101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

«Полиграфинтер-2013»: нарушая традиции

  • 4 декабря 2013 г.
  • 8559
Подходить к главной полиграфической выставке России со старыми мерками уже нельзя. Да, она остаётся зеркалом происходящего в индустрии, но, пытаясь рассмотреть в нём важные тенденции, теперь нужно непременно обращать внимание и на происходящее вне зеркальной поверхности.

Год, заканчивающийся на чёртову дюжину, оказался неудачным для выставки. Ещё до открытия было понятно, что она существенно сократится в размерах. Согласно информации от организаторов, число уникальных посетителей за 4 дня выставки — 11 438 человек из 39 стран (регионов России — 78), в то время как в 2011 г. было 15 223 человека. Это совпадает с субъективными впечатлениями — даже наземная парковка перед «Крокусом» не заполнялась до отказа, посетителей было заметно меньше, но занимаемые площади сократились почти в 2,5 раза — до 10 180 м2 (в 2011 г. — 25 000 м2), поэтому впечатления пустоты не было. Меньше всего сократилось число участников выставки — 224 из 17 стран (169 российских, 55 иностранных), а в 2011 г. их было 253 при той же географии. Очевидно, что существенно сократилась средняя площадь занимаемого стенда. Как следствие, некоторые экспоненты вовсе отказались от демонстрации «железа», компенсируя это предложением разнообразных угощений клиентам.

Хотя масштаб выставки существенно сократился, это не сказалось на обилии мероприятий во время её проведения. На территории «Крокус-Экспо» и вне её. В первую очередь — за счёт компаний, отказавшихся от аренды выставочных площадей. Подробности некоторых из мероприятий — в разделе «Новости» этого номера. Так что с этой точки зрения Большая полиграфическая неделя вполне удалась. А может быть, это проблески нового, более интересного формата? Того самого, над которым обещали серьёзно подумать организаторы? Пока они лишь подтвердили, что следующий «Полиграфинтер-2015» состоится. Где, в какие сроки и в каком формате — это вопросы, требующие более длительного изучения. То, что изменения назрели, очевидно всем…

Готовить привычный обзор выставки, пытаясь выявить какие-то тенденции, отталкиваясь только от представленных решений, на этот раз не совсем уместно. Зато есть повод вспомнить о произошедших за последний год изменениях в отдельных рыночных секторах.

Допечатные процессы и автоматизация

Год за годом мы констатируем: полиграфисты всё активнее интересуются решениями для автоматизации. За год на этом рынке произошло два заметных события. С января партнёром EFI в России стала «Комлайн». EFI располагает самым широким портфолио специализированных систем автоматизации для полиграфии в мире и практически каждый год его пополняет новыми приобретениями. С её решениями, включая самую популярную систему PrintSmith (более десятка инсталляций в России), можно было ознакомиться на стенде «Комлайн».

Второе важное событие произошло непосредственно перед выставкой — «ЯМ Интернешнл» заключила соглашение с самым крупным российским разработчиком АСУ для полиграфии «Моноритм». Подробности были объявлены во время пресс-конференции — см. врезку «Плюс автоматизация всех типографий».

Плюс автоматизация всех типографий

М. Маниович (слева) приветствовал журналистов, представил нового партнёра и передал слово В. Носову

Одна из самых известных цитат советских времён доступно разъясняла, что такое коммунизм, и заканчивалась словами «плюс электрификация всей страны». Коммунизм мы уже не строим, но интерес к максимальной эффективности капиталистического производства проявляют все владельцы и руководители типографий. Один из очевидных путей — автоматизация всех процессов. Незадолго до «Полиграфинтер» компании «ЯМ Интернешнл» и «Моноритм» объявили о сотрудничестве. Его началу была посвящена пресс-конференция 13 ноября на стенде «ЯМ Интернешнл», которую открыл генеральный директор компании Михаил Маниович. Понимая, что один из лидеров российского полиграфического рынка в отдельном представлении не нуждается, Михаил не стал делать долгих вступлений, представил генерального директора «Моноритм» Вадима Носова и передал ему слово. Тот выразил своё удовлетворение достигнутым соглашением и рассказал о вкладе в него своей компании. «Наша цель — довести до полиграфистов ценность экономических знаний», — сделал программное заявление Носов. «Моноритм» — лидер российского рынка систем автоматизации для полиграфии в странах бывшего СССР. Два самых известных продукта компании — ASystem и PrintEffect — насчитывают в сумме 450 инсталляций. По мнению Носова, у них есть неоспоримые преимущества перед другими привычными для типографий инструментами автоматизации — от электронных таблиц до сложных CRM-систем. Наглядно об этом говорят результаты опросов пользователей, отмечающих снижение ошибок на этапах оформления и расчёта заказов на 80%, экономию времени на оформление производственной и коммерческой документации — 90%, экономию зарплаты работников на производстве — на 15% и даже экономию бумаги и других расходных материалов в пределах 2–10%. Приводились и другие, не менее привлекательные цифры. Что касается стоимости систем, то минимальная для ASystem составляет 25 000 долл., средняя (30–40 рабочих мест) — 45 000 долл. На её внедрение требуется от 3 до 12 месяцев. При этом разработчики обещают окупаемость с момента ввода в эксплуатацию от 3 до 7 месяцев.

На вопрос Publish, в чём суть сотрудничества с «ЯМ Интернешнл», Носов ответил: «Наш партнёр сможет делать комплексное предложение своим клиентам — не только оборудование, но и систему с определённым набором услуг». За внедрение решений будут отвечать специалисты «Моноритм». Похоже, теперь автоматизация типографий пойдёт быстрее…

Стоит отметить и новый сервис Printler — электронный онлайн-посредник, сочетающий в себе системы web2print, поиска типографий и предварительной проверки макетов. Разработанная в Санкт-Петербурге система пока предлагает поиск типографий только в этом городе, имея впечатляющий охват.

Тема CTP год за годом «остывает». Никто не ожидал увидеть что-то новое на выставке, но реальность ожидания обманула. В отсутствие основных игроков рынка CTP (кто-то отказался от выставки вообще, кто-то — от оборудования на стендах), заметнее всего было появление после долгого перерыва CTcP BasysPrint — его представила молодая компания «ЛОГОМАШ», для которой это было выставочным дебютом. Модель basysPrint UV-Setter 865x показывалась в конфигурации с автозагрузчиком пластин и системой пробивки штифтовых отверстий; проявочным процессором Heights Bora 85T; стекером приёма форм Heights SU-P. Учитывая, что на стенде NexPose (дочерняя компания ГК «Легион») показывали CTcP Cron, а на стенде «МакЦентр» — Amsky Ausetter, также ориентированные на вывод аналоговых пластин, тенденция роста интереса к подобным решениям, наметившаяся в прошлом году, усиливается.

«ВИП-Системы» до последнего момента не сообщали о сюрпризе — демонстрации на своём стенде термальной CTP-системы прямого экспонирования офсетных пластин Streamliner S8-TP48E (23 пл./ч) с 48 экспонирующими диодами. Как сообщил поставщик, система изготовлена китайской Cron и немецкой IMT Streamliner: немецкая сторона внесла существенные изменения в систему пневматики, добавила одно- и мультикассетный загрузчики пластин, а также систему пробивки приводочных отверстий с соответствующей электроникой управления. Суммарный объём технических отличий соответствует требованиям для указания Германии в качестве страны происхождения оборудования. CTP-системы Streamliner прошли сертификацию TÜV Rheinland.

Возмутитель спокойствия — CTP Streamliner
Редкий гость на выставках — устройство пробивки и загибки форм Registar TY 800 на стенде VMG. Подобные аппараты позволяют сократить брак, ускорить приладку на газетных машинах, а значит — сэкономить время и бумагу

Но вдруг разразился скандал. Ещё до окончания выставки появилось публичное заявление компании Cron с разъяснениями одного из её российских партнёров ГК «Легион». Cron отмежевалась от IMT Streamliner, сообщив, что не имеет дела с немецкими изготовителями CTP и пообещала легальное преследование подобных попыток. В комментарии от ГК «Легион» было дополнительное разъяснение: «Компания Cron не имеет и никогда не имела собственного производства с немецкой компанией IMT, поскольку всё оборудование Cron полностью производится в Китае. Дилерские отношения между компанией Cron и IMT прекращены более года назад в связи с непогашением задолженности со стороны IMT. В настоящий момент в суде находится дело о взыскании с IMT существующего долга. Компания Cron не понимает, о каких поставках оборудования Cron на российский рынок при участии IMT может идти речь».

Генеральный директор «ВИП Системы» Сергей Спилка сообщил нам, что демонстрировавшаяся система продана, а её установка скорее всего состоится в начале 2014 г. Касательно отношений IMT с Cron он обещал дать разъяснения в декабре, когда выяснятся все детали ситуации.

Возможно, не все это заметили, но на выставке состоялось ещё одно возвращение — CTP Optotec в России представляет компания «Безводные печатные технологии». На своём стенде они показали аппарат CtpOne. До последнего времени в России эксплуатировалась единственная CTP этого производителя в репроцентре «Паритет», теперь их уже как минимум три.

Уже после выставки пришла ещё одна новость — «НИССА Центрум» стала эксклюзивным дистрибьютором DigiFlex по России, Казахстану и Украине. Разработанная компанией струйная CTP-система DigiFlex FlexoJet 1725 работает с фотополимерными пластинами для флексографии, высокой печати, сухого офсета и шелкотрафарета. Подробности — в разделе «Новости».

Следующие 18 месяцев должны быть очень интересными...

 

Директор по продажам через дистрибьюторов Komori International Netherlands и Komori U. K. Тони Картер, с которым мы встретились на стенде «ЯМ Интернешнл», пожаловался на постоянную занятость во время выставки. На самом деле, это хороший знак, что подтвердил и присоединившийся к нам для интервью руководитель отдела продукт-менеджмента «ЯМ Интернешнл» Денис Подобед.

Каковы ваши впечатления от главной полиграфической выставки России, на которой представлена только одна малоформатная однокрасочная офсетная машина из Китая? Что вы думаете об изменении ландшафта специализированных выставок?

Т. К. Это меня особенно не удивляет, особенно в контексте изменения ландшафта печатных машин. Влияние оказывает также развитие социальных медиа, облегчающее массовые коммуникации к потенциальными клиентами. Ещё 15 лет назад такого выбора не было, теперь же способы коммуникаций стали более разнообразными. У выставок есть важное преимущество — вы можете продемонстрировать машины, но это обходится очень дорого. Продажи офсетных машин уже не так велики, как 10 лет назад, поэтому производители стали более взвешенно подходить к выбору каналов коммуникаций. У Komori есть большие демонстрационные центры в Европе. Мы может подходить к вопросу гибко — организовывать коллективные демонстрации в Голландии или, например, индивидуальные — во Франции. Поэтому и для нас выставки уже не так привлекательны. Даже Drupa-2016 будет короче — 12, а не 14 дней.

Д. П. Я согласен со своим коллегой. Считаю, выставка нужна, но уже назрела необходимость изменения её формата — существующий не совсем отвечает текущим реалиям. Впрочем, ожидая небольшого количества посетителей, мы были приятно удивлены — реальная активность оказалась выше ожиданий.

Как обстоят дела у Komori?

Т. К. После кризиса наши продажи пострадали так же, как и продажи других игроков на рынке печатного оборудования. Но у Komori очень устойчивое финансовое положение. Акции компании котируются на бирже, и их цена за последние несколько лет существенно выросла. Недавно были объявлены итоги финансового полугодия, заканчивающегося 30 сентября. Продажи составили 40 872 млн йен (29 739 млн йен за аналогичный период прошлого года). Достигнута операционная прибыль 3364 млн йен (был убыток 1580 млн йен). По итога фин. года (заканчивается 31 марта 2014 г.) ожидаются продажи на уровне 86 500 млн йен (69,8 млн йен в 2013 г.) и операционная прибыль 6000 млн йен. Это хорошие новости. При этом наш оборот и прибыль будут ниже, чем показатели 10-летней давности.

Среди причин устойчивого финансового положения компании — небольшой объём заимствований. Это также позволяет нам делать значительные инвестиции в разработки. В нашем бизнесе ты обязан инвестировать в новые технологии и приложения. Komori продолжает это делать. Среди них — технология H-UV, впервые представленная Komori в Европе чуть более двух лет назад. А следующим шагом будет выход в сектор цифровой печати. Речь также идёт о наших совместных проектах и развитии рулонного направления. И мы остаёмся одним из двух производителей оборудования для защищённой печати.

Д. П. Ни для кого не секрет, что объемы продаж офсетных печатных машин в нашей стране существенно снизились по сравнению с докризисным 2007 г. Как следствие ужесточилась конкурентная борьба. В этой связи мы с интересом смотрим на новые продукты, которые предлагает Komori. Среди них есть уже доказавшие свою эффективность и коммерчески успешные решения — например, H-UV. Плюс к этому у Komori есть совместные проекты в области цифровой печати. Мы их ждём и связываем с этим направлением серьёзные надежды.

В листовом офсете все заметнее тенденция перехода на УФ-отверждение с пониженным энергопотреблением. Каковы преимущества решения Komori перед конкурентами, в частности — перед LED-UV от Ryobi?

Т. К. Мы разрабатывали эту технологию семь лет. 75% листовых офсетных машин, проданных за последнее время в Японии, оснащены H-UV. Тенденция набирает силу и в Европе — с момента запуска примерно четверть наших листовых машин здесь продаются с H-UV. И теперь мы делаем следующий шаг, внедряя H-UV в рулонную печать.

Что касается конкурентных решений, то я ещё раз хочу подчеркнуть важность и необходимость новых разработок для нашей индустрии. Но инновации — вещь непредсказуемая. Далеко не всегда разработки заканчиваются появлением успешного решения. LED-UV от Ryobi — это один из способов ускорения отверждения. А H-UV — это не только способ ускорения отверждения. Мы постарались взять лучшее от LED-технологии и избавиться от её недостатков. Факты таковы: по уровню продаж H-UV кардинально превосходит LED-UV — только в Европе мы уже установили 60 машин с этой технологией и более 350 — в мире. Рынок делает свой выбор. Среди наших клиентов — типографии, выпускающие продукцию для ведущих международных брендов. Все они оценили скорость смены тиражей, широту ассортимента запечатываемых материалов (включая пластики), возможность без остановки переходить к послепечати и т. п. Мы также занимаемся разработкой красок низкой миграции, что позволит активнее применять H-UV для печати пищевой упаковки.

Д. П. Мы видим очень живой интерес к этой технологии. У нас много проектов, которые находятся на разных стадиях обсуждения. Возможно, уже после этой выставки станет доступна новая информация об этом. Объективно сравнивать H-UV с технологией LED-UV, вокруг которой в нашей стране сейчас развернута невиданная маркетинговая активность, можно — и у нас есть конкретные аргументы, о которых мы регулярно рассказываем клиентам. Не отрицаю, что LED-UV — потенциально интересная технология. Но ведь и Komori начинала свои разработки в 2008 г. с попытки использовать LED. Однако в Komori столкнулись с серьёзными ограничениями технологии и решили пойти другим путём. H-UV сейчас уже доказала свою коммерческую эффективность, а LED-UV это пока ещё предстоит сделать.

Как развиваются ваши проекты в области цифровой печати — с Landa и Konica Minolta?

Т. К. В Komori понимают, что нужно иметь широкий пакет решений, поскольку рынок становится всё более дифференцирован. Рекламодатели всё более выборочно подходят к реализации маркетинговых компаний — что, где и когда они собираются делать. Вполне логично, что Komori в этих условиях должна предлагать различные решения для различных применений. Системы цифровой печати — важная часть нашего портфолио. Среди них — совместные решения с Landa, а также листовые струйные УФ-машины, создаваемые с Konica Minolta. Для нас оба этих направления очень интересны. Они позволяют предоставлять клиентам то самое разнообразие, о котором я говорил. Komori — признанный производитель офсетных машины, задающий высокие стандарты в этой области. Таким же стандартам качества должны удовлетворять и цифровые решения, когда они появятся на рынке. Кроме того, эти решения будут продвигаться и нашими партнёрами, но их клиенты не пересекаются с нашими. Поэтому следующие 18 месяцев должны быть очень интересными...

Д. П. На Drupa-2012 мы все были впечатлены тем маркетинговым драматизмом, с которым презентовалась технология нанографической печати. Впрочем, реальные оттиски действовали отрезвляюще. Тот факт, что по прошествии времени Komori всё-таки подписала стратегическое соглашение с Landa — хороший знак. Он говорит о перспективах технологии, о том, что она закончится не красивым шоу, а превратится в реальный и успешный продукт.

Офсету здесь не место

Главный игрок российского рынка оборудования для газетной печати — холдинг VMG — представил на выставке результаты ребрендинга. Присмотревшись, можно было увидеть лёгкое влияние олимпийских мотивов

Ещё до выставки, когда мы готовили путеводитель, с удивлением обнаружили — на стендах не ожидается ни одной офсетной машины. Почти так и вышло — однокрасочную малоформатную китайскую машину DongHang DH47II на стенде «Офисной полиграфии» сложно назвать последним словом полиграфического машиностроения. Кое-что интересное в офсетной печати можно было увидеть вне выставки — об этом в разделе «Новости».

Не впечатлили и решения для специальных видов печати — пара узкорулонных флексомашин (включая самую заметную AtlasFlex-450 вертикального построения на стенде «Бронко» и настольную «кроху» в другом павильоне) да затерявшийся у дальней стены павильона небольшой стенд поставщика тампонных аппаратов. Пожалуй, на этом фоне гораздо убедительнее выглядели предложения поставщиков трафаретных машин — привычным карусельным станкам по-прежнему нет альтернативы в высокопроизводительной печати по футболкам с использованием специальных красок.

Типографиям предлагают стать арбитрами

Н. Юдин: «Мы предлагаем печатному бизнесу стать неким арбитром между маркетингом и ИТ-технологиями»

14 ноября Ricoh Rus провела семинар. Его открыл руководитель отдела системных решению Николай Юдин с презентацией «Стратегия развития цифрового бизнеса». Говоря о тенденциях рынка, он отметил, что в 2012 г. в мире было отпечатано 154 млрд цветных листов А4 (данные IT Strategies). Число кажется большим, но оно составляет лишь 0,44 % от всего объёма печати в мире в пересчёте на формат А4. Потенциал роста — огромен. Как же его реализовать типографиям? Основную идею Юдин выразил одной фразой: «Мы предлагаем печатному бизнесу стать неким арбитром между маркетингом и ИТ-технологиями».

Разумеется, типографиям, следующим по этому пути, потребуются современные инструменты. О самых актуальных предложениях Ricoh в этой области рассказал руководитель отдела продуктового маркетинга Олег Панкин. Совсем недавно компания объявила о выпуске новых моделей цветных и монохромных листовых электрографических ЦПМ. Модели Ricoh Pro C5100S/C5110S построены на общем «движке» и заняли в продуктовой линейке цветных ЦПМ место систем начального уровня «под» промышленной серией Pro C651EX/C751EX/C751, хотя не уступают и даже превосходят их по скорости печати — 65 и 80 стр./мин в цвете соответственно. Среди множества усовершенствований — химически выращенный тонер PxP-EQ с пониженной температурой плавления и расширенным цветовым охватом (на 10% больше предыдущего). 40-лучевой лазер VCSEL обеспечивает разрешение печати до 1200×4800 dpi, улучшая воспроизведение тонких деталей и даже влияя на приводку лица к обороту. Автоматика контролирует оптическую плотность отпечатков, а улучшенная конструкция модуля термозакрепления и перенос переменным током повышают качество печати на фактурных материалах. Сравнивая новинки с ближайшим конкурентом, Панкин отметил, что при повышении плотности материала скорость печати снижается меньше. Поддерживается печать по конвертам и баннерам длиной до 1260 мм. Ряд улучшений конструкции облегчают работу оператора — от большой сенсорной панели с настраиваемыми функциональными клавишами до световой индикации занятых лотков подачи и расширенной номенклатуры заменяемых оператором блоков. На выбор предлагаются два контроллера EFI — внутренний E22B и внешний E42B, но машины способны функционировать и с собственным котроллером Ricoh GWNX, входящим в базовую конфигурацию.

Идеальная пара для цветных ЦПМ — монохромные устройства, обеспечивающие более производительную и доступную печать ч/б продукции. Новейшие Ricoh Pro 8100S/8110S/8120S печатают до 95, 110 и 135 стр./мин и являются самыми производительными в текущей линейке. В них применяются те же лазеры VCSEL, диапазон запечатываемых материалов — от 40 до 300 г/м 2.

В Ricoh отмечают привлекательную себестоимость оттисков на новых моделях: около 4 руб. за цветной оттиск А3 (на цветных ЦПМ) и 25 коп. за монохромный (на ч/б аппаратах). При этом на вопрос о цене машин был дан простой ответ — около 1 млн руб. Самые младшие модели — дешевле миллиона, старшие — дороже. Разумеется, многое зависит от выбранных конфигураций — в комплекте предлагается богатый набор опций, включая брошюровщики.

В Ricoh призывают подходить к вопросу комплексно, не забывая о специализированном ПО — только так можно претендовать на роль арбитра между маркетингом и ИТ-технологиями. У компании сейчас очень широкий ассортимент ПО, о котором рассказал менеджер по развитию бизнеса Евгений Демидов. Речь идёт о модульных решениях TotalFlow, способных реализовать все популярные функции — от web2print и удалённого контроля производства до допечатной проверки и печати переменных данных. Примеры цен на решения: TotalFlow Print Manager — 2500 евро, обладающий более широкой функциональностью TotalFlow Production Manager — 5000 евро.

Ricoh Rus не участвовала в выставке со стендом, однако все желающие могли записаться на персональную демонстрацию новых решений уже на конец ноября — оборудование будет в собственном демозале.

Цифровая печать

До последнего времени широкоформатные электрографические аппараты KIP можно было увидеть на стендах Konica Minolta только на международных выставках. Теперь их начинают активнее продвигать и в России — перешедшая в московское представительство Konica Minolta Елена Рудневская демонстрирует цветную машину KIP 7800 на стенде InitPrepress Digital, монохромный аппарат показывали на стенде ГК «Легион»

В отсутствие прямого представительства ведущих производителей ЦПМ, эстафету подхватили партнёры: аппараты Xerox можно было увидеть на стенде «Принта», Konica Minolta — на стендах ГК «Легион» и InitPress Digital. Коллеги из Ricoh пока только рассказали о новинках на семинаре (см. врезку «Типографиям предлагают стать арбитрами»). Riso продемонстрировала всю линейку струйных систем серии ComColor с новыми опциями — лотком-степлером с разделением тиражей, устройствами подачи и приёмки большой ёмкости, конвертовальным и термопереплётным. Самой яркой премьерой в цифровой печати стал принтер OKI ES9541 Five формата А3 на стенде ГК «Легион» — помимо традиционных CMYK, он также может печатать с белым или прозрачным тонером. Подробности — в разделе «Новости» этого номера. Ещё одну интересную и долгожданную премьеру мы подробно изучили и подготовили по ней обзор в этом номере — речь идёт о ризографе формата RISO A2, который придётся ко двору в газетных типографиях.

Большинство новинок в широком формате перекочевало на выставку с «Рекламы», включая новые латексный и УФ-принтеры Mimaki на стенде «РуссКом ПраймТех», аппараты Mimaki для печати по тканям — на стенде «Смарт-Т». Однако 16 октября в России были представлены два новых широкоформатных аппарата HP — DesignJet Z5400 PostScript ePrinter (подробнее о нём см. http://www.publish.ru/news/201311_20086788) и МФУ DesignJet T2500 PostScript eMultifunctioning. Последнее придётся ко двору в копировальных центрах, поскольку позволяет оперативно выполнять сканирование и печать в формате до А0, а на печать страницы А1 ему требуется всего 21 с. Оба устройства были представлены на стенде «Автоним».

«АллАрт Сервис» продемонстрировала специализированные решения собственной разработки. Например, для изготовления фотожалюзи на базе принтера Epson L800, скорость печати — до 1,5 погонного метра в минуту. Стоимость системы — от 40 000 руб., сушки — от 150 000 руб.

«Санат-2013»: поможем друг другу!

«Полиграфинтер-2013»: нарушая традиции

После того, как перестал проводиться конкурс «Мэтр полиграфии», типографиям стало заметно не хватать значимых и серьёзных конкурсов профессионального мастерства. Ведь всегда интересно, как твою работу оценивают не только клиенты, но и коллеги, которые нередко бывают гораздо придирчивее. К счастью для газетных типографий традиция конкурсов не утеряна — её продолжает полиграфический холдинг VMG. На этот раз традиционный Открытый профессиональный конкурс печати «Санат» проводился при участии расширенного списка партнёров — компаний Manugraph, UPM, ЗАО «Бумсервис», Союз дизайнеров России, АНРИ и ГИПП. Как признались сами организаторы, ещё пару лет назад им казалось, что конкурс заглохнет, однако второе дыхание ему придало решение об открытии конкурсной программы и приглашении в неё любых газетных типографий, а не только оснащённых машинами Manugraph. Кроме того, с 2013 г. к участию привлечены и издательства — это должно помочь им сблизиться с типографиями. В конечном итоге только более плотное сотрудничество между издательствами и типографиями (вместо обычной связки «заказчик–исполнитель») поможет найти новые, привлекательные для читателей форматы издательских продуктов.

Итак, праздничная церемония награждения призеров и лауреатов конкурса состоялась в московском отеле «Золотое кольцо» 12 ноября 2013 г. Свои работы прислали 33 газетные типографии России, Белоруссии и Казахстана. Во впервые учреждённой Оргкомитетом и Союзом дизайнеров России номинации «Лучший дизайн первой полосы» приняли участие 15 российских газет.

Призёры конкурса по номинациям:

«Лучшая цветная газета»

1 место — ЗАО ПК «Экстра М», г. Красногорск.

2 место — ООО «ВМГ-Принт», г. Подольск.

3 место — ЗАО «Прайм Принт Москва», г. Долгопрудный.

«Лучшая газета, отпечатанная в одну или две краски»

1 место — ООО «Орск-Пресс», г. Оренбург.

2 место — ГУП АК «Бийская типография «Катунь», г. Бийск.

3 место — ОАО «Печатный двор Кубани», г. Краснодар.

«Лучшая газетная продукция, отпечатанная на мелованной бумаге»

1 место — ООО «Первый полиграфический комбинат», г. Красногорск.

2 место — ЗАО «Прайм Принт Москва», г. Долгопрудный.

3 место — ОАО ИПК «Царицын», г. Волгоград.

«Лучшая комбинированная продукция»

1 место — ООО «ВМГ-Принт», г. Подольск.

2 место — ООО «ИПЦ «Гузель», г. Нижнекамск.

3 место — ЗАО ПК «Экстра М», г. Красногорск.

«Лучшая печатная продукция формата А4/А5»

1 место — ТОО «Газетный двор», г.  Петропавловск (Казахстан).

2 место — ООО «Издательство «Южный регион», г. Ессентуки.

3 место — ООО «ВМГ-Принт», г. Подольск.

«За инновации в производстве газеты»

1 место — ЗАО «Прайм Принт Москва», г. Долгопрудный.

2 место — ЗАО ПК «Экстра М», г. Красногорск.

3 место — ООО «ВМГ-Принт», г. Подольск.

«За лучший дизайн первой полосы»

1 место — Газета «Труд 7».

2 место — Газета «Культура».

3 место — Газета «Труд».

Учатся работать вместе с рынком…

Слева направо — Р. Хенн, Б. Мюллер, П. Брук, А. Ларионов. Хенн заявил, что по итогам 2013 г. объём продаж в России ожидается на уровне 8 млн евро — больше, чем годом ранее. Хотя Мюллер тут же заметил, что такой результат не удовлетворит компанию, но признал — бизнес в России подвержен пикам и падениям

12 ноября за час до начала официальной церемонии открытия выставки состоялась пресс-конференция Müller Martini. Интерес к мероприятию подогревали произошедшие в августе события в московском офисе компании «ММ Русланд» (http://www.publish.ru/ news/201309_20086595), когда его покинула большая часть персонала во главе с бывшим генеральным директором. Видимо, в Müller Martini понимали важность мероприятия, поэтому компанию на нём представляли руководители всех уровней — генеральный директор Бруно Мюллер, управляющий директор по региону Восточная Европа Роланд Хенн, генеральный директор Most Management Пауль Брук (новый управляющий «ММ Русланд») и директор по продажам «ММ Русланд» Андрей Ларионов. Руководители перечислены по цепочке подчинённости — в ходе пресс-конференции выяснилось, что именно так организована новая структура. Что касается российского офиса, то в нём будет также работать руководитель по проектам Александр Забуга, два специалиста по логистике запчастей и два — по сервису. При необходимости в распоряжении клиентов Müller Martini будут 24 сервис-инженера, обслуживающие Восточную Европу. Все остальные позиции, не имеющие прямого отношения к бизнесу, включая общее руководство офисом (этим объясняется должность Брука), выведены на аутсорсинг.

Происходящие перемены Мюллер объяснил так: «Рынок сокращается, мы сокращаемся и учимся работать в новых условиях». Но начал он традиционно — с общей презентации, посвящённой тенденциям рынка и положению компании на нём. Согласно представленным им диаграммам (данные PIRA), общий рынок полиграфии в мире после провала в 2009 г. продолжает устойчиво расти. По прогнозам в 2014 г. он превысит докризисный пик — более 800 млрд долл. Но рост этот обеспечивается в первую очередь за счёт упаковки — остальные сектора сокращаются или остаются на стабильном уровне. Отмечен лишь небольшой рост в выпуске журналов и книг в твёрдом переплёте.

Что касается Müller Martini, то Мюллер напомнил, что это швейцарская компания, представляющая собой семейный бизнес, которым владеет один человек — Рудольф Мюллер (двоюродный брат Бруно). Основана она в 1947 г. и с самого начала занималась разработкой и выпуском оборудования для послепечатной обработки. «У нас огромный опыт, накопленный в хорошие времена быстрого роста индустрии, которым мы можем применить и сейчас, когда дела в полиграфии не так хороши», — заметил Мюллер. Сейчас оборот компании — 400 млн франков, численность персонала — 2000 человек по всему миру, из них 750 — специалисты по продажам и сервису в заграничных филиалах. Самый активный из них расположен в Китае — там работает около 50 человек. Помимо послепечатных решений для издательских продуктов, выпускается также оборудование для защищённой и упаковочной печати.

Продажи Müller Martini в России довольно стабильны, составляют 2–3% от общего оборота компании. По мнению PIRA, у нашего полиграфического рынка вообще неплохие перспективы — по итогам года ожидается 7% роста. Хотя Мюллер признал, что подобные оптимистичные оценки могут расходиться с реальностью. Сейчас компания продолжает инвестировать в новые продукты и сервисы, параллельно выполняя комплексную реорганизацию для адаптации к существенно сократившемуся (практически вдвое) рынку. Мюллер привел два примера того, как компания продолжает инвестировать в разработки и сервис: высокоавтоматизированная и оснащённая сервоприводами КБС Allegro и комплекс услуг MMServices. Allegro — самая популярная КБС в мире в своём классе производительности, потому что сегодня важна не максимальная скорость, а минимальное время переналадки. Она может успешно использоваться как с офсетными, так и с цифровыми печатными машинами. Комплекс услуг MMServices предполагает не только стандартные сервисные контракты, но и услуги по продлению срока жизни оборудования — клиенты всё чаще заказывают модернизацию уже существующих машин. Мюллер привёл пример, который его одновременно и радует, и огорчает, — в самой большой европейской газетной типографии Axel Springer (Германия) в 1993–1994 гг. был запущен цех экспедиции с объёмом инвестиций 80 млн шв. франков. И недавно силами Müller Martini была выполнена его комплексная модернизация, которая позволит эксплуатировать оборудование ещё 10–15 лет. С одной стороны — это хорошо, поскольку показало возможности сервиса компании, с другой — этому клиенту не удалось продать новое оборудование.

Затем слово передали Хенну, который рассказал, что в октябре 2012 г. было принято решение разделить продажи и сервис на 8 подразделений по региональному признаку. Хенн отвечает за Восточную Европу, куда вошла и Россия. Штаб-квартира подразделения расположена в Вене (Австрия). На регион приходится около 10% продаж компании. В последние несколько месяцев была проведена реструктуризация российского офиса, и сейчас у компании сформирована здесь сильная команда. С ней, а также с международными партнёрами из Sitma, Rima System и Hunkeler Müller Martini была представлена на общем стенде «Полиграфинтер». Хенн также сообщил об успешных проектах в России — установлено уже 9 КБС Pantera (самая недавняя — в типографии «РЕО Принт» в Подольске); реализован крупный проект в «Первой образцовой типографии» (Чехов) с комплексом послепечатной обработки малотиражных книг, отпечатанных на современных рулонных ЦПМ; расширен цех экспедиции в «Прайм Принт» машиной ValueLiner для приклейки почтовых карточек и т. п. к газетам в линию. В «Прайм Принт» вскоре будет также установлена новейшая машина FlexLiner для вложений.

На пресс-конференции также присутствовали представители типографий, которые пожаловались на проблемы с запуском оборудования и взаимодействия с офисом. Им предложили обсудить эти вопросы индивидуально на стенде. «Мы всегда открыты для своих клиентов», — подытожил Мюллер.

Послепечатное изобилие

В отличие от офсетных машин, покинувших экспозицию, послепечатное оборудование было представлено в большом разнообразии. Собственно, именно такая техника наиболее подходит и нуждается в наглядной демонстрации потенциальному клиенту. Полиграфисты не ждут, что на стенде будут безупречно работать СТР или рулонная печатная машина. Да и демонстрация расходных материалов — акт чисто символический. А вот многие послепечатные устройства не только красуются на стенде, но и работают. Посетители могут наглядно оценить качество сборки и даже результат работы. Конечно, большую производственную линию за день-два перед выставкой не настроишь, но отдельные устройства, брошюровщики или даже огромные флаторезки вполне могут показать свои способности.

В отсутствие офсета цифровая печатная техника на выставке всё же была. И, разумеется, послепечать была подобрана с учётом ускоренного развития «цифры»: в основном были представлены устройства, рассчитанные на малый формат, или же на большой, но для работы с цифровыми отпечатками.

Primera Technology Europe АР360 е/362 е для апплицирования этикеток на цилиндрические поверхности

Разумеется, были показаны режущие плоттеры большого формата, приспособленные для работы с продукцией широкоформатных принтеров, но, оказывается, уже есть послепечатная техника для работы с рулончиками, запечатанными на этикеточных принтерах малыми тиражами — например, почти игрушечное на вид устройство производства Primera Technology Europe.

«Технология» представила промышленные планшетные режущие плоттеры Elitron. Их отличительная особенность — запатентованная система экспонирования изображений на ложе резки с помощью обычного проектора. Это существенно ускоряет подготовительную работу — оператору легче задавать параметры резки, делая корректировки на ходу с учётом особенностей конфигурации материала. В России уже 4 инсталляции таких машин.

Больших машин на выставке было немного, при этом две флаторезки ухитрились разместить на урезанной выставочной площади настолько скромно, что их, возможно, не все и увидели. Обе — турецкого производства: ASTROCUT (Aydin Makine) на стенде «ВИП-Cистем» и FCT (Vatan Makina), представленная «Босфор-центр». Увы, Турция уже давно более промышленная страна, чем Россия. Во всяком случае с точки зрения полиграфического машиностроения…

Обе флаторезки на выставке работали с двух рулонов, причём FCT резала картон, а ASTROCUT II 1250–2 нарезала листы из рулонов офсетной бумаги 80 г/м 2, но она может работать и с 4 рулонами.

Упаковочная отрасль и производство сложных рекламных конструкций пока пострадали меньше, чем издательский бизнес. Упаковщики даже могут позволить себе роскошь покупать оборудование солидных европейских компаний: например, на стенде «Апостроф» демонстрировалась уже проданная клеевая линия Lamina. Машины этой компании отличаются компактностью, так что показу не помешала даже небольшая площадь стенда.

Клеевая линия Lamina FreeStanding Working Station оснащена термоклеевой системой с 4 головками

Для ламинирования нестандартных и крупногабаритных изделий многим будет полезен показанный «Фирмой ЛИР» планшетный ламинатор Rollover. Название не должно пугать: это не офисное устройство, а конструкция, на которой к материалу прикатывается плёнка с помощью специального ролика. Стол с подсветкой удобен при работе с прозрачными и полупрозрачными материалами. В качестве основы толщиной до 90 мм могут выступать пластиковые и алюминиевые панели. Прикатывать к ним можно как плёнку, так и цифровые отпечатки, удобство работы с которыми особо подчёркивается. Также производитель уверяет, что эргономичная конструкция позволяет справляться с работой одному оператору.

Было на выставке и немало ламинаторов традиционной конструкции. На стенде SupplyLand демонстрировалась самая бюджетная модель из имеющихся у Autobond: Micro 52 S DT (около 2 млн руб.) с индуктивным нагревом валов (у старших моделей нагрев водяной). Впрочем, хорошо уже и то, что на выставку ещё вообще привозят оборудование, хотя бы и не самое большое.

Увы, мы снова не увидели цифровой системы струйного УФ-лакирования Autobond, которая уже несколько лет как разработана этим производителем, но до России так и не добралась. Правда, сейчас идёт её модернизация: компания меняет печатающие головки с целью сделать систему совместимой с более дешёвыми лаками — именно их цена является главным препятствием для распространения этой технологии цифрового лакирования. Если это случится, то, пожалуй, можно будет увидеть новую систему не на выставке, а на производстве.

А пока англичане совершенствуют свою технику, мы можем вспомнить, что у нас ещё тоже бывают свои Невтоны и Лобачевские. Российская LBC утверждает, что техника у нее — собственного производства. И не только давно производимые этой компанией и хорошо знакомые полиграфистам брошюровщики и перфораторы, но и ламинатор, а также термоклеевая однокареточная машина.

На стенде LBC — ламинатор для одностороннего ламинирования ЛЛ?740 и термоклеевая машина ЛБС?50
Производительные перфораторы АР 360 (справа) и устройства для переплёта металлической пружиной Autobind германской Renz, одной из ведущих компаний в этом секторе

Представленный «Копитаном» перфоратор Renz АР 360 можно приобрести в двух вариантах: Manual либо Digital. Последний — с цифровой настройкой режимов работы, что даёт преимущество при работе с малыми тиражами.

Для малоформатной листовой продукции пригодятся башенные листоподборочные машины, представленные несколькими компаниями. Система Plockmatic, показанная на стенде «Принтматик», имеет фрикционную подачу листов, хотя у этого известного шведского производителя есть и вакуумный вариант. Но листоподборочная машина ACF510 имеет систему фрикционной подачи Plockmatic Glossy Friction, которая позволяет работать не только с офсетной, но и с глянцевой мелованной бумагой: производитель уверяет, что ему удалось решить проблемы фрикционной подачи и создать универсальное экономное решение для профессионалов.

Для типографий, специализирующихся на цифровой печати, GFS показала экономичный фальцевально-швейный агрегат Smyth Digital-88: из напечатанных на ЦПМ комплектов машина сама формирует блоки, предварительно фальцуя отпечатки — всё это при участии единственного оператора. «Старшие братья» этой машины в России уже установлены, но стоят они немало и доступны только наиболее успешным цифровым типографиям. Появление бюджетных вариантов должно помочь и остальным с переходом на цифровую печать, которая, в связи со снижением тиражей, становится всё актуальнее.

 

Фальцевально-швейный агрегат Smyth Digital 88
(около 100 000 евро) имеет минимальное количество настроек для перехода с тиража на тираж

«Керн СНГ», с мая 2013 г. также представляющая в России Neopost, собрала обширную экспозицию решений для почтовых отправлений. Среди них — премьера компактной Neopost DG-65 производительностью до 2400 отправлений в час. Для больших и средних работ актуальна Neopost DS-200, отличающаяся мультиформатностью с производительностью до 4800 отправлений в час. В зависимости от конфигурации стоимость решения — от 50 до 100 тыс. евро. Директор по продажам «Керн СНГ» Денис Иващенко отметил, что растёт интерес к современным франкировальным машинам — грядёт перевооружение почтовых учреждений.

На грани между офисным и профессиональным оборудованием встречаются любопытные гибриды. Например, переплётные автоматы Steiger («Принтматик») сверлят бумагу и закрепляют блок пластиковой клёпкой. Конечно, такой способ переплёта весьма специфичен (и к тому же не позволяет блоку легко открываться), но для наведения порядка в больших архивах пригодится. А операция сверления бумаги может пригодиться и в других случаях. Steiger 50 Auto впечатляет ценой, характерной для профессиональной техники, но существует и более бюджетный вариант Steiger 50M, у которого для сверлении и переплёта два узла, что делает работу менее удобной и быстрой.

Похоже, послепечатная техника — та самая соломинка, на которой ещё держится наша главная полиграфическая выставка. Если количество тяжёлой печатной техники стабильно уменьшается, то машины для обработки тиража становятся только разнообразнее. И всё больше становится решений, приспособленных для обработки цифровых отпечатков, что, в свою очередь, помогает цифровой печати развиваться ещё быстрее.

Тест на цветовосприятие

В течение всех четырёх дней выставки «Полиграфитер-2013» на стенде Publish для всех желающих бесплатно проводился тест на цветовосприятие Rite Farnsworth-Munsell 100 Hue Test, любезно предоставленный нам в пользование компанией «Графитек». Суть заключалась в необходимости выложить четыре линейки фишек в правильной градации цветов, обойдя «подводные камни» в зелёном и синем спектре, а затем с помощью специальной программы оценить свои успехи — не путаешь ли ты лиловый с фиолетовым, а pantone с фантомом.

Среди посетителей нашего стенда было много не побоявшихся и рискнувших (кто-то даже приходил второй и третий раз). Помимо сертификата, в качестве бонуса мы дарили подписку на наш журнал тем, кто приблизился к лучшему результату и набрал менее 10 баллов. Из более чем восьмидесяти тестируемых таковых специалистов оказалось ровно двадцать человек. Но среди них есть четверо «медалистов», которых наша редакция хотела бы отметить особо — это специалисты, прошедшие тест с наилучшим результатом и набравшие 0 баллов — т. е. не допустившие ни одной ошибки. Мы попросили наших «нулевых» призеров кратко поделиться историей своей профессиональной деятельности.

 

Александр Пашкульский

Последние 5 лет я — самоотверженный труженик в рекламно-полиграфической отрасли. Печатью и полиграфией интересовался ещё со школы, а начинал трудовую деятельность с одного дня летней подработки в одной маленькой типографии в Челябинске. Потом пришёл в другую, весьма крупную, рядовым резчиком, а ушёл с должности мастера цеха. Последние 1,5 года печатал наружную рекламу, а в августе 2013 г. прошёл обучение по специальности «печатник-шелкограф» на курсах трафаретной печати. Сейчас занимаюсь полным циклом разработки и самостоятельного производства одной настольной игры, в планах ещё несколько своих проектов. Маленькими шагами уверенно иду к строительству своего «Лунопарка» с блекджеком и шелкографией!

Андрей Вайнер

Я окончил Московский институт электроники и математики (не пугайтесь названия — там была кафедра дизайна). Сразу после защиты диплома отправился из холодной суеты столицы на малую родину в г. Пятигорск, где живу и работаю по сей день. В сфере графического дизайна тружусь с 2005 г. Сейчас являюсь руководителем дизайн-студии в рекламном агентстве: обучаю, хвалю и ругаю дизайнеров, рисую картинки на радость людям и на продаж повышение.

 

Павел Платонов

В полиграфию я пришел в 2001 г. Работал в общественно-политическом журнале дизайнером-верстальщиком, специалистом по допечатной подготовке, фоторепортёром, занимался цветоделением. Но по образованию — техник-технолог авиационных приборов и комплексов. В настоящее время оказываю фотоуслуги по репортажной, интерьерной и архитектурной съёмке, работаю по профессии и в полиграфию возвращаться не планирую.

 

Кудяшев Денис

Я студент МГУП им. И. Федорова, учусь на пятом курсе по специальности «Технология полиграфического производства». Специализируюсь на кафедре цифровой техники и технологии, в рамках спец. дисциплины выбрал «Цвет в цифровой печати». Сейчас как раз изучаю особенности цветоразличения, в том числе и влияния, оказываемого на него различными факторами. Как и многие студенты последних курсов, сейчас более всего озадачен вопросами трудоустройства.

Редакция журнала желает всем призёрам успехов в достижении новых профессиональных высот, а Денису — удачного старта (надеемся, что сертификат с результатами Ваших выдающихся способностей в этом поможет). Тех, кто ещё не испробовал свои силы, мы ждём на первой московской полиграфической выставке 2014 г. — «Упаковка/Упак Италия-2014» в январе. До встречи!

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
«Новое всё» на Printech 2024

Журнал Publish совместно с выставкой Printech 2024 в рамках деловой программы провели 18 июня специальную сессию «Новое всё: полиграфическое оборудование и расходники в 2024/25». Кратко о выступлениях экспертов читайте прямо сейчас.

Сейчас самое время

Именно эта фраза пришла в голову, когда я слушала историю астраханской цифровой типографии «КОКО». Началось всё в 2013 году, как у многих, с покупки оборудования — сублимационного принтера для сувенирной продукции.

Театр теней

В «Московском техникуме креативных индустрий им. Л.Б. Красина» придумали и реализовали проект «Театр теней». Преподаватель техникума и один из инициаторов проекта Самвел Коркотян, рассказывает об идее, этапах реализации и важности реальных заданий для студентов.

EDP Awards 2024. Причём тут Бобруйск и животное?

EDP Awards — это награды, присуждаемые экспертами из европейских отраслевых журналы по технологиям цифрового производства (EDP Association) в областях, формирующих индустрию цифровой печати, издательского дела и упаковки. Идея хорошая, но к самой премии и конкурсу 2024 года есть вопросы.

drupa уже не та. Или нет?

Messe Düsseldorf сразу по итогам выставки объявила о рекордных продажах экспонентов drupa 2024. И это — прекрасная новость. Но есть и грустная правда — её признают организаторы выставки. Количество посетителей существенно упало: на drupa 2024 их было около 170 тыс. И это исторический минимум. Частично это можно объяснить сократившимся сроком проведения выставки, но лишь частично. Кажется, эту тенденцию в будущем переломить будет сложно.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 14