101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Вопросы определений

  • Виктор Миленин
  • 1 июня 2022 г.
  • 1174
В рекламных материалах по оборудованию часто используются вроде бы правильные технические/технологические термины, и понятно, с какой целью они используются. Но вот насколько они верны по терминологической, технологической сути?

Может ли разработка цифрового планшетного плоттера, имеющего размер рабочего поля, который ранее не предлагался на рынке, создать новый рынок? Моё мнение — однозначно нет. Что, без китайских (пионер в этом сегменте iECHO) планшетников для работы с печатными форматами не существовало полиграфии? И у них не стоял вопрос послепечатной обработки (раскроя)? Я был на европейском предприятии (небольшая частная фирма), у которой раскрой осуществляли четыре плоттера Zünd, все были оснащены системами подачи листа и штабелирования. Размер рабочего поля 800×1200 мм позволял подавать два листа одновременно, что существенно повышало производительность, т. е. сокращало время исполнения заказа. «Недостатками» такой автоматизированной раскройной системы являются высокая стоимость, габариты и, можно сказать, производительность, как бы это странно ни звучало. Но почему бренды не делают модели с меньшими размерами рабочего поля? Объяснение простое, которое при этом кого-то может удивить. Дело в том, что снижение цены машины за счет уменьшения размера рабочего поля при сохранении проверенной надёжной конструкции незначительно (я видел такие данные). А вот уменьшить значительно габариты не очень получится: хотя бы потому, что необходимо место для вакуумного насоса, блока управления. Стоимость инструментов для «малыша» будет практически такой же.

Таким образом, заслуга китайских производителей лежит в большей степени в области «экономики», а вот техническая сторона — это уже другой вопрос. Зная производство планшетников, я уверен, что использование современных сплавов, полноценных тангенциальных инструментов, соответственно, более серьёзных систем управления сделает цену конечного изделия существенно выше.

Другая крайность: когда Aristo (кажется, я не ошибаюсь, они были первыми) создала плоттер пятиметровой ширины, они что, создали новый рынок? Нет, «текстильному» рынку был предложен станок, существенно уменьшающий головную боль тем компаниям, которые работают с очень широкими гибкими материалами. Сегодня, когда сегмент печать по текстилю + раскрой растёт, на рынке добавилось предложений, теперь и европейские bullmer и Hasler предлагают в буквальном смысле «широкоформатные» цифровые режущие плоттеры. Я бы сказал классическое — спрос породил предложение. Причём эта классика применима и к малоформатным устройствам, хотя причины спроса несколько отличаются.

Ко всем цифровым плоттерам сейчас модно добавлять «универсальный». В определённой степени мне это напоминает астролябию Остапа Бендера, которая «сама меряет». Когда в 90-е годы еще в СССР «пришли» САПРы (CAD/CAM-системы), сначала в виде переводной литературы, я никак не мог понять, почему универсальный САПР конструирования карданного вала называется «универсальным»? После внимательного прочтения и осмысления пришло понимание: да, он универсальный, но для карданных валов!

Никто не мешает поставить фрезерную головку на пятиметровый плоттер, и скорее всего конструкция позволяет это сделать. Но главный вопрос: достаточная ли жёсткость балки? На пятиметровом портале устанавливается инструмент весом под двадцать килограммов, на сколько миллиметров он прогнётся вниз при нахождении инструмента посередине балки? Как обеспечить постоянство глубины фрезерования? Во время работы на портал будут действовать достаточно большие силы, направленные от движения фрезы. Опять изгибы. Про «малышей» говорить нечего. Но даже для плоттеров с нормальной рабочей зоной следует задуматься над одновременным использованием фрезерования и надсечки виниловой самоклейки. Обозначу одну, самую насущную проблему — уборка стружки с рабочей поверхности, а также «из всех щелей» (особенно после раскроя ДСП).

Цифровые планшетные плоттеры продолжают быть востребованными для надрезания самоклейки, что обуславливается спецификой достаточно широкого спектра задач. Это в первую очередь раскрой после печати на листах; раскрой плёнки для объёмных этикеток имеет жёсткое требование — лист должен быть плоским, изготовление дорожных знаков — для раскроя плёнок с высокими световозвращающими свойствами требуется большое давление на нож. Пожалуй, только для изготовления дорожных знаков реально требуется простое устройство размотки из рулона, позиционируемое для повышения универсальности аппарата. В принципе, современные рулонные режущие плоттеры уже отобрали многие виды «раскроя» у планшетников и выполняют их весьма успешно.

Будущему владельцу планшетного цифрового плоттера следует рационально оценить степень универсализации машины, чтобы впоследствии многие купленные опции так и не остались неиспользованными из-за неправильной оценки «совместимости» различных технологий резки. Где универсальность точно может помочь, так это «на старте», когда предполагается покупка нескольких станков этого же бренда поочередно и позднее опции могут быть «распределены» между ними.

Напоследок коснёмся популярного словосочетания «автоматический раскрой». Любой цифровой планшетный плоттер работает «автоматически», получив набор команд, сгенерированных его программой управления на основе файла с чертежом. В таком аспекте чертёжный плоттер Benson (чертёжный автомат 70-х) осуществлял автоматическое черчение. И надо заметить, с высочайшей точностью! Но, как бы то ни было, остаётся оператор, который загружает требуемый файл, делает нужные настройки и запускает резку. Так что же понимается под «автоматическим раскроем»? То ли это то, что я написал выше, то ли это относится ко всему технологическому процессу, в котором раскрой является важной операцией? Как говорили в Одессе, это две большие разницы. Кроме того, мне больше нравится более скромное слово «автоматизация», а слово «автоматический» у меня больше ассоциируется с безлюдным производством. Но это как кому нравится — это раз, и два — это достаточно серьёзный отдельный вопрос.

Об авторе: Виктор Миленин (vmilenin1954@gmail.com) — эксперт в области цифровой резки и инструментов для конструирования упаковки.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Офсет — при своих

В Московском политехе 14 марта 2024 года состоялась открытая лекция генерального директора АО «Первая образцовая типография» Игоря Валентиновича Полтавцева «Книжная индустрия в цифровую эпоху. Кадры решают всё!». О том, есть ли перспективы у цифровой печати в книжном производстве, смерти технологий и незаменимых специалистах читайте прямо сейчас.

Требуются! Всё, что нужно знать о кадрах в 2024 году

В советское время таблички «Требуются!» висели при входе практически на любое предприятие. Отсутствием безработицы в стране гордились, а сейчас это настораживает. Кадровый вопрос в последнее время обсуждается на всех уровнях бизнеса и власти — от ипэшника до вице-премьера. Почему так происходит и можно ли избежать кадрового коллапса? Постараемся разобраться.

Скрепка 2024

Выставка «Скрепка» привлекает совершенно разных посетителей и участников. Там можно встретить не только канцелярскую и офисную продукцию (что очевидно по названию), но также продукцию школьного ассортимента, продукцию для внешкольного развития, материалы для хобби и творчества, игры и игрушки, в том числе новогодние, подарки, сувениры и т. д.

Устойчивость — это цель

В ООО «Танзор» с 1 января 2024 года — новый генеральный директор Алексей Анисенин. Алексей работает в компании с 2005 года. Образование и длительный опыт работы в отрасли помогают ему решать задачи, стоящие перед компанией в сложные времена. Как у него это получается — читайте в интервью.

Расходная часть упаковки

Прошедшие два года стали непростым испытанием для различных сегментов полиграфической отрасли. Не является исключением сфера упаковки и поставок расходных материалов для этого рыночного сегмента. Какие изменения произошли в этой области и насколько всё сейчас вернулось в стабильное положение — Publish спросил у экспертов.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 26