101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Итоги года в прямом эфире

  • Дмитрий Старцев
  • 5 февраля 2021 г.
  • 3580
О некоторых итогах 2020 года, самых значимых событиях и инсталляциях рассказали гости новогоднего прямого эфира Publish Live «Cyan огонёк», представлявшие поставщиков решений, организаторов выставок и типографии.

Прямой эфир состоялся 28 декабря. В нём приняли участие представители ведущих поставщиков офсетного, широкоформатного и цифрового печатного оборудования и расходных материалов — «ЯМ Интернешнл», ГК «Русском», «ОктоПринт Сервис» и Ricoh Rus; организаторы выставок Printech и Rosupack (Hyve Group), drupa и upakovka (Messe Düsseldorf); а также руководители типографий «МДМпринт» (Москва) и «Типография цифровых решений Б» (Ставрополь).

Новые машины, новая «расходка»

Технический директор «ЯМ Интернешнл» Александр Шабельников поблагодарил Publish за удачный выбор названия эфира и заметил, что не станет рассказывать, сколько печатных секций, «квадратных литров» и т. п. было продано «ЯМ Интернешнл» в 2020 г. Вместо этого он напомнил про несколько уникальных для России инсталляций. В его личном рейтинге выше всех оказалась первая в России восьмикрасочная печатная машина Komori GL-837PH-UV в типографии «Буки Веди». Это машина с форматом листа 640×940 мм, устройством переворота листа и двумя высокореактивными сушками. Сложность инсталляции заключалась в сроках поставки и в том, что монтаж машины выпал на период, когда ограничения, связанные с пандемией, уже начинали набирать обороты. Но, тем не менее, машину запустили с опережением графика. Она работает, радует своих владельцев высоким качеством печати и полностью сухим оттиском, напечатанным с двух сторон за один прогон. Интересны оказались и цифры по себестоимости печати по краске, которые удалось собрать за время работы машины: односторонний оттиск формата A1 стоит в среднем 36 копеек. По мнению Александра, если учесть отсутствие перепечаток по причине отмарывания и то, что заказ с чёрной плашкой на весь лист, отпечатанный на Komori H-UV на матовой мелованной или офсетной бумаге, через 10 минут уже можно фальцевать, выгода такой экономики становится очевидной.

 

Александр Шабельников

Ещё одна заметная инсталляция «ЯМ Интернешнл», которая к моменту эфира ещё не была завершена, — это первая в России листовая струйная ЦПМ Komori Impremia IS29 формата B2 в типографии «Девиз». Машина с УФ-чернилами абсолютно «всеядна» в отношении запечатываемых материалов, ей не требуется никаких специальных сортов бумаги или предварительного их праймирования. Помимо этого, машина даёт оттиски, которые в плане цвета полностью сопоставимы с офсетом. В связке с этой машиной очень хорошо работает ПО Alwan, которое отвечает за согласование цвета цифровых и офсетных машин. Программное решение состоит из шести модулей, один из которых можно подключить к сканеру печатной машины (причём любой), и программа сама будет корректировать компенсационные кривые. Таким образом, со стороны типографии потребуется только стабильный печатный процесс, а всё остальное эта программа сделает сама. У Alwan есть ещё один модуль — ColorHub. Это ПО позволяет экономить в среднем 25–20% краски за счёт оптимизации файла, отправляемого на печать. Оптимизация происходит в нескольких аспектах, а не только за счёт замещения серого. Было установлено несколько демоверсий в типографиях, и через полтора месяца уже есть запросы на коммерческую версию: на практике программа показала реальную экономию.

В июле состоялась инсталляция в челябинской типографии «ТЭМ». Офсетная машина Komori Lithrone GL 540 первого формата B1 с лаком используется для производства упаковки. Она была поставлена с обновлённым в этом году пультом, который всем нравится. А ещё в компании «Хухтамаки СНГ» (подразделение Fiber Packaging) было установлено первое в России устройство СТР для флексо- и высокой печати от известного производителя Amsky (Китай) — модель Aura M600E. Полимерные формы на металлической основе крепятся на магнитный барабан, а не клеятся, как это обычно бывает.

В 2020 г. «ЯМ Интернешнл» расширила линейку расходных материалов. Новая недорогая серия красок Biomax на растительной основе на испытаниях показала очень хороший результат по скорости закрепления и стойкости к истиранию. Отличным дополнением для них могут стать водно-дисперсионные лаки VanSon из Нидерландов, по цене сопоставимые с хорошими образцами российского производства.

Больше клея и знаний, меньше спирта

Татьяна Климова

Технический директор«ОктоПринт Сервис» и «хубергруп РУС» Татьяна Климова уверена, что компания перешла в новую реальность, когда люди работают на удалёнке и делают это так же эффективно. Типографии вышли из состояния ступора, заказы пошли. «ОктоПринт Сервис» и «хубергруп РУС» сохранили 98% сотрудников, а оборот компании оказался равен этому показателю за 2019 г. В связи с локдаунами у поставщиков были перебои, причём чаще речь шла о замене материалов: взамен одной отсутствующей краски всегда предлагалась другая, то же самое происходило и по другим материалам. В этом году в компании посчитали клиентов, с которыми работают, — их оказалось 2082. В связи с тем, что производители упаковки в 2020 г. работали даже с большей нагрузкой, чем обычно, в компании поставили рекорд: смешали 285 т смесевых красок за год.

Татьяна также отметила, что люди продолжают покупать оборудование. Даже совсем недёшевых режущих плоттеров Zünd в прошлом году было продано десять, также было установлено два клеевых плоттера Felix. Татьяна считает, что у всех появилось время подумать во время работы в самоизоляции, пересмотреть какие-то расходы, наметить какие-то важные для себя направления и начать интенсивно двигаться. За счёт самоизоляции часть рутины ушла, и люди смогли сделать паузу и подумать: «Что же мы будем делать дальше?» Из вот из этого «дальше» и выросли какие-то позитивные направления развития.

В этом году в «ОктоПринт Сервис» и «хубергруп РУС» было неожиданно открыто новое применение клеёв, например, для производства детских подгузников. Начали поставлять клеи конечным потребителям: производителям сигарет, пивным заводам, агрохолдингам. Из-за дефицита изопропилового спирта, который весь ушёл на санитайзеры, в «ОктоПринт Сервис» и «хубергруп РУС» начали активнее продвигать экологичную печать с пониженным содержанием спирта. В минувшем году 27 типографий перешли на работу либо полностью без изопропилового спирта, либо значительно снизили его количество. Часть усилий была направлена и на образование полиграфистов: в «Школе современного полиграфиста» в 2020 г. были выпущено 37 вебинаров, и все они доступны бесплатно. Есть и планы на будущее: в Подмосковье будет создан новый комплекс смесевых станций, ориентированный на гибкую упаковку, водные и спиртовые краски.

«Онлайны» вместо встреч

Юлия Арешко

Генеральный директор ГК «РуссКом» Юлия Арешко не стала скрывать, что потери в году пандемии есть: и обороты снизились, и людей стало меньше, и продаж… Но этот год подтолкнул и к внедрению нового. Полиграфия связана с визуальным восприятием. Заменой личному общению стало проведение онлайн-мероприятий — прямых эфиров совместно с Publish. Людям нужны знания, передача опыта. Важно не просто рассказывать, какие замечательные машинки есть в ассортименте и сколько они стоят, а что именно можно с ними сделать, какая себестоимость будет у продукта, как сэкономить, как выиграть, какие технологии применить. Была возобновлена работа «Школы операторского мастерства» для клиентов, которая действовала ещё в 2000-е. Специфика передачи глубоких знаний требует тщательного подхода, и руководители производств готовы за это платить. Ведь знания позволяют снизить себестоимость производства, добиться снижения уровня брака, выполнять нетривиальные технологические процессы, а цифровая техника поощряет творческий подход. В перспективе образовательное направление планируется развивать наряду с продажами.

За год количество сотрудников ГК «Русском» снизилось примерно на 7–10%, компания стала чуть меньше. Но это не трагично, уверена Юлия, и поделилась некоторыми цифрами. Широкоформатных принтеров Mimaki было продано более 150 шт., и среди них — 10 устройств индустриальной категории. Режущие плоттеры Graphtec присутствуют на рынке больше 20 лет — мало найдётся типографий в России, где не применяется эта техника. Таких машинок за год было продано почти 500 шт. И гордость «Русскома» —ламинаторы GMP. Эта техника дорогостоящая, но тем не менее было продано порядка 200 пакетных и 100 рулонных машин. А ещё — 120 специализированных паспортных ламинаторов. Несмотря на все трудности состояния рынка пластиковых карт, работа идет и в этом направлении. Два года назад собственное производство пластиковых карт «Русском» было закрыто из-за серьёзного спада на этом рынке. Тем не менее в этом году для систем электронного доступа и оформления электронного документа в виде пластиковых карт было продано порядка 150 кард-принтеров. В основном это южнокорейские принтеры IDP, хотя было некоторое количество и итальянских принтеров.

По мнению Юлии, мы все находимся в состоянии переоценки нашей системы информированности: «Разве кто-то мог сказать в конце прошлого года, что случится в 2020 году?» Поэтому из прогнозов в «Русском» делают только такой, который зависит от них самих: работать с такой же самоотдачей, как это делалось все предыдущие 28 лет. В этом году ГК «Русском» отметила 20-летний юбилей своего офиса, и один из прямых эфиров Publish Live был посвящён празднованию этого события.

Принтеры поменьше, продаж побольше

Руководитель отдела продуктового маркетинга офисных и промышленных технологий Ricoh Rus Илья Базылев представил статистику за три квартала от компании IDC. По ней видно, что больше всех пострадал сегмент коммерческой полиграфии. Это очень сильно отразилось на рынке промышленного оборудования, в первую очередь на сегменте листовой промышленной печати, который упал на 15% в цвете и на 17% в монохроме. А вот сегмент полноцветных машин начального уровня, наоборот, вырос на 5%. Возможная причина этого в том, что спрос на промышленную печать никуда не делся, он просто сдвинулся в более бюджетный сегмент. То есть оборудование нужно по-прежнему, машины необходимо менять, но реальность вносит свои коррективы. В Ricoh также ощущают все эти тенденции. Илья отмечает положительный момент: уровень продаж машин начального уровня вырос на 50% по сравнению с прошлым годом. В сегменте струйной печати всё больше заказчиков обращают внимание на экологичные решения, и, соответственно, это вызывает рост продаж рулонных латексных и УФ-принтеров. Это привело к росту на 15% в штуках продаж латексных принтеров Ricoh по сравнению с прошлым годом. На одном из производств, где работает такой латексный принтер, по инициативе заказчика была реализована новая для струйной техники Ricoh модель обслуживания — сервисный контракт: оплата идёт только за отпечатанные метры, а партнёр со своей стороны предоставляет чернила, сервис и расходные материалы с запчастями. При этом затраты на обслуживание машины не выросли.

Пандемия отразилась не только на продаже наших машин, но и на сервисном обслуживании. Например, при запуске машины тяжёлого класса во Владивостоке выяснилось, что инженер не может приехать из Москвы из-за введённых ограничений на передвижение. Поэтому впервые был проведен удалённый запуск тяжёлой ЦПМ по каналу видеосвязи, когда под руководством специалиста машина была полностью собрана и выведена на тиражное качество печати.

Logos Print (Кишинёв, Молдова) стал первым покупателем Ricoh Pro C5300S в СНГ. По словам владельца типографии Дмитрия Мишина, за полтора месяца эксплуатации машины он уже убедился, что дополнительные модули повышают её производительность на 20–30% при той же заявленной скорости, что и у Ricoh Pro C5300S

Хорошие показатели в продажах полноцветных машин начального класса Илья связывает с тем, что появляются новые преимущества у этих машин, например, возможность установки вакуумной подачи, что позволяет повысить производительность и расширить ассортимент продукции. По утверждению одного из заказчиков из СНГ, рост производительности составил в среднем от 20 до 35% на новых машинах этого класса по сравнению с предыдущей серией, к этому добавляется достаточно привлекательная себестоимость печати, что позволяет ему конкурировать с офсетной печатью в диапазоне от 300 до 500 экземпляров. В Ricoh зачастую видят такую тенденцию: многие заказчики начинают с оборудования начального сегмента, остаются довольными его качеством и уровнем сервиса и постепенно переходят на ЦПМ либо среднего уровня, либо старшего.

Илья отметил, что государственные компании пострадали меньше, чем сегмент коммерческой полиграфии: большинство тендеров было проведено, как и было запланировано. Один из примеров выигранного Ricoh тендера — установка монохромных машин в жилищно-коммунальное хозяйство Ростова-на-Дону, где будут печататься квитанции объёмом до 1 млн отпечатков в месяц.

С надеждой на Printech и виртуализация выставок

Сергей Дитёв

Сергей Дитёв представлял российский офис Hyve Group, которая больше известна полиграфистам по названиям двух крупнейших организуемых ею отраслевых выставок — RosUpack и Printech. А всего в России эта компания проводит 20 выставок. По словам Сергея, многие проекты компания вынуждена была перенести на следующий год. Благодаря тому, что компания крупная и международная, она смогла привлечь дополнительные инвестиции, это и помогло пережить трудный год. А по некоторым международным мероприятиям, которые были отменены в других странах, были получены компенсационные выплаты со стороны страховых компаний. Сергей отметил ещё один аспект, который сыграл положительную роль: то, что в течение последних трёх лет компания инвестировала очень значительные финансовые средства для освоения новых технологий и внедрения в первую очередь облачных решений. Поэтому смена обстановки и то, что сотрудники в один «прекрасный» момент вынуждены были работать не в офисе, а из дома, прошли достаточно безболезненно. С точки зрения возможности проведения каких-то массовых мероприятий, Сергея радует, что ситуация меняется в положительную сторону. Например, Hyve смогла провести три крупные выставки осенью 2020 г. в Москве. Выставки несколько сократились с точки зрения количества посетителей и занимаемых площадей, но необходимость в общении сыграла позитивную роль, что отмечало большинство участников: те люди, которые пришли, были не случайные посетители, а потенциальные заказчики, готовые обсуждать конкретные вопросы. С этой точки зрения вложения ресурсов и времени на подготовку выставки полностью окупились, и экспоненты были довольны. Уже сейчас идет подготовка к выставке Printech, которая запланирована на июнь 2021 г. Она будет проходить в первом павильоне МВЦ «Крокус Экспо», а не в третьем, как это было в предыдущие годы. Это снимает ограничения, которые были ранее, для экспозиции тяжёлого оборудования. Будем надеяться, что выставка состоится и поставщики действительно покажут на ней много оборудования.

Михаэль Мандель

Заместитель генерального директора «Мессе Дюссельдорф Москва» Михаэль Мандель, который приветствовал зрителей из Берлина, считает, что основная задача организаторов выставок теперь — создание отраслевых платформ, которые служат средой коммуникации между предложением и спросом. По форме это могут быть не только выставки, но и семинары, круглые столы, дискуссии, а также различные онлайн-формы взаимодействия. Из-за ограничений, которые вводятся в разных странах, сложно или невозможно прогнозировать проведение выставок: upakovka 2021 отменена, продажи площадей на неё в 2022 г. начнутся не ранее лета 2021 г. Все выставки, намеченные на зиму и весну, — под большим вопросом, то же самое и с бизнес-поездками в Европу. Самая главная потеря — это перенос drupa на 2024 г. Проводить её без 25–30 ключевых игроков из разных сфер рынка оборудования было просто невозможно. Михаэль выразил надежду, что определённой заменой станет virtual.drupа в виртуальном формате, которая пройдёт с 20 по 23 апреля 2021 г.

Рост сложности и упаковка в падении

Своими впечатлениям от прошедшего года поделились два руководителя типографий.

В этом году в «Типографии цифровых решений Б» отпечатали уникальный заказ на ЦПМ HP Indigo: 92 тыс. уникальных поясков для стаканчиков с использованием технологии динамической персонализации HP Mosaic

Генеральный директор «Типографии цифровых решений Б» (Ставрополь) Владимир Бочков отметил, что этот год пролетел так стремительно, как никогда раньше в жизни. Связано это с тем, что те планы по наращиванию ресурсов, в том числе кадровых, которые были задуманы на этот год, были нарушены. Между тем работа в типографии не останавливалась практически ни на минуту. Хороший рост показало направление выпускных фотокниг — на 45%. Это стало возможным благодаря новым клиентам и новым продуктам в этой области. В предыдущие годы были востребованы полиграфические книги. В этом же году большая часть заказов — это книги layflat, над которыми пришлось поработать, что позволило их значительно улучшить. В частности, был приобретён ламинатор для фактурной ламинации. В типографии произошли снижение более простых заказов и рост более сложных. Цифровая печать —это направление, в котором очень трудно обеспечить плавную и ритмичную загрузку производства на протяжении всего года: это всегда качели — то пусто, то густо, то ресурсов не хватает, то, наоборот, может быть недозагрузка. Поэтому пока сложно судить о клиентской активности, сравнивать годы между собой. Тем не менее неожиданным оказался декабрь, который всегда был на грани максимально возможной загрузки типографии: в 2020 г. прирост составил 10% в сравнении с тем же периодом прошлого года. Это показывает, что клиенты живы. Один из них в своих кофейнях перешёл с традиционных двуслойных бумажных стаканчиков на однослойные с поясками из картона. В этом году типография отпечатала 92 тыс. поясков по технологии HP Mosaic, каждый из которых был уникальным в тираже. Это вызвало очень много положительных отзывов от клиентов кофеен и позитивных отзывов в «Инстаграмме». И, соответственно, это сработало на имидж этой компании.

Руслан Галифанов

Генеральный директор типографии «МДМпринт» (Москва) Руслан Галифанов уверен, что этот год пандемии их взбодрил и настроил на более активный поиск новых путей оптимизации и роста бизнеса. Кроме того, было продолжено развитие собственной франшизы: совместно с компанией Ricoh было запущено четыре новых копировальных салона. Рост начался одновременно со снятием ограничений: с июля по октябрь пошла особенно активная работа. В декабре обсуждается подписание ещё одного договора, и на январь запланирован запуск салона. Так что год, несмотря ни на что, стал периодом активного развития франшизы.

Что касается коммерческой печати, то в марте, апреле и мае 2020 г. типография, по словам Руслана, «села в лужу: заказов нет, рекламная полиграфия вообще умерла как класс…» Ведь клиенты типографии были из самых пострадавших отраслей — рестораны, кафе, выставки и прочие мероприятия. По финансовым показателям в абсолютном выражении прошедший год можно сравнить с 2018 г. Учитывая, что до этого типография каждый год обязательно показывала рост, то этот откат назад стал историческим. Стало ясно, что с этим что-то срочно делать. В качестве одного из перспективных направлений в «МДМпринт» видят упаковку. Здесь должна помочь система цифрового облагораживания MGI, которая позволила добиться определённых успехов.

2020-й — давай, до свидания!

Наверное, все участники новогоднего прямого эфира Publish Live и все полиграфисты надеются, что наступающий новый год будет лучше уходящего. Пандемии показала, что жизнь не останавливается в самые мрачные моменты, а значит, у каждого будут новые проекты, пройдут новые встречи, будут перемены к лучшему. Все очень хотят вернуть возможность очного общения, в том числе и на отраслевых выставках и конференциях, где возможность интенсивного обмена знаниями и эмоциями даёт в результате неожиданные решения и новые перспективы. И мы все, вся редакция Publish присоединяемся к пожеланию, прозвучавшему в нашем эфире: чтобы ваши печатные машины не останавливались, а если и останавливались, то только для проведения регламентных работ!

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Офсет — при своих

В Московском политехе 14 марта 2024 года состоялась открытая лекция генерального директора АО «Первая образцовая типография» Игоря Валентиновича Полтавцева «Книжная индустрия в цифровую эпоху. Кадры решают всё!». О том, есть ли перспективы у цифровой печати в книжном производстве, смерти технологий и незаменимых специалистах читайте прямо сейчас.

Требуются! Всё, что нужно знать о кадрах в 2024 году

В советское время таблички «Требуются!» висели при входе практически на любое предприятие. Отсутствием безработицы в стране гордились, а сейчас это настораживает. Кадровый вопрос в последнее время обсуждается на всех уровнях бизнеса и власти — от ипэшника до вице-премьера. Почему так происходит и можно ли избежать кадрового коллапса? Постараемся разобраться.

Скрепка 2024

Выставка «Скрепка» привлекает совершенно разных посетителей и участников. Там можно встретить не только канцелярскую и офисную продукцию (что очевидно по названию), но также продукцию школьного ассортимента, продукцию для внешкольного развития, материалы для хобби и творчества, игры и игрушки, в том числе новогодние, подарки, сувениры и т. д.

Устойчивость — это цель

В ООО «Танзор» с 1 января 2024 года — новый генеральный директор Алексей Анисенин. Алексей работает в компании с 2005 года. Образование и длительный опыт работы в отрасли помогают ему решать задачи, стоящие перед компанией в сложные времена. Как у него это получается — читайте в интервью.

Расходная часть упаковки

Прошедшие два года стали непростым испытанием для различных сегментов полиграфической отрасли. Не является исключением сфера упаковки и поставок расходных материалов для этого рыночного сегмента. Какие изменения произошли в этой области и насколько всё сейчас вернулось в стабильное положение — Publish спросил у экспертов.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 26