2013.01.31, Автор: Геннадий Петров5307 прочтений

Смесевые цвета? Это не страшно!

Теги: COREL Magazine

Основы работы со смесевыми цветами в пакете CorelDRAW X6, изменения по сравнению с предыдущими версиями, правильные настройки системы управления цветами.

Начиная с версии Х5 в пакете CorelDRAW была кардинально переработана архитектура управления цветами, что позволило добиться более гибкого и точного управления смесевыми цветами (или плашечными — по терминологии документации к CorelDRAW; в оригинале — spot colors) как при создании документа, так и при выводе на печать и экспорте в форматы PDF и PostScript. Статья призвана помочь с выбором наиболее эффективных настроек смесевых цветов для конкретных техпроцессов.

Основы

Профессионалы, хорошо понимающие, что такое смесевые цвета, могут смело пропустить этот раздел и сразу перейти к следующим, где описываются особенности работы с такими цветами в CorelDRAW. Смесевые цвета призваны облегчить и стандартизировать выбор, использование и вывод определённых цветов независимо от устройств печати, ПО и уровня знаний пользователя в колориметрии и полиграфии. В значительной степени необходимость в системах смесевых цветов, кроме очевидных преимуществ в качестве и предсказуемости цветопередачи и более широком цветовом охвате, вызвана сложностью и неудобством традиционных процессов управления цветом на основе профилей ICC. Системы смесевых цветов также построены на базе научно обоснованных методов, но позволяют абстрагироваться от сложностей и предлагают интуитивные, простые для понимания инструменты. Например, выбрать и заказать (отсюда ещё одно распространённое название для смесевых цветов — заказные) цвет можно по его кодовому названию из стандартного веера цветовых образцов в самой распространённой системе Pantone Matching System (PMS). Таким образом заказчики, дизайнеры и печатники могут говорить с друг другом на одном, понятном друг другу языке, избегая двусмысленности и неопределённости при описании цвета. По крайней мере, в рамках одной системы смесевых цветов.

Несмотря на кажущуюся простоту и очевидность систем смесевых цветов, существует множество нюансов и подводных камней, о которых нужно знать и помнить. Без чёткого понимания, как именно такие системы достигают поставленных целей, ошибок (часто весьма дорогостоящих) не избежать. Хотя дальнейшее описание строится на примере Pаntone, главные принципы верны и для любой другой системы, такой как популярная в Германии HKS или японская TOYO.

Как работает система Pantone? Её создатели составляют наборы наиболее часто, по их мнению, используемых цветовых оттенков, учитывая множество факторов: тенденции в индустрии, психологию цветовосприятия, технологические возможности печати и т. д. Для каждого цветового оттенка подбирается формула смешения на основе базовых красителей системы (14 базовых красителей для системы Pantone Goe, 10 — для Pantone Matching System и Pantone Plus). Образцы этих цветовых оттенков печатаются на тщательно откалиброванном оборудовании, при плотном контроле техпроцесса. Далее Pantone выполняет за своих пользователей одну из самых монотонных, технически сложных и требующих дорогостоящих аппаратных средств частей колориметрического управления цветами — измерение аппаратно независимых LAB/XYZ-значений цветовых образцов с помощью спектрофотометров.

Эти значения сводятся в цифровые библиотеки цветовых палитр и используются компьютерными программами для верного отображения смесевого цвета на экране или точного конвертирования в триадные цвета при печати. Ни заказчику, ни дизайнеру не требуется никакого знания о цветовом пространстве LAB или колориметрии. Заказчик, выбрав определённый цвет из палитры Pantone, однозначно определяет, какой оттенок цвета требуется получить. Информации, предоставляемой системой Pantone, достаточно для точного его воспроизведения. Разумеется, при правильном использовании системы.

Вот здесь-то и важно знать о нюансах. Одним из самых распространённых источников проблем являются альтернативные значения смесевых цветов, указанные в библиотеках Pantone. Для однозначного задания смесевого цвета берутся только аппаратно независимые цветовые пространства LAB или XYZ. Все новые библиотеки Pantone включают в себя эти значения, хотя так было не всегда.

Первоначально цветовые веера Pantone зачастую указывали только CMYK-значения (такие веера есть и сейчас — например, серия для триадных цветов), что до сих пор остаётся причиной одной из самых частых ошибок при работе со смесевыми цветами. Некоторые дизайнеры и полиграфисты фиксированы на CMYK-значениях смесевых цветов и используют их неправильно. Pantone может указывать альтернативные CMYK- и RGB-значения для смесевых цветов, но акцент нужно делать именно на слове «альтернативные». В конечном итоге любой смесевой цвет подразумевает специальные краски/чернила, в чистом или смешанном виде. Значения CMYK и RGB пригодны только для имитации смесевого цвета. В том, что отличия будут в любом случае, можно убедиться, взглянув на один из вееров Solids to Process, где самой компанией Pantone рядом отпечатаны образцы настоящих смесевых красок и их имитации триадными. Триадные формулы (RGB) применяются, когда использование смесевой краски невозможно или нецелесообразно. Например, CMYK-значения подходят для симуляции смесевого цвета при помощи триадных красок в рамках строго определённого техпроцесса печати. Эта оговорка (определённые краски, бумага, печатная машина, условия печати и т. п.) очень важна и часто упускается из вида. RGB-значения годятся для симуляции смесевого цвета на мониторе. Слово «симуляция» уже подсказывает, что результат, вероятнее всего, будет не совсем идеален. Например, многие смесевые цвета попросту не могут быть точно воссозданы с помощью триадных красок традиционного офсетного процесса. Более того, некоторые смесевые цвета не могут быть точно воспроизведены даже на мониторе со стандартным цветовым охватом sRGB.

Именно поэтому важно понимать, что единственным точным описанием смесевого цвета являются его значения LAB/XYZ. Только используя LAB-значение цвета, программа может преобразовать его, например, в RGB для точного отображения на откалиброванном (очень важная деталь) мониторе или принтере. И то при условии, что его цветовой охват позволяет это сделать.

Вы спросите: а почему Pantone включила альтернативные цветовые значения, когда можно было ограничиться LAB-значениями? Во-первых, далеко не все профессиональные программы способны напрямую работать с цветовой моделью LAB. Что если программа поддерживает только модель CMYK или RGB? Во-вторых, смесевые цвета часто используются напрямую, без участия ПО, попросту как удобный, хотя и не совсем точный способ описания цвета заказчиком. LAB-цвета для этих целей неинтуитивны. И в-третьих, зачастую Pantone полагается не только на автоматическое колориметрическое преобразование из LAB в пространства CMYK или RGB. Конечные цветовые значения, приведённые в библиотеках, подгонялись вручную, чтобы добиться оптимального соответствия симулируемому смесевому цвету. Колориметрические преобразования между цветовыми пространствами с разным цветовым охватом — вещь субъективная, иногда оператор может выбрать более точный, по сравнению со стандартным преобразованием, оттенок цвета.

Использование альтернативных цветовых значений для смесевых цветов связано с ещё одним нюансом. Для цветовой модели RGB есть международный и чётко описанный стандарт — пространство sRGB. Для CMYK единой международной стандартной модели нет. Существующие стандарты являются региональными, так как страны Северной Америки, Европы и Азии традиционно применяют разные техпроцессы офсетной печати. И хотя в последние годы наблюдается переход на единый стандарт ISO, реальная ситуация далека от идеальной. Поэтому библиотеки Pantone зачастую привязаны к конкретному региону — факт не совсем очевидный и многим попросту неизвестный. Библиотека цветов Pantone, купленная или заказанная по интернету в Северной Америке, может содержать CMYK-значения, отличающиеся от аналогичных этого же смесевого цвета в библиотеке, купленной в Европе и предназначенной для европейского процесса триадной офсетной печати (чаще всего это указывается в описании). Хуже того: поскольку многие разработчики ПО для полиграфии базируются в Северной Америке, они по умолчанию используют CMYK-значения для северо-американского офсетного процесса. И такие установки зачастую слепо заимствуют пользователи по всему миру. Эти же CMYK-значения напрямую берут некоторые дизайнеры даже при выводе на цветные лазерные или струйные принтеры, которые технологически не имеют с офсетной печатью ничего общего и значительно отличаются по части цветопередачи. Поэтому необходимо чётко понимать, в каких случаях использование значений CMYK или RGB вместо LAB для смесевых цветов целесообразно и оправдано.

От X4 к X5/X6: изменения в архитектуре управления цветом

CorelDRAW Х4
Рис. 1. Настройки отображения смесевых цветов на мониторе CorelDRAW Х4

До версии CorelDRAW X5 пакет был преимущественно CMYK-ориентированным, хотя всегда полноценно поддерживал и RGB-цвета. В частности, версии Х4 и ниже поддерживали исключительно цветовую модель CMYK для триадных цветов при векторном выводе в форматах PDF и PostScript. Поэтому при выводе альтернативных значений для смесевых цветов также использовалась модель CMYK. Но при отображении на экран — RGB-значения из палитр Pantone. Если, конечно, выбранная палитра Pantone содержала RGB-значения (это не всегда так для старых палитр, содержащих только CMYK-значения). Таким образом, программа обходила недостаточный цветовой охват стандартного CMYK-пространства US SWOP для более точного воспроизведения смесевых цветов на экране. В диалоге, который вызывался через значок монитора в настройках управления цветом, были настройки CMYK-значений смесевых цветов для показа на мониторе. В этом случае брался цветовой охват пространства US SWOP (рис. 1).

Хотя поддержка смесевых цветов была вполне адекватна для процессов печати, актуальных на тот момент, ей не хватало точности и гибкости.

В версии CorelDRAW Х5 была полностью переработана архитектура управления цветом и добавлены новые возможности поддержки цветовых моделей RGB и LAB в форматах PDF и PostScript. Переработали и поддержку смесевых цветов. Самым важным изменением стал переход по умолчанию на альтернативные LAB-значения смесевых цветов для вывода на экран и печати (рис. 2).

CorelDRAW Х5/X6
Рис. 2. Настройки альтернативных цветовых значений смесевых цветов в CorelDRAW Х5/X6

Это позволило добиться максимально точного воспроизведения смесевых цветов на откалиброванных экранах или принтерах. К существовавшей опции использования альтернативных цветовых значений CMYK были добавлены: применение RGB-значений из библиотеки смесевых цветов, выбор палитры смесевых цветов по умолчанию (например, для работы с разными версиями библиотек Pantone) и библиотека Pantone Plus, содержащая множество улучшений по точности смесевых цветов и новые оттенки (рис. 3).

Была существенно улучшена поддержка многокрасочных цветовых пространств DeviceN в форматах PDF и PostScript при экспорте и импорте — с помощью опциональной библиотеки GhostScript (рис. 4–5). Поддержка пространства DeviceN была впервые реализована в PostScript 3 и PDF 1.3. Оно позволяет включать в композитный документ произвольное количество цветов, а не только CMYK — это могут быть цвета смесевые и из HiFi-модели (например, Pantone Hexachrome); гарантируется корректная работа с двухцветными полутоновыми изображениями, построенными из чёрного и смесевого цветов.

Настраиваем CorelDRAW для работы со смесевыми цветами

Альтернативные цветовые значения для смесевых цветов следует настраивать в диалоговом окне «Параметры управления цветом по умолчанию» — Инструменты • Управление цветом • Параметры по умолчанию (рис. 2). По умолчанию все приложения CorelDRAW Graphics Suite X5 и X6 используют для смесевых цветов значения LAB — для их отображения на экране, при экспорте в форматы PDF и PostScript, для всех преобразований цветовых моделей. Программа будет стараться как можно точнее передать цветовой оттенок смесевого цвета, насколько это возможно для каждого устройства вывода. Конечные RGB-значения, посылаемые на монитор, или CMYK-значения, посылаемые на принтер, будут меняться в зависимости от того, какие цветовые профили устройств были задействованы. И эти значения вовсе не обязательно будут совпадать с RGB и CMYK-альтернативными значениями из палитр Pantone.

CorelDRAW Х5/X6
Рис. 3. Настройки выбора основной палитры смесевых цветов в CorelDRAW Х5/X6 — теперь с Pantone Plus

Другие значения этого параметра могут быть RGB или CMYK. CorelDRAW будет сохранять RGB- и CMYK-значения смесевого цвета при преобразованиях цветовых моделей, вне зависимости от того, какой именно RGB или CMYK цветовой профиль документа или принтера использовался. В этих режимах приоритет отдаётся сохранению цифровых значений смесевого цвета, даже за счёт точности передачи цветового оттенка. Например, какой бы цветовой CMYK-профиль документа не брался при преобразовании смесевого цвета в триадный, итоговые значения CMYK будут оставаться неизменными. Ясно, что визуально результаты будут отличаться и, в общем случае, окажутся верны только при использовании тех же цветовых RGB- и CMYK-профилей, для которых библиотека смесевых цветов и создавалась.

Реализовано это вполне сознательно, поскольку необходимо для поддержки техпроцессов с участием нестандартных смесевых цветов (смесевых цветов, заданных пользователем). Они часто используются для целей, не имеющих прямого отношения к печати смесевыми красками: для цветового разделения нескольких каналов, контроля устройств через драйвер печати (например, управление цифровым режущим плоттеров или гравировочным лазером) и т. д.. Во всех этих сценариях надо быть абсолютно уверенным, что альтернативные значения смесевого цвета останутся неизменными — именно этого пользователь и может добиться, выбрав режим CMYK или RGB.

CMYK-значения также могут быть предпочтительными, если вывод производится через файл PDF или PostScript для последующей офсетной печати (рис. 4–5). По умолчанию и PDF- или PostScript- модули будут оставлять цветовую модель неизменной для всех цветов в документе, включая смесевые, что означает использование альтернативных LAB-значений для смесевых цветов. Однако программы допечатной подготовки в типографии могут быть настроены автоматически предупреждать операторов о любых цветах, отличных от CMYK. Оправданны такие предупреждения или нет в каждом конкретном случае — это отдельный разговор, но CMYK позволит избежать ненужных задержек и объяснений с персоналом. Именно операторы могут быть правы, зная возможности программного и аппаратного обеспечения в данной типографии.

 

PostScript в CorelDRAW Х5/X6 PDF в CorelDRAW Х5/X6
Рис. 4. Настройки вывода триадных и смесевых цветов при печати в формате PostScript в CorelDRAW Х5/X6 Рис. 5. Настройки вывода триадных и смесевых цветов при экспорте в формате PDF в CorelDRAW Х5/X6

А если в библиотеке смесевых цветов, например в старых библиотеках Pantone, нет значений LAB? CorelDRAW попытается извлечь их из имеющейся в палитре информации, начиная с цветового пространства с наибольшим охватом и заканчивая цветовым пространством с наименьшим охватом. То есть будет искать значения смесевых цветов сначала в цветовом пространстве Adobe RGB, затем в sRGB и в CMYK (чаще всего US SWOP). Как только программа находит определение смесевого цвета, она может опосредованно рассчитать цветовые значения LAB. Это единственный, хотя и не совсем точный, способ согласованной работы со смесевыми цветами LAB в данной ситуации.

При работе со смесевыми цветами дизайнерам следует помнить о некоторых предосторожностях. Правило номер один: используйте смесевые цвета экономно. Есть множество анекдотичных, но, к сожалению, реальных историй о дизайнерах, создававших сложные документы с сотнями смесевых цветов и пытавшихся отдать их в типографию... Пользователи, не имея представления о смесевых цветах, иногда воспринимали библиотеки Pantone как очень удобные палитры уже существующих триадных цветов. Но типографии способны работать лишь с несколькими смесевыми цветами одновременно, и стоимость печати при добавлении в работу для печати каждого следующего резко возрастает. При смешивании смесевых и триадных цветов в эффектах прозрачности, градиентов или сеток (meshes) приложения воспроизводят их в файлах PostScript и PDF с использованием многокрасочных цветовых пространств DeviceN. В результате легко получить, вовсе того не желая, сложные цветовые пространства DeviceN с 10-ю и более каналами, которые будут не по зубам многим RIP. В особенности это касается заданий, которые выводятся в PostScript Level 2. Этот формат не имеет встроенной поддержки DeviceN и прозрачности, поэтому требует растрирования векторных объектов DeviceN и преобразования цветов в CMYK. При работе со смесевыми цветами следует выбирать PostScript Level 3 на странице PostScript диалогового окна «Печать».

Другая сложная ситуация, которой надо избегать, возникает при использовании смесевых цветов в документе, содержащем цвета RGB с эффектом прозрачности. В этом случае CorelDRAW создаёт цвета DeviceN на базе цветовой модели RGB, что приводит не только к большой нагрузке на RIP и принтеры, но и к разнообразным проблемам цветопередачи. Ведь режим экзотичен, и нет никакой гарантии, что конкретный RIP, даже от ведущих производителей, отобразит такие эффекты правильно. Замечания справедливы и для других профессиональных полиграфических пакетов.

Если смесевые цвета необходимы, а задание на печать отправляется на устройство, не имеющее смесевых красок, иногда имеет смысл дать приложению команду преобразовать смесевые цвета в триадные. Например, при печати документа, содержащего смесевой цвет, на настольном лазерном принтере PostScript иногда рекомендуется установить флажок «Преобразовать плашечные цвета» на странице «Цвет» диалогового окна «Печать». Хотя практически любой принтер PostScript способен на лету преобразовывать смесевые цвета в триадные, приложение может справиться быстрее и точнее. Особенно если смесевые цвета определены в модели LAB, что может поставить в тупик некоторые, как правило устаревшие, драйверы PostScript и RIP.

При работе с пользовательскими смесевыми цветами скорее всего будут использоваться цветовые модели CMYK или RGB, а не заданная по умолчанию LAB. Если это не соответствует вашему замыслу, следует изменить определение смесевого цвета в диалоговом окне «Параметры управления цветом по умолчанию». При создании новых пользовательских смесевых цветов сохраняются те цветовые значения, которые соответствуют цветовой модели, указанной в определении смесевого цвета. Если числовые значения CMYK должны оставаться неизменными, не забудьте изменить на CMYK определение плашечного цвета в диалоговом окне «Параметры управления цветом по умолчанию» (рис. 6).

 

CoreDRAW CoreDRAW Х5 и Х6
Рис. 6. Задание пользовательского смесевого цвета с использованием альтернативных цветовых значений в модели CMYK Рис. 7. Инструмент цветовой симуляции в CoreDRAW Х5 и Х6

В CoreDRAW Х5 был добавлен гибкий инструмент для вывода цветопробы (color proofing), позволяющий наглядно имитировать, как именно цвета, включая смесевые, будут отображаться на различных устройствах (рис. 7).

С помощью этого инструмента легко увидеть, как смесевой цвет будет отображаться при воспроизведении с помощью различных технологий печати и отследить, что произойдёт при использовании фиксированных CMYK-значений смесевых библиотек. Дизайнер может вывести результаты симуляции в форматах PDF и JPEG с внедрённым цветовым профилем для иллюстрации различных вариантов печати заказчику. Например, наглядно показать, как изменятся цветовые оттенки при их симуляции триадными красками.

Вобщем, смесевые цвета — это не страшно. Они были и остаются полезными инструментами дизайнера, но браться за них следует с пониманием, учитывая особенности реализации в конкретном профессиональном ПО. Успешных вам тиражей!

Об авторе: Геннадий Петров (gennady.petrov@corel.com), ведущий разработчик Corel, ответственный за направления печати, допечатной подготовки и системы управления цветом в пакете CorelDRAW.

 

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Фигурный текст и CorelDRAW (ч. 2) *

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Импорт–экспорт текста

    Редактировать и корректировать фигурный текст можно непосредственно на рабочем листе документа или в специальном окне редактирования. Добавить фрагмент текста в активный текстовый блок или вставить текст в документ легко, импортировав текст из офисных приложений. Для этого есть команды «Импортировать текст» окна редактирования или «Специальная вставка» меню «Правка», либо можно просто вставить текст из буфера обмена.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Как невозможно познать всю Вселенную (она же всё время расширяется), так в каждой новой версии CorelDRAW каждый раз ты открываешь для себя новые возможности, приёмы и хитрости. Конечно, эта программа не для вёрстки больших, насыщенных текстами книг, брошюр, журналов, но возможности CorelDRAW для работы с текстами позволяют сверстать и подготовить к печати многостраничный промышленный каталог, с чертежами, схемами, векторными рисунками, фотографиями. И, конечно, текстовые фрагменты обязательно есть и в визитке, и в банере, и в рекламном проспекте. А если применять к тексту кое-какие трюки и эффекты, то можно создать настоящие шедевры дизайна и типографики… Конечно, многим пользователям хорошо известны инструменты и методы работы с фигурным текстом. Этот цикл статей — попытка систематизировать основные приёмы.

     

  • Восемнадцать нам уже: встречаем CorelDRAW Graphics Suite X8
     

    Перед нами очередная версия самого популярного графического редактора. Это уже 18-я версия пакета, не за горами и юбилейная!

    Исторически так сложилось, что CorelDRAW издревле считался самой доступной (во всех отношениях) из векторных программ для пользователей, особенно в нашей стране. Он был нетребователен к ресурсам, отлично работал под Windows. Практически каждый мог себе позволить эту замечательную программу и с лёгкостью освоить её! А учитывая, что в те времена Adobe Illustrator присутствовал только на платформе Mac, а под Windows была доступна только очень старая версия, популярность Corel просто зашкаливала. Он был самый популярным графическим пакетом, а среди ближайших конкурентов, кроме Illustrator, можно ещё вспомнить Macromedia Freehand и Micrografx Designer.

     

  • Маленькие хитрости большого Corel: связанные внешние изображения

    Тонкости работы со связанными внешними изображениями в CorelDRAW.

    Работа со связанными изображениями давно реализована в CorelDRAW, и в то же время этой функцией практически никто не пользуется… Почему? Она по-шпионски спрятана внутри многообразия возможностей CorelDRAW? Или работа со связанными изображениями трудоёмка и неудобна? А может, она требует непомерного интеллектуального напряжения мозгов? По результатам опроса дизайнеров крупных полиграфических фирм Ташкента сложилась любопытная картинка.

     

  • Corel Painter 2016: праздник, который всегда!
    Окно приветствия с полезными ссылками на обучающие ресурсы и места, где вы можете купить себе в коллекцию недостающие кисти

    Я — художник и дизайнер. Использую обычные художественные техники и компьютерные. В течение многих лет Painter был моим рабочим инструментом. Одним из основных в компьютерном рисовании. Однако последние несколько лет моя работа была в основном связана с пользовательскими интерфейсами, так что открывать Painter приходилось крайне редко. Можно смело сказать, что последние три версии я только просматривал обзоры, узнавая, что нового в Painter «версии N+1». Предложение написать обзор новой версии Corel Painter 2016 хоть и не застало меня врасплох, но заставило более внимательно изучить предмет, расспросить коллег, в результате чего, признаюсь, моё понимание происходящего в индустрии несколько пошатнулось. Но обо всём по порядку…

     

  • С. Фенёв: «CorelDRAW используют 90% типографий»
     

    Представитель Corel в России и Украине Сергей Фенёв ответил на наши вопросы о сложностях текущего момента, поделился опасениями из-за слишком большого веса CorelDRAW в доходах компании, рассказал об усилиях по развитию бизнеса и удивительных премьерах.

     


comments powered by Disqus