2013.01.23, Автор: Игорь Терентьев2395 прочтений

О дайте, дайте нам стандарты!

Теги: От редактора

Так получилось, что этот номер насыщен материалами о стандартах и стандартизации. Хоть тему номера меняй… Мы продолжаем публикацию отраслевого исследования PrintCity, посвящённого стандартизации многокрасочной офсетной печати. А со следующего года в России начинает действовать новый закон, напрямую касающийся тысяч офсетных типографий. Речь идёт о ГОСТ Р 54766-2011 (ИСО 12647-2:2004). Это перевод известного в отрасли международного стандарта ISO 12647-2 в редакции 2004 г. с некоторыми поправками. Михаил Сартаков сделал для вас подробный анализ важного документа (с. 32). Теперь грамотные клиенты, каковых немало, смогут выдвигать требования к типографии не только на основе взаимных договоров, но и отталкиваясь от положений ГОСТа. А самые передовые типографии получат полезный инструмент для аргументированных споров с заказчиками, если те не правы.

Я совершенно точно знаю, что проблема стандартизации беспокоит всех руководителей типографий. Конечно, можно продолжать рассматривать полиграфию как искусство и надеяться на мучительно достигнутый хрупкий баланс между мастерством чудо-печатника и состоянием оборудования. Но все прекрасно понимают, что единственный перспективный путь — организовывать современное, стандартизированное производство. Только оно может стать основой успешного развития, служить надёжной базой для выстраивания отношений с серьёзными и большими клиентами, которые в ином случае даже не станут с вами разговаривать. Посетив несколько немецких и швейцарских типографий, я наблюдал, как растёт интерес к стандартизации по мере роста масштаба производства. Стену переговорной в типографии с оборотом около 50 млн евро в год украшают несколько сертификатов. Да, все эти сертификации и аудиты влетают в копеечку, но хозяева прекрасно понимают — другого пути для роста нет. Заодно работают и на перспективу — вкладываются в экологическую сертификацию, которая пока не особенно востребована даже на таком развитом рынке печатных услуг, как немецкий.

Нет особого смысла и дальше «агитировать за советскую власть» офсетчиков. Путь в светлое будущее ясен, было бы желание и финансовые возможности. А вот цифровикам гораздо сложнее. Для них технологических стандартов просто нет, они ещё только разрабатываются. Причём на первом этапе позаботятся только об одной из нескольких распространённых технологий — листовой 4-красочной печати, имеющей дело примерно с тем же набором запечатываемых материалов, что и офсетная.

Мне думается, что начали стандартизацию цифровой печати именно с листовых ЦПМ не только в силу их распространённости. Этот сектор весьма развит, для него уже созданы сопутствующие стандарты, дающие объективные критерии для сравнения разных аппаратов. Например, есть стандарт оценки ёмкости картриджей для тонера, на котором, кстати, мы основываем свои расчёты себестоимости. Они позволяют объективно сравнивать не только себестоимость печати для устройств одного производителя, но и конкурирующих моделей. Общие стандарты не предполагают и каких-либо расхождений в оценке скорости печати — мы почти никогда не сталкиваемся с отличиями реальной производительности листовых ЦПМ от заявленной.

А вот где со стандартами настоящая беда — так это в широкоформатной печати. Возьмём, для примера, производительность печати. В устройствах, ориентированных на интерьерную или наружную печать, поддерживается множество режимов. Какие из них соответствуют аналогичным у конкурентов, понять крайне сложно. Для красного словца в спецификациях непременно напишут максимальную скорость печати. Но в большинстве случаев она означает прямую печать прямо в корзину для мусора — оттиски в черновом режиме клиенту не продашь. Производители планшетных принтеров вообще указывают скорость, которая, похоже, рассчитывается на основе максимальной скорости перемещения каретки «в чистом поле» — оценить количество реальных «квадратов в час» по таким цифрам решительно невозможно. Нет и каких-либо стандартов для оценки расхода чернил. А если речь идёт о печати в режиме CMYK плюс дополнительные цвета, дело усложняется ещё больше.

В общем, всем нужны стандарты. А пока их нет, индустрия вынуждена самостоятельно вырабатывать методы стандартизации производства, а мы — методологии тестирования оборудования. Тут не ресторан — бесполезно ждать, пока кто-то принесёт готовое.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Учиться нельзя отказаться
     

    Вспоминается старый анекдот (очевидно, сочинённый русским, потому что на английском такая игра слов невозможна). Учительница английского языка в итальянской школе в Нью-Йорке: «Дети, а теперь я продиктую вам предложение, от которого вы не сможете отказаться»…

     

  • Большой выставочный
     

    Так получилось, что на май пришёлся пик интересных полиграфистам международных выставок этого года. Выставку Interpack посетило 170 500 человек, проходящую раз в четыре года China Print 2017 — около 180 тыс. (столько было в 2013 г. с примерно такой же площадью экспозиции; данных о посетителях этого года пока не опубликовано), FESPA 2017 — 20 456. На каждой из этих выставок были гости из России, но их количество организаторами обычно не объявляется, поскольку посетителей из нашей страны никогда не бывает особенно много. Скорее всего речь идёт о нескольких сотнях человек в Дюссельдорфе и Пекине и нескольких десятках — в Гамбурге. Мы видим свою задачу в том, чтобы рассказать читателям, не сумевшим выбраться за границу, о наиболее интересных и важных показанных новинках, а также обозначить некоторые тенденции.

     

  • Горячий формат
     

    Широкоформатная цифровая печать набирает вес. В контексте нашей отрасли — это в первую очередь оборудование, позволяющее печатать интерьерное оформление и разнообразную «наружку», а также изготавливать множество другой продукции — от сувениров и футболок до автографики и огромных баннеров, порой украшающих целые небоскрёбы или стадионы.

    Нет ничего удивительного, что выставка FESPA, когда-то организованная для демонстрации возможностей специальных (читай — нишевых) видов печати, сейчас испытывает небывалый подъём. Широкоформатная струйная печать всего за два десятка лет поставила всю отрасль с ног на голову — теперь она является доминирующей технологией, а трафаретная, тампонная, крупноформатная офсетная и прочая экзотика скромно переместились в категорию нишевых.

     

  • Фотокниги: «блочные» тонкости
     

    В статье, посвящённой теме номера, Сергей Кувшинов призывает изготовителей фотокниг обращать больше внимания на форму. Иначе полиграфисты так же, как постепенно отступают на газетном, журнальном и книжном «фронтах», проиграют электронным носителям и на этом рынке. Стремясь максимально удешевить изготовление, мы нивелируем ценность конечного печатного продукта. Кому приятно брать в руки некрасивую вещь? И уж тем более у людей не будет желания платить за неё… Кувшинов в своей статье рассуждает о новых возможностях «достучаться» до покупателей фотокниг. Мы же любим покопаться в особенностях технологий, поэтому обратим внимание читателей на специфику изготовления блоков, также оказывающую непосредственное влияние на впечатления покупателей фотокниг.

     

  • Воспоминания о будущем печати
     

    Будучи на выставке Hunkeler Innovationdays 2017, которая проводится уже полтора десятка лет и неуклонно растёт, я задал двум представителям производителей оборудования вопрос: «А вы замечали, что из России сюда приезжает больше представителей офсетных типографий?» Ответ был однозначным: «Нет». Получается, за парой исключений (в России уже есть целых две коммерческих типографии, оснащённых рулонными струйными ЦПМ для двусторонней печати) больше никто из офсетчиков особенно не думает о внедрении по-настоящему промышленной «цифры»? Наверное, у наших крупных офсетных типографий всё в порядке с заказами, а будущее легко и безоблачно…

     

  • «Цифровой» белый как двигатель прогресса
     

    Вспоминаю разговор, состоявшийся всего пару лет назад на дилерской конференции крупного дистрибьютора офисного печатного оборудования. Опытный и технически грамотный специалист известного производителя принтеров удивил меня вопросом: «А кому вообще нужен белый тонер в принтерах?» Вопрос его с колокольни компании, в первую очередь сфокусированной на рынке офисной техники, был вполне справедлив. Довольно сложно представить себе, кому в повседневной офисной работе действительно может понадобиться возможность печати белым тонером. Белым по белому? Вы в своём уме вообще? Можно сказать, что идея темы номера «Цифровой белый» зародилась именно тогда…

     


comments powered by Disqus