101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Добро пожаловать в Stoneywood!

  • Игорь Терентьев
  • 5 ноября 2015 г.
  • 1898

23 сентября 2015 г. по приглашению компании Antalis группа журналистов из европейских изданий, посвящённых графическому дизайну и полиграфии, побывала в гостях на бумажной фабрике Stoneywood в шотландском Абердине. От России пригласили Publish. Предприятие принадлежит Arjowiggins, которой в свою очередь владеет инвестиционная группа Sequana. Она же — собственник крупнейшего европейского и второго в мире бумажного оптовика Antalis. Компания продаёт 1,8 млн т бумаги в год на сумму 2,5 млрд евро. Имеет 118 дистрибуторских центров в 44 странах мира.

Arjowiggins с объёмом продаж 1,5 млрд евро — крупнейший производитель дизайнерской и технической бумаги в мире (1,1 млн т/г). Компания имеет 22 фабрики, численность персонала — 5200 человек. Среди наиболее известных брендов — Conqueror, Rives, Cyclus и Cocoon.

В апреле 2014 г. Sequana объявила о плане реструктуризации. Одна его часть была посвящена рефинансированию Arjowiggins и Antalis, другая намечала шаги по стратегическому переориентированию производства — сокращению присутствия в секторе обычной мелованной бумаги и его увеличению в секторах материалов из вторичного сырья и дизайнерских коллекций. Во Франции было решено продать фабрику Wizernes с консолидацией оставшегося производства мелованной бумаги и картона на фабриках Bessé-en-Braye (там к середине 2016 г. будет создано подразделение переработки вторичного сырья) и Le Bourray. Также было объявлено о намерении продать подразделение мелованных материалов в США. Фабрику Gelida (Испания) решили постепенно перевести на выпуск только переплётных материалов.

Ещё одна часть плана — выбор как основной площадки для производства дизайнерских коллекций Arjowiggins Creative Papers фабрики Stoneywood. В июне 2015 г. была закрыта фабрика Charavines во Франции. А ещё за месяц до этого в Stoneywood начали выпускать некоторые новые наименования бумаги.

Беспрецедентный альянс

В мае 2015 г. было объявлено о соглашении между Arjowiggins Creative Papers и Mohawk. Речь идёт о том, что два производителя бумаги будут совместно использовать производственные мощности, информацию и запатентованные технологии. Mohawk — крупнейшая частная компания по изготовлению чистоцеллюлозной бумаги, конвертов и специальных материалов для коммерческой и цифровой печати. Это — беспрецедентное для отрасли событие, особенно если учесть, что компании были конкурентами. По условиям соглашения Mohawk получает эксклюзивные права на производство бумаги для упаковки класса люкс Arjowiggins Creative Papers серий Delos и Butterfly и право предоставлять лицензии и продавать эти и другие определённые виды бумаги для упаковки класса люкс Arjowiggins Creative Papers в Северной Америке.

В свою очередь, Arjowiggins Creative Papers получила эксклюзивное право на производство бумаги Mohawk Superfine с технологией i-Tone (специальная обработка поверхности бумаги, обеспечивающая возможность её использования для печати на электрографических ЦПМ с жидким и твёрдым тонером), её лицензирование и продажу через отобранные каналы дистрибуции. Как подтвердили на фабрике Stoneywood, в июне здесь уже приступили к производству бумаги Mohawk Superfine.

Непрерывное улучшение безостановочного производства

На трёх из четырёх БДМ, которые нам показали, стояли эгутёры — такова специфика фабрики, где значительная доля бумаги производится с водяными знаками

Фабрика Stoneywood — очень старая. Она основана на берегу реки Дон в далёком 1770 г.! Разумеется, оборудование регулярно обновляют в соответствии с современными требованиями. В последнюю модернизацию фабрики вложили 1,5 млн фунтов. Основным объектом стала бумагоделательная машина (БМД) № 8 — если раньше на ней выпускалась бумага плотностью до 160 г/м2, то теперь стало возможным изготавливать картон до 400 г/м2. Скорость полотна — 165 м/мин. Сейчас идёт модернизация двухсеточной БМД № 9, которую планируется завершить в первом квартале 2016 г. Общая производственная мощность после модернизации достигла 68 000 т/год. Всего на ней работает 4 БМД, одна тандемная машина для нанесения покрытий, 20 финишных линий. Численность персонала — 450 человек. Как это обычно бывает в бумажной отрасли, фабрика работает в режиме 24/7. Единственный перерыв делают на Рождество. Подробную презентацию и экскурсию по фабрике делал её генеральный директор Ангус МакСуин. Он отметил, что на производстве — три самых важных приоритета: безопасность, качество и сервис. На одном из слайдов показывались разнообразные сертификации производства, большинство из которых приходится регулярно подтверждать. Я насчитал десяток. Среди них — ISO 9002 (обеспечение поддержания стабильности качества, сертификат получен ещё в 1991 г.), ISO 14001 (соответствие экологическим стандартам, 1996 г.), FCS (2005 г.), Chameleon и Chameleon 2 (системы обеспечения эффективности производства).

Учитывая высочайшие экологические требования, на фабрике организовано повторное использование ресурсов. Например, воду забирают из реки в пруд, готовят её, а после этого она используется во внутреннем производственном цикле несколько раз. То же происходит с газами, выделяющимися в процессе производства, — их также используют для отопления цехов.

Добро пожаловать в Stoneywood!

А. МакСуин: «Сырье закупают со всего мира с учётом потребностей производства — для определённых типов бумаги лучше подходят определённые типы целлюлозы»

Добро пожаловать в Stoneywood!

После прохождения через «влажную» часть БМД, где находится сетка, полотно поступает в «сухую» секцию — там оно проходит через множество нагретых цилиндров

Добро пожаловать в Stoneywood!

На заключительном этапе перед намоткой готовой бумаги на рулон на каждой БМД стоят устройства, постоянно контролирующие основные параметры продукта. В случае их отклонения от заданного диапазона корректирующие сигналы в соответствующие части БМД поступают автоматически

Безопасность превыше всего

Сказать, что на фабрике заботятся о безопасности труда, — не сказать ничего. Её боготворят! А соответствующая наглядная агитация встречается на каждом шагу. Вот перевод одного плаката:

«10 наших золотых правил

1. Я уважаю правила. 2. Я перемещаюсь безопасно. 3. Я сохраняю чистоту и порядок на рабочем месте. 4. Я никогда не порчу устройства, отвечающие за безопасность. 5. Я действую, только если прошел соответствующую подготовку и допущен к выполнению этой операции. 6. Я всегда делаю паузу и думаю перед тем, как действовать. 7. Я проверяю, чтобы всё оборудование было правильно закреплено и не могло неожиданно сместиться. 8. Я прекращаю работу, если её условия становятся небезопасными. 9. Я никогда не прохожу мимо небезопасных действий или ситуаций. 10. Я забочусь об улучшении безопасности труда».

Коллеги, берите на вооружение в своих типографиях!

Специфика бумажного производства такова, что желательно как можно реже менять наименования выпускаемых материалов — так достигается минимум потерь. Но Stoneywood находится в очень невыгодном положении из-за огромной номенклатуры: здесь меняются не только плотность и покрытия (и даже их видов гораздо больше, чем на обычной бумажной фабрике, — более 100 рецептур), но и водяные знаки, цвета (190 цветов) и фактуры (20 видов). Всего выпускают 6000 наименований бумаги: 5500 типов дизайнерской бумаги, 450 защитных материалов, 50 материалов со специальной обработкой поверхности. Единственный способ эффективно справляться с частыми сменами наименований — максимальная автоматизация. Всё управляется современной АСУ ТП.

Напомню, что производство бумаги складывается из следующих этапов: приготовление бумажной массы (размол и смешение компонентов, проклейка, наполнение и окраска); выработка бумажной массы на БМД (разбавление водой и очистка массы от загрязнений, отлив, прессование и сушка, а также первичная отделка); окончательная отделка (каландрирование, нанесение покрытий и рельефа, резка); сортировка и упаковка. Во время экскурсии по производству мы последовательно ознакомились со всеми этапами. На первом, когда целлюлозу размельчают и смешивают с водой и компонентами, содержание воды в массе составляет 95%. После этого весь процесс изготовления заключается в постепенном обезвоживании бумажной массы с помощью вакуума и нагрева — в готовых рулонах содержание воды составляет около 1%.

Но сначала заглянули в одно строго охраняемое место — склад эгутёров (их ещё называют ровнителями или дендиролями — от англ. dandy roll). Это металлические сетчатые валики или рукава, которые устанавливаются сверху на сетку БМД. В поверхность эгутёра вплетают узоры водяных знаков. На складе под замком и при постоянном видеонаблюдении хранятся почти тысяча эгутёров с водяными знаками самых известных компаний.

Добро пожаловать в Stoneywood!Фотографировать эгутёры заказчиков запрещено. На фото справа — собственный валик для изготовления самой популярной бумаги Arjowiggins Conqueror. На неё приходится 31% продаж Добро пожаловать в Stoneywood!Операторская комната со стеклянными окнами и довольно неплохой звукоизоляцией — здесь можно спокойно находиться без защитных наушников. Вне этой комнаты рядом с БМД слишком шумно
Добро пожаловать в Stoneywood!Тандемная машина для нанесения покрытий работает в одном из двух режимов: нанесения двух слоёв на одну сторону или по одному на каждую сторону полотна. Во втором случае задействуют этот модуль переворота полотна Добро пожаловать в Stoneywood!Оказывается, самым популярный цвет бумаги после белого — чёрный. Но, как признался МакСуин, это ещё и самый хлопотный цвет — после его выделки приходится особенно тщательно промывать БМД
Добро пожаловать в Stoneywood!Большая часть продукции отправляется заказчикам в виде листов, упакованных в пачки. На фабрике — 20 единиц финишного оборудования: слиттеры, системы резки на листы, упаковочные автоматы и т. п. Добро пожаловать в Stoneywood!В колористической лаборатории есть ручные аппараты для полного цикла изготовления образцов бумаги (цветные круги на фото) — от смешения до сушки

Помимо модернизации оборудования, на фабрике постоянно разрабатывают новые наименования бумаги. Каждый год их создают более сотни. Выпускают не только дизайнерскую, но и техническую бумагу. Например, для изготовления печатной электроники — в этом случае нужна специальная обработка поверхности.

В исследованиях важная роль принадлежит колористической лаборатории. Мы провели в ней два часа. Девушка-колорист, пользуясь исключительно альбомом образцов красителей и пигментов, продемонстрировала мастерство подбора цветовых оттенков по выбранным нами образцам. Субъективно она ни разу не превысила цветовое различие более чем на пару единиц. Так что если вам потребуется какая-то необычная бумага с нестандартными цветом, фактурой, водяным знаком — добро пожаловать в Stoneywood! Здесь могут почти всё…

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 77