2016.11.07, Автор: Юрий Захаржевский4569 прочтений

Цифровая этикетка: медленно, но верно?

Теги: Gallus Heidelberg HP Indigo Publish Цифровая печать Эксклюзив Этикетка

 

Рулонные цифровые печатные машины для выпуска этикетки постепенно завоёвывают рынок.

Последняя наша статья о глобальном рынке этикеточных ЦПМ вышла в Publish № 11, 2015 г. (http://www.publish.ru/articles/201511_20013496). А справочник покупателя, где мы фокусировались на решениях, доступных на российском рынке, публиковался два года назад (см. «Цифровая этикеточная экспансия: быстрее и шире» в 10-м номере за позапрошлый год; http://www.publish.ru/articles/201410_20013318). К сожалению, с тех пор в этом секторе для российских типографий появилось меньше новостей, достойных упоминания, чем хотелось бы. Так что название статьи мы поменяли на более скромное.

Как и прежде, на российском рынке в этом секторе доминирует НР. Но и доля EFI стала более заметной. Остальные производители представлены слабо, а некоторые за прошедшие два года предпочли, видимо, не расходовать силы на бесполезную борьбу. Кто-то ушёл с российского рынка и исчез из нашей таблицы.

Как и прежде, к рулонным этикеточным ЦПМ мы не стали причислять широкоформатные принтеры, хотя на практике некоторые пользователи используют их для этой цели. И это даже сказалось на статистике опроса, проведённого по данной теме (см. http://www.publish.ru/articles/201611_20013640). Но между этими классами техники слишком явные отличия, чтобы сравнивать их между собой. Впрочем, и между внесёнными в таблицу печатающими устройствами разница порой не меньше, чем между волкодавом и тойтерьером. Поэтому, чтобы читатель мог сразу выделить нужное для него оборудование, в колонке «Максимальная производительность» цифры напечатаны разными цветами: чёрным — менее 6 м2/мин, зелёным — от 6 до 19,9, красным — 20 и более.

Гибриды

Мы уже упоминали о гибридных печатных машинах, в которых сочетаются флексографский и цифровой методы печати. Прежде всего они позволяют сделать более выгодными длинные тиражи, если необходимо персонализировать только некоторые элементы изображения. Флексотипографии обращают всё больше внимания на такие решения, тем более что появились возможности для модернизации «цифрой» уже установленных флексомашин. Но производители по большей части идут от обратного — дополняют основную цифровую печать необходимыми аналоговыми секциями.

Особенно нужна флексографская секция для нанесения белил. Конечно, получить достаточно плотный слой белых чернил или тонера можно и на цифровом устройстве. Но это зачастую оказывается слишком дорого. То же относится и к лакированию. Желательность флексопечати белилами для ЦПМ настолько очевидна, что машину с одной флексосекцией можно даже не считать гибридной.

В прошлой статье основное внимание среди «гибридов» было уделено модели Gallus DCS 340 (Digital Converting System). Начиная с выставки drupa 2016 машина поставляется под названием Gallus Labelfire. Модель разработана на базе хорошо известной и самой популярной в своём формате флексографской машины Gallus ECS 340. Производитель уверяет, что достиг максимума именно по тем характеристикам, которые интересуют клиентов в этом секторе: реальное разрешение печати — 1200×1200 dpi; скорость печати с таким разрешением — 50 м/мин. Такие показатели стали возможны благодаря струйным головкам Fujifilm Dimatix Samba c каплей размером всего 2 пл. Если нужно нанести более толстый слой краски, головка выдаёт в капле удвоенную или утроенную порцию чернил, а в настоящее время ведутся разработки для дальнейшего увеличения этого показателя.

Gallus Labelfire — эта машина создана именно для цифровой печати этикетки с использованием флексопечатных секций в линию, со всеми известными видами традиционной отделки

В базовой конфигурации машина может печатать восемью цветами (не считая флексографских секций!): CMYK + белый, зелёный, оранжевый и фиолетовый.

За обработку изображений отвечают «мозги» — разработка Heidelberg. А до- и послецифровую (наверное, так следует назвать флексопечать перед цифровой?) отделку и обработку (флексо- и трафаретную печать, тиснение, ламинацию, лакирование и т. п.) обеспечивают технологии Gallus.

Другие производители также уделяют внимание таким комбинированным печатным устройствам.

Domino совместно с MPS разработала гибридную этикеточную машину MPS EF SYMJET, представляющую собой флексографскую машину на автоматизированной платформе MPS EF с интегрированным в неё модулем Domino N610i для струйной УФ-печати этикеток. Также EF SYMJET имеет многочисленные варианты отделки: высечку, конгревное тиснение, горячее и холодное тиснение фольгой, секцию ламинации, деламинации и повторной ламинации и т. п. Mark Andy заключила эксклюзивное соглашение с компанией Colordyne по установке их встраиваемых модульных струйных аппаратов на работающие печатные машины Mark Andy.

Правда, некоторые производители придерживаются особого мнения о необходимости гибридных машин. Например, Xeikon продвигает концепцию Fusion, согласно которой их машины с сухим тонером работают в комбинации со струйной секцией, которая наносит белила с «трафаретной» плотностью.

НР, в свою очередь, заявляет, что новая белая краска HP Electroink Premium White, нанесённая в один слой, эквивалентна обычным флексографским белилам, в два слоя — флексографским белилам для УФ-печати, а в три и более — трафаретной печати.

Мы решили в следующем году провести расследование: насколько в действительности белые чернила и тонеры могут соперничать с традиционными белилами.

Цифровая этикетка: медленно, но верно?

Цифровая этикетка: медленно, но верно?

Модели

Domino N610 выпускается  не только в виде самостоятельной ЦПМ,  но и интегрируется в гибридную машину MPS

Сначала упомянем выбывших. Нет больше в нашей таблице ЦПМ FFEI Grafium — продаж на территории России не было, и производитель, а также и поставщик (теперь бывший) решили, очевидно, не продолжать попытки в этом направлении.

Также не представлены и машины китайской Founder, но по другой причине — её бывший поставщик «Терра Принт» теперь представляет ЦПМ другого производителя (см. ниже).

Пожалуй, самое неожиданное — исчезновение ЦПМ Screen: «ЯМ Интернешнл» прекратила продажи цифровой техники этого производителя. Причин такого решения пока не сообщают.

Модельные ряды некоторых производителей в таблице не претерпели изменений за прошедшие два года: это машины Domino, TrojanOne. Ну что ж, хорошо уже и то, что они по-прежнему доступны.

Новая и самая производительная модель в ряду НР — это HP Indigo 8000 Digital Press, впервые показанная этим летом в Дюссельдорфе (и там же на неё подали заявки многие крупные производители этикетки). Самое заметное её отличие — разумеется, скорость печати: до 60 м/мин в стандартном режиме CMYK и до 80 — в режиме ЕРМ, то есть при печати тремя красками (без чёрной). Такое ускорение достигнуто за счёт оригинального технического решения: печать на одной стороне рулонного материала происходит одновременно на двух печатных модулях (аналогичных модулю серии WS6800). При этом каждый из них запечатывает материал не сплошь, а отдельными участками до 980 мм длиной. То есть первый модуль оставляет на запечатываемом материале пробелы, которые затем допечатывает его «коллега». Не случайно производитель назвал эту ЦПМ машиной с удвоенной производительностью. После первого печатного модуля находится буфер для выравнивания скорости полотна между модулями.

Оригинальная конструкция с двумя печатными модулями позволила добиться на HP Indigo 8000 Digital Press удвоенной производительности

До печати в первом модуле в машине имеется модуль праймирования и обработки коронным разрядом — и то, и другое повышает адгезию краски к поверхности запечатываемого материала.

8000-я модель рассчитана на печать 860 000 погонных метров за месяц.

Также в таблице присутствует и HP Indigo 20000 — универсальная модель, которая рекомендуется для печати этикетки, гибкой упаковки, коммерческого сектора и даже фотопродукции.

Линейка EFI Jetrion, на первый взгляд, не сильно изменилась за два года, но это впечатление обманчиво. Производитель, не объявляя широковещательно о выведении на рынок новых моделей, продолжает работать над совершенствованием своих машин. Например, сейчас все новые машины комплектуются новыми печатающими головками Xaar 1003. Они отличаются надёжностью и большим сроком службы, благодаря улучшенному протоку чернил внутри головок и более стойкой нижней пластине с соплами.

EFI 4900M теперь оснащается печатающими головками Xaar 1003

Изменился и способ растрирования, что позволяет получить более высококачественную печать триадными чернилами поверх белил. Применяются 8 градаций размера капли — от 6 до 42 пл, что позволяет получить одинаково высокое качество при печати плотных плашек и детализированных растровых изображений.

LED-сушки для УФ-красок на модели Jetrion 4950LX экономят электроэнергию и позволяют работать с термочувствительными материалами. Адаптированные к ним чернила с высокой стойкостью к истиранию и низким уровнем запаха благодаря высокой адгезии хорошо держатся, по уверению производителя, на всех материалах, используемых для флексопечати, при этом не требуется их предварительной обработки. Также производитель подчёркивает широкий цветовой охват чернил (которые разрабатывает и производит самостоятельно) и их стабильность по цвету от партии к партии.

Все модели EFI Jetrion могут выпускаться с красочностью CMYK+W. В минимальной конфигурации уже имеются размотка с модулем коронирования материала, его очистки и антистатической обработки, печатный модуль (или два для 4950 CMYK+W) и одношпиндельная намотка. Упомянутая в таблице лазерная высечка поставляется в конфигурациях 2×230 Вт, 1×500 Вт или 2×500 Вт. Cкорость высечки зависит от длины фактического реза, мощности лазера и материала. Обычно применяется конфигурация 2×230 Вт, поскольку она позволяет расположить лазерные блоки как смещёнными один относительно другого, так и в линию.

Также все модели EFI Jetrion имеют оптические датчики, которые позволяют печатать по предварительно высеченной самоклейке или точно совмещать лицо с оборотом.

Кроме опций, указанных в таблице, все машины могут комплектоваться следующими модулями: снятие облоя с подогреваемым столом; резка на ручьи и полуавтоматическая револьверная намотка; буфер для сокращения отходов и синхронизации скоростей.

В настоящий момент в России работает 7 комплексов EFI Jetrion (два года назад было всего 2 инсталляции), два из них — с лазерной высечкой.

Durst Tau 330 E — «экономный» вариант этикеточной ЦПМ. Но, как и вся продукция этого производителя, даже экономный вариант не означает «бюджетности» в смысле ущербности по качеству и надёжности

После того как в Durst разработали принтеры для керамики, созданные для этого технологии (например, для предохранения печатающих головок от пыли) были использованы и в других линейках оборудования этого производителя. Для печати этикеток выпускаются струйные ЦПМ Durst Tau 330 и Tau 330 E.

Производитель обещает, что чернила Sun Chemical обладают широким цветовым охватом, высокой адгезией к широкому спектру материалов (в т. ч. полиэтилену, полипропилену, металлизированным покрытиям) без праймера, а также высокой стойкостью к истиранию и выгоранию на солнце. Немаловажное их свойство — пониженная миграция элементов краски, поскольку многие ЦПМ Durst используются для печати пищевой упаковки.

Чтобы ещё сильнее уменьшить запах УФ-чернил и миграцию вредных веществ, модель Tau 330 комплектуется УФ-сушкой в инертном газе. Благодаря такой атмосфере происходит более полное использование фотоинициатора в УФ-чернилах. Также в этой модели, кроме триадных чернил, используются оранжевые и фиолетовые, благодаря чему можно воспроизводить до 90% цветов по шкале Pantone.

«Экономичная» Tau 330 E не имеет УФ-сушки с инертным газом и дополнительных цветов (хотя опциональные белила всё же имеются), но в остальном, как заверяет поставщик, «это — настоящий Durst»!

Epson SurePress  L-6034VW теперь выпускается серийно

У Epson появилась новая модель — SurePress L-6034VW с УФ-чернилами и однопроходным, как у большинства конкурентов, струйным механизмом печати. Этим новая модель отличается от SurePress L-4033AW с водными чернилами с редкой для этого сектора (и традиционной для широкоформатной печати) многопроходной технологией.

SurePress L-6034VW может также лакировать отпечатки — причём одним и тем же лаком создаётся как глянцевая, так и матовая поверхность — в зависимости от настроек ПО.

Одной из машин, заявленных в нашем прошлогоднем обзоре и успешно стартовавших с продажами в мире, является Konica Minolta bizhub PRESS C71cf — рулонная электрографическая машина с сухим тонером. Сейчас представлена только одна конфигурация: печатный модуль с размоткой и намоткой Miyakoshi, вариант с лазерной высечкой в линию планируется позднее. Машина интересна тем, что является, по сути, модернизацией существующих механизмов для листовой печати. При переходе на рулонную конструкцию удалось сохранить высокое качество печати, свойственное современным электрографическим системам, причём можно использовать те же методики и инструменты для настройки цвета. Обработку файлов производит контроллер Konica Minolta Hikari IC-602.

bizhub PRESS C71cf успешно справляется с тиражами до 300 метров в одном задании. Разумеется, тираж может быть и длиннее, но именно до длины 300 м гарантируется отличная точность позиционирования изображения, позволяющая использовать высечку. При печати более длинных тиражей машина сделает «паузу» — не запечатает несколько метров материала — и возобновит печать.

Один из самых важных вопросов — используемые материалы. Что касается размеров, на сегодня можно использовать только полотно шириной 330 мм, но, возможно, в будущем можно будет печатать на рулонах другой ширины. bizhub PRESS C71cf может печатать на многих из материалов, которые запечатываются на флексографских машинах, причём без необходимости грунтования. Естественно, самый простой для работы материал — самоклеящаяся бумага, но можно печатать и на полипропилене, синтетической бумаге. Независимо от материала используется разрешение печати 1200×1200 dpi.

Печать белым тонером на этой модели невозможна, а значит, не получится печатать на прозрачных материалах. Может быть, это и хорошо с точки зрения себестоимости печати, но несколько ограничивает применение машины. Между тем Konica Minolta позиционирует это оборудование по стоимости гораздо ниже систем печати других вендоров, например, HP Indigo. Поэтому разработчики уверены, что эта машина может стать неплохим дополнением флексографского оборудования при печати малотиражной и персонализированной этикетки.

В Европе уже продано около двух десятков bizhub PRESS C71cf, идут продажи и в других регионах, но в России инсталляций пока нет.

Хотя ЦПМ Screen, как было сказано выше, в нашей таблице отсутствует (по крайней мере, нам пока не известен желающий принять эстафету в продажах этой машины), но на выбор у потенциальных клиентов имеется её близкий «родственник по железу»: теперь «Терра Принт» вместо ЦПМ Founder представляет Nilpeter Panorama.

Однако это отнюдь не копия машины от Screen: Panorama имеет ряд особенностей не только в сравнении с ЦПМ, построенными на базе других технологий, но и с другими струйными решениями на УФ-чернилах. В сравнении с тонерными машинами Nilpeter обещает такое преимущество, как возможность переходить с одной ширины материала на другую без потерь времени и материала, и существенно меньшее время на обслуживание. Также в списке анонсированных производителем преимуществ — более широкий, чем у тонерных моделей, спектр запечатываемых материалов, которые при этом не требуют специальной подготовки. В сравнении с некоторыми конкурентами интересно отсутствие клик-контракта на работу ЦПМ Panorama.

В сравнении же с другими струйными ЦПМ на УФ-чернилах — это меньший, по заявлению поставщика, расход краски, возможность печатать либо толстым слоем, напоминающим трафаретную печать, либо тонким, имитирующим флексопечать, что немаловажно при печати пробных работ, которые в дальнейшем планируется выполнять на флексомашинах. Толщина слоя задаётся выбором капли большего или меньшего размера. При выборе тонкого слоя удаётся избавиться от «цифрового» блеска.

Nilpeter Panorama имеет «пятую секцию»: при покупке машины можно выбрать возможность печатать белилами либо дополнительным цветом — для расширения цветового охвата печати.

Для подготовки полотна можно использовать обработку коронным разрядом для плёнок и очистку полотна для обеспечения более качественной печати. Конечно, полный спектр финишной обработки также доступен для этой цифровой печатной машины. При цене от 600 000 евро эта ЦПМ, как полагает поставщик, не даст спокойной жизни даже самым сильным конкурентам на рынке.

Xeikon CX3

У Xeikon главное новшество — появление модели СХ3, которая на этапе разработки называлась Cheetah. В соответствии с этим названием, главное отличие новой модели — более высокая скорость.

В прошлый раз мы сетовали, что рулонный вариант принтера OKI продаётся только на американском рынке, а для нас недоступен. Теперь в нашей таблице есть сделанный на основе принтера того же японского производителя Valloy Anytron Any002 (подробнее см. 9-й номер за прошлый год; http://www.publish.ru/articles/201509_20013461). Наверное, эта ЦПМ будет главным конкурентом Trojan One — тоже весьма компактного устройства, но печатающего водными чернилами по технологии Memjet. По крайней мере, в этом году было поставлено клиентам три Valloy Anytron Any002.

Настольные устройства для малотиражной печати этикеток Trojan One и Valloy Anytron 002 — отдельный класс ЦПМ, предназначенных в основном даже не для начинающих полиграфистов, а для предприятий, желающих делать этикетки самостоятельно

А вот вариантов настольных рулонных этикеточных моделей с белым цветом на базе механизма печати OKI в России пока никто не предлагает.

Перспективы

К сожалению, количество рулонных этикеточных машин в России растёт далеко не теми темпами, которые вызывали бы энтузиазм. Судя по неуверенному поведению некоторых производителей на нашем рынке, особой привлекательности для них он не представляет. Такая ситуация вызвана, с одной стороны, очевидными трудностями в отечественной экономике.

С другой стороны, и за рубежом доля «цифры» при печати этикеток не слишком впечатляет, несмотря на рост количества инсталлированных ЦПМ в этом секторе. Например, президент и генеральный директор Mark Andy Кевин Уилкин на выставке Labelexpo Americas 2016 сообщил, что в Северной Америке цифровым методом выпускается только 2,5% от всего объёма самоклеящихся этикеток. Видимо, не случайно, что количеством новых моделей производители за прошедшие два года не особо радовали.

Возможно, одной из важных причин такого «застоя» является то, что аналоговые способы печати тоже не стоят на месте. Флексографская техника в последние годы достигла неплохих результатов — как по качеству печати, так и по экономии материалов, которые тратятся на приладку. При этом стоимость цифровой техники растёт: как отмечали побывавшие в этом году на drupa, ЦПМ и послепечатное оборудование для них по ценам вполне сравнимы с офсетной техникой, а ведь флексомашины, между тем, всегда имели преимущество перед офсетными именно по цене.

Остаётся надеяться на появление более бюджетного «железа». Например, недавно Mark Andy объявила о выпуске цифровой печатно-отделочной этикеточной машины Digital One с шириной печати 330 мм и скоростью 19 м/мин для небольших тиражей с отделкой в линию. Производитель уверяет, что невысокая цена делает её идеальной для начала этикеточного бизнеса. Но поставки Digital One в США начнутся в декабре 2016 г., а по всему миру — в первом квартале 2017 г., так что пока не известна ни цена машины, ни будет ли она продаваться в России.

Что же касается совсем маленьких и доступных по цене устройств, то они чаще интересуют не полиграфистов, а производителей тех или иных товаров, которые хотят с помощью этих рулонных принтеров избавиться от необходимости заказывать этикетки на стороне. Например, Epson выпускает рулонные принтеры ColorWorks C3500 и ColorWorks TM–C7500, но в нашей таблице их нет, поскольку они печатают на рулонах материала с предварительной высечкой и шириной всего лишь до 112 мм (мы включили в таблицу машины с шириной рулона не менее 200 мм). В отличие от упомянутых выше этикеточных ЦПМ Epson, эти «крошки» каждый год продаются десятками, а основные их покупатели — производители одежды, вина, продуктов питания, автохимии, электроприборов, косметики и т. д. И вряд ли это порадует полиграфистов, поскольку множество таких принтеров, в итоге, отнимают их клиентуру.

При печати этикеток на бумаге или самоклейке конкурентами рулонных ЦПМ зачастую выступают листовые — как следует из нашего опроса, типографии не прочь взяться за такую работу, если есть возможность загрузить машину. Но листовая техника достаточно универсальна, а вот загрузить специализированную рулонную ЦПМ не так-то просто — следовательно, и выбор таких устройств делается более осторожно.

Одна из причин консерватизма отечественных полиграфистов при выборе новой техники — неуверенность в сервисном обслуживании, особенно когда дело касается новых машин. В результате получается, что действующей сервисной службой могут похвалиться только те поставщики, у кого уже есть инсталляции. Ну а купят очередную машину скорее всего там, где есть сервисная служба — круг замыкается. Правда, Konica Minolta, например, вырваться из него будет нетрудно, поскольку сервис для листовых машин уже имеется, и неплохой, а рулонная машина этого производителя построена на базе листовой. А вот другим поставщикам придётся уделять больше внимания тому, как убедить клиента в своей способности обслуживать ЦПМ.

Очевидно, что для перелома в этом секторе требуется решительный сдвиг (разумеется, в лучшую сторону) в себестоимости цифровой печати, о котором говорят уже давно: трудно ожидать перелома, пока кардинально не изменятся в лучшую сторону цены на клики, чернила и тонеры. Правда, по расчётам HP, на 8000-ю модель будет экономически целесообразно перенести до 80% текущих заказов этикеточных типографий. Сбудется ли столь оптимистическое предсказание и применимы ли эти расчёты к отечественным реалиям? Наверное, чтобы оценить их правильность, придётся подождать ещё пару лет — не меньше…

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Что сдерживает переход на цифровую печать этикетки в России?

    Александр Кузнецов, первый заместитель генерального директора типографии «Мегафлекс» (Москва):

    Мы имеем как флексографское, так и цифровое оборудование и, на основе собственного опыта, могу сказать, что главное препятствие на пути печати этикетки «цифрой» — проблемы со внутренней логистикой.

     

  • Этикетка, которая всем впору

    На фоне стабильного роста рынка этикетки самым динамичным его сектором остаётся цифровая печать. Именно здесь мы видим наибольшее количество инноваций, а типографиям предлагается широкий выбор направлений развития — от покупки отдельных ЦПМ до модернизации флексомашин цифровыми модулями.

     

  • Работы японских мастеров

    Дни открытых дверей Komori в Нидерландах — высокие полиграфические технологии встречаются с многовековыми традициями художественного мастерства.

     

  • На память о главном: готовимся к Новому году

    Перед самым главным праздником — Новым годом — мы решили ещё раз повторить запрос на открытки (Publish № 12, 2016, http://www.publish.ru/articles/201612_20013659), но решили сделать это на месяц раньше. Разве типографии не мечтают о заказчиках, которые делают всё загодя? Итак, наш запрос: открытка евроформата со сгибом, 20×20 см в развороте, 20×10 см в готовом виде, 1 биг, печать — 4+4, бумага — мелованная матовая 300 г/м2, тиражи — 300 и 500 экз.

     

  • Выставка «Реклама 2017»: вариант «лайт»

    Главная выставка для российской индустрии широкоформатной и сувенирной печати в последние годы стабилизировалась по размерам (колебания занимаемой площади уже не существенны) и составу экспозиции — в ней превалируют «лёгкие» решения, а редкие исключения лишь подтверждают правило.

     

  • Идеи + Опыт = Успех

    24 октября HP и «НИССА Центрум» провели в Санкт-Петербурге вторую российскую конференцию Dscoop — независимого глобального сообщества пользователей оборудования HP, призванного содействовать успеху бизнеса его членов.

     


comments powered by Disqus