101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Цифровые офсетные пластины: тенденции и сложности

  • Елена Бондаренко
  • 7 октября 2021 г.
  • 3875
Вместе с представителями производителей и крупными российскими поставщиками цифровых офсетных пластин рассматриваем новинки и разбираемся в том, как изменилась структура потребления за прошедший год.<

Мировой рынок

По данным подготовленного агентством QWResearch в июле 2021 г. отчёта «Мировой рынок цифровых офсетных пластин 2021–2027» (Global Digital Offset Printing Plate Market Size 2021–2027), в 2020 г. объём мирового рынка цифровых офсетных пластин составил 1,927 млрд долл. Ожидается, что к концу 2026 г. он упадёт до 1,564 млрд долл. при среднегодовом падении на 2,9%. Термальные пластины занимают примерно 65% рынка, оценки которого разнятся. В частности, в датированном сентябрём 2021 г. отчёте агентства Industry Research до 2027 г. прогнозируется падение мирового рынка термальных CTP-пластин на 0,1% — с 348 млн долл. в 2020 г. до 342,9 млн в 2027 г.

Судя по уровню потребления офсетных пластин, офсетная печать в мире постепенно сдаёт свои позиции

«Фиолетовая» технология, ещё несколько лет назад занимавшая половину рынка, сегодня едва достигает 10%. Она окончательно проиграла соревнование с термальной, оказавшейся стабильнее и качественнее.

Ключевыми игроками на этом рынке с долей около 80% являются Agfa (Бельгия), Fujifilm (Япония), Kodak (США), Lucky Huaguang и Strong State (обе — Китай). 45% от мирового потребления цифровых офсетных пластин приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, за ним следует Европа с долей около 25%.

Отечественный рынок

Все российские офсетные типографии работают на импортных формных пластинах. Как и во всём мире, предпочтения зависят от специализации, объёмов производства, территориального расположения и финансовых возможностей. В последние годы высоким спросом пользуются пластины китайского производства, тем более что они, как правило, дешевле европейских, а их качество растёт с каждым годом. При этом заметнее становится тенденция увеличения интереса к беспроцессным пластинам, которые сейчас предлагает большинство крупных российских поставщиков.

«Беспроцессная технология с каждым годом занимает всё более уверенные позиции. Производители постоянно совершенствуют эту технологию. В результате эти пластины стали превосходить процессные по тиражестойкости, химической стойкости, качеству печати и экономической эффективности», — говорит генеральный директор «НЦ Лоджистик» Екатерина Макеичева. По её словам, тиражестойкость беспроцессных пластин Kodak Sonora достигает 1 млн отт. без обжига — показатель, недостижимый для процессных пластин. Екатерина полагает, что дополнительным импульсом для увеличения рыночной доли беспроцессных пластин послужил громадный скачок мировых цен на сырьё, материалы, электроэнергию и пр.

«Практические показатели пользователей беспроцессных пластин Kodak Sonora уверенно подтверждают сокращение при прочих равных условиях затрат по отношению к процессной технологии: краски — до 4,5%, бумаги — до 1,5%, электричества, воды и стоимости обслуживания оборудования», — подчеркнула Екатерина.

Технический директор «ЯМ Интернешнл» Александр Шабельников отмечает уверенный рост в ассортименте компании доли беспроцессных пластин Fujifilm. «Рынок развивается в направлении беспроцессной технологии. Такие пластины становятся доступнее по цене, а их характеристики постоянно улучшаются. Кроме того, они настолько просты в применении, что превращают CTP-систему в принтер печатных форм. Поэтому беспроцессные пластины — это оптимальное решение с точки зрения стабильности процесса и трудозатрат, особенно при малых и средних объёмах потребления и небольших площадях допечатных участков. Были объявлены новые продукты в линейке беспроцессных пластин Fujifilm, поставки которых мы надеемся начать в первой половине следующего года», — говорит он и добавляет, что беспроцессная технология по мере её распространения вызывает всё меньше страхов и предубеждений и постепенно переходит в разряд стандартных.

По данным «НЦ Лоджистик», доля беспроцессных пластин Kodak Sonora в её портфеле за год выросла с 60% до 70%. За 2020 пандемический год общий объём упал на 15% против 30% общего падения рынка.

Выросла за прошедший год и продолжает увеличиваться и доля беспроцессных пластин в ассортименте Agfa. По мнению руководителя российского представительства Agfa Ильи Князева, это связано с выходом летом 2020 г. на рынок пластины Azalea ZP, а также с массовым переходом потребителей полимерных пластин (крупных промышленных типографий) на свободные от химии пластины Agfa N95-VCF. «Промышленные типографии весьма чувствительны к стабильности рабочих процессов. Чем меньше химии используется при изготовлении печатных форм, тем меньше будет эксплуатационных ошибок и технологических нарушений, а значит, тем стабильнее будет результат», — утверждает он.

Новинка 2020 г. — беспроцессная пластина Agfa Azalea ZP

Продажей беспроцессных пластин Agfa Azalea ZP на российском рынке, наряду с другими дистрибьюторами, занимается «МакЦентр». По словам генерального директора компании Александра Хавжу, сейчас она запускает масштабную программу продвижения этих пластин с целью потеснить на этом рынке Kodak.

«Беспроцессные пластины интересны рынку, — отмечает руководитель подразделения “Расходные материалы” “Гейдельберг-СНГ” Владимир Антохин. — Это — шаг вперёд, позволяющий исключить целый этап из технологического процесса изготовления полиграфической продукции». Однако в ассортименте «Гейдельберг-СНГ» таких пластин пока немного. «Мы анонсировали беспроцессные пластины сравнительно недавно, незадолго до того, как возникли сложности с логистикой из-за пандемии, поэтому говорить о серьёзных продажах пока рано. Но интерес к ним со стороны клиентов есть», — объясняет руководитель отдела технологической поддержки «Гейдельберг-СНГ» Максим Платонов.

По мнению коммерческого директора «ВИПСИБИРЬ» Олега Офицерова, тенденции защиты окружающей среды и сокращения этапов производства, заметные в Европе и США, в России получат широкое распространение через 5–10 лет. «При тиражах книжно-журнальной продукции или упаковки в 200–300 тыс. отт. высокая стоимость беспроцессных пластин не играет большой роли, зато на первый план выходит скорость изготовления тиража, — говорит Олег. — Со временем количество пользователей беспроцессных пластин в России будет расти. Как только снизится влияние главного сдерживающего фактора — цены, вслед за крупными типографиями на эту технологию начнут переходить средние, а потом и малые».

Пока этим тенденциям следуют только лидеры рынка. В частности, ИПК «Парето-Принт» уже несколько лет работает на беспроцессных пластинах Kodak Sonora, являясь одним из крупнейших потребителей этих пластин в мире. Сделали выбор в пользу беспроцессной технологии Kodak также «Первый полиграфической комбинат» и ПК «Пушкинская площадь».

Новинки беспроцессного ассортимента

С лета 2020 г. в Россию и страны бывшего СССР активно поставляется беспроцессная негативная термальная офсетная пластина Agfa Azalea ZP. Эта классическая пластина DOP (direct-on-press) ориентирована на листовую и рулонную промышленную печать с сушкой и без. Она позволяет без дополнительной термообработки выполнять высоколиниатурные работы (до 200 lpi при стандартном растрировании) тиражами до 300 тыс. экз. и более, а при печати УФ-красками — 80 тыс. экз. Неэкспонированная пластина без упаковки может до 48 часов сохранять свои рабочие характеристики при освещённости до 500 люкс, а экспонированная может храниться 72 ч до начала печати. Чувствительный слой пластины Azalea ZP выполнен по запатентованной технологии Thermolink и обладает превосходной химической и механической стойкостью даже при печати в сложных условиях, а также высокой чувствительностью к ИК-излучению — для экспонирования требуется мощность 90 мДж/см2. Низкая мощность обеспечивает высокую скорость вывода форм. «Azalea ZP полностью соответствует стратегии устойчивых инноваций Agfa ECO3 — экологичность, экономичность и удобство эксплуатации. Работа с ней позволит сохранять в чистоте красочный и увлажняющий аппараты печатной машины. После установки форм в машину копировальный слой удаляется с пробельных элементов первыми оттисками, не смешиваясь с краской и увлажняющим раствором, — говорит Илья Князев. — Усиленная защита от механического воздействия обеспечивает устойчивость форм к царапинам на протяжении всего рабочего процесса, в частности при установке в кассету или CTP-систему, хранении или перемещении к печатной машине».

Запатентованная двухслойная технология с верхним полимерным слоем обеспечивает тиражестойкость форм Saphira ND 300 до 300 тыс. отт. при печати традиционными и до 50 тыс. отт. при печати УФ-красками

Новинка ассортимента Heidelberg — беспроцессные пластины Saphira ND 300 для экспонирования в термальных CTP-системах с длиной волны 830 нм. Производитель обещает высокий контраст изображения, позволяющий визуально оценить качество формы; стабильность проэкспонированной пластины при воздействии офисного освещения в течение 24 ч; возможность печати масляными и УФ-красками с линиатурой 240 lpi, а также высокую стойкость к механическим воздействиям. На верхнем слое пластины при нажатии не остаётся отпечатков пальцев. «Запатентованная двухслойная технология с верхним полимерным слоем обеспечивает тиражестойкость до 300 тыс. отт. при печати традиционными и до 50 тыс. отт. при печати УФ-красками, — поясняет Максим Платонов. — Копировальный слой Saphira ND 300 снимается в красочном аппарате печатной машины, не загрязняя увлажняющий аппарат и без использования специальной буферной добавки и/или специальной химии для увлажняющего аппарата. Выход формы на тираж происходит уже на двадцатом оттиске».

Олег Офицеров с нетерпением ждёт обещанного к концу 2021 г. появления в ассортименте Lucky Huaguang (Китай) улучшенной термальной беспроцессной пластины, сравнимой с лидирующими конкурентами. «Если новые пластины Huaguang будут сравнимы по разрешению, сроку хранения и другим техническим характеристикам с пластинами Kodak, они всколыхнут наш рынок», — уверен Олег.

Kodak — один из крупнейших поставщиков формных материалов для офсетной печати и допечатных решений в мире — делает ставку на самые передовые беспроцессные технологии, постоянно наращивая выпуск пластин Sonora. В конце 2020 г. на рынок вышли беспроцессные пластины Sonora Xtra следующего поколения, которые, по мнению производителя, расширят круг потребителей, т. к. будут экономически выгодны для 90% типографий.

По мнению Kodak, беспроцессные пластины Sonora Xtra следующего поколения расширят круг потребителей, т. к. будут экономически выгодны для 90% типографий

Среди преимуществ Sonora Xtra — улучшенный контраст, ускорение экспонирования на 20% (по сравнению с Sonora X), повышенные стойкость в процессе транспортировки в типографии и тиражестойкость (включая печать УФ-красками), воспроизведение растра от 1 до 99% при 200 lpi и стохастического растрирования FM20, а также линиатуры до 450 lpi.

Новинки на рынке «традиционных» цифровых пластин

Рынок термальных цифровых пластин развивается, помимо беспроцессного, в направлении уменьшения количества химии (т. н. «свободные от химии» или «малохимические» пластины). Если судить об этом рынке по появлению за год новых пластин, то он проигрывает беспроцессному, который постепенно становится основным.

Двухслойная термальная пластина Agfa Aiyinda 603 выполнена по технологии Energy Elite, но её чувствительный слой немного тоньше. За счёт этого она попадает в сегмент «эконом» и способна конкурировать по цене с предложениями китайских производителей

Термальные новинки появились только в ассортименте «МакЦентр». В начале 2021 г. компания начала предлагать двухслойную термальную пластину Agfa Aiyinda 603, представляющую собой «облегчённый» вариант пластины Agfa Energy Elite. Она выполнена по той же технологии, но её чувствительный слой немного тоньше. За счёт этого она попадает в сегмент «эконом» и способна конкурировать по цене с предложениями китайских производителей, таких как Abezeta (Strong State) и Huaguang. Снизить себестоимость пластин, не потеряв при этом в качестве, Agfa удалось за счёт увеличения в 2020 г. в Китае производственных мощностей, технически и технологически не уступающих европейским. Экспозиционные свойства Aiyinda 603 идентичны Energy Elite, а паспортная тиражестойкость — до 150 тыс. отт. «Aiyanda 603 быстро нашла свою нишу. Сегодня мы продаём примерно 20 тыс. м2 этих пластин в месяц. Особенно они нравятся владельцам старых CTP за высокую чувствительность, позволяющую работать на минимальной мощности лазера», — говорит Александр Хавжу.

Помимо этой пластины, «МакЦентр» начала поставки позитивных пластин Abezeta Infinity Pro, заменивших Infinity. По словам Александра, модификация Infinity Pro сохраняет все положительные характеристики исходной пластины — высокую светочувствительность и тиражестойкость, отличную разрешающую способность, широкие пределы экспонирования и проявления, высокую линиатуру печати, обладая при этом более широким диапазоном параметров настройки.

Прогнозы

Российские поставщики цифровых офсетных пластин единодушны — рынок развивается в направлении повышения эффективности процессов при минимальных затратах. В качестве основной тенденции Илья Князев (Agfa) называет снижение энергоёмкости допечатного процесса, к которой относит сокращающее время экспозиции, повышение чувствительности пластин к лазерному излучению, отказ от термической и сокращение химической обработки после экспонирования. «Эти возможности не только дают положительный экологический эффект, но и имеют прямую экономическую составляющую», — подчеркнул он.

По мнению Владимира Антохина («Гейдельберг-СНГ»), производители стремятся максимально удешевить процесс производства пластин, сохранив при этом приемлемое качество. «Рынок требует удешевления. У производителей два пути: снижать стоимость конечных продуктов или находить технологические решения, позволяющие экономить», — говорит он.

Александр Шабельников рад тому, что клиенты «ЯМ Интернешнл» при выборе пластины стали ориентироваться не на цену за 1 м2, а на затраты на допечатный участок в целом.

«Сегодня цены на пластины определяются в первую очередь стоимостью алюминия, полимера и производственными затратами. Никто из производителей не может позволить себе гонку за сверхприбылью», — считает Олег Офицеров («ВИПСИБИРЬ»). По его мнению, после начала пандемии производители перестали быть заинтересованы в появлении новых продуктов. Им сейчас не до серьёзных разработок, требующих вложений и довольно длительного тестирования. Их основное внимание направлено на обеспечение ритмичного производства, которое будет минимально подвержено влиянию внешних обстоятельств.

Александр Шабельников отмечает рост объёмов продаж пластин по сравнению с 2020 г., но отставание от 2019 г. Он считает, что рынок офсетных пластин сегодня настолько изменчив, что судить о нём можно будет только после подведения его итогов. С ним согласен Илья Князев. «Сейчас рынок находится в турбулентном состоянии, вызванном особенностями работы в условиях пандемии и общим состоянием экономики. Тем не менее объём потребляемых типографиями материалов скорее внушает оптимизм и ожидание развития отрасли, чем наоборот», — говорит он.

Александр Хавжу располагает данными о том, что спрос на пластины в России остаётся стабильным и составляет более 11 млн м2 в год, а доля «МакЦентр» понемногу растёт. При этом соотношение термальных и CTcP-пластин изменяется в пользу первых.

По мнению Владимира Антохина, наблюдается немалое падение объёмов продаж, связанное с закрытием типографий и сокращением объёмов печати, вызванными пандемией коронавируса.

Рост цен из-за пандемии

Пандемия коронавируса оказала существенное влияние на рынок офсетных пластин. Потребление снизилось из-за закрытия и простоев типографий; нарушений цепочек поставок и усложнения логистики; прямых финансовых потерь компаний и рынка в целом. Всё это привело к вынужденному неоднократному повышению производителями цен на пластины. По словам российских поставщиков, они, вместе с производителями, делают всё возможное, чтобы повышение было минимальным. Некоторые клиенты стали искать более выгодные альтернативы, но большинство продолжило работать на тех же пластинах по новым ценам. «Поскольку рост цен на пластины, очевидно, не является следствием каких-либо спекулятивных манипуляций, а имеет явную объективную причину, потребители в основной массе относятся к ситуации с пониманием, хотя и без восторга. Поэтому особенных изменений в структуре потребления пластин типографиями повышение цен не вызвало», — отметил Илья Князев.

«Цены выросли не только на пластины, а на все товары, необходимые для изготовления полиграфической продукции, — бумагу/картон, краски, лаки, химию и т. д. То, что произошло, формирует новую реальность, в которой придётся работать всем игрокам рынка. Её нужно принимать как данность либо закрывать типографию», — считает Владимир Антохин и заверяет, что цены «Гейдельберг-СНГ» очень конкурентоспособные, поэтому влияния роста цен на структуру продаж компания не ощущает.

«С крупными заказчиками обсуждать повышение цен довольно просто. Как правило, это адекватные люди, которым можно объяснить объективные причины подорожания. Конечно, есть и такие, кто готов бесконечно долго бегать по поставщикам, выбирая непроданные остатки по старым ценам. Много они не выгадают, но рискуют вообще остаться без пластин. Сегодня сроки поставок и наличие на складе важнее цены. В нынешних обстоятельствах ритмичность отгрузок дорогого стоит», — добавляет Олег Офицеров.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
«Честный день»

Презентация первой ЦПМ Ricoh Pro C9500, установленной в России

Текстильная печать: итоги, тренды, планы

В начале нового года принято подводить итоги прошедшего и строить планы на будущее. Publish решил узнать, как прошёл 2023 год и какие планы на 2024-й у руководителей компаний, занимающихся цифровой текстильной печатью, и задал им несколько вопросов.

Что вы чувствуете?

Обычно я всем рассказываю, что большая часть моей работы — это посещение различных предприятий полиграфической и смежных с нею отраслей.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 66