2009.11.17, Автор: Александр Сорокин1763 прочтений

Стандартизация флексографской печати

Теги: Форум FSP

Мне доводилось принимать участие в создании технической составляющей нескольких бизнес-планов полиграфических предприятий. Подчас жизнь вносила в них такие коррективы, что потом трудно было соотнести предприятие реальное и спроектированное на бумаге. Иногда сравнение было в пользу первого (не всё удаётся предусмотреть заранее), но чаще хорошо задуманное превращалось в нечто, называемое в архитектуре «эклектикой» (смешение не всегда согласующихся между собой стилей). Но люди, искажая задуманное, делали это сознательно, искренне надеясь претворить свои планы в жизнь…

По образованию я конструктор полиграфического оборудования. Профессию пришлось сменить, но подход остался. Трудно представить находящегося в здравом уме конструктора, проектирующего нечто абстрактное, с расчётом впоследствии посмотреть, будет оно летать, ездить или плавать. А при создании новых полиграфических производств нередки черты такого, с позволения сказать, интуитивного подхода.

Закупается дорогостоящее оборудование с набором мало понятных опций и половина дела считается сделанной. Всё это затаскивается в мало приспособленное помещение. Переманивается печатник от потенциального конкурента. Остальные попытки организации производства сводятся к минимуму и делаются по принципу «как-нибудь и желательно подешевле». Снимается шикарный офис. Нанимаются виртуозные продавцы-универсалы, готовые продавать что угодно и кому угодно. Начинается работа по формированию портфеля заказов (заметьте — только теперь). Дальнейшее попытаюсь проиллюстрировать на примере сбора грибов в лесу.

Деревенские, считают нас, городских, мягко говоря, не совсем адекватными, а проще — не приспособленными к жизни полудурками. И вот почему. Городской, идя в лес, намеревается собирать грибы вообще. Не белые, не красные, не на соление или жарку, а вообще — грибы. Поэтому собирает и хорошие, и поганки с мухоморами (ну очень красивые!). Принеся их домой, начинает думать, что с этим добром делать… Хорошо, если есть пожившая в деревне бабушка. Она разберёт грибы, не даст отравиться, пожарит их, и посолит, и посушит.

На основе такого грибного сбора рождаются подлинные кулинарные шедевры. Только беда — на нём нельзя строить бизнес. Кто-то высаживает шампиньоны и собирает в год несколько урожаев. Другие скупают у населения грибы определённых сортов и перерабатывают. Не буду проводить аналогии, и так понятно.

Говоря о стандартизации, не станем рассуждать о маркетинге: надеюсь, в этой сфере есть представители, которые найдут, что сказать по делу. Хотя некоторые «специалисты» утверждают, что продать можно всё, даже то, что никто не собирался покупать. Это большие люди — флаг им в руки. Общение с ними предлагаю строить на базе следующей установки: «Я слепил продукт из того, что было, иди и продавай его, как знаешь».

Однако вернёмся к «производственному помещению». Оно должно быть просторным, чистым, светлым, температура внутри должна поддерживаться в пределах 18–22 °С, относительная влажность около 60%. Какое отношение это имеет к стандартизации? Самое прямое.

Просторное

О стабильных свойствах расходных материалов для полиграфии (бумага, краска) можно говорить лишь после их полной акклиматизации в условиях, близких к условиям печати и дальнейшей переработки. Для естественной акклиматизации, которая протекает не менее суток, должна быть предусмотрена соответствующая площадь. С бумаги снимают транспортную и консервирующую упаковку. Суточный запас расходных материалов, перенесённый из многоярусного хранилища в цех и распакованный, займёт места не меньше, чем печатная машина вместе с зоной обслуживания.

И ещё должны остаться свободными коридоры для транспортировки. Продукт вышедший с печатной машины является полуфабрикатом, для него тоже нужно предусмотреть место. Для большинства машин диаметр рулона на устройстве размотки — 1 м, на намотке — 720 мм. Для справки: это ровно половина метрового роля. Значит, количество ролей-полуфабрикатов удвоится. После ламинации и некоторых других операций рекомендуется выдержать полуфабрикат до последующей переработки не менее суток. Практически, на площадях производства единовременно находится 2,5–3 суточных объёма расходных материалов. Убедил?

Чистое

Каким бедствием является пыль при печати по плёночным материалам, вам скажет лишь тот, кто с ним сталкивался лично. К сожалению, проектировщики редко учитывают этот фактор. В сочетании с электростатикой, возникающей при трении полимеров, это кошмар! Со статикой борются, поддерживая стабильную температуру и влажность. Не помешает надёжное заземление оборудования и устройства для снятия статики с движущегося полотна.

Пыль (особенно бумажная) рождается при резке. Значит, участки резки и печати логично изолировать. Пыль поступает извне в щели дверей и окон. Этих щелей не должно быть вообще или они должны быть сведены к минимуму. Плюс к этому в помещении следует создать избыточное, по отношению к внешнему, давление, чтобы в оставшиеся щели сквозняки дули не внутрь, а наружу. Для чего приточная вентиляция должна подавать в цех объём воздуха больший, чем тот, что вытягивается технологической и общеобменной системами.

Ну ладно пыль и воздух, а на ногах сколько ещё грязи нанесли! Тут стоит поучиться у «буржуев». На одном из предприятий, где пришлось поработать, для рабочих и иных посетителей производственных помещений был отдельный вход. Поначалу даже возникали подозрения в некоей дискриминации производственников на фоне офисных работников… Но дело было в другом: за этим входом начинался длиннющий коридор, застеленный влажными резиновыми матами, на которых и оставалась вся грязь с ног работников.

Да, чуть не забыл. Территория вокруг производства (по крайней мере, в радиусе 300 м) тоже была идеально подметена и вымыта. И она должна была быть чистой непременно к приходу людей на смену, а после убиралась вновь. Нашим многочисленным визитёрам на западные производства кажется, что всё сияет и блестит если и не к их приезду, то по врождённой (дурацкой) буржуйской привычке к чистоте. Нет, они просто считают деньги.

Светлое

О специальных требованиях к нормированному освещению расскажу в следующий раз. Особая тема — освещение для контроля непрозрачных этикеток (на отражение) и прозрачных (на просвет). Пусть на этом концентрируются продавцы просмотровых столов, им за это деньги платят. На производстве должно быть обеспечено правильное сочетание общего и местного освещения. В общем, внимательно читайте требования, изложенные в документах по освещению производственных помещений и охране труда.

И помните, что отпечатанный продукт (этикетка, упаковка) будет эксплуатироваться при определённом освещении. И оценивать его будут в зависимости от того, как он при нём смотрится. Освещение же можно сымитировать. Лампы накаливания достаточно реалистично передают солнечное освещение. Лампы так называемого «дневного света» дают холодное белое освещение. Женщины знают, что при таком свете можно показаться слишком бледной, поэтому краситься следует ярче. Это верно и для этикетки. Галогенные лампы в витринах холодильных прилавков — особая статья. В зависимости от добавок (галогенов) спектр их излучения радикально меняется. Всё это — предмет качества и стабильности процесса.

Про температуру и влажность достаточно ясно сказано в предыдущих абзацах.

Об авторе: Александр Сорокин, главный технолог компании «Аляска-Полиграфоформление».

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Как обезьяна тащит собаку. И себя...

    Вторая конференция сообщества PROKOM, объединяющего пользователей производительных печатных решений Konica Minolta, прошла 6 и 7 июня 2018 г. в Будапеште (Венгрия), собрав 200 участников. Судя по программе, организаторы поставили себе две главные цели — мотивировать участников и создать им комфортные условия для общения.

     

  • Возглавляя беспроцессную революцию

    18 апреля 2018 г. впервые посетивший Россию директор по международным продажам Kodak Ричард Риндо приехал в типографию «Парето-Принт» (Тверь) и вручил её директору Павлу Арсеньеву специальный полиграфический «Оскар Кодак». Подробнее о причинах такого внимания Kodak к российской типографии можно почитать здесь. Мы же воспользовались случаем и взяли у Риндо интервью, где затронули более широкий круг вопросов.

     

  • Цифровая трансформация по-немецки

    15 мая в Москве состоялся технический симпозиум «Современные тренды и инновации в печати и постпечатных технологиях: Индустрия 4.0». Немецкие производители полиграфического оборудования рассказали представителям типографий о своих инновационных решениях. В первую очередь — в секторах премиум-упаковки и отделки этикеток.

     

  • Упаковка без остановок: дорогой цифровизации

    В Heidelberg уверены — в обозримой перспективе в типографиях, выпускающих картонную упаковку, найдётся место и для офсетной, и для цифровой технологий печати. Главное, чтобы производство было эффективным и соответствовало требованиям цифровой эпохи.

     

  • Варианты будущего для типографий

    Передовые полиграфические технологии Komori и Brausse — теория и практика для представителей российских типографий. Без секретов.

     

  • Времена не выбирают: людям нужна память

    В рамках выставки «Фотофорум» 12 апреля 2018 г. в «Крокус-Экспо» состоялась панельная дискуссия о рынке фотокниг, в которой приняли участие представители компаний, их выпускающих, а также поставщики оборудования и материалов. Cреди выступавших не хватало, пожалуй, только кого-то из заказчиков, для которых все эти компании работают. Хотя дискуссия продолжалась всего час, но она вместила в себя наиболее важные вопросы — от тенденций рынка до новых проектов.

     


comments powered by Disqus