2013.08.08, Автор: Юрий Захаржевский8434 прочтений

Приятные мелочи

Теги: Справочник покупателя

Выбираем принтер для сувенирной продукции.

Приятные мелочи

В этот раз мы решили рассмотреть небольшие принтеры, которые условно назвали «сувенирными», — небольшие настольные устройства. В качестве запечатываемого объекта могут использоваться самые различные предметы: значки, брелки, флешки, авторучки, зажигалки, блокноты и т. п. Конечно, запечатывать на них можно не только сувенирную продукцию, но и многое другое: мобильные телефоны и крышки для них, обложки фотокниг, кафельную плитку и даже небольшие элементы мебели. Соответственно, и материалы, на которые необходимо нанести изображение, могут оказаться самые разнообразными: пластики, металл, дерево, стекло, керамика, камень и т. д.

По конструкции это планшетные принтеры на основе струйной технологии. А вот что касается формата, то нам пришлось задуматься, какие же являются «маленькими», а какие — «большими». При желании можно найти устройства почти любого размера — от формата А4 до широкоформатных, включая все промежуточные ступени. Производители, имена которых обычно не гремят на мировом рынке, берут за основу печатающие головки или даже более крупные узлы от известных компаний (чаще всего — Epson) и создают конструкцию с форматом, который считают наиболее актуальным. Некоторые даже могут изменить его по заказу поставщика и для конкретного покупателя сделать принтер особого формата.

В конце концов мы волевым решением определили, что в этом году у нас сувенирными будут принтеры с форматом не более 65×42 см. В будущем мы надеемся рассмотреть также интересный класс универсальных принтеров с форматом около метра, но пока решили начать с малого.

Приятные мелочи

Приятные мелочи

Рынок

К сожалению, независимой аналитики по этому сектору в России нет, поэтому объективные данные по продажам в этом секторе предоставить трудно: зачастую небольшими моделями торгуют не поставщики полиграфического оборудования, а продавцы офисного. Покупатели же в большинстве своём – небольшие организации, которые не стремятся афишировать свои приобретения. Ориентировочное количество инсталляций — несколько сот штук. По данным поставщиков, в России уже установлено около 200 Mimaki UJF-3042 разных модификаций и более 500 DreamJet 329.

В таблице представлено 12 моделей семи производителей. Некоторые поставщики не предоставили данные по своим принтерам, поэтому их нет в таблице. Но для читателей это небольшая потеря: по большей части они являются клонами Techno-Jet или UniJet.

Конструктив

Одно из конструктивных отличий маленьких принтеров от больших — движущаяся часть. Если в широкоформатных планшетниках стол в большинстве случаев неподвижен, а печатающая головка движется на каретке в двух измерениях, то у маленьких принтеров конструкция обычно иная: стол с запечатываемым предметом едет «вдоль» под печатающей головкой, которая движется над ним «поперёк». Исключение — принтеры Mimaki, но у них довольно солидные габариты.

Шаблон для запечатывания крышек от мобильников на Roland Versa UV LEF-12: подобные приспособления делают для каждого типоразмера продукции, если тираж достаточно велик

У Mimaki и DreamJet есть вакуумный прижим на рабочем столе. На принтере Roland Versa UV LEF-12 использован альтернативный способ закрепления: специальные коврики на столе печати имеют липкую поверхность, которую, в случае запыления, можно просто промыть. При запечатке неплоских предметов такое решение даже удобнее. На остальных моделях единственным способом закрепить изделие на рабочем столе является скотч.

Разумеется, запечатывать «сувенирку» можно и на больших принтерах, поскольку разрешение печати и точность позиционирования на них могут быть вполне достаточными и для маленьких изделий. На практике для этого действительно иногда используются широкоформатные планшетные и гибридные УФ?принтеры. Но делать это регулярно не особо рентабельно, а высокая скорость печати на большом принтере практически не даёт преимуществ, поскольку большая часть времени уходит не на процесс печати, а на замену заготовок. К тому же специализированные принтеры, будучи маленькими по формату, могут запечатывать предметы солидной толщины, часто гораздо большей, чем широкоформатные: максимальной высотой запечатываемого предмета 100 мм в этом секторе никого не удивишь, а бывает и 200 мм.

Одна из основных трудностей при работе с сувенирной и «околосувенирной» продукцией — чрезвычайно разнообразные материалы, по которым приходится печатать: стекло, дерево, керамика, металлы, пластмассы и многое другое. Материалы бывают и твёрдые, и мягкие, то есть могут деформироваться при использовании, а иногда и вовсе подвергаются сильному растяжению. Поэтому подобрать единственный вид чернил, подходящий для любой продукции, нереально: чернила с хорошей адгезией к одному материалу могут плохо держаться на другом, хорошая адгезия к металлу или стеклу не всегда сочетается с гибкостью, а термоформовка — вообще отдельная история, требующая обязательных испытаний.

В новом измерении

Вот уже несколько лет доступны 3D-принтеры с различными технологиями печати, позволяющие получить не изображение на готовом предмете, а сам предмет. Казалось бы, это подходящий инструмент для создания сувенирной продукции: значков, декоративных (и просто оригинальных) пуговиц, ёлочных игрушек и т. п. элементов. Если делаете сувенирные кружки — почему не поместить на стандартную кружку жука или ягоду? И главное — всё может быть совершенно эксклюзивным. Это не просто фантазии: в Японии, например, невесты заказывают не только фотоальбом, но и собственную миниатюрную копию в день свадьбы, изготовленную на таком принтере. Но у нас эти устройства пока используются чрезвычайно редко.

Причин несколько. Во-первых, пока ещё есть проблемы с цветовой гаммой готовых изделий: цветные принтеры гораздо дороже, набор цветов ограничен. А если разрисовывать изделия вручную, то скорость работы резко понижается, а цена — наоборот. Конечно, это проблема, но если правильно подобрать форму и раскраску будущей декоративной детали, то её можно запечатать на обычном сувенирном принтере.

Другая проблема — отсутствие опыта работы с соответствующими программами. А если дизайнер слишком долго делает макет, то себестоимость сильно зависит от тиража — поскольку зависит от затраченного на каждое изделие рабочего времени. И пока не наработаны типовые схемы быстрого изготовления макетов, цена действительно будет недоступной для рядовых изделий.

Выходит, главное препятствие — отсутствие опыта работы в этом направлении. Возможно, оно станет перспективным для дизайнеров, которым стоит подумать об освоении 3D-программ. Кстати, они будут нелишними и для других приложений: например, некоторые УФ-принтеры способны на рельефную печать, а для эксклюзивной текстуры нужно сначала сделать соответствующий файл.

Чернила

Самые доступные принтеры работают со спиртовыми и сольвентными, на некоторых они заменяются в зависимости от запечатываемого материала. Есть модели (например, VividJet), настраиваемые прямо на производстве для печати по текстильным изделиям: конструкция позволяет заменить чернила и рабочий стол.

На принтерах более высокого уровня обычно используются УФ-чернила, хотя сейчас возможно появление моделей с чернилами «а ля латекс». УФ-технология имеет несколько преимуществ. Например, можно делать изображение матовым или глянцевым в зависимости от режима печати.

На УФ-принтерах доступны белила и лак. Лаковое покрытие, как и краска, в зависимости от режима печати (вернее — сушки) может быть матовым (если УФ-полимеризация происходит сразу после нанесения капель на поверхностей) либо глянцевым (если дать каплям перед закреплением немного растечься). Если наносить изображение в несколько слоёв, то получится объёмное изображение или лак с фактурой. На Roland VersaUV LEF-12 в библиотеке Roland Texture System Library уже есть 72 готовых текстуры для лака, можно создавать и собственные.

На принтерах Mimaki применяются три типа УФ-чернил: LH-100 — цвета CMYK+белила+лак, жёсткие чернила для твёрдых поверхностей с повышенной адгезией; LF-140 — CMYKLcLm+белила, гибкие чернила; LF-200 — CMYKLcLm+белила, обеспечивают растяжение до 200%.

Есть у УФ-технологии и свои проблемы. Например, выбирая принтер, надо уделить внимание такому моменту, как запах чернил. Если сольвентные обычно портят атмосферу при печати, а потом запах улетучивается, то аромат некоторых УФ-чернил может сохраняться месяцами — кому понравится такой подарочек?

Не стоит забывать и о запахе при работе: ведь установить принтер могут не в типографском цеху, а в офисе. В этом случае преимущество — светодиодные источники излучения: они выделяют гораздо меньше озона. У Roland VersaUV LEF-12 для работы в неприспособленных помещениях имеется опция — стол-подставка с воздушным фильтром BOFA-LEF-12 (120 000 руб.). Ещё два фильтра в этом принтере устанавливаются в обязательном порядке и находятся под крышкой, защищающей от ультрафиолета: они улавливают образующийся при печати «туман».

На некоторых материалах (металлы, стекло) возникают серьёзные проблемы с адгезией, поэтому перед печатью их необходимо обработать праймером — веществом, усиливающим адгезию чернил к поверхности и повышающим их стойкость к механическим повреждениям. На принтерах Mimaki возможно нанесение праймера самим принтером только на запечатываемую область через печатающую головку. Но в России клиенты предпочитают наносить его самостоятельно — так дешевле.

Важна и элементарная аккуратность: запечатываемая поверхность должна быть чистой, иначе неизбежны дефекты при печати. Когда на видеопрезентации оператор принтера работает в перчатках — это не желание пустить пыль в глаза, а средство избавиться от отпечатков пальцев.

Белила, в свою очередь, позволяют печатать на прозрачных и цветных поверхностях.

Дополнительные возможности оборачиваются снижением скорости работы. Но производители стараются повышать производительность. Например, уже после проведённого нами тестирования Roland VersaUV LEF-12 (Захаржевский Ю. Roland Versa UV LEF-12 // Publish № 6, 2012; http://www.publish.ru/articles/201206_19971418) появилось модернизированное ПО Roland VersaWorks, которое значительно сократило время настройки принтера и общее время работы.

Бизнес на сувенирных принтерах

Покупают такие принтеры обычно многопрофильные рекламные агентства, чтобы меньше зависеть от типографий. «Цифра» может заменить им печать трафаретным или тампонным способом: она гораздо быстрее и выгоднее на коротких тиражах и даёт лучшее качество на мелких деталях, в т. ч. текстах, без проблем совмещения и дорогостоящих формных процессов идёт цветная печать. Благодаря этому на них можно делать такой привычный для полиграфистов продукт, как визитки. Конечно, не на обычной бумаге, а на дизайнерской — текстурированной, невпитывающей, а при наличии белил и на цветной.

Ближе всех к народу — принтер DreamJet Artist, представляющий из себя киоск для полностью автономной работы с клиентом. Его можно настроить, например, на запечатывание мобильных телефонов и установить в салоне мобильной связи или торговом центре. Покупатель выбирает рисунок, вставляет в автомат купюру, свой телефон — и получает готовое изделие. В некоторых странах такие киоски уже пользуются популярностью, в России их, по данным поставщика, пока 11 штук

Но «сувенирные» принтеры могут оказаться и в руках совсем неполиграфических компаний, поскольку не только компактны, но и просты в обслуживании. Некоторые (Techno-Jet, UniJet) могут обойтись даже без специального ПО, работать с ними можно непосредственно из PhotoShop, CorelDraw, Illustrator.

Если у вас есть гарантированные заказы для таких принтеров, то вопросов с рентабельностью и окупаемостью обычно не возникает. Если же готовых клиентов ещё нет, но данный сектор кажется перспективным, придётся постараться: «Если вы начинаете с нуля, заказчиков нужно искать. Все знают, что такое “200 листовок на цифре, 4+4, 160 г/м2 за 1500 руб.” или “120×180 на баннере, 400 руб./м2”, и всем это нужно. Но и желающих выполнить такую работу — полдюжины на каждый квадратный километр. Сложнее найти заказчиков на печать на чём угодно c лакировкой и рельефом. И в этот процесс нужно инвестировать — прежде всего, своё время и свои идеи. Сейчас мне кажется, что перспективней искать заказы на запечатку небольших изделий — достаточно маленьких, чтобы разместить на печатном столе несколько десятков. Тогда можно указывать цену в виде скромных “10 руб./шт.”, мысленно пересчитывая её в приятные для себя “4000 руб./м2”» (Лыгун А. Mimaki UJF-3042FX: практика и заключение // Publish № 12, 2012; http://www.publish.ru/articles/201212_20012955).

Статьи по теме

Захаржевский Ю. Mimaki UJF-6042 // Publish № 7-8, 2013;

Лыгун А. Mimaki UJF-3042FX: практика и заключение // Publish № 12, 2012; http://www.publish.ru/articles/201212_20012955

Лыгун А. Из жизни необычного оборудования: Mimaki UJF-3042 // Publish № 11, 2012; http://www.publish.ru/articles/201211_20012916

Захаржевский Ю. Roland Versa UV LEF-12 // Publish № 6, 2012; http://www.publish.ru/articles/201206_19971418

Старцев Д. Светлее и прозрачнее // Publish № 11, 2011; http://www.publish.ru/publish/2011/11/19639012/  Модификация Mimaki UJF-3042 — с индексом FX

Захаржевский Ю. УФ-открытия в малом формате // Publish № 6, 2011; http://www.publish.ru/publish/2011/06/18822004/ Практика использования Mimaki UJF-3042 в рекламном агентстве

Лыгун А. Mimaki UJF-3042 // Publish № 6, 2010; http://www.publish.ru/publish/2010/06/14310141/

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:

comments powered by Disqus