2016.02.04, Автор: Юрий ЗахаржевскийОлег Гурулёв2146 прочтений

Какой результат нам нужен, или Разговор с технологом о тестировании печатной машины

Теги: Publish Печать Эксклюзив

 

Проблема тестирования печатных машин была актуальной всегда. Мы поговорили на эту тему с Олегом Гурулёвым — руководителем отдела технологической поддержки группы компаний «Легион». Числовые ориентиры, приводимые в статье, — его субъективное мнение, которое, однако, основано на богатом полиграфическом опыте.

Зачем и как проверять «самочувствие» печатной машины

Потребность в тестировании возникает в разных случаях. Во-первых, печатная техника нуждается в периодической проверке. Много говорят о печати по стандартам. Но если машина печатает как попало, то стремление к «евростандарту» может принести больше вреда, чем пользы. Повторять тестирование необходимо каждые полгода или хотя бы раз в год. Печатник на обычных работах может не заметить постепенных изменений, к тому же иногда он переходит в другую типографию, а на его место приходит новый.

Другая ситуация, в которой необходимо узнать, каково состояние машины, — это процесс купли-продажи. И если при покупке нового оборудования в какой-то мере можно надеяться на честное слово поставщика — в конце концов, действует гарантийный срок, в течение которого можно предъявлять претензии к тем или иным узлам машины, то при покупке машины, побывавшей в чужих руках, ухо надо держать востро. Если потом выяснится, что её продукция не соответствует ожиданиям, претензии предъявлять будет некому. К тому же поставщик техники заинтересован в том, чтобы поддерживать свою репутацию, а типография, продавшая печатную машину, просто ответит: «Вы видели, что брали». Вроде бы и видели… Но на что именно надо было смотреть?

Определиться с числами

Тестирование офсетной машины — дело непростое. Важная часть — подготовка формы с тестовыми шкалами. Проблема заключается в том, что большинство полиграфистов не очень ясно представляет, как пользоваться этими шкалами. То есть известно, разумеется, что имеется определённый набор шкал, с помощью которых можно проконтролировать тот или иной параметр. Но вот как толковать полученные результаты? Один и тот же результат продавец машины объявит замечательным, а покупатель — никуда не годным. Очевидно, необходимы какие-то количественные нормы.

Более или менее ясно, как контролировать растискивание: оно должно быть в определённом диапазоне. По этому предмету имеется множество источников и ссылок, см., например, статью о печати по ГОСТу: Сартаков М. Стандартизация по ГОСТ Р 54766. Тонкости калибровки офсета // Publish № 11, 12, 2015 (http://www.publish.ru/articles/201511_20013492; http://www.publish.ru/articles/ 201512_20013504).

Ещё раньше была признана необходимость контроля равномерности плотности краски по всему листу. На исправной машине разброс не должен превышать ±0,05 D.

Слева — тест на скольжение/двоение. Гурулёв напоминает, что вывести форму для такого теста не так-то просто: при разрешении вывода 2400 или 2540 dpi, который сейчас наиболее распространён, полоски получаются разной толщины

А вот с другими характеристиками печати ситуация куда неопределённее. Как, например, объективно оценить результаты теста на скольжение/двоение? Чтобы получить на основании теста применимые на практике выводы, необходимо и в этом случае оперировать числами. Чтобы выяснить, насколько полоски вдоль направления печати отличаются от поперечных, надо измерять их с помощью денситометра. И результат этих измерений должен находиться в пределах допуска ±7%. То есть плотность полоски с продольными полосками может быть, например, 1D, а с поперечными — 1,07D, не более.

При регулярном тестировании машины «для себя» надо помнить, что чем дальше полученные значения от дозволенного предела — тем лучше: для описанного теста 3% — это нормально, а 7% — ещё приемлемо. Но в последнем случае уже пора задуматься над тем, почему показатель так высок и как бороться с этой проблемой.

Тест на скольжение-двоение размещается справа и слева листа по всей длине (в направлении печати). С его помощью можно увидеть не только скольжение, но также биение и даже определить диаметр детали, которая ему подвержена.

Тест на шаблонирование демонстрирует, насколько хорош раскат краски в красочном аппарате. Зависит это как от его «мощности» — т. е. от количества и диаметра валиков, так и от правильной настройки. На практике встречаются случаи, когда некоторые валики перекошены, а то и вовсе не касаются всех соседних валиков, которых должны бы касаться.

Элементы теста на шаблонирование вертикально расположены в середине печатного листа

Количественных стандартов для этого теста не существует — как и определения того, каким именно он должен быть. Впрочем, стоит оговориться, что их нет и в существующих стандартах печати. Производители машин у себя, скорее всего, давно всё это стандартизировали, но делиться с потребителями не спешат. Так или иначе, греха не будет, если вы нарисуете элементы для этого теста сами: например, длинная часть рисунка должна быть в 4 раза больше короткой. И при этом разница в плотности краски D между этими частями должна быть не более 10%. Если при периодическом тестировании дефект нарастает, следует искать причины этого (в первую очередь — озаботиться регулировкой красочных валиков). Если же победить шаблонирование не удаётся, то надо либо уговаривать клиентов (или собственных дизайнеров) на другой, менее проблемный, сюжет, либо смириться с тем, что для печати на данной машине доступны не всякие работы. И хорошо, если в типографии имеется другая — с лучшим раскатом. Попытки же уговорить клиента после печати, что шаблонирование — не такой уж страшный брак, обычно кончаются плохо: клиент либо настоит на скидке, а то и переделке тиража, либо и вовсе уйдёт в другую типографию.

Справа видна «гребёнка» для контроля совмещения. Желательно также разместить такую «гребёнку» вдоль клапана — тогда, в случае неполадок с захватами, будет яснее, на каком из них искать проблему. Внизу — белый квадрат, на фоне которого видны крестики для попарного совмещения сепараций

Один из важнейших пунктов проверки — разумеется, тест на совмещение (приводку) красок. Для его проверки используется «линейка» или «гребёнка» — длинная линия с небольшими поперечинами. Толщина этих линий должна составлять 0,1 мм, а несовмещение не должно превышать 0,1 мм по всей длине листа. Если же типография претендует на то, что делает высококачественную печать, — не более 0,05 мм.

Для того чтобы удобнее было находить несовмещение между любыми двумя секциями, по углам листа размещаются на белом фоне небольшие крестики: C+M, K+C и т. д.

Причины у несовмещения могут быть разные — в частности, это сигнал проверить поддекельный материал.

Следует помнить, что бумага для тестирования должна быть достаточно плотной — 130–150 г/м2. Слишком тонкую бумагу может деформировать при печати даже на самой лучшей машине.

Красочный треппинг, т. е. наложение красок друг на друга: С+М, M+Y, Y+C. С помощью спектрофотометра измеряется разница перехода краски на бумагу и на 100% плашку другой краски. Для этого теста существуют стандартные величины, но при покуке-продаже он не слишком актуален, т. к. характеризует, в основном, точность настроек и свойства расходных материалов: красок, офсетной резины.

Также и баланс по серому — хороший показатель для оперативного контроля печати, но не для того, чтобы определить состояние машины в целом.

Таблицы для построения профилей печати ECI 2002 и IT 8–7/4 необходимы, в частности, для работы с цветопробой.Конечно, не все тесты могут быть оценены количественно.

Например, контроль качества совмещения по тексту вывороткой — субъективный. Он нужен, скорее, для того, чтобы обратить внимание проверяющих на тесты с «гребёнкой» и крестами совмещения, на которых можно сделать вывод о величине несовмещения.

«Звезда Сименса» наглядно демонстрирует, как отличается давление в печатных парах на разных секциях машины

Такой контрольный элемент, как «звезда Сименса», оценивается только визуально. В первую очередь он показывает величину растискивания и дробления, т. е. увеличение печатного элемента. Диаметр внутреннего пятна хорош для оперативного контроля растискивания как дополнение к 40% растру, или когда он отсутствует. Внутреннее пятно должно быть одинакового размера на всех секциях, по форме — симметричным. Также «звезда Сименса» реагирует на давление, эмульгирование краски и другие факторы.

На печати плашка должна отличаться от растра 95%. Хотя для офсетной бумаги эта величина может быть меньше в силу большего растискивания. Если машина предназначена для текстовых работ, низкий контраст печати может быть и не важен.

Далеко не всегда при тестировании стоит гнаться за величинами, прописанными в ISO и других стандартах. Во-первых, для их достижения нужен целый комплекс мероприятий с обустройством климата в печатном цехе, подбором материалов и т. д. Об этом имеет смысл думать при регулярном тестировании, но не в том случае, если машина уже продаётся типографией. Да и понятно, что изношенная машина может не справиться с высокими требованиями, потому и цена на неё иная, чем за новую. Хотя ясно и то, что требовательность к результатам тестирования зависит от того, «покупаем мы или продаём». Если вы покупаете, то несоответствие машины неким формальным показателям — хороший (и справедливый, в общем-то) повод требовать снижения цены.

Не все тесты одинаково полезны

Существует множество разновидностей тестов для офсетной печати. По трудности их можно разделить на три вида:

  • Тесты, которые легко напечатать на любой машине, даже если она находится далеко не в лучшем состоянии.
  • Тесты, которые выполнить полностью практически невозможно, даже если машина новая и находится в идеальном состоянии.
  • Тесты, которые позволяют адекватно оценить техническое состояние машины.
Зачастую приходится встречать тестовую печать, которая представляет собой очень мало ценности для покупателя машины

Самые правильные — конечно, последние. Особенно для регулярной проверки состояния машины. Откуда и зачем появляются тесты первых двух видов? Очевидно, они интересны покупателям и продавцам. Одним интересно доказать, что машина хороша (даже если она в действительности уже изношена). Противоположной стороне сделки, соответственно, желательно ткнуть продавца носом в недостатки, чтобы сбить цену — даже если эти недостатки никогда не скажутся на реальных тиражах.

Картинки с памятными цветами могут быть даже полезны (если напечатаны по стандарту) — можно вручить их дизайнерам, чтобы имели хотя бы приблизительное представление о том, что получается при печати. Но вообще изобилие картинок на печатном листе при малом количестве тестовых шкал выгодно продавцу. Подобные «тесты» часто можно было видеть на полиграфических выставках — в те времена, когда на них ещё показывали «живую» технику.

Таким образом, грамотность в вопросе тестирования офсетной техники крайне необходима — особенно в нынешнее трудное время, когда не приходится надеяться на то, что «ушатанную» печатную машину можно будет легко обменять на новую. Надо регулярно проверять техническое состояние машин, а при покупке б/у техники — правильно подойти к её проверке. И для всего этого надо знать, чего конкретно мы хотим от тестовой печати.

Об авторах: Олег Гурулёв (O.Gurulev@legion.ru) начал работу в полиграфии в 1975 г. в типографии «Красный пролетарий». Был ретушёром, фотографом, оператором барабанного сканера, технологом. В должности главного технолога принимал активное участие в создании типографии «Алмаз-Пресс». Около 10 лет работал технологом типографии «Медиа-Пресса» (бывшая «Правда»). С 2011 г. — руководитель отдела технологической поддержки компании «Легион». Юрий Захаржевский (yz@publish.ru) — заместитель главного редактора Publish.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

  • Многомерность бумаги
     

    При всей кажущейся простоте и «плоскости» бумага на самом деле — сложная, многомерная вещь, способная вызывать у людей сильные эмоции.  И на организованной 5 апреля компанией «Берег» в Москве презентации «Бумага и чувства» владелец фабрики Gmund — харизматичный Флориан Колер — это убедительно доказал.

     

  • Цвет без боли

    Так можно было бы назвать удобный и полезный сервис, который «ЯМ Интернешнл» с конца 2016 г. предлагает своим клиентам. Его суть — колориметрическая настройка офсетной печати. Забегая вперёд — типографиям это нравится…

    Далеко не все типографии располагают специалистами, профессионально разбирающимися в настройке цветопередачи на системной основе. Более того — на рынке наметилась неприятная тенденция снижения уровня подготовки полиграфистов. Как тут быть типографиям?

     

  • Рестарт Foliant в России
     

    Управляющий директор Foliant EU Ладислав Моц рассказал нам о причинах смены партнёра, достоинствах продукции компании, а также перспективных нишах для дальнейшего развития.

     

  • Собирая тиражи
     

    Крупнейшая европейская типография Onlineprinters, выполняющая по 4000 заказов в день, построила свой бизнес на приёме заказов онлайн и печати сборных тиражей. Хотя основные производственные мощности — офсетные, в компании смотрят в будущее и активно внедряют цифровые технологии печати.

     

  • В сердце прогресса струйной печати *
     

    Тенденции в развитии струйных печатающих головок — переход на МЭМС-технологии изготовления. Часть 1.

    Технологии струйной печати основаны на сочетании многих важных компонентов, в том числе чернил и других жидкостей, систем их подачи, запечатываемых материалов, покрытий, контроллеров и ПО. Главную роль здесь играет струйная печатающая головка, которая доставляет чернила и другие жидкости к запечатываемой поверхности. Разрешение, точность, скорость печати, а также химический состав и вязкость чернил и других наносимых материалов определяются именно характеристиками и возможностями головки.

     

     

  • Управление цветом в Adobe Creative Cloud без секретов

     

     

    Подробное руководство по настройке параметров управления цветом в программах Adobe.

    Без модуля управления цветом — Color Management Module (CMM) — и цветовых профилей ICC предсказать на экране монитора результат печати невозможно. Даже при выборе опции Don`t color manage (Не управлять цветом, Отменить управление цветом) * CMM и цветовые профили всегда задействуются в Adobe Photoshop, хотя и не оптимальным образом.

     


comments powered by Disqus