2019.04.292476 прочтений

Допечатные эксцессы или 6 «детских» ошибок

Теги: Publish Допечатные процессы Программное обеспечение Рабочий цех Эксклюзив

Допечатные эксцессы или 6 «детских» ошибок

Рейтинг самых частых ошибок в макетах печатной продукции по опыту типографии FastPrint, принимающей заказы через автоматизированную систему онлайн-проверки.

Не у всех заказчиков печатных продуктов есть возможность проверять макет с помощью опытного специалиста по допечатной подготовке. Именно поэтому типографии держат значительный штат профессионалов, способных качественно выполнять эту работу. Ведь в случае брака разбираться, кто ошибся — клиент или типография, будет уже поздно. Недовольны будут все, а кто-то потеряет деньги. Давайте разберёмся, какие ошибки в допечатной подготовке — самые частые. И постараемся их не повторять…

Разработчики не дремлют — наряду с квалифицированным персоналом появляются обучаемые программы, которые умеют находить ошибки в макетах, а главное — исправлять большинство из них на понятном для неспециалиста языке — визуально.

Процентное соотношение количества ошибок в макетах

Частота появления типовых ошибок

По данным типографии «ФастПринт», где используется подобный сервис онлайн-проверки и коррекции макетов, в течение 2 последних лет ежедневно проверяется более 600 макетов. Анализ действия пользователей позволил собрать статистику самых популярных ошибок, которые заказчики, увы, делают снова и снова.

Поставьте себя на место заказчика-непрофессионала или начинающего дизайнера. Список требований типографии к макету кажется им написанным на непонятном языке. Сопоставить свой макет с этим списком требований такой заказчик часто не в состоянии. Тогда ему приходит в голову «спасительная» мысль — отправить макет в типографию: «Там разберутся». На практике оказывается, что в типографии проверят макет и, в лучшем случае, исправят его на своё усмотрение. А в худшем — напечатают как есть, а после предъявления клиентом претензии по поводу некачественного тиража сошлются на документ на сайте, где чёрным по белому написано: «Клиент обязан предоставить макет, удовлетворяющий требованиям типографии». Чтобы такие ситуации происходили реже, начать следует с исключения типичных ошибок, что поможет существенно сократить вероятность брака. Возможно, кому-то этот список может показаться «детским», но в индустрию постоянно приходят новые люди, а одни и те же ошибки повторяются годами…

Чем грозит отсутствие вылетов и обрезных полей?

Вспомним, чем отличаются эти 2 типичные ошибки, которые часто идут бок о бок. Вылеты нужны в том случае, если линии реза пересекают фон, отличный от бумаги, или графические элементы. Есть риск получить рядом с графикой белую рамку из-за погрешности обрезки. Если нет меток обрезки, то изделие будет масштабировано и обрезано из того, что есть в макете. Тогда мы рискуем потерять часть элементов, расположенных по краю макета. Тут часто возникают оплошности с текстом или логотипом — их «зарезают». Поэтому все важные элементы должны размещаться на расстоянии не менее 3–5 мм от линии реза.

На примерах показаны всего 2 варианта устранения ошибки. И чтобы специалист препресса не думал за заказчика, «как лучше», рекомендуется макет готовить сразу с учётом наличия линий обрезки и вылетов.

Пример макета визитки со значимыми элементами у линии реза

Вариант обрезки внутрь макета (в данном случае часть изображения будет обрезана)

Вариант обрезки макета за счёт добавления белого поля (в данном случае после обрезки может остаться белая рамка вокруг изделия)

Почему не подходит RGB?

Напомним, что цветовая модель RGB предназначена для отображения на экране, а цвета в ней задаются разной степенью яркости 3 цветов люминофоров или световых фильтров: red (красный), green (зелёный) и blue (голубой). CMYK предназначена для печати и описывает результат смешивания на бумаге красок cyan (голубая), magenta (пурпурная), yellow (жёлтая), key color (чёрный). «Неужели нельзя напечатать в RGB?» — задаёт резонный вопрос заказчик. «Конечно, можно», — ответят ему в типографии и напечатают автоматически преобразованное в CMYK изображение, которое будет намного бледнее оригинала или вообще в градациях серого. Перевод в другую цветовую модель — простейшая операция, не следует ею пренебрегать. К сожалению, в графических редакторах часто установлены неподходящие параметры для преобразования в цветовое пространство CMYK. Стоит проверить, чтобы профиль CMYK соответствовал требованиям типографии. Это позволит наиболее точно передать цвет. Более подробно с цветовыми настройками можно познакомиться в статье М. Сартакова и А. Окунева «Управление цветом в Adobe Creative Cloud без секретов» (Publish № 5, 2017).

Не забудьте перевести шрифты в кривые (если типография этого требует)

Многие типографии требуют, чтобы шрифты были представлены только как векторная графика (переведены в кривые). Если это так, требование нужно обязательно соблюдать. В результате вёрстки без перевода шрифтов в кривые мы в печатном макете можем получить либо вообще другой шрифт (который автоматически заменил отсутствующий в типографии), либо искажённый. Перевод шрифтов в каждом графическом или верстальном пакете выполняется по-разному. Например, в Adobe Illustrator нужно щёлкнуть по тексту в макете и нажать на сочетание клавиш или из вызываемого правой кнопкой мыши контекстного меню выбирать пункт «Перевести в кривые» (Create Outlines). В CorelDRAW после выбора текстового объекта клавишами вызовите в главном меню команду Arrange, а затем из выпадающего списка — «Преобразовать в кривые» (Convert To Curve).

Расширение или разрешение, что это вообще такое?

Речь пойдёт о разрешении (хотя расширение мы тоже обсудим, но ниже). DPI (количество точек на дюйм) — одна из самых важных характеристик макета для печати. Низкое разрешение приводит к потере качества. Для восприятия на мониторе достаточно 72 dpi, но попробуйте приблизить изображение в 3–4 раза, и вы увидите, что получится на печати. Изображение получится нечёткое либо вообще в пиксельную клетку. Оптимальный уровень разрешения лежит в пределах от 150 до 300 dpi — в зависимости от применения печатного продукта. Для уличного баннера разрешение может быть небольшим — 75 или 150 dpi. Для POS-материалов, журналов, брошюр и т. п. рекомендуется 300 dpi. Увеличение разрешения выше этого значения, как правило, не повышает качества печатного продукта — в этом есть смысл только в специальных случаях (например, для защищённой печати ценных бумаг).

Размер макета

Меньше всего проблем возникнет, если макет делать сразу нужного вам размера, задавая формат в миллиметрах, сантиметрах или метрах. Причём делать это в масштабе 1:1 с добавлением вылетов и полей для обрезки. Если нужно получить А4 (210×297 мм), то верстаем макет в размере 216×303 мм (по 3 мм в каждую сторону на вылеты для листовой продукции, либо по 5 мм для многостраничных изделий). Подгонка макета другого размера под нужный формат может исказить его. Не говоря уже о том, что встречаются макеты, не соответствующие геометрии и пропорциям. Как ни уменьшай фотографию 5×5 см, она никогда не станет фотографией 3×4 см, если не обрезать по бокам или не исказить пропорции.

Формат файла

Теперь о расширении файла. Эта ошибка чаще встречается при отправке макета самим заказчиком. У многих из них могут быть вообще не установлены графические программы, и за макет ошибочно принимаются изображения для предварительного просмотра (preview) в формате JPG, которые обычно абсолютно непригодны для печати. Оптимальный формат — векторный PDF. Форматы AI, CDR и EPS уместны, но в их подготовке к печати больше тонкостей, поэтому рекомендуется всё равно экспортировать макет в PDF. Так сразу станет понятно, что в макет не попало, а что — лишнее. В перегруженных графическими элементами макетах часто теряются связи (например, вместо растрового изображения высокого разрешения будет напечатано всё тоже preview), кроме того, на печати часть слоёв может просто не выйти.

От простого к сложному

Помимо приведённого списка распространенных ошибок в макетах, конечно, встречаются и другие. Самые частые из списка «второй очереди»: нарушения ограничения на количество узлов в кривых, превышение суммарного красочного покрытия, неверные параметры чёрного цвета (составной или чистый чёрный), лишние поля за границей вылетов, атрибут overprint на чёрных и «не чёрных» объектах и другие. Полностью устранив хотя бы первые 6 перечисленных в статье ошибок, мы сразу получим значительный прирост количества корректных макетов, а заказчики — качественную продукцию. Ни в этом ли заключается миссия любого полиграфического предприятия?

Об авторе: Ирина Назарова (ivanova@fastrpint.info), менеджер по маркетингу типографии FastPrint.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Leonhard Kurz и философский камень

    То, что не удалось средневековым алхимикам, оказалось по плечу современной науке — давайте узнаем, как обычный алюминий успешно превращается в фольгу для тиснения, превосходящую по блеску настоящие серебро и золото.

     

  • Xerox VersaLink C9000

    Заключение: цветной производительный принтер формата А3+ с высоким качеством печати, который подойдёт не только требовательным корпоративным клиентам, но и коммерческим полиграфическим предприятиям. Может использоваться как для сверхкоротких тиражей в цифровых типографиях и печатных салонах, так и в офсетных типографиях на начальном этапе освоения цифрового производства.

     

  • Лучшая оперативная послепечать

    Чтобы составить народный рейтинг лучших послепечатных устройств для оперативной полиграфии, мы обратились к руководителям нескольких типографий и печатных салонов и попросили назвать по одному фавориту из числа эксплуатируемых ими машин.

     

     

     

     

     

  • Мал плоттер, да дорог…

    О цифровых режущих плоттерах для изготовления коробок говорят достаточно, а ещё больше их рекламируют. Небольшим компаниям или всем тем, кто работает с малоразмерными коробками, необходим плоттер, у которого рабочее поле равно формату А0 или ненамного побольше. И здесь-то оказывается, что выбор невелик. К тому же неожиданно оказывается, что хороший «маленький» плоттер непропорционально дорог. Как так, он же маленький? Давайте разберёмся, почему так получается…

     

  • Гибридное производство как эффективный путь развития офсетной типографии

    Нужно ли офсетной типографии цифровое оборудование? Повысит ли оно прибыльность бизнеса, привлечёт ли новые заказы или станет обузой на балансе предприятия? Разобраться в этих и многих других вопросах поможет опыт коллег, которые уже решились на цифровую трансформацию.

     

  • Стоит ли внедрять цифровую печать в офсетной типографии, или Что мешает «цифре»?

    Очень большая доля полиграфистов, которые приняли участие в голосовании на нашем сайте, выбрали пессимистический вариант ответа: они уже попробовали — и пожалели об этом. На первый взгляд, это может показаться странным: ведь «цифра» и офсет должны помогать другу!

     


comments powered by Disqus