101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

В тени гигантов печати: скорость, простота, доступность

  • Юрий Захаржевский
  • 21 июля 2016 г.
  • 6985
Выбираем цифровой дупликатор.

Выбираем цифровой дупликатор.

В тени гигантов печати: скорость, простота, доступность

Конструкция и экономика

В тени борющихся за рынок печати гигантов незаметно вырос и существует ещё один вид печатной техники — цифровые дупликаторы. О них мы уже писали, но вкратце напомним, что это такое (более подробно об этой технологии печати см. Захаржевский Ю. Дупликаторы: третья сила // Publish № 3, 2012; http://www.publish.ru/articles/201203_19877013).

С одной стороны, их не стоит путать с «дупликаторами», которые были распространены на рынке лет 20 назад: то были однокрасочные офсетные машинки малого формата, зачастую — не с металлическими, а с бумажными формами. Но они, разумеется, не были цифровыми — их так и не называли. С другой стороны, цифровой дупликатор — не совсем цифровая техника. Цифровыми, строго говоря, называются устройства, у которых нет печатной формы. А у цифровых дупликаторов форма есть: по сути, это трафаретный способ печати.

Почему же эти устройства именуются «цифровыми»? Очевидно, из-за внешнего сходства «железа» и интерфейса с принтерами: пользователь видит некий ящик, в большинстве случаев — со сканером. В него забрасываешь файл, из него выскакивают запечатанные листы. В некоторых случаях можно произвести даже корректировку файла перед печатью, не пользуясь внешним компьютером. В общем, если не вдаваться в детали — иллюзия «цифры» налицо. Можно вспомнить, что в эпоху расцвета офсетных DI-машин, совмещающих в одном корпусе CTP и печатные секции, их тоже иногда называли «цифровыми офсетными», хотя они также не способны варьировать каждый отпечаток.

Остаётся напомнить, что цифровые дупликаторы имеют ещё одно название, едва ли не более распространённое: «ризограф». Как и в случае с названием «ксерокс», которое стали применять ко всем подряд электрографическим копировальным устройствам, слово «ризограф» произошло от названия дупликаторов Riso, которые впервые были выпущены на рынок японской Riso Kagaku. Эта компания, будучи родоначальницей всего направления цифровых дупликаторов, гордится ещё и тем, что единственная в этом секторе самостоятельно производит как оборудование, так и расходные материалы.

Детали

Материал для трафаретной формы в цифровом дупликаторе — т. н. мастер-плёнка, отверстия в которой прожигаются с помощью специальной термоголовки. Разрешение печати не очень высокое: от 300 (у моделей начального уровня) до 600 dpi. Через готовую форму на бумагу переносятся краски: довольно жидкие, закрепляющиеся в основном за счёт впитывания. Поэтому для печати предпочтительнее немелованная бумага. Такой запечатываемый материал прекрасно сочетается с однокрасочной печатью недорогих тиражей, которые обычно и делаются на этих печатных устройствах. Несолидная ниша? Это как сказать: в периоды отрицательного роста экономики критерии выбора у клиентов порой резко меняются.

По себестоимости печати на сверхмалых тиражах (единицы и десятки экземпляров) дупликаторы всё же проигрывают «цифре» — сказывается вклад в себестоимость отпечатка формы, т. е. мастер-плёнки. Но затем начинают стремительно отыгрывать отставание и на тиражах в несколько сот листов по стоимости печати успешно конкурируют даже с офсетом. Мастер-плёнка выдерживает тираж до нескольких тысяч отпечатков, в этом случае стоимость каждого из них измеряется копейками.

Кроме бумаги и чернил, у дупликаторов, теоретически, есть ещё один источник экономии по сравнению с однокрасочными тонерными принтерами и ЦПМ: меньший расход электричества, поскольку в конструкции дупликатора отсутствует печка, необходимая тонерным устройствам. На практике полиграфисты пока что редко задумываются о расходе электричества: разве что при покупке серьёзной офсетной техники с УФ- или ИК-сушками.

Если устройство имеет формат печати А3, для экономии на некоторых моделях можно приобрести опцию с барабаном под формат А4: в этом случае уменьшается расход мастер-плёнки.

Возможности применения

Что мешает более широкому распространению этих дупликаторов? Во-первых, небольшой формат. Лишь около трёх лет назад появилось устройство формата А2 (см. Захаржевский Ю. Riso A2 // Publish 2013, № 12; http://www.publish.ru/articles/201312_20013170). А при работе с листами формата А3 для изготовления достаточно большой книги придётся собирать её из множества тетрадок, для этого необходимо либо устройство подборки со множеством лотков, либо придётся заниматься подбором вручную.

Riso A2 — первый и пока единственный дупликатор второго формата. Его ниша — небольшие тиражи газет. Особенно он актуален в удалённых районах, где полиграфические предприятия испытывают трудности с кадрами и сервисом оборудования

Ещё один недостаток дупликаторов — невозможность многокрасочной печати, т. е. с использованием привычных полиграфистам четырёх красок CMYK. В принципе, производители и поставщики предлагают сменные барабаны и краски разнообразных цветов. Но даже имея всё это, качественной многокрасочной печати получить не удастся: совмещение между прогонами получается не «офсетное» даже на моделях с двумя барабанами, позволяющими наносить две краски за один прогон. Это связано не только с относительно простыми системами подачи (у Duplo есть модель с подачей с раздувом воздухом), но и с тем, что трафаретная форма на протяжении первых нескольких десятков копий даёт усадку — всё-таки она не алюминиевая и даже не полиэфирная. Хотя использовать цвет для улучшения «коммуникаций», как советуют маркетологи, можно и в этом случае: если дизайнер грамотно подготовит сюжет, не требующий точного совмещения.

Как и у настоящих ЦПМ, на цифровых дупликаторах встречаются средства, предотвращающие несанкционированное пользование и хищение информации. Например, большинство моделей Riso (кроме CV, KZ и A2) опционально оснащаются идентификатором пользователя, который допускает к работе только людей, имеющих специальную карту, да ещё и следит, сколько копий они отпечатали и мастер-плёнки потратили. Но это ещё не всё: ведь в устройстве осталась форма, которая тоже может представлять интерес для недоброжелателей или недобросовестных пользователей. На этот случай у некоторых моделей дупликаторов есть режим «Секретный»: после окончания тиража мастер-плёнка сразу отправляется в бокс для использованных форм. Наконец, на устройствах Duplo есть опциональный замок на боксе отработанной мастер-плёнки, чтобы нельзя было её похитить.

Обновления на рынке

Учитывая, что Riso сейчас основные усилия прилагает для развития настоящих цифровых струйных систем печати, а для Ricoh и Duplo этот сектор никогда не был основным, рынок цифровых дупликаторов в последние годы нельзя назвать ни растущим, ни динамичным. Прошлый раз «Справочник покупателя» о цифровых дупликаторах мы публиковали два с половиной года назад (Захаржевский Ю. Три японских богатыря // Publish № 1–2, 2014; http://www.publish.ru/articles/201401-02_20013200). Как и прежде, на рынке присутствуют всё те же «японцы»: Duplo, Ricoh и Riso. За два с половиной года, прошедшие после нашей публикации на тему дупликаторов, изменений в линейке выпускаемых устройств немного, за исключением Riso.

В тени гигантов печати: скорость, простота, доступность

В тени гигантов печати: скорость, простота, доступность

У Duplo произошла смена модельного ряда в формате А3 с серии U на F. Теперь модели DP-F550 и DP-F850 имеют цветную сенсорную панель управления и функцию просмотра оригинала перед прожигом мастер-плёнки. Модели оснащены большим индикатором для удалённого просмотра режимов работы и наличия расходных материалов, а также вентилятором в выходном лотке для подсушивания и ровной укладки отпечатков. Есть выходные направляющие с изменяемой геометрией для работы с газетной бумагой 47 г/м2. Ёмкость лотков подачи — самая большая в этом классе: 1500 листов, что позволяет дольше печатать без остановки на загрузку.

Модель DP-U950 Ultar HDi немного похожа на офсетную мини-машину уникальной подачей с воздушным раздувом листов и стапелем со сталкивателем на выходе. Лоток подачи на 3000 листов и ровная укладка стопы на выходе в тележку позволяют печатать дополнительным цветом со сравнительно неплохим совмещением.

Надёжность дупликаторов Duplo подтверждается трёхлетней гарантией производителя и ресурсом на 10 млн отпечатков.

В четвёртом формате заслуживает внимания модель Duplo DP-А100 со скоростью 90 отт./мин и необычным разрешением печати 300×360 dpi, у которой есть режимы «Текст», «Фото» и настройки яркости печати.

Ricoh в этом году представила две новые модели небольшого формата: DD 3344 и DD 3324 в обновлённом дизайне I-Style. Они специально разработаны для малых офисов, образовательных учреждений, библиотек и государственных организаций, где могут с высоким качеством печатать документы, карточки, экзаменационные листы, бланки. Палитра красок представлена одиннадцатью цветами. На этих дупликаторах можно сканировать оригиналы формата A3, например, книги, журналы или табели, а затем печатать их в формате A4. Благодаря LED-сканеру, они отличаются низким потреблением энергии и получили награду EPEAT Silver за соответствие более чем 35 международным экологическим требованиям, а также требованиям программы Energy Star 2.0.

Качество печати в трафаретном печатном устройстве зависит от давления прижимного вала

Модель DD 4450 имеет на прижимном вале сенсорные датчики, отслеживающие температуру и влажность. В зависимости от реальной температуры, влажности и скорости печати автоматически устанавливается необходимое давление прижимного вала, что повышает качество изображения.

Модель DD 6650P оснащена специальной системой зажимов бумаги для аккуратного нанесения чернил: даже при использовании разных типов бумаги подача листов происходит равномерно, без смещений и замятий, что особенно важно для передачи тонких линий и полутонов. Полутона, в свою очередь, важны как для фотосюжетов, так и при печати различными цветами, когда необходимо воспроизвести тот или иной оттенок цвета, например, при изготовлении корпоративных буклетов, бланков, меню и т. д.

Во втором полугодии на российском рынке также ожидается запуск новой модели Ricoh формата A3.

Riso за последнее время кардинально переработала почти всю линейку своих машин: целиком заменены серии EZ и CZ.

Например, модель CZ 100 заменена на Riso CV 3030 (формат А4), а CZ 180 — на Riso CV 3230 (формат В4). По сравнению с предшественницами, у них появился встроенный компьютерный интерфейс, возможность опциональной установки разделителя тиражей и сенсорная панель, делающая управление гораздо более комфортным по сравнению с кнопочным. Изменилось у них и разрешение печати: вместо 300×300 dpi оно стало D600 dpi. Правда, надо помнить, что D600 dpi — это не совсем то же, что 600×600 dpi. Термин D600 dpi означает, что точность позиционирования пробиваемых отверстий — 300×600 dpi, но перфорация производится термоголовкой, делающей сдвоенные отверстия.

По мнению производителя, для российского рынка наиболее интересной будет новая модель Riso SF 9350: она пришла на смену EZ 571, но по характеристикам похожа на старшую, самую скоростную модель SE 9380.

Надо отметить, что эта компания не зря гордится званием основателя этого направления и считает себя лидером рынка. Ей принадлежит и рекорд по скорости среди дупликаторов: Riso SE 9380, заменившая RZ 1070, стала ещё на 5 отт./мин быстрее и может сделать их до 185 штук в минуту. Между прочим, при работе на такой скорости это устройство быстрее большинства монохромных листовых ЦПМ и даже вполне может поспорить с однокрасочными офсетными малоформатными машинами.

Кроме самого быстрого и самого большого дупликатора, Riso выпускает и единственный в мире аппарат с двумя барабанами Riso ME 9350, пришедший на смену модели MZ 1070 — на нём можно печатать двумя цветами за один прогон. По идее, это может пригодиться для издания учебных пособий: экономия — экономией, но восприятие цветных материалов всё же лучше, особенно если речь идёт о детях. Конечно, в учебных заведениях вряд ли много специалистов, способных грамотно сделать цветоделение «дуплексом». Но на этот случай у двукрасочных дупликаторов Riso есть набор функций «Лёгкое цветоделение». ПО само распознаёт цвета при сканировании и даже более того: позволяет сделать цветной отпечаток с монохромного оригинала, выделив элементы, которые надо отпечатать другим цветом.

Заключение

На родине, т. е. в Японии, дупликаторы в основном служат для корпоративных целей: на них делают полиграфическую продукцию в школах, вузах, офисах и т. д. В этих секторах дупликаторы привлекают пользователей как экономичностью (т. е. низкой стоимостью отпечатка), так и производительностью. В немалой степени популярность дупликаторов объясняется тем, что для работы на них не нужны высококвалифицированные операторы.

У нас же дупликаторы нередко встречаются в печатных салонах и цифровых типографиях. По мере дальнейшего сокращения тиражей они, как представляется, смогут отвоевать свою нишу и в офсетных типографиях. Выше уже было сказано про весьма солидную скорость работы этих скромных машинок. Но и рекомендуемая месячная загрузка у них тоже не любительская, а Riso для своих устройств и вовсе не ставит пределов: печатайте хоть круглые сутки. Да и лёгкость в работе тоже не помешает: к сожалению, ситуация с качеством кадров в полиграфии не улучшается, и аппарат с интерфейсом, который понятен школьнику, будет востребован и в типографиях.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Скрепка 2024

Выставка «Скрепка» привлекает совершенно разных посетителей и участников. Там можно встретить не только канцелярскую и офисную продукцию (что очевидно по названию), но также продукцию школьного ассортимента, продукцию для внешкольного развития, материалы для хобби и творчества, игры и игрушки, в том числе новогодние, подарки, сувениры и т. д.

Бум в этикетке и не только

В конце 2022 года в типографиях Центральной Азии наблюдался всплеск интереса к этикеточным цифровым печатным машинам, который был вызван ростом запросов на печать коротких тиражей в данном сегменте. Многие региональные предприятия, работающие в различных сферах пищевой и лёгкой промышленности, расширили выпуск новых продуктов небольшими партиями для изучения спроса на ту или иную продукцию, стали проводить промоакции на свои товары, диверсифицировать этикетки в зависимости от региона сбыта и т. д. Всё это потребовало изготовления большого количества малых тиражей этикетки, что получалось нерентабельно с использованием флексографских печатных машин.

Устойчивость — это цель

В ООО «Танзор» с 1 января 2024 года — новый генеральный директор Алексей Анисенин. Алексей работает в компании с 2005 года. Образование и длительный опыт работы в отрасли помогают ему решать задачи, стоящие перед компанией в сложные времена. Как у него это получается — читайте в интервью.

Расходная часть упаковки

Прошедшие два года стали непростым испытанием для различных сегментов полиграфической отрасли. Не является исключением сфера упаковки и поставок расходных материалов для этого рыночного сегмента. Какие изменения произошли в этой области и насколько всё сейчас вернулось в стабильное положение — Publish спросил у экспертов.

Рентабельный УФ-ДТФ

В 2023 году начала поставки актуальных решений для UV DTF-печати «Алларт Сервис», предлагающая на эксклюзивной основе оборудование китайского бренда Oric



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 19