101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

«Цифра» для офсетной типографии: практика и перспективы

  • Елена Бондаренко
  • 1 сентября 2021 г.
  • 36297
Внедрение цифровых технологий в офсетных типографиях способно дать синергию, но добиться этого непросто. На конференции Publish в рамках Printech 2021 своим опытом на этом пути поделились представители типографий, поставщика оборудования и независимый консультант в области цветовоспроизведения.

16 июня 2021 г. в рамках выставки Printech 2021 и при поддержке Konica Minolta Business Solutions Russia состоялась конференция «Цифровая трансформация в офсетной типографии: эффективное гибридное производство». С материалами конференции (видеозаписями выступлений, презентациями и фотографиями) можно ознакомиться здесь.

Сегодня одним из главных условий конкурентоспособности типографий становится их технологическая гибкость, дающая возможность динамично реагировать на изменения спроса и требований заказчиков.

Участники конференции — руководители передовых офсетных типографий, успешно осуществляющих цифровую трансформацию, — рассказали о своём опыте, трудностях и достижениях. Производители ознакомили гостей конференции с передовыми решениями, способствующими успешному переходу на цифровые рельсы.

Участники конференции (слева направо): главный технолог проекта cielab.xyz и технолог-колорист типографии «Буки Веди» Михаил Сартаков, руководитель отдела цифровой печати «Тверской фабрики печати» Михаил Кузнецов, ведущий продакт-менеджер Konica Minolta Business Solutions Russia Алексей Лукьянчук и директор по развитию типографского комплекса «Девиз» Полина Дружинина

Состояние рынка цифровой коммерческой печати

Открыл конференцию главный редактор Publish Игорь Терентьев, представивший обзор цифровых инновационных печатных, финишных и программных решений для листовых коммерческих типографий. Он отметил постоянный рост в отрасли интереса к автоматизации путём внедрения программных инструментов. При этом в типографиях практически все автоматизированные системы для допечатной подготовки — иностранного производства, а вот АСУ типографий в целом — отечественного. Специфика внедрения средств автоматизации в России такова, что затраты на них зачастую неэффективны из-за низкой стоимости рабочей силы. Однако есть и компании, такие как «Т8 Издательские технологии», «Экспертфото» и др., с высоким уровнем автоматизации — в них человек касается продукции считанные разы за все этапы её изготовления.

Игорь затронул основные тенденции на рынке ЦПМ и отметил, что за последнее время все крупные производители ЦПМ — Canon, HP Indigo, Konica Minolta, Ricoh, Xerox– существенно или полностью обновили модельные ряды цветных листовых ЦПМ. Kyocera вышла в сектор промышленной печати; Konica Minolta, Ricoh и Xerox освоили новые ниши и стали внедрять в младшие модели решения, «обкатанные» на старших моделях. Быстрыми темпами развивается коммерческая струйная печать на мелованной бумаге, а также листовая цифровая печать в форматах B2 и B1.

В области цифровой отделки и послепечати наблюдаются рост интереса к технологиям цифрового облагораживания как недорогим (на основе ламинаторов), так и специализированным; развитие производительных лазерных систем цифровой резки; переход к комплексной автоматизации техпроцессов печати и послепечати; появление более доступных цифровых послепечатных решений; рост количества отечественных производителей послепечатного оборудования.

Взаимодействие офсета и цифры в условиях реального производства

Организаторы конференции стремились создать объёмную картину внедрения цифровой печати в офсетных типографиях. В частности, об опыте освоения первой и единственной пока в России ЦПМ Komori Impremia IS29 в крупной офсетной типографии рассказали генеральный директор типографского комплекса «Девиз» Олег Киселёв и директор по развитию Полина Дружинина. Типографский комплекс «Девиз» был основан в 1995 г. как газетная типография. Сегодня доля выпускаемой предприятием листовой продукции составляет около 15%. «Мы начали цифровую деятельность с нанесения переменных данных на большие тиражи офсетной продукции. Для этого установили цифровые печатные модули на поточные линии, — рассказал Киселёв. — Три года назад сделали осознанный выбор в пользу гибрида традиционной и цифровой печати и использования ”цифры” в качестве опции, позволяющей эффективнее работать в офсетном бизнесе». По словам Киселёва, струйная ЦПМ Impremia IS29 с УФ-чернилами, способная запечатывать в том числе дизайнерскую, металлизированную и синтетическую бумагу, позволила не отдавать сторонним подрядчикам заказы крупных клиентов типографии. Идентичность отпечатков с офсетом и граница рентабельности 500 экз. дают возможность освоить рынок небольших тиражей многостраничной продукции.

Самым масштабным, перспективным и сложным по внедрению направлением Олег считает персонализацию, к которой, по его мнению, рынок не готов. «На Impremia IS29 мы можем печатать продукцию с переменными данными, в том числе и на офсетных оттисках», — сказал он. Кроме того, второй формат привлёк в «Девиз» заказы других цифровых типографий. В планах — возможная покупка рулонной ЦПМ и развитие по пути персонализации периодики.

«Нужно много усилий, чтобы на отлаженном производстве дать толчок новому направлению. И малые тиражи цифровой продукции этому отнюдь не способствуют, — добавила Полина Дружинина. — Пока двигаемся на авторитете руководителя цифрового производства и правильной идеологии». По словам Полины, коллектив «Девиза» очень верит в цифровую печать, хотя сейчас это направление почти не заметно на фоне газетной и журнальной печати. «Мы зовём цифровой участок “наши Сочи” потому, что во времена Советского Союза Сочи были витриной коммунизма. Наш участок — витрина будущего типографии», — сказала она.

О сложностях с послепечатной обработкой цифровых заказов в рамках офсетного производства говорил на конференции руководитель отдела цифровой печати «Тверской фабрики печати» Михаил Кузнецов. Цифровой участок возник там в 2007 г. с покупкой ЦПМ Xerox. В скором времени была приобретена ЦПМ HP Indigo 3050. «Раз мы изначально офсетная типография, то и к цифровым отпечаткам подходили с требованиями схожести с офсетом», — объяснил Кузнецов. Активное развитие цифрового подразделения с ощутимым ростом количества заказов началось в 2016 г. после установки на предприятии ЦПМ HP Indigo 7r. По словам Михаила, до 2016 г. количество цифровых заказов не превышало 30–35% от общего оборота, в 2017 г. достигло 46%, а начиная с 2018 г. преодолело уровень в 51% от общефабричных и ниже не опускалось. В 2021 г. прогнозируется уровень 54%. «Когда мы начинали, порог рентабельности цифровых заказов составлял 250–300 журналов. Сейчас — 500. И даже если журнал рентабельнее печатать на офсете, заказчики часто просят ”цифру”, так как им нужно быстрое исполнение заказа и они готовы за это платить», — сказал он.

Михаил признался, что, несмотря на рост количества цифровых заказов, у его подразделения возникают сложности из-за того, что оно находится внутри офсетной типографии и вынуждено использовать общее с офсетом послепечатное оборудование. «Офсетчики к нам относятся как к чему-то необязательному и не хотят выполнять послепечатную обработку малых цифровых тиражей, ссылаясь на большое количество приладок», — сказал он и пояснил, что приоритетность выполнения заказов определяет их рентабельность. В сезон более прибыльными являются офсетные тиражи, поэтому цифровые откладываются и приходится искать решения, чтобы выдерживать присущие «цифре» сжатые сроки; в межсезонье цифровое подразделение оказывается в более выигрышном положении. «Сложно, почти невозможно вплести цифровые и офсетные заказы в единую систему послепечатной обработки. Мы пока не нашли другого выхода, кроме как постепенно обрастать собственным послепечатным оборудованием», — подвёл итог своего выступления Михаил.

Соответствие цвета — легко

Главный технолог проекта cielab.xyz и технолог-колорист типографии «Буки Веди» Михаил Сартаков в своём выступлении «Согласование цветопередачи между традиционным триадным офсетом и “цифрой”: мейнстрим и частности» подчеркнул: покупая ЦПМ в офсетную типографию, нужно точно понимать, какой цвет она должна воспроизводить. По его мнению, цифровая печать позволяет получать как недостижимые для офсета насыщенные изображения, так и отпечатки, максимально приближенные по цвету к офсету. Если типография покупает ЦПМ для симбиоза с традиционным офсетом, качество цифровых отпечатков не должно отличаться от офсетных. Если «цифра» будет печатать лучше, чем офсет, последний будет выглядеть блёклым.

Михаил подчеркнул, что характеризация с помощью ICC-профиля и калибровка ЦПМ — штатные процедуры, которые оператор выполняет самостоятельно каждое утро и при смене запечатываемого материала. Это не вызывает сложностей благодаря поставляемому с цифровыми машинами спектрофотометру и ПО с наличием 5–10 профилей для разных материалов. «Калибровка позволяет повторить офсетный тираж на цифровой машине, сымитировав воспроизводимость профиля FOGRA 39. Но для получения идентичных отпечатков надо, соответственно, откалибровать и офсетную машину. Вот тут и появляются сложности, ведь в 99% случаев офсетная печать с линейных пластин без калибровки не укладывается в стандарт, а большинство типографий не калибрует линейные пластины», — сказал Сартаков и предложил собравшимся ознакомиться с разработанным cielab.xyz ПО для калибровки или аналогичными решениями зарубежных производителей.

Изменение цвета отпечатка путём регулировки триадных цветов на градационной кривой Konica Minolta Color Centro

Михаил считает обязательной калибровку и в офсетной, и цифровой печати, чтобы оттиски были идентичными. Рассказал он также и о дополнительном способе сделать цифровые отпечатки визуально неотличимыми от офсета. «Операторы ЦПМ часто забывают, что цифровой отпечаток легко и быстро можно подогнать по цвету к офсетному с помощью корректировки градационной кривой. Это очень удобная функция ЦПМ. Такая обработка — хлеб оператора, а он зачастую об этом не знает», — добавил Сартаков.

Без умного оператора

Ведущий продакт-менеджер Konica Minolta Business Solutions Russia Алексей Лукьянчук посвятил своё выступление «Предсказуемая цифра. Цвет и качество печати» возможностям ЦПМ Konica Minolta новейшего поколения.

По его словам, рынок лазерной цифровой печатной техники насыщается. Многие производители выпускают оборудование примерно одного и того же уровня. Качество цифровых отпечатков выросло, наряду с ассортиментом запечатываемых материалов и количеством финишных модулей в линию. «Производители предлагают много различных финишных модулей для ЦПМ, но в России они плохо покупаются, т. к. типографии, как правило, используют имеющееся финишное оборудование», — пояснил Лукьянчук.

Подробнее он остановился на возможностях автоматизации ЦПМ Konica Minolta, позволяющих машинам работать «без оператора, без умного оператора и даже с безумным оператором». «Наши машины многое делают сами, но дают оператору возможности корректировки настроек», — сказал Алексей, представляя участникам конференции устанавливаемый в линию модуль IQ-501 для автоматической коррекции цвета и приводки изображения. Это система технического зрения, которая может проверять цвета изображения одновременно с двух сторон листа. Встроенный спектрофотометр калибрует сканеры, считывающие цвет. «Konica Minolta стала первым производителем, внедрившим в младшие модели своих ЦПМ систему контроля качества. Она может использоваться во всех наших машинах, кроме С4065, и, возможно, подобные системы станут стандартом и для других брендов», — добавил Лукьянчук.

Продолжая тему, заданную Сартаковым, Лукьянчук сказал, что современные технологии позволяют измерять до печати практически все её параметры, в том числе плотность и равномерность основных цветов триады, и на их основе проводить линеаризацию печатного модуля и калибровку контроллера. ЦПМ Konica Minolta с модулем IQ-501 за 4 мин может автоматически создать полноценный цветовой профиль. Во время печати модуль корректирует приводку лица к обороту, обеспечивая диапазон отклонения 0,1–0,3 мм при заявленном значении 0,5 мм. Даже при скорости печати самой быстрой машины Konica Minolta, составляющей 140 стр. формата А4 в минуту, машина успевает сканировать каждый лист. Дополнением к IQ-501 является опциональная система автоматической инспекции качества. Во время печати все изображения сканируются и сравниваются с оригиналом по геометрии изображения и цвету. Дефектные листы машина отбраковывает и автоматически перепечатывает.

На стенде Konica Minolta на выставке Printech 2021 демонстрировалась ЦПМ AccurioPress С4080 с новым модулем подрезки в линию. Он выполняет обрезку полей, резку на листы, биговку и продольную и поперечную перфорацию

По словам Лукьянчука, разработки Konica Minolta, если не говорить о самих печатных модулях, в основном идут по двум направлениям — изготовление финишных модулей и автоматизация, способная снизить требования к квалификации оператора и повысить стабильность качества печати.

Факторы успеха

Конференция завершилась «круглым столом», на котором участники выразили общее мнение: передовые цифровые инструменты — от систем автоматизации до цифрового печатного и послепечатного оборудования — обладают всеми возможностями для обеспечения необходимой сегодня конкурентоспособности типографий. Типографии, не инвестирующие в цифровизацию, в ближайшей перспективе начнут заметно проигрывать своим более эффективным конкурентам.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Пути листового офсета

Отечественная полиграфия воодушевляюще успешно переносит санкционное давление. Казавшимся незаменимыми расходникам всё же нашлись замены на азиатском рынке. По реально незаменимым запчастям проложены каналы поставок. Целиком построенные ещё недавно на западных решениях цифровая печать и флексография с неожиданной лёгкостью перешли на китайские и, местами, индийские аналоги. Но есть листовой офсет — пожалуй, единственный крупный сегмент полиграфии, где решение пока не найдено. О возможных вариантах и поговорим.

Очень тонкая грань

Что такое печатное искусство, тиражная графика, printmaking?

Сто дней до drupa

Во время написания этой статьи до drupa 2024 оставалось чуть больше ста дней. Сразу после пандемии COVID-19 было много разговоров том, что традиционный формат выставок себя изживает и от него будут постепенно отказываться. Многие задавались вопросом, не ознаменует ли пандемия конец торговых ярмарок, на которых компаниям всё труднее оправдывать расходы, а посетителям — находить время для их посещения. Однако прошлогодний успех европейской Labelexpo, Printing United в США и специализированных выставок в Китае показал, что «пациент» скорее жив, чем мёртв.

О людях-барометрах и кадровых проблемах

Случаи, когда таинственные люди-«барометры» демонстрировали чудеса интуиции, действительно, имели место в полиграфии.

Тренды брендинга 2024: что нового и почему?

Тренды — социально-психологическое явление в чистом виде. Они отражают происходящее и очень сильно зависят от контекста, который провоцирует то или иное поведение и потребности большинства людей. Грамотный менеджмент и маркетинг заключаются в правильном считывании этой ситуации и реагировании на неё — так мы получаем возможности.



Новый номер

Выставка UPAKEXPO. Флексо-счет. CYAN-огонёк 2023. Медиа о дизайне. Тренды брендинга 2024. «РоСК» и «ППФ». Год нарастания конкуренции. Текстильные профессионалы. Очень тонкая грань. Инновации в ламинации. PUBLISH EURASIA: «Квинта Принт», QAZPACK 2023.



Имеет ли смысл сегодня заходить в сектор упаковки "с нуля"?
    Проголосовало: 42