2008.06.242228 прочтений

Петля Мёбиуса для офсета

Теги: От редактора Publish

Петля Мёбиуса — лента, соединённая в кольцо так, что у неё остаётся всего одна сторона. Отличный пример того, как небольшая деталь (перед тем как склеить ленту, один конец перевернули) превращает простой и понятный предмет в нечто сложное и непостижимое. Всего одна деталь (выбор момента начала печати на бумаге — до её превращения в листы или после) определяла и пропасть, долгое время разделявшую технологии рулонной и листовой офсетной печати.

Если их сравнивать, то сильные стороны листового офсета — универсализм, гибкость в отношении форматов и типов материалов, относительно малый расход бумаги на приладку и быстрая смена тиражей. Главные достоинства офсета рулонного — скорость, печать сразу на двух сторонах ленты, финиш в линию и дешевизна рулонной бумаги. Какой-то десяток лет назад вопрос выбора технологии для владельца типографии или заказчика услуг печати решался элементарно. Если характеристики издания позволяли изготовить тираж обоими способами, магический порог находился в районе 10 000 экз. Всё, что меньше, обычно разум-нее было исполнять на листовых машинах, заказы большей тиражности оказывались существенно дешевле на «ротации». Хорошее было время! В чём-то оно напоминает эпоху развитого социализма, когда советский человек был избавлен от мучительного выбора, — ассортимент магазинов нередко предполагал лишь по одному виду каждого популярного товара…

Увы, технологические достижения последних лет окончательно закрепили перед склейкой кончик ленты выбора, имеющей ранее две чётко выраженные стороны, в перевёрнутом положении — получилась настоящая петля Мёбиуса для офсета. И смешала все карты.

Сначала свой вклад внесли производители листовых перфекторов. Полноформатные машины позволили запечатывать сразу две стороны за один прогон, существенно повысив общую производительность печати. Появились перфекторы без переворота: тандемное построение (очень похожее на устройство рулонных машин) избавляет от необходимости переворачивать листы. Пошёл вверх и формат — уже есть листовые машины с переворотом шириной 142 см. Системы резки бумаги из рулонов в линию на подаче листовых двусторонних машин сравняли стоимость самого дорогого расходного материала в листовой и рулонной печати, причём за счёт меньшего количества макулатуры «листовики» даже получили некоторый выигрыш.

В одной из колонок я предположил, что на Drupa мы увидим и послепечатные решения в линию для перфекторов. Это ещё больше усилило бы их сходство с рулонными системами. Однако пока никто ничего подобного не заявил. Впрочем, ещё не вечер — все обещали сюрпризы. Но уже нагрянуло, откуда не ждали: Goss объявила о готовящейся демонстрации специальной Folio-версии своей популярной журнальной машины M-600. Сушки нет, финиша в линию нет, скорость 30 000 листов в час. Именно листов — машина рулонная, но сразу после печати из рулона нарезаются листы. А что с ними делать — решать типографии. Целевые клиенты — существующие и потенциальные владельцы листовых перфекторов. Очевидно, за счёт экономии на сушке и фальцовке машина будет существенно дешевле стандартной M-600. Заявлено, что все расходные материалы — обычные, даже краски используются для листового офсета. Конечно, не без порошка. А как же без него? Но никаких сушек. Что будет с оттисками на меловке, попадающими в стопу на такой скорости, увидим на выставке.

Ещё одна многообещающая рулонная технология набирает ход — системы безостановочной смены тиража предлагают уже четыре производителя. Принцип прост — дублирование печатных пар. Пока одна печатает, на другой меняются формы для следующего тиража. После завершения первого одна печатная пара разводится, а другая синхронно сводится — печать нового заказа начинается без остановки полотна. Технология уже обкатана не только на книжной печати 1+1 — имеются многокрасочные инсталляции в конфигурациях 4+4. Так рулонный офсет избавляется от одного из главных недостатков — большого количества макулатуры.

Петля Мёбиуса для офсета замкнулась — листовые и рулонные технологии теперь прямо конкурируют. Это осложняет жизнь типографиям, но открывает новые горизонты. Полиграфисты ведь всегда славились умением точно и быстро резать ленты, превращая их в полезный продукт…

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Игры экспоцентров

    Уже десятки лет выставки являются для производителей и поставщиков полиграфической отрасли важнейшим инструментом продвижения своих решений. Расчёт на то, что выставки, как магнит, привлекают целевую аудиторию — полиграфистов. Постепенно сформировалась определённая иерархия выставок, однако этот ландшафт не высечен в камне — даже самые успешные выставки не застрахованы от потери авторитета, а затем — экспонентов и посетителей. И порой здесь происходили перемены, достойные самого захватывающего сериала.

     

  • Чего хотят полиграфисты?

    Каждый раз, затевая очередной опрос, мы пытаемся хотя бы чуть-чуть влезть в головы наших читателей, чтобы понять, чего они хотят, — подобно тому, как это удалось Мелу Гибсону в фильме «Чего хотят женщины», но без ужасных последствий… Наш очередной опрос в номере с темой «FESPA для всех» был, конечно, посвящён широкоформатной печати. И на этот раз вопрос был сформулирован предельно прямо: «Какого прогресса в широкоформатной печати вы больше всего ждёте?»

     

  • Четвёртая промышленная для полиграфистов, или На пути к «бесчеловечному» производству

    Четвёртая промышленная революция (она же Индустрия 4.0) всё чаще упоминается производителями решений для полиграфистов. Если заглянуть в «Википедию», то там это понятие объясняют так: «Прогнозируемое событие, массовое внедрение киберфизических систем в производство и обслуживание человеческих потребностей, включая быт, труд и досуг.

     

  • Без повторов

    Этот номер посвящён цифровой упаковке и этикетке. Важными движущими силами этого рынка являются персонализация и вариативность. И мы подумали, почему бы не продемонстрировать это на примере обложки номера, являющейся нашей упаковкой в глазах читателей. Пусть каждая обложка будет вариативной и уникальной. Задумано — сделано. В этом сложном проекте объединили свои усилия несколько компаний и много людей.

     

  • Будничные достижения

    Тема этого номера — «Достижения года». В заглавной статье мы попросили представителей производителей и поставщиков рассказать о том, что они считают своими достижениями в ушедшем году. В опросе номера о своих победах рассказывают типографии. В статье «Итоги 2018 года в полиграфии» мы вспоминаем о самых важных событиях для нашей индустрии, произошедших в России и мире. Пожалуй, и нам стоит рассказать о том, чего удалось добиться за год небольшой редакции Publish.

     

  • Перемены широкоформатного ландшафта

    Сектор широкоформатной печати, который уже много лет опирается преимущественно на цифровые технологии, не высечен в камне. В нём регулярно происходят перемены. Какие-то из них обусловлены «внешним» влиянием, другие определяются изменениями в технологиях. И всё происходящее имеет прямое отношение к деятельности рекламно-производственных компаний и типографий, использующих оборудование для широкоформатной печати. Ведь всё то, что вы покупаете, должно служить и окупаться не один год. А значит, всегда существует риск, что ставка будет сделана не на ту «лошадь»…

     


comments powered by Disqus