101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Ближайшее будущее отрасли

  • Михаил Кувшинов
  • 30 июля 2022 г.
  • 1767
Часть 1. Чё припёрлись?

Какие планы? Безусловно, главное событие этой осени, которое случится уже в октябре, – выставка «Реклама–2022». Журнал Publish будет там и проведет конференцию, участниками которой станут эксперты в области текстильной печати. Регистрируйтесь на конференцию «Как полиграфисту начать бизнес в текстильной печати: где деньги в текстильной печати и есть ли они там»!

Вторая часть →

Именно в такой формулировке несколько десятилетий назад один умнейший, интеллигентнейший и знающий толк в самоиронии человек и открыл мне #основной_вопрос_бизнеса. Коллектив, технологии, цепи поставок и прочее крайне важны. Но становой хребет любого дела — клиент и то, какие его задачи решает этот бизнес, какие проблемы берёт на себя.

Нет, самый первый ответ на этот вопрос очевиден. В формулировке того же автора: «В бизнес меня привела мучительная жажда денег». Кстати, в моей практике были предложения не в шутку описать в миссии компании желание денег заработать. Вопрос в том, что должно подвигнуть вашего делового партнера, снедаемого той же пламенной страстью, отдать денег вам?! И, удивительное дело, обычный человек затрудняется внятно ответить на вопрос «Что ты хочешь?», не говоря о вопросе «Кто ты?»*. А деловой — на те же вопросы о деле своей жизни.

Базар в Поминове. Я. Трофимов, 1938 г., холст. масло

Егорьевский историко-художественный музей

К нашим баранам. Редакция Publish предложила подкупающую «простотой» тему: «Куда нужно было вкладываться год (три) назад, зная, что произойдёт в будущем?» Мне она показалась интересной. Только прошлое было заменить на настоящее есть. Для этого будущее очень хочется знать. Впрочем, в этом состоит изрядная доля моей работы.

Ниши в полиграфии

Понятно, для ответа на вопрос «куда?» нужна классификация мест назначения. Но оказалось, что устраивающей автора классификации не существует. Есть дюжина вариантов, прежде всего по технологиям, но никак не по бизнес-задачам. Пришлось изобретать велосипед. У меня получились (конструктивная критика читателей приветствуется) классы того, что полиграфисты делают, в формате «название и примеры продукции», хотя список и далеко не исчерпывающий.

Определяющая часть товара. Книга, игральные и географические карты, пазлы, календари и т.п. Бумажно-беловые продукты, сувениры, наклейки. Обои. Текстиль. Сюда же — защищенная/специальная полиграфия.

Интегральная, но не основная часть товара. Прежде всего упаковка и этикетка. Но также, к примеру, инструкции — от лекарств до автомобилей. Печать на мебели, предметах интерьера, строительных материалах и конструкциях. Пленочные клавиатуры.

Носитель рекламы. Листовка, буклет, каталог, рекламная растяжка поперек улицы, POS-материалы.

Носитель информации. Периодика: газеты, журналы. Справочники, словари.

Обеспечение процессов. Деловая полиграфия: от бланков, папок, конвертов и визиток до каталогов и годовых отчетов. Учебная литература.

Давайте, попробуем описать ближайшее будущее тех, кто решил развивать свой полиграфический бизнес в этих направлениях.

Определяющая часть товара

Если вы строите свой бизнес на изготовлении товарной продукции, то, признаюсь, я не очень понимаю зачем вы читаете это текст :) Вы и так в деталях знаете сильные и слабые стороны. Тенденции? Они совершенно разные для разных видов товаров. Текстиль на подъеме, особенно адресный, читай — цифровой. Книги? Детские — тема вечная. Бульварное чтиво все дальше уходит в смартфон. Настенные календари болеют долго и продолжительно, без перспективы выздоровления. А отрывные забыты так давно, что могут ненадолго стать модной ретро-фишкой. И так далее. В любом случае, в этой обширной и разнородной группе общее — не пролиграфия, а товарное производство. Успех от провала отделяют прежде всего не полиграфическая часть, а спрос именно на выбранные вами к производству товары. И продвижение, и умение этим спросом управлять. Работающих здесь в целом ждет светлое будущее. Не всех.

Интегральная, но не основная часть товара

Вариант, обладающий преимуществом первого, то есть клиенту предлагается очевидная для последнего ценность. Но с сильно ослабленным главным недостатком — капризностью спроса. Драйвер рынка — потребление основного товара, будь то — молоко или двери, что крайне позитивно сказывается на объемах производства. Наиболее чётко это видно на упаковке и этикетке. Характерный цифровой тираж в этикетке в России — от пары сотен метров до нескольких километров. Сравните с характерным тиражом в листовой цифре, зная, что в погонном метре — два с небольшим листа A3 формата. Длинные тиражи флексографской и глубокой печати могут современным полиграфистам из других ниш разве что присниться.

Варианты, вроде печати на строительных панелях, пленочных клавиатурах и проч., потенциально способны озолотить или разорить: ниши узкие и мало исследованные. В упаковке рынок огромный и в целом — вечный. Люди могут перестать читать и писать, но не перестанут есть и пить. Традиционные аналоговые технологии — и офсет, и флексография — чувствуют себя уверенно и сейчас и будут чувствовать так же, не сомневаюсь, в обозримом будущем. Но «цифра» и растёт, и будет расти дальше быстрее. Наиболее перспективными цифровыми направлениями в полиграфии представляются этикетка и гофра. Картонная коробка — тоже хороший бизнес, но, по отечественной практике, пока вряд ли в «цифре»: офсет прекрасно справляется и будет справляться еще долго в этом сегменте.

Носитель рекламы

Здесь вспоминается грустный ослик Иа. Потому, что этот вариант похож на первый капризностью спроса, который сейчас не просто на многолетнем минимуме, но и не обещает улучшений в обозримой перспективе. А отличается от первого тем, что самостоятельной ценности эти продукты не имеют. Тут наверняка есть и оазисы: у тех, кто сумел или кому повезло нащупать устойчивый спрос на свои услуги. Работающих здесь, в целом, ждет светлое будущее. Не всех.

Носитель информации

Если кому-то показалось, что предыдущий пункт был про то, как всё плохо, то «плохо» — начинается здесь. Газета отжила свой век. Интернет отделил информацию от туалетной бумаги. Автору представляется, что здесь мы имеем свет погасшей звезды. Мы еще видим какую-то движуху — но это иллюзия, звезды уже нет. Потухла, просто мы узнаем этом через некоторое время, а покуда — лучи ещё светят.

Если возникает какое-то движение, скорее всего это потому, что нашлось что-то из других сегментов. Например, если вы вытаскиваете из ящика газету, то это — реклама, вероятно, политическая. Если у вас продаются книги, это не потому, что они носители информации, а потому, что годятся в подарок, их приятно держать в руках, можно читать от скуки пандемию и пр. Если живы журналы, то скорее всего — профессиональные, которые относятся к следующему классу — обеспечение бизнес-процессов.

 

Обеспечение процессов

Здесь все относительно спокойно: без взлётов и падений. Если, конечно, ваш профилирующий клиент не ушел из отечественного бизнеса. По сути, сегмент похож на первый. Но работаете вы не с мелким, даже розничным спросом, а с корпоративным.

Вторая часть →

Об авторе: Михаил Кувшинов, директор по развитию «Нисса Центрум». Независимый автор.

Статьи в рубрике «Мнение» публикуются в авторской редакции. Точка зрения Publish может не совпадать с мнением авторов.

* Кто не смотрел «Вавилон–5», рекомендую

 

 

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Типография, которая поверила в свои возможности

Большие пространства и много книг — это первое, что бросается в глаза при посещении Дома культуры «ГЭС-2». Самой привлекательной и интересной литературой для меня стала серия детских книг, выпущенная в рамках издательской программы V–A–C. Это известные классические сказки, оформленные современными художниками. В серии вышли книги Х. К. Андерсена, Оскара Уайльда, Льюиса Кэрролла и Виктора Драгунского.

Дела семейные

Publish стремится к экспансии: рост и развитие — это неизбежность любого проекта, который не планируется к закрытию. Зафиксировать состояние невозможно, «стабильность» — это просто другое имя деградации.

Как дела у книжных типографий

Введение санкций привело к возникновению трудностей для книжной отрасли. Возник комплекс взаимосвязанных проблем — технологических, финансово-экономических, юридических. Первоначально ощущалась нехватка бумаги, печатных красок, запасных частей и комплектующих для оборудования, оборотных средств. Серьёзную угрозу представлял запрет на техническое обслуживание зарубежных полиграфических линий, установленных в российских типографиях. В подобного рода ситуации остро встал вопрос о сохранении доступности книги для массового читателя. Что же случилось дальше и каковы прогнозы на будущее? Читайте прямо сейчас.

День рождения будущего

22 октября 1938 года американский изобретатель Честер Карлсон и немецкий физик Отто Корней в отеле «Астория» получили первое ксерографическое изображение способом сухого электростатического переноса. Эта дата неофициально считается днём рождения цифровой печати. Через десять лет состоялась презентация копировального аппарата Xerox Model A, выпущенного Haloid. Популярность копира превзошла все ожидания, и в 1961 году Haloid была переименована в Xerox… Как всё это было и почему?



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Что вы делаете для пожарной безопасности у себя на предприятии?
регулярные пожарные учения с сотрудниками
33%
33 %
проверка огнетушителей
67%
67 %
отделение склада бумаги и продукции от производства
17%
17 %
обучение персонала
33%
33 %
регулярное техническое обслуживание оборудования
50%
50 %
регулярный инструктаж персонала
50%
50 %
борьба с захламлением в цехах
75%
75 %
проведение внешнего аудита
25%
25 %
установка пожарной сигнализации
75%
75 %
использование огнестойких материалов
25%
25 %
Проголосовало: 12