101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Европапир: «Кто думает вперёд — понимает все трудности, все ограничения текущего момента»

  • Екатерина Кириченко
  • 14 сентября 2022 г.
  • 2719
Наша страна и бизнес переживают масштабную трансформацию, которая затронула всё и всех. По мнению «Европапир», этот процесс продолжится ещё год. Минимум год (!) — до того времени, когда всё устаканится и можно будет выдохнуть… с оговоркой и при условии, что все остальные внешние факторы останутся такими же, как сейчас.

Какие планы? Безусловно, главное событие этой осени, которое случится уже в октябре, – выставка «Реклама–2022». Журнал Publish будет там и проведет конференцию, участниками которой станут эксперты в области текстильной печати. Регистрируйтесь на конференцию «Как полиграфисту начать бизнес в текстильной печати: где деньги в текстильной печати и есть ли они там»!

Европапир: «Кто думает вперёд — понимает все трудности, все ограничения текущего момента»

Тема, касающаяся ситуации с расходными материалами и поставками бумаги, по-прежнему острая, массово обсуждающаяся в кулуарах. Но информации мало. Те, кто мог бы просветить, осторожны: лишних обещаний не дают, публичных громких заявлений избегают, ходов не раскрывают, но трудятся, перестраиваются, изыскивают возможности, налаживают новые контакты.

8 июня в рамках Форума печатного и рекламного производства Printech 2022 прошла сессия «Работа в кризисных условиях: взгляд из индустрии. Проблемы с расходными материалами и не только», соорганизатором которой был журнал Publish. Мы приглашали компанию «Европапир» принять в ней участие. Тогда один из крупнейших игроков оптово-бумажного рынка работал над множеством проектов, но не был готов о них рассказывать — слишком велики были риски, слишком много было неопределённости. В преддверии осени руководители направлений во главе с заместителем генерального директора «Европапир» Владимиром Даниловым рассказали, как обстоят дела во всех сегментах бумажного рынка, которые обслуживает поставщик.

На сегодняшний день у «Европапир» формально 7 филиалов, но есть ещё распределённые офисы: например, у филиала «Юг» — в Ростове-на-Дону, Краснодаре и Ставрополе; у Нижегородского филиала — как в Нижнем Новгороде, так и в Казани; у московского — есть дополнительный офис в Туле. Склады компании расположены по всей России: от Хабаровска до западных границ, их наберётся три десятка. В ассортименте тысячи активных номенклатур.

Заместитель генерального директора «Европапир» Владимир Данилов

По словам Владимира Данилова, пока никаких предпосылок для какой-то реорганизации сложившейся структуры нет. Что будет завтра, никто не знает, но уверенности в позитивном взгляде на вещи добавляет тот факт, что компания расширила розничную сеть: в Санкт-Петербурге на Заозёрной улице, на месте закрытой в мае «Бумажной лавки Antalis», открылся фирменный магазин «Формула Бумаги». «Европапир» пригласила к себе в команду часть работавших там людей, затем последовала небольшая пауза, связанная с переобучением персонала и наполнением ассортимента, и вот результат — магазин работает уже больше месяца.

Конечно, это не так много, чтобы говорить о доходности, окупаемости и проч., но на рынке Санкт-Петербурга сохранилась розничная точка в привычном месте, коллекции из складских остатков Antalis успешно продвигаются на рынке, продукция востребована, что, несомненно, помогает компании в работе с клиентами. Есть, конечно, сложности: коллекции Antalis — это европейские поставки, часть продукции под санкциями, а наше завтра туманно, и в этом риск, но в «Европапир» уверены: решение было правильным. «Уже сейчас понятно, что польза от этого есть», — говорит Данилов.

Если говорить о санкциях, то наш рынок в состоянии турбулентности не только из-за них — зачастую компании принимают собственные решения о прекращении поставок, приостановке деятельности или уходе. Так, ведущий поставщик самоклеящейся бумаги UPM Raflatac прекратил отгрузку продукции, не попавшей под запрет, а Kemira больше не поставляет химикаты для отечественной ЦБП. Примеры корпоративной политики бывают разные, есть и компании, которые дорожат налаженными связями и многолетним сотрудничеством, и снова возвращаемся к тому, что «как будет завтра, никто не знает, и только время покажет…». Но в «Европапир» и здесь демонстрируют конструктивный настрой: «Не будет возможности работать с каким-то продуктом — будут другие продукты… вероятно, не из Европы».

Импортозамещение | В отечественной ЦБП процесс также запущен. Есть уже новые виды импортозамещающей продукции. «Монди» вернулась к производству упаковки для жидких продуктов: переработаны рецептуры десятилетней давности, были сделаны пробные выработки, прошло тестирование, и сейчас линейка картонов под брендами Komibase и Komipack довольно успешно выводится на рынок. Это картон, пришедший на замену известным импортным маркам, также позиционируется для изготовления различных типов одноразовой посуды и стаканов.

«Европапир» давно и успешно сотрудничает с «Монди», предлагая продукцию Сыктывкарского комбината. По словам Владимира, картон-основа для стаканчиков идёт прекрасно, заказов много, он заменяет практически всю аналогичную продукцию Stora Enso и Metsa. Есть мнение, что осенью отечественные производители нас ещё порадуют новыми разработками в других нишах.

Рынок на месте не стоит | 9 июля прекратились все европейские поставки по контрактным обязательствам, складские запасы некоторых материалов, скорее всего, будут истощены к октябрю. Новые возможности ищут и производители, и дистрибьюторы, и даже клиенты. Идёт процесс как замещения, так и смещения фокуса на азиатский рынок, причём многие производители и так присутствовали в России, разница для нас только в том, что широкий выбор сменился на безальтернативный. По мнению Данилова, октябрь обещает быть очень интересным. В компании не ожидают дефицита, если уж только по отдельным специфичным запросам, например, каких-то видов специализированных картонов.

«Мы уже два года плотно работаем над импортозамещением, развитием отношений с той же “Камой” и другими российскими производителями, — говорит Владимир. — У нас был сбалансированный портфель, в котором присутствовали и российские бренды, и европейские, и азиатские. Сейчас из Европы мы привозим и продаём то, что не под санкциями. К сожалению, в Азии не всё есть из того, что нужно заместить. Но российские производители тоже активизировали работу по модификации продуктов в плане импортозамещения. В любом случае, наш бизнес достаточно устойчивый, у нас разноплановый ассортимент, что позволяет нам не только оставаться на плаву, но и удерживать баланс».

Printing & Writing (бумага для полиграфии) и «самоклейка»

Павел Боков, продакт-менеджер по мелованным и специализированным бумагам

Направление Printing & Writing — это бумаги в рулонном и листовом форматах для полиграфии (для офсетной печати, флексографской, любой другой). В ведении Павла Бокова как мелованная, так и немелованная бумага, газетная, самоклеящаяся и самокопирующая.

Ни для кого не секрет, что большую долю мелованной бумаги поставляли европейские производители, которые, по сути, одномоментно все покинули наш рынок. По оценке Павла, уход этих производителей совпал (и был компенсирован!) потребительским спадом, по крайней мере, в тоннаже. Отчасти это связано с карантинными годами, когда динамика потребления разительно отличалась от предыдущих лет. Увы, пандемия влияет и на возможности прогнозирования — на показатели предыдущих лет больше нельзя опираться. Уход поставщиков только усугубил ситуацию в секторе бумаг для печати — недостающие объёмы приходится перекладывать на тех, кто остался, а также привлекать новых. И это та же самая Азия, потому что по ассортиментной матрице (прежде всего речь идёт о мелованных бумагах) азиатские производители, в принципе, закрывают те европейские линейки, которые были и поставлялись в Россию. Поскольку отдельные сорта давно присутствуют на рынке, никакого шока не произошло, можно сказать, в какой-то степени все были готовы.

В портфеле «Европапир» всегда присутствовала мелованная бумага как российского производства — «Омела», так и APP (Hi-Kote), равно как и бумаги европейских производителей (UPM, Burgo). С уходом последних их доля переложена на двух оставшихся.

По офсетной бумаге «Европапир» работает с «Монди» и с «Камой». Здесь импорт был всегда пренебрежимо мал. Да, были некоторые потрясения в прошлом году, когда Архангельский ЦБК покинул эту нишу. Вслед за этим прозвучали заявления Группы «Илим» о переводе БДМ на производство упаковки. Был ажиотажный спрос в апреле-мае этого года, пиковая ситуация с ценами, однако всё более или менее уравновесилось. Сейчас о дефиците говорить не приходится, а каков будет спрос в будущем (мы будем это часто повторять), «не знает никто».

Так или иначе, видение «Европапир» такое: и по мелованной бумаге, и по офсетной на сегодня рынок удовлетворён. Будет спрос — будет реакция на него. Единственное, что заказчик должен учесть, что не всегда можно мгновенно реагировать на рыночные изменения. И даже если азиатские производители способны закрыть какие-то объёмы, то логистика из Европы — это одно дело (быстрая доставка автомобильным транспортом), из Китая — другое (в любом случае дольше).

Что касается самоклеящейся бумаги (как в листах, так и в рулонах), то большую часть рынка составляли два гиганта: Avery Dennison (Fasson) и UPM с Raflatac. После их последовательного ухода (вместе с другими европейскими производителями) рынок оголился сразу же на 80%. В этот вакуум подтягиваются предложения отовсюду, в том числе те, которые на стабильном рынке не проходили по качеству, логистике или каким-то иным причинам. Сегодня потребительская планка снижена, доминируют ценовая политика и, наверное, что важнее, собственно наличие. Есть доступная азиатская альтернатива, качество приемлемое. Пройдясь по производителям, «Европапир» уже сделала свой выбор, ждём анонсов.

Также в ассортименте компании представлена и самокопирующая бумага. В сфере интересов — термотрансферная.

Дизайнерская бумага, бумага для цифровой печати

Елена Родионова, менеджер по развитию бизнеса

По дизайнерским бумагам есть позиции, которые попали под санкции, компания прорабатывает и эти, и альтернативные варианты. У «Европапир» есть экспертиза, опыт, понимание трендов и того, что нужно будет клиентам в свете сегодняшнего дня. В большинстве случаев удаётся угадывать и предсказывать, но где-то предпочитают не рисковать (цена риска сейчас очень высока). Так или иначе, это направление, которое остаётся важным, работа над ассортиментом ведётся.

«Открытие розничного магазина в Санкт-Петербурге — это сигнал рынку, что мы работаем. Соответственно, направление дизайнерских бумаг у нас одно из приоритетных, — говорит Данилов. — Мы видим рынок, видим ценность нас для этого рынка, соответственно, будем стараться сделать всё от нас зависящее, чтобы нашим клиентам было с чем работать».

По словам Елены Родионовой, уже самое в ближайшее время и здесь будут анонсы о новых поступлениях, и это будут коллекции достойного качества, ничем не отличающиеся от европейских.

Бумага для цифровой печати | Напомним, что под санкциями все бумаги с покрытием. Если говорить о бумаге без покрытия (немелованная), то плотности до 150 г/м2 под запрет не попали, а выше 150 — под санкциями. К примеру, можно поставлять Color Copy 90, 100 и 120 г/м2. Структура спроса в нашей стране была такова, что на рынке было много именно плотной бумаги, и это одна из проблем.

В целом цифровой сегмент на 99% был представлен европейскими производителями, и «Европапир» традиционно работала с российским офисом Mondi, который сейчас относится к Сыктывкару.

«То, что можно привезти и что вне санкций, мы пополняем эти запасы. То, что нельзя — пока ищем аналоги, — говорит Елена. — В сегменте цифровых бумаг очень важно качество. Мы посмотрели всех крупных производителей, которые могут это качество дать, и, к сожалению, прямых аналогов не нашли. В Азии в целом нет культуры печати на такой бумаге».

То, что сказано про немелованные сорта для цифровой печати, в полной мере относится и к мелованной бумаге: рынок в основном занимали европейские производители. Азии в цифровом формате не было очень давно, но сейчас азиатские бренды бумаг для цифровой печати возвращаются в Россию.

«При этом мы развиваем свой собственный бренд! — продолжает Елена. — У нас есть зарегистрированный товарный знак MASTER! Под этим брендом мы продаём мелованную бумагу для офсетной печати MASTER COAT, мелованную бумагу для цифровой печати MASTER COAT DIGITAL, и, развивая бренд, мы добавили немелованную бумагу MASTER PRINT DIGITAL».

Вся линейка MASTER — торговая марка «Европапир». Как было сказано выше, недавно ассортимент пополнился новой бумагой без покрытия MASTER PRINT DIGITAL. В данный момент доступны граммажи от 80 до 190 г/м2, формат SRA3 (320×450 мм). Это чистоцеллюлозная немелованная бумага, предназначенная для высокоскоростной профессиональной печати на всех типах цифровых машин, использующих сухой тонер. Бумага подходит для препринта и офсетной печати.

Раскроем секрет, у «Европапир» есть ещё проекты, детали которых не до конца согласованы, так что поставщик не спешит о них рассказывать. Надеемся, что всё получится, и в ближайшие месяцы нас ждут новые предложения.

Офисная бумага

«Европапир» сегодня работает с двумя крупнейшими российскими производителями: «Монди Сыктывкар» и Sylvamo (Светогорск, бывшая International Paper). Раньше был ещё импорт, и это была UPM. Формально санкций на офисную бумагу нет, однако, как было сказано ранее, финский производитель решил свернуть любые поставки в Россию.

По словам Алексея Дельцова, офисной бумаги на рынке на сегодня хватает. Сейчас уже все потребности закрыты.

Алексей Дельцов, руководитель по развитию направления «Офисные бумаги»

В принципе, большого смысла ввозить европейскую офисную бумагу и нет. Стоимость логистики безумная, грузовики неделями стоят на границе, в самой Европе также высокий спрос, плюс валютные риски. А в России в последние месяцы ситуация с сырьём, химикатами, в том числе отбеливателями, понемногу улучшается, производство белой бумаги увеличивается. Кстати, в период пикового спроса, в условиях дефицита, и бумага без отбеливателей (желтоватого оттенка) расходилась очень даже бодро.

В дальнейшем ситуация, опять же, будет зависеть от спроса. По большому счёту, мощностей российских производителей достаточно, чтобы удовлетворить потребности рынка. В целом по офисной бумаге в 2022 году спрос, скорее, падающий. Снижение потребления сопоставимо с объёмами отсутствующего импорта (примерно 10%).

Упаковка, коробочные картоны, этикеточная бумага

Что касается упаковочного направления, то «Европапир» традиционно работала и с российскими, и с европейскими, и с азиатскими производителями. Сейчас портфель меняется. Но и здесь работа началась задолго до. Например, раньше по целлюлозным коробочным картонам был стопроцентный импорт, появление «Камы» и «Добруша» изменило многое…

Вячеслав Брагин, директор по развитию направления «Упаковка»

«До 2021 г. вся упаковка — это была исключительно импортная история, за исключением гофры, которой мы не будем касаться, будем говорить о складных коробках, картонах и этикеточной бумаге, — рассказывает Вячеслав Брагин. — Основными для нас являются целлюлозные картоны, макулатурные (включая лайнеры), серые картоны и двустороннего мелования, для полиграфии. И, как я сказал, до 2021 г. не было практически ничего отечественного: были макулатурные картоны “Нева”, “Ладога”, наверное, и всё. Это примерно 10–15% от всего рынка. В 2021 г., слава Богу, появилась “Кама”, и события, которые произошли в феврале 2022 г., с последующим уходом с рынка европейских поставщиков, дали “Каме” дополнительный шанс на то, чтобы реализоваться на этом рынке».

Изначально доля европейских картонов в ассортименте «Европапир» составляла около 30%, всё остальное — Азия.

«На протяжении последних 7 лет “Европапир” входила в тройку крупнейших поставщиков картонов производства АРР (Китай) на рынке Российской Федерации и ежегодно увеличивала свою долю присутствия. Пару лет назад, в разгар пандемии, мы впервые столкнулись с трудностями в логистике из Китая, которые до сих пор так и не стабилизировались, в силу разных обстоятельств, — продолжает рассказ Вячеслав. — В то время запасов на наших складах было достаточно, чтобы обеспечить бесперебойное снабжение наших клиентов, несмотря на задержки поставок в несколько месяцев. С 2016 года и по сей день мы активно работали и работаем над проектом “Кама” совместно с фабрикой. За год (с момента прошлогодней выставки “РосУпак”, где нами были проданы первые, тестовые, роль и палета) “Европапир” реализовала более 16 тыс. тонн картонов этого производителя, весьма неплохой результат с учётом обстоятельств. Сегодня продолжается работа и с Китаем (ищутся новые продукты и возможности их реализации), также растут и объёмы заказов на картоны “Кама”, что вполне естественно в существующей реальности».

В компании признают, сложности есть. Уход с рынка поставщиков химии затронул всех отечественных производителей, в т. ч. и ту же «Каму», и Светогорский комбинат (выпускающий Svetocoat), и т. д.

Как можно описать ситуацию на рынке бумаги и картона? На рынке осталось порядка 35–40% привычного ранее разнообразия производителей. Оптовики работают, но предлагаемый ими ассортимент выровнялся, и это кардинальное отличие от предыдущих лет, когда был минимум пересекающихся позиций. В разрезе материалов для упаковки корзины оптовиков можно назвать на 80% идентичными.

Сейчас каждый из российских поставщиков бумаги и картона проводит огромную работу по формированию нового ассортимента. Проводятся тесты, готовятся заключения, потом начнутся промышленные поставки. Для этого, в свою очередь, должны «вымыться» европейские картоны — понятное дело, что, имея на складах запасы на 4–5 мес., нет смысла прямо сейчас заказывать, к примеру, картон, который в принципе можно привезти. В тот момент, когда прекратились отгрузки оптовикам, доступные свободные объёмы, предназначенные для российского рынка, ушли по прямым контрактам на склады крупных клиентов, тем самым некоторые компании по производству упаковки обеспечили себе запасы материалов до конца года.

«Происходит трансформация, причём на нескольких уровнях: трансформация у нас (как у продавцов), потом трансформация у переработчиков и типографий, которые должны вынужденно принять ту или иную позицию по поводу наличия или отсутствия того или иного материала. Это и картон, и краски, и т. д. А есть ещё их заказчики, которые в принципе к поставкам картонов, бумаги и других материалов вообще никакого отношения не имеют. У них есть представление, что упаковка должна быть красочная, полноцветная, красивая, и зачастую им абсолютно всё равно, есть проблемы с материалами или нет. И с ними предстоит ещё большая работа! Поэтому сейчас типографии вкладываются больше. Рынок упаковки вообще своеобразный, со своими традициями, понятиями и историей. Любая трансформация и адаптация, затрагивающая практически весь технологический процесс, нелёгкая и болезненная», — считает Вячеслав.

Картон в процессе

Но вернёмся к коробочным мелованным картонам. «Европапир» в итоге остановился на продукции «Камы». Ничего криминального с «Добрушем» нет, просто опыт непродолжительного сотрудничества показал, что продукция аналогична, держать двойной объём на складе накладно, а работать с российским производителем компании удобнее.

Не секрет, что у полиграфистов есть много вопросов касательно сложностей работы с продукцией обоих предприятий. Картоны «Добруш» и «Кама» показывают себя на разных работах по-разному. В некоторых случаях отлично подходит один, в других — второй. Нет на сегодня универсального решения.

Что касается «Камы» (далее будем говорить о ней, коль именно её продукцию отгружают), то оптовик и производитель проводят огромное количество совместных мероприятий для клиентов из разных регионов. Обратная связь всегда обрабатывается. Все признают, что картон капризный и с ним надо уметь работать. Есть решения, которые помогают преодолевать ряд проблем.

Типографии должны понимать, что нельзя предъявлять завышенные требования к только что выведенному на рынок продукту и ожидать, что картон поведёт себя так же, как и привычные материалы от Stora Enso или Metsa Board, без изменения подхода. Производитель составляет рекомендации (в т. ч. и по расфлатовке), которые нельзя игнорировать. Документ с рекомендациями дополняется по мере поступления отзывов и вопросов. Есть наработки по правильному изготовлению ножей для штампов, самих штампов: кто их делает, где их делают, какие особенности, как правильно флатовать, как правильно работать с краской. Да, картон не такой, как все, назовём его «особенным», он из лиственной целлюлозы, его характеристики по жёсткости и пухлости отличаются (впрочем, как и у всех картонов). Бывает и такое, что клиент пренебрегает технологическими требованиями (например, были случаи резки или печати в зимний период без периода акклиматизации), а потом наступают пресловутые последствия.

Картон (и российского, и белорусского производителя), может быть, и непростой, но давайте признаем: во -первых, большого разнообразия выбора других вариантов у отечественной полиграфии на сегодня нет, а во -вторых, не всё так плохо. Что касается «Камы», то производитель прислушивается к пожеланиям типографий, учитывает потребности, пробует «и улучшить, и углубить» — но перемены возможны только при адекватной и конструктивной обратной связи от рынка. Это долгий путь и нелёгкий процесс. И не только потому, что это «особенный» картон отечественного производства, но и потому, что российский клиент — особенный, привыкший иметь всё сразу и хорошо. Интересно, что даже на подготовку рекламации (если уж), как того требует фабрика, не у каждого и не всегда находится время.

«Может быть, сегодняшняя ситуация как раз на руку всем. Все ускорят этот процесс, — убеждён Вячеслав. — И, кстати, поверьте, есть много примеров успешной работы с картоном “Кама”».

Сотрудники «Европапир» за этот год накопили большой опыт работы как с «Камой» по вопросам качества, так и с клиентами. Нужна разъяснительная работа, рекомендации — всегда пожалуйста, обращайтесь к своим менеджерам, в свои филиалы, расскажите о том, что вы собираетесь делать, какой у вас способ печати и т. д.

Что касается целлюлозных картонов, то здесь ситуация ещё будет меняться. Рынку иногда нужен очень белый картон, к которому привыкли. Нужен двусторонний картон, которого нет. Его даже европейцы не делали, кроме Stora Enso и Iggesund, его делает Китай. В этом направлении и работает «Европапир» сегодня.

Картоны для стаканчиков | Тут почти всё ясно. Если сначала ситуация представлялась тревожной, то быстрый запуск «Монди» сразу же дал достаточно хороший результат. Не успели прийти первые тестовые партии — клиенты уже разместили заказы. Браво, «Монди»! Такого лёгкого (относительно лёгкого, речь исключительно о видимости) запуска продукта мы не припомним!

Но есть один момент. «Монди» делает картон-основу, и это для 80% рынка заказчиков, которые производят стаканы сами. Остаётся вопрос, кто будет обслуживать остальные 20%. Что делать тем, кому нужен уже готовый картон с ПЭ (полиэтиленом)? Это импортное сырьё, и все смотрят сейчас на Китай, который был и раньше, — осталось только привезти.

Работать есть над чем. Например, нет металлизированных картонов. Подложка под рыбу — был такой Solidus, нет его. Вероятно, будет что-то самостоятельно производиться на базе Суража или Балахны. Тот же Solidus занимал какую-то нишу в переплёте. И снова выбор сужается: Сураж, Балахна, Алексин?

Макулатурные картоны | Здесь, пожалуй, самая сложная ситуация. В «Европапир» оценивали объём этого рынка в 180 тыс. тонн в год. Из них 80 тыс. тонн — это были картоны «Нева», 40–50 тыс. тонн — был Киев, остальное это всё был импорт (Азия, ММ-Karton, UMKA и проч.). Нет уже ни того, ни другого, ни третьего! Остались «Нева», «Ладога», которые в текущей ситуации смогут закрыть потребность на 40% (70 тыс. в год из 180). Варианты у «Европапир» есть — их ищут, их смотрят. Готового решения нет, но процесс идёт (пусть и небыстро). Нас успокоили тем, что ситуация не безвыходная.

Этикеточная бумага | Отечественных производителей достойной этикеточной бумаги нет, разве только ЭДП Архангельского ЦБК, но это нишевой продукт, который не всегда идёт на упаковку и этикетирование в привычном визуале. Российский рынок формировали UPM, Feldmuehle, Stora Enso (которая ещё пару лет назад ушла из этой ниши), Brigl & Bergmeister, Sappi и APP. На сегодняшний день в сухой этикетке остался только APP. В данный момент ведутся поиски партнёра на поставку влаго- и щёлочестойкой этикетки. Варианты есть, предложения есть, в ноябре-декабре, возможно, что-то появится. Пока же кто мог, тот переключился на сухую этикетку, и это период временный. Запасов у крупных производителей хватает (по крайней мере до октябряноября).

Промышленная упаковка | Помимо магазина в Санкт-Петербурге, «Европапир» подхватил ещё одну тему, которую развивал Antalis, — это промышленная упаковка. Сейчас это направление развивается в Москве, если пилотный проект пройдёт успешно, компания намерена присмотреться и к другим регионам.

Старт дан в июле, сейчас идут первые продажи. Это направление, которое обслуживает полиграфические предприятия и заказчиков из других отраслей, которым нужна упаковка или соответствующие решения. Есть объёмы гофропродукции, к ним — эффективная логистика. К поставке предлагаются также коробочки, плёнки, клеящие ленты, скотч, уголки и другие нужные вещи, которые прибудут к клиенту вместе с бумагой. Заявлено и оборудование по производству наполнителей для упаковки.

Для многих не новость — кредитная политика | «Европапир» в марте ужесточила свою кредитную политику, часть заказов переведена на предоплату, по импорту — всех без исключения. Время от времени вводятся послабления, но, по словам оптовика, риски остаются. Повышенное внимание к партнёрам касается не только клиентов, но и поставщиков. Что хорошо, так это то, что снова есть производители, заинтересованные продать больший объём и предлагающие более или менее интересные условия — по сравнению с весенними, экстремальными выпадами, ситуация медленно возвращается к нормальным условиям работы. Что касается заказчиков, то, по оценке Данилова, у отечественных полиграфистов сегодня всё непросто, но явно не катастрофа. Весна показала, что когда чего-то очень хочется, то предоплата не является больше проблемой (а раньше почему-то ни в какую).

«Когда у людей есть выбор, они этим выбором пользуются. Весной случилось так, что у людей выбора не было. Ограничили ровно всех и ровно на одни и те же условия. Нужна продукция — платишь деньги и получаешь. Не платишь — не получаешь», — говорит Данилов.

«Раньше клиенты, имеющие право на отсрочку и кредиты у разных оптовиков, ходили от одного к другому и выбирали, как на базаре: “сегодня хочу здесь, а завтра там”. И вот в один прекрасный момент эти возможности закрылись, а у такого клиента 50–80 человек, которых нужно кормить, плюс своя семья, и ещё производство, которое нужно обеспечить и материалами, и всем остальным. Что он будет делать? Дальше носом крутить? Или всё-таки заплатит и будет работать с тем, с кем надо?» — добавляет Вячеслав.

Это отдельные случаи. Хорошая новость, что у компании нет ощущения, что типографии закрываются. Клиенты, с которыми работает «Европапир», продолжают заказывать материалы, продажи регулярные, есть и еженедельные отгрузки.

ПОДВОДИМ ИТОГИ

Спрос-предложение | По мнению, Владимира Данилова, ситуация на рынке бумаг для полиграфии в первую очередь будет зависеть от спроса: какой он будет и как он модифицируется. Под спрос будет подстраиваться и предложение.

«Да, наверное, отдельные продукты, которые раньше были доступны для типографий, будут присутствовать на рынке не в полном объёме, но что-то из этого можно заменить на какие-то аналоги, — говорит Владимир. — Требования заказчиков будут изменяться, и, скорее всего, в сторону понижения. Да, не всё в России производится, но пока есть поставки из Азии, и они не заблокированы. Я не думаю, что будут какие-то катастрофические последствия в целом для отрасли. Может быть, кто-то пострадает больше, но глобально... вряд ли. Многие думают на перспективу, заботятся обо всём заранее, перестраиваются и работают со своими заказчиками. Кто-то ждёт до последнего: “А вдруг пронесёт и завтра всё вернётся?” Вот с таким подходом можно оказаться неподготовленным. Все уже поменялись, а этот коммерсант не поменялся, а потом будет жаловаться, что у него заказов нет? Кто думает вперёд, понимает все трудности, все ограничения текущего момента. Что касается российских производителей на нашем рынке, то, возможно, у них нет сейчас идеального продукта, но какие-то задачи они закрывают. В отсутствие альтернатив нам приходится (и мы научимся) работать с тем, что есть. Так же, как и по краскам. Тоже ситуация была взрывоопасная, а сейчас поставки идут. Первично — СПРОС».

В общем, дорогие наши читатели. Посмотрите на ситуацию трезво. Очевидно, что иметь запасы на год вперёд — никто (ни вы, ни оптовик) себе позволить не может. В сегодняшних условиях закупки планируются исходя из текущего спроса и сроков поставки. Колебания спроса (в ту или иную сторону) могут привести как к затовариванию, так и дефицитным позициям, последнее регулируется ценами (что мы и видели весной на фоне скоростных продаж). Это не что-то из ряда вон выходящее, просто сейчас всё очень быстро и очень сильно меняется. И это не только в полиграфии, и в других, смежных отраслях. Даже если взять бытовую технику — там те же самые процессы, меняются цепочки поставок.

Позитив от Вячеслава Брагина: «Коллеги, партнёры, друзья! Мы не отчаиваемся и вам не советуем. Заметьте, не останавливаемся ни мы, ни наши братья по цеху. В любом случае, это период временный. Поставщики найдутся! Наладятся контакты. Что-то будет привозиться и тестироваться. Вы не представляете, как много тестов проводится сейчас! Мы не будем рассказывать, что, где и как, а также какие поставщики проводят тесты, но, поверьте, приехало уже много материала, и такого, какого не было здесь раньше! От новых производителей! Просто нужно, чтобы эти тесты прошли, получили заключение. А дальше (ввиду сложностей с логистикой) — только время, которое, безусловно, потребуется. Скоро вы сами всё увидите и услышите. И от нас будут анонсы… ближе к середине осени».

Призыв к общению от Павла Бокова: «Есть ощущение, что отраслевое сообщество всё-таки мало встречается. Обратная связь от клиента приходит либо в результате персональной встречи, либо в рамках общения на выставках (не так уж часто это случается). Этого недостаточно. Каковы практические потребности рынка? Какие запросы от аудитории? Чего не хватает коммерсанту, маркетологу, технологу? Какие нужны встречи? Какие формировать тандемы для возможного общения? Кого хотят видеть и слышать вместе с поставщиком запечатываемых материалов? Производителя, поставщика расходников или оборудования? Ведь когда речь идёт о печати, все вопросы, как правило, лежат на пересечении смежных областей (возьми хоть краску и бумагу)».

В апреле 2022 года очередная встреча Клуба директоров цифровых типографий Санкт-Петербурга показала, насколько горячи текущие дискуссии. В ней принимали участие и «Монди», и «Европапир», и другие компании, занятые в оптово-бумажном бизнесе, при этом присутствовали не только цифровые типографии, но и офсетные. Люди общаются, задают вопросы, стараются найти ответы — в меняющихся обстоятельствах всем нужны какие-то ориентиры.

Журнал Publish присоединяется к призыву наладить общение и обрисовать желаемый формат полиграфических встреч с учётом актуальных потребностей и наболевших вопросов. Редакция благодарит Владимира Данилова, Павла Бокова, Вячеслава Брагина, Алексея Дельцова, Елену Родионову и Екатерину Захаренко за тёплый приём и откровенность. От всей души желаем компании «Европапир» и всей её команде успехов и процветания, ждём новостей.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Скрепка 2024

Выставка «Скрепка» привлекает совершенно разных посетителей и участников. Там можно встретить не только канцелярскую и офисную продукцию (что очевидно по названию), но также продукцию школьного ассортимента, продукцию для внешкольного развития, материалы для хобби и творчества, игры и игрушки, в том числе новогодние, подарки, сувениры и т. д.

Устойчивость — это цель

В ООО «Танзор» с 1 января 2024 года — новый генеральный директор Алексей Анисенин. Алексей работает в компании с 2005 года. Образование и длительный опыт работы в отрасли помогают ему решать задачи, стоящие перед компанией в сложные времена. Как у него это получается — читайте в интервью.

Расходная часть упаковки

Прошедшие два года стали непростым испытанием для различных сегментов полиграфической отрасли. Не является исключением сфера упаковки и поставок расходных материалов для этого рыночного сегмента. Какие изменения произошли в этой области и насколько всё сейчас вернулось в стабильное положение — Publish спросил у экспертов.

Рентабельный УФ-ДТФ

В 2023 году начала поставки актуальных решений для UV DTF-печати «Алларт Сервис», предлагающая на эксклюзивной основе оборудование китайского бренда Oric

Больше порядка

Ежедневники выпускают специализированные компании, книжные издательства, блогеры и даже музеи.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 20