101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

В 2013 г. объём российского рынка фотокниг составил почти 1 млн штук (по данным FutureSource). Какого итога Вы ожидаете в 2014 г.?

  • 18 июня 2014 г.
  • 3296
 

Анна Мельник, руководитель проекта фотокниг типографии «Вишнёвый пирог» (Москва):

Конечно, трудно судить об объёмах фотокниг по стране, не имея соответствующих данных. Но, судя по нашим наблюдениям, динамика роста этого направления действительно неплохая. Интерес к нему наблюдается как со стороны клиентов, так и среди типографий, поставщиков и производителей оборудования, которые стали больше внимания уделять продвижению техники и материалов для этого сектора.

Становится больше компаний, которые занимаются фотокнигами: как типографий, которые их делают, так и посреднических организаций, которые переразмещают заказы в других типографиях. Судя по росту числа заказов, можно предположить, что рост числа фотокниг в 2014 г. на 30% — вполне реальная цифра.

 

 

Денис Колесников, директор типографии iPrintIt (Москва):

Трудно сказать, насколько предсказания о росте рынка фотокниг можно отнести к каждой типографии. На нашем рынке имеющиеся клиенты по большей части уже поделены. Причём клиенты разных компаний между собой мало пересекаются, переходов от одного изготовителя к другому тоже немного.

При этом даже в масштабе одной типографии сложно предсказать наперёд, как изменятся тиражи. На своём опыте мы убедились, что, когда человек узнаёт о фотокнигах, количество заказов сначала идёт по нарастающей: клиент старается привести в цивилизованный вид накопившийся у него багаж фотографий. Через полтора-два года наступает «насыщение» — количество заказов падает, но затем оно выходит на новый уровень, сниженный по сравнению с первоначальным «периодом энтузиазма», но зато этот уровень стабилен.

Одна из основных трудностей на пути роста рынка — фотокниги надо рекламировать, рассказывать о них потенциальным клиентам, а это сложно и дорого.

 

 

Алексей Веселовский, директор типографии «24_принт» (Москва):

Периодически мы делаем фотоальбомы, но серьёзно ввязываться в это направление не хотим. Массовое производство фотокниг требует значительных инвестиций как в оборудование, так и в маркетинг. В типографии, уже имеющей подходящую ЦПМ, нужно добиться стандартизации печати. Что касается «железа», в основном инвестиции в оборудование касаются послепечати.

А расходы на маркетинг (реклама, ПО) превышают расходы на оборудование.

Чтобы решиться на все эти вложения, нужно иметь уверенность в реальных перспективах, а по моим субъективным впечатлениям рынок фотокниг не так хорош, как об этом говорят.

 

Светлана Воробьёва, генеральный директор типографии NexPrint (Москва):

Лично мне кажется, что цифры должны быть несколько иными: и по объёмам, и по темпам роста. Судя по наблюдаемым нами темпам, которыми увеличивается количество заказов на фотокниги, их количество в 2014 г. должно вырасти в 2 раза по сравнению с прошлым годом и достигнуть полутора миллионов. Поэтому объём рынка за прошлый год я бы оценила в 750 000. Если же оценка FutureSource правильная и в 2013 г. действительно было продано почти миллион, то в этом году будет даже 2 млн книг! Расхождение в оценках, возможно, вызвано тем, что именно считать фотокнигой. В нашем представлении, например, это должно быть солидное издание в твёрдом переплёте. Возможно, у английских аналитиков другое мнение, и они включают в число фотокниг более широкий круг изделий.

 

 

Феликс Шмайгер, генеральный директор компании «Фотопроект» (Москва):

Мне кажется, что миллион фотокниг в России за прошлый год — это несколько преувеличенное число. Разумеется, многое зависит от того, как считать. Если причислять к фотокнигам брошюры на скрепке, которые делаются сотнями тысяч — тогда, конечно, вполне возможно насчитать и миллион. Вопрос в том, можно ли эти изделия называть «фотокнигами»?

Что касается тенденций развития, то рост действительно наблюдается. У «Фотопроекта», который предлагает клиентам фотокниги, изготовленные только на настоящей серебросодержащей фотобумаге, за январь-февраль 2014 г. рост к аналогичному периоду 2013 г. составил 54%.

 

 

Сергей Волошановский, совладелец «Фото дома» (Ростов-на-Дону):

Мы посетили много мероприятий, суть которых — рассказы об «успешном успехе» без конкретных абсолютных цифр. На прошлом «Фотофоруме» мы показали реальные цифры — портрет своего клиента, покупающего фотокниги.

Выскажу крамольную мысль: факторы, ограничивающие рост рынка фотокниг, находятся в головах. Почему? Объективно нас ограничивает размер нашей страны. Россия велика, видимо, поэтому у нас очень плохо работают почтовые службы. И мы для себя решили, что дальше Урала распространять свой сервис не будем. Но в 2013 г. поменялось очень много, работа «Почты России» существенно улучшилась. На фоне резкого увеличения почтовых отправлений из-за роста интернет-торговли улучшилась и логистика. Другой наш агент по доставке — «Сдэк» — также здорово прибавил: стали доступнее расценки, короче сроки, лучше логистика.

Приведу пример с сувенирными кружками. Раньше, как мы их ни упаковывали (применяли все возможные ухищрения), 8 из 10 разбивались во время доставки. Мы даже перестали активно продвигать этот продукт. Сейчас кружки уже не бьются!

По всей стране продолжается улучшение работы интернет-провайдеров — повышается пропускная способность каналов, услуги дешевеют. Поэтому теперь нам можно всерьёз начать продвижение онлайн-редактора — инфраструктура позволяет. Он сможет работать на любых планшетах и настольных машинах через браузер.

Всё, о чём я сказал, положительно влияет на рост бизнеса. Мы для себя ставим задачу удвоения того, что было в 2013 г. Весь рынок тоже будет расти, но оценить его объём так же сложно, как попытаться рассчитать размер айсберга в океане по его видимой части. Из того, чего мы пока не видим, — это огромный рынок школьных фотографов, объёмы которого мы пока не можем оценить. Если школьные фотографы и родители школьников начнут чаще обращаться к профессиональным сервисам, нас ожидает отличное будущее.

 

 

Константин Касацкий, генеральный директор компании «Печатный дом “Каскон”» (Москва):

Фотокниги мы выпускаем уже полтора года, развиваем это направление как вспомогательный бизнес. Изготовление фотокниг — это большой труд, в котором важен каждый этап и своевременное выполнение заказа. Можно прекрасно подготовить всё и потерять заказ из-за отсутствия печатника в нужный момент. Другая трудность в том, что подходящих программ для работы с клиентами — единицы. К счастью, уже появляются люди, которые работают над такими программами.

Этот сектор понемногу растёт, как и «цифра» в целом. Но он развивался бы быстрее, если бы не ценовая политика производителей. Они ставят клиентов в одинаковые условия жёсткой политикой продажи клик-контрактов. Из-за этого у типографий получается практически одинаковая себестоимость продукта. В результате конкурировать можно только ценой изделия при продаже, то есть уменьшать её, а это путь в никуда.

Ещё надо отметить очень разные условия в Москве и на периферии: в регионах конкуренция пока меньше. Как ни странно, на периферии больше смотрят на качество изделия, а в Москве для массовых фотокниг главное — цена.

Некоторым компаниям удаётся найти свою нишу — например, продают изделия дороже благодаря развитому сервису. Но в целом конкурировать на этом рынке тяжело. Рост в 2014 г., наверное, будет, но его придётся добиваться тяжёлым трудом.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 69