а от недостаточного разрешения. Не, не маминого и не папиного разрешения, а разрешения растрового изображения… Того самого, на которое надо было обратить внимание в первую очередь, прежде чем использовать эту самую фотографию в макете баннера…

Когда я в 2009 году начала работать в типографии помощником менеджера, то прошла это на себе и запомнила тот баннер с размытыми лицами на всю жизнь, макет-то я сама делала.

Вывод: когда работаем с изображениями для широкоформатной печати, выставляем нужный размер изображения (в мм), смотрим величину в этом размере. Так как разрешение изображения — величина, определяющая количество элементов (точек) растрового изображения на единицу длины. Чем больше мы «растягиваем», увеличиваем растровое изображение, тем ниже и хуже становится разрешение этого изображения, соответственно, ухудшается и его детализация. Обычно в требованиях к макетам указывается разрешение от 72 до 300 ppi, но в моей практике иногда для очень больших размеров продукции разрешение может быть даже меньше. Как понять, какая картинка/фотография подходит, а какая нет для нужного макета?

Рис. 2. Пример: так выглядит тот же самый макет, но в масштабе 100%, низкое, недостаточное разрешение изображения налицо, точнее, даже на лице

Есть элементарное правило, которым я руководствуюсь и о котором говорю на всех своих обучениях: открываем макет, ставим масштаб 100% и смотрим качество картинки. Устраивает или нет? Чтобы не тратить время на объяснение заказчику про «недостаточное разрешение изображения для печати», можно сделать скрин поместившегося в экран фрагмента макета и отправить клиенту. Потому что решение остаётся, конечно, за клиентом.

Кстати, часто после отправки заказчику этого самого «размытого» и «квадратного» фрагмента макета в 100% масштабе как-то быстро у него находятся оригиналы этих самих фото, хотя сначала был разговор, что оригиналов нет. Ну тут, как говорится, лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать от типографии/дизайнера, что качество фото не подходит). А иногда заказчика устраивает и так. Тоже бывает.

Или пришлют то же самое плохое фото, но с чисто механическим увеличением качества (было 30 ppi, в программе чисто механически сделали 150 ppi), но качество-то лучше не стало. Да, может быть небольшое «улучшение» за счёт сглаживания, но детализация сама себя не прорисует, поэтому качество лучше не станет. На то оно и растровое изображение. С векторными изображениями, понятно, таких проблем нет, увеличивай хоть до луны и обратно, качество не потеряется.

Кстати, вот этот приём — проверять макет в 100% масштабе — относится не только к широкоформатной печати, я рекомендую дизайнерам и клиентам так проверять все макеты, даже визитки. Помню, был случай, когда клиент получал свой заказ визиток и расстраивался: «Ой, как мелко текст, а на мониторе компьютера он был крупнее… Вы, наверно, на печати меняли макет?» — спрашивает он. Мы: «Нет, конечно! А вы смотрели визитку на размер всего монитора?» Клиент: «Ну конечно…»

Второе. Формат файла. Тут каждая типография решает для себя самостоятельно, какой формат удобнее и больше подходит под её технологический процесс. PDF, конечно, универсальный формат. Но если макет был сделан в Illustrator, сохранён в PDF, а в типографии его открывают программой Coral Draw, который вечно конфликтует с «люстрой», то иногда какие-то элементы (скорее всего, сделанные с эффектами «тень», «прозрачность» и т. д.) могут пропасть.. И на своём опыте было, и дизайнеры со мной делились такими ситуациями…

Поэтому многие предпочитают tiff, потому как, отрастрировав весь макет, все звенья цепочки «дизайнер — заказчик — типография» могут спать спокойно, ведь ничего не «слетит» и не пропадёт с макета.

Третье. Вылеты. И один из самых частых вопросов, которые мне задают дизайнеры: а надо ли делать вылеты в макетах для широкоформатной печати? А то где-то пишут, что надо, где-то что не надо.

Ну если для обычной цифровой печати макет без вылетов не подойдёт точно и бесповоротно, то если мы говорим о баннерах, например, то тут возможны оба варианта. Но лучше сделать, чем не сделать. А вот всё, что идёт на плоттерную резку и фрезу, — тут без вылетов не обойтись. И обязательно в названии файла и в техзадании пропишите размер продукции. Чтоб в типографии вас точно правильно поняли.

Фотографии взяты с сайта yaplakal.com и pinterest.ru

Мне рассказывали истории, когда в типографии напечатали макет не того размера, я даже не представляю, как такое возможно, ведь любое ТЗ или письмо в типографию должно начинаться с пункта о размере (формате) продукции. А если это не прописано, то это первое, что у вас спросит менеджер типографии и сверит указанный формат с размерами макета.

Четвёртая ошибка — отсутствие безопасной зоны в макете, которая необходима для установки люверсов (металлических «колец» для последующего крепления баннера). Лучше её сделать 4–5 см. А то в слове, расположенном прям в край макета, появляется дырка в виде металлического люверса, текст обретает новый смысл или теряет его, в типографии уверенно отвечают: «Вы такой макет прислали, а дизайнер или бухгалтер/системный администратор/секретарь, которому поручили сделать макет баннера, говорит — а я не знал ничего про безопасную зону и какие- то там люверсы, мне сказали картинку сделать…»

Технические требования к макетам для печати придуманы не просто так, не из вредности сотрудников типографий, а чтобы макеты и задумки заказчиков печатались качественно и без брака.

Пятое — простое, но важное правило, о котором часто забывают. Визуализация, то есть утверждение с заказчиком не просто макета, а визуальное его размещение в среде, где он будет размещаться. Да, не всегда она нужна. Но это, во -первых, достойная подача макета заказчику и ваш уровень клиентоориентированности и профессионализма. Во-вторых, это гарантия того, что не будет сюрпризов и вот таких (примеры выше) курьёзов.

Я не упоминала базовые требования к макетам, такие как шрифт в кривых (если макет в векторном формате), CMYK, в больших плашках чёрного цвета чёрный — составной, а не простой (чтоб чёрный был чёрным, насыщенным и без «проплешин») и так далее, ну это уже вещи очевидные (я надеюсь). А про цвет — так вообще отдельная большая тема.

Я за то, чтоб каждый занимался своим делом, тогда процесс идёт отлаженно, гладко, быстро и без косяков и брака. И всегда говорю дизайнерам на своих обучениях, в соцсетях и на выступлениях — если вы берётесь делать макеты для печати, то ознакомиться с техтребованиями типографии и соблюсти их в макете — зона вашей профессиональной ответственности. На сайте и в договорах всех типографий написано: если макет не соответствует техническим требованиям, претензии к отпечатанной продукции не предъявляются.

Не понятно, что написано на сайте типографии, — погуглите и разберитесь сами (только лучше ориентироваться на проверенные достоверные источники от профессионально опытных коллег), пройдите специализированное обучение, спросите у менеджера типографии или коллег, что значит непонятное вам слово или пункт. Везде такие же люди, как и вы. И все заинтересованы в качественном результате.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
У нас всё хорошо, будем расширяться

По моим наблюдениям, люди делятся на две категории: тех, кто может с точностью до дня недели рассказать, что происходило в их жизни 24 года назад, и тех, кто нацелен в будущее и с трудом ориентируется в календаре давно минувших дней. Юрий Аужанов, директор казахстанской типографии «Форма плюс», относится ко второму типу людей: он мыслит на перспективу, не углубляясь в историю своего предприятия. Хотя в общих чертах он, конечно, рассказал, с чего начиналась его типография — крупнейшая в Центральном Казахстане и в Караганде.

Послепечатная надежда

С 31 мая по 2 июня 2023 года в Алматы пройдёт 6-я Международная выставка рекламы, полиграфии, технологий и материалов Central Asia Reklam.

Будущее начинается сегодня

Примеры создания станков в России, пусть их и немного, есть. Да, это не самые топовые образцы, но в них есть главное — их уже делают.

Вывод и инспекция

ГК «Легион» представит два образца оборудования на выставке Printech 2023.

Процесс изготовления вкладки для этого номера

Компания «РУССКОМ» в очередной раз изготовила вкладыш для нашего журнала. На этот раз изготовленную в демоцентре компании открытку так и хочется оценить не только визуально, но и тактильно.


Новый номер

Журналус – Крутые проекты для вдохновения. Изменения в производстве упаковки. Тема номера – Переход в другое измерение. Нейроэстетика упаковки. От расходников до оборудования. Многоцветный драйвер успеха. CENTRAL ASIA REKLAM. Импортозамещение в полиграфии.


Зачем вы в первую очередь идёте на Printech и «Росупак» в этом году?
    Проголосовало: 25