101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

«Космическая» этикетка: сделаем будущее настоящим

  • Елена Бондаренко
  • 2 февраля 2017 г.
  • 2998

Бизнес по изготовлению вплавляемых этикеток – как полёт в космос: затратно, хлопотно, нужна серьёзная подготовка, но открываются невероятные перспективы. Такой вывод я сделала, посетив 24 ноября 2016 г. совместную конференцию ГК «Дубль В» и «Гейдельберг СНГ» «In-mould технологии. Взгляд в будущее», организованную на арт-площадке Paper.

Андрей Слободчиков: «У Heidelberg есть специальные листовые машины для печати вплавляемых этикеток с огромным количеством уникальных технических решений»

«Крупные российские изготовители пластиковой упаковки работают с отечественными поставщиками вплавляемой этикетки на заказах, не превышающих 500 тыс. экз., и охотно полностью перешли бы на поставки с внутреннего рынка. Но как только тираж превысил полмиллиона, импортная этикетка становится дешевле, и заказ уплывает за рубеж», — рассказал собравшимся Тимофей Семёнов, менеджер по закупкам компании «Мир Упаковки» — заказчика вплавляемой этикетки, создав тем самым у представителей офсетных и флексографских типографий мотивацию серьёзно взглянуть на этот рынок.

Ежегодный прирост рынка — 5%

По результатам исследований, имеющихся в открытом доступе, в 2014 г. суммарное производство всей этикетки в мире оценивалось в 32,7 млрд долл., а по прогнозу на 2019 г. — превысит 41,5 млрд долл., то есть растёт со скоростью 4,9% в год. Россия потребляет примерно 3,2 м2 этикетки на душу населения в год, а Западная Европа — 12 м2. В денежном выражении российский рынок всех видов этикетки составляет 650–700 млн долл., т. е. примерно 2% мирового рынка.

В денежном выражении самый крупный сегмент — самоклеящаяся этикетка с долей 46%. За ней следует традиционная — 25% и термоусадочная — 23%. Вплавляемая этикетка остаётся самым молодым и пока ещё нишевым сегментом рынка с долей около 2%. Тимофей отметил, что в последние годы заметно уменьшается доля традиционной сухой этикетки в пользу самоклеящейся и термоусадочной, вплавляемая тоже демонстрирует неплохие темпы роста в некоторых потребительских категориях, но они пока недостаточны для масштабного изменения расстановки сил между этикеточными сегментами.

По его словам, за последние 5 лет объём заказов вплавляемой этикетки в компании «Мир Упаковки» вырос в 4 раза и достиг 183 млн этикеток в год. Падение спроса в 2015 г. было с лихвой компенсировано в 2016 г.: из-за санкций выросло российское производство пищевых продуктов и вместе с ним — потребление вплавляемой этикетки. Сейчас крупнейшим поставщиком вплавляемой этикетки для компании «Мир Упаковки» является мировой лидер этого рынка — типография Verstraete (Бельгия). Её доля — около 80% от всех закупаемых «Миром Упаковки» этикеток. Порядка 1,5% занимает Korsini (Турция), а остальные 18,5% приходятся на трёх российских производителей: «ОКИЛ-САТО», «Полипринт» и «Искру». «Мы хотим полностью перейти на российские вплавляемые этикетки, но нас останавливают два ключевых показателя — качество и цена», — сказал Тимофей. Он отметил, что 80% всех претензий по качеству приходятся на отклонение по цвету и легко решаются скидками, перекладываемыми на поставщика этикетки. Оставшиеся 20% — точность вырубки и стапелирования, статический заряд этикетки — неустранимы и влекут за собой самые тяжёлые последствия: потери сырья и дорогостоящих человеко-часов, простои оборудования и потери времени на переборку готовой продукции. Все они также ложатся на поставщиков вплавляемой этикетки, поэтому единственная возможность работать прибыльно на этом рынке — выпускать продукцию стабильно высокого качества. А для этого нужны правильные оборудование и материалы. Для компании «Мир Упаковки» эталоном качества являются БОПП-плёнки Treofan, так как именно они обеспечивают стабильность при производстве и вплавлении этикетки.

Выбираем материал

Артём Баласанов: «Treofan — признанный мировой лидер в производстве БОПП-плёнок для изготовления вплавляемой этикетки литьём под давлением»

Руководитель направления IML ГК «Дубль В» Артём Баласанов рассказал о различных видах БОПП-плёнок производства Treofan (Германия) для изготовления вплавляемой этикетки литьём под давлением. Она бывает трёх видов: вспененная с эффектом апельсиновой корки (чаще всего используется в пищевой упаковке), гладкая толщиной 57 и 70 мкм (для упаковки бытовых и промышленных изделий) и прозрачная, которую можно использовать в любой упаковке.

При получении плёнки в типографии поставщик рекомендует проверить материал на скручиваемость с помощью Х-теста. Если плёнка скручивается больше 1 мм вверх и 3 мм вниз, печатать на ней бесполезно — всё уйдёт в брак.

Определяемся со способом печати

При печати вплавляемой этикетки преимуществом листовых машин является их формат. Узкорулонное флексографское оборудование на больших тиражах проигрывает по стоимости готовой этикетки. Но при этом в рулонах такой тонкий и сложный материал запечатать гораздо легче, чем в листах. Для этого подойдёт практически любая рулонная флексографская машина из модельного ряда Gallus. Руководитель центра узкорулонного оборудования «Гейдельберг-СНГ» Ашот Акопов отметил, что самой популярной для печати вплавляемой этикетки в своём классе является Gallus ECS 340, Gallus EMS 430 — универсальное решение, «тяжёлый танк» этой линейки; Gallus RCS 430 R2 — наивысший уровень производительности и качества, а Labelmaster 440 и цифровая Labelfire — новинки, в которых реализованы новейшие разработки Gallus и Heidelberg с применением технологии струйной печати Fujifilm.

Руководитель отдела продуктменеджмента и маркетинга «Гейдельберг-СНГ» Андрей Слободчиков рассказал, что у Heidelberg есть специальные листовые машины для печати вплавляемых этикеток с огромным количеством уникальных технических решений для подачи материала, нанесения очень большого с точки зрения офсета количества лака (до 5 мг на оттиск в мокром и 2,7–3,2 мг на оттиск в сухом остатке), быстрой сушки этого лака и приёмки, позволяющих стабильно работать на плёнках Treofan со скоростью до 14 тыс. отт./ч. Среди инноваций — специальные плавающие валики системы натяжения с пробковым покрытием и специальный вал, а также система снятия электростатического разряда с четырьмя планками вместо стандартных двух, специальными ионизирующими раздувами и карбоновыми щётками.

Стабильность процесса обеспечивает пакет для печати на тонких плёнках и пластиках, включающий в себя специальные ионизирующие раздувы на самонакладе и усиленные устройства для борьбы со статикой на приёмке, специальные присоски, щётки, щупы, подпружиненные грейферы, систему специального раздува на лакировальной секции и многое другое. Чтобы лак не засыхал в камерах, используется спрей-обдув, распыляющий водный раствор. Длинная приёмка оснащается сушками DryStar, состоящими из трёх модулей: сушки ИК и горячим воздухом с круглыми соплами, сушки горячим воздухом с круглыми соплами и модуля обдува окружающим воздухом с круглыми соплами. Всё это позволяет очень точно контролировать высушивание лака и удаление отработанного воздуха и влаги из зоны приёмки.

Вплавляемые этикетки удобны для производителей пищевых продуктов — заказчики получают готовую упаковку, избавляясь от необходимости установки и обслуживания этикетировочных линий

«Во вплавляемой этикетке лак не только выполняет защитную функцию, но и служит барьером от высокой температуры, поэтому подбор лака и его качественное нанесение очень важны, — объяснил Артём Баласанов. — Если лак нанесён неравномерно, особенно на вспененной плёнке, через 10–15 циклов вплавления плёнка начинает накапливаться в литьевой форме, так как лак не выполняет свою функцию защиты плёнки от высокой температуры вплавления (порядка +250 °C). Если лак плохо высушен, этикетка начинает высыхать в литьевой форме». Артём объяснил, что примерно 70% этикеток покрываются водным лаком, так как он менее восприимчив к изменениям окружающей среды, например, к влажности, к тому же он может напрямую контактировать с пищей. УФ-лак намного сильнее впитывает влагу и намного дольше её отдаёт. Решение от ГК «Дубль В» — водный лак Links A474–40, протестированный совместно со специалистами Treofan.

Вплавляемая этикетка может быть декорирована фольгой, и этот способ становится всё более популярным. Такая этикетка привлекает внимание покупателя и создаёт добавленную стоимость продукта, переводя его в категорию «премиум». Фольга от Leonhard Kurz — оптимальное решение, особенно в сочетании с возможностями технологии Distorun по нанесению голограмм способом холодного тиснения. Однако надо помнить, что фольга не должна занимать больше 40% оттиска, и желательно, чтобы рисунок состоял из тонких линий и элементов, иначе этикетка не удержится в литьевой форме.

Высечь и не испортить

Высекать вплавляемые этикетки на обычных прессах тоже нельзя — погрешность плюс 1,5 мм, простительная обычным этикеткам, в данном случае приведёт к тому, что этикетка будет складываться в литьевой форме. «Можно применить высечку с противодавлением, как на машине Polar DCC-11, — пояснил Андрей Слободчиков. — Но в этом случае мы ограничены максимальным форматом этикетки — 17×25 см». Heidelberg предлагает альтернативу — листовую ротационную высекальную машину Speedmaster XL 106-DD с высекальной формой вместо штампа, вакуумными барабанами и дисками для удержания листа с надсечёнными этикетками, динамическими тормозами листа.

Для высечки вплавляемых этикеток из рулона разработана линия Prati Alhena IML (Италия) с максимальной шириной рулона 530 мм, также поставляемая в Россию «Гейдельберг-СНГ». Самое интересное в ней — система укладки готовых этикеток в пачки, представляющая собой приёмный стол с возможностью установки штифтов по форме высеченной этикетки в соответствии с количеством ручьёв. Когда набирается заданное количество этикеток, приёмный стол отъезжает в сторону и заменяется вспомогательным. Ашот Акопов привёл расчёты, согласно которым эта машина уменьшает общее время выполнения заказа примерно в 2,5 раза.

Проверка качества

Перед отправкой продукции заказчику нужно снова провести тест на скручиваемость. Артём Баласанов предупредил, что плёнка — материал очень тонкий, очень капризный и очень любит статику. «Основная причина скручивания готовых этикеток — низкая относительная влажность в помещении, которая способствует набору этикеткой статики, — сказал он. — Если при соблюдении влажностного режима у производителя пластиковой тары этикетки распрямляются, то проблем с вплавлением не будет. Если же этикетка скручивается из-за пересыхания лака или переполимеризации УФ-краски, исправить брак не получится». То же касается «перетянутости» материала в печатной или в бобинорезальной машине.

Кто рискнёт?

Производство вплавляемой этикетки — процесс, требующий внимательного отношения к качеству и тщательного соблюдения технологии на всех этапах. И в России уже есть предприятия, которые организовали современное российское производство вплавляемых этикеток, не уступающее мировым лидерам. Многие типографии серьёзно рассматривают возможность развития в данном направлении. Да, это потребует очень больших вложений, и никто не гарантирует быстрой окупаемости, но предоставит преимущество хотя бы из-за выигрыша в сроках, ради которого изготовители пластиковой тары «закроют глаза» на небольшие погрешности качества. В этом случае цену можно будет установить на уровне зарубежных поставщиков. Заманчиво?

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 59