2010.11.09, Автор: Дмитрий Старцев2416 прочтений

Что с пластинами?

Теги: Пластины Consum

Технология CTP породила всё возрастающие требования к характеристикам офсетных пластин. Но вот уже кажется, что предел достигнут: скорость вывода достаточная, тиражестойкость огромная, разрешающая способность больше, чем воспроизводит печатная машина... Н

Бесхимические, с низким потреблением химии и беспроцессные пластины завоёвывают всё большую популярность. В первом случае их промывают простой водой или неагрессивным составом, в последнем — сразу ставят на печатную машину. До глобальных перемен ещё далеко, но изменения в продуктовых линейках налицо: не иметь пластину с минимальным воздействием на окружающую среду — дурной тон.

Среди термальных пластин — абсолютно беспроцессная Kodak Thermal Direct, у которой уже есть вторая версия с повышенной чувствительностью. Они не требуют никакого оборудования для смывки пробельных элементов и могут сразу после экспонирования устанавливаться в печатную машину. Участки пробельных элементов очищаются увлажняющим раствором в печатной машине. Казалось бы, технология имеет все преимущества, но… Ведь на таких формах очень слабый контраст воспроизведения изображения до печати, а следовательно, допечатный контроль затруднён. Причин, по которым форма может получиться с дефектом, не так мало: брак самих пластин или неполадки экспонирующей системы. Проверить это с формами, обрабатываемыми непосредственно в печатной машине, можно только по оттискам.

Из бесхимических пластин известна Agfa Azura с технологией Agfa ThermoFuse. Суть в том, что при изготовлении форм идут только физические процессы, не связанные с химическими. Из технологической цепочки исключается самая нестабильная часть — химическая обработка, и растровые элементы зависят только от экспонирования. А хорошая контрастность экспонированных пластин помогает проводить контроль качества до установки в печатную машину. У большинства свободных от химии или полностью беспроцессорных пластин более низкая, по сравнению с обычными термальными пластинами, светочувствительность. Это несколько сужает область их применения. По этой причине все производители подобных пластин, сейчас стараются повысить их светочувствительность. Пришедшая на смену Azura пластина Azura TS, по светочувствительности уже приближается к обычным термальным пластинам. Это относится и к новой модификации пластин Amigo (Amigo TS), светочувствительность которых еще выше, чем у Azura TS.

Agfa Amigo TS тоже изготовлена по технологии ThermoFuse, но термочастицы у неё мельче и сильнее скреплены друг с другом — для их обработки уже требуется смывочный раствор в обычном процессоре. Однако параметры смывочного раствора никак не сказываются на размерах растровых элементов. Их можно подвергать термообработке, но даже и без оной тиражестойкость заявлена в пределах 200 тыс. отт. У универсальной фотополимерной газетной пластины Agfa N92v появилась версия N92-VCF (Azura V), при обработке которой не используется агрессивная химия. Индекс VCF означает, кроме фиолетового лазера для экспонирования, использование для обработки пластины экологически безопасного гуммирующего раствора. При этом в одном и том же составе пластина очищается от остатков покрытия, а пробельные элементы защищаются от окисления.

В отличие от термальных систем экспонирования, где для засветки экологически безопасных в обработке пластин используется лазер большой мощности, для экспонирования N92-VCF подходят все устройства CTP, экспонирующие обычные фиолетовые фотополимерные пластины. Поступившие в продажу в 2009 г. бесхимические фиолетовые пластины Fujifilm Brillia HD Pro-V (для коммерческой печати) и Brillia HD Pro-VN (для газетной) имеют все шансы стать массовым продуктом, который придёт на смену традиционным фиолетовым пластинам. Чувствительность, стойкость и параметры установления баланса краска/вода схожи с фиолетовыми Brillia LP-NV с традиционной технологией. PRO-V — высокочувствительные фотополимерные пластины, совместимые со всеми системами СТР с фиолетовым лазерным диодом и предназначенные для коммерческой и газетной печати.

Особенность бесхимических пластин (Azura V и Brillia HD Pro-V) — необходимость предварительного нагрева. В противном случае, пришлось бы применить в CTP-устройстве более мощные лазеры, что разом лишило бы технологию преимуществ от сравнительно недорогого оборудования для экспонирования.

В чём же основная выгода? Для обработки экспонированной пластины применяется слабощёлочной раствор. Специально предназначенный для обработки PRO-V процессор FCF 85 имеет только одну ёмкость для проявления и использует только один раствор, без промывки и гуммирования, что означает экономию на расходных материалах. Расход гораздо ниже, чем при обработке традиционных фиолетовых пластин. Сам раствор требует только незначительного подкрепления деионизированной (дистиллированной) водой, чтобы компенсировать испарение. Этим упрощается и производственный процесс.

Почему у пластин светлое будущее, объясняет Михаил Шпилькин, руководитель отдела расходных материалов и допечатного оборудования «ЯМ Интернешнл»: «Во-первых, все CTP, проданные нами в этом году, работают на пластинах этого типа — для них ставятся проявочные процессоры особой конструкции. Во-вторых, работающие процессоры модернизируются под пластины PRO-V. Уже переделаны машины у двух клиентов, и есть ещё четыре заявки». За границей в пару к PRO-V добавляются беспроцессные термальные пластины Brillia HD PRO-T2. Их особенности — покрытие «второго поколения», с улучшенным поведением при печати и оптимизированной длительностью экспонирования. Кроме того, эти пластины более контрастные, чем подобные у других производителей, что облегчает визуальный контроль качества.

Вторая вещь, на которой активно планирует сосредоточиться «ЯМ Интернешнл», — классические термальные Fujifilm Brillia HD LH-PJE, но, по сравнению с пластинами предыдущего поколения, с большей тиражестойкостью и устойчивостью к УФ-краскам. Fujifilm разработала для этих пластин технологию ZAC, внедряемую при помощи новых термальных проявочных процессоров (для ранних моделей будет создан специальный комплект апгрейда) и специальной химии, благодаря чему пластины становятся малохимическими. По заявлению производителя, потребление химии снижается на 75% по сравнению с такими же пластинами, проявляющимися без технологии ZAC. Обещано, что химия будет «жить» 8 тыс. м2 или 3 месяца, при этом сохранится стабильность проявочного процесса. «Есть значительные преимущества Fuji по сравнению с другими производителями», — считает Шпилькин. Пластины можно проявлять и в любом другом процессоре, используя химию Fujifilm, но тогда не будет экономии.

Кроме того…

В линейках традиционных CTP-пластин есть новинки. Kodak выпустила уникальные термальные негативные Trillian SP. Их качественно новый негативный слой обладает высокой чувствительностью, высоким разрешением, устойчивостью к агрессивной химии, высокой тиражеустойчивостью без обжига (500 тыс. экз.). Потребляя на 70% меньше проявителя, Trillian SP значительно сокращают затраты на химию, хранение, обслуживание. «И самое приятное — для работы с ними не нужно специальное освещение», — подытоживает Екатерина Макеичева, генеральный директор «НЦ Лоджистик». По данным разработчиков, совместимые с широким модельным рядом CTP-систем пластины упрощают очистку и техобслуживание оборудования, отличаются стабильностью, работают с расширенным диапазоном времени экспонирования и быстро обрабатываются. В области обычных фотополимерных материалов с химическим проявлением была разработана Agfa Aspire для коммерческой листовой и ротационной печати. Это версия пластины Agfa N92v для коммерческой печати. Кроме отличной тиражестойкости (350 тыс. отт. без обжига и 100 тыс. при работе с УФ-красками), позволяет стабильно получать растровую точку размером 21 мкм и линиатуру до 200 lpi. При этом сохраняется простота обработки пластин N91/92 и полная совместимость с химическими реагентами (допечатными и печатными). Александр Киреев, руководитель отдела маркетинга «Терема» говорит об их преимуществах: «Aspire требует минимальных настроек для начала работы. По сути, можно считать её коробочным продуктом — купил, распаковал, начал работать».

Сэкономить хочется!

Как только речь заходит об экономии, неизбежно всплывает тема Китая и прочих альтернативных производителей. Никаких технологических инноваций они не демонстрируют, идут в струе рынка. Оставался вопрос качества, но, по уверениям поставщиков, они смогли справиться с этим проклятием. Китайцы наладили технологический процесс, и теперь пластины получаются со стабильными характеристиками. «Вопрос качества отпал», — подтверждает Михаил Ложников, замдиректора компании «Паритет», поставляющей китайские пластины Konita. Ему вторит Владимир Крысинский, ведущий технический эксперт «МакЦентр»: «Мы добились, чтобы у поставляемых нами пластин PNE была достаточно высокая для китайских пластин стабильность по качеству». И европейские производители уже не против, чтобы на их машинах работали с китайскими пластинами. Все пластины «Гейдельберг-СНГ» поставляет под брендом Saphira. Их два типа: высококачественный европейский продукт и бюджетный вариант родом из Китая. Елена Буларга, руководитель отдела технологической поддержки центра расходных материалов «Гейдельберг-СНГ», поясняет: «C такой продуктовой линейкой мы отвечаем любым требованиям клиентов — и по цене, и по качеству».

Низкая цена и приемлемое качество — всё, что требуется от наших недорогих восточных соседей. Ложников говорит: «После 2008 г. люди больше всего обращают внимание на цену и стабильность пластин. Ведь высокая тиражестойкость нужна немногим типографиям, да и там можно использовать не самые раскрученные бренды. Доля таких клиентов невелика, как и ниша беспроцессных пластин. Использование УФ-красок, а значит, и потребность в стойких к ним пластинах касается в основном изготовителей упаковки. А во всём остальном китайские пластины весьма неплохи». Оказывается, потребности рынка не меняются уже пару лет, не появляется новых запросов к свойствам пластин. В типографиях останавливаются на одном-двух поставщиках, а главное — стабильные поставки и качество пластин.

Когда в производственном процессе типографии есть устраивающая всех стабильность, то отсутствует потребность в каких-либо новациях. И это не может не беспокоить поставщиков, стремящихся убедить в преимуществах именно новинок.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Искусство печатать искусство

    Опыт печати высокохудожественных изданий в московском ИПК Академии акварели и изящных искусств Сергея Адрияки.

    Незнакомые с нашей предметной областью переводчики с английского нередко делают ошибку в переводе устойчивого выражения Graphic Arts, означающего полиграфию. Так на свет появляются «графические искусства» или «художественная печать». Но как даже сломанные часы показывают правильное время два раза в сутки, так и в случае с Издательско-полиграфическим комплексом Академии акварели и изящных искусств Сергея Адрияки можно легко согласиться с ошибочными в 99,9% случаях вариантами переводов — здесь есть и графические искусства, и художественная печать.

    Рассказывая о широкоформатном принтере, Д. Гурбанский признался, что иногда тоже берёт в руки кисть — процесс наложения текстурных гелей на широкоформатные репродукции очень успокаивает

     

  • Экологичные, технологичные... Экономные?

    Беспроцессные и малохимические пластины для изготовления офсетных  форм — мода или практичность?

    Прогресс в полиграфии определяется не только и не столько скоростью, с которой вращаются цилиндры в печатных машинах. Уменьшается количество операций — и это не только ускоряет производственный процесс, но и делает его надёжнее и эффективнее. Всего полтора десятка лет назад российские полиграфисты с недоверием присматривались к технологиям СТР. А теперь в наших офсетных типографиях есть люди, не имеющие понятия о том, что такое фотоформа и копировальная рама. Скотч для монтажа? Это как вообще?

     

  • Особенности формной математики
     

    Руководитель службы продакт-менеджмента и технологического сервиса «ЯМ Интернешнл» Павел Боков рассказал нам об актуальных проблемах на рынке офсетных пластин и рекомендуемом компанией объективном математическом подходе к их выбору.

     

  • Консолидация, диверсификация и комплексные решения
    Фредерик Дехинг, Илья Князев

    Руководители Agfa Graphics — посетивший Москву в середине июня вице-президент по региону EMEA Фредерик Дехинг и глава российского представительства Илья Князев — рассказали об особенностях ведения бизнеса в условиях постепенного сокращения допечатного сектора на офсетном рынке, а также цифровых перспективах развития в широком формате и разнообразных промышленных приложениях.

     


comments powered by Disqus