101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Web-to-print: способы реализации

  • Марсель Шарифуллин
  • 23 июля 2015 г.
  • 9612
Практических вопросах внедрения технологии w2p.
 

В первой части статьи (http://www.publish.ru/articles/201505_20013411; Publish № 5, 2015) было приведено общее понятие о технологии w2p, перечислены её достоинства и недостатки по сравнению с традиционной организацией полиграфического бизнеса. Теперь поговорим о практических вопросах внедрения.

Два основных способа реализации w2p

Для начала классифицируем существующие решения w2p. По местоположению и правам собственности на программное обеспечение (ПО), все технологии w2p можно разделить на две большие группы:

1) Собственные решения w2p полиграфических предприятий. В этом случае программный код w2p находится в собственности типографий и располагается на арендуемом ими хостинге и серверах. Как правило, такие w2p-решения являются составной частью крупных программных проектов предприятия, включающих в свой состав АСУП (автоматизированные системы управления предприятием), CRM (программу управления клиентской базой) и другие инструменты по контролю и управлению всеми рабочими, кадровыми, финансовыми, управленческими, складскими, транспортно-логистическими и другими процессами на предприятии. Обязательной составной частью таких проектов являются и CMS-системы администрирования интернет-сайта предприятия со всеми необходимыми атрибутами: привлекательным дизайном, интернет-магазином, онлайн-редактором заказов, маркетинговыми элементами, системой сбора статистики, интерактивным интерфейсом для посетителей и службы поддержки.

Такой способ внедрения w2p видится более естественным для типографий, хотя он сопряжён с большим риском, затратами денежных средств и времени руководителей полиграфических предприятий на его внедрение. В техническом плане собственное ПО может быть либо уникальным и специально разработанным для данного предприятия с помощью своих или привлечённых программистов, либо построенным на базе покупных w2p-программ с настроенными под индивидуальные потребности типографии инструментами и шаблонами. В любом случае, сложностью здесь является поиск специалистов, хорошо владеющих не только программированием, но и знающих тонкости полиграфических технологий, а также делопроизводство и правила функционирования производственных бизнес-предприятий.

2) W2p на базе решений сторонних ИТ-фирм, предоставляющих ПО в аренду по принципу Software as a Service (SaaS). В данном случае именно ИТ-фирмы являются собственниками ПО w2p. Они прогоняют весь поток полиграфических заказов через свои серверы и предоставляют инструмент взаимодействия между типографиями-клиентами и их конечными заказчиками, обеспечивая их макетами, техническими заданиями и другой исходной информацией, а с другой — обратную связь предприятий-изготовителей печатной продукции с клиентами для уточнения параметров их заказов и доставки готовой продукции адресатам.

Обычно вендоры ПО предоставляют своим клиентам интеграцию с платёжными системами, в которых у типографий есть свои аккаунты. Деньги от заказчика напрямую поступают типографии, а те ежемесячно перечисляются ИТ-фирме фиксированные арендные платежи и оговоренный процент за выполненные заказы.

Принцип SaaS в полиграфии начал воплощаться в жизнь не так давно — по мере совершенствования облачных интернет-технологий. Здесь все ноу-хау w2p остаются в собственности разработчиков, специализированных ИТ-фирм, а современные методы интернет-программирования позволяют скрывать подобные посреднические схемы. Для этого отдельные w2p-страницы или фреймы (части веб-страниц) от ИТ-фирм могут встраиваться в оригинальные сайты типографий-исполнителей заказов и выглядеть как естественные их составляющие. Или весь сайт типографии (т. е. совокупность дизайна, контента, шаблонов полиграфии, логики работы) может быть целиком разработкой ИТ-фирмы по техническому заданию типографии. ИТ-фирма также предоставляет платформу интернет-магазина, на которой это всё будет работать, облачное серверное пространство, хостинг, администрирование и сервисную веб-поддержку, а также маркетинговое продвижение и рекламу сайта.

Арендуемый w2p-проект может быть независимым и законченным решением или интегрироваться с уже существующими у типографий АСУП, ERP и MIS-системами с помощью XLM-протоколов (через механизм публичного API). Отметим сложность правильной стыковки этих систем, чтобы не было рассинхронизации ПО или «бутылочного горлышка», тормозящего работу всей типографии. В России пока нет таких успешных решений.

Сравнение этих способов

SaaS имеет следующие преимущества перед собственным w2p-решением типографий:

На порядки меньшая стоимость разработки, отсутствие необходимости «изобретать велосипед» и содержать собственный штат профессиональных программистов, веб-дизайнеров и других высокооплачиваемых w2p-специалистов в каждой типографии.

Значительно меньший срок создания и внедрения w2p-проекта. Если собственное решение обычно воплощается в жизнь типографиями в течение долгих лет, то внедрение решения SaaS может занимать считанные недели или месяцы.

Сопутствующие дополнительные услуги по хостингу, веб-дизайну, администрированию, маркетинговому продвижению интернет-сайта на более высоком профессиональном уровне, чем это может себе позволить средняя типография. Экономия за счёт получения сборного комплекса услуг «в одном флаконе».

Автоматическое постоянное обновление и совершенствование ПО, резервирование, защита данных и другая квалифицированная техническая поддержка без дополнительных финансовых затрат от типографии.

Возможность оплаты за оказанные услуги SaaS пропорционально объёму принятых и обработанных типографией заказов, т. е. доходов, полученных с помощью технологий w2p. Меньший риск разориться при неудачном старте проекта.

Думается, что последний довод особенно важен для начинающих или небольших w2p-типографий.

Поэтому развитые w2p-типографии по возможности выбирают комбинированную систему оплаты за аренду w2p ПО с большей фиксированной ежемесячной ставкой и меньшим процентом с выполненных заказов.

Главным же достоинством собственных w2p-решений перед SaaS для типографий, кроме низкой себестоимости выполнения заказов, является полная защищённость своего бизнеса, гибкость в принятии решений и развития функционала проекта, специфичного для данной конкретной типографии, и перспективы его успешного развития. Дело, конечно, не в том, что заказы, клиентская информация или денежные средства могут не дойти с сайта до типографии. Такой сценарий маловероятен, так как ведёт к большим репутационным потерям ИТ-фирмы. Чтобы не было конфликта интересов и опасений клиентов о сохранности своих баз данных, дальновидные вендоры ПО обычно не создают собственный печатный бизнес. Просто типография с собственным w2p-решением может быстрее развиваться, не боясь конкуренции.

Автоматическое улучшение ПО для всех клиентов, с одной стороны являясь достоинством SaaS, с другой обесценивает усилия инициативных типографий, совершенствующих свои w2p-проекты. Их идеи и ноу-хау достаются, в том числе, и их прямым конкурентам.

Вообще любой бизнес надёжнее, когда он зависит от собственного менеджмента предприятия, а не сторонних партнёров с монопольными правами на его ключевые части. Клиенты SaaS в страшном сне могут представить будущее своего бизнеса при банкротстве или потере интереса ИТ-фирмы к этому проекту.

Существующие примеры реализации w2p

Число доступных для полиграфических предприятий решений w2p уже исчисляется сотнями наименований и продолжает расти. Список всех разработчиков невозможно перечислить из-за растущего их количества и закрытости информации от преуспевающих типографий. Желающие смогут найти необходимую информацию в интернете (автор в силу известных причин не имеет такой возможности). Среди наиболее известных w2p-решений — разработки Accura, Agfa, Avanti, Fujifilm, EFI, EonCode, HP, Konica Minolta, Kodak, PageFlex, Pressero, Sistrade, Xerox и многие другие.

Не комментируя качество, отметим лишь немалую стоимость такого ПО. Минимальный ценник проверенных зарубежных w2p-проектов стартует от 30 тыс. евро. Также существуют интересные решения, позволяющие собирать w2p-заказы от посетителей социальных сетей, например, программа Store Facebook Connect от XMPie.

Полноценных «самописных» решений w2p, подобных Vistaprint.com, в России пока очень мало: 24ргint.ru, cafeprint.com, fastprint.info, netprint.ru, onlineprint.ru, printclick.ru, zazzl.com. В то же время существует множество типографий, реализовавших у себя технологии w2p частично. Например, замечательные онлайн-калькуляторы полиграфических заказов от типографий «Палладин» или «Формула цвета», которыми пользуются не только их клиенты, но и менеджеры конкурирующих типографий.

В качестве примера приёма заказов через интернет без дизайнеров и менеджеров можно привести тульскую типографию «Борус», самостоятельно написавшую себе w2p-модуль и открывшую сайт www.borus-print.ru с точками выполнения заказов в Москве, Туле и Орле. Любой посетитель сайта может прямо в своем браузере сверстать себе визитную карточку, печать, штамп и другую продукцию, оплатить заказ онлайн с помощью платёжных систем, а через некоторое время получить заказанное курьером или по почте у себя дома. За небольшой период времени с момента открытия услугами сайта воспользовались уже 2700 заказчиков, и поток таких прогрессивных клиентов растёт с каждым месяцем. Директор «Борус» Михаил Тенцер, имевший опыт работы со сторонними проектами и сервисом SaaS, уверен, что наиболее надёжным может быть только w2p-решение, написанное собственными программистами предприятия. W2p-сайт позволил этой типографии запустить проект по недорогой сборной печати цветных листовок и флаеров А4 на полноформатной офсетной машине. Сейчас у них стабильно собирается по два сборных спуска формата А1 в неделю.

С другой стороны, успешность подхода SaaS можно проиллюстрировать проектом томской фирмы PixlPark, создавшей прекрасный облачный w2p-сервис и охватившей с его помощью более ста типографий и фотосалонов России и ближнего зарубежья. Pixlpark содержит следующие основные модули: управление сайтом и интернет-магазином, онлайн-редактор для полиграфической и фотопродукции, настройки уведомлений через email и sms, доставки и формы оплаты заказов (наличными при получении, с личного счёта клиента, банковским переводом, квитанцией Сбербанка и др.), развитую систему управления пользователями CRM (ведение клиентской базы, истории заказов, индивидуально настраиваемого уровня доступа к сайту) и заказами (создание и редактирование заказов непосредственно на сайте, формирование сопроводительных документов в PDF, HTML, EXCEL), маркетинговые инструменты (поддержка Google Analytics и «Яндекс.Вебмастер», сервиса рассылок, SEO-оптимизация сайта, хранение дизайнов в личных кабинетах клиентов для повторных заказов, партнёрские и бонусные программы).

Со слов директора Pixlpark Виктора Вахитова, с помощью их сервиса любая типография может легко создать собственный сайт и начать продавать через него фотопечать, интерьерную печать, фотокниги, фотокалендари и другую популярную полиграфическую продукцию и сувениры. Типовые расценки на решение PixlPark составляют порядка 50 тыс. руб. в качестве стартового платежа и помесячной комбинированной оплаты, составленной из 3–12 тыс. руб. фиксированной части и 2–5% от суммы пройденных через систему заказов, в зависимости от выбранного заказчиком тарифа.

Дерзайте!

Завершим статью тем же, чем и начали её в прошлой колонке. Кризисный период хорош тем, что заставляет владельцев типографий серьёзно задуматься об их бизнесе, корректировать тактические и стратегические планы развития предприятий.

Вторжение интернета в традиционные сферы бизнеса, такие как торговля книгами, электроникой, продуктами и другими мелкими товарами, бронирование авиабилетов, туров и гостиниц, общеизвестно. Крупнейшие интернет-магазины уже становятся серьёзной угрозой для традиционного ритейла и демонстрируют просто бешенные темпы роста. В Европе и США, например, доля онлайн-торговли уже составляет более 7% от всех продаж и возрастёт до 10% к 2017 г. В России же доля торговли через интернет достигла 645 млрд руб. в прошлом году. Эти цифры демонстрируют огромный потенциал отечественного рынка электронной торговли в самых разных её ипостасях.

Проблемы издательств, в последние годы устойчиво теряющих своих подписчиков и тиражи своих изданий, не обсуждает только ленивый. Думаю, что традиционная полиграфия также может вскоре оказаться под мощным прессом веб-технологий. Вопрос только во времени, когда это случится: через пару, десяток или несколько десятков лет. Не исключена также вероятность вторжения на российский рынок сервиса Vistaprint.com, последовательно покорившего немецкий, голландский, австрийский, итальянский, испанский и др. рынки, или других крупных западных w2p-компаний. Поэтому отечественным типографиям, думающим о w2p, уже сейчас надо выводить клиентов в свой онлайн — пока это не сделал западный конкурент. Сторонникам традиционных типографских традиций заметим, что в последние 3-4 года лидерами онлайн-ритейла становятся, как ни странно, крупнейшие офлайн торговые сети. Так что для любой типографии путь в w2p не заказан.

В то же время к покорению онлайн-вершин надо подходить с холодным рассудком. W2p — не панацея и сама по себе не решит всех проблем типографий. Надо понимать, что это лишь средство автоматизации и ещё один канал для привлечения клиентов и выхода на рынок В2С. Без должной подготовки персонала, изменения маркетинговой политики и организации производства технология w2p не способна принести успех. От пионеров потребуется полностью изменить подходы к своему бизнесу, серьёзно заняться продвижением сайта типографии, таргетированием рекламной компании, расширением номенклатуры предлагаемой онлайн-продукции и увеличением среднего чека заказов, повышением конверсии посетителей сайта и другими вопросами, казалось бы далекими от полиграфии. Без этого, например, прибыль на изготовлении стандартных наборов визитных карточек может не покрыть даже стоимости клика заказчика, не говоря уже о других издержках проекта. В данный момент минусы w2p-технологии, подробно перечисленные в первой части статьи, и грандиозность задачи отпугивают полиграфических инноваторов. Но все проблемы решаемы по мере неизбежного изменения менталитета потенциальных заказчиков.

Призываю прогрессивных руководителей полиграфических предприятий отвлечься от текущих проблем и задуматься о перспективе. Если начинающим w2p-типографиям непосильны полноценные «самописные» решения, то можно попробовать стартовать с сервиса SaaS или внедрения некоторых отдельных элементов w2p-технологий, перечисленных в первой части статьи. Аппетит придёт во время еды!

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Опыт коллаборации «РоСК» и «ППФ»

Типографию «РоСК» и компанию «ППФ» объединяют давние партнёрские отношения. За спиной годы сотрудничества и интересных, сложных проектов. «РоСК» — офсетная типография, специализирующаяся на полном цикле производства картонной упаковки: от разработки дизайн-проекта до сложных видов финишной отделки. «ППФ» — компания, специализирующаяся на производстве готовых решений и разработке новых технологий тиснения. В арсенале «ППФ» широкий ассортимент фольги для отделки полиграфической продукции, инструмент для тиснения, а также оснастка для приладки. Планы организовать творческую коллаборацию зрели давно, и наконец у нас всё сложилось.

Флексо-счёт

Считаем себестоимость во флексографской печати — как?

Пути листового офсета

Отечественная полиграфия воодушевляюще успешно переносит санкционное давление. Казавшимся незаменимыми расходникам всё же нашлись замены на азиатском рынке. По реально незаменимым запчастям проложены каналы поставок. Целиком построенные ещё недавно на западных решениях цифровая печать и флексография с неожиданной лёгкостью перешли на китайские и, местами, индийские аналоги. Но есть листовой офсет — пожалуй, единственный крупный сегмент полиграфии, где решение пока не найдено. О возможных вариантах и поговорим.

Очень тонкая грань

Что такое печатное искусство, тиражная графика, printmaking?

Сто дней до drupa

Во время написания этой статьи до drupa 2024 оставалось чуть больше ста дней. Сразу после пандемии COVID-19 было много разговоров том, что традиционный формат выставок себя изживает и от него будут постепенно отказываться. Многие задавались вопросом, не ознаменует ли пандемия конец торговых ярмарок, на которых компаниям всё труднее оправдывать расходы, а посетителям — находить время для их посещения. Однако прошлогодний успех европейской Labelexpo, Printing United в США и специализированных выставок в Китае показал, что «пациент» скорее жив, чем мёртв.



Новый номер

Выставка UPAKEXPO. Флексо-счет. CYAN-огонёк 2023. Медиа о дизайне. Тренды брендинга 2024. «РоСК» и «ППФ». Год нарастания конкуренции. Текстильные профессионалы. Очень тонкая грань. Инновации в ламинации. PUBLISH EURASIA: «Квинта Принт», QAZPACK 2023.



Имеет ли смысл сегодня заходить в сектор упаковки "с нуля"?
    Проголосовало: 43