101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Цифровые горизонты упаковки

  • Дмитрий Старцев
  • 10 марта 2020 г.
  • 17115
Журнал Publish совместно c Messe Dusseldorf — организатором выставки upakovka 2020 — в рамках Innovationparc провёл 5-ю ежегодную конференцию «День цифровых инноваций в упаковке и этикетке».

Общий объём производства полиграфической продукции в мире уже не растёт. И чтобы оставаться конкурентоспособными и продолжать развиваться, типографиям следует ориентироваться на те сектора, где прогнозируется устойчивый рост.

Один из самых крупных и динамичных секторов полиграфии — цифровая печать упаковки и этикетки. Согласно прогнозам агентства Future Market Insights (FMI) в течение следующих 10 лет мировой рынок цифровой печати упаковки будет расти в денежном выражении в среднем на 6% и к 2029 г. удвоится. По мнению главного редактора журнала Publish Игоря Терентьева, мало какой сектор полиграфии в принципе способен похвастаться такими темпами роста.

Преобладающим по объёму выпускаемой цифровым способом продукции — упаковки и этикетки — по данным исследования FMI является регион Северной Америки. Высокая доходность компаний, работающих на этом рынке, может быть обусловлена большей эффективностью цифровых производств по сравнению с традиционными типографиями, работающими на аналоговых технологиях. И связано это прежде всего с тем, что оборудование, которое используется для выпуска упаковки и этикетки цифровым способом, не нуждается в длительных и дорогих процессах изготовления печатных форм. Это даёт экономию на малых тиражах и оперативность, особенно по сравнению с теми технологиями, которые предполагают достаточно длительные допечатные процессы: глубокая и флексопечать.

По части доли рынка по технологиям никаких сюрпризов не оказалось: на этом рынке доминирует HP со своими рулонными машинами с огромной инсталлированной базой по всему миру. На этих машинах, по оценкам FMI, печатается до 40% всего объёма рынка. Набирает силу и струйная технология (33%), и вполне ожидаемо она занимает второе место. И при этом есть интересные процессы, которые происходят в секторе электрофотографии с сухим тонером. На рынке появились относительно недорогие этикеточные машины, которые заняли нишу между высокопроизводительными ЦПМ и настольными устройствами. Поэтому, с учётом вклада промышленных тонерных ЦПМ Xeikon, доля электрографических устройств с сухим тонером на рынке цифровой печати упаковки и этикетки составила 27%.

По видам печатной продукции рынок имеет выраженный перевес в пользу этикетки — 60%. Это связано с тем, что выпуск этикетки цифровым способом начал развиваться довольно давно, а специализированных этикеточных ЦПМ в мире установлено на порядок больше, чем листовых машин для картонной упаковки. Игорь считает, что перевес в пользу этикетки мог бы быть ещё больше, если бы HP Indigo не вышла на рынок с машинами для производства гибкой упаковки.

Модная тема — гибридные этикеточные машины. Так в индустрии называют традиционные флексомашины, оснащённые цифровыми секциями. Сюда же относятся и те машины, где цифровыми секциями производят отделку продукции: наносят лак или делают подложку белилами. Но тем не менее пока никто из крупных производителей флексомашин не может похвастаться заметным количеством инсталляций. Например, Heidelberg Gallus Labelfire в мире работает порядка полутора десятков — это по данным на середину 2019 г. Похожие цифры и у других компаний, что по масштабу просто не сопоставимо с рынком «чистых» этикеточных ЦПМ.

Из коммерческой в упаковочную

А. Марков: «Мы можем делать и пилотные и единичные экземпляры. Можно делать персонализацию, чтобы вся упаковка была разной»

Другая интересная история — специализированные листовые ЦПМ, которые разработаны в первую очередь или преимущественно для печати упаковки. Это, как правило, струйные машины, например, в ГК «Готэк» работает широкоформатная УФ-ЦПМ HP Scitex 17000. Со специализированным оборудованием для цифровой печати упаковки в России пока неважно, и вместо него для изготовления упаковки используются обычные коммерческие листовые ЦПМ, как, например, в «МДМпринт». По словам коммерческого директора московской типографии «МДМпринт» Александра Маркова, одна из составляющих качественной упаковки — материалы и оттиски. По его мнению, в цифровой печати проблема качества практически решена. Флагманские ЦПМ могут печатать на достаточно жёстких материалах: картоне и бумаге плотностью до 400–450 г/м2, при этом не страдает качество печати. В «МДМпринт» этот вопрос решили ещё в 2017 г., приобретя печатные машины Ricoh Pro C9100 и C7200, большой плюс первой из которых — возможность хорошо запечатывать фактурные материалы. «Раньше была головная боль — плохо запечатывались плотные материалы: были проплешины, и клиенты жаловались. С покупкой Ricoh проблему мы эту решили», — рассказал Александр.

А. Лукьянчук: «Konica Minolta развивает сегодня много направлений печати, не всегда нацеленные на рынок упаковки. Мы, можно сказать, новички в этом направлении, но нам уже есть чем гордиться»

У Konica Minolta тоже есть чем похвастаться в этом сегменте, уверил ведущий продакт-менеджер Konica Minolta Алексей Лукьянчук. Сравнительно простые машины серии AccurioPress C3080 работают с бумагой до 350 г/м2, флагманские ЦПМ серии С6100 — 400 г/м2, а новинки AccurioPress С12000/C14000 — до 450 г/м2 в одностороннем и двустороннем режимах. Макс. формат листа — 330×1300 мм для всех серий цветных ЦПМ. По словам Алексея, уже лет 10 назад их машины печатали на баннерных листах, которые использовались для производства простейшей упаковки, пакетов. Отдельно Алексей отметил устанавливаемую как дополнительный блок систему IQ-501, уникальную для машин такого класса: она может настраивать ЦПМ до или во время печати по цвету и по приводке лица к обороту. Это позволяет избавить оператора от «возни» с настройкой машин и даже в чём-то заменить сервис-инженера. Другое дополнение — система автоматической инспекции оттиска — сравнивает все отпечатанные листы с изображением образца — первым отпечатком тиража. При наличии дефектов машина отбрасывает бракованные листы, а на выходе автоматически получается полностью качественный тираж. Появление таких возможностей снижает уровень требований к квалификации операторов ЦПМ и повышает эффективность производства. Особенно востребованными такие системы могут быть именно у производителей упаковки, там, где критически важна стабильность цвета в тираже.

Алексей назвал число инсталляций рулонных ЦПМ: к ноябрю прошлого года в мире было установлено более 500 машин — это за пару лет активных продаж. Узкорулонные ЦПМ Konica Minolta с тонерной технологией печати рассчитаны на производство этикеточной продукции короткими тиражами (до 1000 пог. м одним куском) со скоростью работы более 23 м/мин. Возможны подключение в линию с финишным оборудованием или отделка готовой этикетки на автономных машинах. По данным на январь 2020 г. в России установлено 12 подобных ЦПМ, включая новейшую AccurioLabel 230. Теперь эти машины можно оснастить датчиками второго прогона, что позволит запечатывать этикетки по прозрачным материалам с заранее напечатанной фоновой подложкой.

 

Эмоциональная полиграфия

 

Рассказывает директор по экспорту Duplo International Ласло Келлнер: «Согласно исследованию, недавно проведённому Eagleman Lab, даже качество бумаги, на которой печатается книга или просто какие-то рекламные материалы, имеет значение для восприятия. Существует огромное количество оборудования и технологий, которые позволяют добиться ошеломляющих результатов в изготовлении печатной продукции. Сейчас вопрос уже не в том, стоит ли пользоваться в маркетинге электронными ресурсами или печатной продукцией. Вопрос в том, как эффективно сочетать и то, и другое для формирования лояльного отношения клиентов к вашему бренду и к вашей компании.

На данный момент существенное отличие одной печатной продукции от другой — это именно финишная отделка, которая имеет огромное значение и вызывает определённые тактильные ощущения у человека, берущего продукт в руки. Цифровая выборочная лакировка придаёт дополнительные сенсорные ощущения, создаёт эффект объёма изображений: песчинок на пляже или капель воды на бутылке. Именно эта технология позволяет оживить напечатанные изображения, вызывая эмоции вашей аудитории, а значит — повышает её лояльность к вашей компании.

Печатная продукция позволяет подойти правильно к вашей целевой аудитории: в нужном месте и в нужное время… Раньше при разработке печатных материалов мы задумывались только о дизайне, контрастах и цвете. Теперь добавьте к ним тактильные ощущения, так, чтобы ваша продукция вызывала эмоции. Использование выборочной лакировки позволяет вам не только больше зарабатывать на печатной продукции, но и выделить себя на фоне конкурентов. И клиенты типографии будут готовы платить за это».

 

Отделка — просто блеск

Специализированные системы для цифровой отделки — очень важный сегмент, который в последние годы активно развивается. На рынке появились новые интересные предложения для цифрового облагораживания: технология Digital Metal от Kurz и HP Indigo GEM. После многолетней паузы в Россию возвращается Scodix: в одной крупной типографии эта машина в самой расширенной конфигурации Scodix Ultra 202 уже работает.

К. Шариков: «Обращаю на это ваше внимание: первым покупателем Duplo DuSense стала типография, которая вообще к “цифре” не имела отношения»

В прошлом году состоялись первые в России и Казахстане инсталляции машин для выборочной лакировки Duplo DuSence — устройств струйной печати прозрачным УФ-лаком. Об этом подробно рассказал директор по развитию «НИССА Дистрибуция» Константин Шариков: «Первым покупателем у нас стала белгородская компания “ПолиграфРесурсы”, которая профессионально занимается производством полиграфической и полимерной упаковки, и на момент покупки DuSense у них вообще не было направления цифровой печати по требованию». Покупка УФ-лакировки помогла расширить предложение и открыть участок электрографической печати. Прежде всего Duplo Dusense DDC-810 приобреталась для нанесения лака на малоразмерные объекты с очень тонкими линиями: разрешение 600 dpi и автоматическая приводка листа по меткам делают это возможным. На машине можно настраивать положение лаковой “сепарации“, сдвигая её, растягивая или вращая. Приладка делается моментально, максимум — со второго листа: первый лист считается проверочным на адгезию. Лак наносится в виде плашек и по контуру текста, обычно — пятым слоем. Плашка формируется в градациях серого, полутонами, регулируются высота и плотность нанесения лакового слоя.

Сначала белгородцы рассчитывали, что загрузка будет порядка 25–30 тыс. л./месяц, по факту, запланированная сейчас печать — от 100 тыс. л./месяц. Основным заказчиком упаковки является фармацевтический завод “Верофарм“. В разработанном ими дизайне есть много мелких элементов и линий, присутствует мелкий шрифт. На этом конкретном производстве печать листа в среднем обходится порядка 8–12 руб., по рынку в целом — от 16 до 30 руб. за лист формата B3 в зависимости от макета и заданной толщины лакового слоя: макс. рельеф — до 80 мкм — можно сделать за два прогона, до 40 мкм — за один».

Если оттиск покрыт ламинационной плёнкой, то качество лакирования зависит от типа плёнки и качества её коронирования. И в связи с этим Duplo выпустила дополнительное устройство предварительного коронирования листа, которое можно устанавливать на DuSense. Оно предназначено в первую очередь для повышения совместимости лака с широким ассортиментом тонеров различных производителей ЦПМ, а также решения любых возможных вопросов с ламинационной плёнкой.

Konica Minolta некоторое время назад стала партнёром французской компании MGI по разработке и продаже машин цифровой отделки продукции. О новой модели JETvarnish 3D One, которая должна скоро выйти на рынок, также рассказал Лукьянчук. Она предназначена для отделки цифровых и офсетных оттисков, в том числе покрытых водным лаком и ламинированных. Для всех задач в машине используется один вид прозрачных чернил без необходимости их замены под разные типы материалов. JETvarnish 3D One позволяет выполнять обычное выборочное лакирование очень тонким слоем (для экономичности), а также создавать объёмные текстуры толщиной до 116 мкм. Возможность тиснения фольгой для этой модели недоступна. Машина работает с обычной и синтетической бумагой форматом до 356×737 мм и плотностью от 135 до 600 г/м2. Макс. скорость работы — 1964 SRA3 л./ч. За счёт более простой конструкции эта модель будет более доступной, чем старшие модели серии JETvarnish 3D.

П. Лавров: «У нас такой немножко странный подход к производству и продажам. Многие считают, что он тоже отчасти уникальный»

Учредитель типографии azimutprint Пётр Лавров видит миссию компании в том, чтобы продукция его клиентов — даже небольших компаний с широким ассортиментом — выглядела на полке в магазине лучше, чем продукция больших брендов. Разработанные в azimutprint технологии печати и отделки этикетки и упаковки дают клиентам компании возможность стабильно опережать конкурентов в оформлении продукта. Помогает им в этом уникальный парк оборудования: цифровой офсет HP Indigo, цифровая струйная печать, лазерная высечка, а также цифровая отделка: 3D-лакирование и 3D-тиснение фольгой. Эти технологии комбинируются друг с другом, а на выходе получаются новые интересные эффекты: визуальные и тактильные.

Марков («МДМпринт») также сетует на классические аналоговые способы послепечатной отделки: большие сроки, дополнительные затраты на клише и вырубные формы, невозможность изготовить пилотный экземпляр. Но в «МДМпринт» в 2019 г. установили систему цифровой отделки MGI JETvarnish 3DS с модулем тиснения фольгой iFoil S, что дало возможность работать с очень сжатыми сроками, а также делать пилотные экземпляры и персонализированную отделку оттисков. «Мы обучили менеджеров видеть в макетах клиентов возможности дополнительной отделки и продавать эту услугу. А клиенты очень рады этому. Когда они получают продукт, то видят эксклюзивное реальное качество цифровой отделки», — рассказал Александр.

Металл — в массы

А. Малышкина: «При работе с шероховатыми поверхностями по технологии Digital Metal можно получать интересные эффекты, например, шагреневого золота»

Более широко и довольно успешно для облагораживания цифровой упаковки и этикетки используются относительно недорогие решения на базе ламинаторов. Старший менеджер департамента «Фольга» ГК «Дубль В» Александра Малышкина также считает очевидной связь между развитием рынков цифровой печати и отделки. Концепция Leonhard Kurz Digital Metal включает в себя оборудование и все расходные материалы, ПО и сервис. Само устройство было представлено в 2012 г. Сейчас инсталлировано 18 единиц по всему миру. Совместно с HP Indigo была доработана система приводки и увеличен рабочий формат до B2. Процесс металлизации состоит из трёх шагов: напечатать изображение для фольгирования на ЦПМ с сухим или жидким тонером, на машине Luxliner нанести фольгу и, при необходимости, сделать финальную запечатку. Металлизировать можно как бумагу, так и картон, в диапазоне плотностей от 120 до 350 г/м2. И чем более гладкая поверхность, тем более тонкие штрихи и детали можно проработать. Спектр цветов фольги широк, несмотря на то, что основной цвет — серебро, поверх которого обычная печать CMYK позволяет получить различные цвета, как и в холодном тиснении. В ассортименте есть прозрачная фольга с высоким глянцем, с помощью которой можно достичь эффекта выборочного УФ-лакирования, а также полупрозрачная фольга.

Новое семейство оборудования — Kurz Digital Metal Jetliner: два встраиваемых модуля и две автономные машины для металлизации. Своими возможностями они перекрывают почти все потребности полиграфического производства. В машине на саму фольгу с помощью УФ-чернил (они играют роль клея) наносится изображение, затем фольга прижимается к запечатанному материалу, где происходит закрепление под действием ультрафиолета, после чего удаляется полиэфирный носитель фольги. Металлизировать можно как до процесса полноцветной печати, так и после на рулонных и листовых ЦПМ, например, встроить в линию с HP Indigo WS6800 и 6900. В будущем планируется расширить список совместимых ЦПМ. Разрешение печатающей головки — 600 dpi, макс. скорость — до 75 м/мин. Автономные машины для фольгирования могут быть выполнены в рулонном и листовом вариантах. Также Kurz предлагает фольгу для устройств MGI и Scodix с хорошей укрывистостью, высокими степенью глянца и устойчивостью к истиранию.

И. Джатиева: «Ламинатор GMP A-TOPIC — это небольшой взгляд в будущее»

Руководитель департамента ламинаторов ГК «Русском» Ирина Джатиева обратила внимание слушателей на модификацию ламинатора GMP QTOPIC-380F IDH PATTERN с шириной ламинирования 380 мм и скоростью до 12 м/мин. Помимо обычного качественного одностороннего ламинирования эта модель оснащена дополнительной парой валов для того, чтобы делать фольгирование не просто плоских отпечатков, а объёмного лакирования. Дополнительная пара имеет индукционной нагрев, что позволяет поддерживать идеально ровную температуру на протяжении всего процесса фольгирования даже с очень высокими скоростями, а верхний вал покрыт особой эластичной силиконовой рубашкой, который позволяет делать объёмные эффекты при фольгировании.

Также недавно была обновлена матовая плёнка для ламинирования с поверхностью, устойчивой к внешним механическим воздействиям и по цене не сильно выше обычной плёнки. Выпускается она в двух вариантах: стандартная на основе полипропилена — Polinex Antiscuff, и вариант ПЭТ — Perfex Antiscuff. Перспективная новинка — ламинатор GMP A-TOPIC. В этой модели формата А3 автоматизированы практически все процессы, которые можно себе представить. Например, выпрямляющее устройство и отсутствие необходимости подстраиваться под каждый тип бумаги: ламинатор делает это в зависимости от плотности бумаги автоматически.

Красиво высечь

При производстве этикетки и упаковки активно используются различные системы резки. В прошлом году удачно выступило малоформатное решение от китайской iEcho: больше десятка машин модели iEcho PK уже установлено — они очень хорошо подходят для цифровых листовых типографий. В ходу и рулонные и планшетные режущие плоттеры более крупного формата, а также системы лазерной резки с автоподачей.

Например, когда в 2019 г. в «МДМпринт» осознали, что количество заказов на упаковку в типографии растёт, а тиражи их всё уменьшаются, было решено приобрести для изготовления мелких тиражей и образцов планшетный режущий плоттер iEcho TK3S 2516 с рабочим полем 1600×2500 мм. Это оказалось очень удобным решением для послепечати, которое дало возможность экспериментировать с развёртками, подбирать оптимальный вариант и после этого уже с помощью традиционной вырубки делать основной тираж. Это оборудование идеально подходит и для резки наклеек, и для мелких тиражей. А большие заказы по-прежнему вырубаются на тигельной вырубке.

Д. Дорошев: «Даже если при печати у вас есть искажение, расширение или сужение в какую-то сторону, благодаря ПО это можно автоматически нивелировать при резке»

Старший менеджер по продажам ГК «Русском» Данил Дорошев представил плоттер Graphtec СЕ 7000–40 с автоподатчиком F-Мark2. Это автоматическая система подачи листов для плоттерной резки продукции из самоклейки, бумаги, различных типов картона и пр. Система состоит из трёх частей: лотка для подачи материала, режущего плоттера и лотка для сбора вырезанных листов. В модуле для подачи материала есть компрессор, благодаря которому присоски забирают материал и подают листы в режущий плоттер. Такая система сводит к минимуму участие оператора: нужно лишь загрузить отпечатки в лоток подачи (до двухсот за раз) и отправить задание на резку. Материалы могут быть плотностью до 300 г/м2 и форматом от А4 до SRA3 (макс. — 350×500 мм). Метки приводки нужны всего две, и они небольшие — 4×4 мм. Вторая серия автоподатчика оснащается присосками с увеличенной площадью, а видеокамера получила механизм настройки по осям для лучшего позиционирования и считывания меток. Также есть модель для работы с листами формата А2, но на российском рынке она пока не представлена.

Илья ЗахаровОктоПринт Сервис») рассказал о применении планшетных плоттеров Zünd в раскрое упаковки. Плоттеры компактные, могут иметь высокую производительность, скорость раскроя — до 1,4 м/с. Плоттеры построены по модульному принципу. Серия S3 имеет до 6 размеров: от ширины 1330 до 2270 мм. Плоттеры можно оснащать инструментами для маркировки, биговки, перфорации и фрезерования для обработки различных материалов: картон, гофрокартон, ПВХ, вспенённые материалы, мягкие металлы. Преимущество, ускоряющее процесс производства, — система «тандем», позволяющая разделить стол на две части и производить параллельно раскрой на одной из них и съём или укладку материала на другой. На плоттерах Zünd возможно изготавливать от одной единицы изделия до крупных партий изделий. А после раскроя нанесение клея на упаковку тоже можно автоматизировать — с помощью планшетных клеющих плоттеров Felix.

Цифровой клей… Что? Да!

Подробности об автоматизации нанесения клея рассказал Тимофей Литвинов ОктоПринт Сервис»). Клеевые системы Felix компании Lynx призваны исключить операции ручного нанесения клея и избавить производственный процесс от потенциально проблемного и узкого места — обещано увеличение производительности на 400% и сокращение расхода клея на 60%. Плоттер наносит необходимое количество клея точно и аккуратно, в нужном месте, вне зависимости от способа: точками, линиями, сложными контурами и даже «облачным» распылением. Тимофей привёл примеры внедрения клеевых систем в типографиях. Например, тираж самосборных коробок стандарта Fefco 215 при склейке вручную изготавливался со скоростью 350 изделий/ч, а после внедрения Felix производительность повысилась до 900 шт./ч. Машина может наносить на одни и те же изделия горячий и холодный клей. Есть модификация с дополнительными форсунками, которые позволяют одновременно наносить клей по нескольким траекториям со скоростью до 2,5 м/с. Для быстрой смены заданий с приладкой без подготовки отдельного CAD-задания есть опция: система делает снимок рабочего стола с картонной заготовкой, и дальше, как в графическом редакторе, можно просто нарисовать линии нанесения клея непосредственно на фотографии, причём даже для нескольких изделий одновременно. Система Felix обладает модульной конструкцией, а конфигурация систем подачи клея подбирается под задачи конкретного производства. Самая маленькая машина семейства — Felix One с рабочим столом 105×75 см, с двумя независимыми столами — подходит для конвертов, календарей, небольших стендов, коробок и т. д.

Д. Виноградов: «Короткие тиражи, те, которые как раз ложатся на цифровую машину, нуждаются в последующей цифровой отделке для роста эффективности всего производства»

По мнению руководителя отдела оборудования «ОктоПринт Сервис» Дмитрия Виноградова цифровизация традиционно ручных операций позволяет вводить их в технологический процесс типографии, что положительно сказывается на всей организации в целом и позволяет повысить конкурентоспособность.

Больше, чем резка

Что касается цифровой высечки, то в этом секторе есть уникальная машина производства Highcon, сочетающая систему лазерной резки с механической биговкой, формы для которой создаются непосредственно в машине. О ней рассказал менеджер отдела продаж оборудования «СайнАрт» Руслан Коновалов. Технологически это машина совмещает в себе 3 этапа: лазерную резку, механическую биговку и удаление облоя. Все три процесса — цифровые и управляемые, в том числе не только на этапе подготовки файла, но и во время работы машины. Состоялось уже около 80 инсталляций по всему миру, из которых около 15% — повторные, в крупных и средних компаниях из очень разных рынков. Модельная линейка Highcon состоит из машин для складной картонной упаковки и гофрокартона. По производительности можно выделить модель Euclid со средней производительностью (2–2,5 тыс. л./ч) и Beam (до 4–5 тыс. л./ч формата 106×76 см). Принципиальная схема машины следующая: офсетный самонаклад; регистрационный стол, который способен контролировать кривизну листов картона; модуль биговки, в котором между двумя барабанами прокатывается лист; блок из 3 мощных режущих лазеров; блок удаления облоя; контейнеры для облоя и выклад. Так как все модули физически разнесены, можно по одному и тому же месту пройтись двумя инструментами и сделать, например, резку по биговке, что невозможно в случае использования штампов. Уникальное отличие от других лазерных машин — только Highcon делают все операции за один проход. Возможна даже установка в линию с печатной машиной, на смену задания требуется 10–30 мин. Среди других преимуществ: нет времени на ожидание изготовления штампов, не требуется место для их последующего хранения, можно делать версии изделия, а изменения вносить в последнюю минуту. Форма для биговки делается нанесением на гибкую форму особого полимера через форсунку с последующим УФ -отверждением в течение нескольких минут. Контрматрица образуется за счёт того, что нижний биговальный цилиндр имеет эластичную ответную часть с поверхностью с памятью формы. Все параметры процесса биговки настраиваемые.

Р. Коновалов: «Все крупные производители упаковки сейчас как раз смотрят на цифровую печать и пытаются понять, как она вообще работает и как с ней жить»

По мнению Руслана, сейчас требования рынка таковы, что крупные и даже очень крупные компании не могут чувствовать себя спокойно: им надо постоянно бороться за клиента. Производители гофроупаковки в России не хотят, чтобы даже маленькие заказы их клиентов уходили куда-то в другое место, они хотят делать всё сами. Кроме того, нельзя не учитывать особенности «эпохи прокрастинации», когда людей всё отвлекает со всех сторон. Просто печати уже мало — нужно менять конструкцию упаковки, усиливая визуальное воздействие. Например, перфорация, которую, благодаря использованию лазеров, можно очень точно настроить, чтобы открывание было жёстче или легче. Это может быть защита продукта от подделок и даже нанесение серийных номеров — лазер может всё!

Один из заказчиков Highcon протестировал большое количество своих материалов и сделал вывод, что на выходе получается качественно другой продукт: коробка собирается легче и проще, кардинально меньше времени уходит на подготовку работы, на 40–50% меньше затраты на подготовку штампов. И так как при резке лазером материал не сминается, в отличие от удара штампа, коробки из картона, изготовленные на Highcon, оказываются на 20–30% прочнее.

Дизайн решает

Вячеслав Шмаков из дизайн-студии infograph.pro провёл презентацию об особенностях подготовки к печати макетов для бумажных стаканчиков. Подробности доступны по ссылке

Но решает не просто оборудование, считает Александр Марков. Упаковка — то, на что покупатель в магазине смотрит всего несколько секунд, чтобы привлечь внимание покупателя, нужно чем-то его быстро «зацепить». За счёт упаковки можно повысить ценность самого продукта и бренда в целом. Красиво и функционально разработанная упаковка — важнейший инструмент привлечения потребителей, который вызывает рост продаж, а также увеличивает стоимость товара.

Соответственно, в дизайне упаковки важны простота, ясность, необычные или яркие цвета, различные геометрические узоры, правильно подобранные иллюстрации для товаров, компактность. Качественная упаковка всегда заметна на прилавках, а необычный дизайн заставляет заинтересоваться новым продуктом и рассмотреть его. Зачастую потребитель идет за определённым продуктом, но его внимание можно перехватить с помощью упаковки. В «МДМпринт» отдел дизайна включает семь сотрудников, которые могут разрабатывать дизайн на заказ. Многие клиенты обращаются со своим дизайном, но с каждым годом растёт потребность именно в хорошем дизайне, поэтому типография старается максимально развивать отдел дизайна и привлекать квалифицированных сотрудников и в том числе для упаковки. Александр рассказал: «У нас в штате также есть сотрудник, который проектирует упаковочные конструкции, и мы учимся этому, совершенствуемся. Сейчас мы можем разработать упаковку в комплексе. Если клиент нам приносит свой продукт и говорит: “Мне надо его упаковать”, — мы предлагаем ему готовое решение».

Признаёт большую заслугу сотрудников собственного дизайн-бюро типографии и Пётр Лавров: «Именно их доскональное знание технологий производства позволяет создавать упаковку и этикетку с уникальными свойствами, например, такими, как имитация на поверхности запечатываемого материала драгоценных камней с гранями». По словам Петра, подобные уникальные решения находят отклик среди клиентов, есть понимание, что это востребовано рынком. Также можно выделить и подход azimutprint к презентации своего производства: по аналогии с миром высокой моды готовятся прототипы, интересные концепты, которые представляют новые возможности рынку. В случае позитивных откликов идёт запуск технологии в жизнь.

И. Клепинин: «Заказать тот же штамп — это достаточно дорогое удовольствие, но мы производим печать и дальнейшую постпечатную обработку на цифровом оборудовании буквально для единичных экземпляров»

Директор типографии «Дамми» Игорь Клепинин (Курган) поделился особенностями локального рынка, который требует большей гибкости от поставщика печатных услуг: «Наш девиз — “Любой цвет, на любом материале, любого размера от одного экземпляра”. И когда мы начали формировать эту идею, мы поняли, что без собственных помещений, без собственной творческой команды, без собственного оборудования различных технологий мы не сможем это обеспечить. Теперь у нас есть производственные участки: и офсетный, и цифровой, и широкоформатной печати. И любая технология, которая подходит под эти тезисы, добро пожаловать к нам».

Популярной позицией у заказчиков является в том числе индивидуальная упаковка: представительская либо праздничная — достаточно большой объём в этом сегменте был у «Дамми» в 2018–2019 гг. Это накладывает серьёзные требования к дизайн-бюро. Как сказал главный дизайнер типографии Пётр Булатов, каждому клиенту должно предложить именно то, что ему нужно: «Максимально оперативно выслушать, понять и изготовить». Наличие в парке серьёзного оборудования — широкоформатного планшетного УФ-принтера Ricoh ProT7210 — даёт возможность для производства различной пластиковой и картонной упаковки, а также прототипов. Отпечатки, стойкие к истиранию, отличаются высоким, фотографическим качеством и не имеют запаха, что важно для этого сегмента. Белый цвет позволяет использовать для печати цветные и прозрачные материалы, а лак — получать интересные спецэффекты. Специально для конференции были отпечатаны образцы на этом принтере, которые позволили вживую убедиться в заявленном качестве оттисков даже на таких сложных материалах, как бурый гофрокартон, листовой пластик или бумага с покрытием, тонированная в массе. Игорь Клепинин уверен, что вернуть инвестиции в оборудование удастся в запланированные сроки — в течение 5 лет. Он заключает: «Мы довольны — это современное инновационное оборудование с фотографическим качеством печати, высокотехнологичное и экономичное».

Новый продукт — шире рынок

М. Кувшинов задал вопрос словами из песни и сам же на него ответил: «Деньги, Зин, в гибкой упаковке, термоусадке и картонной упаковке»

Директор по развитию «НИССА Центрум» Михаил Кувшинов заметил, что в настоящее время практически все цифровые типографии работают в сегменте печати этикетки. По данным Европейской ассоциации производителей самоклеящихся этикеток FINAT за 2017–2018 гг. на большинстве рынков наступает стагнация. Растут те рынки, которые относительно мало развиты, которым ещё есть куда расти: Россия, Украина и некоторые другие. Но и это не навсегда: хотя на нашем локальном этикеточном рынке места ещё много, конкуренция усиливается, расти за счёт увеличения рыночной доли сложно. Любое перераспределение в рамках уже существующего пирога цифровой печати этикетки больно ударит по всем участникам рынка. Поэтому Михаил делает вывод, что можно расти в сторону увеличения объёма задач, который позволяет решить наша «цифра». И где же эти задачи? О том, что ждёт российский рынок, можно судить по тому, что уже произошло на более развитых рынках. Самые растущие сектора — термоусадочная этикетка, картонная и гибкая упаковка.

В прекрасной России будущего рост рынка цифровой упаковки возможен именно движением в сторону расширения продуктовой линейки типографий, а базис всего этого — упаковка, которая теснит этикетки, так называемые устойчивые пакеты — паучи. Согласно опросам, подобной упаковкой интересуются или уже используют 75% западных производителей упаковки. Ещё пару лет назад делать паучи можно было только с использованием традиционных технологий из аналогового мира, где совершенно естественно иметь печатную машину шириной один метр и больше и потратить на настройку час-другой и метров 50 материала. ЦПМ же почти всегда — машина узкорулонная. И раньше невозможно было делать паучи из узкого рулона. А теперь для этого процесса специально разработана и производится компанией Karlville серия пакетоделательных машин KS-DSUP-400. Теперь можно сделать стоячий пакет не только из среднего по ширине рулона с HP Indigo 20000, но и из узкого рулона, запечатанного на HP Indigo 6900. При этом время настройки — около 15 минут, а потери материала при настройке сокращаются в несколько раз. Ещё один элемент т. н. «цифровой фабрики пакетов» — ламинатор Karlville PRL. С его использованием можно изготавливать паучи, пригодные для пищевых продуктов. Зачем это нужно HP Indigo? Эта компания уже занимает более 50% рынка цифровой печати в этом сегменте, поэтому основная возможность для её роста кроется в увеличении самого сегмента.

Технология HP Indigo Pack Ready даёт возможность типографиям выйти на рынок уже сейчас: вместо того чтобы сразу покупать среднерулонную машину (цифровую HP Indigo 20000 или флексо), сделать это потом, при росте тиражей и объёмов печати. А начать можно с узкорулонной ЦПМ. По словам Михаила, речь идёт не о покупке очередной единицы оборудования, которую ещё нужно будет встраивать в свой процесс, а о планомерном построении всей технологической цепочки. Очень важный момент, что технология не «заточена» под плёнку конкретного производителя. Список сертифицированных плёнок включает продукты разных производителей. Но, повторим, самое главное, что это решение позволяет работать не только со средним рулоном, но и с узкими рулонами. Можно делать из одного узкого рулона одну сторону, из другого — вторую сторону и донышко (запечатанное или просто белое) — из третьего. Почему это важно с точки зрения денег? При производстве гибкой упаковки объёмы печати значительно выше, чем при печати этикетки, что в итоге позволяет в разы больше продавать тому же клиенту.

Данные по инсталлированным ЦПМ HP Indigo 20000 в мире с 2015 по 2019 финансовый годы свидетельствуют, что сегмент гибкой упаковки растёт быстрее, чем этикеточный. В Америке этих машин поставлено 60, в Японии — 12, в Китае — 8, в России и Польше — по две в каждой, одна — в Финляндии. Это говорит о том, что рынок ещё очень далек от насыщения, когда мы говорим именно о среднерулонных ЦПМ. И он может вырасти очень серьёзно, считает Михаил: «И те, кто сейчас войдут в этот самый сегмент, делая именно гибкую упаковку, способны не просто увеличить, а на порядки умножить размер своего бизнеса. Кстати, уже этой весной azimutprint начнёт делать цифровые паучи, о чём упомянул Пётр Лавров».

Что в итоге

Мир меняется очень быстро, и потребительские предпочтения не стоят на месте: на рынке появляются новые сегменты и ниши, и, чтобы не потерять аудиторию, производители товаров находятся в постоянном поиске возможностей роста. И один из путей — инновации в упаковке: новый дизайн, новая форма упаковки или её конструкция, новый форм-фактор. И всё это требует короткого цикла производства для проверки гипотез и тестирования на потребителях. Цифровизация упаковочного производства — ответ на потребности производителей товаров. Почти все выступающие так или иначе затрагивали тему инноваций — рынок постоянно требует чего-то нового. Основные инновации представлены в части отделки и облагораживания упаковки: именно там можно сравнительно небольшими средствами получить преимущество по сравнению с конкурентами прямо сейчас. И понимание этого есть и у производителей оборудования, и у типографий. В чуть более отдалённом будущем видится развитие и рост в сегменте гибкой упаковки, это совсем другой рынок, буквально — новая ниша, и именно туда будут устремлены усилия производителей цифрового оборудования.

Об авторе: Дмитрий Старцев (gorodcher@yandex.ru) — независимый автор.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Рейтинг офсетных пластин 2024

В исследовании* термальных пластин приведена оценка некоторых формных материалов, которые широко используются в российских типографиях. Зачем это нужно и какую пользу это может принести, читайте прямо сейчас.

Сувениры — музеям

В 2019 году сёстры Анна Кистенева-Озтурк и Ксения Кистенева с подругой детства Екатериной Васильевой организовали мастерскую «Амма», где проводили мастер-классы. С 2020 года стали разрабатывать и производить сувенирную продукцию для самых разных компаний. Сегодня, как и пять лет назад, в команде — те же три человека.

Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024

За последние три года технология UV DTF-печати прошла путь от чуть ли не экспериментальной до получившей широкое распространение на рынке рекламной и сувенирной продукции. Она предполагает ручные операции, поэтому не рассчитана на массовое производство.

Работать легко

Дима Барбанель — междисциплинарный дизайнер, креативный директор, издатель, методист, партнёр и сооснователь «Мастерской» и DesignWorkout. Учился в Академии им. Штиглица в России и Fabrica в Италии. Увлечён макетированием и проектированием медиа. В 2019 и 2024 годах вошёл в число выдающихся профессионалов, формирующих креативный сектор экономики: «Moscow. 100 Most Creative Russians»*. Дима рассказал Publish о творческом пути, издательской деятельности и планах на будущее.

Уроки будущего

На что вы в первую очередь смотрите, беря в руки книгу, каталог или альбом? Я оцениваю полиграфическое исполнение, сложность технологий, используемые материалы. И только потом заглядываю в содержание. Наверное, это и есть профдеформация.



Новый номер

Тема номера: Производительность труда в типографиях. Очередная модель в этикеточной линейке DARUI. LABEL SOURCE YTP-F6-370-10C. УФ-гибриды DOCAN. Прошлое и будущее G!DIGITAL. Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024. «Новое всё» на PRINTECH 2024.



Что вы делаете для пожарной безопасности у себя на предприятии?
регулярные пожарные учения с сотрудниками
33%
33 %
проверка огнетушителей
67%
67 %
отделение склада бумаги и продукции от производства
17%
17 %
обучение персонала
33%
33 %
регулярное техническое обслуживание оборудования
50%
50 %
регулярный инструктаж персонала
50%
50 %
борьба с захламлением в цехах
75%
75 %
проведение внешнего аудита
25%
25 %
установка пожарной сигнализации
75%
75 %
использование огнестойких материалов
25%
25 %
Проголосовало: 12