101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Красивые издательские решения

  • Михаил Шубин, Вадим Дуда
  • 13 мая 2009 г.
  • 2613

Интеграцией обычно занимаются специализированные компании. «Терем-Медиа» — один из самых заметных интеграторов на издательском рынке, а его руководители генеральный директор Вадим Дуда (на фото слева) и директор по технологиям Михаил Шубин уверены: в самом ближайшем времени модели издательского бизнеса кардинально изменятся. И для интеграторов тоже…

Текущий номер Adobe Magazine посвящён интеграции. Мы даже написали тему через In, намекая на такие популярные продукты, как InDesign и InCopy. Насколько велика роль решений Adobe в создании эффективных интегрированных систем автоматизации издательской деятельности?

М. Ш.: Напомню, что первыми связку между пакетом вёрстки и текстовым процессором реализовала Quark в XPress и CopyDesk. Это был революционный момент для индустрии редакционных издательских систем (РИС), потому что у редакторов и журналистов появилась возможность работать со статьёй прямо в полосе, вписываясь в заданный размер. Последовательные до этого задачи стали параллельными.

Но 5 лет назад функционал связки InDesign–InCopy превзошёл XPress–CopyDesk, а в 2007 г. Quark ушла с этого рынка. В прошлом году мы завершили отношения с Quark, полностью сфокусировавшись на решениях для продуктов Adobe.

А связка InDesign–InCopy развивается, позволяя построить только на её основе и системе папок бюджетное решение по автоматизации редакции с параллельным выполнением задач. Правда, есть ложка дёгтя — даже в Creative Suite 4 локализовано всё, за исключением InCopy. Почему продукт, которым пользуются журналисты, редакторы и корректоры (давно привыкшие к локализованным интерфейсам), до сих пор не переведён на русский — загадка. Начинать-то локализацию, на мой взгляд, следовало именно с него. Дизайнеры и верстальщики, наоборот, многие годы пользовались англоязычными программами — и тоже к ним привыкли.

Ещё одно важное достоинство решений Adobe — постоянное совершенствование концепции мультимедийного издательства. Уже в первой версии CS появились XML-теги, а в CS 4 они стали удобнейшим инструментом для генерации наполнения сайтов из подготовленных к печати макетов.

В. Д.: Позволю замечание, касающееся философии ИТ-бизнеса вообще и его подмножества — системной интеграции. Чем ИТ-бизнес отличается от традиционного, «вещественного», связанного с добычей полезных ископаемых, выращиванием чего-то и т. п.? Там бремя негативной обратной связи — чем больше масштаб, тем ниже эффективность и прибыль в расчёте на вложенный капитал. Например, начав выращивать картошку на плодородных землях, вы будете вынуждены расширяться на территории, где урожайность куда хуже.

В ИТ-бизнесе и любом другом, связанном с интеллектуальной собственностью, иные законы: чем бизнес больше, тем эффективнее. Условно, первый диск Windows стоил 10 миллиардов, а каждый следующий — почти 0. Чем больше дисков продано, тем бизнес эффективнее. А чем более распространена и популярна программа или платформа, тем она привлекательнее для сторонних разработчиков. Мы убеждены: в софтверном бизнесе важно выбрать лидирующую платформу, наиболее ценную для пользователей и разработчиков. Мы долго поддерживали и Adobe, и Quark, но в мае приняли стратегическое решение сделать ставку на лидера — Adobe. Мы больше не будет поддерживать решения на платформе Quark. Совсем!

Объясню особенности нашего подхода к строительству интеграторского бизнеса. В отличие от дистрибуции, где нужно уметь эффективно перемещать множество «коробок», а твоя ценность заключается в широком ассортименте и тщательной логистике, системная интеграция требует глубочайших знаний ограниченного ассортимента продуктов. Именно в глубоком знании продуктов и бизнеса клиентов заключается ценность интегратора. Это ещё одна причина, по которой мы решили сосредоточиться на Adobe, не распыляя своих знаний и компетенции для поддержки большого количества платформ.

По какому принципу, помимо поддержки платформы Adobe, формировался ассортимент брендов и решений, представленный у «Терем-Медиа»?

В. Д.: Мы занимались этим весь последний год, и процесс ещё не закончен. Скорее, мы только в начале пути. Нам повезло — была возможность сделать всё с чистого листа, а не нести груз исторически сформировавшегося ассортимента, как обычно происходит у системных интеграторов.

Критерии выбора вендоров у нас очень простые. Первый — иметь дело с самыми большими и успешными компаниями в издательской индустрии. Например, выбирая Atex в качестве стратегического партнёра, изучили все компании, занимавшиеся подобным бизнесом, и выбрали самую большую.

Второй — стараемся иметь дело с компаниями, где работают люди, с которыми нам приятно общаться. Когда занимаешься нишевым бизнесом, человеческие отношения приобретают особую роль. Договорённости достигаются просто и быстро, что бывает невозможно при более формальных отношениях, принятых в крупных корпорациях.

Третий — возможность синергии между решениями (хотя я не люблю этого слова: его слегка затаскали консультанты, пытающиеся тебе продать что-то не особенно нужное). Но мы действительно верим, что наши продукты взаимно дополняют друг друга. Например, мультимедийная РИС отлично дополняется рекламной системой, а системы хранения данных идеально стыкуются с РИС, и т. д. И каждый наш следующий продукт будет дополнять ассортимент, делая наши решения более ценными для клиентов.

М. Ш.: Важно ещё, чтобы вендор не следовал тенденциям, а предвосхищал их, предлагая передовые, инновационные решения. Именно этим поразила нас Atex — её не имеющее аналогов мультимедийное решение одинаково удобно бумажным и электронным СМИ. Нашим редакциям ещё придётся привыкать к новой парадигме, когда сайт воспринимается не как «довесок» к большому печатному продукту, а как самостоятельное электронное издание. И оба издания приносят соизмеримый доход, с перспективой смещения баланса в пользу сайта. И в мультимедийной редакции редактор уже не просто отвечает за содержание определённой полосы — он дирижёр контента! И сам придумывает сценарии оптимального использования материала, обязательно учитывая сильные стороны каждой медиа-среды и обеспечивая оптимальную связь между ними с точки зрения читателя.

А для этого нужны инструменты — удобные и интуитивно понятные, не требующие от редактора знания программирования (буквально всё должно работать методом drag-n-drop). Редактор же должен сконцентрироваться на понимании и удовлетворении запросов читателя. Приятно, что в Adobe это отлично понимают. Помните покупку Macromedia? Оказалось, что наша идея общего движения к мультимедийности имеет своих приверженцев и в руководстве Adobe.

В. Д.: Большая часть моей жизни была связана с авиацией, а там всегда говорили: «Некрасивый самолёт летать не может!» Мне кажется, это справедливо и для нашего бизнеса: если вендор заботится о красивом интерфейсе, его продукт будет удобен и полезен. А интегратору намного проще всё это внедрять. Люди осваивают такие решения буквально играючи.

Какие решения наиболее актуальны для российского рынка?

В. Д.: Безусловно, это Prestige от Atex, наиболее приближенное к чаяниям российских редакций, где мультимедийность приобрела массовый характер. Создавая пул контента, в дальнейшем вы можете воспроизвести его в любой медийной среде — в печати, интернете, на специализированном мобильном устройстве.

Следующий класс перспективных решений — рекламные системы. Мы только готовим их к выходу на рынок, но уверены в успехе. Системы, подобные AdBase от Atex, позволяют планировать рекламные кампании и оценивать их эффективность, управлять отношениями с клиентами, бронировать модули для печати и баннеры на сайтах и т. п. Будущее не только в консолидации редакций, но и в тесном взаимодействии с коммерческими службами. А рекламные службы за счёт высокой степени автоматизации смогут обслуживать не только десяток ключевых клиентов, но и охватить те сотни и тысячи, работа с которыми раньше обходилась слишком дорого. Собственно, клиенты смогут сами обслуживать себя — от резервирования рекламы и расчёта цены до физического размещения.

М. Ш.: Это позволит делать комплексные предложения — в печатных и электронных СМИ. А ведь во многих издательствах рекламу для разных носителей продолжают продавать отдельно. При всём огромном функционале современные инструменты позволяют лаконично представлять результаты работы. Например, в AdBase есть индикатор в виде автомобильного спидометра, показывающий эффективность работы рекламной службы, сравнивая возможности и результаты. Но «за сценой» — очень сложный алгоритм оценки по массе критериев.

Расскажите о самых интересных реализованных проектах «Терем-медиа».

В. Д.: Все наши состоявшиеся проекты сделаны для традиционных бумажных СМИ: «Ведомости», «Деловой Петербург», десяток других отличных проектов. Но это уже прошлое, а будущее — за мультимедийными издательствами. Об этом мы будем готовы рассказать чуть позже.

М. Ш.: Говоря о клиентах, я бы отметил произошедшую у нас смену парадигмы. Это случилось и благодаря кризису — он нас подстегнул. Раньше мы спрашивали клиента, что ему нужно, и он перечислял свои потребности. Но в процессе реализации проекта часто становилось понятно, что это не всегда содействует бизнесу клиента…

Мы поняли, что следует задавать другие вопросы. В первую очередь — какие проблемы стоят перед клиентом? И уже исходя из ответов, подбирать оптимальные решения. Главное — подобрать правильные инструменты для решения бизнес-задач. Вот подход, который мы сейчас исповедуем. Каким именно инструментом мы решим задачи, клиенту не важно. Зато он отлично понимает, что именно мешает развитию его бизнеса. И спрашивает нас, как профессионалов в этой области: «Помогите решить задачу». Такой подход нам очень нравится, потому что позволяет выполнить работу за разумное время и точно оценить результат.

В. Д.: За последнее время сильно изменился и «внутренний» клиент. Если раньше мы общались и работали, в основном, с системными администраторами и ИТ-директорами, то сейчас наши клиенты — топ-менеджеры и владельцы компаний. Естественно, у них совершенно другое понимание бизнеса, и говорят они о других вещах. Кроме того, мы набираемся опыта, всё лучше понимая, как устроены разные модели бизнеса, и можем предлагать всё более интересные решения.

Каковы главные тенденции в автоматизации издательской деятельности?

М. Ш.: Через несколько лет продажа софта, как коробки, будет большой редкостью. Софт станет сервисом, который можно купить или взять в аренду. Уже сейчас многие компании понимают, что единовременное вложение больших сумм в софт — это не только дорого, но и рискованно. А если издательство полностью уйдёт в онлайн, прекратив выпуск бумажных изданий? Все деньги, вложенные в ПО для их подготовки, окажутся выброшенными на ветер. Для многих перейти на аренду софта и оплачивать его небольшими ежемесячными суммами гораздо выгоднее. В том числе с точки зрения планирования — сумма будет меняться в зависимости от количества рабочих мест.

В. Д.: В самое ближайшее время мы начнём предлагать такие модели. Большинство наших клиентов заинтересованы в этом, а вендоры готовы поддер-
жать. Есть некоторые сложности в технической реализации — не хватает специальных программ, которые бы следили за соблюдением условий использования лицензий. Но эти проблемы мы обязательно решим. Например, увязав с ПО Atex, где подобные модели реализованы. Это позволит нам приблизиться к цели — стать стратегическим аутсорсинговым парт-
нёром для медиа-отрасли, а не продавцом проектов. И тогда основная модель нашего бизнеса будет «софт как сервис».

Издательское ПО от Atex и других ваших вендоров стыкуется с распространёнными приложениями для обслуживания компании — бухгалтерскими и им подобными?

М. Ш.: Когда мы только начали работать с Atex, у меня было несколько настоящих откровений. Одно из них — понимание того, какой действительно может быть открытая платформа: удобная для доработок и стыковки с другими программами. Декларируют это почти все, да и мы писали расширения и дополнительные модули для многих платформ. Но так просто, как это делается для Atex, не было ни с одной. Более того, при обновлении ПО архитектура хранения скриптов гарантирует сохранение всех собственных наработок издательства.

В Atex Prestige поддерживается очень прозрачная работа со всеми приложениями Microsoft Office. Вплоть до того, что стили документа Word могут быть бережно перенесены в InDesign. Не составляет труда и выгрузить в «1С-Бухгалтерию» информацию о гонорарах и просроченных заданиях. Можно делать и более сложные вещи, связанные с идеологией мотивации журналистов. Например, собирать данные о реальной эффективности и качестве их труда за счёт количества прочтений их материалов, откликов и т. п., а затем учитывать это при выплате гонораров специальными интегрированными коэффициентами. Система способна выдавать любую необходимую для этого статистику. Но возможно это, конечно, только в мультимедийном издательстве, имеющем действующий сайт. И тут мы снова обсуждаем не ИТ-решение, а бизнес-модель. Тогда первичным будет определение общей концепции решения, а не вопрос, с каким ПО и как нужно стыковаться.

В. Д.: Сейчас мы видим серьёзные изменения моделей бизнеса. Привычная триада доходов от рекламы, подписки и распространения на глазах меняется. Успешными будут не те, кто просто сосредоточится на повышении эффективности привычных элементов триады, а компании, сумевшие первыми увидеть новые горизонты. Например, появление мобильных устройств чтения, подобных Amazon Kindle, буквально перевернёт подход к рекламному бизнесу. Модели здесь могут быть другие. Например, собирать плату за подписку… без рекламы. Или, наоборот, организовать бесплатную подписку при согласии просмотреть определённые рекламные модули. А сама реклама может быть интерактивной.

Ваши главные клиенты — газетные и журнальные издательства. А есть интерес к автоматизации у «книжников»?

В. Д.: Как мне кажется, основная причина нашего фокуса на периодических СМИ — наличие повторяющихся процессов и «дедлайнов», измеряемых днями и часами. А наши решения позволяют точно укладываться в сроки и обеспечивать высокое качество контента за счёт минимизации затрат времени на рутинные операции.

М. Ш.: Все эти задачи актуальны и для книжных издательств. Важное отличие — там каждый раз выпускается новый продукт. Как с точки зрения объёма, содержания и цветности, так и по этапам прохождения технологической цепочки. Уверен, система способна навести порядок в книжных издательствах, в первую очередь — с точки зрения правильного планирования загрузки ресурсов за счёт видения общей картины. А также разгрузить раздутые штаты… Во всяком случае, контакты с «книжниками» у нас уже были.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Заря нового мира. И офсет, и цифра. И трафарет, и флексо.

Нам довелось жить в эпоху перемен и то, что мир никогда не станет прежним, стало общим местом. А каким он станет? Наверное, имеет смысл подумать о том, контуры чего маячат на горизонте. Начнём с условий для бизнеса.

Цифровые технологии в производстве одежды

Информация для полиграфистов, которые с интересом смотрят на текстильный сектор.

Такая разная текстильная печать

Занявшись этой темой, мы быстро выяснили, что мысль, вынесенная в заголовок статьи, не просто красивая фраза. С увеличением числа сегментов и областей применения текстильная печать быстро усложняется и стратифицируется, и компании, оказавшиеся на разных «слоях» этого рынка, имеют между собой мало общего. Внешне может показаться, что все они заняты текстильной печатью, но какие же разные задачи они при этом решают! Мы пообщались с несколькими компаниями и одним дизайнером, которые работают в этой сфере. Каждый из героев статьи прошёл свой путь, и у них есть чему поучиться.

Наше текстильное будущее

Тренды текстильной печати. «Индустрия печати по текстилю демонстрирует устойчивый рост» — эту мантру мы слышим очень давно, уже и не вспомнить сколько лет. Давайте разберёмся в деталях, что же на самом деле происходит в отрасли текстильной печати.

Дело тонкое!

Печатающие головки в текстильной печати


Новый номер

Тема номера – «Цифровая печать по текстилю». «Например»: MAVEX Sport. Ксения Чепикова о бизнесе Гутенберга. Школа цифровой текстильной печати. Цифровая печать по гофрокартону. Справочник покупателя: текстильные принтеры. Что в России с самоклейкой?


Какое из цифровых решений для отделки отпечатков кажется наиболее полезными для вас?
    Проголосовало: 33