2008.10.241220 прочтений

Рулонная арифметика

Теги: От редактора Publish

Тема номера — рулонный офсет в России. Пресловутый «роль» [англ. roll — рулон] уже не первый десяток лет остаётся главным инструментом печати для издателей журналов, перешагнувших границу десятитысячного тиража, практически единственным вариантом для выпуска газет, да и книжники испытывают к рулонной печати не менее трепетную любовь…

Объясняется всё просто: дёшево и быстро. Чтобы оценить реальную скорость рулонной печати, попробуйте навскидку назвать количество мощных ЦПМ типа iGen3 (меньше чем за полмиллиона долларов такую вещь не отдают), способных угнаться за одной 16-полосной журнальной машиной? Я тоже не смог, пришлось заняться арифметикой. Общий знаменатель — цветная полоса формата А4. Таких отпечатков iGen3 выдаёт в час 6000. Популярная в России модель рулонной журнальной машины с газовой сушкой M-600 за один оборот цилиндра печатает 16 полос А4. Скорость начальной модификации M-600A составляет 48 тыс. об./ч. Получается 768 000. А в наших «попугаях», то бишь iGen3, — 128. Можете себе представить такую армию ЦПМ? Намного более впечатляющая картина получается при «взвешивании» 80-полосного Lithoman (один такой собираются установить в России уже в следующем году). Желающие могут проделать тот же расчёт самостоятельно: скорость печати этого «монстра» — 40 000 об./ч.

Ещё одна любопытная арифметика — попробовать оценить, сколько России нужно рулонных газетных типографий (самый распространённый тип). Принцип оценки, который мы применим, не совсем обычный — территориальный. В нашей стране 88 областей. Один неглупый и весьма опытный специалист заметил: нормальное количество газетных типографий в области — 2-3. Простое умножение даёт диапазон 176–264. Учтём две уникальные области: Московскую и Ленинградскую, в которых сосредоточена львиная доля печатных мощностей. Очевидно, они востребованы сейчас, будут нужны и в будущем. По грубым оценкам, это ещё не менее 40 рулонных типографий. Итог: от 216 до 304. Любопытно, что коллега из соседней Украины называла ещё большие цифры работающих там рулонных типографий. При том что численность населения этой страны почти втрое меньше. Получается, что-то не так с арифметикой… И на самом деле при наших территориях и населённости газетных типографий нужно намного больше!

Но есть одна арифметика, в которой отечественная полиграфия (и не в последнюю очередь — крупнейшие рулонные типографии) никак не может добиться правильного ответа от государства. Многолетнее ожидание эффекта от преференций российским производителям бумаги привело лишь к бурному росту типографий в близлежащих странах — Финляндии, Польше, Украине, Прибалтике. Доколе? Уж сколько раз складывали объём потребления мелованной бумаги в стране, сравнивали с возможными инвестициями в строительство современной бумажной фабрики, доказывая очевидный факт — невыгодно. Никто не будет вкладывать в производство меловки в России, пока её потребление не превысит заветный порог. На протяжении нескольких лет, один за другим, крупнейшие производители бумаги объявляли о планах строительства в нашей стране фабрики по выпуску мелованной бумаги. Ни один не воплощён в жизнь. И не будет в обозримом будущем. Не для выпуска эти планы.

И каждый год вся отрасль с надеждой наблюдает за тем, как очередная инициативная группа от полиграфии получает поддержку своего обращения об отмене пошлин на меловку во всех профильных министерствах. За исключением одного — Минпромэнерго, на чём всё и заканчивается. Что ж, пришла осень, сентябрь — и мы опять получили поддержку от Минсвязи. Сложится арифметика?

* * *

Мой заместитель и левая рука (потому как я левша) Дмитрий Старцев сподобился вести блог «Про жизнь, полиграфию. И вообще». Мы много ездим и общаемся с людьми. Работа такая. Но далеко не всё интересное попадает на страницы Publish. По разным причинам — когда-то просто не хватает места, а иногда осторожничаем. Поэтому настоятельно рекомендую: заглядывайте на http://dnstar.livejournal.com/. Это — как на кухне посидеть и поболтать за рюмочкой коньяка с хорошим знакомым… Очень неформально и интересно!

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Перемены широкоформатного ландшафта

    Сектор широкоформатной печати, который уже много лет опирается преимущественно на цифровые технологии, не высечен в камне. В нём регулярно происходят перемены. Какие-то из них обусловлены «внешним» влиянием, другие определяются изменениями в технологиях. И всё происходящее имеет прямое отношение к деятельности рекламно-производственных компаний и типографий, использующих оборудование для широкоформатной печати. Ведь всё то, что вы покупаете, должно служить и окупаться не один год. А значит, всегда существует риск, что ставка будет сделана не на ту «лошадь»…

     

  • Струйное будущее печати

    Новейшая история полиграфии — в части, касающейся развития струйной технологии, — неплохо документирована, но некоторые факты в ней уже слегка позабыты. Например, первый патент на печатающую головку с непрерывным истечением чернил якобы был выдан Вильяму Томпсону ещё в 1867 г. Понятно, что тогда не шла речь о физическом воплощении принтера на основе этой технологии, и первую модель с непрерывным истечением чернил выпустила… Siemens только в 1951 г. Но в следующие 30 лет, до появления импульсных технологий — термо- и пьезоструйной, вряд ли кто-то всерьёз считал, что струйные устройства смогут стать базой для настоящих полиграфических машин.

     

  • На пути к этикеточному чёрному ящику

    Судя по ответам в нашем традиционном опросе на сайте, общее направление движения к «цифре» для большинства руководителей флексотипографий — дело решённое. Конечно, мы ставили гораздо более узкий вопрос, чем заявленная тема номера по итогам нашей конференции «Цифровая трансформация во флексотипографии». Мы предлагали только высказать мнение на тему «Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?», не касаясь перехода на цифровые техпроцессы и послепечать.

     

  • Бублик автоматизации и другие вкусности

    Продолжаем заботиться об удовлетворении интеллектуального голода наших читателей. По заветам всех бабушек особое внимание уделяем мучному. Да, мы в курсе, что десерт подаётся последним и к чаю, но в нашем случае сладкое оказалось темой номера. Не спрашивайте, почему на обложке бублик. Так тему автоматизации интерпретировало причудливое воображение одного из дизайнеров прекрасной студии Tomatdesign. Наш вариант объяснения — это метафора идеальной (но недостижимой) автоматизации, охватывающей все аспекты деятельности типографии. Не только на 360° по окружности, но ещё замыкающейся в трёхмерную фигуру — тор. Впрочем, вы можете придумать и собственное объяснение…

     

  • Зачем нам рекорды?

    Когда мы готовили тему номера, казалось, что собрать в неё достаточное количество рекордов, имеющих отношение к полиграфии, будет сложно. Ведь у нас — индустрия, а не спорт, сама суть которого заключается в достижении всё новых и новых рекордов. Однако это оказалось совсем не так. Причём некоторые рекорды по разным причинам даже не попали в статью.

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     


comments powered by Disqus