2008.09.23, Автор: Михаил РихиревЕвгения Нагель15150 прочтений

10 шагов нормирования технологических операций

Теги: Экономика Publish

Установка реалистичных значений норм выработки и расхода материалов технологических операций позволяет максимально точно рассчитать плановую себестоимость продукции и определить критерии эффективности производства. Внедрить и успешно использовать автомати

Полиграфический бизнес неуклонно взрослеет… Уходит пора развития за счёт реализации разовых прибыльных проектов. Наступает эпоха кропотливой каждодневной борьбы за свой кусочек рынка, за не самую высокую прибыль и возможность развиваться дальше, не отставая от множества себе подобных борцов за место под полиграфическим солнцем. Умение держать баланс между себестоимостью и ценой реализации становится в «технологии бизнеса» не менее важным, чем баланс краска/увлажнение в технологии офсетной печати, а понятие операционное совершенство как способ снижения затрат перестаёт быть чем-то далёким из умных западных книжек и становится хлебом насущным сегодняшнего предприятия отрасли.

Для достижения операционного совершенства бизнеса необходимы ясные цели и чёткие критерии оценки приближения к ним. В статье пойдёт разговор о нормировании как основе контроля и инструменте управления затратной частью. Нормирование позволяет не только планировать показатели выработки производственных участков, но и влиять на них через мотивацию персонала, не только фиксировать существующие показатели расхода материалов на выполнение операций, но и вырабатывать решения, позволяющие снижать такой расход и себестоимость.

Нормирование технологической операции — определение зависимости среднего времени настройки и выработки, расхода материалов от условий выполнения операции.

Мы предлагаем десять основных этапов нормирования технологических операций для выработки и достижения целевых показателей операционного совершенства.

1. Определение целей и предмета

С самого начала следует определить конкретные цели нормирования, т. е. как вы планируете использовать полученные данные в ближайшем будущем. Распространённые цели:

  • пооперационный расчёт себестоимости продукции;
  • определение плановой загрузки производственных участков и организация диспетчерской службы типографии;
  • коррекция ценовой политики;
  • определение максимального размера месячной выручки при условии полной загрузки производства;
  • оценка эффективности работы и полноты загрузки производства;
  • разработка сдельно-повременной оплаты труда производственного персонала.

Если же вы планируете внедрить АСУ предприятием и с её помощью в комплексе решать все перечисленные задачи, то нормирование неизбежно станет первым этапом проекта внедрения.

После определения цели следует выбрать технологические операции для нормирования. Критерий отбора прост — необходимость для выполнения поставленной задачи. Проведите экспресс-анализ: за выполнение каких операций предприятие получает максимальную долю выручки, какие операции формируют существенную часть себестоимости продукции. В типографиях это, как правило, офсетная печать, а не отделочные операции. От точности определения норм выработки и расхода материалов именно этих процессов будет в большей степени зависеть и точность определения целевого объёма выручки и плановой себестоимости продукции. Исследуйте печатные процессы в первую очередь. Послепечатные операции, особенно если предприятие специализируется на изделиях со сложной отделкой и обладает специализированным оборудованием, также важны в формировании себестоимости продукции. А вот такими «нюансами», как подготовка бумаги или перемещение паллет по типографии (внутренняя логистика), на первом этапе можно пренебречь. Обязательно включите в список нормирования операции, которые должны отслеживаться диспетчером при построении производственных планов. Пусть вывод плёнок и изготовление офсетных пластин составляют малую долю в формировании прибыли, но это «узкое место», которое при неграмотном управлении способно вызвать простои печатных машин — основных «кормилиц». Значит, эти процессы тоже необходимо планировать заранее, определив для них нормы выработки и критерии чёткости выполнения.

2. Выбор параметров (реквизитов) и материалов

Любая технологическая операция имеет продолжительность во времени настройки и выполнения и, в большинстве случаев, связана с расходом материалов или полуфабрикатов (заготовок). Определимся сразу — за полуфабрикат мы принимаем промежуточный продукт или оснастку, уже прошедшие предыдущую технологическую операцию. Простой пример расходующей материалы операции — офсетная печать, при которой используются бумага, краски, увлажнение и пр. Офсетные пластины — полуфабрикат, т. к. прошли технологическую операцию изготовления (традиционным контактным фотоспособом или с помощью CTP). Фальцовка впрямую материалы не расходует, но определённое количество полуфабрикатов (отпечатанных нефальцованных листов) уйдёт сверх тиража на настройку и отбраковку.

Продолжительность операции и общий расход материалов (полуфабрикатов) зависят от параметров её выполнения. В АСУ «1С: Полиграфия» производства Центра информационных технологий «Армекс» изначально заложена зависимость от формата, тиража и красочности. Наиболее известные европейские разработки в области управления полиграфическим производством, такие как HIFLEX Print и Heidelberg Prinect Prinance позволяют гибко настраивать набор параметров для каждой технологической операции. Не отстают от них отечественные «коробочный» продукт PrintEffect производства MTSoft (см. Publish № 5, 2007) и специализированная полиграфическая система Asystem разработки Monorhythm, где параметры настройки операции названы реквизитами. Позаимствуем этот термин для использования в примерах нашей статьи.

Пример: длительность офсетной печати зависит от выходного тиража, красочности, группы сложности и формата печатного листа. Время фальцовки определяется не только тиражом, но и количеством фальцев, форматом листа, сложностью (параллельный фальц, перекрестный двух- или трёхсгибный, оконный и проч.).

Результатом выполнения второго шага должна стать таблица из выбранных операций с набором соответствующих реквизитов, материалов и полуфабрикатов (см. таблицу 1).

Правильно выбрать реквизиты поможет технолог или заведующий производством.

3. Определение групп сложности

Рассмотрим подробнее реквизит группа сложности (ГС). Без него нормирование не получится. Он присутствует, когда требуется некий дополнительный формальный признак, выражающий качественное отличие от стандартных условий операции. При этом ГС не должна дублировать прочие реквизиты. Рассмотрим это на примере тех же операций: офсетной печати и фальцовки.

Офсетная печать

Самая распространённая ошибка при определении ГС — задание с помощью неё красочности операции. Это в корне неправильно! Да, однокрасочная печать в первом приближении проще многокрасочной, но сравните печать простенькой информационной листовки с парой цветных картинок и чёрным текстом с печатью папки на толстом картоне в один тёмно-синий цвет по шкале Pantone плашкой во весь формат А2 и ещё с адресным блоком вывороткой кеглем 8? А ведь это весьма часто встречающиеся ситуации. Поэтому ГС для печати не должны зависеть от красочности, а должны передавать такие условия, как наличие цветопробы или заказчика на приладке, что приводит к увеличению её длительности, сложные виды запечатываемого материала (картон, самоклейка), что вынуждает печатника снизить скорость работы печатной машины.

Важно, что статистика для нормирования продолжительности приладки, производительности операции и расхода материалов должна проводиться с учётом определённых ГС. Иначе данные будут некорректными.

4. Хронометраж операций можно выполнить двумя способами:

Нанять или выделить сотрудника (учётчика), который будет постоянно находиться в цеху и фиксировать время начала и завершения настройки (приладки), продолжительность и выработку выполнения операции. По опыту авторов, с такой задачей охотно и добросовестно справляются студенты МГУП на производственной практике — это позволяет им прочувствовать процессы реальной, а не учебной типографии. Способ займёт не менее месяца, а то и несколько.

Собрать листы выработки (рапортички) за продолжительный период (до полугода) и статистику на их основе. Способ менее затратный (не требует сотрудника), но и менее достоверный. Возможен только при наличии жёсткого контроля сменным мастером заполнения работниками листов выработки.

Результатом этого шага должна стать замена в приведённой выше таблице 2 слов «стандартное» или «увеличенное» на конкретные данные.

5. Статистика расхода материалов отличается от хронометража тем, что использование некоторых материалов можно оценить только по отчёту склада или службы снабжения. Это такие расходники, как офсетные и смывочные полотна, смывка и прочая специализированная химия, расход которой невозможно точно замерить при хронометраже или определить по рапортичкам. Если хотите учитывать расход таких материалов для определения позаказной себестоимости продукции при настройке АСУ, придётся воспользоваться усреднёнными по нескольким отчётным периодам данными, полученными из оборотных ведомостей складской службы.

6. Сравнение полученных данных с межотраслевыми нормами нужно провести обязательно не только для оценки реалистичности нормирования, но и для выявления участков производства, фактически отстающих по уровню производительности от среднеотраслевых показателей. Это может быть связано как с использованием устаревшего оборудования, так и с пресловутым «человеческим фактором». В любом случае — это информация для принятия управленческого решения по замене либо оборудования, либо кадров, либо того и другого.

«Межотраслевые нормы времени и выработки на процессы полиграфического производства», утвёржденные Министерством труда РФ 22 июня 1996 г., безнадёжно устарели. Воспользуйтесь методичками, издаваемыми МГУП (например, «Нормы расходования основных полиграфических материалов» 2002 г.). И чем свежее, тем лучше.

Конечно, поделиться данными нормирования готовы далеко не все коллеги-полиграфисты. И всё же — если у вас сложились дружественные отношения, постарайтесь объяснить коллегам, что от обмена данными нормирования выиграют обе стороны, а проиграет только тот, кто не умеет и не хочет работать и боится в этом признаться.

7. Расчёт плановой себестоимости настройки и единицы выработки операций

Очень важный момент использования данных нормирования. Плановая себестоимость складывается из стоимости расходуемых материалов, времени работы оборудования и людских ресурсов в процессе настройки и выполнения операции.

Плановая себестоимость операции = Стоимость материалов + Себестоимость часа использования оборудования и ресурсов × (Время настройки + Время выполнения)

Плановую себестоимость использования оборудования должны сообщить экономисты вашего предприятия, исходя из прямых затрат участка (см. классификацию затрат в статье «От везения к управляемой прибыли», Publish № 6, 2007, с. 45), рассчитанную по нескольким отчётным периодам с учётом зарплаты работников, аренды помещения под оборудованием, расходов на электроэнергию, амортизации и т. п.

В результате сложения себестоимости всех операций при изготовлении конкретного вида продукции, вы можете посчитать плановую пооперационную себестоимость тиража изделия. Сравните её с ценой реализации и оцените рентабельность и даже целесообразность производства и продажи заказа по такой цене. Очень полезно получить плановую себестоимость изделия до момента определения размера предоставляемой заказчику скидки. Не менее важна оперативная оценка минимального времени выполнения заказа. Всё это возможно только при использовании АСУ после проведения нормирования всех значимых технологических операций.

8. Сравнение с рыночными ценами, коррекция плановых показателей выработки

Полученные в результате нормирования данные дают простор для принятия решения как непосредственно директору по производству, так и руководителю коммерческого подразделения.

Для принятия управленческих решений, помимо результатов нормирования и рассчитанной плановой себестоимости операций, надо знать:

  • собственные цены на технологические операции, являющиеся отражением желаемой ценовой позиции компании среди конкурентов;
  • достоверную и актуальную информацию о ценах конкурентов на наиболее значимые объекты нормирования;
  • данные о стоимости подрядных работ — альтернативе выполняемым на своём производстве.

В первую очередь руководителям коммерческого и производственного подразделения полезно совместно сравнить цены собственной типографии с полученными данными по себестоимости операций. Если разница соответствует бизнес-плану, на участке всё в порядке, коррекция нормирования не нужна, продукция, содержащая данные операции, выгодна компании и является целевой.

Если разница значительно превышает параметры бизнес-плана, возможны варианты — либо компания обладает ноу-хау на данном участке, либо в результате целенаправленной кадровой работы на нём сконцентрировались самые профессиональные и эффективные специалисты. Какова бы ни была причина такого маржинального счастья, для компании это возможность получения дополнительной прибыли, и её надо использовать, сориентировав коммерческий отдел на максимальную загрузку участка.

Однако необходимо выявить причину успеха и оценить, насколько долгосрочно и устойчиво это преимущество компании. Если оно достигнуто за счёт технологических наработок — легко ли их скопировать конкурентам; если за счёт высококвалифицированных сотрудников — насколько компания ставит себя в зависимость от наличия или отсутствия конкретного человека на месте, возможно ли организовать работу по систематизации и передаче опыта, знаний и т. п.

Одна из причин незначительного отличия цены операции от себестоимости — типографиями-конкурентами достигнут высокий уровень операционного совершенства на анализируемых участках, и они диктуют цены, позволяющие эффективно бороться за клиента. Или компания не обладает механическим оснащением, позволяющим выполнять операцию, и заменяет её ручным трудом. Себестоимость может приближаться или быть равной цене, если цена установлена «от рынка», поскольку её будут диктовать компании, располагающие нужным оборудованием и использующие это преимущество в ценовой борьбе.

После окончания этапа сравнения цен, установленных от рыночных ориентиров, и плановой себестоимости, помимо коммерческих и управленческих выводов, при необходимости производится коррекция плановых показателей выработки.

9. Разработка и применение мотивации работников производства

Чтобы нормы не остались только критериями оценки эффективности производственного процесса, но и в полной мере стали инструментом повышения производительности труда, следует материально заинтересовать сотрудников производственного участка выполнять и перевыполнять нормы выработки. Основной принцип: сотрудники получают базовую ставку (оклад) при выполнении сменного задания, превышение нормативов выработки позволяет им заработать больше, а снижение производительности снижает оплату.

Основных видов мотивации на превышение норм три:

  • окладно-премиальная — при превышении норм на определённое в течение смены начисляется премия (бонус) фиксированного размера; больше подходит для сменных мастеров и ИТР;
  • сдельно-повременная — оплата за смену складывается из постоянной составляющей, не зависящей от производительности, и переменной; применяется для квалифицированного персонала, который трудится на предприятии на постоянной основе;
  • сдельная — оплата труда прямо пропорциональна сменной выработке; оптимальна для временных, сезонных работников.

Важное условие — чёткая, свое-
временная и достоверная фиксация факта выработки. При недостоверных данных в рапортичках неизбежно возникают «приписки», искажение картины производительности и неудовлетворённость персонала.

Авторы предлагают применять именно премиальный метод, а не штрафы за невыполнение сменного задания. Слово «надбавка» персонал всегда лучше воспринимает, чем «штраф». В денежном выражении предприятие может выиграть, назначив базовую ставку чуть ниже средней по рынку и доводя оплату труда до средней с помощью надбавок за перевыполнение нормативов.

10. Коррекция норм «от достигнутого»

Завершающий шаг нормирования и, фактически, первый результат его применения. По прошествии одного-двух отчётных периодов применения мотивации на превышение норм проанализируйте рапортички или ведомости по выработке из АСУ. Высока вероятность, что некоторые операции будут систематически выполняться с превышением норм. Это верный сигнал для повышения нормативов или пересмотра шкалы ГС. Постарайтесь сгладить негативное для персонала действие повышением базовой ставки оклада на величину, меньшую роста нормативов, — компания всё равно будет в выигрыше.

К совершенству…

Регулярное сравнение плановых нормативов и фактических показателей позволяет оценить динамику роста производительности труда, сделать выводы об эффективности мер, принять корректирующие решения — т. е. управлять процессом оптимизации себестоимости и приближения к операционному совершенству.

Об авторах: Михаил Рихирев (mer@migmail.ru), постоянный автор Publish, ведущий рубрики «Экономика»; Евгения Нагель (nagel@talerprint.ru), директор по маркетингу и продажам типографии «ТалерПринт!».

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • От высокой печати к цифровой *

    9 августа 2017 г. компании König & Bauer в Вюрцбурге исполнилось 200 лет. На международной арене такого солидного возраста могут достичь только те предприятия, которые используют изменения на рынке и в сфере технологий для инноваций и которые на протяжении многих лет не теряют доверия своих клиентов благодаря надёжному и гибкому подходу, а также разработке и внедрению инноваций. König & Bauer относится к таким предприятиям. Завод Schnellpressenfabrik, основанный в 1817 г., стал предшественником ведущего международного концерна по производству печатных машин, предлагающего уникальные печатные решения.

    Празднование юбилея прошло в сентябре. В этой статье KBA Report мы сначала обратимся к истокам, а потом заглянем в будущее KBA.

     

  • Урок 4: Как действуют фотоинициаторы? *

    Десятиминутные курсы УФ-/электронной сушки.  Химические основы УФ- и электронного отверждения.

     

  • Morgana DigiFold Pro 385

    DigiFold PRO 385

    Заключение: компактная машина для биговки, фальцовки и перфорации офсетных и цифровых отпечатков, в том числе за один проход. Простота обслуживания, небольшая занимаемая площадь и высокая производительность позволяют рекомендовать её цифровым и малоформатным офсетным типографиям для изготовления малых и средних тиражей папок, открыток, буклетов и т. п. продукции.

     

  • Точки контакта: коммерческое предложение (часть 10)

    Уже очень многое было сказано о точках контакта1 типографии и заказчиков2. Отдельная статья была посвящена электронной коммуникации (Publish № 9, 2016 г.; http://www.publish.ru/articles/201609_20013612).

    И тут я хочу обратить внимание на постоянную рубрику Publish «Тайный Покупатель». Всё общение в ней происходит только по электронной почте. И, как мы знаем, от такого общения автор рубрики пребывает в глубокой задумчивости. На 30–40 запросов приходит только 1–2 исчерпывающих ответа.

     

  • Готовы ли типографии к календарному сезону 2018?

    Повторяем запрос годичной давности: календарь квартальный с 3 пружинами. Шапка — 297×210 мм, блоки — 297×200 мм, печать — 4+0, бумага — меловка 300 г/м2 или картон. Календарные блоки — стандартные, на мелованной бумаге «Европа МИНИ белый 3-сп», пружина — серебро. Тираж — 200 экз. и 500 экз. Просим указать сроки и способ печати. Запрос полностью аналогичен тому, что мы считали в ноябре 2016 г. (https://www.publish.ru/articles/201611_20013643).

     

  • Детские книги со взрослыми перспективами

    Учитывая перемены на издательском рынке, в том числе книжном, получающие от него заказы типографии всё чаще задумываются о дальнейших направлениях развития. Одна из интересных ниш — сложные детские книги.

     

     


comments powered by Disqus