101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Нет бумажной пыли!

  • Любовь Баюшкина
  • 9 декабря 2021 г.
  • 5797
Что делать, если вам приходится печатать на пыльных сортах бумаги (картона)? И что такое «пыльная бумага»?

Пыление бумаги возникает при любом способе печати, но особенно актуальна борьба с ним при плоской офсетной печати. Что делать, если вам приходится печатать на пыльных сортах бумаги (картона)? И что такое «пыльная бумага»?

Пыль — это накапливание частичек наполнителя, бумажных волокон на печатной форме и в краске, не уходящих в процессе печати и сохраняющихся на определённом уровне на протяжении печати всего тиража. При этом отделение этих частиц не связано с разрушением поверхностного печатного слоя бумаги. Причины могут быть различными: из-за недостаточной поверхностной проклейки бумаги, использования низкокачественного наполнителя, нарушения условий складирования и сроков хранения. Пыление увеличивается и при чрезмерной сушке печатной основы. Довольно часто этот дефект может быть вызван некорректной подготовкой бумаги к печати, например, некачественной расфлатовкой и подрезкой, особенно картона и мелованной бумаги. Здесь особенно важна качественная и своевременная заточка ножа. Значительно снижает пылимость и качественная поверхностная проклейка. Она отвечает за повышение прочности к истиранию и стойкости к выщипыванию, а также снижение ворсистости. Степень проклейки характеризуется максимальной шириной штриха, проведённого стандартными водными чернилами, который не расплывается и не переходит на оборотную сторону бумаги.

К чему приводит пыление? В процессе печати с формы пыль попадает в красочный аппарат, вязкая и липкая офсетная краска набирает бумажную пыль, становится «короткой», что в итоге приводит к уменьшению оптической плотности, снижению чёткости и искажению изображения. Краска не отделяется полностью от офсетного резинотканевого полотна (ОРТП) и накапливается на своей печатной секции и резине последующих секций. Приходится часто останавливать печатную машину для смывки и очистки печатных форм, валов и офсетной резины. Снижается тиражестойкость печатных форм. Бумажная пыль в увлажняющем растворе способствует изменению его водородного показателя рН, что нарушает стабильность печатного процесса. Что касается самого ОРТП, такая смесь вызывает его деформирование на больших тиражах, в конечном итоге полотно становится непригодным для дальнейшего использования.

Что делать, если проблема не в подрезке, а в самой бумаге? Может помочь специальная вспомогательная антипиллинговая добавка в увлажняющий раствор для снижения наслоений бумажной пыли на ОРТП и красочные валики. Различают добавки в увлажнение против пыления: для листовой и рулонной печати, универсальные (для обоих видов); для обожженных и не обожжённых пластин; различной концентрации (высококонцентрированные с дозировкой от 1% до 1,5–2%, менее концентрированные — от 1 до 4%). Самое главное — добавки не оказывают воздействия на увлажняющий раствор, параметры рН и электропроводности не изменяются.

Помимо прочего, в рулонной печати с газовой сушкой на матовой бумаге и на машинах без сушки на газетной и офсетной бумаге использование таких присадок предотвращает образование фантомов (зеркальные отображения насыщенных элементов изображения одной из сторон оттиска, проявившиеся в виде побочных изображений на обороте) вследствие накопления бумажной пыли.

Использование дополнительной присадки увеличивает интервалы между смывками офсетных полотен, способствует достижению стабильного краско-водного баланса, даже при минимальной подаче увлажняющего раствора, позволяет быстро выйти на рабочий режим, сокращает количество техотхода бумаги и картона.

Как вариант решения проблемы, если специальных добавок на листовом производстве нет, можно прогнать бумагу под прессами без печати, чтобы пыль перешла на офсетное полотно. Далее — смыть резину и отпечатать тираж. Или усилить поверхностную проклейку — праймировать прозрачными белилами, а потом печатать.

С точки зрения буферной добавки наслоение бумажной пыли на печатную форму можно решить заменой самого буферного концентрата, если в его составе есть глицерин, который обладает значительной липкостью. Необходимо обратиться к поставщику и подобрать буфер с другой формулой.

Случай из практики. Типография полного цикла, которая более 20 лет специализируется на выпуске упаковки из картона, столкнулась с браком. На оттисках на мелованном картоне была отмечена пятнистость (неоднородность) однотонных плашек, красконаложение триадных красок которых близко к 100%. В частности, плашки красного цвета печатались с «облачностью» по пурпурному цвету. Технолог установил, что дефект вызван набиванием — наслоением бумажной пыли на офсетное полотно. А причиной этого оказался макулатурный картон со слабой проклейкой. Большое количество бумажной пыли с запечатываемого материала вызвало интенсивное её наслоение на ОРТП по формату тиражного картона. После применения присадки для снижения пыли в увлажнении удалось улучшить качество печати и решить проблему неоднородной печати.

В условиях дефицита бумаги и картона использование различных вспомогательных добавок и технологических решений позволит решить дефекты на печати из-за повышенной пылимости бумаги.

Удачных вам тиражей!

Об авторе: Любовь Баюшкина (ljubov.bajushkina@oktoprint.ru) — начальник отдела технологов компаний «ОктоПринт Сервис» и «хубергруп РУС».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Рейтинг офсетных пластин 2024

В исследовании* термальных пластин приведена оценка некоторых формных материалов, которые широко используются в российских типографиях. Зачем это нужно и какую пользу это может принести, читайте прямо сейчас.

Сувениры — музеям

В 2019 году сёстры Анна Кистенева-Озтурк и Ксения Кистенева с подругой детства Екатериной Васильевой организовали мастерскую «Амма», где проводили мастер-классы. С 2020 года стали разрабатывать и производить сувенирную продукцию для самых разных компаний. Сегодня, как и пять лет назад, в команде — те же три человека.

Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024

За последние три года технология UV DTF-печати прошла путь от чуть ли не экспериментальной до получившей широкое распространение на рынке рекламной и сувенирной продукции. Она предполагает ручные операции, поэтому не рассчитана на массовое производство.

Работать легко

Дима Барбанель — междисциплинарный дизайнер, креативный директор, издатель, методист, партнёр и сооснователь «Мастерской» и DesignWorkout. Учился в Академии им. Штиглица в России и Fabrica в Италии. Увлечён макетированием и проектированием медиа. В 2019 и 2024 годах вошёл в число выдающихся профессионалов, формирующих креативный сектор экономики: «Moscow. 100 Most Creative Russians»*. Дима рассказал Publish о творческом пути, издательской деятельности и планах на будущее.

Уроки будущего

На что вы в первую очередь смотрите, беря в руки книгу, каталог или альбом? Я оцениваю полиграфическое исполнение, сложность технологий, используемые материалы. И только потом заглядываю в содержание. Наверное, это и есть профдеформация.



Новый номер

Тема номера: Производительность труда в типографиях. Очередная модель в этикеточной линейке DARUI. LABEL SOURCE YTP-F6-370-10C. УФ-гибриды DOCAN. Прошлое и будущее G!DIGITAL. Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024. «Новое всё» на PRINTECH 2024.



Что вы делаете для пожарной безопасности у себя на предприятии?
регулярные пожарные учения с сотрудниками
33%
33 %
проверка огнетушителей
67%
67 %
отделение склада бумаги и продукции от производства
17%
17 %
обучение персонала
33%
33 %
регулярное техническое обслуживание оборудования
50%
50 %
регулярный инструктаж персонала
50%
50 %
борьба с захламлением в цехах
75%
75 %
проведение внешнего аудита
25%
25 %
установка пожарной сигнализации
75%
75 %
использование огнестойких материалов
25%
25 %
Проголосовало: 12