101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Лак лично в руки

  • Юрий Захаржевский
  • June 3, 2015
  • 9467
Печатная продукция со сплошным и выборочным лакированием, а также текстурированной поверхностью оказывает на потребителя воздействие, на которое не способны электронные средства коммуникации. А цифровые технологии делают возможными даже персонализированные сообщения… лаком.

Предыдущий специальный обзор (Захаржевский Ю. Лак по требованию // Publish № 7–8, 2012; http://www.publish.ru/articles/201207_20011554) о возможностях «цифрового» лакирования вышел почти три года назад. Под «цифровым» лакированием мы имеем в виду возможность отделки отпечатков по требованию и персонализированной, а не уменьшенные (пусть и более автоматизированные) варианты традиционных лакировальных машин, которыми пользуются в некоторых цифровых типографиях.

С тех пор выбор решений для лакирования персонализированной или малотиражной продукции стал шире.

Тонерный лак

В устройствах, основанных на электрографической технологии, для лакирования используют сухой или жидкий прозрачный тонер.

Одна из первых доступных ЦПМ с этой возможностью, довольно давно присутствующая на рынке, — Canon imagePRESS C1+. В промышленном секторе среди первопроходцев были HP Indigo с прозрачным жидким тонером HP ElectroInk Transparent, впервые представленным для моделей HP Indigo 7XXX Series III, и Kodak, показавшая прозрачный тонер Clear Dry Ink для пятой секции Nexpress в 2008 г.

В последние годы выбор в этой области растёт. Например, не так давно мы тестировали принтер OKI ES9541 (Захаржевский Ю. OKI ES9541 // Publish № 12, 2014; http://www.publish.ru/articles/201412_ 20013355), на котором, кроме четырёх стандартных цветов, можно, по выбору, печатать белилами или лаком. Такая же возможность имеется у ЦПМ Ricoh Pro C7110SX (Захаржевский Ю. Ricoh Pro C7110SX // Publish № 5, 2015), о которой мы рассказали в прошлом номере.

Одна из ведущих типографий России «АртСервис Лтд», имеющая в своём парке оборудования HP Indigo 7600, активно предлагает своим клиентам печать с эффектом выборочного лакирования Raised Print для создания продукции премиум-класса

В технологии печати прозрачным тонером у Xerox Color 800/1000 Press со времени написания обзора по этой ЦПМ (см. обзор в Publish № 12, 2013; http://www.publish.ru/articles/201312_ 20013169) появилось несколько новшеств, направленных на облегчение подготовки макетов для выборочного лакирования — к сожалению, этот этап работы оказывается одним из самых проблемных. Разработчики Xerox стараются помочь пользователям. Теперь на машинах Xerox Color 800/1000 для покрытия прозрачным тонером одним щелчком можно назначить один или несколько элементов. Например, все векторные объекты (логотипы, плашки, другие элементы корпоративного стиля); все растровые объекты (фотографии, иллюстрации); все смесевые цвета или всю страницу целиком. Настройки может задать оператор прямо в ПО в контроллере печати — вносить изменения в макет не требуется. Появилась возможность печати прозрачным тонером и в несколько проходов для создания эффекта рельефного, фактурного лакирования. И в этом случае есть инструмент для облегчения предпечатной подготовки: с помощью Fiery Image Enhance Visual Editor можно быстро создать слой в макете для конкретной фотографии.

Один из важных вопросов — оценка затрат на использование прозрачного тонера (и других специальных красок) перед печатью. Эта проблема решена при помощи инструмента Fiery Smart Estimator.

Пользователи HP Indigo, начиная с модели Indigo 7XXX Series III, тоже имеют возможности выборочного и сплошного лакированая продукции, создания рельефных сюжетов — разумеется, в этом случае тонер жидкий, как и прочие на этих цифровых офсетных печатных машинах. Преимущество HP Indigo перед конкурирующими моделями с сухим тонером — способность наносить лак в несколько слоёв без повторного прогона бумаги: лист просто совершает несколько оборотов на печатном цилиндре. Это повышает скорость многослойного лакирования и обеспечивает идеальное совмещение. Максимальная толщина наносимого слоя составляет 50 мкм.

К сожалению, декоративный эффект от тонерного цифрового лака, особенного однослойного, пока что не может сравниться с УФ-лакированием, а в большинстве случаев — даже с эффектом от водно-дисперсионного лака. Чтобы действительно получить заметный результат, надо заранее тщательно подбирать запечатываемый материал и сюжеты, о чём мы уже писали в обзорах такого оборудования.

За что любят цифровой лак…

 

Алексей Агарков, менеджер по маркетингу продукции «Xerox Евразия»:

За время своего существования печать прозрачным тонером завоевала достойное место в ассортименте услуг цифровых типографий. Причём применяется он достаточно широко в различных сегментах полиграфии. Так, при печати фотопродукции используется сплошное покрытие прозрачным тонером — фотографии получаются более глянцевыми, тональные переходы выглядят более равномерно, а отпечатки по внешнему виду приближаются к изделиям, изготовленным по классическому фотопроцессу. Самые взыскательные заказчики и профессиональные фотографы, доверяющие изготовление своих художественных альбомов арт-партнёру Xerox компании «ПроЛаб», тому подтверждение.

Прозрачный тонер широко используется при создании защищённой продукции, например, с помощью микротекста. За примером далеко ходить не надо: все сертификаты, которые выдаёт учебный центр Xerox, защищены от подделок с использованием прозрачного тонера.

При изготовлении рекламной продукции на первый план выходит выборочное лакирование. Особенно эффектно выглядят отпечатки, покрытые матовым ламинатом, поверх которого нанесён прозрачный тонер для выделения отдельных элементов изображения. Широкие возможности Xerox Color 800/1000 Press по работе с различными материалами, точное сведение лица с оборотом и возможность подстройки оператором параметров печати позволяют легко выполнять подобные работы. Xerox продолжает развитие этой технологии.

Настоящий УФ-лак

Специализированные машины для струйного УФ-лакирования, позволяющие персонализировать отпечатки, появились в России относительно недавно и широкого распространения не получили. Известность приобрели инсталляции Scodix1200 в типографии «Вишнёвый пирог» и MGI JETvarnish в полиграфическом центре ФГУП «Издательство “Известия”» (подробнее см. Захаржевский Ю. УФ-лакирование будущего: гибкость «цифры», точность офсета // Publish № 7–8, 2013; http://www.publish.ru/articles/201307–08_20013085).

Между тем за рубежом такие устройства пользуются спросом для послепечатной обработки у шелкотрафаретчиков, производителей фотокниг и книг по требованию. На них лакируются обложки, визитки, открытки, упаковка. Можно использовать как сплошное, так и выборочное лакирование, а также создавать 3D-эффекты (на версии JETvarnish 3D). На выставке IPEX-2014 в Лондоне была продемонстрирована JETvarnish 3D Evolution T Option. Она позволяет производить лакировку толщиной 300 мкм за один проход с установленной опцией T3. Производительность стандартной конфигурации устройства JETvarnish 3D можно удвоить (T2) или утроить (T3). В режиме 3D-эффекта производительность машины с опцией Т3 доходит до 2400 листов формата В2 в час, а при обычной УФ-лакировке — 3000 листов В2 в час.

Почему этих машин инсталлировано у нас так мало, несмотря на великолепный, по сравнению с лакированием сухим тонером, эффект? Возможно, роль играет их «избыточность» для большинства цифровых типографий: «цифровики» не готовы платить весьма солидные деньги за устройство второго формата. Например, у JETvarnish 3D максимальный формат бумаги — 52×105 см. Между тем инсталляции ЦПМ второго формата в России пока что ограничились 1 (одной) машиной. Производительность у этих лакировальных устройств, конечно, тоже замечательная, но многие ли из наших типографий смогут загрузить такую машину? Да и места они занимают немало. А если иногда и возникает необходимость лакирования отпечатка, размер которого превышает обычный, можно обратиться за помощью к коллегам, такое оборудование уже имеющим.

Эффект выборочного лакирования на устройствах MGI JETvarnish 3D делает готовую продукцию более привлекательной, превращая обычный оттиск в особенный, высокомаржинальный продукт

В связи с этим интерес для наших полиграфистов может представлять появление в 2014 г. более компактного и доступного устройства MGI JETvarnish 3DS меньшего формата (см. Терентьев И. Блестящие перспективы // Publish № 1–2, 2015; http://www.publish.ru/articles/201501-02_20013377). При этом меньшего — не значит маленького: его максимальный формат — 364×1020 мм, что более чем достаточно для большинства ЦПМ и позволит лакировать упаковку, суперобложки и т. п. сравнительно крупноформатную (для «цифры») продукцию. По сравнению со старшей моделью у варианта S меньше не только формат, но и скорость, а также максимальная плотность бумаги: 450 против 600 г/м2. Но для тех, кто лакирует именно цифровые оттиски, это вполне достаточная плотность: не на каждой ЦПМ запечатаешь такой картон. Что действительно огорчает, так это уменьшение максимальной толщины лакирования — до 100 мкм.

Наши

У компании «Времена года» принтеры с функцией УФ-лакирования появились в модельном ряду с середины 2013 г.: BIGPRINTER UV2033PM и BIGPRINTER UV2031iPS. Как говорит директор компании по маркетингу Сергей Белокуров, каждый второй УФ-принтер BIGPRINTER продаётся с функцией печати УФ-лаком (что, конечно, меньше, чем продажа УФ-принтеров с функцией печати белыми чернилами — 99% продаж). Из интересных примеров Белокуров назвал изготовление репродукций картин одним из клиентов в Санкт-Петербурге: в некоторых случаях для них требуется глянец.

Примеры лакирования на принтерах SUN Universal UV–LED. Часто они применяются именно для печати по деталям мебели и интерьера

Производственная компания «САН» выпускает не только гибридные принтеры (см. Захаржевский Ю. SUN Universal UV–LED 2.5 PRO // Publish № 10, 2014; http://www.publish.ru/articles/201410_20013330), но и УФ-отверждаемые чернила под торговой маркой SunFlower UV–LED. Они предназначены для различных типов печатающих головок Konica Minolta, XAAR, Spectra с размером капли от 14 до 80 пл. Среди них имеется и лак. Директор по продажам компании Арик Петросян проинформировал, что в 2014 г. компанией инсталлированы 6 широкоформатных принтеров Sun Universal UV–LED, укомплектованных восьмью печатающим головками для печати по схеме CMYKLCLMW + лак.

 

Изображение + УФ-лак

На самом-то деле цифровое УФ-лакирование применяется у нас давно и широко, но совсем в другом секторе — среди тех, кто занимается сувенирной продукцией, рекламными конструкциями, малотиражной упаковкой, интерьерной печатью. Для этого применяются планшетные УФ-принтеры. Разумеется, в первую возможность наносить лак на изделия привлекла внимание тех, кто занят «сувениркой», поскольку задача привлечь внимание в этой нише стоит особенно остро, а расход лака (и, следовательно, его стоимость) на одно изделие не так уж и велик. Важно, что, в зависимости от режима сушки, один и тот же лак может быть на выходе как матовым, так и глянцевым.

Когда нет, но очень хочется

На некоторых моделях УФ-принтеров (производства компаний «Времена года», HP, Inca Digital и EFI) есть интересный способ выйти из положения, когда лака на принтере нет, а эффект получить необходимо. Эффект выборочного лакирования получается за счёт печати разных участков изображения с разными режимами сушки. В результате одни участки получаются матовыми, другие — глянцевыми. Конечно, эта функция не заменит УФ-лак, но на определённого рода изображениях она поможет очень достойно выйти из положения. Можно говорить и об экономии на лаке при такой технологии печати — если, конечно, не учитывать стоимость рабочего времени.

Модели с лаком есть сейчас в ассортименте практически всех производителей планшетных и гибридных УФ-принтеров: Agfa, Durst, EFI, Gandy Digital, HP, Mimaki, Mutoh, Roland DG и др.

Опция лакирования есть на всех УФ-принтерах Mimaki: JFX500–2131, JFX200–2513 (подробнее см. Захаржевский Ю. Mimaki JFX200–2513 // Publish № 9, 2014; http://www.publish.ru/articles/201409_20013296), UJF-6042 (Захаржевский Ю. Mimaki UJF-6042 // Publish № 7–8, 2013; http://www.publish.ru/articles/201307–08_ 20013084), UJF-3042FX/HG, UJV-160, а также на моделях, уже снятых с производства.

Руководитель отдела продаж сольвентных и УФ-принтеров компании «РуссКом Праймтех» Сергей Головченко рассказал, что малоформатных моделей с апреля 2010 г. было продано около 400 штук, примерно 70% из них — с лаком, в т. ч. практически все модели для сувенирного направления. Что касается крупногабаритной техники, то процент продаж моделей с использованием лака невелик, с начала 2009 г. по настоящее время продано около 200 принтеров, из них только 15–20% — с возможностью лакировки.

Roland DG конкурирует с Mimaki в секторе сувенирных принтеров с моделями Roland Versa UV LEF-12 (см. обзор в № 6, 2012; http://publish.ru/articles/201206_19971418) и Roland Versa UV LEF-20 (№ 5, 2014; http://www.publish.ru/articles/201405_ 20013243). Кроме этих небольших принтеров, рассчитанных в основном на «сувенирку», есть и Roland LEJ-640F с максимальным форматом запечатываемого материала до 1,6×3,3 м. Принтеры Roland имеют, кроме прочих преимуществ, набор из нескольких десятков готовых текстур для 3D-эффектов — как и в случае с тонерными системами, одной из проблем декоративной отделки является слабая подготовка дизайнеров.

Новая для российского рынка модель сувенирного принтера Mutoh ValueJet 426 UF уже покорила заокеанских пользователей, за что была признана лучшей новинкой прошедшего года в своей области на выставке ISA и получила приз EDP Awards 2015. Как и прочие струйники Mutoh, данная модель оснащена технологией волновой печати — i2 для борьбы с полошением. Благодаря формату 483×329 мм она должна оказаться серьёзным конкурентом для Mimaki UJF-6042 и Roland Versa UV LEF-20.

Среди принтеров с возможностью лакирования, в т. ч. с рельефной поверхностью, можно также упомянуть swissQprint: большие, дорогие и качественные аппараты, число инсталляций которых в России, к сожалению, можно пересчитать по пальцам одной руки. Евгений Кузнецов из компании «ЛРТ» (эксклюзивный дистрибьютор swissQprint в России) напомнил, что эти принтеры — единственные, которые могут печатать сферическую линзу непосредственно на оргстекле, что даёт крайне интересный эффект. Эта технология была отмечена призом EDP Awards 2014.

Заключение

Пока что в России среди всех устройств для цифрового лакирования находят применение в основном УФ-принтеры с соответствующей опцией. Струйные лакировальные устройства для ЦПМ распространения не получили, и, похоже, их очередь настанет не скоро — судя по текущей ситуации в нашей полиграфии. Если же обложка книги по требованию или партия открыток требует выборочного лакирования, то его, в конце концов, можно сделать у коллег, имеющих планшетный УФ-принтер соответствующего формата. Но, по мере роста объёмов выпуска подобной продукции, обязательно будет расти интерес к специализированным решениям.

К сожалению, такая интересная возможность, как персонализация цифровым лаком, на практике в России используется мало. Здесь может помочь сотрудничество с рекламными агентствами, которые находятся в постоянном поиске нестандартных и пока не набивших оскомину решений для своих клиентов.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Семейные чернила

Философия германской Marabu — одного из ведущих мировых производителей печатных красок и чернил для цифровой печати — следует двум принципам: максимально возможному качеству продуктов и максимальной безопасности для человека и окружающей среды при использовании на всех этапах — от производства до конечного потребления. Как эти принципы помогают компании оставаться в тренде, о новых точках роста и о том, как создаются новые чернила, рассказывает директор по региональным продажам направления цифровой печати концерна Marabu Франк Мишо.

Цифровой декор этикетки с Haotian HTS 330-VF

Haotian HTS 330-VF способна выполнять цифровое сплошное и выборочное 3D-декорирование объёмным лаком и фольгой.

Холодное тиснение для цифровой рулонной этикетки

Отделочная линия Zonten ZMQ-370 предназначена для отделочных работ по этикетке, отпечатанной в первую очередь цифровым, а также офсетным или флексографским способом.

Место правильных вопросов

Надо сказать, что второй по счёту #неФОРУМ в Сочи стал более масштабным, массовым, и такая динамика и тенденция говорят о том, что существующие на сегодня проблемы, вопросы, которые стоят перед производителем наружной рекламы, становятся всё острее, актуальнее, потому что государство увеличивает надзор за деятельностью бизнесменов и предпринимателей. И это может стать поводом для объединения в профессиональные сообщества.

Тенденции в материалах для стильной упаковки

На прошедшей в июне отраслевой международной выставке RosUpack/Printech 2024 производители и поставщики материалов для упаковки и этикетки демонстрировали свой ассортимент, включающий новинки дизайнерской бумаги и картона, предназначенных в первую очередь для продукции премиального сегмента.



Новый номер

Тема номера: Много выставок. Демонстрация перспектив RosUpack/Printech 2024. AMD 360D. HanLabel Labstar 330S Hybrid. Что случилось на Printech. Что в активе Chembyo. Тенденции в материалах для стильной упаковки. Publish Eurasia: Типография-ориентир.



Как можно повысить производительность труда в полиграфии?
    Проголосовало: 67