101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Цифровой ключ для гофроупаковки

  • Игорь Терентьев
  • 10 мая 2021 г.
  • 4281
Решения для цифровой печати — ключевой элемент процесса цифровой трансформации производства гофроупаковки. В статье рассматриваются технологии, основные игроки, практика и перспективы в секторе решений для цифровой печати гофроупаковки.

Рынок гофроупаковки в мире показывает устойчивый рост, хотя оценки его объёмов и темпов существенно разнятся. Например, в опубликованном в сентябре 2020 г. отчёте Smithers констатируют, что с 2018 г. спрос на гофрокартон стабильно рос на уровне 3,5% в год и эта тенденция сохранится в среднесрочной перспективе. К 2025 г. аналитики ожидают ускорения роста до 4% в год, а объём выпуска достигнет 200 млн т. Ранее они же прогнозировали, что рынок гофроупаковки будет расти примерно на 3,7% в год и достигнет 300 млрд долл. к 2023 г. А в отчёте агентства Market Research, опубликованном в июле 2019 г., его объём оценивают скромнее — на уровне 250,9 млрд долл. к 2025 г., зато при более высоких среднегодовых темпах роста — 5,9%.

Цифровой ключ для гофроупаковки

Среди основных драйверов роста аналитики называют электронную торговлю, обороты которой особенно стремительно росли в период пандемии. Ежегодный рост электронной торговли в Европе составляет около 20%. Ожидается, что глобальные онлайн-продажи в 2023 г. превысят 5,5 трлн долл. Это окажет глубокое влияние на спрос на упаковку, особенно гофрокартонную, поскольку на неё приходится 80% спроса в электронной коммерции. Ожидается также усложнение логистической цепочки для прямой доставки к потребителю. Прогнозируется, что посылки в онлайн-торговле будут проходить через 20 и более пунктов обработки в процессе доставки. Такая всё более сложная логистическая цепочка для прямой доставки к потребителю означает повышение спроса на вторичную упаковку из гофрокартона.

Среди других факторов, способствующих росту спроса на гофроупаковку, называют переход к концепции продукта, полностью удовлетворяющего потребности рынка (Fit-to-Product, FtP). В производстве гофротары это означает реализацию принципа «Коробка по требованию» (Box-on-Demand) — производство картонных коробок форм, размеров и дизайна, точно соответствующих упаковываемому продукту. Никто не хочет возить воздух…

Ещё один важный фактор — повышение роли маркетинговой составляющей вторичной упаковки. Маркетологи хотят, чтобы упаковка доносила имидж бренда не только в розничную торговую точку, но и в дом потребителя. Это увеличивает потребность перерабатывающих компаний в создании высококачественного графического дизайна на транспортной таре.

Повышается интерес и к упаковке, готовой к розничной продаже (Shelf-Ready Package, SRP), которая зарекомендовала себя как основное средство экономии в магазинах, особенно в Западной Европе. Это трудосберегающее решение, которое позволяет сократить расходы на процесс пополнения запасов в магазине до 50%. Упаковка SRP также особенно популярна среди продавцов в магазинах у дома или скидочных. Брендам это даёт дополнительный бонус, предоставляя им больший контроль над представлением их товаров в торговой зоне. И эта упаковка чаще всего изготавливается из гофрокартона.

Ещё одна важная тенденция, которая в России стала особенно заметна на фоне контрсанкций с 2014 г., а также получила новый импульс в связи с удорожанием международной логистики в период пандемии с 2020 г., — локализация производств. Появляется всё больше местных малых и средних предприятий, выпускающих самую разнообразную продукцию — от продуктов питания до промтоваров. Всем им нужна упаковка, в том числе транспортная.

Список факторов, способствующих росту спроса на гофроупаковку, можно продолжать. Но более интересно то, что в качестве ключевого инструмента удовлетворения растущего спроса гофрокомбинаты, типографии, РПК и любые компании, заказывающие гофроупаковку, всё чаще готовы рассматривать цифровую печать.

Аргументы в пользу «цифры»…

Качество печати на современных цифровых машинах ничем не уступает офсетному (на фото сверху — образцы продукции, отпечатанные водными чернилами на HP PageWide C500; справа — УФ-отверждаемыми на Barberan JetMaster)

Традиционно печать на гофроупаковке выполнялась двумя основными способами: флексографским на готовых листах гофрокартона и офсетным или флексографским на лайнере, который затем использовали для изготовления гофрокартона, или на листах для каширования на готовый гофрокартон. Обе эти технологии предполагают длительные и дорогостоящие формные процессы, хотя изготовление офсетных форм обходится быстрее и дешевле. Флексографская листовая печать, особенно большого формата, заметно уступает по качеству офсетной, поэтому таким способом чаще всего печатают в одну-две краски. И, как правило, готовая гофроупаковка не имеет какой-либо дополнительной отделки — здесь не применяют тиснения фольгой, выборочного лакирования, специальных металлизированных красок и т. п. Максимум — это сплошное лакирование водным лаком, выполняющее защитную функцию для «люксовой» гофроупаковки.

Но жизнь меняется, и заказчики гофроупаковки хотят более быстрой реакции на свои запросы. Для утверждения новых конструкций и дизайнов требуются единичные прототипы, для исследования реакции рынка на новые товары или ребрендинг старых — короткие тиражи. Они требуются и для небольших и начинающих компаний — им совсем не хочется ни «хоронить» деньги в запасах упаковки на многие месяцы вперёд, ни арендовать для хранения склады. Появился и спрос на крупноформатную многокрасочную упаковку, изготовление которой относительно небольшими количествами офсетом обходится слишком дорого. У нового поколения маркетологов есть множество идей по развитию бизнеса, которые можно реализовать с помощью небольших партий упаковки, включая персонализацию и вариативность. Все эти потребности способны эффективно удовлетворить системы цифровой печати по гофрокартону. Разумеется, лучше всего сочетать их с цифровыми же решениями для резки. Хотя в случаях повторяющихся или типовых конструкций, для которых уже есть готовые штампы, цифровые отпечатки можно быстро и экономично обрабатывать на обычных высечных прессах.

Технологии

Все существующие решения для цифровой печати по гофрокартону или лайнерам — струйные. Эта технология бесконтактная (значит, нет давления, которое может смять готовый гофрокартон, можно даже печатать по «открытой волне»), хорошо отлаженная и давно применяемая для печати по гофрокартону в рекламной индустрии, обеспечивает более чем достаточное для гофроупаковки качество печати, производительная и легко масштабируемая. Конечно, никто не мешает запечатывать лайнеры с помощью любой другой технологии цифровой печати, но специально для этих целей ЦПМ или принтеры на базе других технологий никто не позиционирует.

В сердце любого струйного устройства — печатающие головки. Для печати по гофрокартону применяются термоструйные и пьезоструйные головки. Первые обычно менее долговечны и фактически являются расходными материалами, поэтому некоторые производители и поставщики включают регулярную замену головок в сервисный контракт. Эти головки обычно могут менять самостоятельно операторы машин. В таблицах, подготовленных для этой статьи, представлены решения на термоструйных головках Memjet и HP (HP PageWide). Разнообразие рассчитанных на годы службы пьезоструйных головок, установленных на включённых в таблицу машинах, гораздо больше (хотя не все производители сообщают, какие именно головки используют). В списке заявленных производителей пьезоголовок (приводятся по алфавиту) — Epson, Fujifilm Dimatix, HP (Scitex), Kyocera, Ricoh, Seiko. Впрочем, головки, построенные на любой технологии, всё равно подвержены главному бичу струйной печати — засорению дюз. Иногда проблема решается очисткой, а если это не получается, дефект можно компенсировать за счёт исправных соседних дюз (для многих однопроходных моделей заявлено многократное резервирование дюз). Но когда всё испробовано, а проблема бросается в глаза заказчику белыми незапечатанными линиями на листе, остаётся только заменить головку.

Помимо головок, не менее важен тип чернил. Они делятся на две основные категории — водные (на основе красителя и пигментные) или УФ-отверждаемые. В Durst в 2015 г. разработали третий вид — гибридные чернила WT (сокращение от Water Technology — «водная технология»). В составе таких чернил — УФ-активные молекулы и вода. Первые обеспечивают высокий уровень адгезии к различным материалам, стойкость к воздействиям окружающей среды и истиранию, а вода «отвечает» за экологичность, гибкость и низкую миграцию. Ещё одно их достоинство — толщина красочной плёнки существенно меньше, чем у обычных УФ-чернил. При этом для таких чернил требуется комбинированная сушка — УФ- и горячая.

Водные чернила обычно не пахнут, и их проще сертифицировать для печати пищевой упаковки. Самые известные стандарты в этой области — Swiss Ordinance for food packaging inks и Nestl? Guidance Note on Packaging Inks. Если у поставщика имеется хотя один из таких сертификатов для чернил, в этом случае почти наверняка не будет проблем с получением российских сертификатов для печати пищевой упаковки. Оборотная сторона выбора водных чернил — они быстро впитываются в пористую поверхность картона, цвета «проваливаются» или растекаются на мелованных лайнерах, а при печати на высоких скоростях для них требуются мощные сушки — ИК- и горячим воздухом. На такие сушки может приходиться более половины общего энергопотребления машины. Чтобы повысить качество печати водными чернилами, производители предлагают наносить праймеры перед печатью — цифровым (из дополнительного ряда головок) или аналоговым способом.

УФ-чернила лучше подходят для печати по картону, они почти не «проваливаются», лучше держат точку на мелованных лайнерах. Энергопотребление при отверждении на высоких скоростях у них заметно ниже, чем у водных. Но многие УФ-системы не годятся для печати пищевой упаковки. Дело в том, что при отверждении УФ-чернил для снижения до допустимого уровня количества моно- и олигомеров, способных мигрировать через картон, должна быть реализована соответствующая технология УФ-сушки. Также следует обращать внимание на запах, который иногда присущ отпечаткам, сделанным с помощью УФ-чернил. Если он сильный, скорее всего вы не сможете продать такую упаковку заказчику. Для УФ-машин также предлагают праймирование, но рекомендуют использовать его для печати в первую очередь по материалам плохого качества. Интересно, что некоторые производители оборудования предлагают варианты выбора чернил. Например, для машин Barberan заявлено 5 видов. Поставщик подчёркивает, что это важное преимущество — в отличие от многих конкурентов, пользователю позволяют покупать чернила у нескольких сертифицированных производителей.

Что касается цветовых конфигураций, то самая популярная — CMYK. Однако для многих моделей возможен выбор дополнительных цветов — сглаживающих цветовые переходы светлых оттенков голубого и пурпурного (LcLm), реже — светло-жёлтого и светло-чёрного (LcLb), повышающих цветовой охват оранжевых, зелёных и фиолетовых (Or, Vi, Gr), а также белых (W) и прозрачных (Cl). Последние два дополнительных цвета обычно предлагаются в универсальных многопроходных широкоформатных УФ-моделях, которые предназначены также для печати рекламной продукции. Наличие белого цвета позволяет повышать качество печати по бурому картону, используя белила как подложку. Помимо праймера, HP предлагает для своих машин ещё связующий водный состав HP Bonding Agent, который наносится только на запечатываемые области и улучшает адгезию чернил к материалам плохого качества. Праймер цифровым или аналоговым способом позволяют наносить многие производители — Barberan, EFI, Koenig & Bauer Durst и др.

По конструкции цифровые машины для печати по гофрокартону делятся на две большие категории — однопроходные и многопроходные. В первых струйные печатающие головки закрепляются неподвижно в одну или несколько линеек, перекрывающих всю ширину подачи листа или полотна. Вторые оснащены подвижными каретками с установленными на них печатающими головками. Материал под ними проводится в режиме «старт/стоп» и запечатывается полосами, перпендикулярными направлению проводки. Это, кстати, позволяет в широких пределах управлять качеством печати за счёт количества проходов. Однопроходные системы позволяют достичь более высокой производительности — например, расчётная производительность листовой машины Hanway Glory 2604 достигает 27 000 м2/ч, а самая производительная система для печати по лайнерам HP PageWide T1190 выдаёт свыше 50 000 м2/ч! Но к заявленным параметрам производительности следует относиться осторожно (неслучайно в характеристиках эти значения часто называют «техническими») — даже если вы обеспечите непрерывную подачу материалов, струйным устройствам обычно всё равно требуются регулярные паузы в процессе печати для выполнения сервисных процедур. Как часто и на какое время, следует уточнять у поставщиков.

Ещё один важный принцип классификации — деление на устройства для печати по готовому гофрокартону (так называемые post-print) и лайнерам или листам для каширования (pre-print). Первые обычно листовые, вторые — рулонные. По этому принципу мы сформировали две таблицы.

Представленные в первой таблице системы можно очень условно поделить на решения начального, среднего и высшего уровня. Но главным критерием здесь будет не производительность, а цена и дополнительное оснащение. Так, к начальному уровню можно отнести однотипные однопроходные системы с ручной подачей и приёмкой в лоток на базе головок Memjet стоимостью до 150 000 евро, выпускаемые MTEX NS (её устройства также поставляет под своей маркой Konica Minolta), Xante (мы не включили её в таблицу, поскольку не нашли официального поставщика в России) и другими производителями. К этой же категории можно отнести решения для печати по гофрокоробкам, пакетам и т. п., представляющие собой конвейер с расположенным над ним блоком с однопроходной печатающей головкой (или несколькими). Таких в таблицу включено два. Решение немецкой Box Maker построено на базе механизма Memjet с водными чернилами, стоит оно около 20 000 евро. Решение IQDEMY Tech Jet работает на УФ-чернилах и представляет из себя модуль впечатывания. Остальные однопроходные и многопроходные принтеры с разнообразными опциями в категории от 150 000 до 1 млн евро можно отнести к решениям среднего класса. Многопроходные системы среднего класса обычно представляют собой версии широкоформатных принтеров, модифицированные для более эффективной печати по гофрокартону. А цены на листовые и рулонные однопроходные системы высшего класса с полной автоматизацией и мощными сушками обычно выражаются семи- и даже восьмизначными цифрами. Например, в 2018 г. в DS Smith на производстве в г. Фулда (Германия) была установлена ЦПМ HP PageWide T1100S. По информации DS Smith, машина стоила около 15 млн евро.

Важнейшим элементом любых листовых устройств для печати по гофрокартону является вакуумная лента. Учитывая, что гофрокартон редко бывает ровным, производители уделяют особое внимание качеству прижима и удержания материала, предлагая собственные решения, такие как HP Corrugated Grip или Barberan Skies Warp Board. Этому также способствуют так называемые «лыжи» на подаче, обеспечивающие прижим кромки листа к вакуумной ленте по всей ширине листа. Насколько успешно производителю удаётся обеспечивать эффективную подачу и проводку гофрокартона, лучше убедиться самостоятельно.

Для производительных решений среднего и высокого уровня предлагаются разнообразные опции автоматизации. Для однопроходных систем высокого уровня стандартом является наличие в конфигурации автоподачи (или «автопитателя», как часто называют это устройство в гофроиндустрии) и стапельной приёмки. Похожие решения предлагаются и для многопроходных решений на базе широкоформатных принтеров. Чаще всего речь идёт об опциях автоматизации «3/4» и «полной». В последнем варианте нужно только загружать стопы материала в устройство подачи и забирать стопы отпечатков из приёмного устройства. Обычно, если опции автоматизации предусмотрены для определённой модели, дооснащение возможно уже после запуска принтера на производстве. Повышению эффективности устройств среднего и высокого уровня способствует и параллельная подача двух и более листов материала (до 6), хотя это возможно не для всех моделей. Похожая на эту опцию система печати разных макетов полосами на одном полотне (HP Multi-lane Print Architecture) реализована в рулонных ЦПМ серии HP PageWide T.

Для однопроходных систем Wonder WD200 предлагаются дополнительные модули, с помощью которых можно построить полностью автоматическую линию

В числе опций для листовых моделей с водными чернилами — различные виды сушек. Обычно речь идёт об ИК- и сушке горячим воздухом. А для дополнительной защиты отпечатков предлагаются модули сплошного лакирования.

Специфический набор опций предлагается для специализированных рулонных ЦПМ серии HP PageWide T для печати лайнеров. Это может быть турельная система смены рулонов, а также автосклейка, модули праймирования и лакирования, очистки и увлажнения полотна.

В таблицы, сопровождающие статью, были отобраны решения для цифровой печати по гофрокартону и лайнерам, производители или официальные партнёры которых присутствуют на российском рынке (включая универсальные широкоформатные принтеры, которые их производители считают пригодными для производства гофроупаковки).

Цифровой ключ для гофроупаковки Цифровой ключ для гофроупаковки Цифровой ключ для гофроупаковки

 

Рынок

Судя по количеству инсталляций в мире, EFI Nozomi C18000 Plus вполне отвечает представлениям крупных гофрокомбинатов о том, какой должна быть промышленная цифровая печатная машина

Рынок промышленных решений для цифровой печати гофроупаковки активно развивается, хотя, если отсчитывать с момента начала поставок первых серийных машин, ему не исполнилось и десятка лет. Да, старожилы рынка могут вспомнить, как в 2004 г. Inca Digital в сотрудничестве с Sun Chemical разработала листовую систему FastJet на УФ-чернилах. Но построено было всего три экземпляра, и в серию машина не пошла. Однако самый сильный импульс развитию этому направлению придала drupa 2016, на которой было объявлено сразу несколько новых решений и проектов (см. раздел «Однопроходная гофрореволюция» статьи И. Терентьева «Четыре истории с drupa 2016» // Publish № 7, 2016. Не все объявленные проекты были успешно реализованы. Например, машина Bobst Digital Printing Press for Corrugated после длительного бета-тестирования на нескольких крупных гофропредприятиях в серию так и не пошла. С момента же объявления на drupa 2016 не слышно и о каком-либо прогрессе в грандиозном совместном проекте RSR Printer by BHS Corrugated, партнёрами которого были Screen GP и Inca, хотя первые серийные инсталляции планировались на 2020 г. Один из пионеров этого рынка — SUN Automation, объявившая о разработке первого однопроходного цифрового промышленного решения CorrStream ещё в 2010 г., тоже свернула свой цифровой проект. По информации PrintWeek, она передала это направление компании Domino Printing Sciences, недавно выпустившей свою первую ЦПМ для гофроупаковки X630i.

Зато другие проекты, стартовавшие в 2016 г. или чуть раньше, оказались весьма успешными.

Durst Delta SPC 130 во время дебюта на drupa 2016 называлась Rho 130 SPC
Испанская Barberan вышла на рынок цифровой печати гофроупаковки в 2011 г. одной из первых, опираясь на свой опыт цифровых решений для декорирования мебели и работая с несколькими производителями гофрокартона. В Barberan считают себя первой компанией в мире, установившей в 2013 г. однопроходный цифровой принтер для печати по гофрокартону. На фото — самая производительная машина Jetmaster 1890

К сожалению, найти независимую аналитику по количеству инсталляций решений высшего уровня нам не удалось, поэтому будем полагаться на данные производителей и партнёров. Похоже, что в лидеры сейчас вырвалась EFI — по информации на апрель 2020 г. в мире было установлено более 30 ЦПМ Nozomi C18000. В «ПринтПак», являющейся партнёром испанской Barberan, нам сообщили о 25 инсталляциях машин JetMaster в мире. HP не объявляет общее количество машин, но по данным из пресс-релизов о состоявшихся запусках мы насчитали 10 PageWide C500 (ещё одна ожидается в августе этого года, объявлено также о контракте на первую установку в польской компании TFP на площадке в Корнике) и 10 рулонных ЦПМ PageWide T, из них 3 «младших» модели T4X0s. По информации «Сайн Арт», подписавшей в конце 2020 г. дистрибьюторское соглашение с совместным предприятием Koenig & Bauer Durst, в эксплуатации у заказчиков в Германии и Австрии находится 4 линии на базе Delta SPC 130. Ещё две линии запланированы для установки в США в июне и сентябре-октябре. Ещё одна линия находится демозале в Лиенце (Австрия). Первая линия на базе Corrujet 170 работает у заказчика в Германии. Первые две инсталляции успела осуществить Domino, которая только вышла на этот рынок: по информации её российского дистрибьютора «Огард», представленная летом 2020 г. X630i запущена в США и Великобритании. Пока заказы на неё принимаются только в Западной Европе и Северной Америке, сроки доступности для России ещё не определены. Таким образом, даже по самым скромным подсчётам общее количество цифровых машин высшего класса в мире составляет около 80 единиц. Но скорее всего их количество уже перевалило за сотню — мы не имеем информации об инсталляциях SUN Automation и компаний, не представленных на российском рынке. Очевидно, что машины высокого уровня предназначены для крупных гофропроизводств, способных обеспечить достаточную загрузку для этих цифровых «монстров».

Американская CompanyBox станет первой в мире компанией, где на одной площадке (Шарлотт, шт. Сев. Каролина) будет установлено две ЦПМ HP PageWide C500. Запуск запланирован на август 2021 г.

Рынок решений среднего класса довольно разнородный — на нём имеются как многопроходные системы, представляющие собой стандартные или модифицированные версии производительных гибридных принтеров Agfa, EFI, Flora, Hanway, HP, Durst, разработанных для печати рекламы, так и специализированные однопроходные решения. В нашей таблице последние представлены только маркой Wonder. В целом решения среднего класса могут быть интересны для производителей гофроупаковки любого масштаба как инструмент для первых шагов в цифровой сектор, а также для РПК, подумывающих о диверсификации.

Сразу несколько китайских производителей заявляют о выпуске однопроходных машин с фантастическими характеристиками. Информация об этих машинах на сайтах обычно сопровождается красивыми 3D-рендерингами, что оставляет некоторые сомнения в существовании этих решений в «железе»

Что касается начального сегмента, то его развитие стало возможным благодаря появлению технологии Memjet, которую взяли на вооружение многочисленные партнёры. Одним из первых в 2012 г. специализированное решение представила Xante — широкоформатный однопроходный принтер Excelagraphix 4200 теоретически был способен выдать впечатляющие более 1000 «квадратов» в час. Вслед за Xante последовали и другие… В России доступны решения португальской MTEX NS. А в феврале 2021 г. Konica Minolta начала продажи по всей Европе также выпускаемого MTEX NS струйного широкоформатного однопроходного принтера PKG-675i стоимостью менее 140 тыс. долл. Подобные решения могут быть интересны в первую очередь для небольших производителей гофроупаковки или для любых других производственных компаний, которые хотели бы выпускать гофроупаковку для своей продукции самостоятельно.

К сожалению, оценить общее количество инсталляций решений среднего и начального класса в мире не представляется возможным. Скорее всего эксплуатируются уже тысячи единиц, многие из которых работают в «смешанном» режиме — их используют как для изготовления POS-материалов, так и гофроупаковки.

Практика

Если в развитых странах в направлении цифровизации производства гофроупаковки сделано уже много, то в России мы делаем только первый шаг. Инсталляций машин высшего уровня пока не было. Даже крупные гофропроизводства начинают осторожно, с менее производительных решений.

 

Первый в России однопроходный принтер для печати по гофрокартону NS MULTI LG в компании «Тверь-Тара»

Зато в России и ближнем зарубежье уже реализованы первые комплексы по выпуску гофроупаковки по требованию на базе решений начального и среднего уровня. Заметных успехов добилась компания «Принт Пак». Например, в ноябре 2018 г. в «Тверь-Тара» был запущен первый в России однопроходный принтер для печати по гофрокартону NS MULTI LG. В марте 2021 г. в «Интерфлекс» (Москва) был установлен широкоформатный многопроходный струйный принтер Wonder WD250-8A и планшетный режущий плоттер JWEI CB03II-2516-RM. Таким образом, был реализован первый в Москве комплекс для изготовления гофроупаковки по требованию. А ещё ранее — в октябре 2020 г. — аналогичный комплекс, дополненный машиной для сшивания коробов из гофрокартона Chuanfeng, впервые в Киргизии был запущен в «Автомаш-Радиатор» (Бишкек). Генеральный директор «Принт Пак» Сергей Королев сообщил, что были и другие инсталляции оборудования Wonder, не назвав их точного количества.

В октябре 2018 г. было объявлено, что в ГП «Готэк» на производстве в Железногорске специалистами HP и «НИССА Центрум» был установлен первый в России производственный комплекс на базе промышленного принтера HP Scitex 17000 для печати упаковки из гофрокартона. Тогда директор департамента развития гофропроизводства филиала Управляющей компании «Готэк» Роман Шибанов отметил: «Цифровая печать ни в коем случае не заменяет флексографскую или офсетную. Однако она может стать прекрасным дополнением к уже имеющимся возможностям группы “Готэк” и позволит нам повысить скорость реакции на запросы клиентов».

С образцами продукции, отпечатанной цифровым способом, можно было ознакомиться на стенде ГП «Готэк» на выставке «Упаковка 2019»

Спустя два с половиной года мы попросили Романа рассказать об опыте эксплуатации. Он сообщил, что основная загрузка комплекса цифровой печати (около 90%) приходится на упаковку для известного международного производителя электроники. В этом случае решение позволило повысить эффективность производственной логистики, где фактор прямой экономии был далеко не первым. Также машина широко используется для изготовления прототипов и коротких тиражей для оценки работоспособности новых решений. Качество печати отвечает запросам и требованиям клиентов компании. Что касается загрузки, то она приближается к проектной.

Генеральный директор «Постер Принт» Полина Гебгарт довольна работой Durst Rho 250 WT, хотя основная загрузка принтера пока приходится на изготовление POS-материалов

Первый в России промышленный принтер Durst Rho 250 WT с полной автоматизацией был установлен в РПК «Постер Принт» (Санкт-Петербург) в марте 2020 г. Как рассказала генеральный директор «Постер Принт» Полина Гебгарт, принтер оправдал ожидания по производительности и качеству печати. Но практически он пока используется только для печати POS-материалов — это основной профиль компании. В период пандемии, когда загрузка существенно упала, в «Постер Принт» попытались расширить рынки сбыта и найти заказы на упаковку, ведь себестоимость печати на Durst Rho 250 WT дешевле, чем на УФ-принтерах, а высокая производительность и полная автоматизация позволяют гарантировать оперативное выполнение. Предполагалось, что принтер может составить конкуренцию офсетным типографиям, печатающим на плоском картоне или на лайнерах для гофрокартона. Но оказалось, что даже при тиражах от 500 штук ожидания заказчиков по цене ниже, чем готовы были предложить в «Постер Принт». Полина считает, что можно было бы успешно конкурировать в изготовлении крупноформатной упаковки, которую нельзя напечатать офсетом на одном листе. Но даже такие заказы офсетчики научились выполнять, склеивая листы. Возможно, более успешным было бы сотрудничество напрямую с заказчиками гофроупаковки — если, например, убедить их разбивать заказы на более мелкие тиражи и экономить на складских запасах. Но для этого требовалось приложить определённые усилия, а через какое-то время привычные объёмы заказов на POS-материалы вернулись, и до более активного движения на рынок упаковки дело не дошло. Стоит упоминания лишь опыт заказа единичных экземпляров крупноформатной упаковки от дружественного поставщика картона. Качество получалось лучше, чем это требовалось, — в типографии эту упаковку потом печатали на флексомашинах. Но количество и стоимость выполненных единичных заказов не позволяют говорить о том, что это может стать бизнесом. Возможно, что-то изменится в будущем, если удастся внедрить онлайн-систему приёма заказов на упаковку, разработанную Durst. Но это тоже требует инвестиций — денег и времени.

Интересен опыт коллег из ближнего зарубежья. Как рассказал директор Austra Pak (Латвия, Рига) Раймондс Ламасс, его компания специализируется на выпуске картонных дисплеев и упаковки из гофро- и обычного картона. На упаковку сейчас приходится порядка 40% оборота. Ещё полтора года назад компания не располагала собственным печатным оборудованием — она принимала заказы, разрабатывала продукцию, а печатала у субподрядчиков флексографским или офсетным способом. Послепечать выполняли у себя, высечку делали на планшетных плоттерах или тигельных прессах — что лучше подходило по формату и тиражу.

В какой-то момент в Austra Pak решили, что компании нужно собственное цифровое печатное оборудование. Изучив имеющиеся варианты, остановили свой выбор на УФ-принтере Agfa Jeti Tauro H2500 LED. Среди критериев выбора, помимо качества печати, Раймондс называет хорошее качество вакуума, удерживающего не всегда ровные листы гофрокартона, легкость в настройке, эксплуатации и подготовке к печати, а также близость сервисной службы. Принтер, который был запущен в конце 2019 г., приобрели в цветовой конфигурации CMYKLcLm + W без систем автоматизации загрузки и выгрузки. С момента запуска принтер работает в режиме одной 8-часовой смены в день, хотя в периоды повышенной загрузки рабочие часы увеличиваются. В среднем по всем работам, с учётом времени на подготовку к печати, производительность получается на уровне 70 м2/ч, а месячная загрузка — от 10 до 15 тыс. м2. На картонную упаковку приходится около 30% загрузки. Печатают её в одном из двух режимов (в зависимости от пожеланий заказчика по качеству): Production — до 140 м2/ч, Express — до 275 м2/ч. Печатают по белому или коричневому картону. В последнем случае белые чернила используются в качестве подложки.

Образцы цифровой печати гофроупаковки в Austra Pak

Говоря об изменении загрузки за прошедший период, Раймондс отмечает рост объёма заказов на упаковку в период пандемии. Например, во втором полугодии 2020 г. она выросла примерно на 20%. Среди заказчиков — производители мебели (им нужны тиражи крупноформатной упаковки от 10 до 100 экземпляров), изготовители электронных компонентов и плат (коробки у них маленькие, но тиражи мельче). Заказы обычно повторяются каждый месяц — таким образом небольшие компании могут не заботиться о хранении больших объёмов готовой упаковки.

В Austra Pak видят перспективу роста и сейчас изучают варианты дальнейшего развития печатных мощностей. Это может быть либо покупка второго такого же принтера, либо замена его на более производительный с опциями автоматизации.

Перспективы

На рынок продолжают выходить новые игроки. Например, ожидается начало серийных поставок машины, представленной в 2020 г. Xeikon. Компания Bobst в конце 2020 г. объявила о том, что в текущем году сделает вторую попытку выйти в этот сектор — появится новое решение для листовой печати по гофрокартону, разработкой которого занимается подразделение Mouvent. За последние годы Memjet выпустила несколько новых печатающих головок. Разработчики обещают повышенную долговечность, поэтому новинки лучше подойдут для промышленных применений. В том числе для использования в будущих однопроходных системах для цифровой печати гофроупаковки.

Как сообщил бренд-менеджер «Призмикс» Антон Сапежинский, в январе 2021 г. EFI раскрыла первые подробности о готовящейся к выпуску в середине года более доступной версии ЦПМ Nozomi. Также идёт работа над идущей на смену 125-й модели универсальной многопроходной машиной на печатающих головках Ricoh Gen6. Она будет оснащена новыми подачей и приёмкой, оптимизированными для работы с картоном и гофрокартоном.

В Barberan сообщили, что внедряют новые системы контроля печати, а также увеличивают количество моделей — от базовой с 4 цветами и шириной 1260 мм до модели с макс. шириной 2100 мм, а также повышают производительность и разрешение печати.

Директор по развитию бизнеса «НИССА Центрум» Михаил Кувшинов считает, что развитие направления рулонных ЦПМ для гофролайнеров пока сдерживается отсутствием достаточно гибких для «цифры» послепечатных решений: «Препринт-машины имеют смысл только при работе в линию с быстро перестраиваемым гофроагрегатом, выпускающим готовые коробки. А пока таких на отечественном рынке нет».

Справедливости ради стоит отметить, что цифровизация гофроупаковки в России также сдерживается более низкими, по сравнению с рынками развитых стран, ценами на продукцию гофрокомбинатов. Поэтому при оценке возврата инвестиций в цифровые решения экономика часто «не сходится». Но эта ситуация постепенно меняется, в том числе и по мере ознакомления заказчиков с новыми возможностями «цифры», позволяющей кардинально повысить скорость реагирования на изменения спроса. Аналитики Smithers успели подсчитать, что мировой уровень струйной цифровой печати гофроупаковки в 2020 г. вырос на 20% на фоне пандемии COVID-19. И вряд ли эта тенденция обратится вспять — скорее она усилится. А значит, решения для цифровой печати гофроупаковки будут всё более востребованы.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Устойчивый курс «Лиго»

Известная рекламно-производственная компания «Лиго» сделала в своём развитии ставку на инновационные и экологичные технологии. Новыми дополнениями в большом списке её оборудования стали два сублимационных широкоформатных принтера HP Stitch S1000 (первые в России). В ближайших планах – запуск латексного НР Latex 3600.

Самая важная «резина»: выбираем офсетное полотно

Грамотный выбор ОРТП увеличивает их ресурс, сокращает количество отходов печатных материалов и производительность оборудования.

Считаете ли вы полезным внедрение цифровой печати по текстилю как инструмента диверсификации?

Для полиграфистов диверсификация — это один из способов выжить и развиваться. Печать по текстильным материалам в этом смысле — интересное направление, поскольку объём печати по бумаге падает, а по текстилю — растёт

Металлизированные тонеры для Ricoh Pro C7200X

Дополнительные тонеры для печати металлизированными цветами для ЦПМ Ricoh Pro C7200X и Pro C7210X позволяют расширить возможности декоративной печати по различным материалам.

Текстиль имеет значение *

Как правильно подобрать текстильный материал и технологию печати под определённую задачу.


Новый номер

Тема номера – «Печать на текстиле». Обзоры Mimaki TS100-1600 и металликов для Ricoh Pro C7200x. «Например» про Epson SureColor SC-F3000 и Kyocera TASKalfa Pro 15000c. Спецобзор цветных дуплексных рулонных ЦПМ. Тайный Покупатель плакатов формата А2.


Голосование
Справочники покупателя по каким темам вы бы хотели прочитать в Publish в 2022 году?
    Проголосовало: 36