2016.04.07, Автор: Юрий Захаржевский1446 прочтений

GMP QTOPIC-380

Теги: GMP Publish Ламинаторы Послепечать Эксклюзив

QTOPIC-380

Разработчик: GMP

Оценка: 5/5

Заключение: компактное и относительно доступное устройство для одностороннего горячего ламинирования позиционируется производителем в первую очередь для цифровых типографий, но пригодится и на гибридных производствах, а также чисто офсетных. Опция текстурного ламинирования существенно расширяет функционал модели. Возможна также декоративная отделка (тиснение фольгой, выборочное «лакирование» и др. эффекты).

Цена в Москве: 13 500 долл. (в базовом варианте)

 

 

 

 

Числа и возможности

Макс. скорость ламинирования — 10 м/мин

Макс. размер бумаги — 380×500 мм (опционально — длина до 1200 мм)

Макс. температура вала — +150 оС

Плотность бумаги — 120–350 г/м2

Толщина плёнки — 25–43 мкм

Диаметр втулки — 77 мм

Масса — 187 кг

Новая модель ламинатора, доступная в России с февраля 2016 г., является продолжением серии Protopic в меньшем формате: у нового устройства он приблизительно вдвое меньше. Правда, с опцией удлинения подающего стола разница по площади нивелируется, остаётся лишь отличие в макс. ширине листа.

Производитель позиционирует новый ламинатор как средство отделки отпечатков в цифровых типографиях. Наверное, в некоторых странах так и есть, но у нас вполне здравствует и офсетная печать в третьем формате, да и отпечатанный на машине второго (и даже первого) формата лист вполне можно разрезать и ламинировать на этой модели. Да, это займёт больше времени, но когда заказов с ламинированием немного, а средств на покупку оборудования хронически не хватает, такое решение может оказаться оптимальным.

Главное отличие от ламинатора Protopic-540 Quatro-Slit (подробно см. Захаржевский Ю. GMP Protopic Auto-540 Quatro-Slit // Publish № 1–2, 2015; http://www.publish.ru/ articles/201501–02_20013379) — не только меньшая ширина листа, но также ламинирование лишь с одной стороны и отсутствие функции продольной резки материала перед ламинированием.

Опционально можно приобрести модуль для удлинения стола подачи. Это особенно пригодится типографиям, у которых есть ЦПМ с опцией баннерной печати. Впрочем, и офсетным типографиям такое решение пригодится: на одном листе первого формата можно поместить несколько таких изделий. Производитель говорит о ламинировании листов до 1200 мм, хотя стол получается общей длиной около метра. Очевидно, оставшиеся сантиметры будут немного свисать. Если продукция стандартного формата или ламинатор пока не нужен, приставной стол можно быстро снять, чтобы уменьшить габариты устройства
Как и на прочих промышленных ламинаторах GMP, на этой модели применяется удобная система установки рулонов: гораздо меньше вероятности уронить даже тяжёлый рулон.
1 — ручка регулировки натяжения плёнки;
2 — ручка регулировки декёрлера (устройства, предотвращающего скручивание продукта);
3 — втулка на ревайндере, на которую наматывается отработанная декоративная плёнка (об этом процессе см. ниже)

Новый ламинатор имеет оригинальный, отличающийся от других моделей GMP дизайн — он напоминает печатные секции некоторых офсетных машин. Конструкция компактна: можно убрать удлинение стола подачи (если эта опция есть), сложить приёмный стол и на колёсиках (в отличие от более крупных моделей, у этой нет выдвижных ножек) легко отодвинуть ламинатор в сторону. Не секрет, что дороговизна площади вынуждает многие типографии работать в весьма стеснённых условиях, где каждый метр площади на счету.

Питание осуществляется от обычной розетки на 220 В. Правда, ждать нагрева машины придётся около 5 мин.

Как и у старших моделей второго формата, ламинирование производится хромированным валом. В отличие от силиконовых валов, которые применяются на настольных устройствах, хромированный вал служит гораздо дольше. Также его легче отмыть от загрязнений. Правда, если оператор всё же ухитрится повредить его механически, то и убытки, конечно, будут больше.

В отличие от моделей Protopic, прижим происходит не сверху — хромированным валом, а снизу — силиконовым. Возможно, это решение конструктивно проще и позволяет уменьшить стоимость ламинатора.

Слева — манометр и ручка управления давлением прижима. Справа — стандартный для линейки Protopic пульт управления. На ламинаторе имеются предустановленные программы, также можно создать новые, для бумаги определённого вида с определённой плотностью. Например, программа управления не позволяет прибавить скорость, пока температура вала не выросла до нужной величины

Машина автоматически разделяет заламинированные листы (как и у моделей Protopic): отрывные валы на выходе из устройства расположены под небольшим углом и вращаются быстрее, чем подающие, поэтому плёнка между листами рвётся по перфорации, которая наносится двумя роликами (до ламинирования и после него).

С упором на «цифру»

Причина, по которой производитель, продвигая QTOPIC-380, «напирает» на цифровой сектор — не только его небольшой формат, но и улучшения в работе с цифровыми отпечатками. Цифровая печать нередко требует использования специальной плёнки (у GMP — UltraВond). И цена у неё, разумеется, выше, чем у обычной, — 0,35–0,50 долл. за квадратный метр, в то время как «квадрат» обычной обойдётся в 0,10–0,12 долл.

QTOPIC-380 может работать с цифровыми отпечатками благодаря высокому давлению, которое создаёт пневматический прижим: максимально — до 10 атм, рекомендуется — около 6. Но фото видно, как происходит ламинирование листов, запечатанных на тонерной ЦПМ: довольно значительную часть сюжета занимает чёрная плашка. Однако дефектов ламинирования при этом не наблюдается.

«Малошумный» компрессор спрятан внутри корпуса: это также содействует компактности устройства. Было бы интересно измерить уровень шума, производимого им при работе, но у нас, к сожалению, такого оборудования нет. Субъективно он не слишком сильный — для тех, кто привык к шуму в производственных помещениях. Но, конечно, это оборудование не для работы в офисе

Скорость ламинирования

В отличие от моделей Protopiс, у QTOPIC-380 — ручная подача листов, что сказывается на скорости подачи: при одинаковой с Protopic-540 Quatro-Slit макс. температуре ламинирующего вала, его диаметре и давлении, макс. скорость у новой модели 10 м/мин (против 15). Очевидно, что качество ламинирования при этом будет не хуже, чем у более солидных моделей с автоматической подачей, поскольку оно зависит от сочетания температуры, давления, диаметра вала и скорости на определённом виде бумаги.

Макс. скорость достигается на плёнке минимальной толщины и на не самой толстой бумаге. Поэтому для испытаний была использована обычная глянцевая плёнка толщиной 25 мкм. За минуту удалось заламинировать 20 листов длиной по 42 см, то есть около 8 с половиной метров.

Главная проблема, которая при этом возникает, — способность оператора поддерживать такую высокую скорость работы, равномерно подавая листы и освобождая приёмку.

Конечно, автоматика на подаче, которая открывает «шторку» перед листом только в нужный момент, помогает, но всё же, приобретя такой ламинатор после менее производительных моделей, надо дать работникам время освоиться. При большой загрузке, возможно, им придётся менять друг друга, чтобы выдержать высокий темп.

Эффект текстурирования

Сейчас из имеющихся в продаже ламинаторов этого производителя текстурирование плёнки с помощью сменных валов можно производить либо на Protopic Auto-540 Quatro-Slit, либо на рассматриваемой нами модели, либо на более дорогих ламинаторах серии Eurolam. QTOPIC-380 не только дешевле сам по себе, но и сменные валы у него короче — следовательно, тоже дешевле: 2270–3620 долл. в зависимости от текстуры. Их виды на выбор: «лён», «кожа», «зерно», «шёлк», lustre — имитация зернистой поверхности фотобумаги.

Замена вала у опытного оператора занимает около получаса, и желательно иметь при этом помощника. Сначала снимаются пластиковые боковины, затем — указанные стрелками детали. Перед тем как вынуть вал (и перед тем как вставить новый), его желательно обернуть бумагой, чтобы не повредить хромированную поверхность. Кроме прочего, надо переставить из одного вала в другой ИК-нагреватель — именно с помощью таких нагревателей работают многие ламинаторы этого производителя. Затем все эти детали надо установить на место. В общем, не слишком сложная операция, требующая лишь времени, отвёртки, аккуратности и навыка

У новой модели имеются некоторые технические отличия в реализации процесса нанесения рельефа на плёнку. На Protopic-540 Quatro-Slit текстурирование производится с помощью второго вала, давление на который можно отключить и делать простое ламинирование. Времени на это переключение практически не требуется. Напротив, на QTOPIC-380 вал только один, и при необходимости нанести на плёнку текстуру надо заменять гладкий хромированный вал на текстурный. А потом, при возвращении на обычные работы, повторить эту операцию в обратном порядке. Правда, у «старшего брата» замена вала тоже может понадобиться — но только в том случае, если надо сменить один вид текстуры на другой.

Конечно, тратить полчаса на замену вала не хочется (хотя, с падением загрузки типографий, это неудобство актуально уже не для всех). К тому же заменить его возможно только после полного остывания, так что лучше планировать проведение этой операции на начало смены или хотя бы после обеденного перерыва.

Но есть у нового ламинатора и преимущество: благодаря тому, что текстура наносится непосредственно нагревающим валом, её, при желании, можно сделать более глубокой. Правда, надо учесть, что Protopic-540 Quatro-Slit хорош для типографий, специализирующихся на фотокнигах, где в основном имитируют текстуру фотобумаги, а она и не должна быть слишком сильно выражена.

Для получения выраженного текстурного эффекта лучше толстая (и дорогая) плёнка (специальная пленка для эмбоэффекта GMP Polynex Emboright) — толщиной хотя бы 40 мкм, но если важнее экономия — рельеф получится и на обычной, толщиной 25 мкм.

Декоративные эффекты

Чтобы перейти к операции нанесения декоративного покрытия, на QTOPIC-380 сначала надо снять ролики для перфорации и прижима, установить «перекладину» (показана стрелками) для натяжения декоративной плёнки на её пути до ревайндера (виден слева), на который наматывается отработанная фольгированная плёнка. На модели Protopic-540 Quatro-Slit такие перекладины установлены постоянно

О получении дополнительных декоративных эффектов на ламинаторах GMP мы уже рассказывали (Захаржевский Ю. Здесь блестит, здесь — не блестит… Это красиво! // Publish № 3, 2012; http://www.publish.ru/news/201202_19845775). Надо сказать, что это достаточно сложная технология. Сначала запечатанный «цифрой» либо офсетом лист покрывается специальной плёнкой GMP Silk Feel. Она, конечно, красиво выглядит и приятно шелковиста на ощупь, но и стоит гораздо дороже обычной. К сожалению, дорогая плёнка — это далеко не всё, что необходимо для получения результата. На этих листах запечатываются чёрным тонером (как твёрдым, так и жидким тонером HP Indigo) те места, на которых должен наблюдаться необходимый нам эффект. Наконец, производится второй процесс ламинирования (его, кстати, рекомендуется делать только по свежей печати, что не всегда удобно) — декоративной плёнкой. На слое цифровой краски остаётся блестящий слой (если это плёнка с металлизированным слоем), или голографический (если на плёнке нанесён соответствующий рисунок), или глянцевый, имитирующий выборочное лакирование (если плёнка просто прозрачная).

Слева — на ламинацию подаются листы с чёрным изображением, на которое под действием нагрева и давления перейдёт металлизированный слой фольги. Справа — готовая продукция

Как видите, процесс не только достаточно дорогой, но и сложный. Для него, кроме прочего, нужен ламинатор с ревайндером, на который наматывается отработанная декоративная плёнка. Разумеется, у этой технологии есть свои преимущества, главное из которых — не нужно клише для горячего тиснения или трафаретной формы для выборочного лакирования, делать которые невыгодно на коротких тиражах.

Хочется отметить, что эту упорно продвигаемую GMP технологию не обязательно соблюдать в точности. Можно, например, сделать тиснение фольгой непосредственно на бумаге (см. фото). А уж затем, при необходимости, напечатать на этом листе ещё какое-то изображение. Судя по имеющимся образцам, предоставленным производителем, нанести цифровую печать на покрытую «металлом» поверхность тоже можно.

Интересно сравнить технологию отделки GMP с реализованной Kurz (см. раздел «Новости» в этом номере). Немецкий производитель, не мудрствуя лукаво, предлагает наносить «серебро» и «золото» непосредственно на бумагу, а затем — допечатывать изображение. Корейцы предпочитают более сложный процесс, который, конечно, позволяет сочетать блеск фольги и защищённое плёнкой Silk Feel изображение, но плёнка эта дороже обычной, что и в прежние времена заставляло тяжело задуматься потенциальных клиентов.

Если же сравнивать простое тиснение по бумаге, то, конечно, необходимо провести сравнительные тесты с похожими изображениями и прочими условиями — возможно, когда-нибудь это нам удастся.

Одно из преимуществ решения GMP для декорирования — богатый выбор различных видов фольги

Нельзя не заметить, что «девайс» у корейцев гораздо дешевле и, главное, он не заточен узко только под фольгирование: ламинатор в типографии всё равно нужен! К сожалению, специальная фольга гораздо дороже немецкой (и в обоих случаях она дороже обычной). Но полиэфирную декоративную плёнку в варианте, предлагаемом GMP, в зависимости от сюжета можно использовать повторно — два, три, а то и большее количество раз. А в решении Kurz производитель дистанционно, но пристально следит за количеством израсходованной на его машине фольги, и даже если вы поместите в машину отработанный рулон, он, судя по всему, опять потребует оплаты за неё — как за новую.

Наконец, у GMP уже имеется множество вариантов фольги по цвету. Возможно, когда-нибудь они появятся и для цифрового тиснения у Kurz.

Заключение

GMP QTOPIC-380 — хороший вариант как для цифровых, так и для небольших офсетных типографий. На нём удобно ламинировать «длинные» отпечатки, которые всё чаще делаются в цифровых типографиях. Возможность отделочных операций — текстурирования и нанесения декоративных покрытий — ещё более повышает ценность этой модели: в условиях кризиса «по науке» надо предлагать клиентам эксклюзивные услуги, а в данном случае внедрение новой технологии не требует заоблачных трат.

Хотя рассмотренный нами ранее ламинатор Protopic-540 Quatro-Slit — чрезвычайно интересная модель, позволяющая делать уникальную продукцию, но новая модель примерно втрое дешевле, что в сегодняшних условиях делает её приобретение более реальным для многих типографий.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

  • Многомерность бумаги
     

    При всей кажущейся простоте и «плоскости» бумага на самом деле — сложная, многомерная вещь, способная вызывать у людей сильные эмоции.  И на организованной 5 апреля компанией «Берег» в Москве презентации «Бумага и чувства» владелец фабрики Gmund — харизматичный Флориан Колер — это убедительно доказал.

     

  • Цвет без боли

    Так можно было бы назвать удобный и полезный сервис, который «ЯМ Интернешнл» с конца 2016 г. предлагает своим клиентам. Его суть — колориметрическая настройка офсетной печати. Забегая вперёд — типографиям это нравится…

    Далеко не все типографии располагают специалистами, профессионально разбирающимися в настройке цветопередачи на системной основе. Более того — на рынке наметилась неприятная тенденция снижения уровня подготовки полиграфистов. Как тут быть типографиям?

     

  • Рестарт Foliant в России
     

    Управляющий директор Foliant EU Ладислав Моц рассказал нам о причинах смены партнёра, достоинствах продукции компании, а также перспективных нишах для дальнейшего развития.

     

  • Собирая тиражи
     

    Крупнейшая европейская типография Onlineprinters, выполняющая по 4000 заказов в день, построила свой бизнес на приёме заказов онлайн и печати сборных тиражей. Хотя основные производственные мощности — офсетные, в компании смотрят в будущее и активно внедряют цифровые технологии печати.

     

  • В сердце прогресса струйной печати *
     

    Тенденции в развитии струйных печатающих головок — переход на МЭМС-технологии изготовления. Часть 1.

    Технологии струйной печати основаны на сочетании многих важных компонентов, в том числе чернил и других жидкостей, систем их подачи, запечатываемых материалов, покрытий, контроллеров и ПО. Главную роль здесь играет струйная печатающая головка, которая доставляет чернила и другие жидкости к запечатываемой поверхности. Разрешение, точность, скорость печати, а также химический состав и вязкость чернил и других наносимых материалов определяются именно характеристиками и возможностями головки.

     

     

  • Управление цветом в Adobe Creative Cloud без секретов

     

     

    Подробное руководство по настройке параметров управления цветом в программах Adobe.

    Без модуля управления цветом — Color Management Module (CMM) — и цветовых профилей ICC предсказать на экране монитора результат печати невозможно. Даже при выборе опции Don`t color manage (Не управлять цветом, Отменить управление цветом) * CMM и цветовые профили всегда задействуются в Adobe Photoshop, хотя и не оптимальным образом.

     


comments powered by Disqus