2015.04.03, Автор: Юрий Захаржевский3904 прочтений

Фотоперсонализация в промышленных масштабах

Теги: HP HP Indigo Publish Zund Опрос номера Программное обеспечение Фотокниги Эксклюзив

 

Изготовление фотопродукции в массовом, всероссийском масштабе, как это реализовано в netPrint, было бы невозможно не только без обширного парка оборудования, но и без хорошо организованной и постоянно совершенствуемой информационной системы.

Московской компании netPrint (известна также как «Эксперт-фото») принадлежит львиная доля российского рынка фотокниг. Оценки существуют разные (к сожалению, оценки рынка полиграфической продукции по разным источниками существенно отличаются), но, вероятно, она выпускает более половины всей продукции такого рода в стране. Компания существует уже около 10 лет, и с самого начала была поставлена амбициозная цель: превратить её в ресурс № 1 по печати фото в России. Начинали с простых снимков. Затем появились фотокалендари и более сложный продукт — фотокниги. Наконец, освоили производство разнообразной сувенирной продукции.

IT-директор netPrint Константин Горелов считает, что фотокнига —  это более услуга, чем товар

IT-директор компании Константин Горелов считает, что фотокнига — это более услуга, чем товар, поскольку каждая из них имеет ценность только для своего заказчика. Если он окажется недоволен качеством исполнения, продать эту книгу будет уже невозможно. Поэтому качество фотопродукции должно быть безупречным. В netPrint оно обеспечено самым обширным в стране набором дорогостоящего оборудования для изготовления фотопродукции — как печатного, так и послепечатного. Например, мы уже рассказывали о крышкоделательной машине Kolbus DA 260 для твёрдого переплёта (см. Захаржевский Ю. Лучшая послепечать для фотокниг // Publish № 4, 2014; http://www.publish.ru/articles/201404_20013237). А недавно здесь запустили первую в России ЦПМ формата B2 HP Indigo 10000, что говорит как о масштабе предприятия, так и о его амбициях.

Большая часть оборудования имеется не в одном экземпляре, что обеспечивает надёжность и бесперебойность работы производства.

netPrint выпускает два вида фотокниг, принципиально отличающихся по методу производства. Страницы книг привычного полиграфического качества печатаются на цифровых офсетных машинах — используются несколько ЦПМ HP Indigo. Для книг на серебросодержащей фотобумаге используется классический процесс фотопечати, при этом развороты экспонируются целиком.

Исполнительный директор netPrint Илья Новичков рассказал, что после появления у компании в прошлом году такой уникальной для России печатной машины, как HP Indigo10000, в netPrint стали работать не только с частными клиентами, но и с типографиями, которым интересен такой формат при небольшом тираже

У каждого из этих способов печати есть свои преимущества. Фотобумага даёт самое «приятное глазу» изображение с плавными переходами, широким цветовым охватом и разрешением 400 dpi. Для печати фотографий оптимально: четкость и детализация на высоте. Особый способ двусторонней склейки позволяет получить плоские (lay-flat) развороты, а также добавить дополнительные картонные вставки для желающих получить особо плотные страницы.

Книги «стандарт», напечатанные на «цифровом офсете», отлично подойдут для векторного текста, изображений с высокой детализацией и иллюстраций с качеством, аналогичным качеству дорогих глянцевых журналов. Объём — до 200 страниц.

Масштаб и стандартизация приносят плоды в виде повышения рентабельности. При весьма умеренной стоимости обеспечено промышленное и, что важно, постоянное качество продукции. Через 2 дня после заказа на сайте клиент может получить 30 книг с различным наполнением — причём качество каждого экземпляра будет стандартно высоким.

Горелов называет такое производство «условно-массовым»: заказы, разумеется, индивидуальные, но форматы и другие характеристики изделий по большей части стандартные. Это не означает, что netPrint производит только изделия стандартного ряда. Желающие (обычно это профессиональные фотографы) могут получить книгу или альбом иного, чем у большинства, формата и с другими особенностями. Например, между слоями фотобумаги можно вклеить двойной картон, скруглить уголки, использовать обложки из натуральной кожи.

 

Всё, что начинается с «фото»…

В компании считают, что чем шире спектр выпускаемой продукции, тем лучше, поэтому увеличивают количество направлений работы. Кроме фотокниг, до сих пор пользуются немалым спросом обычные фото: как рассказал Горелов, иные клиенты заказывают по нескольку килограммов фотографий. Также у клиента есть возможность заказать фотооткрытки, фотокалендари, фотосувениры.

Фотосувениры растут по количеству и разнообразию: кружки, магнитики, футболки, пазлы, брелоки, «фотоконфеты» (конфеты в персонализированной коробке), футболки, чехлы для iPhone и т. п. Для оформления интерьера открыт ещё один проект — MYHOMEDECOR. Постеры, холсты в рамке, печать на пенокартоне делаются, в частности, с помощью двух планшетных УФ-принтеров swissQprint и режущего плоттера Zünd G3.

В последнее время удалось повысить и разнообразие фотокниг: расширен ассортимент сортов бумаги и видов обложек. Раньше такой богатый выбор был доступен только для профессиональных фотографов в специализированных типографиях.

Первая и пока единственная в России ЦПМ HP Indigo 10000 позволяет печатать постеры и календари формата А2 и В2 — как листовые, так и перекидные. Календари второго формата выглядят совсем иначе по сравнению с привычной цифровой продукцией. Теперь на одной странице можно разместить несколько фотографий: размер позволяет «не мельчить».

Общение с клиентом

Инструменты онлайн-редактора

Ничуть не менее важную роль, чем «железо», в фотобизнесе играет система общения с клиентами. Можно даже сказать — определяющую роль: неплохое оборудование имеют многие типографии, но без интерфейса, позволяющего собирать множество индивидуальных заказов, оно бессильно. Об этом говорят и наши опросы руководителей полиграфических компаний: специализированное ПО для общения с заказчиком, по их мнению, является критическим элементом для успеха фотобизнеса. И чем оно проще и понятнее, тем лучше будет результат.

Компании, производящие фотокниги, по-разному решают проблему поиска оптимального ПО: одни приобретают готовые решения, другие создают собственный продукт. В netPrint решили пойти по второму пути.

При помощи редакторов фотокниг netPrint пользователи без специальных знаний могут с удовольствием создавать макет, получить отличные книги, порадовать близких. Для профессионалов ограничений нет, подготовить вёрстку можно также с помощью Photoshop или других профессиональных программ.

Подавляющее большинство предпочитает использовать программы вёрстки, созданные самой компанией. Как рассказал Горелов, предпочтения делятся на две примерно равные половины: «Одни делают вёрстку с помощью нашего онлайн-приложения, другие скачивают нашу же программу для установки на свой компьютер. Это более приемлемые для обычного клиента решения, так как содержат готовые формы для создания фотоальбомов, в том числе более 40 готовых стилей оформления».

Интерфейс программы для загрузки фотографий из социальных сетей

Немаловажный фактор, играющий роль в привлечении клиентов, заключается в том, что человек, потративший время и усилия на дизайн и вёрстку книги или альбома, по ходу процесса приобретает желание получить готовый продукт — этот процесс отличается от собирания эфемерных «лайков» в социальных сетях. Поэтому программа вёрстки должна быть не только практичным, но и увлекательным инструментом.

Разумеется, пользователи по вовлечённости в процесс создания делятся на группы, отличающиеся временем и усилиями, которые люди готовы потратить на работу с фотографиями. Поэтому и ПО для них требуется разное.

Первый способ создать своё фотоизделие — «Экспресс»-редактор, в котором результат получается очень быстро и просто, т. к. пакет рассчитан на работу с готовыми макетами. Именно так обычно делаются сувениры, календари и открытки, которые часто используют в качестве подарков.

Следующая по сложности ступень — это онлайн-редактор, дающий большую свободу для самовыражения, не теряя при этом интуитивности. Фотографии размещаются на страницах выбранного клиентом стиля, к ним можно добавить декоративные элементы. Для удобства коллекции фонов, рамок и украшений собраны в тематические блоки. При этом не обязательно заканчивать проект в один присест: редактирование можно отложить и вернуться к нему позже, в удобное время. Например, получившийся макет можно выложить в социальной сети, а получив замечания друзей — внести в него правки перед печатью.

Именно через «Экспресс» и онлайн-редактор пользователи, «живущие в сети», могут выбрать вариант загрузки фотографий из своих альбомов, расположенных в Facebook, «Вконтакте», Яндекс, Instagram и Mail.ru, и напечатать персональные сувениры и фотокниги на сайте. Это, как говорит Горелов, не столько дань времени, сколько признание удобства такого способа. Хотя в общей массе продукции количество фотографий из соцсетей невелико. В частности, потому, что там не хранят фотографии в печатном качестве.

Слева — окна программы PRINTBOOK для офлайн-редактирования, справа — находящейся в стадии бета-тестирования PRINTBOOK 2.0

Третий уровень самостоятельного редактирования — офлайн-редактор PRINTBOOK, т. е. приложение (с вариантами для MacOS и Windows), которое надо скачать с сайта и установить на своём компьютере. Именно так работал редактор первого поколения, созданный в компании, — в те времена, когда каналы интернет-связи не были ещё достаточно скоростными и надёжными.

Но и сейчас примерно половина клиентов выбирают именно этот вариант. Например, он удобен, когда пользователь не желает загружать на сайт огромное количество фотографий, из которых потом только некоторые пойдут в печать, или хочет заняться редактированием во время поездки, когда связь периодически обрывается.

Опрос номера

Фотоперсонализация  в промышленных масштабах

С какой платформы клиенты предпочитают создавать и заказывать фотокниги?

 

Анна Мельник, руководитель проекта по фотокнигам Cherrybook типографии «Вишнёвый пирог» (Москва):

Некоторые клиенты, например профессиональные фотографы, предпочитают вёрсткой заниматься сами: в Photoshop, Illustrator и других программах. Но большинство частных клиентов (домохозяйки, школьники, студенты) предпочитают, разумеется, специальную программу, предназначенную для фотокниг: они скачивают её на нашем сайте.

Онлайн-версия редактора для вёрстки у нас сейчас в разработке. В ближайшее время планируем её выложить.

 

Павел Хазанов, заместитель генерального директора «Студии “НП-Принт”» (Санкт-Петербург):

Мы делаем фотокниги на своём производстве, но не используем какого-либо специального ПО для вёрстки книг. Дело в том, что нашими клиентами являются профессиональные фотографы, которые приходят к нам с готовой вёрсткой, либо компании-агрегаторы, которые собирают заказы, а нам, опять-таки, присылают готовые файлы для печати и дальнейшей обработки.

 

Денис Колесников, директор типографии iPrintIt (Москва):

Начало нашей компании было связано с продуктами Apple, поэтому в качестве офлайн-редактора наши клиенты чаще всего используют iPhoto этого производителя. Затем у нас появился собственный онлайн-редактор и количество клиентов, пользующихся им, быстро растёт: менее чем за 2 года половина пользователей перешла именно на этот способ создания фотокниг.

Количество клиентов, которые загружают изображения из соцсетей, у нас невелико. Связано это, по моему мнению, с тем, что этот путь часто сопряжён с ошибками: например, вместо полноценного изображения загружают превью.

От начала до конца: единая система

Горелов рассказал, что готового ПО для работы найти не удалось. В том числе и потому, что в netPrint изначально искали не просто средство для приёма заказов, а единую систему, объединяющую в одно целое все этапы: от заказа изделия клиентом в «личном кабинете» до выдачи ему готового продукта.

ПО охватывает всё предприятие: от страницы сайта, на который заходит клиент, до производственных цехов, бухгалтерии, отдела логистики и пунктов выдачи. Осуществляется постоянное отслеживание прохождения заказов.

На производстве процесс контролируется с помощью терминалов, оснащённых сканерами штрих-кодов, которые наносятся на каждый экземпляр изделий. Синхронизация заказов производится даже для нестандартных изделий, которые не печатаются на ЦПМ, а делаются, например, на фотолабах Noritsu.

Благодаря системе управления балансируется нагрузка на оборудование: если какая-то машина не работает из-за неисправности или профилактических работ, заказ на неё не поступает. ПО, управляющее производством, служит как бы верхним уровнем для ПО, связанного с оборудованием. Например, контроллеры печати ЦПМ HP Indigo, при всех своих достоинствах, скорее подходят всё же для изготовления тиражей, хотя и коротких, а не единичных экземпляров. Если отправлять на эти машины тысячи персональных заказов, оператору будет неудобно работать в существующем интерфейсе.

Такая услуга, как изготовление фотокниг и т. п. изделий, должна быть не только интересной и доступной по цене. Нужно обеспечить возможность быстрого получения продукта. К сожалению, при работе с регионами времени на доставку может уйти значительно больше, чем на само производство. Кроме того, необходимо позаботиться о сохранности изделия: нерасторопность и неаккуратность «Почты России» давно уже стали притчей во языцех. netPrint сотрудничает с различными курьерским службами, но главный канал распространения — пункты выдачи, которые разбросаны по всей России. Их уже более тысячи.

Совмещение блока с нужной обложкой в условиях массового производства выполняется с помощью  нанесённых на них штрихкодов

Полная автоматизация производства компании — неординарная задача уже в силу его масштабов. Для малой типографии заказ нескольких сотен единиц продукции может привести к авралу — в т.  ч. и из-за отсутствия хорошего ПО. В netPrint могут за сутки выдать на гора до 70 000 экземпляров фотокниг и сувенирной продукции. При этом «самописное» ПО имеет запас по производительности, легко масштабируется и может обеспечить слаженную работу всех участков при увеличении загрузки в несколько раз. IT-отдел ведёт работы по дальнейшему совершенствованию системы в соответствии со стратегическим планом компании. Текущий кризис, по словам Горелова, сказался на темпах роста, но не остановил его совсем. В прошлом году, несмотря на все проблемы, сезон оказался очень удачным — производство работало круглосуточно.

Серьёзность подхода к роли IT-отдела в netPrint видна уже из того, что на него приходится 20 из 150 сотрудников компании. Количество каналов выхода в интернет достигло четырёх: это способствует повышению надёжности системы и оптимальной маршрутизации. На случай форс-мажорных обстоятельств имеются даже аварийные генераторы: перебои с электричеством не должны быть замечены клиентами. В центре обработки данных компании хранится несколько петабайт фотографий более чем двух миллионов пользователей сервиса.

Горелов называет производство фотокниг наукоёмким бизнесом. Например, в компании были разработаны свои собственные библиотеки обработки графики, благодаря которым высокая производительность сочетается с оптимальным выполнением требований к качеству.

Подготовка изображений в большинстве случаев происходит в разработанном специалистами компании режиме «автоулучшения». Подход позволяет скорректировать экспозицию, оптимизировать цветность и резкость снимков, которые не всегда возможно сделать в оптимальных условиях. Да и камеры для съёмки используются самые разные, зачастую — с очень скромными характеристиками. Параметры «автоулучшения» разработаны на основе практического опыта, и в 95% случаев качество обычной, «бытовой» фотографии в этом режиме улучшается. Разумеется, для профессионалов есть возможность отключить его.

Горелов считает, что в секторе фотопечати при самом лучшем оборудовании ничего не получится, если у компании не хватает серьёзных инвестиций или «политической воли» для разработки и внедрения необходимого ПО. Похоже, в netPrint всего этого в достатке…

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Mimaki UJF-3042 MkII

    UJF-3042 MkII

    Разработчик: Mimaki

    Оценка: 5/5

     

  • Японско-немецкое предприятие

    Европейская штаб-квартира Horizon как демонстрация сочетания лучших черт, которые мы традиционно приписываем немецким и японским машиностроителям: от умения работать с металлом до разработки передовой электроники.

    В конце марта 2017 г. крупная немецкая типография Onlineprinters пригласила European Digital Press Association (EDP), в которой Россию представляет Publish, провести на своей базе ежегодную генеральную ассамблею.

     

  • Точки контакта: «Дайте жалобную книгу!» Получаем обратную связь и собираем отзывы (часть 9)
     

    Отзывы клиентов о работе с типографией — это логическое продолжение работы с обратной связью от заказчиков. Эти два практически бесплатных инструмента можно рассматривать как в паре, так и независимо друг от друга.

    Менеджеры типографий, как правило, не задают клиентам вопросы о качестве после отгрузки тиража. Если последних что-то не устраивает, они звонят сами. В этом есть определённый смысл. Очень высока вероятность услышать недовольство клиента. Особенно при условии, что сам менеджер это и спровоцировал (уж он-то знает). Плюс — менеджеров мало, клиентов много, заказов ещё больше, а время ограничено. Кажется, лучше потратить его на что-то другое. С другой стороны, есть люди неконфликтные, не любящие разборок и претензий. «Накосячила» типография — они её молча меняют. А менеджеры зачастую даже не знают причин ухода клиента.

     

  • Несекретные козыри листового офсета

    Автоматизированное оборудование, разумеется, обходится дороже, чем «простое». Но в итоге оно повышает конкурентоспособность типографии. По нашей просьбе руководители типографий рассказали об оказавшихся наиболее полезными для них опциях автоматизации для листового офсета.

    Тенденция к повышению автоматизации офсетных печатных машин — далеко не новость и наблюдается не первый год и даже не первое десятилетие. Автоматизация служит увеличению производительности и рентабельности, которые необходимо повышать из-за давления на офсетную печать со всех сторон.

     

  • PROKOM для идей и вдохновения
     

    С 10 по 12 мая в столице Австрии прошла первая конференция «Мощь PROKOM» для членов сообщества пользователей промышленных решений Konica Minolta. Для крупного производителя ЦПМ поддержка сообщества — это естественный шаг на пути перехода от продавца «коробок» к поставщику решений.

     

  • Маленький прямоугольный кусочек плотной бумаги
     

    Неожиданно перед майскими праздниками мне понадобились визитки. Выручила знакомая. 50 односторонних цветных визиток на обычной белой бумаге обошлись в 350 руб. Решили посмотреть, дорого это или нет, и заодно сравнить, а как это было в сентябре 2015 г. (Publish № 9, 2015, https://www.publish.ru/articles/201509_20013463).

    Запрашиваем «Цифровая типография визитки» в поисковых системах Google и Яндекс. Считаем: Визитные карточки 4+0, бумага матовая 300 г/м2, тиражи 100 и 300 шт. Есть макет. Просим указать сроки.

     


comments powered by Disqus