101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Офсетные СТР-пластины: новинки и тенденции

  • Татьяна Грекова
  • 9 января 2008 г.
  • 7858
Каждый год принято подводить итоги. Прошло чуть больше года со времени Drupa-2004. Пора посчитать «цыплят» в выводке формных материалов для СТР. А также вспомнить о премьерах (Publish, № 6, 2004) и поинтересоваться их дальнейшей судьбой.

Доминирующих ныне технологий прямого вывода офсетных форм всего две: с помощью лазеров видимого света и термальных. Для последней применяются четыре типа пластин: негативные с предварительным нагревом (по конструкции термослоя — фотополимерные (KPG), с маской (Agfa), с термосшивкой (Fuji, KPG, Creo и др.) и терморазрушением (Fuji, KPG, Creo и др.)); позитивные без предварительного нагрева (Lastra, IBF); свободные от химии (проявление не требуется, но необходима промывка; Presstek, Agfa, KPG, Fuji) и беспроцессные (не требующие никакой обработки после экспонирования; Presstek, а KPG и Creo — в 2005 г.). Для зелёных и фиолетовых лазеров, относящихся к технологии видимого света, характерно использование серебросодержащих (единственный производитель Agfa) и фотополимерных пластин (Agfa, Fuji и начиная с 2005 г. KPG). Последние «зелёные», используемые повсеместно для газетных СТР, отличаются высокой чувствительностью и низким разрешением (2–98% при 175–200 lpi). «Фиолетовые» фотополимерные, с характеристиками 2–98% при 150–200 lpi, находятся в промежуточном состоянии по качеству между серебросодержащими и «зелёными», в некоторых случаях опережая последние. Серебросодержащие дают вполне достойное качество с удовлетворительными характеристиками: 1–99% при 200 lpi. Недостатки очевидны: пластины нельзя обжигать для повышения тиражестойкости из-за материала печатающих элементов и нельзя использовать гибридные или УФ-краски. Необходимо добавить, что, помимо металлических пластин, для офсета применяются полиэфирные формные материалы (в нашей стране для серии машин QM DI 46 от Heidelberg). Более подробное описание типов пластин и секторов их см. в статье Михаила Кувшинова «Смена порядка» (Publish, № 10, 2004).

Немного об альтернативных технологиях. Пластины, получаемые на струйном принтере (JetPlate и другие), пока далеки от повсеместного распространения по нескольким причинам: малая производительность таких СТР-устройств, низкая тиражестойкость и качество. Что касается выпускаемых компаниями basysPrint и alfaQuest Technolgies систем экспонирования обычных пластин, то большинство участников рынка считают эту технологию переходной. Поэтому рассчитывать на то, что доля обычных офсетных пластин, экспонируемых цифровым способом, будет заметно расти, не приходится.

Рынок

По данным FujiFilm, к середине 2004 г. общемировое потребление пластин для CTP от всего объёма составило около 30%. Ведущий специалист FujiFilm Эрик Мартенс заявил: «Соотношение производимых компанией цифровых и традиционных пластин сейчас 44 и 56%. В следующем году оно изменится — 60 и 40%, а в 2007 г. составит 75 против 25%». Мировой прогноз на 2007 г. — рост потребления цифровых пластин до 50%. В ушедшей вперёд Западной Европе уже достигнуто 75-80% в пользу CTP. Это соотношение в ближайшие годы, скорее всего, существенно не изменится. У нас, по оценкам экспертов, в этом году доля CTP пластин достигла 20% — потенциал роста очевиден. По мнению Михаила Шпилькина из компании «Терем», потребление СТР-пластин на российском рынке за 2004 г. составило около 800 000 м2. «2005 г. обещает быть в два раза плодотворнее», — отметил он. «ЯМ Интернешнл» называет похожие цифры — 0,7-0,9 млн м2 за 2004 г. и 1,5-1,6 млн м2 на 2005 г. Что касается разбивки по технологиям, то, по результатам исследования Direct-to’ Technologies 2004 от Vantage Strategic Marketing (июль 2004 г.), доля термальных в общем объёме потребления цифровых пластин составила 68%. Оценка «ЯМ Интернешнл» потребления в июне на российском рынке: серебросодержащие — 20%, фотополимерные («зелёные» и «фиолетовые») — 35%, термальные — 45%.

Явных лидеров среди производителей CTP-пластин осталось три: Agfa, Fujifilm и Kodak. Каждый стремится развиваться, но разными способами. В прошлом году Agfa купила компанию Lastra, последняя при этом сохранила торговую марку и сбытовую сеть. Самое громкое событие 2005 г. — Eastaman Kodak существенно укрепила позиции на рынке CTP-пластин с покупкой Creo, доведя свой объём в KPG до 100%.

В результате последующей реорганизации всеми продуктами и решениями Kodak для полиграфии будет заниматься вновь созданное подразделение Kodak Graphic Communications. Его списочный состав впечатляет: Creo, Encad, Kodak Document Imaging, Kodak NexPress, Kodak Polychrome Graphics и Kodak Versamark.

Fuji Photo Film делает масштабные вложения в новые заводы по производству пластин. В начале года открыт завод в США (шт. Южная Каролина), куда было вложено 100 млн долл. В апреле было объявлено о планах по строительству второго завода компании в Китае (провинция Сучьжоу). Объём инвестиций — 39 млн долл. А в 2006 г. в Тильбурге будет введена в строй вторая линия по производству СТР-пластин, что позволит поставлять «фиолетовые» пластины европейским потребителям в двухнедельный срок. Объём инвестиций в строительство — 40 млн евро.

В России пластины для CTP пока не производятся. По-видимому, нынешний объём потребления непривлекателен для открытия местного производства. В пересчёте на среднюю цену цифровой пластины 12 долл./м2 при объёме продаж 800 000 м2 — около 10 млн долл. Но уже при двукратном росте, ожидаемом в этом году, проект может кого-то заинтересовать…

Новинки

Как и ожидалось, последруповский год не баловал объявлениями о новых продуктах. Далеко не все выставочные новинки оказались доведены до серийных образцов. Ещё меньше добрались до России…

Анализируя данные от крупнейших поставщиков СТР-пластин на российский рынок, можно предположить, что активнее всего продвигаются термальные технологии. Большая часть представленных в таблице пластин именно термальные, три относятся к семейству беспроцессных. Новинки «видимой» технологии представили Kodak, Fuji и Lastra (входит в Agfa).

Agfa

На Drupa была представлена неаблативная термальная пластина Azura для DI-машин. Но, по информации дистрибьюторов Agfa, распространения на российском рынке она пока не получила.

Creo (входит в Kodak Graphic Communications)

Представленная на выставке беспроцессная термальная пластина Clarus PL, не требующая гуммирования и завершающей тепловой обработки, на мировой рынок так и не поступила. «Пластина работает по принципу переключаемых полимеров, — отметил Михаил Кувшинов, технический директор «Нисса». — Эффект избирательной смачиваемости возникает на этапе экспонирования. Когда пластину выведут на рынок как коммерческий объект, она станет настоящим хитом». Поставки намечены на 2005 г. В России доступна (с I квартала этого года) полиэфирная пластина Clarus WL (для DI-машин). Тиражестойкость 30 тыс. отт.

IBF

По информации от поставщика («Гейдельберг СНГ»), новый продукт компании позитивная термальная пластина Million 2 (без предварительного подогрева) прошла успешные испытания на предприятиях Москвы, Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону. Результаты оправдали ожидания. Пластины сертифицированы производителями CTP (LuЭscher, Heidelberg, Agfa) и не требуют специальных дополнительных устройств для обработки. IBF планирует выпустить негативную фотополимерную пластину Million 3V для устройств с мощностью лазера 30 мВт. Поставки в России ожидаются в конце 2005 г.

Ipagsa

Ipagsa представила термальные пластины второго поколения Arte IP-21 для средних и больших тиражей (допускают печать стохастического растра). После успешных испытаний в типографиях Европы во второй половине 2005 г. планируется тестирование в типографиях Москвы.

FujiFilm

Представленные на Drupa термальные пластины Brillia LH-PCE и фотополимерная Brillia LP-NV уже поставляются в наши типографии. Особенность первой — обработка химикатами других производителей. При использовании УФ-красок тиражестойкость пластин 100 000 отт. (с термообжигом). Все пластины изготовлены с применением технологии многоуровневого электрохимического зернения Multigrain. Серия негативных термальных пластин Brillia LH-NN, также заявленная на Drupa-2004, уже серийно производится и готова к поставкам по контрактам. Несколько слов по поводу анонсированной т. н. processless Brillia LD-NS. По словам Нины Друзьевой, продукт-менеджера по расходным материалам «ЯМ Интернешнл», пластина была заявлена ещё два года назад и предназначалась для DI-машин. Нужно помнить, что эта технология специфична и просто необходима, когда приоритет — время изготовления. Fuji продолжает работу по совершенствованию характеристик Brillia LD-NS. В ближайшее время появятся ещё две серии «фиолетовых» пластин: LP-NNV для газетной печати с меньшим разрешением, но с более высокой скоростью обработки, и LP-NV2 для коммерческой печати с разрешением, близким к термальному 200 lpi (1–99%). Также FujiFilm сообщила о новых пластинах LH-PJ («J», Japanese — японский рынок) с 4-ступенчатым зернением, которые, к сожалению, выпускаются только в Японии, а в Россию поставляется серия LH-PIE («E», Europe — европейский рынок) c высоким разрешением, 10-микронной точкой при FM-растрировании и стойкостью к УФ-краскам без термообжига.

Heidelberg

Неаблативные термальные пластины Saphira PL для DI-машин в Россию поставляются под заказ. С июля 2004 г. началась поставка Saphira Caleidoplate для модификаций DI 46-4 Plus и Pro. Тиражестойкость 50 тыс. отт. По заявлению разработчиков, пластины в печати обладают «быстрым захватом краски», обеспечивают чёткую форму растровой точки, низкие параметры растискивания. При печати плашек необходимо перед автоматической смывкой вручную смыть силиконовый слой. В процессе приладки лучше всего использовать светлые тона красок, т. к. пластины имеют чёрный цвет.

Kodak Polychrome Graphics (входит в Kodak Graphic Communications)

На Drupa было немало новинок. Одна из последних — усовершенствованная термальная пластина Electra Excel High Resolution. Её высокая чувствительность позволяет печатать стохастический растр. Пластина Ditp Gold обрабатывается аналоговым и цифровым способами, позволяет печатать стохастику и имеет высокую тиражестойкость. По словам производителя, пластина Sword Ultra экспонируется на 20% быстрее, чем Electra Excel, и имеет тиражестойкость 400 тыс. отт. без обжига. Рекомендована для печати УФ-красками. ThermalDirect изготовлена по технологии DOP и предназначена для DI-машин. Пластина ThermalNews при хорошей производительности обещает низкий расход проявителя. По словам поставщика, имеет два существенных недостатка: единственный пока производитель и ограниченное разрешение (2–98% при 200 lpi), что немного для термопластины, но соответствует характеристикам лучших «фиолетовых». Тем не менее, разрешения более чем достаточно для печати газет. По сообщению компании «ВИП-Системы», на июньских испытаниях в Киеве (холдинг «Блиц») пластины Т77 показали хорошие результаты для коммерческой печати. Все пластины недавно были официально представлены на российский рынок.

Lastra

Представила новую негативную фотополимерную пластину LVX для газетной и коммерческой печати. На ней не используется стохастическое растрирование. В середине июня объявлена беспроцессная пластина марки Proxima, на базе технологии, используемой в Agfa Azura, для которой не требуется проявление, только смывка гуммирующей жидкостью. Коммерческая доступность — с сентября этого года. Lastra обещала и свою беспроцессную пластину Cosmic, но работы в этой области прекращены.

Xante

Запатентованная металлическая пластина Aspen (свободная от химии) не требует предварительного прогревания и проявления, необходима лишь промывка водой. Тиражестойкость 25 тыс. отт.

Presstek

Последнюю новинку Presstek объявил ещё 20 месяцев назад — беспроцессную пластину Applause тиражестойкостью 100 тыс. отт. В феврале анонсировала четыре модели Dimension Excel CTP-устройств, которые при использовании Applause обещают производительность 10–20 пласт./ч в зависимости от формата. В Россию пластины Presstek поставляет «Гейдельберг СНГ» для своего оборудования.

Вечный спор

В начале работы над обзором представителям крупнейших компаний-поставщиков был задан вопрос о тенденциях развития российского рынка пластин СТР. Видно, что многие уже устали спорить по поводу разных технологий. Действительно, всему своё место и время. В конечном счёте, всё сводится к пропорции цена/качество, поэтому говорить о явном превосходстве одной технологии над другой не приходится. У каждой есть свои ниши…

Впрочем, некоторые высказывания мы всё же приведём. Руководитель направления расходных материалов «Иприс» Олег Васильев считает, что будущее за термальным направлением: «Особенно после снижения цен на термальные пластины, нивелировавшего одно из основных преимуществ фотополимерных. Но в сегментах газетной печати и малоформатных печатных машин спросом будут пользоваться бюджетные решения на базе технологии видимого света». В компании «СКД» не поддерживают всеобщего ажиотажа по поводу СТР, аргументируя тем, что технология в большинстве типографий себя не оправдывает. То ли не хватает квалифицированного персонала, то ли технические показатели цифровых пластин не дотягивают до отметки аналоговых. «Прежде чем приобретать СТР, — заметил представитель «СКД», — нужно провести нехитрые арифметические подсчёты и посмотреть, нужна ли она на производстве». Не обойдены вниманием и беспроцессные решения. «Они не могут быть тиражестойкими, — отметил продукт-менеджер по допечатному оборудованию «ЯМ Интернешнл» Игорь Микаэлян, — по банальной причине отсутствия некоторых процессов, определяющих срок жизни пластины». Но решать, брать или не брать, приходится самим типографиям.

Закончить статью хочется словами Игоря Микаэляна: «Не надо делать из СТР фетиш. Это всего лишь технология».


Автор выражает благодарность за помощь в написании статьи представителям фирм: «Гейдельберг СНГ», «ВИП-Системы», «Иприс», «Нисса», «Принт-Хаус», «СКД», «Терем», «ЯМ Интернешнл», HGS.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: Бумага и картон в России. Детали: Ausje tech MFB. VIPColor VP660. Обзоры: LIYU Platinum Q-Cut. Sprinter TC -F2132. Отметка «1000» пройдена. «Реклама-2024». Цифровые перспективы России. Варианты будущего для этикеточных типографий.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59