101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Времена не выбирают: людям нужна память

  • Юрий Захаржевский
  • 11 мая 2018 г.
  • 898

Времена не выбирают: людям нужна памятьВ рамках выставки «Фотофорум» 12 апреля 2018 г. в «Крокус-Экспо» состоялась панельная дискуссия о рынке фотокниг, в которой приняли участие представители компаний, их выпускающих, а также поставщики оборудования и материалов. Cреди выступавших не хватало, пожалуй, только кого-то из заказчиков, для которых все эти компании работают. Хотя дискуссия продолжалась всего час, но она вместила в себя наиболее важные вопросы — от тенденций рынка до новых проектов.

А. Манукян: «Рынок фотокниг менялся несколько раз с 2006 г. И сейчас появляются новые вызовы»

Модератором дискуссии выступил Арсен Манукян — генеральный директор типографии «Буквы и цифры».

Первым слово было предоставлено Таги Алиеву — представителю швейцарской Imaging Solutions, на заводе которой производится оборудование для выпуска фотокниг — от фотопечати до послепечатных линий. Более подробно о нём можно будет узнать на очередной Printech, в которой компания собирается принять участие. Настрой у Imaging Solutions оптимистичный, поскольку объём печати фотокниг в мире продолжает расти, и в 2017 г. на оборудовании этой компании в мире было изготовлено 9,4 млн фотокниг.

Алиев выразил сожаление по поводу отсутствия статистики по российскому рынку, но считает, что запрос на оборудование у нас всё же имеется — что подтвердилось в дальнейшем ходе дискуссии: производители фотокниг, несмотря на трудности, говорили о росте.

Виталий Клементьев рассказал про облачную платформу PrintOnDemandSolution, с помощью которой можно открыть готовый онлайн-супермаркет по продаже различной продукции с фотопечатью, основная же специализация этого ПО — фотокниги.

Клементьев отметил, что пик появления новых компаний, занимающихся фотокнигами, уже прошёл. Средний рост уже существующих клиентов PrintOnDemandSolution за год составляет 25–30%, но это не рост бизнеса, а рост продаж онлайн. В целом по России, по оценке Клементьева, годовой прирост продаж составляет около 18%. Затем слово взяли изготовители фотокниг. Манукян заметил, что на дискуссию не пришёл представитель главного по объёмам производителя фотокниг в России — «Экспертфото». Однако слушателям (их собралось около сорока) скучать всё равно не пришлось.

Есть к чему стремиться

Генеральный директор компании «Фотолаб» Алексей Кузьминых согласился с тем, что годовой прирост продаж фотокниг в России составляет около 18%, отметив при этом, что рынок растёт постепенно, зато постоянно. И производству фотокниг ещё есть куда развиваться: до сих пор изготовление простых фотографий у нас в разы превосходит производство фотокниг.

Кузьминых считает, что в этом секторе лучшие перспективы для развития — у фотокниг для профессиональных фотографов: свадьбы и другие события нуждаются в том, чтобы их запечатлели, даже в периоды тяжёлой экономической обстановки. Впрочем, другие участники дискуссии высказали мнение, что рост наблюдается и в сегменте дешёвых фотокниг.

Генеральный директор «Альбомикс» Евгений Ашурков рассказал, что в 2014–2016 годах наблюдался рост. Что касается 2017 года, то наблюдается падение среднего чека. В результате, при увеличении количества заказов и выпускаемых изделий, большого роста в деньгах нет. Выше головы не прыгнешь: наша прибыль имеет корреляцию с потреблением населения, и если в стране будет расти потребление, то и все мы взлетим.

Для проекта «Фотодом» профессиональные фотографы тоже являются постоянными клиентами. Его руководитель Евгений Задохин рассказал, что с 2006 по 2015 г. наблюдался рост, когда производители фотокниг строили воздушные замки и смело брали кредиты. Затем последовало болезненное падение, однако 2017 г. снова показал хороший рост.

Директор компании Prophotograf Алексей Коробанов отметил очень сильное разделение фотокниг на дорогие и дешёвые — в этом заключается одно из отличий российского рынка от европейского. Prophotograf ощутил в 2014 г. наступление стагнации, которая продлилась до 2017 г., когда последовал небольшой рост. Коробанов считает, что в период стагнации из числа фотографов отсеялись случайные люди.

Также он отметил, что наблюдается падение заказов от школьных фотографов: ходят слухи, что заказы на школьные фотокниги будут размещаться только через школьную администрацию, что для желающих заняться этим бизнесом означает участие в тендерах и аукционах. «Альбомикс» почти не работает с профессиональными фотографами. Генеральный директор Евгений Ашурков отметил рост количества заказов онлайн: по его мнению, применяемое в компании ПО — одно из самых простых для пользователей.

В «Альбомикс» создали и мобильную версию этого ПО, которая работает на любых устройствах. Но мобильных заказов пока не так много, больше кроссплатформенных: то есть клиент, занимаясь созданием и заказом книги, заходит на сайт и с телефона, и с настольного компьютера.

Главным препятствием, которое мешает развитию этого бизнеса, Ашурков считает тяжёлое экономическое положение: за исключением крупных городов, у потенциальных клиентов не хватает денег даже на еду. Наблюдается падение среднего чека. По его мнению, следует снижать порог входа в фотокнигу: к счастью, с понижением курса рубля цена на них растёт не так быстро, как на гаджеты. Конечно, материалы и оборудование в наших типографиях используются в основном импортные, но всё же производство самих книг расположено в России, так что ещё есть резерв по удержанию цены.

Следующей темой обсуждения был поиск и удержание клиентов.

Собравшиеся отметили, что хотя профессиональные фотографы достаточно консервативны, всё же порой они «мигрируют» от одного изготовителя фотокниг к другому.

Ашурков в качестве мер по привлечению клиентов назвал правильно выстроенный личный кабинет и хранение файлов. Некоторых клиентов удаётся сделать «фанатами» компании, внося изменения в ПО по их предложениям. Он признал, что «в лоб» такие услуги при первом же заказе не «отбиваются», дело в данном случае заключается в сохранении лояльности клиента.

Для профессиональных фотографов актуальны «многокнижные» решения, когда можно исправить одну страницу в нескольких книгах одновременно. Это актуально, например, при изготовлении школьных фотокниг, в которых многие страницы одинаковы. Обсуждая инструментарий для создания фотокниг, собравшиеся сравнили (хотя и без подробностей) покупное и «самописное» ПО. Например, «Фотолаб» пользуется сторонней разработкой. Кузьминых признал, что разработчиков трудно подвигнуть на быстрые изменения.

Коробанов, в свою очередь, отметил, что разработчики ПО для Prophotograf вносят изменения достаточно быстро. Сначала в этой компании пытались писать собственную платформу, но это оказалось сложно и дорого, в итоге всё же купили существующую.

Клементьев напомнил, что когда рынок фотокниг только начал развиваться, клиент приносил флешку. Это было для него комфортно, но дорого: специально обученные люди должны были создавать книгу из фотографий. Потом система стала сложнее: клиенту уже надо самому принимать участие в создании фотокниги, но ему это обходится дешевле. Его резюме: сейчас для привлечения и удержания клиентов следует стремиться к упрощению работы онлайн. Константин Данилов, менеджер по продукту Fujifilm Россия, сообщил, что компания расширяет линейку фотобумаги: появляются новые материалы с различной текстурой поверхности, есть специальные альбомные виды. Но в Fujifilm трудятся не только над материалами: ведётся работа над созданием приложения для смартфонов, web-to-print платформы, основная специализация которых — фотокниги.

Особое внимание Данилов уделил новым бизнес-моделям Fujifilm. «Фуджифильм» фокусируется на внедрении нового формата магазинов, стараясь учесть передовой опыт в области мерчендайзинга, формирования комфортного творческого пространства. Это совершенно особенные магазины Wonder Photo Shop, которые должны подарить посетителям живой, непосредственный опыт общения с фотокнигой, позволить подержать её в руках, ощутить вес, текстуру страниц и, наконец, получить позыв сделать книгу самому и затем перейти на веб-сайт или приложение. Основная аудитория, которую компания хочет привести в магазин WPS и познакомить с фотокнигой, это барышни от 21 до 35 лет. Через свои медиаресурсы WPS обучает своих посетителей фотосъёмке, обработке фото и тому, как и где лучше распечатать полученные фотографии.

Магазин «Фотосфера» в торговом центре «Мега Белая дача»

Первый Wonder Photo Shop открылся в 2014 г. в Токио, а в России — в 2016 г. Сейчас в Москве их три: в торговых центрах «Мега Белая дача», «Мега Химки» и «Мегаполис». Очередные магазины планируется открыть в скором будущем в Новосибирске и в Минске.

В России Fujifilm проводит образовательный проект среди фотографов совестно с компанией «Фотодом».

Рассказывая об этом образовательном проекте, Задохин отметил, что с ним объехали уже многие города России. Он снова вспомнил о фотографах, которые оставили это занятие. Евгений считает, что ушли те, кто не выдержал, поскольку профессия фотографа требует много внимания и сил. Зато остались те, кто понимает: свою продукцию надо именно печатать. Хотя бы потому, что файл продаётся только раз, а при продаже, например, свадебных фотокниг фотограф получает дополнительный доход на продажах родственникам и гостям.

Сравнивая бумажные фото с электронными носителями, Задохин приходит к выводу, что электронные носители ненадёжны. Хотя файлов у многих хранится огромное количество, чаще всего они лежат мёртвым грузом, а вот книгу регулярно просматривают.

Е. Задохин: «Изображения можно хранить в облаке, но разрешение устройств, применяемых для их воспроизведения, растёт. В результате рассматривать старые файлы становится некомфортно. А вот фотография остаётся всегда актуальной»

Кроме того, фотокнига осязаема: она даёт тактильные ощущения. Наконец, обычные фотоальбомы, в которые вставляются фотокарточки, одинаковы у всех, а вот фотокниги можно сделать персонализированными — как содержание, так и оформление.

Благодаря таким преимуществам фотокниг молодожёны, например, приходят к пониманию, что фотограф на свадьбе даже важнее, чем высота торта или длина лимузина.

Задохин утверждает, что для профессионального фотографа реклама в сети не работает. У каждого из них должна быть хотя бы одна фотокнига для демонстрации на встречах с клиентами: если клиенту показывать картинки на планшете, то он не увидит ничего нового по сравнению с тем, что уже видел на сайте фотографа.

Фотокниги как потенциал роста

Несмотря на потрясения последних лет рынок фотокниг продолжает развиваться. Не так стабильно и быстро, как хотелось бы, но, учитывая количество фотографий, которые всё еще печатаются на бумаге, перспективы у этого рынка ещё имеются. И хотя многие производители необходимой техники не считают теперь нужным выставляться на фотовыставках, контакты с клиентами уже установлены. Главное теперь — предложить им такую технику, которая позволит сделать фотокнигу более доступной.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 61