101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Duplo DDC-810 DuSense

  • Юрий Захаржевский
  • 4 октября 2020 г.
  • 5968
Заключение: одно из самых доступных устройств для цифрового лакирования на нашем рынке. Несмотря на некоторые особенности в работе, характерные для всех современных устройств такого класса, DDC-810 DuSense можно рекомендовать как цифровым типографиям, которые хотят расширить спектр выпускаемой продукции, так и тем, кто уже имеет традиционное оборудование для отделки, но испытывает трудности с персоналом, а также хочет сделать отделку более рентабельной на коротких тиражах.

Разработчик: Duplo

Оценка: 4/5

Цена: менее 200 000 евро (по спецпредложению)

Duplo DDC-810 DuSense

 

Числа и возможности

Скорость — до 21 отпечатка в мин для эквивалента формата A3 при толщине лака до 40 мкм (36 стр./мин в эквиваленте формата A4)

Разрешение — 600×600 dpi

Макс. формат бумаги — 364×740 мм

Макс. ширина лакирования — 311 мм

Незапечатываемая кромка — 10 мм (со всех сторон листа)

Плотность бумаги — 52–450 г/м2, в том числе в двустороннем режиме

Размеры (ширина×глубина×высота) — 3518×1454×1892 мм

С середины 2018 г. в России стала доступна цифровая машина для выборочного УФ-лакирования Duplo DDC-810 DuSense. Тестирование устройства мы проводили в московском демо-зале «НИССА Дистрибуция».

Нанесение лака в DDC-810 производится с помощью трёх неподвижных пьезоэлектрических струйных головок Kyocera. Расположенные в шахматном порядке, они производят лакирование в один прогон. В зависимости от дизайна (подробнее см. ниже) можно получить 7 уровней толщины лака с шагом в 10 мкм: от 10 до 80 (конечно, в зависимости от запечатываемого материала и используемого УФ-лака, толщина готового слоя может несколько отличаться от заданного).

Но это ещё не всё: если 80 мкм заказчику покажется мало (хотя это довольно солидная толщина), лист можно отправить на второй прогон, причём совмещение первого и второго слоя производится с высокой точностью (см. раздел о качестве).

Управление, контроллеры и ПО

Драйвер DDC-810 работает с файлами в формате PDF или TIFF в оттенках серого. При этом символы должны быть «оконтурены».

Высота стопы запечатываемого материала на подаче с воздушным раздувом — до 150 мм. Можно использовать, например, мелованную бумагу и картон плотностью 150–450 г/м2. На подаче имеется три вида настроек, в том числе силы раздува
Внутри машины листы движутся с помощью вакуумных ремней, которые сдвигают запечатываемый материал к дальней от оператора стороне — таким образом, в устройстве имеется своя «верная сторона», как в офсетной печатной машине (правда, менять её нельзя)
Лак в DDC-810 «заряжается» в картриджах по 3 литра (на фото справа). Сравнительно небольшой объём картриджа хорош для случаев, когда типография не имеет высокой загрузки, так как срок использования УФ-лака после вскрытия упаковки ограничен. Слева — ёмкость для отработанного лака, который расходуется при прочистке печатающих головок
В DDC-810 установлена ламповая УФ-сушка известного производителя Baldwin. Вверху над ней видно отверстие для канала вытяжки, через которую выделяется образующийся при работе озон. Так как УФ-лампа при работе раскаляется до нескольких сот градусов, она требует серьёзной вентиляции. В результате работа устройства сопровождается довольно сильным шумом, так что в офисном помещении его не поставишь
Можно задать три угла наклона приёмного устройства, а также воспользоваться передвижными магнитными стойками (видны слева), чтобы стопа на выходе получалась аккуратной

 

Тиснение по лаку

Albyco QSleek380 IDH

В отличие от некоторых моделей конкурентов, машины которых могут производить последовательно за один прогон как лакирование, так и тиснение фольгой, DDC-810 делает только лакирование. Duplo предпочитает не совмещать в одну систему технологии, отличающиеся по требованиям к оборудованию. В компании считают, что выполнение этих операций на разном оборудовании придаёт гибкость рабочему процессу и повышает качество готового изделия.

Компания Albyco (Нидерланды) для выборочного 3D-фольгирования после лакировки предлагает машину QSleek-380 IDH (подробнее см. статью: Терентьев И. Спецэффекты без Голливуда // Publish № 9, 2020).

Для нанесения фольги на объёмный лак используют промышленные ламинаторы с силиконовым верхним и стальным нижним валом. Благодаря такому эластичному валику в машине QSleek-380 IDH фольга плавно огибает поверхности с нанесённым лаком, позволяя создавать впечатляющие объёмные изображения и спецэффекты.

На выходе не теряется, а в некоторых случаях усиливается эффект объёмного изображения, изображение приобретает шикарный и дорогой вид. Для такой технологии уже имеется несколько типов фольги («золото», «серебро», различных цветов), для создания 3D-эффекта хорошо подходит голографическая фольга с мелким рисунком. Правда, обычно они немного дороже, чем традиционная фольга для горячего тиснения.

Важную роль для равномерного нанесения фольги имеет высокое давление вала. Адгезия фольги к УФ-лаку высокая, изображение получается очень стойким на истирание даже при многократном использовании.

Сочетание УФ-лака с фольгой разного цвета позволяет получить замечательные декоративные эффекты. Внизу — визитные карточки, снятые с увеличением

 

Чем плотнее оттенок — тем толще слой лака. То есть за счёт регулировки уровня градации серого цвета при создании макета (от 0 до 100%) формируется толщина слоя лака на материале. Как упомянуто выше, толщина покрытия с шагом 10 мкм составляет от 10 до 80 мкм.

Благодаря удобному русифицированному интерфейсу дизайн может редактировать оператор без правки исходного макета. Если какие-то характеристики полученного изделия не понравятся клиенту, прямо в его присутствии можно скорректировать эффект

Также оператор загружает в драйвер XML-файл с приводочными метками, расположение которых контролируется фотодатчиками. Если фактически измеренное расстояние между метками расходится с заявленным в макете, происходит автоматическая корректировка изображения. Что важно — именно в том сегменте изображения, который требует корректировки. Именно эта автоматическая настройка обеспечивает как отличное совмещение лака с цветным изображением, так и совмещение лака на первом и втором прогоне, если это понадобится.

Кроме автоматической корректировки геометрии изображения, доступна и ручная — если оператор сочтёт нужным произвести её.

Если высокая точность не требуется, работу можно выполнять и без меток, тогда машина «ориентируется» по передней кромке листа.

Существует опция, которая позволяет работать персонально с каждым отпечатком, используя QR-код. В этом случае на каждом отпечатке лак делается индивидуально, быстро и без риска перепутать заказы. Но при таком рабочем процессе у всех заданий должен быть одинаковый формат листов.

Скорость работы

Производитель заявляет, что DDC-810 может лакировать до 21 листа А3 в мин при толщине лака до 40 мкм. Так как лакирование производится струйной системой печати в один проход, от сложности изображения механическая скорость работы не зависит.

Мы проводили тест с листами формата 450×320 мм и с максимальной толщиной лака 80 мкм (в два прогона). В этом случае за минуту машина успевала лакировать примерно 8 отпечатков. Естественно, при необходимости сделать более толстый слой лака придётся потратить время на второй прогон.

Качество

Производитель обещает точность совмещения лака с изображением в пределах плюс-минус 0,2 мм. Судя по результатам нашего теста, в эти рамки точность работы действительно укладывается. Разрешение 600×600 dpi позволяет наносить достаточно тонкие детали. На фото качество лакирования оценить трудно, но, к счастью, на этот раз вы можете увидеть результаты лакирования своими глазами  (в печатном номере).

Что действительно может создать проблемы для качественного УФ-лакирования на этой машине — так это особенности адгезии УФ-лака к обрабатываемой поверхности. Традиционная трафаретная технология отрабатывалась многие годы, и теперь в распоряжении специалистов — огромное количество самых разнообразных лаков, которые можно безбоязненно накладывать на самые разнообразные поверхности, в том числе запечатанные. А вот технология цифрового лакирования находится только в начале пути, так что спектр подходящих материалов для неё пока что гораздо уже.

На тестовом отпечатке видны глянцевые линии УФ-лака — в том числе толщиной 0,5 пт
На фото — обложка журнала из реального тиража. Мелкие рисунки справа покрыты лаком (к сожалению, на фото этого не видно) с очень хорошим совмещением

Правда, для DDC-810 уже имеется два вида лака, но отличаются они не по запечатываемому материалу, а по типу тонера, которым напечатано изображение, подлежащее лакированию. Для изображений, напечатанных на ЦПМ HP Indigo, предназначен так называемый универсальный лак. Другой вид лака применяется, если печать производилась сухим тонером. Замена производится быстро, так как тракт, по которому проходит лак, короткий: около 60 см. Промывки тракта не требуется.

Разумеется, главная рекомендация — предварительно тестировать материал, который собираетесь лакировать. Разумеется, делать это надо с уже нанесённым на него печатным изображением, поскольку цифровой лак может отслаиваться от краски или тонера — и цифрового (особенно следует обращать внимание на сухой тонер), и даже, порой, офсетного — в том числе из-за противоотмарывающего порошка. Но требует проверки и поверхность, запечатанная без порошка офсетными УФ-красками.

Лучший же способ работы на этой машине, обеспечивающий самые качественные результаты, — с предварительным ламинированием запечатанной поверхности. В демоцентре «НИССА Дистрибуция» для этой цели используют матовую плёнку GMP Perex 32. При этом ламинатор используется самый простой, настольный, без пневматического прижима.

Чтобы уменьшить количество проблем с наложением УФ-лака на рабочую поверхность, можно приобрести машину с опциональной системой для коронирования запечатываемого материала. В этом случае модель будет называться DDC-810 DuSense Pro (доступна с начала 2020 г.).

Экономика

На текущий момент производитель Duplo, учитывая ситуацию с колебанием валют на российском рынке, предлагает машины по специальной цене — «существенно ниже 200 тыс. евро».

Другая чрезвычайно важная величина — цена на лак — для покупателя зависит от объёма потребления, но обычно не превышает 150 евро за литр. При этом, по уверению Duplo, экономичность цифрового лака этой компании гораздо выше, чем у конкурентов, за счёт короткой системы подачи и алгоритма печати (но этого мы пока проверить не можем — не было тестов конкурирующих моделей). Не следует забывать и о том, что лак тратится не только на изображение, но и чистку печатающих головок. В зависимости от качества печати оператор может изменять время осмотра, если это действительно необходимо.

Экономичность обеспечивается и благодаря сравнительно небольшой — по 3 литра — фасовке. Это важно, так как срок хранения цифровых УФ-материалов обычно не превышает 8–12 месяцев, а установленных в машину — не более 4–5 недель.

Благодаря специальной программе в драйвере устройства можно рассчитать как объём, так и стоимость лака для конкретного тиража, в зависимости от плотности заливки в изображении.

На иллюстрации — файл, приготовленный нами для тестирования: первый и второй слой. Первый слой потребовал 1,823 мл лака при покрытии 23%. Во втором слое покрытие — всего 4%, поэтому и расход лака гораздо скромнее: 0,33 мл. При этом размер листа — 450×320 мм, а толщина лака в каждом слое — до 80 мкм. Если оператор поменяет толщину лака (хотя бы даже чисто теоретически — посмотреть, не стоит ли взяться за дизайн всерьёз), в окне программы сразу же меняется цена — именно поэтому на фото объём лака отличается от того, что получился у нас при тестировании

Так как стоимость цифрового УФ-лака пока довольно высока, возможно, в некоторых случаях имело бы смысл заставить заказчика платить за такое лакирование в зависимости от количества лака, который наносится на обрабатываемый материал. По крайней мере, можно будет надеяться, что впредь заказчик будет более тщательно думать о том, как использовать интересные возможности цифровой отделочной техники, а не просто «залить» лаком как можно большую площадь.

В цену работы рано или поздно придётся записать и смену УФ-лампы, ресурс которой составляет около 2000 часов. Время работы контролируется автоматически.

Заключение

Струйный УФ-лак — сравнительно новое направление в отделке полиграфической продукции. При сравнении с традиционным способом, то есть трафаретным УФ -лакированием, оно имеет как достоинства, так и недостатки.

Недостатки — это, разумеется, высокая цена специального лака и гораздо большая «разборчивость» по отношению к материалам, которые надо лакировать. Далеко не каждый материал хорошо воспринимает цифровой лак, как и некоторые виды печати, о чём уже упомянуто выше. Лучший вариант — заламинировать поверхность перед лакированием, но это не всегда устраивает клиента. К тому же ламинирование всей продукции подряд ещё и увеличивает цену отделки, и так значительную из-за стоимости лака.

Однако цифровое лакирование имеет достоинства, которые некоторых клиентов заставят смириться с детским болезнями «цифры». Начиная, опять-таки, с вопроса цены, нельзя не вспомнить про очевидное достоинство цифровых технологий — на малых тиражах, несмотря на дорогой лак, цена получится всё же ниже, чем на «трафарете». А вот оперативность, наоборот, выше — благодаря тому, что не требуется долгий и трудоёмкий этап изготовления трафаретной формы.

Ещё одно преимущество — меньшая зависимость от человеческого фактора. Да, устройства для цифрового лакирования — это не офисный принтер, они требуют квалифицированных сотрудников. Но, с другой стороны, трафаретная технология — наверное, наиболее требовательная к квалификации сотрудников технология в полиграфии, а также к вентиляции. И возможность уйти от этой зависимости — серьёзный аргумент при выборе нового оборудования, как и компактность цифровой системы по сравнению с трафаретной.

Важное преимущество «цифры» — высокая точность нанесения лака. На трафаретном станке такая точность совмещения деталей по всей поверхности листа либо вовсе невозможна, либо связана с повышенным количеством приладочных (фактически — бракованных) листов.

Наконец, на «цифре» с помощью УФ-лака можно получить эффекты, добиться которых с помощью традиционной технологии либо крайне трудно, либо вообще невозможно — это различные текстурированные поверхности. Их, в лучшем случае, можно получить в несколько прогонов с помощью разных трафаретных форм, что не добавит работе скорости, зато увеличит стоимость.

В общем, если вам удастся подобрать пригодные для цифрового лакирования материалы и найти способного дизайнера, который сумеет воспользоваться преимуществами новой технологии, результат порадует и вас, и ваших клиентов. Duplo DDC-810 DuSense можно рекомендовать как цифровым типографиям, которые хотят расширить спектр выпускаемой продукции, так и тем, кто уже имеет традиционное оборудование для отделки, но испытывает трудности с персоналом, а также хочет сделать отделку более рентабельной при выпуске единичных экземпляров и на коротких тиражах, а также для тех, кто хочет иметь особые 3D-эффекты на изображении.

И если мы не поставили машине высший бал, то только потому, что надеемся в ближайшие годы увидеть продолжение линейки оборудования и материалов в этом секторе: более универсальных по отношению к материалам и экономичных.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
В поисках источников квадратных метров

Терри Рагунат работает в HP уже 23 года, отвечая за развитие бизнеса в разных секторах. Сейчас он является менеджером HP по развитию бизнеса и занимается поиском новых применений широкоформатной печати. Речь, в частности, идёт об обнаружении источников «новых квадратных метров» для пользователей широкоформатных гибридных принтеров HP Latex серии R.

Дизайн имеет значение

Обладатели премии в области дизайна iF Design Award 2019, имеющие отношение к полиграфии — от печатных машин и принтеров до упаковки и брендинга.

Быстрый, компактный и с бонусами

Технология широкоформатной УФ-печати не стоит на месте. Принтеры Docan серии M — это ответ на самые серьёзные требования, предъявляемые рынком.

Фабрика цифровой отделки

В Duplo внимательно изучают потребности цифровых типографий и готовы предложить им уникальный цифровой отделочный комплекс.

Больше идей автоматизации для упаковщиков

«101 способ заработать на печати» — под этим лозунгом мы развиваем свой портал Publish.ru и страницу в Facebook «Журнал Publish». Точно так же мы делаем и журнал — важно, чтобы он был не энциклопедией фактов, а сборником идей по решению проблем наших читателей.


Новый номер

Тема номера — «Автоматизация печати упаковки». «Например»: Ricoh Pro C5300s и Mimaki UJV100-160, спецсервис «Кениг унд Бауер РУС». Обзоры Konica Minolta AccurioPress C14000 и Xerox PrimeLink B9100. Победители iFA Design Award 2019.Тайный Покупатель открыток.


Голосование
Принёс ли вам пользу переход на более экологичные чернила в широкоформатной печати?
    Проголосовало: 29