101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Цены на бумагу: что будет послезавтра?

  • Игорь Терентьев
  • 13 мая 2010 г.
  • 3423

Эх, стабильности в мире нет…

«28 февраля 2010 г. Не менее 147 человек погибли в результате сильнейшего землетрясения, происшедшего в ночь на субботу в Чили. Сила подземных толчков составила 8,8 балла по шкале Рихтера — по словам сейсмологов, это одно из мощнейших землетрясений в истории. Толчки ощущались даже в бразильском Сан-Пауло, на расстоянии около 3000 километров от эпицентра…» Казалось бы, какое влияние может оказать землетрясение (пусть даже очень сильное) в далёкой Южной Америке на цены на бумагу в мире и России?

Оказалось, стихия затронула жизненно важную часть производственного цикла бумаги — в Чили находятся целлюлозно-бумажные комбинаты концернов Arauco и Empresas CPMC. Обе компании приостановили производство из-за форс-мажорных обстоятельств. А доля Чили в мировом выпуске целлюлозы достигает, по данным RISI, 8%! Цены на целлюлозу на биржах, повышавшиеся ещё до землетрясения, поползли вверх ещё быстрее. В начале апреля цены на белёную хвойную целлюлозу (NBSK) и белёную лиственную (BHK) в Европе вышли на уровень 670 и 590 евро/т. Это почти на 70% выше минимума цен годичной давности — 425 и 350 евро.

Хотя график (см. стр. 50) начинается с 2007 г., специалисты отмечают, что нынешние цены на целлюлозу вышли на исторический максимум с 1995 г. Обратите внимание на две гораздо более стабильные кривые на графике — это цены на самые массовые марки бумаги: мелованную чистоцеллюлозную (coated WF) и легкомелованную (LWC). Из-за проблем с избытком мощностей с июня прошлого года цены постоянно снижаются. Производители, учитывая кардинальное увеличение стоимости сырья, наконец решились на непопулярные меры. Причём ещё до упомянутого форс-мажора в Чили.

По данным RISI, на II кв. 2010 г. в Европе запланировано беспрецедентное повышение цен ведущими производителями. На чистоцеллюлозные сорта: Arctic Paper — с 1 апреля на 5-8% (UWF — немелованная), а с 1 июня — ещё на 10-12% (мелованная и немелованная); M-real — c 15 апреля на 15% (UWF); APP Europe — на апрельские поставки на 10% (UWF и CWF); Lecta Group — c 1 июня на 10% (CWF); Mondi — с 1 июня на 5-8% (UWF). Не отстают и производители бумаги с древмассой: Norske Skog с 1 апреля повысила цену на 35 евро/т на суперкаландрированную бумагу (SC) и мелованную с содержанием древмассы, аналогично поступила Myllykoski, но прибавка с 1 апреля ещё больше — 40 евро/т, а Burgo в мае поднимает цены на 6-8%. По другим сортам бумаги и картона повышения в апреле-мае составляют 60–120 евро/т — от 3 до 15%.

В этом списке нет Sappi и UPM. Cтарший менеджер по работе с клиентами российского представительства Sappi Игорь Дроздов сообщил, что компания подняла цену на всю мелованную чистоцеллюлозную (листовую и рулонную) бумагу с 1 апреля. В Европе повышение составило 10%, в России несколько меньше. Директор по корпоративным коммуникациям российского представительства UPM Наталья Малашенко сообщила, что с апреля компания повышает цену на газетные и книжно-журнальные бумаги в Европе и России. В целом, повышение составило 7-10% (в зависимости от сорта), если иные условия не предусмотрены действующими контрактами и соглашениями. Что касается листовой бумаги, то в марте-апреле цены на нее были повышены в среднем на 8%, очередное повышение на 8-10% предстоит в июне.

Продукт-менеджер «Берег» Евгений Седов подтвердил, что цены поставщиков начали повышаться ещё с начала года, причём на все виды бумаги и картона. Европейские компании объявили о повышении с марта-апреля, а азиатские — на 12% (одна из причин — резкое удорожание морских перевозок на 30% в феврале-марте). Причём цена для оптовика оказывается ещё выше — накладываются таможенные платежи.

Мы — как все

Разумеется, повышение цен не могло не затронуть Россию. Исполнительный директор СБО Ольга Широкова заявила, что фактическое повышение цен для клиентов бумажных оптовиков состоялось 1 апреля, но зависело от времени закупки партии бумаги — до или после повышения.

Начальник отдела продаж «Берег Северо-Запад» (фирма не входит в СБО) Лада Седова рассказала: «Наши европейские поставщики объявили о поднятии цен на 40–60 евро с апреля. Мы стали предупреждать клиентов о повышении цен на некоторые позиции (в частности, мелованную бумагу) с 15 апреля… И с этого момента у нас повысилась цена по одному бренду мелованной бумаги ("Люмиарт"), а по остальным повышение отложено поставщиками и нами». Опрошенные нами директора типографий сообщили о состоявшихся повышениях цен, но не по всем позициям. Например, директор типографии «Альфа-Дизайн» Дмитрий Лаврик отметил, что практически все поставщики прислали уведомления о повышении цен с конца марта — начала апреля на 5-8%. Но эти предупреждения пока не привели к реальному повышению цен. К тому же подобные уведомления, рассылаемые всем клиентам, часто становятся первым шагом к переговорам об изменении контрактных цен, зависящих от объёмов и истории отношений с поставщиком. «Для нас важна определённость — когда и на сколько будут повышены цены. Важно, чтобы российские типографии не оказались в невыгодном положении относительно зарубежных — наши клиенты имеют возможность сравнить цены», — подчеркнул Лаврик.

Директор управления логистики ПК «Пушкинская площадь» Феликс Шадрунов рассказал, что цены на рулонную бумагу для типографии не менялись с начала года, а с апреля были повышены цены всеми поставщиками на листовую (40–60 евро/т). Уведомления об этом были присланы за месяц. А по рулонной бумаге поставщики связаны контрактными обязательствами, поэтому изменения ожидаются не раньше 1 июля.

Коммерческий директор «Первого полиграфкомбината» Владимир Ещенко сообщил, что уже повышены цены на бумагу Sappi, получено уведомление от «Регент». О повышении предупредили и остальные поставщики — пока на 20–40 евро, а летом ожидается вторая волна.

Елена Рощина («Богородский полиграфкомбинат») рассказала, что единственное официальное уведомление пришло от «Комус-Арт» 23 марта, причём было заявлено о повышении цены на 10% с… 22 марта (задним числом). Аналогичные уведомления от «Комус-Арт» получили и другие типографии. Интересно, что на 10% в апреле выросла цена и на отечественную офсетную бумагу. Очевидно, российские производители не хотят отставать от западных коллег. Повышение объяснили подорожанием сырья и энергоносителей.

Таможня нам поможет?

В конце прошлого года вдруг забрезжил свет в конце очень длинного тоннеля. После многих лет безуспешных попыток было вдруг одобрено снижение ввозных пошлин на самые важные для полиграфистов виды мелованной бумаги. Однако решение не вступило в силу из-за образования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, в котором постановление в феврале почти одобрили. Мешала мелочь — не поставила подпись Белоруссия… Казалось, дело снова спустят на тормозах, но 22 апреля постановление было опубликовано на сайте Комиссии Таможенного союза. А это значит, что через месяц массовые сорта бумаги — мелованная чистоцеллюлозная в рулонах и листах (WFC), легкомелованная (LWC) и рулонная мелованная с древмассой (MWC) — будут ввозиться в Россию с пошлиной 5%. Правда, речь пока о временном снижении на 9 месяцев. За продление придётся побороться...

Как это повлияет на внутренние цены? Вот позиция СБО из официального пресс-релиза: «К сожалению, снижение цен на бумагу сразу, в конце мая, невозможно: сначала должны быть реализованы запасы, уже ввезенные ранее с высокой пошлиной, чтобы освободить склады. Товарооборот бумажных оптовиков составляет в среднем полтора-два месяца, и рынку предстоит пройти переходный период». Седова сообщила, что в «Береге» разделяют эту позицию, пояснив: «К середине — концу лета снижение может произойти, если производители опять не поднимут цены. Максимально возможное теоретическое понижение цены — 8,69%».

К сожалению, именно летом ожидается вторая волна повышения мировых цен на бумагу — кто-то это планировал заранее, кто-то отреагировал на резкий рост цены целлюлозы. Например, в Sappi планируется повышение цены с 1 июля на всю книжно-журнальную бумагу с древмассой на 6-8%, обсуждается и второй этап повышения цен уже на чистоцеллюлозную бумагу. Как поведут себя другие производители и поставщики, гадать не приходится…

Первый заместитель генерального директора ПК «Пушкинская площадь» Андрей Сулейков так прокомментировал ситуацию с ценами: «Повышение цен на газетные и книжно-журнальные бумаги окажет очередное негативное воздействие на рынок. Дело в том, что бюджеты на текущий год уже сформированы, соответственно покрытие дополнительный расходов издателей будет происходить за счёт сокращения других статей. А значит, сколь-либо заметного восстановления объёмов рынка в 2010 г. ждать не стоит».

Похоже, лучшим вариантом в создавшейся ситуации для типографий будет простое сохранение цен до конца года на нынешнем уровне — после первого повышения. 20% роста многие могут и не пережить. Типографии традиционно весьма настороженно относятся к повышениям цен на бумагу, а рост на 10% некоторые называют беспрецедентным и считают свидетельством жадности поставщика. Особенно если это делается в форме уведомления задним числом. Впрочем, судя по мировым ценам на целлюлозу, основания для повышения вполне реальны. Но это не освобождает обе стороны от соблюдения контрактных обязательств и необходимости находить разумный компромисс даже в форс-мажорных ситуациях.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 55