101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Этикетка по требованию: будет ли цифровая революция в Центральной Азии?

  • Екатерина Смирнова
  • 19 февраля 2023 г.
  • 1316
С одной стороны, рынок этикетки продолжает расти, несмотря на кризис и непростую ситуацию в мире. С другой стороны, обещанной революции в секторе цифровой печати этикетки до сих пор не случилось — ни в Европе, ни в России. А как развивается этот рынок в Центральной Азии? Пойдёт ли он по российскому пути или выберет свою дорогу?

Кому нужна цифровая этикетка?

Максим Барабанов: «Пути развития рынка цифровой этикетки в России и Центральной Азии во многом схожи. Единственный момент, который отличает азиатский рынок, — это отсутствие дешёвых денег».

В первую очередь в цифровой печати этикеток заинтересованы типографии с аналоговым оборудованием, считает руководитель направления этикетки и гибкой упаковки Konica Minolta (Россия) Максим Барабанов. Речь о производствах, которые приобретают «цифру» в помощь флексографским машинам, частично разгружая их. Но только снижением нагрузки на аналоговое производство интерес к цифровой печати не ограничивается, ведь «цифра» открывает для «флексовиков» новые возможности, в том числе печать переменных данных, которая недоступна для традиционной технологии в принципе. Причём выходить на новый рынок большинство этих компаний предпочитает с менее дорогостоящим цифровым оборудованием, боясь рисковать большими объёмами инвестиций. Помимо вопроса их возврата перед предприятием будут стоять и другие задачи: переосмысление подхода к продажам, обработка дизайнов, скорость выполнения заказов, производственная логистика и т. д.

Кроме флексотипографий рулонные этикеточные ЦПМ приобретают компании, не имеющие отношения к рулонной печати, например, листовые офсетные типографии, уставшие бороться с конкуренцией и демпингом на низкомаржинальном рынке листовой и/или рекламной полиграфии. Для них покупка цифрового рулонного оборудования — возможность диверсифицировать бизнес, зайти в новые ниши. По этому же пути идут и цифровые типографии с листовыми ЦПМ.

Есть ещё один вариант: выстраивание бизнеса вокруг одной конкретной машины. Так, компания приобретает рулонную этикеточную ЦПМ и, как правило, цифровую высечку, а затем делает ставку на это оборудование, принимая заказы, от которых в силу разных причин отказываются флексотипографии, в том числе обладающие большими индустриальными ЦПМ.

Наконец, в цифровой печати этикеток заинтересованы предприятия, вообще не связанные с полиграфией. Речь идёт о потребителях этикетки — производителях, которые печатают их для себя, по требованию. Наличие собственного оборудования позволяет сократить издержки производства, а главное — помогает ускорить процесс отправки готовой продукции на склады и в магазины. Далеко не все типографии могут оперативно и в срок изготовить большую партию серийных этикеток. Кроме того, их содержание довольно часто меняется. «Однажды мы вели проект по организации участка цифровой печати на одном крупном предприятии в Подмосковье, и решающим фактором в его реализации стал аудит склада этикетки, которая должна была пойти „под нож“ по причине устаревания содержащейся информации», — приводит пример Максим.

Есть и другая категория покупателей — обладатели ЦПМ: её можно условно разделить на два типа. Первый — покупатели машин с иной технологией печати, например, струйной ЦПМ в дополнение к тонерной и наоборот. Таких примеров на российском рынке достаточное количество. Второй — «оптимизаторы», приобретающие менее дорогостоящие системы в дополнение к дорогому оборудованию, с последующим перераспределением между ними заказов (по сложности, объёму, себестоимости). Однако данная схема в России не получила распространения, в отличие от стран Европы.

Пути развития рынка цифровой этикетки в России и Центральной Азии во многом схожи. Единственный момент, который отличает азиатский рынок, по словам Максима, это более узкий ассортимент представленного оборудования и отсутствие дешёвых денег: взять кредит в банке под 30% — сродни грабежу. Компании просто не могут позволить себе приобрести дополнительное оборудование.

В качестве потенциальных рынков роста цифровой этикетки Максим выделяет прежде всего флексопроизводства, а также листовые офсетные и цифровые типографии. «Спрос на рулонные этикеточные ЦПМ есть, и он продолжит расти, по мере того как компании будут открывать для себя их возможности, в том числе опираясь на опыт своих конкурентов», — уверен он.

Восток — дело тонкое

Арман Жумагалиев: «Цифровая революция на азиатском рынке этикетки случилась в момент первой инсталляции серьёзной машины».

Объём печати цифровых этикеток в азиатских странах растёт: только за 2022 год он увеличился на 40%. И всё же в полной мере развернуться этому рынку мешают определённые факторы. Во-первых, это небольшой выбор печатного оборудования, считает Арман Жумагалиев, руководитель Print Store (Казахстан). По сути, на азиатском рынке из бюджетных этикеточных ЦПМ представлены только Konica Minolta. Их единственные конкуренты — это «китайцы». Но здесь не всё так просто. Дело в том, что у китайских производителей цифрового этикеточного оборудования нет официальных каналов дистрибуции в Азии. Поэтому клиентам приходится ехать за машинами самостоятельно, равно как и решать все остальные вопросы, связанные с расходными материалами и сервисом.

Ещё один сдерживающий фактор развития рынка цифровой этикетки в Азии — сложности в получении кредита, подтверждает Арман. Это касается всей печатной отрасли в целом. Лизинговые компании крайне редко соглашаются на финансирование проектов, связанных с покупкой полиграфического оборудования, из-за большого количества дефолтных сделок во время кризиса. Удача на стороне тех немногочисленных компаний, которые всё же сумели найти доступ к хорошим условиям государственных программ финансирования и купили необходимое оборудование.

Помимо типографий, рулонными этикеточными ЦПМ в Казахстане интересуются и конечные потребители этикетки — производители товаров. Но здесь есть отличие от российского рынка: далеко не все компании готовы вкладываться не только в печатную машину, но и в послепечатное оборудование, без которого выпуск этикетки сложно представить. Покупка дополнительного оборудования увеличивает инвестиции в печать в 1,5–2 раза, а это уже непосильная ноша для большинства предприятий. «К тому же крупных партий цифровых этикеток нашим производителям, в отличие от российских не требуется. Так, при подсчёте дневной загрузки машины получается, что для печати 100 тыс. этикеток в месяц достаточно одного дня работы. Всё остальное время машина будет простаивать», — подчёркивает Арман. Поэтому пока печатать этикетки на стороне компаниям выгоднее.

Похожая история и в соседних с Казахстаном странах. По мнению Армана, рынок цифровой этикетки в Кыргызстане — исключительно малотиражный. Несколько месяцев назад специалисты Print Store инсталлировали Konica Minolta AccurioLabel 230 в одну из типографий Бишкека. в которой до этого была только флексопечать. «Машина отлично справляется со своими задачами: она взяла на себя выпуск малотиражной продукции и обслуживает весь регион. Население Кыргызстана на данный момент — 6,7 млн человек, из них не все проживают в стране. Соответственно, одной этой машины достаточно для удовлетворения потребительского спроса», — поясняет Арман.

В Таджикистане нет локальных производств самоклеящейся этикетки, всю продукцию они заказывают у «соседей». В Узбекистане сильно развит рынок флексопечати, и пока там не было инсталлировано ни одной цифровой этикеточной машины. «У них нет местных компетентных поставщиков цифрового оборудования, которые понимали бы потребности рынка и могли организовать представительства и сервисные службы. В наших планах взять эту миссию на себя», — делится Арман.

Что касается цифровой революции на рынке этикетки в Казахстане, то с учётом небольших масштабов страны можно сказать, что она случилась в момент первой инсталляции серьёзной машины. Речь идёт об этикеточной ЦПМ Durst Tau 330 RSC, которая была установлена в городе Актобе в декабре 2021 года. «Только представьте: кто-то решил инвестировать серьёзные средства в малотиражную цифровую этикетку. Для нашего рынка — это настоящий прорыв», — считает Арман. Этикетку на Durst заказывают даже из Алматы — за 2,5 тыс. км от типографии! Казалось бы, весь смысл «цифры» — в возможности получить продукцию «здесь и сейчас», но заказчики готовы ждать этикетку, несмотря на большие потери времени из-за доставки, ведь их устраивает и стоимость печати, и, самое главное, — короткий минимальный тираж.

 

Этикетка по требованию: будет ли цифровая революция в Центральной Азии?

 

 

О том, что в бишкекской типографии «Принт медиа» инсталлирована первая в Кыргызстане и вторая в Центральной Азии рулонная ЦПМ Konica Minolta AccurioLabel 230, в Publish узнали одними из первых. Своими впечатлениями о новой машине делится руководитель типографии Жаныбек уулу Азамат.

«Принт медиа» работает на рынке полиграфии уже 8 лет. Изначально типография занималась только офсетной печатью, а через три года открыла ещё одно направление — флексопечать. Со временем в типографию начали поступать заказы на небольшие тиражи этикеток, порядка 2–3 тыс. экземпляров. Загружать ими флексомашины было нерентабельно, ведь у них очень дорогие печатные формы. «Сначала мы выпускали малотиражную этикетку на офсетных машинах и принтерах. А когда подобных заказов стало больше, приняли решение о покупке отдельной ЦПМ, — объясняет Азамат. — Машину приобрели в рассрочку на один год. С покупкой помогли партнёры из Казахстана — Print Store».

Первый коммерческий тираж был отпечатан на AccurioLabel меньше месяца назад, а сейчас машина загружена на 20%. Это абсолютно нормально для низкого сезона: после новогодней горячей поры заказчики только «просыпаются». По словам Азамата, устройство очень простое и удобное в управлении, не требующее приладки. По сути, вся работа сводится к подготовке и отправке файла на печать. За февраль на машине отпечатали около 2 тыс. погонных метров самоклеящейся плёнки.

«Многие наши компании пока ещё не знают, что можно так быстро и качественно печатать этикетку, без изготовления форм и в любых количествах, даже самых маленьких», — делится Азамат. Он уверен, что цифровая печать этикетки — перспективное направление, поскольку сейчас очень востребованы небольшие тиражи.

 

Мал тираж, да дорог

Развитие рынка цифровой печати этикетки в Центральной Азии идёт с некоторым отставанием от России. Если российские аналоговые типографии отлично понимают, зачем им нужна «цифра» и насколько сегодня востребовано малотиражное производство этикеток, то к азиатским компаниям это понимание только приходит. И это несмотря на то, что розничный бизнес, который является основным потребителем цифровой этикетки, находится в фазе активного роста.

Михаил Тарновский: «Интерес к “цифре” есть, и он большой, теперь главное — её распробовать».

Большое количество малых предпринимателей заинтересовано в небольших тиражах, но далеко не все местные типографии могут их обеспечить. «Пример тому — частная узбекская винодельня, которая вынуждена заказывать крупную партию этикеток в ташкентской типографии, хотя для реализации товара такой объём ей не нужен», — рассказывает руководитель направления индустриальной печати Konica Minolta (Казахстан) Михаил Тарновский. По его мнению, покупка собственного печатного оборудования — дорогое удовольствие для большинства азиатских производителей, и первоочередной задачей для них является поиск типографий, которые смогут обеспечить им малые тиражи. Именно поэтому они вынуждены заказывать цифровую этикетку за тысячи километров от дома, в том числе и в России.

Флексотипографий в Казахстане достаточно, но они не берутся за печать небольших тиражей, поскольку их машины уже перегружены. Как полагает Михаил, это может быть связано с ростом рынка пищевой упаковки и увеличением числа заказов из России. После событий февраля 2022 года и последовавших за ними санкций себестоимость печати в РФ сильно выросла, поэтому для некоторых российских компаний печататься в Азии стало дешевле. По его наблюдению, большая часть заказов сегодня приходится на Узбекистан, ведь здесь более дешёвая рабочая сила и, соответственно, ниже цена производства.

Кроме того, высокая загрузка флексомашин может быть связана и с тем, что «домой» вернулись азиатские клиенты. «До февраля 2022 года 40% объёма нашей печати приходилось на Россию, у которой всегда было больше производственных мощностей и сырья», — отмечает Михаил. Сейчас же ситуация несколько изменилась: хотя часть клиентов по привычке продолжает заказывать печать в России, значительная часть вернулась в Азию. Поэтому у типографий просто нет времени подумать о развитии цифровой этикетки, тем более что её не на чем «облагородить». Если клиенту понадобится «особенная» этикетка с дополнительной финишной обработкой, например, тиснением, то ему, скорее всего, придётся заказывать её в России. К сожалению, в Азии далёко не каждая типография может позволить себе современное послепечатное оборудование.

В целом азиатские типографии понимают прелесть «цифры» с точки зрения охвата малотиражных заказов и помощи аналоговому оборудованию. Вероятно, пока им хватает основной работы, вот они и не торопятся инвестировать в новый бизнес, предпочитая вкладывать средства в дополнительное флексографское оборудование. Но это явление временное, считает Михаил. Большие тиражи стабильны, а вот малые растут гораздо быстрее и импульсивнее. По его прогнозам, в ближайшие два года спрос на цифровую этикетку — как листовую, так и рулонную — сильно возрастёт. «Сейчас Азия на пороге цифровой революции. Интерес к „цифре“ есть, и он большой, теперь главное — её распробовать», — уверен он. Тем более что в пользу азиатских стран играет близость к границам Китая, с которым налажены поставки сырья.

«В наших планах на этот год — ещё как минимум восемь инсталляций рулонных этикеточных ЦПМ Konica Minolta в Центральной Азии, большая часть из которых будет установлена в Казахстане. Но это не значит, что рынок Узбекистана не готов к „цифре“. Мы люди восточные, наша воронка обязательно затянет и соседние страны», — убеждён Михаил. По его мнению, Казахстан с Узбекистаном не конкурируют, их рынки печати разные с точки зрения удалённости, ограничений логистики и таможенных процессов, поэтому они остаются локализованными и защищёнными.

Осуществить экспорт этикетки из Казахстана в Узбекистан непросто, поскольку возникает ряд административных сложностей. Гораздо проще заказать их в своих краях или в России, если, конечно, это будет экономически выгодно. Именно поэтому отношение владельцев типографий двух государств открытые и доверительные: они готовы делиться опытом и помогать друг другу.

Как полагает Михаил, с другими азиатскими странами дела обстоят несколько иначе. Таджикистан рассматривать как рынок для полиграфии пока трудно, поэтому говорить о каком-либо развитии и продвижении бизнеса здесь рано. С Туркменистаном другая история: это государство богатое, но закрытое, попасть туда физически сложно. Скорее всего, ситуация на рынке полиграфии следующая: у людей есть деньги и желание инвестировать, но не понятно, как с ними вести бизнес из-за закрытости государства. «В любом случае мы держим руку на пульсе и следим за развитием рынка цифровой этикетки во всей Центральной Азии. Ситуация однозначно меняется, но не все сложности можно решить в одночасье», — резюмирует Михаил.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Офсет — при своих

В Московском политехе 14 марта 2024 года состоялась открытая лекция генерального директора АО «Первая образцовая типография» Игоря Валентиновича Полтавцева «Книжная индустрия в цифровую эпоху. Кадры решают всё!». О том, есть ли перспективы у цифровой печати в книжном производстве, смерти технологий и незаменимых специалистах читайте прямо сейчас.

Требуются! Всё, что нужно знать о кадрах в 2024 году

В советское время таблички «Требуются!» висели при входе практически на любое предприятие. Отсутствием безработицы в стране гордились, а сейчас это настораживает. Кадровый вопрос в последнее время обсуждается на всех уровнях бизнеса и власти — от ипэшника до вице-премьера. Почему так происходит и можно ли избежать кадрового коллапса? Постараемся разобраться.

Скрепка 2024

Выставка «Скрепка» привлекает совершенно разных посетителей и участников. Там можно встретить не только канцелярскую и офисную продукцию (что очевидно по названию), но также продукцию школьного ассортимента, продукцию для внешкольного развития, материалы для хобби и творчества, игры и игрушки, в том числе новогодние, подарки, сувениры и т. д.

Бум в этикетке и не только

В конце 2022 года в типографиях Центральной Азии наблюдался всплеск интереса к этикеточным цифровым печатным машинам, который был вызван ростом запросов на печать коротких тиражей в данном сегменте. Многие региональные предприятия, работающие в различных сферах пищевой и лёгкой промышленности, расширили выпуск новых продуктов небольшими партиями для изучения спроса на ту или иную продукцию, стали проводить промоакции на свои товары, диверсифицировать этикетки в зависимости от региона сбыта и т. д. Всё это потребовало изготовления большого количества малых тиражей этикетки, что получалось нерентабельно с использованием флексографских печатных машин.

Устойчивость — это цель

В ООО «Танзор» с 1 января 2024 года — новый генеральный директор Алексей Анисенин. Алексей работает в компании с 2005 года. Образование и длительный опыт работы в отрасли помогают ему решать задачи, стоящие перед компанией в сложные времена. Как у него это получается — читайте в интервью.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 29