2008.12.05, Автор: Дэн Фой15891 прочтений

Анилокс: линиатура или объём?

Теги: FSP

По мнению автора, ключевой параметр оценки оптимального нанесения краски и воспроизведения цвета - объём ячеек анилоксового вала.

Впервые начав работать с анилоксовыми валами больше 15 лет назад, я, как и все во флексографии, считал, что анилокс прежде всего характеризует линиатура и только затем объём. Информация об анилоксовом вале с 800 ячейками на дюйм при объёме 2 млрд мкм3 (BCM) записывалась как 800 @ 2 BCM

Но печатаем-то мы не линиатурой, не количеством ячеек на единицу длины, а находящимся в них объёмом краски, определяющим толщину переносимой на печатную форму, а оттуда на материал красочной плёнки.

Типичные ситуации

Принимая повторный многокрасочный заказ, печатник, его помощник или ответственный за подготовку к печати готовит 4 анилоксовых вала. Из истории заказа видно, что в последний раз для голубой, пурпурной, жёлтой и чёрной красок выбирались валы с линиатурой 800 lpi. На стеллаже оказывается 6 подходящих валов. В машину устанавливаются 4 взятых наугад, заливается некий объём краски, монтируются печатные формы — время настраивать печатный натиск.

Отрегулировав его, печатник замеряет денситометром оптическую плотность плашек на контрольных шкалах по краям полотна. Материал, краски, формные пластины и монтажные ленты те же — а цвет не совпадает. Но ведь линиатура у анилоксов та же, что и в прошлый раз! Характеристики валов проштампованы на торцах производителем — линиатура поменяться не могла, если только их не гравировали заново. Что изменилось и чем оправдать траты материала, краски и времени, понадобившиеся, чтобы осознать очевидный факт?

Новёхонькие анилоксовые валы от поставщика соответствуют указанному на них объёму и печатают одинаково — в пределах производственных допусков. Но со временем, вследствие процедур очистки, повреждений и износа, ситуация меняется. Каковы шансы, что 4 выбранных наугад анилокса будут печатать так же, как на последнем тираже, если ориентироваться исключительно на линиатуру? Мизерные.

Возраст валов варьируется от 6 месяцев до 4 лет. Не исключено, что при глубокой очистке более старых допускались ошибки, высок риск их повреждений.

Зачастую анилоксовые валы изнашиваются слишком быстро из-за проблем с ракельными ножами. Практически для всех, в большей или меньшей степени, характерно забивание ячеек из-за недобросовестной чистки в печатной машине и невнимательного отношения. Регулярные проверки, эффективная очистка, инспекционный инструментарий, история заказов с привязкой к валам сведут отходы при печати к минимуму.

Ещё эффективнее идентификация анилоксов по серийным номерам и объёму. Точное знание последнего поможет правильнее их использовать: с мелкими ячейками — для жёлтой краски, с глубокими — для чёрной. Ещё раз подчеркну, речь исключительно о разнице в объёме — линиатура у этих валов будет одинаковой.

Представьте, сколько времени и материалов теряется при выявлении потенциальных причин проблемы, избежать которой можно, изменив подход и образ мышления.

Плотность и цвет

В основе флексографской печати — плотность и цвет красочных плашек, зависящих от выбранных поставщиком краски пигментов. Наносимые на материал пигменты объединены со связующими и добавками, чья задача — обеспечить нужные послепечатные характеристики (стойкость к царапинам, истиранию, выцветанию, влажности).

При составлении рецептуры краски ориентируются на минимальный объём анилоксового вала, достаточный для достижения заданной оптической плотности или цветового соответствия при самой тонкой красочной плёнке.

Анилоксовые валы всегда соответствуют указанному для них объёму (в пределах допусков), дабы обеспечить точность и стабильность печати, её повторяемость.

Линиатура анилоксового вала

Это величина, выражающая количество ячеек на один линейный дюйм под определённым углом наклона к оси анилоксового вала (обычно 30°, 45° или 60°). Линиатура определяется при гравировке, после чего не меняется.

Валы с низкими линиатурами характеризуются ячейками большего объёма, используются для плашечной печати и лакирования. Для вала с объёмом ячеек 12,4 см32 линиатуры находятся в диапазоне 165–300 lpi. Краскоперенос высоколиниатурных валов ниже: с линиатурами 700–1200 lpi для триадной и комбинированной печати гравируются, например, анилоксы с объёмом ячеек 3,1 см32.

Специфика лазерного гравирования такова, что при создании ячеек с точно повторяемым объёмом и тонкими гладкими стенками их рельеф должен быть не слишком глубоким и не слишком мелким. Мелкий рельеф традиционно выбирается для нанесения вязких лаков — здесь важны хорошая отдача краски ячейками и простота их очистки. Чтобы добиться равного объёма при разных значениях линиатуры, глубину ячейки увеличивают пропорционально линиатуре.

С повышением линиатуры равномерность красочной плёнки увеличивается. Количество ячеек на единицу площади растёт в геометрической прогрессии: если на линейном дюйме их станет больше на 200, количество ячеек на квадратный дюйм достигнет 40 000. Намного качественнее будет выполняться перенос краски.

Линиатура определяется нужным объёмом вала и почти не влияет на качество печати, хотя стандартные спецификации утверждают обратное.

Объём ячеек анилоксового вала

Определяется полезной ёмкостью единицы площади выгравированной поверхности — квадратного дюйма или м2, соответственно выражаясь в единицах BCM (млрд мкм3) или см32 (пересчёт выполняется умножением BCM на коэффициент 1,55).

С повышением объёма увеличивается оптическая плотность красочной плашки, цвет становится насыщеннее, слой лака — толще. Валы с низким объёмом создают более тонкую красочную плёнку, что положительно сказывается на качестве и эффективности печати.

Со временем объём анилокса меняется из-за износа, забивания, в ходе процедур очистки. Грязные или забитые ячейки — явление временное, корректируемое. Износ же необратим, сопутствующее ему снижение объёма чревато падением насыщенности красочного слоя.

На диаграмме — результаты измерения печатного контраста для валов с линиатурой 1500 (27%), 1000 (28%), 700 (28%) с объёмом 2,5 BCM (3,875 см3/м2). Контраст вычисляется измерением оптической плотности плашки и растровой области. Контраст (%) = (Ds - Dt) : Ds, где Ds — плотность плашки, Dt — плотность растра. Минимальное значение для триадной печати 20%. Чем оно выше, тем шире тоновый охват

В зависимости от вида печати и носителя обычно используют анилоксы со следующими значениями объёма ячеек:

  • для плашечной печати/лакирования: 5,0 BCM (7,75 см32) и выше;
  • для комбинированных сюжетов: 2,0–4,0 ВСM (3,1–6,2 см32);
  • для растровой триадной печати: 1,3–3,0 BCM (2,01–4,65 см32).

Ориентируясь только на объём, проще понять природу анилоксового вала, его влияние на результат печати, не обременяя себя ложными взаимосвязями между линиатурой и качеством. Это особенно актуально сейчас, когда поставщики анилоксов расширяют комбинации объёмов и линиатур анилоксовых валов: лазерные технологии гравирования предоставляют невиданные ранее возможности.

Вот как может выглядеть стандартный комплект анилоксовых валов, подобранных с прицелом на конкретную сферу применения:

  • триадная печать —1,5 BCM (2,32 см32);
  • комбинированная печать —2,2 BCM (3,41 см32);
  • векторные дизайны/плашки —3,5 BCM (5,425 см32).

Насколько проще руководству, снабженцам, начальникам и печатникам работать при таком подходе!

На диаграмме представлены значения плотности красочной плашки. С помощью денситометра тестовые образцы (голубая краска) измерили, чтобы подтвердить, что при равных объёмах анилоксового вала результаты печати практически не отличаются для каждой из линиатур. Хотя плотности те же, валы с более высокой линиатурой лучше формируют красочную плёнку на печатной форме и материале, позволяя создавать более однородные красочные области.

Объёмы флексографской печати продолжают расти, опытных печатников не хватает. Производства повышают квалификацию сотрудников, привлекают к работе одарённых новичков. Как исключить ошибки переходного этапа, обеспечить результат не хуже достигаемого умудрёнными специалистами?

Руководствоваться принципом: одна сфера применения — один объём. Триадная печать   — работа только с 1,5 BCM, исключающая риск установить неверный вал с ущербом для качества, забракованным материалом, простоями и переделками.

А как быть с заказчиками, знающими, что качество поставляемой им печатной продукции напрямую зависит от типа и характеристик анилоксового вала? Например, один из них сообщает желаемую линиатуру — 800 lpi. Но что это за вал: традиционный с объёмом 3,1 см32 или инновационный 5,4 см32? Чтобы краска обеспечивала точное воспроизведение цвета, этой информацией нужно обеспечить поставщика краски.

Линиатура почти утеряла своё значение, по сути, превратившись в формальный технологический параметр производств по гравированию анилоксов.

Так каким анилоксовым валом лучше печатать и почему? С линиатурой 500, 700, 1000 или 1500 lpi? При равном объёме они показывают почти одинаковую оптическую плотность плашки и растискивание. Согласно данным большинства производителей, во всех четырёх случаях объём может составлять 2,5 BCM (3,875 см32). Анилокс с линиатурой 500 lpi и объёмом 2,5 BCM (3,875 см32) будет иметь неглубокий рельеф, но и такая комбинация имеет право на существование.

  • Равный объём = равная толщина красочной плёнки.
  • Равная толщина красочной плёнки =одинаковая плотность плашек.
  • Одинаковая плотность плашек =одинаковое растискивание.

А как насчёт традиционной идеи соответствия линиатуры печатных форм и анилоксового вала? Когда-то идеальным для формы и вала считалось соотношение 4:1, потом 6:1. Позже стали сопоставлять размер минимальной воспроизводимой на печатной форме точки с поверхностью гравируемой ячейки. Идея неплоха, но что делать с практическим применением?

Для цифровой печатной формы из 1% точек, без более крупных элементов в высоких светах, средних тонах, на растре и плашках, подход целиком оправдан. Однако я ещё не видел таких форм в печатных цехах. Полагаю, что выдерживание подобных соотношений снижает влияние на печать отклонений натиска, но, в общем случае, вовсе не способствует улучшению её качества.

Флексография заняла достойное место среди традиционно показывавших более высокое качество технологий печати. Эволюционировали все её компоненты, внеся вклад в развитие технологии, увеличение её эффективности, способствуя выходу на ранее недоступные рынки.

НАШИ

Статья оставляет двойственное впечатление. Автор совершенно прав, утверждая, что объём ячеек (иногда эту величину ошибочно называют краскопереносом или выносом краски) — самая важная характеристика анилокса. Несмотря на очевидность факта, его действительно зачастую упорно игнорируют печатники. Но нарочитое упрощение вопроса вызывает недоумение. Автор при помощи цифр доказывает, что измеряемые характеристики оттиска (оптическая плотность, растискивание и контраст) зависят только от объёма, но никак не от линиатуры вала. К сожалению, не объясняется, при каких условиях получены результаты, например, какие использовались краски. Не подвергая сомнению выкладки, хотелось бы видеть полную информацию об условиях эксперимента. Подобные результаты действительно возможны, но трудность их воплощения «в тираже» в том, что узок диапазон объёмов и линиатур, при котором они достигаются, зачастую требования реального производства выходят далеко за его рамки.

Имеются в статье и спорные утверждения, в т. ч. о соответствии указанного на валу и фактического объёма ячеек анилокса. Увы, даже с оговоркой «в пределах допуска» оно справедливо лишь для валов одного производителя, ведь методы измерения объёма столь различны, что сравнивать их затруднительно. По результатам недавно опубликованного исследования английской компании Troika Systems, разница измеренного по различным методикам объёма одного вала доходит до 140%! Возможно, в этом и кроется одна из причин недоверия печатников к указанным на валах значениям объёма.

Тем не менее, в статье много здравых идей, к которым стоит прислушаться. Есть методики, позволяющие оптимизировать парк анилоксов по объёму и линиатуре, определять реальные границы и диапазоны их параметров в условиях производственного процесса. Жаль, что пользуются этими методиками пока немногие, несмотря на очевидные выгоды и настойчивые предложения производителей валов.

Дмитрий Петраш (DPE@inometa.com), исполнительный директор компании Inometa.

НАШИ

Действительно, объём переносимой растровым валом краски — важнейший параметр флексопечати. Но давно ведущая исследования особенностей гравировки Zecher утверждает, что перенос краски зависит не только от объёма, но и от конфигурации ячеек растрового вала. Многие печатники сталкивались с ситуацией, когда новый анилокс с высоким краскопереносом не передаёт заявленного производителем объёма. На выход краски из ячеек влияет много параметров: плотность и текучесть краски, форма ячейки, шероховатость её стенок и конфигурация верхних граней, скорость печати и др. Не каждый потребитель красок, например, УФ-отверждаемых, обращается к их производителю для подбора нужного состава к имеющемуся растровому валу. Потому столь важен учёт изготовителями анилоксов потребностей заказчиков.

Игорь Кузнецов (kuznetsov@zecher.ru), технический специалист Zecher.


В числовом и графическом выражении на графике представлены результаты замеров растискивания (150 dpi) на оттисках, отпечатанных валами с линиатурой 1500, 1000 и 700 lpi при объёме 2,5 BCM (3,875 см32). При равном объёме их ячеек, растискивание практически одинаково при аналогичных красках, пластинах, монтажных лентах, оборудовании и прочих условиях печати.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Антикризисная выставка для клиентов
    "Наш ответ кризису - инновации". Под таким девизом в середине ноября Windmoeller & Hoelscher провела на заводе в Ленгерихе собственную выставку (День открытых дверей) "Экспо-2009", которую посетили более 1000 специалистов. Об итогах мероприятия нам расска
  • Фитнес для самоклейки
    Визит на стенд UPM Raflatac во время выставки "ПолиграфИнтер-2009" был весьма продуктивным: здесь состоялся разговор с директором по продажам Дмитрием Стречиным.
  • Комфортная работа с двухсторонними лентами *
    При работе с плоскими печатными формами и бесшовными формными гильзами в равной степени необходима компрессионная подложка на формном цилиндре или монтажной гильзе. Иначе о высоком качестве печати можно забыть.
  • 35 лет с флексографией
    19 ноября в местечке Ной-Изенбург под Франкфуртом-на-Майне состоялось знаменательное событие: DuPont Packaging Graphics отпраздновала 35-ю годовщину со дня представления на рынок флексографских фотополимерных пластин Cyrel.
  • Лизинг или кредит: что выбрать?
    Автор и ведущий рубрики - Сергей Иванов, генеральный директор компании "ИКБ Лизинг".

comments powered by Disqus