2009.09.11, Автор: Дмитрий Старцев2858 прочтений

Дело CTP побеждает

Теги: Publish

Выбираем CTP для офсетной коммерческой печати

Punch Graphix
basysPrint UV Setter 850

Heidelberg Suprasetter

KodakMagnus 400II с мультикассетным
автозагрузчиком

ECRM Mako 4x

Agfa Avalon N4

Presstek Dimension 450 Excel

Luesher XPose! 230UV

XANTE SpeedSetter VM4

FUJIFILM Luxel V8HD MAL

Screen PlateRite8800Z

CtpOptotec

DotLine NA 55 V2

HighWater Cobra

За полтора десятка лет CTP-технология достигла высокого уровня. Спрос на проверенное временем оборудование стабилен. Ускорение производственного процесса, повышение требований к качеству, снижение стоимости инновационных технологий вызвало настоящий бум на рынке CTP. Сегодня покупателям нужны более совершенные системы экспонирования. Если типография покупает первый CTP, то наверняка навыка работы на нём нет ни у кого. Как строить работу? Какие устанавливать смены для персонала? И сколько этого персонала нужно, чтобы всё работало? Постепенно осознаются нюансы нового оборудования, приходит понимание сути работы. Нельзя забывать, что формный участок — это вспомогательная часть основного процесса — создания печатной продукции. То есть сам по себе он денег не приносит, цель повышения его эффективности не в извлечении дополнительной прибыли, а в снижении издержек. Главный вопрос, который должен задать себе покупатель CTP: а станет ли моя печатная машина больше печатать и меньше простаивать в ожидании форм? А ответ не будет слишком сложным. Рынку уже успели доходчиво объяснить, что с CTP всем должно стать лучше, только нужно определиться, в какую типографию какое устройство покупать.

Рынок

За год мало что изменилось на российском рынке. Перешел к «Терра Принт» BasysPrint без особых последствий для продаж. Вышел новый производитель — CTP One — вроде тоже без последствий. Немного событий для одного года.

На заре массовой установки CTP в регионах рекомендовали ставить устройство на той же технологии, что была в типографии по соседству. Это вариант дублирования на случай выхода устройства из строя: можно со своими пластинами сбегать к соседям и вывести срочные заказы. Теперь, когда в средних и крупных типографиях приобретают второе устройство «на резерв», это наверняка будет та же технология, что и в первом. Российская действительность — непродуманность действий, а иногда и безалаберность — во внедрении технологии прямого экспонирования форм создаёт дополнительные трудности. Некоторые руководители типографий винят в этом новизну неотработанной технологии, но трудности гораздо больше связаны с отсутствием необходимой рабочей дисциплины и обученного персонала. Для тех, у кого CTP ставится на замену старой плёночной технологии, проблемы будут совсем другими, чем в типографиях, организуемых «с нуля». В последнем случае помещение проектируется уже с учётом особенностей оборудования прямого вывода форм. А на старых полиграфических производствах может быть полный комплект неблагоприятных условий: старые пыльные помещения и привыкший работать по старинке персонал, а значит, неготовый эксплуатировать новое оборудование.

Источником проблем и соответствующих решений могут стать незначительные на первый взгляд факторы. Есть не один пример, когда в типографиях устанавливается оборудование для работы с беспроцессными пластинами только потому, что для размещения полноценной проявочной машины в линию просто нет места — цех слишком маленький. Если производство находится на некотором удалении от центров поставок и зимой пластины нужно долго везти на морозе, то нужно учитывать, что фиолетовые и термальные пластины восприимчивы к низкой температуре, они «мёрзнут».

Отдадим должное поставщикам-профессионалам. Именно они стоят на страже интересов клиента, наверное, в большей степени, чем при покупке любого другого типа оборудования. Печатные или послепечатные машины неплохо изучены, и хорошие механики в типографии могут быстро разобраться в причинах проблем, а иногда и устранить их самостоятельно сразу или после консультации по телефону. А устройство CTP — это «чёрный ящик», залезать внутрь без соответствующей подготовки может выйти себе дороже. Поэтому при любой непредвиденной остановке сервисным инженерам приходится бросать все дела — и на самолёт, спасать репутацию. Поэтому ставить абы какую систему просто невыгодно. Все основные правила выбора CTP неоднократно были рассказаны-пересказаны. Константин Игнатов в прошлогоднем выпуске «Справочника покупателя» (Publish № 9, 2008; www.publish.ru/publish/2008/09/5743243/) поставил точку в обсуждении многих технических сторон устройств CTP. И технологии устройств остепенились, производители соревнуются теперь в области создания пластин: дешевле, быстрее, качественнее. Те, у кого уже стоят CTP, совсем не торопятся обменивать их на что-то поновее: не до жиру… Даже не делая скидку на условия финансового кризиса, нужно признать, что производители вынуждены ждать, пока оборудование их заказчиков устареет физически и морально. И лишь затем продавать новые CTP. Получить сейчас хорошие условия по финансированию, кажется, просто невозможно. Ставки банков по кредитам ниже 20% не опускаются. Выкуп старого оборудования в зачёт нового (trade-in) — вариант неплохой. «НИССА», например, принимает в зачёт устройства Kodak. В «Полиграфических системах» тоже действует программа trade-in. Но за три года продаваемые ими на российском рынке устройства Screen ещё ни у кого не износились и не потребовали замены. А менять в сегодняшних условиях устройство на такое же, но без царапин на корпусе, желающих нет. Так что воспользоваться этим способом льготного финансирования иногда может быть просто некому. «Терем» пошел ещё дальше и с 1 августа 2009 года объявил программу «Операция: Трейд-ин!», по условиям которой делается замена всех без исключения фотонаборных автоматов (вне зависимости от модели, производителя или года приобретения) на CTP Agfa. Более того, предлагается беспроцентная рассрочка на 12 месяцев. Ещё один вариант экономии — покупка восстановленного оборудования. Да, CTP тоже восстанавливают. К примеру, этим занимается Kodak. Причём бывшие в употреблении аппараты разбираются, проверяются и собираются на том же производстве, где делают и новые. Цена на такое перебранное устройство может быть ниже процентов на 20% — это зависит от того, сколько именно остаётся деталей от старого устройства. На мой взгляд, за исключением нескольких упомянутых ниже факторов, сейчас выбор CTP сводится к выбору поставщика, надёжного партнёра, который имеет большой опыт в установке и обслуживании CTP. Именно они подскажут типографии, на что обратить внимание при покупке устройства. Для коммерческих работ понадобится CTP, производящее пластины с высокой линиатурой и с хорошим воспроизведением светлых и тёмных тонов. При использовании фолиевых и УФ-красок нужно озаботиться, чтобы технология вывода могла давать формы, стойкие к агрессивной среде. А, учитывая тенденцию непрерывного сокращения тиражей, внимание к фактору цены пластин будет только возрастать.

Производительность систем CTP

Это скорость экспонирования форм в штуках определённого формата и с конкретным разрешением за единицу времени. Необходимо учитывать, что общая производительность формного участка зависит и от установленных устройств: непосредственно само выводное устройство — плейтсеттер, растровый процессор, многокассетный загрузчик пластин разных форматов, приёмный стекер, проявочная машина. Неразумно покупать скоростной (и дорогой) плейтсеттер с ручной загрузкой. Вся линия устройств должна быть сбалансирована по скорости. Какая вам нужна производительность? На этот вопрос подробно ответил К. Игнатов во врезке «Что мне нужно?» в статье «Кратчайший путь к формам» (Publish № 8, 2008).

Разрешение

Давно перестало быть предметом для гонки производителей, стандартных значений 2400 или 2540 dpi хватает с избытком для решения всех задач типографии, хотя многие заявляют разрешение много больше 3000 dpi, а у Screen есть модели и на 4000 dpi. При выводе форм на «фиолетовых» CtP всегда можно снизить разрешение и тем самым увеличить скорость экспонирования.

ПО

Растровый процессор (RIP). Часть устройств по умолчанию поставляются только с программой управления, работающей с однобитными TIFF-файлами, которые предварительно надо получить при помощи какого-то RIP. Подавляющее большинство устройств CTP имеет растровый процессор. Различные программные модули могут обеспечивать дополнительные функции: стохастическое растрирование, оптимизация цветоделения с целью снижения расхода краски, гибридное растрирование вроде Agfa :Sublima или Screen Spekta 2, которая позволяет улучшать воспроизведение деталей при обычном разрешении и без перенастройки печатного процесса. Все продаваемые в России аппараты Kodak поддерживают стохастическое, гибридное и высоколиниатурное растрирование — первое и последнее, как правило, штатно включено в комплект поставки. По информации «НИССЫ», часть заказчиков активно применяет стохастическое растрирование.

Цветопроба. Все растровые процессоры позволяют выводить на широкоформатном принтере корректурные оттиски форм, поддерживают функцию цветопробы или имеют такую опцию. При этом корректура и цветопроба могут печататься из исходных PS- или PDF-файлов, из промежуточных форматов RIP или однобитных TIFF-файлов сепараций.

Управление техпроцессом. Все изготовители предусматривают работу устройств в АСУ техпроцессом. Это пригодится типографиям, у которых уже работает программа АСУ, но нужно убедиться в совместимости ПО. Или же производитель CTP предлагает купить в дополнение к CTP «родную» систему управления. Опция это недешёвая и может потребовать значительных затрат не только в момент приобретения, но и внедрения. Поэтому нужно чётко понимать, какую выгоду вы можете приобрести. Для маленьких типографий или печатающих один заказ в смену она может и не пригодиться.

Приводка

Есть несколько вариантов создания форм с хорошей приводкой: предварительная перфорация и позиционирование пластины по штифтам перед экспонированием, позиционирование пластины в CTP по верному углу или по передней кромке. Предварительная перфорация обеспечивает точную приводку изображения на форме по отношению к штифтам без дополнительных устройств. Печатные машины требуют разную перфорацию, поэтому если в типографии машины разных производителей, понадобится опция с перфорацией под все виды штифтовой приводки. Другой вариант универсален и значительно дешевле, но менее стабилен и требует дополнительного оборудования: как минимум, нужен ручной перфоратор и умелые руки оператора.

Источники светового излучения

Источники света определяются типом пластин. Серебросодержащие и фотополимерные формы требуют недорогого фиолетового лазера. Его невысокая мощность оборачивает значительный срок службы, например фирменная гарантия на лазеры cистем Fujifilm составляет 5 лет.

Термальная технология требует больше энергии на поверхности пластины в процессе экспонирования, поэтому срок службы линеек термальных лазеров меньше, а стоимость изготовления больше. Это связано с тем, что у термальных пластин чувствительность ниже, чем у фиолетовых, — последние можно быстрее экспонировать.

Выход из строя одного лазера замедляет работу устройства, иногда значительно. Поэтому в Agfa Avalon N8 серий 50 и 70, Kodak Magnus серии Quantum и TrendSetter, Screen PlateRite 8800 используют другую схему. Лучи нескольких лазеров сначала собираются вместе, затем общий луч вновь разделяется на несколько, и каждый модулируется отдельно. Тогда при выходе из строя одного или даже нескольких лазеров увеличивается мощность остальных (благо, запас у них есть), и устройство продолжает работать на той же скорости.

Для экспонирования традиционных пластин в basysPrint UV-setter и Luesher Xpose! UV есть несколько обычных фиолетовых диодов, к излучению которых УФ-пластины чувствительны.

Качество изображения у всех технологий уже давно сравнялось, поэтому можно со спокойной совестью го-
ворить, что все они пригодны и для коммерческой, и для газетной печати.

Автоматизация

Самая простая опция — проявка в линию. Против только два довода (и оба неубедительные) — «нет места» и «дорого». Правда, есть устройства, которые проявку в линию не поддерживают: Agfa :Advantage N-M, Cobra от HighWater и Speedsetter от Xante, Screen PlateRite Niagara. Весьма популярна опция автоматической подачи форм из кассетного загрузчика. В сочетании со встроенной пробивкой форм получается линия по созданию готовых для установки в печатную машину форм. Прямая экономия на операторах CTP — они больше не нужны. Есть типографии, где этим воспользовались в полной мере: задание на вывод отправляет оператор препресса, а формы забирает печатник, больше никого в этом процессе нет. Так решается одна из задач вспомогательного процесса — экономия. Нужно учитывать, что наибольшую выгоду все опциональные устройства приносят только в комплексе.

Тиражестойкость

Какой бы высокой ни указывалась тиражестойкость, производитель получает цифру в идеальных условиях работы. Для реальной жизни нужно учитывать совершенство выводного устройства, его возраст, режим изготовления формы. Стойкость термальных пластин сейчас велика, хотя обычно и ниже заявленной производителем. Обжиг пластин увеличивает их стойкость. Но если взглянуть на цифры обычных тиражей любой коммерческой типографии, то вряд ли там обнаружится слишком много заказов свыше 20 тыс. отт., большой тираж — это скорее исключение. Всё больше в структуре заказов становится тиражей не то, что меньше 1000-2000 отт., а даже меньше 500. И мудрые производители рассуждают: к чему создавать пластины для печати свыше 50-100 тыс., если тиражи не выходят за эти рамки? Ведь тех, что есть на рынке, вполне достаточно. Высокая тиражестойкость форм нужна в первую очередь типографиям, печатающим упаковку и этикетку, но они сами всё прекрасно понимают и делают соответствующие выводы о технологии CTP.

В итоге

При таких ценах никто не будет покупать просто кусок дорогого железа, типография захочет купить уверенность — это называют «решение»: например, по снижению затрат, увеличению общей производительности полиграфического производства или повышению удовлетворенности заказчиков. Универсального решения нет — всегда нужно учитывать специфику производства: краски, географическое положение и т. д. и т. п.

У меня нет сомнений, что CTP всех победит, заодно навсегда сократив пару рабочих специальностей на формном участке. Но любой процесс, развиваясь, стремится к достижению цели в один шаг. И пока технология печати не достигла такого уровня совершенства, типографиям придётся временно (как минимум, на несколько, а то и десяток-другой лет) перейти именно на технологию computer-to-plate. Так не стоит и откладывать.


Технологии и форматы

В 2007 г. впервые была выявлена тенденция повышения спроса на термальные системы. В 2008 г. она усилилась — доля «термала» повысилась с 62,6% до 71,9%. А доля «фиолетовых» машин снизилась с 36,6% до 25,9%. Незначительный рост доли CTP для аналоговых пластин (УФ) с 0,8% до 2,2% на общую ситуацию существенно не повлиял. Похоже, аргумент дешевизны аналоговых пластин не является для покупателей решающим. К тому же гарантии сохранения существенной разницы в цене в пользу аналоговых пластин никто не даст.

Причины главной тенденции очевидны: два лидера продаж, за малым исключением, делают ставку на термальные системы (даже имея в ассортименте решения на основе обеих технологий), а в шестёрке самых популярных марок соотношение продаж термальных и «фиолетовых» — 93 против 30. А если посмотреть на итоги за все годы, то обнаружится, что впервые за время нашего мониторинга рынка CTP общая инсталлированная база термальных устройств превысила «фиолетовые» — 304 против 255!

Что касается разделения по типам пластин, то здесь перемены прежде всего коррелируют с тенденцией повышения спроса на «термал». С 56,5% до 68,1% увеличилась доля систем для вывода обычных термальных пластин, и уменьшилась доля решений на основе фиолетового лазера — для фотополимерных пластин с 29,8% до 22,2%, для серебросодержащих с 6,9% до 3,7%. Вопреки некоторым прогнозам, пока не проторили дорожку к сердцу российских полиграфистов более экологичные технологии — свободные от химии и беспроцессные. Доля последней даже снизилась с 4,6% до 2,2%. Терентьев И. Publish № 1/2, 2009 (www.publish.ru/publish/2009/01-02/6673734/)

Что мне нужно?

Рассмотрим пример расчёта требуемой реальной производительности устройства CTP.Пусть в нашей типографии две 4-секционные машины формата В1 и В2. По данным за декабрь прошлого года (пиковая нагрузка в типографиях), печатники за 12-часовую смену делали, в среднем, по 6 приладок на большой машине и по 7,5 на маленькой.

Мы рассчитываем сократить каждую приладку на 15 минут за счёт предустановки красочных аппаратов по данным из системы АСУ ТП, лучшей приводки и более быстрого достижения баланса краска/вода на цифровых формах. Тогда мы сможем выполнять по 12 : (12 : 6 - 0,25) = 6,9 приладок за смену на большой машине и по 12 : (12 : 7,5 - 0,25) = 8,9 на маленькой.

Следовательно, нам нужно изготавливать в среднем за час 6,9 × 4 : 12 = 2,3 формы большого формата и 8,9 × 4 : 12 = 3 половинного формата. Приблизительно считая, что форма половинного формата требует для изготовления на 20% меньше времени, чем форма полного формата, получаем среднюю потребность в формах 2,3 + 3,0 × 0,8 = 4,7 формы полного формата в час.

С учётом пиковых нагрузок, когда все формы нужны одновременно, увеличиваем это число на 50% и получаем 7 форм/ч. Следовательно, для наших условий подходит практически любое устройство с ручной загрузкой форм.

В соответствии со вторым принципом использования CTP (сокращение стоимости рабочей силы), стоит подумать о приобретении втрое более производительного устройства, но вместо круглосуточной работы оставить на формном участке одну 8-часовую смену.


Продажи CTP в России в 2008 году, по поставщикам.

CTP для коммерческой типографии

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • От высокой печати к цифровой *

    9 августа 2017 г. компании König & Bauer в Вюрцбурге исполнилось 200 лет. На международной арене такого солидного возраста могут достичь только те предприятия, которые используют изменения на рынке и в сфере технологий для инноваций и которые на протяжении многих лет не теряют доверия своих клиентов благодаря надёжному и гибкому подходу, а также разработке и внедрению инноваций. König & Bauer относится к таким предприятиям. Завод Schnellpressenfabrik, основанный в 1817 г., стал предшественником ведущего международного концерна по производству печатных машин, предлагающего уникальные печатные решения.

    Празднование юбилея прошло в сентябре. В этой статье KBA Report мы сначала обратимся к истокам, а потом заглянем в будущее KBA.

     

  • Урок 4: Как действуют фотоинициаторы? *

    Десятиминутные курсы УФ-/электронной сушки.  Химические основы УФ- и электронного отверждения.

     

  • Morgana DigiFold Pro 385

    DigiFold PRO 385

    Заключение: компактная машина для биговки, фальцовки и перфорации офсетных и цифровых отпечатков, в том числе за один проход. Простота обслуживания, небольшая занимаемая площадь и высокая производительность позволяют рекомендовать её цифровым и малоформатным офсетным типографиям для изготовления малых и средних тиражей папок, открыток, буклетов и т. п. продукции.

     

  • Точки контакта: коммерческое предложение (часть 10)

    Уже очень многое было сказано о точках контакта1 типографии и заказчиков2. Отдельная статья была посвящена электронной коммуникации (Publish № 9, 2016 г.; http://www.publish.ru/articles/201609_20013612).

    И тут я хочу обратить внимание на постоянную рубрику Publish «Тайный Покупатель». Всё общение в ней происходит только по электронной почте. И, как мы знаем, от такого общения автор рубрики пребывает в глубокой задумчивости. На 30–40 запросов приходит только 1–2 исчерпывающих ответа.

     

  • Готовы ли типографии к календарному сезону 2018?

    Повторяем запрос годичной давности: календарь квартальный с 3 пружинами. Шапка — 297×210 мм, блоки — 297×200 мм, печать — 4+0, бумага — меловка 300 г/м2 или картон. Календарные блоки — стандартные, на мелованной бумаге «Европа МИНИ белый 3-сп», пружина — серебро. Тираж — 200 экз. и 500 экз. Просим указать сроки и способ печати. Запрос полностью аналогичен тому, что мы считали в ноябре 2016 г. (https://www.publish.ru/articles/201611_20013643).

     

  • Детские книги со взрослыми перспективами

    Учитывая перемены на издательском рынке, в том числе книжном, получающие от него заказы типографии всё чаще задумываются о дальнейших направлениях развития. Одна из интересных ниш — сложные детские книги.

     

     


comments powered by Disqus