101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Печать — и «Точка»

  • Владислав Рачков
  • 15 ноября 2022 г.
  • 1159
О своём пути в полиграфическом бизнесе рассказывает генеральный директор типографии с простым и географически обусловленным названием «Точка печати на севере города Санкт-Петербурга» Владислав Рачков.

В 2013 году мне стукнуло 30, я психанул, продал всё, что смог продать (включая авто), занял у знакомых безумцев, кто отважился мне одолжить, и на все эти деньги вознамерился купить принтер Mimaki CJV30 с встроенной функцией резки. Слава богам печати, что банки на тот момент отказали мне в кредите — я бы не вывез, потому что первый год был абсолютным дном, я был должен всем и вся ещё больше, чем одолжил! Но тем не менее самую большую сумму мне подкинула бабуля, поменьше родители — так что, дети мои, цените родственников что есть сил, потому что даже мне это зачлось, хоть я и был очень скверным пацаном, который втихаря курил и часто грубил мамке. Сумма получилась около 700 тысяч рублей. Часть денег должна было пойти на обустройство помещения. Пару месяцев до того я изучал форумы, как вообще работают печатники, выбирал станок. А надо сказать, что до того момента я никаким образом не был связан с миром печати и рекламы. Всё дело в этих тридцати годах, которые мне стукнули, — другого шанса попробовать что-то в жизни уже не будет. Иногда ездил на собеседования по специальности — но оказался никому ненужным. Собственно, это был основной триггер что-то предпринять. Остановил свой выбор именно на Mimaki — из-за цены. Это во-первых. Во-вторых, это был универсальный станок «два в одном». То есть он занимал в два раза меньше места, чем занимали бы два станка. Что на старте, вообще, важно, потому что можно немного сэкономить на помещении. Кроме того, аналогов на тот момент в такой же ценовой категории не было (насколько я знаю — нет и сейчас).

Печать — и «Точка»

И вот к новому, 2014 году я нашёл помещение (в болотистом местечке близ кладбища, подальше от людей и городской суеты — Парголово) и созрел для покупки. Когда я обрадовал этой новостью Тимура, бессменного менеджера «Смарт-Т», он обрадовал меня, что не продаст мне этот станок… потому что они кончились. В общем, тут и закончилась бы моя карьера печатника, если бы не неожиданное предложение Тимура, что вместо одного станка за те же деньги он продаст мне два отдельных — принтер Mimaki JV33–160 и режущий плоттер Mimaki СG SR2 130. И это было удачное стечение обстоятельств, поскольку в будущем я оценил, насколько однозадачные станки лучше универсальных. Это предложение Тимура в будущем много раз выручало меня, когда обе машины работали одновременно и каждая выполняла свою задачу — чего не может универсальный станок: он не способен печатать, пока режет, и наоборот.

 

К концу января я закончил отделку помещения, мне инсталлировали оборудование, и я, озадаченный, встал возле станка — потому что не знал даже, как его включить. Я ничего не знал о том, как печатать. Но очень хотел. Заказов не было — я сидел и читал инструкции и полиграфические форумы, изучая теорию и немного практикуясь. Немного — потому что много я не мог, ибо денег больше не было: хватило на покупку одного-единственного рулона плёнки Orajet 3640. Поначалу в этом была самая большая сложность, когда приходили какие-то заказы, например, на печать пары метров на глянцевой плёнке, а в наличии была только матовая. И оплаты за этот заказ не хватало даже на то, чтобы купить нужный рулон. К лету у меня уже был такой огромный долг, что я отчаялся вовсе и выставил всё на продажу. Чтобы словить хоть какие-то заказы, я пускал рекламу в Яндекс-директе на ночную печать. И это меня немного спасало — потому что всегда есть те, кто пропустил момент, а утром уже — открытие магазина, или кого-то подвела та, другая, типография и отпечатала брак. К нам можно до сих пор дозвониться ночью, и если игра стоит свеч, то мы едем и печатаем в бешеном темпе. Минимальная стоимость заказа в ночное время — 10 000 рублей и двойной тариф. Были случаи, когда люди платили за 40 листов А4 такие деньги, потому что очень было нужно.

В конце лета я понял, что печатная машина имеет дефект печати. Началась история, которая не придавала мне уверенности в завтрашнем дне, когда специалисты «Смарт-Т» пытались решить проблему. Но оказалось, что дефект неустраним, что ещё больше взволновало меня. И здесь я хотел бы отметить отдельно, что «Смарт-Т» с честью и наивысшим достоинством выполнили все свои гарантийные обязательства. Тут мне в очередной раз улыбнулись боги печати, и в компании предложили сумасшедше выгодный вариант — с небольшой доплатой обменять станок с дефектом на только что вышедшую модель JV150–160. Более того, этот принтер предназначался для шоу-рума «Смарт-Т» в Москве — это был первый-первый станок в России.

Команда профессионалов

Сильно тормозит дело, когда начинаешь дело один. Все, кто начинали в паре, — супруги, братья или друзья, стартовали и развивались гораздо активнее и успешнее. Прямо сейчас у меня коллектив из пяти человек, и мне катастрофически не хватает людей. Но то ли люди боятся парголовских болот, то ли я очень многого хочу от сотрудников — найти кого-то сложно. Однако, те кто работают, — работают очень давно и хорошо. Коллектив тяжёлый, обстановочка напряжённая, доходит до стычек, но каждый знает своё дело, что и характеризует профессионалов, потому что они не терпят конкуренции. Может, поэтому сложно найти человека? У нас есть менеджер, дизайнер, печатник, постпечатник и упаковщик. Последняя вакансия открыта — мы на самом деле ищем упаковщика, обращайтесь.

Решатель задач

С началом пандемии и тотальной дигитализации мы стали ориентироваться на этикетки, для тех, кому нужны малые тиражи. В основном это хендмейщики (паста, мыло ручной работы и пр.). Несмотря на то, что товар продаётся онлайн, упаковка всё равно требуется. И ещё мы нацелены на стикеры/наклейки как на элемент самостоятельной продукции или способ брендирования упаковки. На данный момент именно стикеры и этикетки — это 50% нашей продукции. Но у нас многопрофильная печатня, что является нашим преимуществом и, одновременно, нашей бедой. Мы выпускаем баннеры, ПВХ-таблички, стенды, холсты (полный цикл, включая натяжку), наклейки (в том числе большие — на витрины), этикетки, полиграфию (цифровая печать), делаем сувенирную печать. Мы способны печатать на огромном спектре материалов, в том числе изначально не предназначенных для печати, и это возможно благодаря УФ-технологии. А также можем комбинировать различные виды печати между собой: например, цифровую и сувенирную УФ-печать. Разнообразие возможностей по печати, отсутствие конкретной специализации и богатый выбор запечатываемых материалов заставляют постоянно быть в тонусе: почти каждый заказ получается уникальным. И их сложно посчитать, а потом сложно не испортить при производстве. Но это часто подкидывает высокомаржинальные заказы. Мы их не боимся, а я даже испытываю к ним слабость. Когда заказчик подкидывает задачку, и он сам даже не знает, что хочет. Поэтому у нас на сайте написано, что мы не печатаем, а решаем с помощью печати задачи заказчика. Такое наше кредо. Вообще география заказчиков у нас — вся Россия. При том, что у нас нет web-to-print и мы не обеспечиваем логистику. Но так как мы печёмся о качестве под девизом «делай максимально хорошо, и тогда будет нормально», это и притягивает тех перфекционистов, кто не любит полосочки на плашках.

Машинный парк

Печать — и «Точка»

Несмотря на микроскопический коллектив у меня целый парк машин — между ними можно гулять. Самая старая машина на фирме — экосольвентный принтер Mimaki JV150–160. Основной поток заказов выполнялся на ней. Это касалось и мелкодетализированных этикеток со стикерами и больших баннеров с постерами. К сожалению, сейчас запрещён ввоз изумительных оригинальных чернил Mimaki BS3. УФ-принтер Mimaki UCJV300–160 — это принтер-каттер, купленный в момент, когда меня одолел заказчик наклеек с объёмным шрифтом Брайля. Мы печатали такие наклейки, но на сувенирном принтере и только небольшими тиражами. Разумеется, как только я приобрёл этот девайс, то заказчик сразу испарился. У меня машина в конфигурации CMYK + белый + лак. И что я могу сказать? Это невероятная машина, лучшее, что только можно представить. На данный момент заказы на эту машину — с самой высокой наценкой за счёт возможности печати белым и лаком, особенно в малотиражной этикетке: заказчики «пищат» от восторга. Мы печатаем на прозрачных материалах, металлизированных плёнках (создавая эффект тиснения), голографических плёнках и пр. Самая важная особенность машины заключается в том, что можно печатать слои в любом порядке. Это позволяет изготавливать двухсторонние наклейки и другие непростые штуки.

Для сувенирной печати мы используем УФ-принтер Mimaki UJF-3042 MkII, который был приобретён в конфигурации CMYK + белый + лак в «Смарт-Т» в числе первых машин, привезённых в Россию. В отличие от большинства печатен, где есть подобное оборудование, у нас он используется в основном или для технической печати (по панелям приборов, автомобильным панелям, электронным платам), или для печати с подъёмом (шрифт Брайля), или создания конечного полноценного изделия, например, детских игрушек. Принтер работает ежедневно с утра и до вечера и отличается каким-то удивительно мизерным расходом чернил. Летом я докупил опцию Kebab для печати по цилиндрам (например, по винным бутылкам). В итоге — на нём у нас идёт наиболее маржинальная печать.

К величайшему моему сожалению, Mimaki не выпускает цифровых принтеров, пришлось купить Xerox. У нас он появился потому, что с основным видом нашей продукции люди часто ещё хотят получить визитки, флаеры и буклеты. Это очень портило картину, потому что стикеры и баннеры мы могли отдать вечером, а визитки нужно было ждать пару дней. А теперь ещё смогли добавить в ассортимент бумажную этикетку и наклейки.

Рулонный режущий плоттер Mimaki CG-160FXII в версии Plus был куплен в 2021 году из-за нехватки в ширине реза — порой требуется резать рулоны шириной 1,6 м. Оказалось, что замена была очень кстати — потому что ввод в работу второго рулонного принтера UCJV300 и увеличение объёма продукции примерно в два раза потребовали новых скоростей по плоттерной резке. В результате мы печатаем теперь стикеры и этикетки в основном на рулонах шириной 1,6 м. Плоттер ежедневно непрерывно режет, и иногда, даже при его скоростях, образовывается очередь на резку. А скорости у него фантастические — рядом страшно стоять, с каким свистом крутится рулон.

В преддверии нового 2021 года мы получили заказ на 4500 стикерпаков форматом А4 на бумажной самоклейке. Порезать их на рулонном плоттере оказалось не долго, а очень долго — основная проблема состояла в ручной подаче листов, из-за чего мы провозились с резкой две недели. Поэтому я и купил в любимом «Смарт-Т» режущий плоттер VULCAN SC-350, и он окупил себя примерно за два месяца. Аналогичный предновогодним стикерам заказ мы резали всего два дня. Но в этот раз заказ был осложнён тем, что 4500 стикерпаков были со ста разными макетами и разными тиражами. Хорошо, что Vulcan умеет резать по QR-коду, самостоятельно обращаясь к серверу. Это просто фантастика: мы загружаем в машину пачку из случайно перемешанных листов, и плоттер исправно всё режет без ошибок — резка не требует участия оператора. Вторая потрясающая особенность машины — область резки. В плоттере реализован двойной ряд прижимных роликов. Это даёт возможность использовать всю полезную площадь до самого краешка. И сам плоттер очень добротно сделан. Удивляет, что это Китай, а не Mimaki.

Есть ещё несколько важных машин, необходимая в постпечати: гильотины, биговщики, фальцовщики и пр. Вообще, всё оборудование я стараюсь покупать максимально удобное и понятное в использовании, с максимально автоматизированными возможностями. Это позволяет работать с таким обширным парком таким малым коллективом. Один печатник может одновременно справляться с четырьмя разноплановыми печатными станками Mimaki во многом благодаря тому, что интерфейс у всех машин практически идентичен. Достаточно освоить один принтер — можно работать на всех.

Покупка оборудования в «Смарт-Т» лежит в основании моей печатни. Если позволяют средства, то я покупаю у них новое оборудование. Если не позволяют, то покупаю где придётся и что придётся, но за технической поддержкой по принтерам Mimaki я обращаюсь только к ним. Чернила мы используем по возможности оригинальные. Если невозможно, то берём те, что предлагают в «Смарт-Т». Что касается качества сервисного обслуживания и общей обратной связи, то в силу опыта и разнообразия машин мне есть с чем сравнить. Не бывает оборудования без проблем, бывает проблемный сервис. На данный момент, если что-то случится с Xerox — не знаю что делать, а в Mimaki я уверен. Вообще в «Смарт-Т» я вижу образец того, как нам всем следует вести бизнес. Прежде всего — это добросовестность и ответственность. Поэтому мы сотрудничаем много лет.

Трудные времена?

Обычное дело — очередной непростой период. Я начинал в 2014 году в начале кризиса: долги и отсутствие заказов — мне не привыкать. Сейчас у нас ничего и не произошло по большому счёту, есть некоторый дискомфорт. И должен заметить, что пандемия была более чувствительна для меня, чем санкции. Немного замедлился рост, но динамика всё равно положительная. Свой успех я связываю с четырьмя вещами: сотрудники, фирменное оборудование, собственная CRM-ERP-система и то, что я работаю, как раб на галерах. На данный момент я очень дорожу людьми, с которыми мне улыбнулась удача работать. Я доволен надёжным и эффективным оборудованием Mimaki. Доволен поддержкой и сервисом «Смарт-Т».

У меня самые грандиозные планы и позитивное настроение. Во-первых, я намерен выпустить в продажу нашу CRM-систему. В принципе, всё готово, не хватает только немного усилий, чтобы сделать руководство пользователя. Во-вторых, я собираюсь в 2023 году прикупить планшетный УФ-принтер с форматом 2×3 метра. Также я смотрю в сторону рулонной цифровой этикетки: очень перспективное направление, как мне кажется, особенно с учётом общего сокращения тиражей, когда «флекса» уже не хочет печатать, а «цифра» может только листами. Планирую, всё-таки, расширить штат как минимум в два раза — продублировать каждого сотрудника. Надеюсь, что встретится мне талантливый и активный продажник, с которым мы поднимем объёмы до нового уровня. Может быть, я схожу в отпуск, наконец-то. Ну и как уже писал — планирую прикупить рулонный УФ Mimaki UJV100 на замену или как дополнение к JV150. И конечно же, основной мой план, как и у всех у нас — захват и порабощение Земли.

Вот и всё, что я хотел рассказать про мою «Точку печати на севере города Санкт-Петербурга».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Как работает и сколько зарабатывает «Твоя типография» из Петрозаводска

Петрозаводскому производству «Твоя типография» уже 13 лет. За это время компания прошла длинный и интересный путь развития от небольшого печатного цеха до крупного многопрофильного центра. Её основатели Кирилл Бомбин и Тойво Лиукконен познакомились в техникуме, потом грызли гранит науки в университете, а со временем их дружба переросла в надёжное бизнес-партнёрство.

Из принтера в «тыкву»: нюансы текстильного бизнеса

Выражение «цифровые технологии» вызывает у человека целую гамму ассоциаций, но чаще всего под этой фразой подразумевают различные устройства коммуникаций и обмена информацией. Для полиграфистов же это, прежде всего, развитие техники и технологий в области печатных процессов, в частности, печати на различных текстильных материалах.

Для рекламы — и не только

Не претендуя на точность, можно сказать, что выставка «Реклама» в этом году не просто удалась, но особенно удалась с точки зрения полиграфистов.

Профессионализм, опыт и трудолюбие, как слагаемые успеха

В 2022 году в Konica Minolta Kazakhstan произошло много событий. О том, что компании удалось сделать на полиграфическом рынке, мы побеседовали с руководителем направления индустриальной печати Михаилом Тарновским.


Новый номер

Тема номера — Небольшие устройства послепечати. Выставка «Реклама-2022». Печатающих головки. «Например» — Krekerdecor и «Карт Регион». ЦПМ для коробок. Publish Eurasia: Казахстан и Иран. «Текстильная печать»: конференция про деньги в текстильной печати. Каландровые прессы. Ч. 1.


Что сдерживает переход на цифровую печать этикетки?
    Проголосовало: 15