101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Первый день в типографии

  • Дмитрий Старцев
  • 31 марта 2014 г.
  • 16360
 

Моя работа в полиграфии началась тогда, когда большинство художников думали, что Photoshop — это фотомагазин в переводе с английского. А я, в то время студент исторического факультета, уже был в курсе, что это программа для обработки картинок, и, не имея никаких талантов и навыков, смог получить разовую работу: меня попросили сверстать и сдать в типографию листовку на формате А2.

Ничего толком не понимая ни про вёрстку, ни про сдачу макетов, я отправился за консультацией непосредственно в типографию, где всё должно было печататься. Хороший специалист допечатной подготовки Слава потратил на меня полчаса, объясняя банальные азы. И у меня получилось! Вот так я стал профессиональным заказчиком типографий. Потом работал в издательстве и ещё в бюджетном учреждении. И везде моя основная работа была той же, что и в первый раз: сделать макет (афиши, календаря, газеты, брошюры), а потом сдать его в печать, так, чтобы было недорого, хорошо и без проблем.

Надо ли говорить, что этой специальности нигде не учат, шишки приходилось набивать самостоятельно. Учёба в процессе работы заставляла меня постоянно искать нестандартные пути решения задач: как напечатать множество разноплановой продукции в условиях сильно ограниченного бюджета. В одной типографии добрые женщины из производственного отдела прозвали меня цыганом. Ведь я постоянно что-то выпрашивал: то скидку, то обсчёт нестандартных видов продукции, ради которых им приходилось стараться и придумывать такие же нестандартные для них схемы производства. Это и составило половину моего опыта работы в полиграфии.

Следующий этап моей полиграфической карьеры — я сам стал работать в типографии. Первая должность с красивым названием — начальник участка послепечатной обработки — означала руководство коллективом из четырех женщин, большей части которых я годился в сыновья. На этот участке в основном вручную или с применением простейших устройств, вроде дырокола, делали всё то, с чем не могли справиться большие машины нашей типографии — весь нестандарт. Это означало, что никаких постоянных процессов по сути не было, каждый новый день приносил сюрпризы и вызвал вопрос: «А как это сделать-то?» Кроме того, мне объяснили, что место это — «расстрельное»: два предыдущих начальника работали каждый по году, а по результатам предновогодней запарки, называемой также «календарной кампанией», обоих неотвратимо увольняли. Последнее и заставило меня больше стараться — уж очень не хотелось пополнять ряды не справившихся. А так как на «послепечатке» вылезают ошибки, допущенные на любом другом этапе производства тиража, мне волей-неволей пришлось много узнать за этот год. Вот так я и стал странным специалистом на стыке двух профессий: клиент-полиграфист. И всё, что будет написано в этой колонке далее, — это и есть история моей учебы.

Нужно сразу оговориться — это точка зрения ни дня не работавшего в школе учителя истории (то есть меня), а никак уж не полиграфиста в третьем поколении. И написано это всё будет для таких же неспециалистов (а специалистов именно на эту позицию на самом деле никто не готовит), волею судеб оказавшихся на работе в типографии. Первое время они часто являются настоящей головной болью для руководства типографии, коллег и заказчиков. Поэтому многое я буду упрощать, что-то пропускать, но для получения базовых знаний и быстрого овладения началами профессии, смею надеяться, это не повредит. А уважаемые читатели, в будущем ставшие опытными специалистами-полиграфистами, смогут самостоятельно дополнить свои знания, исправив и мои неточности, и невольные ошибки.

Большие и маленькие

Есть множество видов типографских работ. С результатами некоторых из их мы все хорошо знакомы через газеты, книги, упаковку товаров и прочее. Чтобы сделать, например, книгу в твёрдом переплёте, требуется выполнить десятки небольших операций. Для каждой полиграфической операции разработаны особые приёмы (еcли речь идет о ручной работе) или специализированные машины, большие и маленькие, скоростные и не очень. Вот поэтому на свете и не существует двух одинаковых типографий: набор оборудования и процессов настолько велик, что даже статистически не может совпасть хотя бы в паре случаев.

И жизнь в разных типографиях может отличаться друг от друга как землеройка от голубого кита: вроде оба млекопитающие, но, глядя на них, даже и не подумаешь, что они в каком-то смысле родственники.

Вот сильно упрощенная классификация. Самая маленькая типография — это, наверное, салон оперативной полиграфии. Компьютер, пара принтеров и несколько простых ручных машинок, вроде переплётной и ламинатора. Я знаю, что главный редактор этого журнала когда-то сам создавал подобное небольшое издательско-полиграфическое предприятие, где он был и швец, и жнец, и на дуде игрец: начинали с компьютера, сканера и лазерного принтера, а в итоге охватили весь полиграфический цикл, печатая брошюры на ризографе и переплетая их или на скрепку большим степлером, или на компактном брошюровщике пластмассовыми пружинами.

Чуть больше — это место, где есть небольшие офсетные или мощные цифровые печатные машины. Это тоже оперативная полиграфия, но с несколько большими тиражами. Дальше идут типографии с несколькими листовыми многокрасочными офсетными машинами. Обычно они печатают большие тиражи цветных листовок и небольшие тиражи товарных каталогов и журналов. И самые крупные — это большие газетные, книжные и журнальные типографии с рулонными и листовыми печатными машинами. Из названий ясна специфика каждой, печатают они обычно большие тиражи — десятки и сотни тысяч экземпляров.

Также и в специализированных, и универсальных типографиях есть обычно еще какие-нибудь направления производства, которые не являются основными и не приносят большой прибыли, но по какой-то причине ещё не закрыты. Например, в моей первой типографии, помимо довольно больших цехов рулонной и листовой печати, в уголочке стояла узкорулонная флексомашина, предназначенная для производства упаковки и этикетки. Но то ли формат печати у неё был неловкий, то ли цена оттиска слишком высока, работал этот участок на грани убыточности. И хотя продавцам типографии постоянно твердили «продавайте больше флексы», загрузка на неё была не очень высока. Вывод такой: не все виды работ в типографии востребованы клиентами, несмотря на наличие оборудования.

Какая бы ни была ваша типография, первое, что вы должны узнать, — какая у неё фактическая специализация (что больше всего заказывают) и какие виды продукции лучше всего у неё получаются (исходя из существующего набора оборудования), и всё это при сохранении конкурентной цены. Именно тонкости производства этих видов продукции вам и следует начать изучать в первую очередь. Остальное узнаете по ходу работы.

Как тут работают

Точно так же упрощенно рассмотрим, как принимаются и исполняются заказы в какой-либо усредненной типографии. Начинается всё с заявки, которые бывают условно двух видов. Иногда в свободной форме заказчик сам пишет необходимые параметры тиража, который нужно отпечатать. В общем случае указав обязательно формат готового изделия, количество страниц, цветность, параметры бумаги, стандарт упаковки (сколько штук изделий нужно положить в каждую пачку). Или же такая заявка заполняется по форме типографии либо на сайте, либо непосредственно в типографии. Это самый важный момент, потому что от правильно понятых и записанных сведений будет зависеть и стоимость производства, и сроки, и вообще — именно ли это клиент хочет получить в итоге. Если есть готовые макеты в электронном виде, то к файлам прикладывается распечатка (часто чёрно-белая). Если макет делают в типографии, то нужно принять все материалы для этого — текст и картинки.

Готовый макет отправляется либо на участок производства форм, с которых потом идёт печать на печатных машинах. Либо, минуя изготовление форм, файлы сразу идут на цифровую печатную машину. После печати и сушки (что важно при традиционной офсетной печати) продукция подвергается необходимой послепечатной обработке. Список таких работ может быть очень велик, но минимум один вид обработки — резка — потребуется, даже если изделия совсем простые, например, плакаты. Обработанный и обрезанный на формат тираж упаковывается и отправляется на склад готовой продукции.

Разумеется, в каждой конкретной типографии свои особенности технологического процесса — от оформления заказа до выдачи тиража. Их-то вам и предстоит узнать лично в процессе работы.

И в завершение первой колонки — несколько слов о том, как хорошие мальчики и девочки должны вести себя в типографии.

Держите руки при себе

Это главный совет, который можно дать новичку на полиграфическом производстве, расшифруем его. В типографиях иногда, когда сходится одновременно много заказов, на рабочих столах бывает беспорядок. И только сами работники могут в нём разобраться. Но теряется там всё очень быстро — достаточно переложить пару листов на полметра в сторону. Поэтому не берите со столов никакой продукции или заготовок, даже просто посмотреть: можете перепутать тиражи разных заказчиков или разукомплектовать собранный заказ, и тираж потом не сойдется.

Заботьтесь о чистоте, ведь основная функция типографии — нанесение краски на бумагу, поэтому там бывает довольно грязно. Не дотрагивайтесь без надобности и не прислоняйтесь к стенам и рабочим столам — можно легко «поймать» краску и испачкать руки и одежду. Кроме краски в типографиях полно бумаги, её трогать без надобности тоже не нужно — случайные порезы рук об острую кромку листа очень болезненны.

Не суйте руки в машины: в лучшем случае отделаетесь прищемлёнными пальцами. Это я знаю по собственному опыту: захотел поправить листочек в резальной машине — тут же получил по руке прижимом. Хорошо, что не ножом. Обошлось ободранной кожей на указательном пальце, но теперь я подхожу к резке — и вам советую — только убрав руки за спину. Так они целее будут.

И почаще оглядывайтесь по сторонам, особенно когда собираетесь начать двигаться. В типографиях бывает очень шумно от работающих машин. К вам неслышно может подойти человек, один или с грузовой тележкой. Если сделать неосторожный шаг в сторону или назад, можно или ударить кого, или самому полететь с ног, натолкнувшись на неожиданное препятствие, которого минуту назад не было.

Для первого рабочего дня в типографии достаточно, продолжение — в следующем номере.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
Высокая стоимость печати и цифровой отделки
32%
32 %
Слишком дорогое оборудование
14%
14 %
Недостаточный формат ЦПМ
6%
6 %
Недостаточное качество цифровой печати на стандартных упаковочных и этикеточных материалах
4%
4 %
Не все упаковочные и этикеточные материалы хорошо обрабатываются на цифровом отделочном оборудовании
8%
8 %
Не хватает послепечатного оборудования, способного работать с короткими и сверхкороткими тиражами
6%
6 %
Не отработана система продаж цифровой печати упаковки и этикетки, трудно набрать достаточно заказов
15%
15 %
Заказов на цифровую печать упаковки и этикетки просто слишком мало
15%
15 %
Проголосовало: 79