2010.10.122620 прочтений

Изящная недотрога

Теги: Бумага Consum

Кальки, в отличие от других видов бумаги, редко используются сами по себе. И если думать только о функциональности полиграфического продукта, в большинстве случаев легко обойтись обычной бумагой. Однако воздушная полупрозрачная калька придаёт дизайну непо

Воздушная и ранимая

Вариантов калек множество: обычные полупрозрачные разных оттенков белого, разной степени прозрачности, окрашенные в массе, с покрытием металлических, перламутровых оттенков, со «звёздным» блеском. Ассортимент стимулирует фантазию дизайнеров. Однако наиболее востребованной остаётся обычная белая калька, да и область применения калек не так широка.

EnDURO Ice от Sihl — 3-слойный полупрозрачный очень прочный материал, устойчивый к истиранию. Между тончайшей фактурной калькой — прозрачная плёнка. Подходит для офсета и цифры. Из него получаются не только оригинальная и качественная полиграфия, но и разнообразные изделия

В декоративных целях чаще всего из кальки делают цветные вкладки в рекламные брошюры, годовые отчёты, настенные календари. Ею «прослаивают» картонные листы в фотоальбомах «ретро». Когда-то было модно прокладывать иллюстрации в художественных и фотоальбомах листами из тонкой кальки. На некоторых даже делали однокрасочную печать, например, бронзой по месту позолоты на иллюстрации. Калька не столько украшала издание, сколько защищала качественную глянцевую полиграфию от «пальчиков».

Календарь

Всем знакомые открытки и приглашения из плотных непрозрачных марок бумаги нередко дополняют вкладышами и конвертами из калек. На вкладыш шелкографией (реже офсетом) наносится текст, а конверт из белой или цветной кальки, как правило, остаётся незапечатанным и позволяет видеть открытку. Просвечивая через кальку, изображение интригует и побуждает заглянуть внутрь. Такие загадочные приглашения не отправляются по почте, их вручают лично в руки. Популярны визитки и другие карточки, напечатанные на плотной кальке с невысокой прозрачностью.

Curious story — любопытная история (по одноименному названию коллекции бумаги от Arjo Wiggins) — обыгрывается в блокноте

Калька допускает разные виды послепечатной обработки, дающие порой невероятные по красоте и оригинальности эффекты. Однако, зная непростой характер калек, полиграфисты и дизайнеры нечасто рискуют экспериментировать с капризным материалом.

Калька отлично подходит для творческих работ. Надо только знать к ней подход!

Себе дороже

Собственно говоря, опасения объективны — материал не только красив, но и капризен, требует особого внимания во всех аспектах. А на 100% предсказать результат оригинальной идеи, связанной с обработкой кальки, не может никто.

Календарь Polstar посвящён 150-летию со дня рождения книгоиздателя И. Д. Сытина. Блок и обложка выполнены из Aquarella Comoscio (160 г/м2). В центральной части каждого месяца — яркая цветная вклейка, напечатанная на мелованной бумаге. Кварталы разделены листами кальки GSK (90 г/м2), на которую нанесены фотографии и тексты

Рассказывает Софья Макеева («Берег»): «Памятен неординарный случай применения кальки. Производитель косметики в рамках рекламной акции по раздаче пробников перед Новым годом скупил весь запас кальки Fedrigoni GSK (90 г/м2) для изготовления подарочных пакетиков. Ни много ни мало: 230 т листов 70×100 см. И добился своего: покупатели получили в подарок пакетики с пробниками. Но за идею пришлось побороться. Калька не сразу нашла свою типографию. Немало хлопот доставила сборка пакета: работать с калькой, не замусолив и не помяв нежный материал, очень непросто. Одно неверное движение — и получится не презентабельная упаковка, а совсем отталкивающий, пожамканный кулёк, подходящий разве что для пончиков».

Грамоты для участников конкурса

Лучше всего кальки раскрывают себя в коллекциях образцов производителей дизайнерской бумаги. Листая такой каталог, наслаждаешься полупрозрачной недотрогой в полной мере. Из них не зазорно копировать удачные решения — ведь дизайнеры и полиграфисты уже добились нужного эффекта (скорее всего, ценой многих проб и ошибок), значит, и у вас получится! В каталогах встречается и сочетание калек с другими марками бумаги, многослойные композиции с различными эффектами, всевозможные варианты печати, вырубки и тиснения. В одном из каталогов Sihl интересно преподнесён эффект накладывания изображения. Показано, как с помощью сочетания обработанных всеми доступными способами калек и мелованных оформить календарный месяц.

Открытка

Однако калька не всегда играет исключительно декоративную роль, уже много лет она незаменима для практических целей. По словам Александра Гродзенского («Грас»), наряду с плёнкой для электрографических устройств калька, например GateWay, часто используется как недорогой материал для вывода на лазерных принтерах полиграфических оригинал-макетов. Впоследствии с них методом копирования получают печатные формы. Кирилл Усов («Берег») считает, что данная технология уходит в прошлое, и её практически заместили нормальные фотовыводы и цифровые машины.

Раскройте потенциал прозрачности

Возможности кальки дизайнерами и полиграфистами пока по заслугам не оценены. Её потенциал в дизайнерских работах безграничен, а мы наблюдаем кальку, главным образом, в качестве прослойки, в лучшем случае, со ставкой на отработанный «эффект наложения».

Белые медведи из каталога Sihl.

Очевидно, что многие интересные эксперименты с объёмом и необычными цветовыми решениями ещё ждут своих первооткрывателей. Когда-нибудь мода на кальку вернётся, и тогда этот чудесный материал предстанет во всём многообразии видов и красоте.

Открытка


Поставщики о кальках

«В конце прошлого года в нашем ассортименте появились полупрозрачные чистоцеллюлозные классические белые кальки Glama Basic (Schoellershammer, Германия). Эта небольшая фабрика существует с 1784 г. и знаменита на весь мир, в первую очередь, своими кальками. Glama Basic отбеливаются без добавления хлора, не содержат кислот и обладают высокой устойчивостью к старению. Допускают высокую и офсетную печать, при этом следует использовать исключительно фолиевые либо УФ-отверждаемые краски. Glama Basic подходят для большинства методов послепечатной обработки: шелкографии, лакировки, ламинирования, конгрева, вырубки, лазерной высечки, горячего тиснения фольгой, биговки и фальцовки. Они дружны с офисной техникой: струйными и лазерными принтерами. В нашем ассортименте есть и интересные цветные кальки: Curious Color с перламутровым нанесением и кальки с различными эффектами Curious Clear Effeсts Space Dust “звёздная пыль” (Arjo Wiggins)». — Елена Березина, «Александр Браун»

«Обновилась коллекция Curious Translucents (Arjo Wiggins): появились великолепные перламутровые, металлизированные и просто цветные оттенки. Традиционно мы предлагаем коллекцию цветных калек Colors Contact (Gmund), которая состоит из 9 цветов и конвертов всех популярных форматов. В ассортименте уникальная коллекция Transparence (Gmund) — белоснежные кальки с различными рисунками и без, в том числе очень тонкие — до 30 г/м2». — Екатерина Подобед, «Регент»

«Мы расширили линейку специальных сортов бумаги, добавив в ассортимент белую кальку под брендом Top Style Digital Transparent. Она подходит для лазерной и струйной печати. Поддаётся лакированию, ламинированию, тиснению фольгой, обычной и горячей штамповке, склеиванию, скручиванию, лазерной резке. Для цифровой печати планируется поставлять белую кальку в формате SRA3, плотностью 110 г/м2. Для цифровой листовой печати на HP Indigo — прошедшую специальную сертификацию белую кальку Glama Digital (Schoellershammer) плотностью 112 и 150 г/м2, форматом 460×320 мм. Для офсетной, шелкографной и высокой печати появится белая калька Glama Basic 700×1000 мм, плотностью 102 и 130 г/м2. Она подходит для лакирования, конгревного, блинтового тиснения и тиснения фольгой». — Ирина Монакова, «Европапир»

«С прошлого года к традиционным форматам А3 и А4 добавился SRA3. Калька протестирована для цифрового офсета (Indigo 1-й и 2-й серии). SRA3 имеет единственную плотность — 110 г/м2. Но в будущем ассортимент будет расти». — Александр Гродзенский, «Грас»

Работаем с калькой

Кальки так же воздушны, нежны и красивы, как и капризны. Чтобы не испортить такую красоту, следует с особым вниманием отнестись к печати и послепечатной обработке. О специфике работы с калькой рассказывает Екатерина Подобед. Кальки крайне чувствительны к колебаниям влажности и температуры, поэтому обязательно должны пройти акклиматизацию до начала работ (не менее суток в помещении типографии). Идеальные условия: температура 18–23 ºC и влажность 45–55%.

Упаковку с пачки необходимо снимать непосредственно перед загрузкой в печатную машину, а саму бумажную стопу перед печатью рекомендуется продувать. При офсетной печати рекомендуемая линиатура растра 130–150 lpi.

Традиционно для калек рекомендуется печать фолиевыми красками. Возможна печать на лазерных и струйных принтерах (однако не все марки кальки хорошо переносят нагрев в электрографических устройствах). В любом случае, калька очень сильно «приглушает» цвет, поэтому точно предсказать результаты печати невозможно. Нужна печатная проба.

Избегайте больших плашек!

В процессе печати кальку стоит складывать в невысокие стопы (5 см) для избежания отмарывания. Это способствует быстрой просушке и качественной резке (материал очень плотный, режется плохо).

Дальнейшая обработка возможна только после полного высыхания краски. Сушка горячим воздухом или с помощью ИК-излучения запрещена: листы деформируются. Большинство видов кальки не так эластичны, как, например, картон аналогичной плотности. Поэтому при тиснении нужно обращать внимание на глубину штампа. Клише должно быть без острых углов, чтобы не повредить хрупкую бумагу. При конгреве калька теряет прозрачность и на месте оттиска белеет.

Фальцевать нужно параллельно направлению волокон, не планировать фальцев для кальки плотнее 170 г/м2 и избегать низкой влажности: калька может сломаться. Во избежание заломов рекомендуется биговка (двойная или оборотная).

Лучший вариант склейки кальки — термоклей.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • ТЕСТ: Как выбрать бумагу для цифровой печати или Почему что-то пошло не так...

    Редакция Publish совместно с партнёром — Xerox — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги для цифровой печати и её воздействия на качество.

  • Бумага UPM DIGI: выразительность самого белого
     

    Цена бумаги — значительная часть стоимости заказа. Можно ли сэкономить, взяв для цифровой печати обычную бумагу, или стоит потратиться на цифровую? Ответ на этот вопрос получили участники встречи «Соцветие UPM DIGI: выразительность белого».

     

  • Многомерность бумаги
     

    При всей кажущейся простоте и «плоскости» бумага на самом деле — сложная, многомерная вещь, способная вызывать у людей сильные эмоции.  И на организованной 5 апреля компанией «Берег» в Москве презентации «Бумага и чувства» владелец фабрики Gmund — харизматичный Флориан Колер — это убедительно доказал.

     

  • Вера Бубело: «Если рынок позволит, мы готовы увеличить выпуск мелованной бумаги в любой момент»
     

    Когда в конце 2012 г. Группа «Илим» объявила о планах по выпуску мелованной бумаги в России, это вызвало определённый скепсис среди полиграфистов. О подобных проектах другие компании объявляли и ранее. Но ни один из них не был реализован. Сейчас на дворе уже 2017 г., и мелованная чистоцеллюлозная бумага «Омела» прочно заняла своё место на рынке. Иногда полиграфисты даже жалуются, что её бывает непросто приобрести — «Омела» бывает дефицитным продуктом, поскольку при вполне достойном качестве она обычно продаётся заметно дешевле импортной бумаги. На наши вопросы о текущем состоянии и перспективах производства отечественной меловки отвечает директор по продажам белых бумаг и пиловочника Группы «Илим» Вера Бубело.

     

  • В IndexBox посчитали офсетную бумагу *

    Аналитическое агентство IndexBox Russia объявило некоторые результаты исследования российского рынка офсетной бумаги: снижается общее потребление и импорт, растут цены, а также производство отечественной бумаги.

     

  • Роль бумаги в цифровую эру

    Antalis выступила инициатором и спонсором проекта «Бумага для дизайна в эпоху цифровых технологий» французской писательницы и журналистки Вероник Виенн, которая задалась вопросом о роли бумаги в эпоху цифровых технологий и её влиянии на реализацию дизайнерских решений.

    Участники Coffee Chat в Бумажной лавке Antalis

     


comments powered by Disqus