2018.05.14, Автор: Юрий Захаржевский455 прочтений

Времена не выбирают: людям нужна память

Теги: Publish Форум Фотокниги Эксклюзив

Времена не выбирают: людям нужна памятьВ рамках выставки «Фотофорум» 12 апреля 2018 г. в «Крокус-Экспо» состоялась панельная дискуссия о рынке фотокниг, в которой приняли участие представители компаний, их выпускающих, а также поставщики оборудования и материалов. Cреди выступавших не хватало, пожалуй, только кого-то из заказчиков, для которых все эти компании работают. Хотя дискуссия продолжалась всего час, но она вместила в себя наиболее важные вопросы — от тенденций рынка до новых проектов.

А. Манукян: «Рынок фотокниг менялся несколько раз с 2006 г. И сейчас появляются новые вызовы»

Модератором дискуссии выступил Арсен Манукян — генеральный директор типографии «Буквы и цифры».

Первым слово было предоставлено Таги Алиеву — представителю швейцарской Imaging Solutions, на заводе которой производится оборудование для выпуска фотокниг — от фотопечати до послепечатных линий. Более подробно о нём можно будет узнать на очередной Printech, в которой компания собирается принять участие. Настрой у Imaging Solutions оптимистичный, поскольку объём печати фотокниг в мире продолжает расти, и в 2017 г. на оборудовании этой компании в мире было изготовлено 9,4 млн фотокниг.

Алиев выразил сожаление по поводу отсутствия статистики по российскому рынку, но считает, что запрос на оборудование у нас всё же имеется — что подтвердилось в дальнейшем ходе дискуссии: производители фотокниг, несмотря на трудности, говорили о росте.

Виталий Клементьев рассказал про облачную платформу PrintOnDemandSolution, с помощью которой можно открыть готовый онлайн-супермаркет по продаже различной продукции с фотопечатью, основная же специализация этого ПО — фотокниги.

Клементьев отметил, что пик появления новых компаний, занимающихся фотокнигами, уже прошёл. Средний рост уже существующих клиентов PrintOnDemandSolution за год составляет 25–30%, но это не рост бизнеса, а рост продаж онлайн. В целом по России, по оценке Клементьева, годовой прирост продаж составляет около 18%. Затем слово взяли изготовители фотокниг. Манукян заметил, что на дискуссию не пришёл представитель главного по объёмам производителя фотокниг в России — «Экспертфото». Однако слушателям (их собралось около сорока) скучать всё равно не пришлось.

Есть к чему стремиться

Генеральный директор компании «Фотолаб» Алексей Кузьминых согласился с тем, что годовой прирост продаж фотокниг в России составляет около 18%, отметив при этом, что рынок растёт постепенно, зато постоянно. И производству фотокниг ещё есть куда развиваться: до сих пор изготовление простых фотографий у нас в разы превосходит производство фотокниг.

Кузьминых считает, что в этом секторе лучшие перспективы для развития — у фотокниг для профессиональных фотографов: свадьбы и другие события нуждаются в том, чтобы их запечатлели, даже в периоды тяжёлой экономической обстановки. Впрочем, другие участники дискуссии высказали мнение, что рост наблюдается и в сегменте дешёвых фотокниг.

Генеральный директор «Альбомикс» Евгений Ашурков рассказал, что в 2014–2016 годах наблюдался рост. Что касается 2017 года, то наблюдается падение среднего чека. В результате, при увеличении количества заказов и выпускаемых изделий, большого роста в деньгах нет. Выше головы не прыгнешь: наша прибыль имеет корреляцию с потреблением населения, и если в стране будет расти потребление, то и все мы взлетим.

Для проекта «Фотодом» профессиональные фотографы тоже являются постоянными клиентами. Его руководитель Евгений Задохин рассказал, что с 2006 по 2015 г. наблюдался рост, когда производители фотокниг строили воздушные замки и смело брали кредиты. Затем последовало болезненное падение, однако 2017 г. снова показал хороший рост.

Директор компании Prophotograf Алексей Коробанов отметил очень сильное разделение фотокниг на дорогие и дешёвые — в этом заключается одно из отличий российского рынка от европейского. Prophotograf ощутил в 2014 г. наступление стагнации, которая продлилась до 2017 г., когда последовал небольшой рост. Коробанов считает, что в период стагнации из числа фотографов отсеялись случайные люди.

Также он отметил, что наблюдается падение заказов от школьных фотографов: ходят слухи, что заказы на школьные фотокниги будут размещаться только через школьную администрацию, что для желающих заняться этим бизнесом означает участие в тендерах и аукционах. «Альбомикс» почти не работает с профессиональными фотографами. Генеральный директор Евгений Ашурков отметил рост количества заказов онлайн: по его мнению, применяемое в компании ПО — одно из самых простых для пользователей.

В «Альбомикс» создали и мобильную версию этого ПО, которая работает на любых устройствах. Но мобильных заказов пока не так много, больше кроссплатформенных: то есть клиент, занимаясь созданием и заказом книги, заходит на сайт и с телефона, и с настольного компьютера.

Главным препятствием, которое мешает развитию этого бизнеса, Ашурков считает тяжёлое экономическое положение: за исключением крупных городов, у потенциальных клиентов не хватает денег даже на еду. Наблюдается падение среднего чека. По его мнению, следует снижать порог входа в фотокнигу: к счастью, с понижением курса рубля цена на них растёт не так быстро, как на гаджеты. Конечно, материалы и оборудование в наших типографиях используются в основном импортные, но всё же производство самих книг расположено в России, так что ещё есть резерв по удержанию цены.

Следующей темой обсуждения был поиск и удержание клиентов.

Собравшиеся отметили, что хотя профессиональные фотографы достаточно консервативны, всё же порой они «мигрируют» от одного изготовителя фотокниг к другому.

Ашурков в качестве мер по привлечению клиентов назвал правильно выстроенный личный кабинет и хранение файлов. Некоторых клиентов удаётся сделать «фанатами» компании, внося изменения в ПО по их предложениям. Он признал, что «в лоб» такие услуги при первом же заказе не «отбиваются», дело в данном случае заключается в сохранении лояльности клиента.

Для профессиональных фотографов актуальны «многокнижные» решения, когда можно исправить одну страницу в нескольких книгах одновременно. Это актуально, например, при изготовлении школьных фотокниг, в которых многие страницы одинаковы. Обсуждая инструментарий для создания фотокниг, собравшиеся сравнили (хотя и без подробностей) покупное и «самописное» ПО. Например, «Фотолаб» пользуется сторонней разработкой. Кузьминых признал, что разработчиков трудно подвигнуть на быстрые изменения.

Коробанов, в свою очередь, отметил, что разработчики ПО для Prophotograf вносят изменения достаточно быстро. Сначала в этой компании пытались писать собственную платформу, но это оказалось сложно и дорого, в итоге всё же купили существующую.

Клементьев напомнил, что когда рынок фотокниг только начал развиваться, клиент приносил флешку. Это было для него комфортно, но дорого: специально обученные люди должны были создавать книгу из фотографий. Потом система стала сложнее: клиенту уже надо самому принимать участие в создании фотокниги, но ему это обходится дешевле. Его резюме: сейчас для привлечения и удержания клиентов следует стремиться к упрощению работы онлайн. Константин Данилов, менеджер по продукту Fujifilm Россия, сообщил, что компания расширяет линейку фотобумаги: появляются новые материалы с различной текстурой поверхности, есть специальные альбомные виды. Но в Fujifilm трудятся не только над материалами: ведётся работа над созданием приложения для смартфонов, web-to-print платформы, основная специализация которых — фотокниги.

Особое внимание Данилов уделил новым бизнес-моделям Fujifilm. «Фуджифильм» фокусируется на внедрении нового формата магазинов, стараясь учесть передовой опыт в области мерчендайзинга, формирования комфортного творческого пространства. Это совершенно особенные магазины Wonder Photo Shop, которые должны подарить посетителям живой, непосредственный опыт общения с фотокнигой, позволить подержать её в руках, ощутить вес, текстуру страниц и, наконец, получить позыв сделать книгу самому и затем перейти на веб-сайт или приложение. Основная аудитория, которую компания хочет привести в магазин WPS и познакомить с фотокнигой, это барышни от 21 до 35 лет. Через свои медиаресурсы WPS обучает своих посетителей фотосъёмке, обработке фото и тому, как и где лучше распечатать полученные фотографии.

Магазин «Фотосфера» в торговом центре «Мега Белая дача»

Первый Wonder Photo Shop открылся в 2014 г. в Токио, а в России — в 2016 г. Сейчас в Москве их три: в торговых центрах «Мега Белая дача», «Мега Химки» и «Мегаполис». Очередные магазины планируется открыть в скором будущем в Новосибирске и в Минске.

В России Fujifilm проводит образовательный проект среди фотографов совестно с компанией «Фотодом».

Рассказывая об этом образовательном проекте, Задохин отметил, что с ним объехали уже многие города России. Он снова вспомнил о фотографах, которые оставили это занятие. Евгений считает, что ушли те, кто не выдержал, поскольку профессия фотографа требует много внимания и сил. Зато остались те, кто понимает: свою продукцию надо именно печатать. Хотя бы потому, что файл продаётся только раз, а при продаже, например, свадебных фотокниг фотограф получает дополнительный доход на продажах родственникам и гостям.

Сравнивая бумажные фото с электронными носителями, Задохин приходит к выводу, что электронные носители ненадёжны. Хотя файлов у многих хранится огромное количество, чаще всего они лежат мёртвым грузом, а вот книгу регулярно просматривают.

Е. Задохин: «Изображения можно хранить в облаке, но разрешение устройств, применяемых для их воспроизведения, растёт. В результате рассматривать старые файлы становится некомфортно. А вот фотография остаётся всегда актуальной»

Кроме того, фотокнига осязаема: она даёт тактильные ощущения. Наконец, обычные фотоальбомы, в которые вставляются фотокарточки, одинаковы у всех, а вот фотокниги можно сделать персонализированными — как содержание, так и оформление.

Благодаря таким преимуществам фотокниг молодожёны, например, приходят к пониманию, что фотограф на свадьбе даже важнее, чем высота торта или длина лимузина.

Задохин утверждает, что для профессионального фотографа реклама в сети не работает. У каждого из них должна быть хотя бы одна фотокнига для демонстрации на встречах с клиентами: если клиенту показывать картинки на планшете, то он не увидит ничего нового по сравнению с тем, что уже видел на сайте фотографа.

Фотокниги как потенциал роста

Несмотря на потрясения последних лет рынок фотокниг продолжает развиваться. Не так стабильно и быстро, как хотелось бы, но, учитывая количество фотографий, которые всё еще печатаются на бумаге, перспективы у этого рынка ещё имеются. И хотя многие производители необходимой техники не считают теперь нужным выставляться на фотовыставках, контакты с клиентами уже установлены. Главное теперь — предложить им такую технику, которая позволит сделать фотокнигу более доступной.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Кратчайший путь к шикарному оттиску

    Выбираем производительные цифровые устройства для струйного УФ-лакирования и фольгирования.

     

  • Трёхсторонняя синергия: оборудование, бумага, сервисы

    27 июня, во время выставки Printech 2018, было объявлено, что «Konica Minolta Россия», Mondi и компания Europapier подписали договор о трёхстороннем сотрудничестве в сфере развития бизнеса на российском рынке. В рамках соглашения компании будут развивать рынок цифровой производительной печати, проводить совместные маркетинговые активности и мероприятия для российских заказчиков. После церемонии подписания мы задали несколько вопросов её участникам — главе Konica Minolta Business Solutions Russia Николаю Дмитриеву, генеральному директору Europapier Дмитрию Цветкову и генеральному директору «Монди Сейлз СНГ» Алексею Шамину.

     

  • Быстрые листовые перемены

    Выбираем цветную листовую цифровую печатную машину.

     

  • Цифровые горизонты для офсетных типографий

    Совместная конференция Publish и «ITE Москва» продемонстрировала для представителей офсетных типографий разнообразные варианты развития с опорой на цифровые технологии — от внедрения цифровой печати и отделки до автоматизации и перехода к новым бизнес-моделям.

     

  • Screen всё ближе...

    Японская Screen завоевала отличную репутацию у отечественных полиграфистов ещё со времён, когда компания выпускала профессиональные сканеры и фотонаборные автоматы. Позже наступила эпоха прямого вывода форм, и в наших типографиях стали появляться CTP этого производителя, причём не только под собственной маркой, но и под другими известными брендами. Мы также стали свидетелями поставки в Россию рулонной промышленной ЦПМ Screen и широкоформатного УФ-принтера. Послушав выступление регионального директора Screen Europe Франца Копса на нашей конференции во время RosUpack 2018, мы решили узнать о перспективах развития бизнеса компании в мире и нашей стране и, в частности, сроках начала появления у нас первой этикеточной ЦПМ этого производителя. На этот раз Франц приехал в сопровождении своего руководителя — президента Screen Europe Таканоре Какита.

     

  • Когда один заказ превращается в три

    В прошлом номере (Publish № 7/8, стр. 64) мы помогали благотворительному проекту «Тёплые стихи» найти типографию. Речь шла о книге для детей, попавших в больницу. Оказалось, что организатор сама пишет и издаёт детские книги. И, помимо «Тёплых стихов», у неё есть ещё несколько книг, которые надо напечатать.

     


comments powered by Disqus