2017.06.14, Автор: Игорь Терентьев852 прочтений

Послепечать «на вырост» для типографии Большого

Теги: Duplo Publish Например Послепечать Эксклюзив

 

Типография всемирно известного Большого театра готовится к следующему этапу своего развития и уже реализует программу модернизации, в ходе которой были последовательно запущены новейшая ЦПМ и современная брошюровочная линия Duplo iSaddle, оказавшаяся оптимальной для работы с оперативными тиражами.

Тот факт, что типография Государственного академического Большого театра России перешла на цифровые рельсы, уже хорошо известен. В конце 2015 г. здесь была запущена новейшая цветная листовая ЦПМ Ricoh Pro C7100, в марте этого года состоялась её большая презентация. Однако заведующий типографией Юрий Тихонов, с которым мы беседуем в его кабинете с видом на Театральную площадь, сначала был настроен ностальгически: «А ведь ещё не так давно — в начале 2000-х — мы продолжали печатать свою продукцию на машинах высокой печати». Он демонстрирует нам увесистое клише с логотипом Большого театра и строчку литер из строкоотливной машины — теперь это просто сувениры. «Когда встал вопрос, что делать с нашей старой машиной высокой печати выпуска 1905 г., я позвонил в Политехнический музей, и её очень быстро у нас забрали», — вспоминает Тихонов.

Юрий Тихонов ещё помнит период, когда в типографии Большого театра использовалась высокая печать. На фото справа — клише с логотипом Большого театра, как напоминание о том времени

Конечно, немного жаль, что те времена не вернутся. Ведь продукция высокой печати, при которой на бумаге создавался заметный рельеф, выглядит очень стильно. Однако сейчас нужно продолжать работать уже на современном уровне — с другими сроками и экономикой производства. В 2018 г. типография переедет в новое здание, где под неё готовятся помещения на двух этажах общей площадью 700 м2. На этот период запланирован следующий и весьма масштабный этап технического перевооружения. Но уже сейчас, во временном помещении (под него отдали один из репетиционных залов, о чём напоминает зеркало во всю сцену) нашлось место не только для современной ЦПМ, но и для новейшей брошюровочной линии Duplo iSaddle.

ВШРА «на вырост»

Типичная программка — 12-полосный цветной буклет с обложкой из более плотной бумаги

Типография Большого театра занимается в первую очередь оперативной полиграфией. Её основная задача — производство программок для спектаклей. Плюс к этому выпускают буклеты пресс-службы, технические брошюры, либретки, продукцию для продюссерских центров, рекламные издания. Типичная программка — 12-полосный цветной буклет с обложкой из более плотной бумаги, формата — 123×235 мм, проволочное скреплением. Средние тиражи — около 500 экземпляров со сроками готовности в течение пары часов после получения макета (в Большом печатают программки к каждому спектаклю только с актуальным составом актёрской труппы). Каждый будний день печатается по три тиража программок для трёх сцен, а выходные, когда театр даёт по два спектакля, количество заказов удваивается. Поскольку есть и другие заказы (а в перспективе их будет больше), типографии требовалась современная линия «на вырост» — способная быстро перенастраиваться, имеющая запас производительности, удобная в освоении и занимающая немного места.

У типографии уже был опыт эксплуатации мини-брошюровального комплекса Duplo. Им здесь вполне довольны, что стало одной из причин выбора более производительной профессиональной линии такой же марки. В декабре 2015 г. Тихонов вместе с делегацией российских полиграфистов побывал на днях открытых дверей Duplo в Лондоне — London Calling, где увидел в работе линию Duplo iSaddle с листоподатчиком для цифровых оттисков. Было очевидно, что это решение идеально впишется в концепцию развития типографии в направлении цифровой печати и повышения оперативности.

После этого всё произошло очень быстро. Поставщику — «НИССА Дистрибуция» — удалось выиграть аукцион, а запуск линии состоялся уже в феврале 2016 г. Её установка и запуск заняли всего один день (линия состоит из относительно небольших модулей), а ещё один день потребовался для инструктажа сотрудников типографии. Интересно, что Тихонов — активный сторонник полной взаимозаменяемости сотрудников. Поэтому большинство из них способны работать на любом оборудовании, имеющемся в типографии.

В линию вошли: листоподатчик (устройство автоматической подачи листов DSF-2200), узлы равнения бумаги и предварительной биговки, автоматический фальцевальный модуль DBMS-F, автоматический проволокошвейный модуль DBMS-S, модуль фронтальной подрезки DBMS-T и выводной транспортёр. Макс. скорость работы линии — 5000 буклетов в час, что явно избыточно для текущей загрузки. Гораздо важнее то, что линия очень удобна в перенастройке — единожды задав параметры заказа, впоследствии их можно просто вызывать из памяти, что нам и продемонстрировал оператор Александр Судаков. Отпечатав два пробных экземпляра программки на ЦПМ, он сложил уже подобранную стопку в листоподатчик, вызвал параметры задания из памяти и запустил линию. Через считанные секунды на выходе лежали две готовых программки.

Duplo iSaddle установлена в типичной П-образной конфигурации, позволяющей вписать линию даже в самые ограниченные пространства. На заднем плане — автоматический листоподатчик DSF-2200 с двумя стапелями для подачи бумаги. На фото снизу — внутри модуля проволочного скрепления установлены головки Hohner

Листоподатчик разработан так, чтобы его можно было использовать для раздельной подачи обложек и листов для текстового блока. Это может понадобиться, если обложки будут печатать на офсете или дополнительно облагораживать. Сейчас всё печатается подряд и укладывается для обработки на линии в один общий лоток — так удобнее, поскольку на ЦПМ выполняется полная подборка полос с обложками.

Линия справляется с бумагой плотностью от 64 до 300 г/м2 (в программках используется бумага для цифровой печати Mondi с кремовым оттенком 100 и 150 г/м2). Макс. формат бумаги — 300×300 мм, что должно покрывать потребности в выпуске в будущем более сложных изданий. Возможно, в Большом захотят выпускать фотокниги с популярными артистами?

Большинство заказов на брошюровку сейчас переведены на iSaddle. Только в редких случаях, когда нужно скрепить слишком объёмное издание, в типографии расчехляют мини-брошюровщик.

Всё управление линией выполняется с центрального пульта (на фото — на заднем плане слева от оператора Александра Судакова), который в случае типографии Большого реализован в виде программы, работающей на обычном компьютере. Интерфейс программы (на фото справа) полностью локализован, к тому же он довольно простой

Говоря об опыте эксплуатации, Тихонов отмечает, что линия проявила себя очень надёжной. Только на первых порах было несколько случаев, когда приходилось обращаться за помощью к специалистам поставщика — оказалось, что пыль с бумаги может оседать на оптических датчиках (они установлены в каждом блоке) и вызывать сбои в работе. После того как сотрудники типографии узнали, где расположены датчики, протирать их при сбоях научились самостоятельно.

Была ещё одна проблема, которая, как выяснилось, связана со статическим зарядом отпечатков из второй ЦПМ, установленной в типографии. На практике она используется редко, но заряженные статикой запечатанные листы с неё имели склонность застревать при подаче. Чтобы можно было без затруднений использовать обе машины, в типографии прорабатывают приобретение специального автономного модуля — автоматического сталкивателя бумаги с устройством снятия статики.

Перспектива

Модульная конструкция Duplo iSaddle позволяет легко добавлять новые устройства, если такая необходимость возникнет. Например, можно существенно повысить производительность, добавив на выходе модуль двухсторонней обрезки блоков и разделения двойников.

В типографии также есть задача повышения художественной ценности продукции, а это значит, что может потребоваться обрабатывать отпечатки не только с цифровых машин. В этом случае будет целесообразно расширить линию за счёт установки листоподборочной башни с вакуумной подачей листов из отдельных лотков, в том числе листов длиной 610 мм — этот вопрос уже прорабатывается. Использование на подборочных башнях бумаги размером 230×610 мм позволит выпускать на линии Duplo iSaddle брошюры А4 в альбомной ориентации.

Но понятно, что задачу послепечатной обработки изданий на скрепку в типографии Большого театра России на обозримую перспективу для себя уже решили, причём с запасом для дальнейшего развития.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Полиграфия на Printech и RosUpack: большой футбол — не помеха

    Новинки и тенденции в полиграфии с главной выставки страны. Несмотря на опасения, посетителей и оборудования оказалось много.

     

  • Зачем нам рекорды?

    Когда мы готовили тему номера, казалось, что собрать в неё достаточное количество рекордов, имеющих отношение к полиграфии, будет сложно. Ведь у нас — индустрия, а не спорт, сама суть которого заключается в достижении всё новых и новых рекордов. Однако это оказалось совсем не так. Причём некоторые рекорды по разным причинам даже не попали в статью.

     

  • Симбиоз идей и возможностей

    «Мы печатаем на всём» — девиз рекламно-производственной фирмы LBL Print. И в нём нет преувеличения. В базе предприятия — более 10 тыс. материалов. Бумага, ткани, плёнки, разные виды пластика, стекло, резина, камень, металл, дерево и даже береста — всё это служит основой для изготовления уникальных изделий со множеством необычных эффектов.

     

  • Цифра и книга

    Размышления полиграфиста о месте и роли «цифры» в книжном производстве.

     

  • Стремление к лидерству в «тяжёлом» сегменте

    Ricoh Rus провела 31 мая 2018 г. в Санкт-Петербурге второе заседание Клуба полиграфистов под названием «Смена лидера в мире цифровой полиграфии». Выступавшие на нём сотрудники компании и владельцы оборудования доказали: это не просто слова.

     

  • Охота к перемене мест

    Когда в Ricoh создавали свою первую ЦПМ с пятым дополнительным красочным модулем — Pro C7100x, то, очевидно, держали в голове самую активную часть полиграфического сообщества. Тех людей, кто постоянно думает, как выйти в новые ниши и предложить заказчикам что-то, чего не могут другие. Идея оправдала себя полностью, машина стала бестселлером.

     


comments powered by Disqus