101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Leonhard Kurz и философский камень

  • Игорь Терентьев
  • 29 августа 2019 г.
  • 6388
То, что не удалось средневековым алхимикам, оказалось по плечу современной науке — давайте узнаем, как обычный алюминий успешно превращается в фольгу для тиснения, превосходящую по блеску настоящие серебро и золото.

Leonhard Kurz и философский каменьТо, что не удалось средневековым алхимикам, оказалось по плечу современной науке — давайте узнаем, как обычный алюминий успешно превращается в фольгу для тиснения, превосходящую по блеску настоящие серебро и золото.

Известный американский писатель-фантаст Артур Кларк сформулировал три закона, один из которых гласит: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии». В его справедливости в очередной раз убедилась группа российских полиграфистов, со 2 по 5 июля 2019 г. побывавших по приглашению группы компаний «Дубль В» в штаб-квартире Leonhard Kurz в Фюрте и на производстве в Зульцбахе-Розенберге.

Компанию и её продукты нам представил Норберт Гарц — менеджер по продажам Leonhard Kurz Stiftung & Co. KG в Восточной Европе (далее, если речь не будет идти о другой отдельной компании из Kurz Group, мы будем для краткости называть её просто Kurz).

Kurz — семейная компания, основанная в Германии в 1899 г. Сейчас ею руководит уже четвёртое и пятое поколение семьи. А в момент основания она занималась изготовлением сусального золота — тончайших листов, которые обычно используются в декоративных целях. Об этом говорит и логотип — он отражает суть деятельности компании. Kurz — мировой лидер в производстве тонкоплёночных материалов и решений для декорирования и отделки поверхностей, изготовления этикеток и защищённой продукции. Общая численность персонала — около 6000 человек, по всему миру действует 30 производств и локальных офисов. За границей у Kurz — 25 дочерних компаний, в России её представляет эксклюзивный дистрибьютор — ГК «Дубль В». Производства расположены в Европе, Азии и Америке.

Некоторые из представленных в демозале Kurz образцов поразили даже бывалых полиграфистов. Особенно упаковка элитного вина, победившая в конкурсе Red Dot Awards (на верхнем фото)

Полиграфия — самый большой сегмент рынка для Kurz. Для неё используется 60% выпускаемой фольги. Но здесь также производят ленты для термотрансфера и маркировки; плёнки для декорирования мебели; фольгу для текстильной индустрии; для защиты от подделки упаковки, различных изделий, банкнот и ценных бумаг, билетов, документов и банковских карт (например, на российских картах «Мир» полоска для подписи и голограммы изготовлена Kurz); фольгу и плёнки для автомобильной индустрии (включая автомашины Lada); для декорирования косметики; и даже сенсорные панели для бытовой техники и телекоммуникационной отрасли.

Самое крупное европейское производство расположено в ЗульцбахеРозенберге, а мы начали своё знакомство с Фюрта. Всего в Германии — 5 производственных площадок. Есть также производства в Швейцарии, США, Малайзии, Китае (там, помимо обычной, выпускается голографическая фольга).

В Kurz Group входит много компаний-«смежников», а также занимающихся разработками в перспективных областях: OVD Kinegram — оптическими защитными технологиями; PolyC — печатной электроникой; Kurz Digital Solutions — цифровыми решениями для нанесения фольги; BAIER и ISIMAT разрабатывают специальное оборудование, в том числе системы DM–Liner и машины, применяемые на производствах Kurz; BurgDesign производит специальные пластиковые детали для автомобильной индустрии, декорируемые трафаретным способом; а имеющая филиалы в 4 странах немецкая компания hinderer + mühlich GmbH&Co изготавливает оснастку для тиснения фольгой. Самое свежее приобретение Kurz Group, произошедшее в июне текущего года, — швейцарская машиностроительная компания Steinemann Technology, хорошо известная своим оборудованием для лакирования, каширования и трафаретной печати, а в последние годы — системами цифрового облагораживания. Она будет работать в качестве самостоятельного дочернего предприятия Kurz Group. Производство в Санкт-Галлене (Швейцария) будет сохранено и продолжит развиваться. Его продукция будет выпускаться под торговой маркой Steinemann и дополнит семейство Kurz Digital Metal.

Как изготавливают фольгу?

Leonhard Kurz и философский камень

Эта фотография — единственный снимок на память для делегации российских полиграфистов с производства фольги для тиснения Kurz, расположенного в ЗульцбахеРозенберге. На территории не разрешают фотографировать — нам пришлось оставить в машине даже мобильники. Поэтому объяснять процесс далее придётся по памяти и на пальцах…

Этот завод — самое большое производство Kurz (и вообще полиграфической фольги для горячего и холодного тиснения) в Германии. Рядом расположено ещё одно производство, где изготавливают голографическую фольгу, применяемую для защищённой печати. В силу этой специфики завод окружён двойным забором (на втором сверху — колючая проволока). Посторонние туда не допускаются.

При разработках и изготовлении фольги в Kurz концентрируются на высоком качестве продуктов и поддержании стабильности свойств, добиваясь идентичных производственных условий по всему миру. Всего в НИОКР компании занято около 120 человек. Их называют «химиками», потому что в основном они занимаются разработками рецептур фольги, и в первую очередь — лаков, необходимых для её выпуска. Большую часть оборудования для производства фольги разрабатывают и изготавливают самостоятельно.

Во время осмотра производства мы ознакомились со всей производственной цепочкой. Фольга обычно содержит пять слоёв. Носитель из сложного полиэфира (полиэстера) обычно имеет толщину 12 мкм. Его изготавливают в материнских рулонах шириной 1,8–2,5 м длиной до 32 км (эти размеры пришли из американской бумажной индустрии) из сырья, поступающего со всего мира. Полиэфир — это стандартный биржевой товар, покупают его там, где удобнее и выгоднее. Но по своим характеристикам он может быть разный — в зависимости от вида фольги, которую требуется изготовить.

Готовые рулоны носителя из полиэфира поступают в… печатный цех. Там работают две огромные многоярусные рулонные машины глубокой печати. За один прогон на них наносят разделительный и лаковый слои и сушат горячим воздухом. Первый слой нужен, чтобы отделить остальные слои от носителя в процессе тиснения. Второй — защитный лаковый слой — оказывается верхним на отпечатке после тиснения. Он влияет на цвет и глянец фольги.

Что ещё влияет на глянец? Тип носителя (глянцевый, полуматовый, матовый), а также верхнего защитного лакового слоя. Он определяет оттенок цвета фольги — от полностью прозрачного (тогда фольга будет серебряной) и жёлтого (тогда фольга будет золотой) до синего, зелёного и других. В случае изготовления голографической фольги рисунок наносится на разделительный слой в отдельной специальной машине. Скорость печати в машине глубокой печати — до 500 м/мин! В процессе печати с помощью двух спектрофотометров идёт постоянный контроль точности цветопередачи. Максимальное допустимое отклонение цвета — 1,5 ?Е. Состав лака тщательно контролируется, поскольку возможности скорректировать цвет в процессе печати невелики. Кстати, мы побывали и в контрольной лаборатории, где следят за всеми этапами производства, делают контрольные тиснения образцов и т. п. Для этого в лаборатории (она также обеспечивает контроль соседнего производства голографической фольги) используются около 60 различных приборов.

На производстве тщательно следят за экологией. Для печати используется много растворителей, которые затем сжигают в больших печах, а полученный горячий воздух направляют в сушки печатного цеха.

Далее — этап металлизации, которая выполняется в двух больших вакуумных камерах. На керамические нагревательные элементы (их температура — +1500 оС) подаётся алюминиевая проволока, которая сразу испаряется. Пары алюминия оседают на плёнке, проходящей по охлаждающему барабану, температура которого поддерживается на отметке 0 оС. Это обеспечивает стабильность процесса. Металлизированный слой обычно содержит 99% алюминия, но толщина его так мала, что единственный способ контроля качества металлизации в процессе — по оптической плотности, которая поддерживается на уровне 1,4D.

Последний слой — клеевой, он обеспечивает адгезию фольги к материалу. Его состав отличается в зависимости от типа фольги, а толщина — всего 3–5 мкм. Он также печатается на машине глубокой печати. Для подготовки каждой машины к печати требуется от 1 до 3 часов, а при переходе к печати фольги определённого заказного оттенка требуется 4 часа.

Конвертирование материнских рулонов, после перемотки их на заводе в более компактные рулоны длиной 9–10 км (на этом этапе от рулонов также отрезают по паре сантиметров с незапечатанных краёв), выполняется уже локальными дистрибьюторами. Для этого используются слиттеры. Для прямых заказчиков перематывают и режут как рулоны на втулках 3 и 1 дюйм, так и материнские на 6-дюймовых втулках. В процессе перемотки выполняется визуальный и автоматический контроль с помощью камеры. Очистка и настройка перемоточной машины занимает 40 минут. Очистка и настройка слиттера занимает 1 ч 20 мин. На 1-дюймовой втулке нарезают без перемотки на машинах с дисковыми ножами.

От фольги к комплексным решениям

Норберт Гарц приглашает коллег ознакомиться с достижениями компании в области цифрового фольгирования

Помимо изготовления фольги, Kurz имеет огромный опыт разработок различного промышленного оборудования. Раньше оно внедрялось на собственных производствах, но в последние годы в ассортименте компании появилось несколько решений для полиграфистов. Это обусловлено тем, что в нашей отрасли всё чаще используют цифровое печатное оборудование, с которым не очень эффективно сочетаются аналоговые отделочные операции. Не удивительно, что в Kurz решили создать собственные системы нанесения фольги на цифровые отпечатки на базе технологии Digital Metal. Общий принцип работы всех этих решений похож на фольгирование с помощью ламинаторов, однако в Kurz считают, что обеспечивают гораздо более высокое качество металлизации. Фольга переносится под давлением и с нагревом или с помощью УФ-отверждения. В качестве «клея» используются тонер (твёрдый или жидкий) или специальный прозрачный лак для струйной печати. На drupa 2016 показывали два варианта подобных листовых решений — для фольгирования тонерных отпечатков и со встроенными струйными головками. В результате дальнейшей эволюции портфолио разрослось.

Высокое качество фольгирования на DM-Luxliner обеспечивается длительностью контакта между фольгой и материалом. На снимке справа видно, что сверху расположены два вала (правый из них нагревается), которые прижимают фольгу к материалу, подаваемому по охлаждаемой металлической ленте внизу. Длина зоны контакта — 40 см

Модель DM-Luxliner выпускалась в формате А3 — состоялось 18 инсталляций, но, похоже, больше не предлагается. Более перспективной считается старшая модель формата B2 (до 560×750 мм), которая выдаёт до 2400 листов в час (механическая скорость проводки — 30 м/мин). Она стоит 150 000 евро (здесь и далее — цены в Германии, в России к цене добавится оплата доставки, таможенных сборов, сертификации и запуска). Диапазон плотностей — 120–350 г/м2. Среди достоинств решения — возможность работать с бумагой и картоном без покрытия, которые обычно вызывают проблемы у систем цифрового облагораживания с УФ-отверждаемыми полимерами. Кроме того, поверх нанесённой фольги можно печатать любыми тонерами и офсетными красками (все они хорошо закрепляются), получая интересные спецэффекты.

Ценные «металлики», которые можно легко получить, сочетая фольгирование на DM-Luxliner с последующей запечаткой на цифровой или офсетной машине

Интересно, что до начала 2019 г. с повторной запечаткой фольгированных на DM-Luxliner листов была проблема — в результате нагрева листы меняли геометрию, как следствие, «плыла» приводка. Поэтому было установлено только 3 машины. Однако в HP Indigo озаботились этим и, как заверяют в Kurz, решили проблему программным способом — при повторной печати в HP Indigo оптические датчики замеряют положение меток по краям листа и корректируют размеры изображения так, чтобы приводка его относительно фольгированных объектов оставалась точной. Это открывает возможности по продвижению DM-Luxliner в крупные онлайн-типографии, а также в компании, печатающие фотокниги.

Рядом с этой машиной в демозале Kurz демонстрируется листовая DM-Jetliner (405 000 евро), которая самостоятельно наносит «клей» для фольгирования с помощью струйных печатающих головок, а затем с помощью давления, нагрева и УФ-отверждения переносит на запечатанные участки фольгу. Интересно, что окончательное УФ-отверждение выполняется прямо через фольгу (при этом теряется до 50% мощности), но этого достаточно для получения качественного результата.

Максимальная ширина подачи — 390 мм, фольгирования — 354 мм. Максимальная длина листа — 500 мм. Скорость — до 3600 листов SRA3 в час. Точность приводки — ±0,4 мм. Диапазон плотностей — 90–360 г/м2. Предусмотрена установка модуля коронирования, облегчающего фольгирование пластиков и ламинированных материалов.

Впрочем, в Kurz больше верят в будущее рулонных версий, в разработке одной из которых активно сотрудничают с HP Indigo.

Модуль DM-Jetliner (Built-in) для HP Indigo. В демозале он появится в ближайшее время — в Kurz собираются приобрести рулонную ЦПМ HP Indigo

Рулонный модуль DM-Jetliner (Built-in) (285 500 евро) предлагается в варианте секции для установки в линию с HP Indigo (перед ЦПМ) или как более компактный (и доступный) модуль для установки на флексо- или гибридную узкорулонную печатную машину. По принципу действия эта машина не отличается от листовой DM-Jetliner. Макс. скорость для обеих типов модулей — 75 м/мин, ширина фольгирования — 324 мм. Во всех решениях используются печатающие головки Kyocera с разрешением 600×600 dpi и переменным размером капли от 3 до 14 пл. Точность приводки — ±0,25 мм (при скорости до 60 м/мин).

DM-Jetliner (Built-in) в варианте для HP Indigo продаётся также партнёрами HP. Первые машины уже эксплуатируются в Германии и Италии, модуль покажут на LabelExpo Europe 2019 на стенде HP Indigo. У подобных решений есть потенциал и в России, где установлено более 40 рулонных ЦПМ HP Indigo. Очевидно, что машина может быть интересна и владельцам ЦПМ других марок, но об интеграции с ними в Kurz пока не говорят, хотя, возможно, думают.

В качестве платформы для тестирования узкорулонных решений в Kurz используют Omet iFlex 370. На ней установлены модули Distorun и DM-Jetliner (Built-on) (он на переднем плане). Стоимость последнего в Германии — 205 000 евро

Не менее интересен и аналоговый продукт Kurz для нанесения фольги — модуль Distorun для для приводки голограмм и возможности экономии фольги на узкорулонных печатных машинах. Вариант шириной 330 мм на три ручья стоит 63 500 евро. На drupa 2016 показали его усовершенствованную версию, которая позволяет наносить одиночные голограммы. Требуется лишь небольшая модификация печатной машины — модуль устанавливается на опорную пластину или рельсовую систему. Он синхронизируется с машиной, однако управляется собственной независимой системой.

Distorun поставляется со считывателем печатных меток, позволяющим точно определить место нанесения голограммы. Он оснащён также датчиком линейного перемещения, определяющим скорость запечатываемого материала. Основываясь на этих данных, Distorun определяет точное положение нанесения голограммы и отмеряет количество фольги. В нём можно использовать одновременно до трех рулонов фольги шириной 330, 420 и 520 мм.

Distorun позволяет существенно экономить фольгу, т. к. незадействованные в первом прогоне участки могут использоваться во втором и в третьем. После первого прогона фольга наматывается на рулон и может использоваться в дальнейшем. В России модули Distorun успешно эксплуатируются в двух типографиях CCL.

Примеры применения фольги для тиснения за рамками полиграфии

В демозале Kurz установлен широкий ассортимент оборудования для тестирования различных аналоговых процессов нанесения фольги — тигельные прессы SPM Steuer и Heidelberg, плоский высечной Gietz, есть даже 6-секционная листовая машина Roland 700 DirectDrive. На ней установлен модуль холодной припрессовки фольги Eagle Systems. А в ближайшее время его дополнят таким же модулем Vinfoil. Впрочем, в Kurz подчёркивают, что не собираются конкурировать с типографиями — офсетная машина установлена здесь исключительно для тестирования процессов тиснения. Есть и специализированные машины, позволяющие проверить сочетание определённых материалов, видов фольги и режимов работы с ними без штампов. Кстати, во время визита нашим коллегам помогли оперативно подобрать оптимальный вид фольги для привезённого ими материала.

От полиграфии до бесконечности

В зале образцов для нас провели небольшую экскурсию, в ходе которой рассказали, насколько разнообразны сферы применения фольги для тиснения. Помимо великолепных образцов этикеток и упаковки, здесь демонстрировались декорированные фольгой различные детали автомобилей и бытовой техники, сенсорные дисплеи, примеры использования в сфере защиты от подделки и даже платья. Разработчики Kurz ищут и находят всё новые и новые способы превращения обычного алюминия в гораздо более ценные продукты, используя в качестве философского камня самые передовые достижения современной науки и технологии. Но магия здесь всё-таки есть — она появляется в тех продуктах, которые отделываются с помощью фольги в полиграфии и других отраслях.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Текстильлегпром 2024

В сентябре в Москве прошла очередная выставка «Текстильлегпром». На этот раз она проходила не на ВДНХ, а в одном из залов выставочного комплекса «Крокус».

Издательство на hand-made маркете

Издательство «Гудвин» — частый гость на всевозможных маркетах и hand-made ярмарках.

Цельное преобразование — прямо сейчас

Когда я с кем-то обсуждаю книгу «Цель» Элияху Голдратта, то часто слышу «а, это про “бутылочные горлышки”, да-да, очень познавательно». Но, на мой взгляд, книга совсем не про это. Поиск ограничений в системе — это один из методов решения проблем на производстве. Как именно?

С иголочки: всё о брендировании текстиля

Брендированный текстиль — это эффективный маркетинговый инструмент и отличный способ повысить лояльность клиентов и команды. Одежда — это беспроигрышный корпоративный подарок, поскольку люди хотят комфорта, удобства и при этом оставаться стильными и сопричастными общему делу. Но текстиль должен быть качественным и соответствовать ожиданиям целевой аудитории, чтобы обеспечить максимальную эффективность. Рассказываем о том, что делает мерч по-настоящему узнаваемым и индивидуальным, — о персонализации.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 15