2011.10.142923 прочтений

Монтажное и пробопечатное оборудование *

Теги: Допечатные процессы Publish

Достижения в сфере формных и печатных технологий оказали весомое влияние на особенности этих вспомогательных систем.

Этапы монтажа и пробопечати при работе с флексографскими печатными пластинами с годами практически не изменились. И, несмотря на весьма высокую автоматизацию большинства техпроцессов в полиграфии, во многих типографиях эти операции по-прежнему выполняются преимущественно вручную. В узкорулонном сегменте вообще крайне редко применяют специальное оборудование для монтажа печатных форм, а вот в широкорулонных типографиях, работающих с пластинами большого формата и монтирующих по нескольку печатных форм на один цилиндр, без таких систем не обойтись — только они способны гарантировать точный и эффективный монтаж. Если же монтажное устройство интегрировано с пробопечатным барабаном, перед запуском тиража в печать можно сразу сделать пробный оттиск, убедившись в отсутствии проблем с приводкой, цветоделением и содержанием макета.

Отраслевые тенденции

Владельцам бесшестерёнчатых гильзовых печатных машин необходимы системы, работающие с гильзами. Это могут быть специализированные решения для гильз или комбинированные устройства для монтажа форм и на гильзы, и на цилиндры. Первые отличаются консольным сердечником, на который надевается гильза. Их в состоянии обслужить даже один оператор, тогда как тяжёлые литые формные цилиндры для широкорулонного оборудования в монтажную систему можно поместить только вдвоём.

На другом конце шкалы — типографии, предпочитающие исключительно бесшовные формные гильзы: им монтажные и пробопечатные решения не нужны в принципе, поскольку формные гильзы закрепляются сразу на шпинделях печатной машины.

AV Flexologic FAMM

На современных производствах полученные цифровым способом печатные формы монтируют с помощью камер и микроточек, обеспечивающих такую высокую точность приводки, что необходимость в регулярной пробопечати практически отпадает. Поэтому предлагаемое сейчас на рынке новое монтажное оборудование в основном не комплектуется пробопечатными барабанами. Это удешевляет стоимость решения и сокращает время на монтаж комплекта печатных форм. Хотя преимущества пробопечати не стоит полностью сбрасывать со счетов: не случайно во многих типографиях продолжают применять решения для получения пробных оттисков с монтированных форм.

В последние годы монтаж печатных форм автоматизируется. При этом необходимый уровень определяется спецификой и требованиями печатного процесса. Образец передовой техники — система от AV Flexologic в модификации FAMM (Fully Automated Mounting Machine, полностью автоматизированный монтажный станок): особый конвейер транспортирует печатные формы к гильзе или цилиндру с предварительно нанесённой монтажной лентой. За автоматическое позиционирование пластин отвечает система видеораспознавания, последующий монтаж происходит автоматически. Комментирует Найджел Хифорд из компании JM Heaford: «Налицо спрос на повышение уровня автоматизации, но это подразумевает и рост стоимости оборудования. И если она не оборачивается для компании реальными преимуществами, переплачивать за подобную систему монтажа нет смысла».

Стараясь максимально удовлетворить потребности полиграфистов, разработке каждой модели компания уделила немало времени и теперь предлагает широкий ассортимент монтажных систем, от узкорулонных настольных решений до автоматизированного оборудования под широкорулонные форматы.

Собственно монтаж печатной формы — лишь один из этапов технологической операции, которая в комплексе подразумевает удаление остатков печатных форм и монтажной ленты от предыдущего тиража, очистку гильз/цилиндров, нанесение новой двухсторонней ленты, позиционирование печатных форм и финальную герметизацию кромок. Монтаж формы на подготовленную гильзу/цилиндр много времени не отнимает. Для оптимизации процесса необходимо анализировать картину в целом, учитывая и вспомогательные операции.

Подготовительная работа

Специализированный монтажный станок для гильз JM Heaford Viper с функцией пробопечатиУдаление оставшихся от предыдущего тиража частиц печатной формы и клеящей ленты с очисткой гильз/цилиндров перед монтажом нового комплекта может оказаться весьма затратным по времени, если пренебречь базовыми рекомендациями. Поскольку большинство типографий каждый комплект форм задействует неоднократно, при демонтаже необходимо соблюдать осторожность, чтобы не повредить поверхность формы, в узкорулонной отрасли — не повредить и не испачкать монтажную ленту, чтобы её можно было снова пустить в дело.

Липкость адгезионных составов в двухсторонних монтажных лентах возрастает со временем. Чем быстрее после короткого тиража печатные формы отделяют от ленты, а ленту — от цилиндра, тем проще это происходит. Снижается риск повреждения формы и переноса клеящего состава на поверхность формы или гильзы/цилиндра.

Система монтажа форм — дорогостоящее оборудование, приобретаемое под конкретные задачи, поэтому в качестве стойки для цилиндров при демонтаже форм и ленты её использовать не принято. Автоматизировать демонтаж форм и лент поможет специализированная система для работы с гильзами AV Flexologic Sleeve De-Mount. По словам производителя, она минимизирует риск повреждения печатных форм, снижая ручное усилие для демонтажа.

Модуль Taper Slid на монтажном устройстве CamisЧастью этапа монтажа вполне можно считать и очистку печатных форм перед отправкой на хранение, причём процесс тоже реально полностью автоматизировать. Предложенная Bieffebi машина Alba

автоматически смывает монтированные на гильзы печатные формы, работая с сольвентными, водными и УФ-отверждаемыми красками. Нажав ножную педаль, можно провернуть гильзу и демонтировать форму вместе с двухсторонней клеящей лентой.

Polymount поставляет полностью автоматическую систему смывки печатных форм в плоском состоянии, после демонтажа, а Flexo-Technic предлагает серию подобных устройств.

Следующий шаг после демонтажа печатной формы и ленты — очистка гильзы/цилиндра, только после этого допустимо закреплять новую двустороннюю ленту. Задача очистки — обеспечить максимально высокую адгезию и удалить инородные тела (капли краски, остатки клеящего состава и пр.), влияющие на качество печати. Трудоёмкость операции напрямую зависит от загрязнённости цилиндра (но автоматизация возможна и тут).

Нанесение двухсторонней ленты и монтаж формы

После очистки гильзы/цилиндра приходит время наносить новую двухстороннюю ленту и монтировать следующий комплект печатных форм. Именно здесь на сцене появляется монтажная система. Ключевой для качества печати момент — отсутствие воздушных пузырьков между монтажной лентой и формной гильзой. При наличии воздушных вкраплений либо переклеивают ленту, что оборачивается дополнительными издержками, либо «лопают» каждый пузырёк вручную, теряя драгоценное время. В работе с компрессионными лентами важна и равномерность давления при нанесении: если на отдельных участках оно будет чрезмерным, те окажутся тоньше остальных, и натиск в них будет выше, сказываясь на качестве печати. В узкорулонных машинах двухстороннюю монтажную ленту без особых проблем наносят вручную, но с широкорулонным оборудованием всё гораздо проблематичнее: чтобы полностью перекрыть массивный формный цилиндр, иногда требуется две-три полосы ленты. Кстати, некоторые решают эту проблему, приклеивая ленту не по окружности, а по ширине цилиндра. В любом случае, автоматизация здесь сулит конкретные выгоды.

Устройство для монтажа форм Bieffebi Unica 343VMМайк Эттард, представляющий Eurograv, глобального дистрибьютора линейки устройств для монтажа печатных форм Camis, считает, что для большей стандартизации флексографских технологий просто необходимо автоматизировать фиксацию монтажной ленты. Предлагаемая компанией новейшая модель Camis Irisleeve включает специализированный модуль Taper Slide, снимающий необходимость клеить ленту вручную. Он гарантирует отсутствие пузырьков, морщин, деформации и точность стыковки швов вдоль и поперёк формного цилиндра. При касании гильзы/цилиндра технология Taper Slide обеспечивает равномерность давления, благодаря редукторному электродвигателю и дифференциальной системе размотки, контролирующей натяжение. Это исключает отклонения по толщине на разных участках.

И только после нанесения монтажной ленты наступает черёд собственно печатной формы (или форм). Автоматизировать и упростить задачу оператору можно по-разному. Если речь идёт о нескольких формах, монтаж существенно облегчают сервоприводные шпиндели и камеры плюс предварительные настройки от предыдущих заказов. Если это форма с множеством сюжетов для широкорулонной машины, формат может оказаться далеко не маленьким — в подобных ситуациях высокий уровень автоматизации не столь критичен. Гораздо важнее становится комплектация монтажной системы столом для печатных форм, на котором можно полностью освободить от защитного слоя монтажную ленту. Монтажный стол с находящейся на нём предварительно выровненной формой постепенно снижается, пока её задняя часть, видимая сквозь просвет в центре стола, не коснётся двухсторонней ленты. После этого валик начинает равномерно прижимать пластину к вращающемуся цилиндру. Подобные столы есть в ассортименте всех производителей монтажных систем — в стандартной комплектации либо как опция.

Большинство типографий пускает печатные формы в работу повторно, но при этом возникает проблема с оригинальными приводочными метками, которые срезают, чтобы те не оставляли следов на оттиске. Unica 343VM, самая популярная машина в линейке Bieffebi, предназначена для монтажа печатных форм на гильзы и цилиндры шестерёнчатых и бесшестерёнчатых машин. В моделях нового поколения появилось разработанное компанией ПО с виртуальной информацией: они выполняют приводку по любому фрагменту сюжета, ориентируясь на PDF-файл с заказом. Поэтому даже пластины без приводочных меток монтируются с высокой точностью.

Повышая эффективность и сокращая затраты

Издержки и сроки — неизбывные проблемы печатного цеха, и сейчас, когда тиражи стали настолько короткими, в один прогон на печатных машинах зачастую выполняется сразу несколько заказов. Для типографии, где в круглосуточном режиме работают 3-4 печатные машины, не составит труда вести журнал монтажа форм. Само собой, простой машин в ожидании монтажа на таком производстве абсолютно неприемлем. Возникает вопрос о количестве необходимых монтажных устройств и операторов, достаточных для обслуживания всего парка оборудования. В идеальном варианте — с точки зрения типографии — достаточно и одной системы. Но тогда процесс должен быть достаточно автоматизированным и высокоэффективным. Неплохим вариантом, сокращающим нагрузку на монтажное оборудование, может стать переход на гильзы, которые в ожидании повторных тиражей хранятся вместе с монтированными на них печатными формами.


* Журнал FlexoTech, март, 2011. Публикуется с разрешения издательства Whitmar Publications Ltd. ©, 2011.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Мультипаспорт

    Региональный менеджер по продажам и технологиям GMG в странах EMEA Стивен Акку с инженером по печати отдела технического развития Анастасией Власовой во время выставки Printech 2017 объяснили нам, почему разработанные их компанией новейшие технологии мультикрасочного профилирования могут стать для типографий универсальным пропуском в мир гарантированно точного воспроизведения цветов.

     

    На фото — Стивен Акку и Анастасия Власова на стенде GMG на drupа 2016

     

  • CtFP c перспективой

    Система экспонирования флексографских форм Kodak Flexcel NX 3548/Wide-C — компактное и универсальное решение для различных объемов производства и форматов экспонируемых форм. Система состоит из экспонирующего устройства Trendsetter NX Wide, термочувствительной плёнки, ламинатора для прикатки маскирующего слоя на пластину, пластин Flexcel NX и программного обеспечения Kodak TIFF Front End с системой Kodak DigiCap NX Patterning, повышающей эффективность краскопереноса за счет создания микротекстур на поверхности пластины.

     

  • Дизайн и вёрстка на ходу
     

    Что могут современные мобильные приложения для графических дизайнеров и верстальщиков,  а также разработчиков интерфейсов?

    Введение

    Когда появился первый iPad (а это было очень давно — в 2010 г.), многие дизайнеры с удовольствием стали его использовать — не для творчества (тогда это было просто нереально), а для демонстрации своих достижений. Приходит такой дизайнер к клиенту и показывает свои наработки. Дизайнер и устройство модные, картинки красивые — и клиент растекается от блаженства! Конечно, на планшете можно было и поиграть, и в интернет сходить, и даже какой-то текст набрать в письме — а что ещё нужно обычному обывателю?!

     

  • Искусство печатать искусство

    Опыт печати высокохудожественных изданий в московском ИПК Академии акварели и изящных искусств Сергея Адрияки.

    Незнакомые с нашей предметной областью переводчики с английского нередко делают ошибку в переводе устойчивого выражения Graphic Arts, означающего полиграфию. Так на свет появляются «графические искусства» или «художественная печать». Но как даже сломанные часы показывают правильное время два раза в сутки, так и в случае с Издательско-полиграфическим комплексом Академии акварели и изящных искусств Сергея Адрияки можно легко согласиться с ошибочными в 99,9% случаях вариантами переводов — здесь есть и графические искусства, и художественная печать.

    Рассказывая о широкоформатном принтере, Д. Гурбанский признался, что иногда тоже берёт в руки кисть — процесс наложения текстурных гелей на широкоформатные репродукции очень успокаивает

     

  • Крепко сбитый широкоформатный помощник

    Широкоформатные сканеры – настоящие универсалы, подходящие для самых разнообразных применений. Знакомьтесь – Image Access WideTEK 36.

     

  • Формы для офсета: быстрее, проще, дешевле
     

    Время революционных изменений в формных процессах для офсетных типографий прошло. На drupa 2016 можно было наблюдать результаты эволюции, а также сближения уровня решений от ведущих производителей и «догоняющих» их компаний из Китая.

    В России 2015 г. оказался худшим за всё время существования рынка CTP для офсета — было поставлено всего 27 систем (подробнее об итогах года — в Publish № 1/2, 2016; http://www.publish.ru/articles/201601–02_20013529). Мы предполагаем, что это было «дно», поскольку сумевшие пережить кризис офсетные типографии адаптировались к ценовому шоку из-за падения курса рубля и другим рыночным факторам. Уже в текущем 2016 г. мы ожидаем улучшения ситуации. Тем более что традиционно в год drupa на рынке наблюдается оживление и рост продаж.

     


comments powered by Disqus