2008.06.242081 прочтений

Петля Мёбиуса для офсета

Теги: От редактора Publish

Петля Мёбиуса — лента, соединённая в кольцо так, что у неё остаётся всего одна сторона. Отличный пример того, как небольшая деталь (перед тем как склеить ленту, один конец перевернули) превращает простой и понятный предмет в нечто сложное и непостижимое. Всего одна деталь (выбор момента начала печати на бумаге — до её превращения в листы или после) определяла и пропасть, долгое время разделявшую технологии рулонной и листовой офсетной печати.

Если их сравнивать, то сильные стороны листового офсета — универсализм, гибкость в отношении форматов и типов материалов, относительно малый расход бумаги на приладку и быстрая смена тиражей. Главные достоинства офсета рулонного — скорость, печать сразу на двух сторонах ленты, финиш в линию и дешевизна рулонной бумаги. Какой-то десяток лет назад вопрос выбора технологии для владельца типографии или заказчика услуг печати решался элементарно. Если характеристики издания позволяли изготовить тираж обоими способами, магический порог находился в районе 10 000 экз. Всё, что меньше, обычно разум-нее было исполнять на листовых машинах, заказы большей тиражности оказывались существенно дешевле на «ротации». Хорошее было время! В чём-то оно напоминает эпоху развитого социализма, когда советский человек был избавлен от мучительного выбора, — ассортимент магазинов нередко предполагал лишь по одному виду каждого популярного товара…

Увы, технологические достижения последних лет окончательно закрепили перед склейкой кончик ленты выбора, имеющей ранее две чётко выраженные стороны, в перевёрнутом положении — получилась настоящая петля Мёбиуса для офсета. И смешала все карты.

Сначала свой вклад внесли производители листовых перфекторов. Полноформатные машины позволили запечатывать сразу две стороны за один прогон, существенно повысив общую производительность печати. Появились перфекторы без переворота: тандемное построение (очень похожее на устройство рулонных машин) избавляет от необходимости переворачивать листы. Пошёл вверх и формат — уже есть листовые машины с переворотом шириной 142 см. Системы резки бумаги из рулонов в линию на подаче листовых двусторонних машин сравняли стоимость самого дорогого расходного материала в листовой и рулонной печати, причём за счёт меньшего количества макулатуры «листовики» даже получили некоторый выигрыш.

В одной из колонок я предположил, что на Drupa мы увидим и послепечатные решения в линию для перфекторов. Это ещё больше усилило бы их сходство с рулонными системами. Однако пока никто ничего подобного не заявил. Впрочем, ещё не вечер — все обещали сюрпризы. Но уже нагрянуло, откуда не ждали: Goss объявила о готовящейся демонстрации специальной Folio-версии своей популярной журнальной машины M-600. Сушки нет, финиша в линию нет, скорость 30 000 листов в час. Именно листов — машина рулонная, но сразу после печати из рулона нарезаются листы. А что с ними делать — решать типографии. Целевые клиенты — существующие и потенциальные владельцы листовых перфекторов. Очевидно, за счёт экономии на сушке и фальцовке машина будет существенно дешевле стандартной M-600. Заявлено, что все расходные материалы — обычные, даже краски используются для листового офсета. Конечно, не без порошка. А как же без него? Но никаких сушек. Что будет с оттисками на меловке, попадающими в стопу на такой скорости, увидим на выставке.

Ещё одна многообещающая рулонная технология набирает ход — системы безостановочной смены тиража предлагают уже четыре производителя. Принцип прост — дублирование печатных пар. Пока одна печатает, на другой меняются формы для следующего тиража. После завершения первого одна печатная пара разводится, а другая синхронно сводится — печать нового заказа начинается без остановки полотна. Технология уже обкатана не только на книжной печати 1+1 — имеются многокрасочные инсталляции в конфигурациях 4+4. Так рулонный офсет избавляется от одного из главных недостатков — большого количества макулатуры.

Петля Мёбиуса для офсета замкнулась — листовые и рулонные технологии теперь прямо конкурируют. Это осложняет жизнь типографиям, но открывает новые горизонты. Полиграфисты ведь всегда славились умением точно и быстро резать ленты, превращая их в полезный продукт…

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Перемены широкоформатного ландшафта

    Сектор широкоформатной печати, который уже много лет опирается преимущественно на цифровые технологии, не высечен в камне. В нём регулярно происходят перемены. Какие-то из них обусловлены «внешним» влиянием, другие определяются изменениями в технологиях. И всё происходящее имеет прямое отношение к деятельности рекламно-производственных компаний и типографий, использующих оборудование для широкоформатной печати. Ведь всё то, что вы покупаете, должно служить и окупаться не один год. А значит, всегда существует риск, что ставка будет сделана не на ту «лошадь»…

     

  • Струйное будущее печати

    Новейшая история полиграфии — в части, касающейся развития струйной технологии, — неплохо документирована, но некоторые факты в ней уже слегка позабыты. Например, первый патент на печатающую головку с непрерывным истечением чернил якобы был выдан Вильяму Томпсону ещё в 1867 г. Понятно, что тогда не шла речь о физическом воплощении принтера на основе этой технологии, и первую модель с непрерывным истечением чернил выпустила… Siemens только в 1951 г. Но в следующие 30 лет, до появления импульсных технологий — термо- и пьезоструйной, вряд ли кто-то всерьёз считал, что струйные устройства смогут стать базой для настоящих полиграфических машин.

     

  • На пути к этикеточному чёрному ящику

    Судя по ответам в нашем традиционном опросе на сайте, общее направление движения к «цифре» для большинства руководителей флексотипографий — дело решённое. Конечно, мы ставили гораздо более узкий вопрос, чем заявленная тема номера по итогам нашей конференции «Цифровая трансформация во флексотипографии». Мы предлагали только высказать мнение на тему «Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?», не касаясь перехода на цифровые техпроцессы и послепечать.

     

  • Бублик автоматизации и другие вкусности

    Продолжаем заботиться об удовлетворении интеллектуального голода наших читателей. По заветам всех бабушек особое внимание уделяем мучному. Да, мы в курсе, что десерт подаётся последним и к чаю, но в нашем случае сладкое оказалось темой номера. Не спрашивайте, почему на обложке бублик. Так тему автоматизации интерпретировало причудливое воображение одного из дизайнеров прекрасной студии Tomatdesign. Наш вариант объяснения — это метафора идеальной (но недостижимой) автоматизации, охватывающей все аспекты деятельности типографии. Не только на 360° по окружности, но ещё замыкающейся в трёхмерную фигуру — тор. Впрочем, вы можете придумать и собственное объяснение…

     

  • Зачем нам рекорды?

    Когда мы готовили тему номера, казалось, что собрать в неё достаточное количество рекордов, имеющих отношение к полиграфии, будет сложно. Ведь у нас — индустрия, а не спорт, сама суть которого заключается в достижении всё новых и новых рекордов. Однако это оказалось совсем не так. Причём некоторые рекорды по разным причинам даже не попали в статью.

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     


comments powered by Disqus