101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Гибридное производство как эффективный путь развития офсетной типографии

  • Елена Бондаренко
  • 29 августа 2019 г.
  • 4507
Нужно ли офсетной типографии цифровое оборудование? Повысит ли оно прибыльность бизнеса, привлечёт ли новые заказы или станет обузой на балансе предприятия? Разобраться в этих и многих других вопросах поможет опыт коллег, которые уже решились на цифровую трансформацию.

Гибридное производство как эффективный путь развития офсетной типографииНужно ли офсетной типографии цифровое оборудование? Повысит ли оно прибыльность бизнеса, привлечёт ли новые заказы или станет обузой на балансе предприятия? Разобраться в этих и многих других вопросах поможет опыт коллег, которые уже решились на цифровую трансформацию.

19 июня 2019 г. в рамках выставки Printech 2019 состоялась конференция «Цифровая трансформация в офсетной типографии: эффективное гибридное производство», собравшая полиграфистов и их заказчиков, желающих ознакомиться с опытом передовых офсетных типографий, успешно осуществляющих цифровую трансформацию, и возможностями оборудования для успешного перехода на цифровые рельсы.

Гибридное производство как эффективный путь развития офсетной типографии

 

Опыт производственников

Открыл дискуссию управляющий производством типографии «Ситипринт» (Москва) Сергей Раизин, назвавший своё выступление «Пора меняться? Пора меняться!». «Ситипринт» специализируется на выпуске многостраничной продукции в премиальном сегменте и является обладателем офсетной печатной машины Speedmаster 106 XL с технологией LE-UV и листовой ЦПМ HP Indigo 12000. Первая установлена в 2015 г., вторая — в 2018 г. По словам Раизина, ЦПМ выбирали так, чтобы она оптимально и без существенных материальных вложений в состыковку встроилась в существующий производственный процесс и гарантировала выпуск продукции формата В2 с качеством, близким к офсетному или превосходящим его. Одновременно с этим Сергей подчеркнул, что «локомотивом» работы типографии всё же остался офсет. «Мы добились очень хороших показателей по переналадке офсетной машины, поэтому тиражи больше 300 экз. на ней печатать экономически выгоднее, чем на ЦПМ. HP Indigo 12000 используется для печати обложек и тиражей до 300 экз. и безукоризненно справляется со сложными работами, на приладку которых на офсете ушло бы много бумаги», — сказал он.

Сергей Раизин: «HP Indigo 12000 используется для печати обложек и тиражей до 300 экз. и безукоризненно справляется со сложными работами, на приладку которых на офсете ушло бы много бумаги»

Цифровая машина не только взяла на себя часть загрузки офсетного участка, но и дала типографии оперативность и возможность печати переменных данных. «Качество печати HP Indigo 12000, на наш взгляд, сможет отличить от офсетного только профессионал, и то при просмотре под микроскопом», — отметил Раизин. При этом процесс внедрения цифровой печати в офсетной типографии не был простым. «Мы были новичками в цифре, нам нужно было перестроить полностью принципы своей работы. Откровенно говоря, установка ЦПМ сподвигла нас на изменения, достойные отдельной конференции, — сказал он. — По рекомендации НР, мы предложили должности операторов своим же сотрудникам с активной жизненной позицией, пусть даже далёким от печати, и обучили их». Менеджеров тоже пришлось обучать, ведь средний чек в цифровом производстве меньше офсетного, а оформление небольшого заказа занимает столько же времени, сколько и крупного.

По словам Сергея, перспективы получения добавленной стоимости в цифровой печати лежат в области печати переменных данных, в том числе с использованием ПО Mosaic, позволяющего менять подложку на изображении, делая каждый отпечаток уникальным.

«Думаю, все владельцы офсетных типографий рано или поздно приходят к вопросу, нужно ли меняться, и если да, то в какую сторону. Меняться нужно и обязательно, — сказал в конце своего выступления Раизин. — Наш опыт показывает, что ЦПМ нужно выбирать так, чтобы она работала в едином производственном цикле типографии».

Михаил Фурсов: «Эффект от совместно работающего офсетного и цифрового оборудования выше, чем от каждого в отдельности»

Гибридизация — естественная эволюция офсетной типографии, считает руководитель «Типографии Михаила Фурсова» (Санкт-Петербург) Михаил Фурсов. Его опыт внедрения цифровой печати в офсетное производство (в типографии работают офсетные машины Heidelberg Speedmaster и ЦПМ Ricoh Pro 9200 и Ricoh Pro C7200) показывает, что в этом вопросе нужен системный подход с оценкой эффективности использования того или иного оборудования. «Деление на цифровые и офсетные типографии к жизни и бизнесу не имеет никакого отношения. Просто многие офсетчики боятся пробовать цифру, потому что думают, что она не такая перспективная, не такая интересная, не такая рентабельная, как офсет. Да, на цифре обороты гораздо меньше, но при этом более высокая рентабельность», — сказал он и показал собравшимся пример ориентировочного расчёта себестоимости выпуска 24-полосного буклета формата А4 на офсетном и цифровом оборудовании. Затраты на печать офсетной типографии составили 3500 руб., цифровой — 3000 руб., а в гибридном варианте — 2860 руб. По словам Фурсова, самый универсальный и простой инструмент для оценки эффективности оборудования — коэффициент окупаемости ROI, определяющий прибыльность или убыточность инвестиции. В его примере ROI офсетной типографии составил 79%, цифровой — 96%, а гибридной — 102%. Михаил убеждён: эффект от совместно работающего офсетного и цифрового оборудования выше, чем от каждого в отдельности. В планах типографии — дальнейшая автоматизация, в частности в области прохождения заказов.

Цифровая печать плюс резка

Роман Третьяк: «Комплексное решение: ЦПМ Xerox Iridesse Production Press и режущий плоттер Zünd S3 M800 позволяет получить за один прогон готовую продукцию с отделкой»

Если офсетная типография решила приобрести ЦПМ, она сталкивается с необходимостью выбора модели в соответствии со сферой своей деятельности. Предложение довольно разнообразно, однако одной из самых интересных можно назвать ЦПМ Xerox Iridesse Production Press с возможностью печати серебряным, золотым и прозрачным тонером. «ОктоПринт сервис» — официальный партнёр Xerox с октября 2018 г. — предлагает офсетным типографиям комплексное решение для выпуска малых тиражей, включающее в себя ЦПМ Xerox Iridesse Production Press и режущий плоттер Zünd S3 M800. На конференции его представили руководитель направления продаж оборудования Роман Третьяк и специалист отдела продаж цифрового оборудования Дмитрий Виноградов. Оно позволяет получить за один прогон готовую продукцию с отделкой на бумаге плотностью от 52 до 400 г/м2 формата до 330×488 мм (300×660 мм при подаче из верхнего лотка). При резке на плоттере Zünd тонер не осыпается. Модель S3 M800 с максимальным форматом листа: 830×1330 мм — самая компактная в ассортименте производителя. Модульное построение позволяет подобрать инструменты под требования производства и дооснастить его в любой момент. Говоря о технических характеристиках плоттеров Zünd, Виноградов подчеркнул, что главное для производства — не скорость реза на плоттере, а выполнение заказа в кратчайшие сроки и с минимальными потерями качества. Производитель почти вдвое увеличил скорость реза с помощью вакуумной системы Tandem, позволяющей независимо управлять вакуумным прижимом листов в двух отдельных рабочих зонах. Когда в передней зоне выполняется резка, оператор может снять готовую продукцию со второй зоны и положить туда новый материал.

Режущий плоттер Zünd S3 M800 на стенде «ОктоПринт сервис» на выставке Printech 2019

 

Цифровая печать плюс облагораживание

«Люди могут в будущем перестать читать и писать, но они точно не перестанут есть и пить», — начал своё выступление «Цифра лучше, чем офсет» директор по развитию «НИССА Центрум» Михаил Кувшинов, обративший внимание собравшихся на активное развитие сектора печати упаковки. Он отметил, что примерно 10 лет назад цифровая печать достигла офсетного качества, поэтому сегодня офсетное качество цифровой печати не является конкурентным преимуществом. По его мнению, одно из наименее «продвигаемых», но наиболее востребованных экономических преимуществ цифровой печати — сокращение потерь, связанных с печатью экземпляров сверх заказанного тиража. Если нужно допечатать тираж, намного эффективнее делать это на цифре.

Михаил Кувшинов: «Расширенный цветовой охват красок Indigo позволяет сэкономить примерно 25%, печатая в три цвета (CMY). При этом чёрный цвет и штрихкоды неотличимы от офсета даже при просмотре с полиграфической лупой»

Однако Кувшинов сосредоточился не на экономике, а на «красивостях», способных обеспечить печатной продукции добавленную стоимость. «Одна из фундаментальных отличительных особенностей ЦПМ HP Indigo — способность печатать офсетным способом, но с формированием многокрасочного изображения не на бумаге, а на офсетном цилиндре. В результате получается идеальное совмещение, недоступное для других технологий», — сказал он и подчеркнул, что это особенно важно при печати на картоне и очень тонком пластике. Кроме того, краски Indigo имеют более широкий цветовой охват, чем офсетные, хотя «продать» его довольно сложно. Проще сэкономить примерно 25%, печатая в три цвета (CMY). Так уже поступают сотни типографий по всему миру, тем более что при этом чёрный цвет и штрихкоды неотличимы от офсета даже при просмотре с полиграфической лупой. Кувшинов напомнил, что все ЦПМ HP Indigo — семицветные и 3 или 4 свободные секции можно использовать для печати дополнительными цветами, ещё больше расширяющими цветовой охват.

Михаил Кувшинов от лица «НИССА Центрум» угостил слушателей шоколадками фабрики «Конфарель» в упаковке, выполненной на ЦПМ HP Indigo по технологии вариативной печати Mosaic

Кувшинов отметил, что цифровая технология печати не работает без ИТ-составляющей, поэтому HP продолжает работу в этом направлении. Недавно вышло ПО HP Smart Designer Collage для сборки уникального изображения из похожих компонентов. Не останавливается прогресс и в аппаратной части: вышла ЦПМ HP Indigo 12000 HD для фотопечати с удвоенным по сравнению с моделью 12000 физическим разрешением и предельной линиатурой 290 lpi. Причём возможно дооснащение предыдущих моделей в производственных условиях.

Кувшинов также сообщил гостям конференции, что в мае 2019 г. «НИССА Центрум» стала официальным дистрибьютором Scodix, выпускающей профессиональное оборудование для цифрового облагораживания форматов В2 и В1.

В этом секторе у типографий есть выбор. Konica Minolta предлагает в России машины для цифрового облагораживания французской MGI. Продакт-менеджер по производительным решениям Konica Minolta Business Solutions Russia Андрей Ванькевич в своей презентации «Больше чем печать» рассказал о модельном ряде и возможностях этого оборудования, напомнив, что Konica Minolta — основной акционер MGI и что в мире установлено уже более 650 машин, а в России — 9.

Андрей Ванькевич: «MGI — самая широкая в плане форматов линейка машин, а в скором времени ожидается ещё несколько новинок»

По словам Ванькевича, у MGI — самая широкая в плане форматов линейка машин, а в скором времени ожидается ещё несколько новинок. В наиболее популярном формате — В2 — компания предлагает машину MGI JETvarnish 3D с нанесением слоя лака толщиной от 3 до 232 мкм. Кроме листовых моделей, она выпускает рулонную JETvarnish 3D Web с шириной печати 420 мм, которая используется для отделки этикеток, в том числе самоклеящихся. Компания также предлагает листовую модель MGI JETvarnish 3D Evolution с макс. форматом листа 750×1200 мм. Но наибольшей популярностью пользуется машина MGI JETvarnish 3DS & iFOIL с модулем фольгирования, работающая с листами цифрового формата — до 364×1020 мм. Машина оснащается пневматическим самонакладом для стопы высотой до 30 см (2500 листов плотностью 135 г/м2). Интеллектуальная система приводки AIS со встроенным сканером, способным находить до 400 точек на одном изображении, отвечает за точность расположения маски лака или фольги и нивелирует искажения изображения на листе (перекос, сдвиг, усадку, растяжение), возникшие на стадии печати. Встроенный калькулятор позволяет до начала печати получить финальную цену в зависимости от макета, слоя лака и количества фольги. То же можно делать удалённо через специальную утилиту.

На стенде Konica Minolta демонстрировались образцы отделки, выполненные типографией MDM print на установленном у них оборудовании MGI JETvarnish 3DS & iFOIL

Опыт сотрудников Konica Minolta Business Solutions Russia показал, что разработанный MGI специальный лак не «проваливается» в бумагу и позволяет выполнять отделку цифровых отпечатков даже на некоторых пористых материалах. В компании экспериментировали с мелованной бумагой плотностью 90 г/м2 и офисными сортами, а также с различными видами фольги разных производителей. «Лучше всего переносится и закрепляется фольга MGI. При биговке она растягивается и не трескается», — подчеркнул он.

Ванькевич напомнил, что Konica Minolta разработала ряд программных продуктов для организации цифрового процесса изготовления печатной продукции. В частности, ПО Color Care Production Server позволяет «связать» любое печатное оборудование, поддерживающее язык PostScript, в единую систему, выстроить цепочки прохождения заказа и организовать единую цветопередачу на разных (офсетных, струйных или тонерных) машинах. «Несмотря на различие классов и возможностей ЦПМ, они будут выдавать очень схожие по цвету отпечатки», — заверил Андрей.

Рулонная ЦПМ в листовой типографии

Впервые в рамках конференций Publish по цифровизации офсетных типографий слушателям была предложена концепция использования рулонной струйной печати. Руководитель отдела маркетинга офисных и промышленных решений Ricoh Rus Татьяна Клочкова знает: этот вид печати — новая для российского рынка тема, однако в Европе и США он уже получил распространение. По её словам, за последние 2–3 года там появилось большое количество типографий, в том числе и листовых, в которых рулонные струйные ЦПМ трудятся наряду с офсетными.

Татьяна Клочкова: «Для печати коротких тиражей объёмом больше 1 млн отпечатков в месяц формата SRA3 на обычной мелованной и немелованной бумаге плотностью 40–250 г/м2 лучше подойдёт рулонная машина»

Татьяна предложила разобраться, в каких случаях целесообразно использовать листовые машины, а в каких — рулонные, на примере ЦПМ Ricoh Pro С9200 и Ricoh Pro VC70000, сравнив скорость печати, месячную загрузку, максимальный формат и виды запечатываемых материалов. При минимальной скорости печати 50 м/мин производительность струйной рулонной машины в 8–10 раз выше, чем листовой. Максимальная ширина полотна рулонной машины — 508 мм — позволяет офсетным типографиям печатать привычные для них спуски второго формата и обрабатывать их на существующем послепечатном оборудовании. При этом листовая машина менее требовательна к запечатываемым материалам.

Таким образом, если суммарный объём тиража меньше 500 тыс. отпечатков формата SRA3 в месяц, предполагается печать на дизайнерских материалах или получение цифровых спецэффектов, то целесообразнее выбирать листовое оборудование. Для печати коротких тиражей объёмом больше 1 млн отпечатков формата SRA3 на обычной мелованной и немелованной бумаге плотностью 40–250 г/м2 лучше подойдёт рулонная машина. «Мы можем уверенно говорить, что качество печати на струйной ЦПМ Ricoh Pro VC70000 полностью соответствует офсетным стандартам», — подчеркнула Клочкова. Премьера этой машины состоялась на выставке Hunkeler Innovation Days в феврале 2019 г. При разрешении до 1200×1200 dpi она печатает со скоростью 150 м/мин на немелованной и 50 м/мин на мелованной бумаге. Печатающие головки, чернила и контроллер — собственного производства Ricoh. Лучшее в своем классе качество печати, сравнимое с офсетом. Построена на базе Ricoh Pro VC60000, которая имеет более 100 инсталляций по всему миру. Более 20 машин работают в Европе, в том числе и в офсетных типографиях.

Участники конференции смогли убедиться в том, что печать на рулонных ЦПМ Ricoh Pro VC неотличима от офсетной

Татьяна отметила, что новые чернила с расширенным цветовым охватом, высокой вязкостью и насыщенностью, а также новая, эксклюзивная технология сушки позволяют печатать на офсетной немелованной и мелованной бумаге плотностью 60–70 г/м2 без нанесения грунта и предварительной обработки.

В дополнение к Pro VC70000 производитель предлагает самую компактную в своём классе рулонную ЦПМ Pro VC20000 (габариты: 1,93×2,22 м) и модель Pro VC40000 с возможностью отключения цветных секций и работы в режиме «двойной симплекс». Они различаются скоростью печати — 75 и 150 м/мин соответственно при разрешении 600×600 dpi. «Мы надеемся, что в ближайшее время в российской офсетной типографии появится первая рулонная ЦПМ Ricoh Pro VC», — закончила своё выступление Клочкова.

Важная веха

Екатерина Макеичева: «Переход на беспроцессную технологию в России можно считать уже состоявшимся фактом»

Выступление генерального директора «НЦ Лоджистик» (NCL) Екатерины Макеичевой стало «вишенкой на торте» конференции. Она вышла на «подиум» вместе с директором по продажам Kodak в России и странах СНГ Сергеем Парамоновым, директором по продажам Kodak в Северной Европе Питером Трамплером и финансовым директором «Парето Принт» Алексеем Гусько, чтобы отметить важную веху в истории сотрудничества компаний. «Переход на беспроцессную технологию в России можно считать уже состоявшимся фактом. Наш крупнейший “листовой” клиент — типография “Парето Принт” — использовала более 1 млн м2 беспроцессных пластин Sonora», — сказал Екатерина. По её словам, более 30 российских типографий уже перешли на эту технологию, а крупнейший «рулонный» потребитель беспроцессных пластин Kodak Sonora — «Первый полиграфический комбинат» — за полгода получил устойчивую экономию бумаги в размере 1,5%. Принимая от руководства Kodak памятный знак, Гусько отметил, что беспроцессная технология позволила предприятию сэкономить не только на химии, но и на площадях, отходах бумаги и сокращении времени переналадки печатных машин.

Необходимость цифровизации доказана

Всё больше офсетных типографий понимают, что только цифровизация позволит «выстоять» в условиях высокой конкуренции, падения тиражей и увеличения их разнообразия. На конференции «Цифровая трансформация в офсетной типографии: эффективное гибридное производство» в этом году участникам были предложены лишь некоторые модели, уже доказавшие свою эффективность.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Бум в этикетке и не только

В конце 2022 года в типографиях Центральной Азии наблюдался всплеск интереса к этикеточным цифровым печатным машинам, который был вызван ростом запросов на печать коротких тиражей в данном сегменте. Многие региональные предприятия, работающие в различных сферах пищевой и лёгкой промышленности, расширили выпуск новых продуктов небольшими партиями для изучения спроса на ту или иную продукцию, стали проводить промоакции на свои товары, диверсифицировать этикетки в зависимости от региона сбыта и т. д. Всё это потребовало изготовления большого количества малых тиражей этикетки, что получалось нерентабельно с использованием флексографских печатных машин.

Устойчивость — это цель

В ООО «Танзор» с 1 января 2024 года — новый генеральный директор Алексей Анисенин. Алексей работает в компании с 2005 года. Образование и длительный опыт работы в отрасли помогают ему решать задачи, стоящие перед компанией в сложные времена. Как у него это получается — читайте в интервью.

Расходная часть упаковки

Прошедшие два года стали непростым испытанием для различных сегментов полиграфической отрасли. Не является исключением сфера упаковки и поставок расходных материалов для этого рыночного сегмента. Какие изменения произошли в этой области и насколько всё сейчас вернулось в стабильное положение — Publish спросил у экспертов.

Рентабельный УФ-ДТФ

В 2023 году начала поставки актуальных решений для UV DTF-печати «Алларт Сервис», предлагающая на эксклюзивной основе оборудование китайского бренда Oric

Больше порядка

Ежедневники выпускают специализированные компании, книжные издательства, блогеры и даже музеи.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 12