101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Смена цифрового флагмана

  • Юрий Захаржевский
  • 1 сентября 2015 г.
  • 6927
Опыт эксплуатации первой в России промышленной струйной рулонной ЦПМ Kodak Prosper доказывает жизнеспособность концепции перевода малых тиражей книг на цифровой способ печати.
Б. Горелик: «Наша вторая рулонная ЦПМ Kodak Prosper 1000, благодаря более высокому качеству печати и более высокой скорости, стала теперь основной»

Опыт эксплуатации первой в России промышленной струйной рулонной ЦПМ Kodak Prosper доказывает жизнеспособность концепции перевода малых тиражей книг на цифровой способ печати.

Несмотря на стремительное распространение цифровой печати и рост количества коротких тиражей, промышленные рулонные струйные ЦПМ в России пока применяются очень редко. Это касается как компаний, занимающихся прямыми рассылками (пока остающихся основными покупателями подобных решений в мире), так и классической полиграфии. По нашим оценкам в России сейчас установлено всего восемь промышленных струйных рулонных ЦПМ. В коммерческой полиграфии одна ЦПМ Screen установлена в типографии «Известия», принадлежащей Управлению делами Президента. Полгода назад мы подробно рассказывали об инсталляции рулонной ЦПМ Xerox Impika в типографии «Т8 издательские технологии» (Захаржевский Ю. Попасть в струю // Publish № 3, 2015; http://www.publish.ru/articles/201503_20013387).

В этот раз нам наконец-то удалось побывать на предприятии, где рулонная цифровая печать была освоена даже раньше — в «Первой образцовой типографии», а точнее — в её филиале «Чеховский печатный двор». Ещё в мае 2012 г. там была запущена струйная машина для ч/б двусторонней печати Océ Jetstream 3300, а в октябре 2013 г. — вторая ч/б машина Kodak Prosper 1000.

Технология качества

В чём же причина того, что типография выбрала нового производителя? Руководитель направления цифровой печати Борис Горелик объяснил, что после внимательного рассмотрения различных вариантов дальнейшего развития и с учётом опыта эксплуатации первой машины было выбрано именно предложение Kodak. Оказалось, что ЦПМ Prosper 1000 обеспечивает, по сравнению с предшественницей, более качественную печать при более высокой скорости работы. Правда, у этой машины несколько уже максимальная ширина полотна и печати (648/622 мм против 762/749 мм у Осé), но этот размер позволяет работать с наиболее распространёнными форматами книжной печати: 60×84 и 60×90 см для выпуска 16-страничных тетрадей.

Если у первой ЦПМ рабочая скорость — 150 м/мин, то у Prosper 1000 — 200 м/мин с разрешением 600×900 dpi. Kodak заявляет, что машину можно модернизировать для печати на скорости 300 м/мин с разрешением 600×600 dpi. В Чехове, однако, предпочитают работать на меньшей скорости, но с максимальным качеством.

Устройство размотки Hunkeler UW7. На входе в печатающий модуль расположен ультразвуковой датчик положения бумаги

Благодаря чему струйные ЦПМ Kodak сохраняют качество печати на высокой скорости? Печатающий узел машин Prosper построен по технологии Stream, которая кардинально отличается от используемых в конкурирующих моделях. Во всех других присутствующих на рынке ЦПМ используются импульсные печатающие головки, работающие по принципу «капля по требованию», — пьезо- или термоструйные. У Kodak в головках с технологией Stream происходит непрерывное истечение чернил. В зависимости от сигнала от системы управления образуется либо большая, либо малая капля. Затем специально сформированная, очень равномерная струя воздуха производит «сортировку» этих капель: большие достигают поверхности бумаги, а малые сдуваются в сторону. Впрочем, они не пропадают, а возвращаются в систему циркуляции чернил.

Струя воздуха служит не только для сортировки капель: она образует равномерный поток, который помогает им достигать именно нужного места на бумаге. Известно, что хаотические воздушные вихри над запечатываемым полотном являются одной из проблем, ухудшающих качество печати на скоростных струйных ЦПМ. Наконец, такой специально сформированный поток воздуха предохраняет сопла от засорения бумажной пылью.

Благодаря иному построению головки с использованием технологии Stream, сопла в ней расположены гораздо плотнее. Поэтому, в отличие от других систем, они располагаются в один ряд, а не в шахматном порядке. В Kodak уверены, что, поскольку при движении бумаги от одного ряда к другому достичь абсолютной синхронизации трудно, изображение из-за расположения сопел в шахматном порядке становится менее резким по сравнению с рядным, реализованным в ЦПМ Prosper.

Водные пигментные чернила на ЦПМ Prosper обеспечивают высокую плотность чёрного цвета на отпечатке. Промывка головок производится не чернилами, а специальной жидкостью. Сушка чернил после печати осуществляется с помощью ИК-излучения.

С помощью специальных камер контролируется качество печати с обеих сторон запечатываемого полотна

 

На контроллере Kodak 700 Print Manager растрирование и отправка на печать происходят независимо, поэтому обработка очередного файла не задерживает печать

Оценивая «струйное» качество, Горелик пока называет его «компромиссным». Но этот компромисс при печати коротких тиражей является экономически обоснованным. Тем более, что визуально разница с офсетом не столь уж и велика: далеко не каждый читатель её заметит. Что касается издателей, то претензий по качеству струйной печати от них давно уже не было.

Отличие этого производства от типографии «Т8 издательские технологии» — не только в том, что печать на рулонных ЦПМ производится исключительно монохромная (цветные вкладки и обложки для малых тиражей печатаются на Xerox iGen 3). Важное особенность в том, на рулонных машинах в Чехове не делаются тиражи менее 100 экземпляров, но при этом выпускаются книги самых разнообразных форматов и способов отделки. Изготавливаемые книги имеют привычный для читателей и издателей вид: шитый блок, круглёный корешок, тиснение переплётной крышки, УФ-лак и т. д. Основное преимущество ЧПД — в сочетании технологий цифровой печати и традиционного переплёта. Поэтому послепечатная обработка также организована иначе.

Чернила для Kodak Prosper 1000 поставляются не в картриджах, а в бочках. В системе циркуляции чернил происходит также их фильтрация. Судя по запасам чернил, в «Чеховском печатном дворе» с оптимизмом смотрят на будущее печати коротких тиражей на ЦПМ. В каждой бочке хранится более двухсот литров чернил, которых хватает примерно на 750 000 книжных тетрадей по 16 страниц

Гибкая послепечать

Надо отметить, что послепечатный цех является общим с офсетным производством. Это связано как с оптимальной организацией производства, так и с необходимостью делать книги в аналогичном переплёте. С одной стороны, мощность цифрового печатного цеха вполне сравнима с возможностями цеха офсетной листовой печати — даже если речь идёт об офсетной машине первого формата. С другой стороны, издатели, которые переходят на «цифру» с офсетной печати, хотят иметь книги привычного вида — чтобы читатель не заметил разницы.

Фальцовка и рубка полотна после печати осуществляется в линию на устройстве MüllerMartini Sigma Folder. Под прямым углом к нему установлен следующий узел — Müller Martini Sigma Collator, в котором тетради подбираются в готовые блоки. Блоки вручную отправляются на пресс

Первые послепечатные операции на струйных ЦПМ производятся в линию — с помощью модулей Müller Martini Sigma (см. фото). В итоге в послепечатный цех попадают готовые блоки.

Два швейных агрегата Müller Martini Ventura
Линия Müller Martini Diamant MC. Слева видна спиралеобразная конвейерная сушка

В послепечатном цеху имеются как швейные машины Müller Martini Ventura, так и линия Müller Martini Diamant MC, на которой производится проклейка блока термоклеем, трёхсторонняя обрезка (Müller Martini Merit S), кругление корешка, проклейка под линии штриховки. В составе линии имеется секция для приклейки одного или двух ляссе.

Крышки для твёрдого переплёта делаются на отдельно стоящей крышкоделательной машине Horauf.

Экономика

Разумеется, ценообразование при цифровой печати получается иным, чем в офсете. Как рассказал Горелик, несмотря на короткие тиражи, гораздо меньшая доля в цене приходится на приладку, в т. ч. на бумагу, которая за это время уходит в макулатуру. Обе рулонные ЦПМ в «Чеховском печатном дворе» печатают на обычной офсетной бумаге — как импортной, так и отечественных производителей. Обычная плотность — 65 и 80 г/м2.

На чернила приходится около 10% себестоимости готовой книги, на сервис печатающих головок — ещё около 5% (типография платит при замене головок за фактически отработанные часы).

В отличие от решений некоторых других поставщиков, обе машины работают без клик-контракта. Себестоимость печати на Kodak получается несколько ниже, чем на первой рулонной ЦПМ, что также является причиной преимущественного использования Prosper 1000.

Как уже упоминалось, минимальный тираж — 100 экземпляров. «Точка пересечения» с офсетом — около 1000–1500 экз.

Перспективы

Ключевой момент, благодаря которому типографии «Чеховский печатный двор» удаётся стабильно развиваться в нелёгкие для полиграфистов времена, — сильная диверсификация предприятия. Здесь используется и рулонный, и листовой офсет, и промышленная «цифра». В сочетании с мощной, современной и гибкой послепечатью этот симбиоз традиционных и цифровых технологий позволяет уверенно смотреть в будущее.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Рейтинг офсетных пластин 2024

В исследовании* термальных пластин приведена оценка некоторых формных материалов, которые широко используются в российских типографиях. Зачем это нужно и какую пользу это может принести, читайте прямо сейчас.

Сувениры — музеям

В 2019 году сёстры Анна Кистенева-Озтурк и Ксения Кистенева с подругой детства Екатериной Васильевой организовали мастерскую «Амма», где проводили мастер-классы. С 2020 года стали разрабатывать и производить сувенирную продукцию для самых разных компаний. Сегодня, как и пять лет назад, в команде — те же три человека.

Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024

За последние три года технология UV DTF-печати прошла путь от чуть ли не экспериментальной до получившей широкое распространение на рынке рекламной и сувенирной продукции. Она предполагает ручные операции, поэтому не рассчитана на массовое производство.

Работать легко

Дима Барбанель — междисциплинарный дизайнер, креативный директор, издатель, методист, партнёр и сооснователь «Мастерской» и DesignWorkout. Учился в Академии им. Штиглица в России и Fabrica в Италии. Увлечён макетированием и проектированием медиа. В 2019 и 2024 годах вошёл в число выдающихся профессионалов, формирующих креативный сектор экономики: «Moscow. 100 Most Creative Russians»*. Дима рассказал Publish о творческом пути, издательской деятельности и планах на будущее.

Возможности и самоотдача

Несмотря на то, что впереди ещё целый квартал 2024 года, предварительные итоги профессионального года подводит руководитель направления индустриальной печати Konica Minolta Kazakhstan Михаил Тарновский.



Новый номер

Тема номера: Производительность труда в типографиях. Очередная модель в этикеточной линейке DARUI. LABEL SOURCE YTP-F6-370-10C. УФ-гибриды DOCAN. Прошлое и будущее G!DIGITAL. Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024. «Новое всё» на PRINTECH 2024.



Что вы делаете для пожарной безопасности у себя на предприятии?
регулярные пожарные учения с сотрудниками
33%
33 %
проверка огнетушителей
67%
67 %
отделение склада бумаги и продукции от производства
17%
17 %
обучение персонала
33%
33 %
регулярное техническое обслуживание оборудования
50%
50 %
регулярный инструктаж персонала
50%
50 %
борьба с захламлением в цехах
75%
75 %
проведение внешнего аудита
25%
25 %
установка пожарной сигнализации
75%
75 %
использование огнестойких материалов
25%
25 %
Проголосовало: 12