101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Неслучайные связи

  • Игорь Терентьев
  • 1 февраля 2017 г.
  • 3358

Во время посещения литовской компании Veika я постоянно ловил себя на мысли — всё это не случайно. Ведь достижения этого производителя закономерны и тесно связаны с системным подходом ко всему, что он делает. А каждый следующий шаг его развития логично вытекает из предыдущих достижений.

На фото слева направо: директор по развитию Veika Аркадий Блюмин, технический директор Veika Алексей Этин, генеральный директор «Смарт-Т» Андрей Макачёв и основатель Veika Яков Этин

Через полчаса после выезда из аэропорта Вильнюса, не заезжая в город, автобус повернул с ведущей через лес дороги налево и остановился перед въездом в ворота. Слева от входа мы увидели 4-этажное административное здание, а за ним просматривалось несколько аккуратных и выполненных в едином стиле, но выкрашенных в разные цвета двух- и трёхэтажных производственных корпусов. Всё это несколько диссонировало с тем, что мы ожидали увидеть, — ведь речь шла о визите всего лишь к небольшому производителю чернил для широкоформатной печати Veika, о котором ещё три года назад на рынке широкого формата никто даже не слышал. Как же это получилось?

От обоев к чернилам

Компания Veika, в 2016 г. отпраздновавшая своё 25-летие, начинала с выпуска химических компонентов для производства обоев (пластизоли, краски для глубокой печати, связующие, акриловая пена и т. п.) и долгое время концентрировалась только на этом направлении. Это семейное предприятие, основанное Яковом Этиным, в 1986 г. вместе с семьёй покинувшим белорусский Гомель (при СССР являвшийся одним из центров обойного производства) и осевшим в Литве. Оказалось, что местоположение новой компании выбрано крайне удачно — сейчас страна является членом Евросоюза, что даёт массу преимуществ для бизнеса. При этом зарплаты квалифицированного персонала здесь существенно ниже, чем в более развитых странах Западной Европы. С другой стороны — совсем рядом находится огромный рынок стран бывшего СССР.

Несмотря на «обойное» прошлое, выход Veika на рынок широкоформатной цифровой печати нельзя назвать случайным. Наоборот — это закономерное следствие развития компании. В 2013 г., основываясь на своём опыте производства качественных компонентов и красок глубокой печати для обоев, в Veika решили выйти на перспективный рынок экосольвентных чернил для цифровой широкоформатной печати, которая всё чаще начала применяться для изготовления фотообоев. Промышленные партии чернил Balance начали поставляться на рынок в начале 2014 г. и уже тогда обратили на себя внимание низким запахом, высокой скоростью высыхания, низким растеканием капель, стабильным поведением в печатающих головках, широким цветовым охватом, хорошей стойкостью к истиранию и стабильностью свойств от партии к партии. Разумеется, так о чернилах говорят их создатели. Но после того как мы увидели оснащение и организацию производства, а также разнообразные сравнительные исследования и тесты, проводимые в лабораториях Veika, заявленные качества её продуктов не показались чем-то сомнительным. Образцы чернил сравниваются с оригинальными, а также конкурентами от третьих фирм по множеству параметров — на цветовой охват, скорость высыхания, стойкость к истиранию и воздействию УФ-лучей и т. п.

 

Цех, в котором изготавливаются чернила для широкоформатной печати

Во время визита на предприятие Veika о чернилах нового партнёра весьма высоко отзывался и их российский поставщик в лице генерального директора компании «Смарт-Т» Андрея Макачёва. В «Смарт-Т», столкнувшись с серьёзными проблемами, связанными с поставками чернил широко известной израильской компании Bordeaux Digital Printink, фактически ушедшей с рынка, замену этим чернилам подыскивали с особой тщательностью. Всестороннее и многомесячное независимое тестирование, проведённое специалистами «Смарт-Т», подтвердило — чернила серии Balance, безусловно, отвечают всем необходимым современным требованиям к качеству экосольвента.

В Veika сделали существенные инвестиции в разработку, оборудование для серийного выпуска и контроля качества — мы убедились в этом во время экскурсии. Разумеется, достигнуть всех заявленных свойств удалось не сразу, но в Veika (и это отметили их партнёры из «Смарт-Т») умеют прислушиваться к заказчикам и работать над ошибками. Более того: фирменный стиль компании — стремление очень тщательно прорабатывать продукты до выпуска, а не доводить их уже в процессе, превращая клиентов в «подопытных свинок» (что, увы, не редкость в нашей индустрии). У Veika есть всё необходимое для успешных разработок: компания научилась привлекать значительные финансовые ресурсы в виде грантов от Евросоюза, закупает самое передовое оборудование, а в отделе НИОКР трудятся 27 сотрудников, причём 7 из них — с научными степенями.

Среди достижений этого отдела — система дегазации чернил собственной разработки, в которой используется более эффективный метод, чем самый распространённый сейчас в индустрии — с помощью центрифуг. Поэтому, кстати, в Veika настоятельно рекомендуют закупать чернила не в бутылках, а в герметичных картриджах и пакетах (мешках) — это позволит существенно продлить жизнь печатающих головок. Как показывают результаты вскрытия головок (в Veika их буквально разрезают, исследуют под микроскопом и с помощью инфракрасного спектрографа), самая частая причина засоров — частицы бумажной пыли от очищающих салфеток, которыми операторы протирают трубки или горлышки бутылок при их замене в системах непрерывной подачи чернил. Для смены пакета достаточно проткнуть его иголкой из системы подачи — чернильный тракт оказывается защищён от мусора и пыли гораздо лучше.

К концу 2016 г. продажа чернил приносила Veika около 10% от её годового оборота в 20 млн евро. У компании уже есть OEM-заказчики среди производителей принтеров, для которых изготавливаются чернила, затем поставляемые под другим марками, но их названия по понятным причинам не раскрываются. При этом Veika стремится к тому, чтобы на каждом рынке компания была обязательно представлена и собственной маркой Balance. Вместе со своими дистрибьюторами Veika при переходе на её чернила готова давать на новые печатающие головки такую же по длительности гарантию, как и производитель принтера. Речь пока идёт только об оборудовании двух марок — Mimaki и Roland.

Материальное многообразие

Неслучайные связи

Ещё одно неслучайное направление развития Veika — запечатываемые материалы для широкоформатной печати Decojet. Всё просто — большинство из них предназначено для производства фотообоев. Разумеется, они оптимизированы для запечатывания чернилами Balance. Ширина рулонов — 1,07 м, длина намотки — 50 м. В ассортименте — материалы с разными текстурами, имитирующими песок, кожу и др.

Чистая перспектива

Производство чернил — дело перспективное, но в Veikа признают, что не являются здесь первопроходцами. Рынок этот — высококонкурентный, чтобы занять на нём заметную долю, потребуются годы. При этом не приходится ожидать и сверхприбылей — во время экскурсии руководители Veika не раз подчёркивали, что не готовы экономить на качестве компонентов, применяемых для чернил. А продавать готовый продукт всё равно возможно только по ценам, существенно уступающим оригинальным чернилам.

В поисках более многообещающих направлений развития, в Veika решили взглянуть под другим углом на обойное производство и озаботились созданием экологически чистой альтернативы доминирующим на рынке ПВХ-обоям. Дело в том, что процесс их изготовления при всех усилиях производителей остаётся довольно «грязным», а готовые обои, будучи наклеенными на стены, ещё многие годы «фонят» вредными летучими испарениями. При этом и сам ПВХ — инертный материал, который практически не разлагается, внося свою долю в загрязнение окружающей среды. В результате многолетней исследовательской работы, в которую была инвестирована часть 10-миллионного гранта от Евросоюза, в Veika совершили настоящий прорыв, создав экологически чистую основу для обоев Ecodeco, полномасштабный выход которой на рынок планируется на 2017 г. В отдельном здании, в которое нас не пустили, построена линия для выпуска основы Ecodeco мощностью 10 млн еврорулонов (что составляет 53 млн м2) в год.

По сути, в Veika разработали вспенивающийся полимерный состав, не содержащий ПВХ, растворителей и пластификаторов и не выделяющий вредных веществ при изготовлении обоев — об этом у компании уже есть сертификат от авторитетного института в Кёльне. Состав наносят на флизелиновую основу в рулонах. А обойщики могут использовать новый материал на существующих линиях, производя обои горячего тиснения без ПВХ. При этом можно существенно сэкономить, отказавшись от систем дожига вредных испарений. Но это скорее перспектива, о которой на обойных производствах могут подумать, устанавливая новое оборудование. Создатели уверяют, что разница в себестоимости производства материала по сравнению с ПВХ — всего 10%, что представляется совсем небольшой доплатой за экологическую чистоту. Поэтому в Veika ожидают настоящего бума спроса на свой продукт. Уже на Heimtextil 2017 коллекции на прокате Ecodeco показали ведущие европейские производители обоев Rasch, Grandeco, Erismann, а также российский производитель Victoria Stenova. И это только начало! Аркадий Блюмин уверен, что инновационное решение Veika позволит обойной индустрии, постепенно уступающей позиции «красочникам», обрести второе дыхание, так как обои создают особый уют в наших домах и квартирах.

Образцы новых коллекций ведущих производителей обоев (включая российскую Victoria Stenova) на основе Ecodeco на выставке Heimtextil 2017

Цифровой рельеф

Уже в процессе разработки Ecodeco в Veika задумались о цифровом решении, логично вытекающем из имеющихся наработок. Почему бы не предложить рынку уникальную систему придания цифровым обоям рельефа, точно соответствующего сюжету? Суть технологии такова: сначала специальный рулонный материал на нетканой основе с покрытием толщиной около 200 мкм, аналогичным Ecodeco, запечатывается в один проход на обычном широкоформатном принтере латексными водными чернилами собственной разработки Veika, а затем пропускается через цифровой каландр. В результате взаимодействия нагрева, спецчернил и покрытия материала формируется рельеф. Эффект — поразительный! К тому же он не требует большого расхода дорогих чернил или лаков, как это происходит при создании рельефа на планшетных УФ-принтерах или с помощью систем цифрового лакирования, подобных решениям Scodix или MGI. А в отличие от распространённой технологии печати фресок и фотообоев по готовым текстурированным материалам, рельеф всегда будет точно соответствовать сюжету. Ещё один важный плюс новой технологии унаследован от Ecodeco — технология экологичная, так как в ней не используются продукты, содержащие ПВХ, пластификаторы и растворители.

Образцы печати системы Dimesor S с рельефом
Прототип Dimesor S на стенде Veika на drupa 2016

Прототип системы Dimesor S был показан на стенде Veika на выставке drupa 2016. Машина создана на базе широкоформатного принтера японского производителя шириной 1,6 м. Производительность — до 20 м2/ч. Высота создаваемого рельефа — до 1 мм. Отпечатки практически не пахнут и имеют высокую стойкость к истиранию. Понятно, что понятия «минимальной партии» здесь уже нет — вы сможете напечатать по разумной цене столько квадратных метров обоев, сколько необходимо. Более того — нет ограничений по размерам изображения, присущим аналоговым способам изготовления обоев. В Veika говорят, что себестоимость одного квадратного метра с учётом потраченных чернил и материала — 3,5 евро. Стоимость Dimesor S составит около 70 000 евро. Подобные возможности будут востребованы не только на рынке оформления интерьеров, но и на рекламном.

Хотя нам уже продемонстрировали работающий экземпляр устройства, до серийного выпуска ещё далеко. В 2017 г. около десятка систем будут установлены на обойных производствах, примерно половина — на российских. А для широкой продажи решения будут предлагаться с 2018 г. На 2019 г. намечен выпуск более производительной системы, позволяющей выпускать до 100 м2/ч. А однопроходный Dimensor L производительностью до 1000 м2/ч собираются создать в 2020 г.

Технология Dimense — главная ставка Veika на рынке цифровой печати. Глубоко понимая рынок обоев, в компании уверены, что уникальные возможности получения специальных эффектов в сочетании с экологичностью будут обязательно востребованы. И это также объясняет кажущуюся длительность доведения прототипа до серии — даже малейшие недоработки обойдутся создателям слишком дорого. Зато, когда всё получится, Veika окажется единственным и единолично владеющим самыми важными компонентами уникального решения поставщиком. И, похоже, ничто не может помешать успеху этого предприятия…

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
Высокая стоимость печати и цифровой отделки
32%
32 %
Слишком дорогое оборудование
14%
14 %
Недостаточный формат ЦПМ
6%
6 %
Недостаточное качество цифровой печати на стандартных упаковочных и этикеточных материалах
4%
4 %
Не все упаковочные и этикеточные материалы хорошо обрабатываются на цифровом отделочном оборудовании
8%
8 %
Не хватает послепечатного оборудования, способного работать с короткими и сверхкороткими тиражами
6%
6 %
Не отработана система продаж цифровой печати упаковки и этикетки, трудно набрать достаточно заказов
15%
15 %
Заказов на цифровую печать упаковки и этикетки просто слишком мало
15%
15 %
Проголосовало: 79