2019.10.03, Автор: Игорь Терентьев1772 прочтений

Вид с вершины айсберга профобразования

Теги: 3D-печать Heidelberg Publish Roland DG Форум Эксклюзив

Вид с вершины айсберга профобразованияРазвитие международной системы WorldSkills и активное участие в ней России даёт надежду на прогресс в деле профессионального образования.

С 22 по 27 августа 2019 г. в Казани прошёл чемпионат мира по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills (WS). По приглашению Roland DG Russia 26 августа нам удалось его посетить. В Казань приехали более 1300 участников из 63 стран, чтобы показать своё мастерство и побороться за звание самых квалифицированных профессионалов в мире. Это 45-й чемпионат WS, и он впервые прошёл на территории СНГ. Судьи оценивали мастерство и отмечали заслуги молодых специалистов.

Вид с вершины айсберга профобразования

Первое впечатление (говорят, оно самое верное) — огромный масштаб мероприятия! Оно проходило на территории Международного выставочного центра «Казань Экспо», который был построен специально (!) для проведения этого чемпионата на участке площадью 74,8 га рядом с международным аэропортом «Казань», откуда есть удобный крытый пеший переход. Здесь разместили три выставочных павильона общей площадью около 26 000 м2, добавив к ним на время чемпионата ещё несколько дополнительных и временных помещений площадью 119 000 м2. Организаторы говорят, что ожидают около 250 000 посетителей. Коллеги из Roland DG, которые приехали задолго до начала и могли лично оценить количество посетителей во все дни, подтверждают — поддержать участников приходило очень много людей.

Вообще сначала всё это здорово напоминает какую-то большую выставку. Частично это связано с тем, что в холлах павильонов действительно развёрнуты обычные стенды — себя представляют национальные организации WS, а также спонсоры чемпионата, которых очень много. Но когда заходишь внутрь павильона, где проходят соревнования, впечатление меняется. Во-первых, все соревновательные площадки огорожены невысокими заборчиками — увидеть, что там происходит, можно, а заходить внутрь разрешают только участникам и экспертам. С этим строго — зрителям нельзя даже разговаривать с участниками. Во-вторых, для каждой профессии обычно организованы несколько идентичных рабочих мест, оснащённых всем необходимым для выполнения заданий, подробности которых участники узнают только в момент начала соревнования. В оснащении этих рабочих мест важную роль играют многочисленные спонсоры.

Регламент соревнования на мировом чемпионате WS — очень жёсткий: конкурсанты самостоятельно выполняют задания по профессии, которых они не знают заранее. Эксперты отвечают только за предварительную настройку оборудования, а далее следят за соблюдением техники безопасности и правил соревнований.

Работа на будущее

Как именно функционирует этот сложный механизм, мы объясним на примере сотрудничества WS и Roland DG. «Являясь глобальной компанией и лидером индустрии не только в 3D, но и в визуальных коммуникациях и графическом дизайне, мы осознаём свою ответственность за подготовку профессиональных кадров, которые принесут пользу в каждой из множества стран, где мы работаем, — объясняет глава представительства Roland DG в России, СНГ и странах Балтии и директор по развитию бизнеса Roland DG в странах Северной и Восточной Европы Павел Кузьменко. — Поэтому мы считаем необходимым поддерживать образовательные инициативы в рамках учебных планов по Сurriculum STEAM (сокращение от Science, Technology, Engineering, Arts, Math — наука, технология, инженерия, искусства, математика). Мы считаем, что для будущих инженеров и творческих людей нужно предоставить решения, которые позволяют полностью реализовать их потенциал. Это соответствует кредо нашей компании ”трансформировать воображение в реальность”. WS в этом отношении является идеальной площадкой».

Интересно, что одной из самых долгих историй развития WS может похвастаться Финляндия. Руководитель национального соревнования Taitaja 2020 по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills в Финляндии Веса Антти Петтери Илтола рассказал, что это движение начало действовать в стране ещё в конце 80-х. В 2005 г., когда в WS влился Илтола, в Финляндии впервые прошёл мировой чемпионат, что дало дополнительный импульс дальнейшему развитию. Тогда же в списке появились первые компетенции для полиграфистов. Сейчас в стране проходят соревнования примерно по 50 специальностям. При этом в Финляндии постоянно работают над улучшением существующих тестовых заданий, стараясь учесть в них изменения в технологиях и современные тенденции — каждый год меняется порядка 30% тестов.

Участок, где проходили соревнования по компетенции «Изготовление прототипов», помогала оснащать Roland DG. На фото — Павел Кузьменко и Веса Антти Петтери Илтола

Поддержка WS — хотя и затратный, но очень дальновидный шаг для спонсоров и с точки зрения развития их бизнеса. Ведь, способствуя внедрению обучения и подготовки к сдаче тестовых заданий по стандартам WS на собственном оборудовании, компании превращают его в своеобразные международные «эталоны», на которые равняются будущие специалисты. Впрочем, оборудование не всегда передаётся учебным заведениям и на чемпионаты безвозмездно — иногда его покупают, пусть и с большими скидками. «Перед тем как внедрить ту или иную технику для обучения по стандартам WS, национальные и международные комитеты изучают варианты, чтобы выбрать наиболее современные, надёжные и безопасные. Так что сам факт присутствия нашего оборудования здесь говорит о его качестве и соответствии стандартам WS. А после чемпионата вся эта техника оказывается в учебных заведениях», — объясняет Кузьменко. «Важно, что во всех подобных случаях мы передаём не просто оборудование, но и опыт его эксплуатации, предлагая также готовые учебные курсы», — подчёркивает директор по развитию бизнеса Roland DG в России, СНГ и странах Балтии Андрей Цыганов, рассказывая об опыте работы в нашей стране.

Команда Roland DG — Павел Кузьменко и Андрей Цыганов (справа), а также Такуро Хосоме (в центре) из DGSHAPE на фоне участка быстрого прототипирования, оснащённого оборудованием Roland DG, DGSHAPE, PICASO 3D и др.

В 2017 г. Roland DG создала в Японии дочернюю компанию DGSHAPE, которая занялась разработкой решений для 3D-печати, фрезерования и гравирования. Созданные компанией продукты, в первую очередь настольная фрезерная машина MDX-50, широко использовались и на чемпионате WS в Казани. К нам приехал менеджер по международным продажам DGSHAPE Такуро Хосоме. Он отметил, что в Японии соревнования в рамках WS пока не так популярны, как в Финляндии, России и некоторых других странах. Но в Японии в демозале DGSHAPE часто проходят мастер-классы для молодых специалистов, а специалисты компании пишут учебные пособия по 3D-печати. В перспективе, как уверен Хосоме, популярность WS в Японии будет расти.

Лучше — вместе

На участке промышленного дизайна мальчик, ещё не достигший возраста тинейджера, за пару дней научился обращаться с УФ- и 3D-принтерами разных производителей. Наши дети явно готовы осваивать современные технологии быстрее нас

Наработки в области образования специалистов Roland DG распространяются глобально между филиалами компании — происходит постоянный обмен лучшими идеями. «Речь идёт не только о технике, но и об экспертизе и знаниях, а также опыте партнёрства с разработчиками ПО, 3D-принтеров и др.», — подчеркнул Кузьменко.

Это важный момент, поскольку организация рабочих мест по многим профессиональным тестам требует совместного использования решений от различных производителей. У Roland DG в России уже сложился успешный опыт сотрудничества с отечественным разработчиком 3D-принтеров PICASO 3D и известным международным разработчиком ПО для САПР Autodesk. Например, на участке быстрого прототипирования были представлены решения всех трёх компаний — фрезерный станок Roland, 3D-принтеры PICASO 3D и ПО Autodesk Fusion 360. Подобные комплексные решения вместе с подготовленными курсами в России используются и в процессе обучения. В России активная работа в этой области началась в 2016 г. на основе внутреннего плана, сформулированного годом ранее и одобренного руководством Roland DG. В нём свою роль играет и «Академия Roland DG», которая была открыта в России в 2013 г., а также поддерживаемые Roland DG образовательные центры «Кванториум», Центры молодёжного инновационного творчества (ЦМИТ) и др. При сотрудничестве с образовательными учреждениями им оказывают помощь не только с оборудованием, но и с сертификацией преподавателей, методическими пособиями и учебными программами. Цыганов привёл один пример результативности подобной работы: «На национальном российском первенстве по стандартам WS по прототипированию в 2019 г. победила студентка московского архитектурного колледжа Екатерина Левицкая, которую готовил специалист нашего партнёра на нашем оборудовании».

В этой работе Roland DG в России активно помогают партнёры. С PICASO 3D сотрудничество началось в 2018 г., за это время для целей обучения установлены десятки 3D-принтеров, причём запуски сопровождаются мастер-классами для преподавателей и энтузиастов. Вот что рассказала руководитель проектов PICASO 3D Ирина Арапова: «Мы видим свою задачу в том, чтобы не только оснащать учебные и развивающие учреждения своими 3D-принтерами, но и научить людей на них работать. Новое поколение должно получить инженерный старт гораздо раньше, чем предыдущие».

Руководитель направления по работе с партнёрами Autodesk ATC/AAP Russia Марина Костюкова, которую мы встретили на стенде компании на чемпионате, отметила, что разрабатываемое Autodesk ПО очень органично дополняет решения Roland DG — это и стало отправной точкой сотрудничества: «Без нашего облегчённого софта Fusion 360 на станках Roland нельзя было бы делать то, что на них выполняют участники здесь. Простота этого решения позволяет даже детям работать со станками». Как и коллеги из PICASO 3D, специалисты Autodesk в России проводят вместе с Roland DG совместные мастер-классы в образовательных учреждениях. В процессе разработки находятся учебные программы для школ, колледжей, вузов и центров творчества. Причём лицензии на ПО Autodesk для государственных учебных заведений бесплатны. Идёт и работа по международной сертификации специалистов.

Дизайн и печать

Широкоформатный принтер Roland TrueVis VG2–640 впервые оказался на площадке конкурса по компетенции «Графический дизайн». На нём печатали на самоклеящейся плёнке Neschen easy dot результаты предконкурсных заданий — наклейки, представляющие родную страну конкурсанта. Ими оформлены рабочие места участников

На площадке промышленного дизайна оборудование Roland DG пока не используется в основных конкурсных заданиях, но здесь был установлен, вероятно, единственный на чемпионате планшетный УФ-принтер Roland Versa UV LEF2–200, а также гравировальная машина DE-3. Пока эти машины находились в зоне Try skill («Попробуй навык»), где результаты промышленного дизайна можно декорировать уже после выполнения задания. В перспективе, как надеется Цыганов, декорирование с помощью этих решений станет частью основного конкурса.

Елизавета Степанова (вторая слева в заднем ряду) вместе с экспертом «Гейдельберг-СНГ» Андреем Слободчиковым (он слева от Елизаветы) и группой поддержки. Они ещё не знают о победе…

Самой полиграфической компетенцией на WS является «Печатные технологии в прессе». Платиновым партнёром чемпионата WS в России и спонсором этой компетенции является Heidelberg. Компания оснастила своим оборудованием — двумя офсетными малоформатными машинами Speedmaster, двумя цветными листовыми ЦПМ Versifire и одноножевой резальной машиной — участок, где проходили соревнования. Приятно, что первое место в этой категории вместе с участником из Австрии разделила представительница России, учащаяся Московского издательско-полиграфического колледжа Елизавета Степанова!

Перспективы

Качество профессионального образования в России беспокоит всех. И то, что страна так активно вовлечена в движение WS, внушает надежду. Здесь мы не «варимся в собственном соку», а ориентируемся на лучший международный опыт. Всячески поддерживает WS и руководство страны — не случайно на чемпионате побывали Президент и премьер-министр России, а для его проведения был построен современный выставочный центр. И это только вершина айсберга — опыт Roland DG показывает, что участие в WS при поддержке многочисленных спонсоров способствует повсеместному распространению современных стандартов образования. А на национальном чемпионате крупнейшие российские компании ищут и находят для себя будущих (а иногда — уже готовых) профессионалов. Возможно, на эти соревнования стоит обратить внимание и российским типографиям, испытывающим острую нехватку специалистов?

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • OKI Pro1050

    Заключение: светодиодный принтер для производства коротких тиражей этикетки. Может заинтересовать предприятия, которые нуждаются в коротких тиражах простых этикетоок для выпускаемой ими продукции, а также небольшие типографии, задумавшиеся о диверсификации.

     

  • Ricoh IM C6000

    Заключение: цветное производительное МФУ формата А3+ с высоким качеством печати. Подходит как для корпоративных клиентов, так и для полиграфических компаний, особенно небольших и начинающих.

     

  • Цифровая этикеточная экспансия

    Цифровые технологии стали поистине вездесущи. Они переместились в центр внимания на выставках. Их всё активнее используют в типографиях для печати и облагораживания этикеток, а цифровое оборудование осваивает всё новые сферы применения — теперь с его помощью можно изготавливать ещё более сложные виды этикетки и гибкой упаковки, а также надёжно защищать продукцию от подделки.

     

  • Какие ЦПМ для цифровой печати этикеток будут наиболее востребованы в ближайшей перспективе?

    Из ответов, которые дали наши читатели на сайте, видно, что многие из них выбрали вариант «Другие». Очевидно, некоторые из ответивших имеют в виду широкоформатные принтеры (в том числе со встроенной функцией резки). Например, так можно печатать короткие тиражи на самоклеящейся плёнке. А, возможно, мы упустили что-то ещё, выбирая варианты ответов.

     

  • Уроки японского

    Девизом конференции Konica Minolta European Leadership Campus в этом году стал Rethink your scope, что можно перевести как «Переосмысли свои пределы».

     

  • «Но мы не такая типография»*, или Когда срок печати открыток — 3 недели

    Повторяем запрос на печать открыток четвёртый год подряд (Publish № 12, 2016, № 11, 2017 и № 01-02, 2019). Считаем: евроформат со сгибом: 20x20 см в развороте, 20x10 см в готовом виде, 1 биг, 4+4, мелованная матовая 300 г/м2, тиражи 300 и 500 экз.

     


comments powered by Disqus