101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

У истоков книжной реки

  • Игорь Терентьев
  • September 1, 2017
  • 3735
Открытая в 2014 г. в Таджикистане книжная типография «Гандж» стала, вероятно, самым масштабным полиграфическим проектом года не только в Средней Азии, но и на всём постсоветском пространстве. В августе 2017 г. мы приехали в Душанбе и убедились — ?это не «потёмкинская деревня», как иногда случается с масштабными проектами, а работающее с хорошей загрузкой и растущее предприятие.
 

Открытая в 2014 г. в Таджикистане книжная типография «Гандж» стала, вероятно, самым масштабным полиграфическим проектом года не только в Средней Азии, но и на всём постсоветском пространстве. В августе 2017 г. мы приехали в Душанбе и убедились — это не «потёмкинская деревня», как иногда случается с масштабными проектами, а работающее с хорошей загрузкой и растущее предприятие.

Название этой молодой типографии — «Гандж» — созвучно реке Ганг, которая является источником воды (а значит, и жизни) для сотен миллионов индийцев и поэтому глубоко ими почитается. Но и продукция «Ганж» — это настоящий источник. Только не воды, а знаний для десятков тысяч жителей небольшой среднеазиатской республики, учебники для которой ещё три года назад практически полностью импортировались из-за границы. Не случайно в переводе на русский «гандж» означает «сокровище»…

Здание и интерьеры типография «Гандж» оформлены в фирменной серо-голубой гамме холдинга «Фароз»
Х. Хушвахтов с печатным листом из тиража «Красной книги» республики. Это второе издание, оно подготовлено уже на трёх языках — таджикском, русском и английском

Директор предприятия полного цикла полиграфической печати «Гандж» (так официально называется типография) Хаким Хушвахтов встречает нас в своём светлом и просторном кабинете. Он объясняет, что работает здесь относительно недавно — сменил старого руководителя год назад. Тогда предприятие оказалось в непростом положении из-за значительного объёма задолженности клиентов. Ситуацию удалось быстро исправить, в том числе за счёт привлечения новых заказчиков — выручка по итогам 2016 г. достигла 15 млн таджикских сомони (около 102,3 млн руб. по курсу на август 2017 г.) после всего 9 млн сомони годом ранее. Объём перерабатываемый бумаги достиг 350 т.

Типография, торжественно открытая лично президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном в сентябре 2014 г., была создана по инициативе и на средства частного инвестора — владельца многоотраслевого холдинга «Фароз», в который входят топливные, автотранспортные, логистические и сельскохозяйственные предприятия, центры отдыха и т. п. Принципиальная позиция владельца «Фароз» — всё должно соответствовать самым высоким международным стандартам. В этом мы имели возможность убедиться не только в типографии, но и осмотрев расположенный рядом 4-этажный SPA-центр. Всё по высшему разряду!

Как правило, «Гандж» работает в режиме 5 дней в неделю, 2 смены по 8 часов. При необходимости могут увеличить количество смен до трёх. Основная продукция типографии — учебники для общеобразовательных школ, но здесь также печатают спецбланки (обычные, защищённые, самокопирующиеся) по заказам министерств и ведомств республики, обычные книги в твёрдом и мягком переплёте, брошюры и журналы. Типичные тиражи учебников большие — 130–140 тыс. экз. Именно поэтому типографии потребовался очень серьёзный набор промышленного оборудования…

Типичная продукция типографии «Гандж»

В цехе

Как и положено, начали с допечатного цеха. Здесь установлена CTP Agfa Avalon N8–24 SR c проявкой Elantrix 125SX. Термальная технология обеспечивает максимальное качество вывода, а скорость — 23 пластины формата B1 в час — более чем достаточна для текущей и даже будущей загрузки типографии. Как объяснил начальник производства Абдухалим Абишов, ежемесячный объём вывода невелик — около 1000 пластин. Объяснение очевидно — учебники печатаются большими тиражами.

Рядом — небольшая комната с отделом цифровой печати. Здесь установлены HP Indigo 3550 и цифровой дупликатор RISO MZ 1070 формата А3. Работы в этом отделе пока немного — печатают короткие цветные тиражи (до нескольких сотен экземпляров) и заказы с переменной информацией, например, транзитные номера на автомобили. Ризограф задействуют для малотиражных чёрно-белых работ. Крупные однокрасочные тиражи в типографии стараются не брать — использовать для их выполнения 4-красочный полноформатный офсет экономически невыгодно.

 

Основная печатная машина типографии — KBA Rapida 105–4 SAPC

В печатном цехе пока просторно — здесь установлена единственная машина, но это четырёхкрасочная полноформатная KBA Rapida 105–4 SAPC (с полуавтоматической сменой форм) с макс. скоростью 16 000 отт./ч. Рядом — достаточно места для полуфабрикатов и установки ещё одной машины такого же класса, причём даже большей длины — вплоть до 8-красочной. А значит, если это понадобится, можно будет расширить конфигурацию ещё нескольким секциями.

Перед печатью бумагу можно подрезать на резальной машине Perfecta 132TS c вибросталкивателем BSB3 L — она расположена в послепечатном цехе, но близко к печатной машине — сразу за лёгкой перегородкой. Также в послепечатном цехе установлены полноформатные УФ-лакировальная машина и универсальный листовой ламинатор. Это оборудование — китайского производства, но в промышленном исполнении. Причём ламинатор действительно универсальный — позволяет выполнять горячее и холодное ламинирование, а также каширование картона обычными плёнками — есть подача клея и удлинённый конвейер сушки. Большинство переплётов и обложек в типографии ламинируются.

Здесь построен полный промышленный комплекс выпуска книг в переплёте или обложке большими тиражами. Поэтому линии установлены так, чтобы их возможности можно было комбинировать в разных сочетаниях. Например, «подборка/склейка на КБС/трёхножевая подрезка (объединены в одну линию)» или «подборка/шитьё нитками/приклейка окантовочного материала/линия для твёрдого переплёта» или «подборка/шитьё проволокой/трёхножевая подрезка». Возможны и другие варианты. Но начинается производство всегда с фальцевальной машины Horizon AFC -744A+PFU -74, где изготавливаются тетради. Учитывая большие тиражи учебников, время перенастройки оборудования не очень критично. Тем более что диапазон форматов и ассортимент бумаги стандартизирован. Практически все учебники печатают на офсетной бумаге плотностью 70 и 80 г/м2. На меловке печатают реже — книги, брошюры и специальные заказы. Ещё реже используют самоклеющуюся и этикеточную бумагу, но опыт работы с ними у типографии тоже есть.

Крышкоделательная машина Horauf BDM 20 исправно выдаёт до 12 тысяч крышек за смену

Параллельно с подготовкой блоков изготавливают переплётные крышки. Для этого используется крышкоделательная машина Horauf BDM 20, которой в «Гандж» очень довольны. Конструкция машины такова, что крышки проходят через неё линейно, без поворотов. Это обеспечивает дополнительную надёжность работы и стабильность качества. За 8-часовую смену на машине изготавливают от 8 до 12 тыс. переплётных крышек. С момента запуска на ней сделали 1,3 млн крышек. Возможен выпуск крышек с гибким или жёстким отставом.

Одного взгляда на цех послепечати достаточно, чтобы убедиться — типография неплохо загружена работой. На заднем плане — линия КБС Pantera, которая позволяет в полностью автоматическом режиме выпускать готовые книги с клеевым скреплением

Но наибольший объём послепечатных работ здесь выполняют на оборудовании Müller Martini: линии для производства книг в твёрдом переплёте Diamant MC35, линии для изготовления книг в мягкой обложке Pantera, ниткошвейном автомате Ventura MC и ВШРА Presto II. Как уже отмечено выше, расположены они так, чтобы можно было организовать максимально гибкий технологический процесс. Кстати, и проектированием типографии занимались в основном специалисты Müller Martini, поскольку для её владельцев полиграфия являлась совершенно новой и незнакомой отраслью.

Среди особенностей конфигурации линий — возможность использования термо- или PUR-клея на КБС Pantera. На практике в типографии пока используют только термоклей. Но если возникнет необходимость — появятся сложные издания из разных видов бумаги или очень объёмные, ?смогут легко переходить на PUR. Линия, имеющая максимальную скорость 4000 тактов в час, в типографии выпускает 1,5–2 тыс. книг в час — «разгонять» её до большей скорости пока считают нецелесообразным.

Производитель считает, что книжные линии Diamant MC обеспечивают экономичное производство книг как при больших, так и при малых тиражах. Макс. скорость MC35 — 1800 циклов в час. В типографии на линии выпускают 10–12 тыс. книг за смену. Линия универсальна — на ней можно, загружая готовые блоки и крышки, изготавливать классические книги в твёрдом переплёте или с интегральным переплётом, с клапанами или переплётом из искусственных материалов, с круглым или плоским корешком. Так что в тот момент, когда типографию попросят изготовить учебники в интегрированном переплёте (а такой вид переплёта всё более популярен в школах, поскольку позволяет облегчить ранцы учеников), она будет к этому готова. В момент запуска линии на ней сделали несколько образцов в интегрированном переплёте и остались довольны их качеством.

Единственный замеченный нами оператор-женщина работала на ниткошвейном автомате Ventura MC. Видимо, потому что женщины лучше разбираются в шитье нитками

Что касается производительности, то у типографии есть резервы её повышения без расширения ассортимента оборудования — сейчас большинство линий эксплуатируются примерно на половине максимальной паспортной скорости. Это объясняют тем, что задача «выжать максимум» из техники пока не актуальна, к тому же на практике настраивать оборудование и поддерживать стабильную работу в предельных режимах намного сложнее. Тем не менее даже увеличение скорости до 70–80% от максимальной паспортной в моменты пиковой загрузки позволит существенно повысить объёмы выпуска. Более того — скорее всего повышение выпуска будет ограничено возможностями единственной офсетной машины типографии. Сейчас баланс мощностей смещён в сторону послепечати — её возможности спроектированы с большим запасом. Например, книжная линия Diamant способна выпускать около 3,6 млн книг в год, линия КБС Pantera — около 8 млн книг в год, ВШРА Presto II — около 18 млн изданий в год. Чтобы хотя бы приблизиться к этим показателям, типографии потребуется ещё много поработать над расширением клиентской базы.

Сервис оборудования KBA организован поставщиком из Алма-Аты, техника Müller Martini обслуживается через московское представительство. Оборудование подключено к системе дистанционного мониторинга, поэтому часть проблем решается без вызова инженеров. В случае поломок специалисты из «Мюллер Мартини РУ» вылетают ближайшим рейсом и проводят соответствующий ремонт. В случае необходимости быстроизнашиваемые или запасные части также заказываются через московский офис, при этом доставка этих деталей осуществляется в типографию напрямую со склада в Швейцарии, а не через Москву, что значительно сокращает время. Качеством поддержки со стороны Müller Martini в «Гандж» довольны — всё делается качественно и достаточно оперативно.

При нас на Müller Martini Diamant MC35 проходила финальная стадия изготовления букварей для первых классов

Перспективы

В «Гандж» уверенно смотрят в будущее — типография в состоянии существенно увеличить выпуск учебников и другой литературы. Здесь также готовятся к дальнейшему расширению производства — в Германии уже изготавливают для типографии линию по изготовлению школьных тетрадей. Запуск запланирован на ноябрь текущего года. Её мощность — около 20 млн тетрадей в год. Это позволит расширить ассортимент продукции и увеличить объём выпуска. Есть идеи и по модернизации линий для производства книг. Например, для выполнения некоторых заказов на выпуск объёмных книг пока пришлось бы собирать блоки из поднаборов — 8 подборочных станций в линии Pantera на большую книгу не хватает. Их количество можно увеличить — в процессе проектирования были учтены возможности по расширению производства. Тогда можно будет без ущерба для эффективности производства брать заказы на книги с большим объёмом полос. Похоже, при сохранении взятого руководством республики курса на импортозамещение, в условиях отсутствия серьёзной конкуренции на местном рынке (аналогичных по оснащению производств в Таджикистане нет) и при разумном управлении перспективы на будущее у типографии «Гандж» — так же безоблачны, как и бескрайнее голубое небо над летним Душанбе.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Часть 1. Этикетка на RosUpack 2024: перед открытием

За пару дней до начала выставки трудно ожидать экстренных новостей о выставляемом на ней оборудовании. Правда, ничего нельзя исключить. У некоторых маркетинг настолько альтернативно одаренный, что, ввалив в выставку стоимость московской квартиры, хранит гордое молчание. К радости конкурентов и сожалению потенциальных покупателей. Что делать, КССЗБ (КССЗБ (аббр.) — каждый сам себе злобный Буратино).

Широкоформатное МФУ KIP 785

Производителем оборудования под маркой KIP является японская компания Katsuragawa Electric.

LUSTER для полиграфистов и не только

Одна из проблем современной промышленности — дефицит квалифицированной рабочей силы несмотря на рост зарплат. В Китае для решения этой проблемы решили пойти по пути автоматизации производства. В результате целый ряд китайских предприятий перешёл с полуавтоматического режима работы на практически «беспилотное» производство продукции. Но такой переход был бы невозможен без оборудования, контролирующего процесс производства и качество продукции.

Стандарт грядущий калибровку нам готовит

Проект офсетного стандарта 2024 года ISO и ГОСТ 12647-2 впервые в истории офсетных стандартов вводит калибровочный раздел. В версиях офсетного стандарта ISO 1996, 2004, 2013 и ГОСТ 2011 оговаривалось, что именно мы должны получить на оттиске, но не говорилось, как этого добиться. Подытожив передовой опыт калибровки офсета через пластины прошедшего десятилетия, проект стандарта 2024 года предлагает узаконить четыре метрики калибровки офсета.

«Берег» в китайском стиле

18 апреля 2024 года «Берег» организовала встречу полиграфистов, чтобы познакомить их с марками картона и бумаги китайского концерна Chenming Group и рассказать об этом крупнейшем в Китае производителе целлюлозно-бумажной продукции. Представители «Берега» уже успели посетить фабрику и теперь делятся информацией.



Новый номер

Тема номера: Кто есть на ROSUPACK/PRINTECH 2024. GO!DIGITAL UF-600X PLUS. «Берег» в китайском стиле. Типография «Санрайз». Режущие плоттеры. PRINT PARK 2024: LUSTER для полиграфистов. 9 вопросов об офсетной резине. Из скрапбукинга – в «сувенирку».



Зачем вы в первую очередь идёте на Printech и «Росупак» в этом году?
    Проголосовало: 24