2012.03.234438 прочтений

Дупликаторы: третья сила

Теги: Специальный обзор Publish

Некоторые полиграфисты до сих пор скептически относятся к дупликаторам. А ведь эти скромные "пластмассовые" устройства уже догнали однокрасочные офсетные машины не только по скорости (особенно на коротких тиражах), но и по качеству в некоторых приложениях

Начало

Дупликатор — это копировальный аппарат для оперативного выпуска одноцветной (иногда двуцветной) печатной продукции тиражами от десятков до нескольких тысяч экземпляров. Отдельные модели способны и на большее: тиражи достигают десятков тысяч экземпляров.

В нём используется иной принцип печати, чем в тонерных и струйных принтерах или офсетных машинах. В конце 70-х японская Riso Kagaku *, производившая краски для трафаретной печати, задумала автоматизировать этот метод печати для работы с бумагой и создала аппарат, в котором трафаретная плёнка автоматически обрабатывалась и устанавливалась на печатный барабан. Однако часто применяемое выражение «цифровой дупликатор» может ввести в заблуждение, поскольку цифровой печатной машиной он как раз не является: печать ведётся с вещественной формы, сменяемой при новой работе **.

При малых тиражах это недостаток, но зато стоимость оттиска падает при увеличении тиража и вполне конкурентоспособна: дупликаторы, несмотря на высокую по тем временам цену, не только вышли на рынок, но и составили конкуренцию тонерным принтерам, ЦПМ и МФУ, появившимся раньше. В число производителей дупликаторов вошла крупная компания Ricoh, среди продукции которой были как раз такие аппараты. Присоединилась к этому бизнесу и Duplo, специализирующаяся на послепечатной технике.

На мировом рынке доминируют именно эти три производителя. К сожалению, трудно судить о их пропорциях на российском рынке. Например, Riso утверждает, что за последнее время повысила свою долю и она составляет свыше ¾ рынка. Ricoh, со своей стороны, говорит, что ей принадлежит 35-40%. В любом случае, все эти производители могут предложить достойную технику.

Конструкция

Рассмотрим её в той последовательности, в которой работает дупликатор. Хотя сканер стоит на многих моделях, это не необходимая деталь конструкции — машины часто используются не полиграфистами, для которых многофункциональность — полезное качество.

Сначала делается трафаретная форма из мастер-плёнки — рулона тонкого материала на нетканой основе с полимерным покрытием, испаряющимся под действием тепла термоголовки. От рулона отматывается фрагмент, в котором термоголовка прожигает отверстия в соответствии с данными, заложенными в файле для печати. Затем форма закрепляется на поверхности красящего цилиндра, внутри которого картридж с краской. После этого начинается печать: листы бумаги проходят между вращающимся красящим цилиндром и прижимным валиком, краска продавливается через отверстия и попадает на бумагу, а готовый оттиск ложится в приёмный лоток. Перед началом следующего тиража использованная форма сматывается на катушку для отработанной плёнки.

Для печати различными цветами обычно заменяют красочный механизм целиком, поскольку мытьё аппарата — нежелательный процесс в офисных условиях. Это противоречило бы концепции дупликаторов: недаром их часто называют «цифровыми». А что за цифровая техника, если оператор — по локоть в краске?! Вытеснение одного цвета другим — тоже негодный способ, ведь потребуется несколько тысяч листов, которые будут запечатаны промежуточными оттенками.

На современных дупликаторах, меняя красочный механизм, получают даже четырёхкрасочные изображения. Правда, при этом составитель макета должен учитывать некоторые ограничения, связанные с технологией печати, но эти ограничения неактуальны для многих приложений, для которых используются дупликаторы. Зато скорость смены красок на них несравнимо выше, чем на однокрасочной или двухкрасочной офсетной машине.

Аппараты для двуцветной печати

В двукрасочных дупликаторах – два красочных цилиндра. Этот класс машин представлен единственным дупликатором фирмы Riso – MZ1070.

В нынешнем ассортименте Duplo и Ricoh данный вид не представлен. Ricoh в 2011 г. сняла с производства модель TCIIR, объясняя это низкой востребованностью. Возможно, именно на фоне отсутствия конкурентов спрос на двухцветный Riso MZ1070 постоянно растёт. Модель наносит одновременно два цвета на оттиск А3 со скоростью 150 лист./мин, с хорошим совмещением между двумя цветами. Её чаще всего берут вузы, госпредприятия, но также и типографии, у которых высок процент двухцветной печатной продукции.

Несмотря на существование дупликаторов с двумя красочными аппаратами, устройств с двусторонней печатью среди них нет, за исключением единственного в своём роде Ricoh Priport DX4640PD. Печатный механизм здесь один, для печати с двух сторон лист переворачивается (макс. формат А3, но дуплексом печать идёт на А4). Правда, изображение с обеих сторон будет одинаковым — подойдёт, если печатать двойниками со своим оборотом: лист разрезается пополам и на сторонах оставшегося (с форматом макс. А5) получатся разные изображения.

Разрешение печати

Разрешение печати определяется свойствами термоголовки, которая прожигает микроскопические отверстия на мастер-плёнке. Так как это один из самых дорогих узлов, то и стоимость всего аппарата зависит от разрешения печати.

Характерные для дупликаторов разрешения — 300×400, 400×400, 300×600, 600×600 dpi. Среди предлагаемых Riso аппаратов наиболее востребованы имеющие среднее разрешение, так называемое D600 dpi (digital 600 dpi). Это улучшенный вариант физического разрешения 300×600 dpi. Такое же разрешение считают самым актуальным и покупатели дупликаторов Duplo: DP-J450, DP-U550 Ultra HDi (оба формата А3).

Такой аппарат оснащён головкой с разрешением 300 dpi. Повышенное разрешение в одном из направлений достигается за счёт того, что мастер-плёнка протягивается через термоголовку в два раза медленнее. Популярность этого варианта вызвана, разумеется, не предпочтением разрешения перед чистым 600×600 dpi, а более низкой ценой аппарата. Выбирая соотношение «цена/качество», покупатели пока чаще предпочитают более низкую цену и останавливаются на дупликаторах среднего класса.

Разрешение у самых популярных моделей Ricoh — 300×300 dpi (DX 2330, А4) и 400×600 dpi (DX4545, A3).

Цифра, определяющая разрешение, — не единственный фактор, влияющий на качество печати. Например, в новинке Duplo DP-U950 Ultra HDi (High Definition imaging) качество полутоновых изображений повышено благодаря новой мастер-плёнке: она имеет более плотную основу и обеспечивает более однородное распределение чернил между её волокнами, что даёт плавные переходы в полутонах. Как известно, при больших тиражах качество печати дупликаторов падает из-за деформации и увеличения диаметра отверстий. В мастер-плёнке Ultra HDi плотная основа позволяет дольше сохранять неизменным диаметр отверстия, геометрию и качество изображения.

Riso RZ1070 обладает максимальным на сегодня количеством функций и опцийПО

Интерфейс дупликаторов имеет возможности, характерные для непрофессиональной техники (наподобие любительских фотокамер и фотопринтеров), поскольку и применяются они часто не полиграфистами. В нём доступны операции, совершаемые профессионалами на этапе подготовки файла: масштабирование, поворот, определение плотности участков оригинала и т. п., и даже художественные эффекты (например, преобразование изображения в «карандашный рисунок»).

Раньше дупликаторы продавались в комплекте с собственным дорогостоящим контроллером печати (RIP), но теперь это не актуально. Интерфейса вполне достаточно для работы с печатающим устройством через компьютер. Например, RIP в Riso EZ200/230 и EZ300/370 не встроен, а является внешним опциональным устройством, в старших моделях – EZ570, RZ1070, MZ1070 — GDI-контроллер встроен в стандартную комплектацию, можно приобрести и дополнительный внешний PostScript-контроллер.

В Riso RZ1070 за каждым пользователем закрепляются логин и пароль: это не только защищает от несанкционированного использования устройства, но и охраняет данные каждого пользователя, а администратору позволяет контролировать весь поток печатных работ. В этой модели добавлена функция непрямой печати цифровых данных через USB-флэш-накопитель. Теперь удалённый пользователь, вместо того чтобы выводить данные на каком-нибудь принтере, а затем с этими листками добираться до дупликатора, может сделать печать в файл через драйвер RISO USB-принтера (причём на любую флэшку) и размножать его на MZ/RZ1070 или EZ570 практически без потери качества.

В Duplo DP-U550, DP-U850 и DP-U950 Ultra HDi есть опциональная возможность загружать задание в дупликатор напрямую с Flash USB, минуя компьютер. На сенсорном дисплее, помимо стандартных параметров, отображается информация об оставшихся кадрах мастер-плёнки в рулоне, необходимости замены краски и удаления отработанной мастер-плёнки.

Краска

Именуется также чернилами, впитывается в запечатываемый материал, а не испаряется, поэтому лучшая бумага для неё — без покрытия. Это соответствует и ориентации машин на дешёвые тиражи. Но, освоив печать на офсетной бумаге, многие клиенты хотят распространить успешный опыт и на другие её виды. Печать на мелованной бумаге (особенно глянцевой) ограничена из-за сильного отмарывания, но наши умельцы пытаются с ним бороться. Например, до некоторой степени снизить отмарывание направленным потоком воздуха. Некоторые используют горячий воздух и даже УФ-сушки (как известно, в них большая часть энергии тратится именно на производство тепла).

Для борьбы с отмарыванием, которое представляло серьёзную проблему в первые годы существования дупликаторов, в состав краски добавляют пасту на основе натурального высокодисперсного кремнезёма. Состав красок постоянно совершенствуется: например, Duplo анонсировала для DP-U550/U850/U950 Ultra HD экологически чистые чернила Ultra HDi с высоким содержанием пигмента, позволяющие получать более насыщенный чёрный цвет. Большое содержание пигмента в краске значительно экономит её расход без потери в качестве и насыщенности цвета. Кроме того, постоянство качества печати в модели U950 Ultra HD обеспечивает функция циркуляции краски. Так же и в Duplo DP-A100 — расход краски на 16% меньше по сравнению с DP-205 за счёт высокого содержания пигмента.

Краски разных производителей похожи, хотя каждый старается оптимально сочетать конструкцию аппарата с их вязкостью и другими особенностями. По составу краска для дупликаторов является эмульсией на водной основе, в состав которой входят глицерин, растворитель нефтяного происхождения, сажа (в наиболее распространённой чёрной) и др. Будучи составом на основе воды, она экологичнее, чем офсетная, — недаром японцы, уделяющие столь много внимания экологической чистоте, половину продаваемых на внутреннем рынке ризографов устанавливают в вузах, школах и даже детских садах.

Разумеется, дешевизна печати дупликаторов не означает, что пользователи не захотят сделать её ещё экономичнее. И тут появляется проблема «совместимых» чернил. Большинство подходит к вопросу разумно и понимает, что качественная совместимая краска стоит ненамного дешевле оригинальной, а с дешёвой они экспериментируют на свой страх и риск, не имея гарантий по качеству печати и долговечности аппарата.

Не случайно в OFFITEC подчёркивают, что их расходные материалы для дупликаторов Duplo производятся только в Японии. В свою очередь, Riso на заре своего становления производила именно краску и никогда не перепоручала это сторонним фирмам.

Как уверяют поставщики оборудования, в последние годы на российском рынке неоригинальной краски становится всё меньше, поскольку клиенты поняли, что выгода от неё оборачивается дополнительными расходами, связанными с уменьшением ресурса печатного барабана и тиражестойкости мастер-плёнки. В составе дешёвой краски может оказаться грязь, что приводит к поломкам помпы, закачивающей чернила в барабан, повреждению его сетки и других деталей.

Кроме проблем, возникающих с оборудованием, совместимые краски зачастую уступают оригинальным по плотности, т. е. их расходуется больше и экономия становится совсем призрачной. К тому же больше чернил на бумаге — это повышенный риск отмарывания, а потеря тиража из-за такого брака разом перечеркивает все усилия по экономии на краске.

Стоимость печати

Дупликатор DP-A100 — самыйкомпактный в модельном ряду Duplo, что вкупе с невысоким энергопотреблением позволяет без труда разместить его в любом учебном заведении, учреждении, офисе, копир-салонеВ первую очередь при её оценке вспоминают о расходных материалах. О нюансах, связанных с краской, уже было сказано выше.

Тиражеустойчивость мастер-плёнки — несколько тысяч оттисков без ухудшения качества оттиска. Мастер-плёнка для Duplo DP-U550/U850/U950, выполненная по технологии Ultra HDi, имеет плотную основу и выдерживает более объёмные тиражи без потери в качестве. Также у Ricoh мастер-плёнка HQ обеспечивает не только лучшее качество печати, но и повышенный ресурс – с 2000 до 4000 отт.

Стоимость оттиска зависит и от необходимости ремонта или замены деталей (например, прижимного валика), и от максимального пробега аппарата — чем он больше, тем меньшая сумма приходится на амортизацию.

Сменный барабан может проработать весь срок службы дупликатора, но выходит из строя из-за некачественных расходных материалов. В Riso заметили, что с появлением на рынке поддельной краски существенно возросло количество поломок барабанов и уходящих со склада запчастей. Техническая экспертиза в таких случаях показывает: «механизм подачи краски сильно засорен грязью с мелкими волокнами».

Изготовленные в Японии дупликаторы Duplo DP-J450, DP-U550/U850/U950 Ultra HDi имеют заявленный ресурс 10 млн отт. (или гарантию 18 месяцев без ограничения их количества). Для Ricoh HQ 9000 заявлен ресурс 15 млн отт. – по сравнению с предыдущими моделями он увеличен за счёт нового привода. Это вполне реальные цифры: при бережном обращении, регулярной профилактике и применении оригинальных расходников дупликатор вполне может порадовать владельца такой цифрой на счётчике. А проблемы чаще всего связаны не с надёжностью «железа», а с отношением сотрудников к эксплуатации сложной техники. Квалифицированный оператор обходится дорого, но не дороже плохого, а дупликаторы имеют ещё и ту приятную для владельцев особенность, что зарплаты их операторов обычно меньше, чем у печатников на офсетных машинах. Часто этот человек выполняет несколько функций.

Восстановление старых дупликаторов нерентабельно, как и доставка б/у машин из-за рубежа.

Новинки

В Riso RZ1070 от предшественника RZ970 осталась самая высокая скорость печати (до 180 копий А3 в минуту), разрешение 600´600 dpi, встроенный интерфейс и сетевая карта. Улучшены методы обработки изображения и модифицированы некоторые узлы.

Duplo в начале 2011 г. выпустила DP-A100 (А4, 300×360 dpi) вместо DP-C100 и DP-C105. Появился высокоскоростной USB-интерфейс (опция), скорость печати выросла до 90 стр./мин. Удобная панель управления выдаёт информацию о причинах неполадок. В стандартную комплектацию входит автоподатчик оригиналов ёмкостью 10 листов. Особенность модели — вентилятор обдува для отпечатанных листов.

Duplo DP-U950 Ultra HDi (А3, 600×600 dpi) выпускается с декабря 2010 г. на замену DP-460Н. Это третий аппарат в серии Ultra HD, после Duplo DP-U850 и Duplo DP-U550, и единственная модель на рынке с пневматической системой подачи листа, обеспечивающей стабильное прохождение бумаги на печать и предотвращающей слипание листов. Благодаря регулировке интенсивности подачи воздуха, повышается стабильность прохождения бумаги, от марок малой плотности до каландрированной мелованной. Положение оттиска настраивается по вертикали и горизонтали с панели управления. Особенность — система защиты от подачи двойного листа.

В качестве расширения предлагаются опции: автоматический податчик оригиналов для автоматического полистного сканирования и cетевой модуль-переходник с портом Ethernet 10/100 для присоединения дупликатора к локальной сети. Модель актуальна при больших пиковых нагрузках, для выпуска высокотиражной продукции.

Перспективы

Продукт-менеджер «РИКО Рус» Алёна Чумичева отметила, что Ricoh ожидает увеличения продаж: среди потенциальных клиентов — типографии, университеты, колледжи и обучающие центры, НИИ, администрации, министерства и ведомства, предприятия торговли, медицинские учреждения.

Duplo интригует новинками на Drupa-2012, но подробности не разглашает. Продажи дупликаторов этой марки, по словам начальника отдела маркетинга и рекламы «НИССА Дистрибуция» Татьяны Хлопцевой, остались на прежнем уровне. Основные покупатели — типографии, школы и вузы, сектор малого бизнеса (например, печать этикеток, которые потом вкладываются в производимый ими товар).

Руководитель отдела маркетинга фирмы RISO EURASIA Галина Зикеева говорит, что, несмотря на давние слухи о скором вымирании дупликаторов как вида, на практике продажи увеличиваются: за последний год спрос на старшие модели (RZ1070 и двухцветный MZ1070) существенно вырос.

«Потенциал российского рынка, — считает она, — далеко не исчерпан, и в ближайшие годы нам стагнация не грозит. Во-первых, наступило время замены аппаратов, отработавших 15-20 лет, и наши давние клиенты активно покупают новинки, пользуясь выгодной программой обмена. Во-вторых, есть малоосвоенные сегменты рынка, например, школы (самый весомый сегмент в продажах наших европейских и японских коллег). В-третьих, идёт освоение новых перспективных рынков. Riso на Ipex-2010 представила прототип ризографа формата А2, и мы надеемся, что вскоре он найдёт широкое применение при печати региональных газет».

Последняя новость особенно радует: устройства большего формата подойдут не только для газетной печати. Дупликаторы, в отличие от настоящей цифровой техники, не могут печатать готовые комплекты листов. Следовательно, после печати необходим подбор, а при формате А3 и большом количестве листов это проблема. Увеличение формата позволит задействовать для послепечатных операций (в т. ч. фальцовки) солидную технику, применяемую для обработки офсетных оттисков.

На фоне постоянного роста цен формных материалов для офсета модернизация дупликаторов и их расходников может превратить их в серьёзного, хотя и не первостепенного участника борьбы офсета и «цифры».


* Именно от названия фирмы происходит второе наименование дупликаторов — «ризографы», как и копировальные аппараты до сих пор называют «ксероксами». Xerox пыталась с этим бороться, но не очень активно: видимо, вовремя поняли, что лучше рекламы не придумать.

** Слово «цифровая» относится к методу изготовления формы. После того как произошло сканирование изображения, происходит его оцифровка и изготовление печатной формы, так называемого «мастера». Так же передача информации с компьютера на дупликатор происходит цифровым способом.

Два дупликатора марки Riso в типографии загружены печатью книг и брошюр, ещё несколько — изготовлением листовок, этикеток и т. п.


Практика

Типография «Лика» на рынке уже 22 года, и более 15-ти в ней работают дупликаторы. Хотя здесь есть и офсет, и «цифра», и другие способы печати, но для этих аппаратов нашлась вполне солидная ниша: малые тиражи книг и брошюр. При печати с разрешением 600 dpi они практически неотличимы от напечатанных офсетом. Генеральный директор Анатолий Слюсарь рассказывает, что в начале были попытки сэкономить и приобрести устройства с меньшим разрешением. Но в итоге пришло понимание, что качественная печать компенсирует расходы на серьёзное оборудование.

Все устройства в типографии интенсивно используются: за год на одном дупликаторе делается 3-5 млн отт.

Двуцветных моделей в типографии нет — тем более, что для печати цветной продукции применяются другие виды печати. Но для ч/б тиражей в 1-2 тыс. экз. дупликаторы показали себя как нельзя лучше. На них запечатывают и офсетную бумагу, и тонкий картон, и даже матовую меловку, благодаря чему удаётся рентабельно печатать одноцветные листовки и этикетки (в т. ч. на самоклейке) и другую продукцию.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • «Малышки» на все руки

    Выбираем универсальное устройство для послепечатной обработки: резки, биговки, перфорации, фальцовки.

    Разумеется, высокоспециализированное и производительное послепечатное оборудование — это хорошо. Но, чтобы оно окупалось, необходимы соответствующие объёмы. А как быть малым типографиям и начинающим предприятиям? Для них имеет смысл рассмотреть вариант универсальных машин, способных выполнять несколько операций.

     

  • Лак лично в руки
    Печатная продукция со сплошным и выборочным лакированием, а также текстурированной поверхностью оказывает на потребителя воздействие, на которое не способны электронные средства коммуникации. А цифровые технологии делают возможными даже персонализированные сообщения… лаком.
  • Опасные «игрушки»
    Пока полиграфисты жалуются на кризис, всё большая доля корпоративной печати выполняется их клиентами (в т. ч. бывшими) самостоятельно: эксплуатация цветных МФУ формата А3 становится проще и дешевле. Нередко их выбирают и начинающие полиграфисты — в условиях небольшой загрузки на старте бизнеса более доступные МФУ бывают предпочтительнее ЦПМ. Не лишние они и для уже устоявшего полиграфического бизнеса — не всякими работами есть смысл загружать «тяжёлую» технику.
  • Лак по требованию
    Цифровые оттиски нередко нуждаются в лакировании, но делать это с помощью аналоговых способов не всегда разумно, особенно если тираж невелик, а хочется каких-то креативных изысков. Поэтому до последнего времени цифровые типографии были ограничены в способ
  • Операция "чистые руки"
    Устройства, автоматически подающие краску в офсетную печатную машину, помогают сделать процесс печати стабильнее, сэкономить краску, повысить скорость работы и количество печатных секций без увеличения числа персонала.
  • Просто, быстро, дёшево
    Цифровые дупликаторы позволяют отпечатать тиражи от десятков до нескольких тысяч экземпляров, когда самое важное - низкая цена оттиска, а требования к качеству уступают оперативности. Статья посвящена новинкам и тенденциям в этом секторе рынка.

comments powered by Disqus
301 Moved Permanently

301 Moved Permanently


nginx/1.4.1