2008.06.241672 прочтений

Петля Мёбиуса для офсета

Теги: От редактора Publish

Петля Мёбиуса — лента, соединённая в кольцо так, что у неё остаётся всего одна сторона. Отличный пример того, как небольшая деталь (перед тем как склеить ленту, один конец перевернули) превращает простой и понятный предмет в нечто сложное и непостижимое. Всего одна деталь (выбор момента начала печати на бумаге — до её превращения в листы или после) определяла и пропасть, долгое время разделявшую технологии рулонной и листовой офсетной печати.

Если их сравнивать, то сильные стороны листового офсета — универсализм, гибкость в отношении форматов и типов материалов, относительно малый расход бумаги на приладку и быстрая смена тиражей. Главные достоинства офсета рулонного — скорость, печать сразу на двух сторонах ленты, финиш в линию и дешевизна рулонной бумаги. Какой-то десяток лет назад вопрос выбора технологии для владельца типографии или заказчика услуг печати решался элементарно. Если характеристики издания позволяли изготовить тираж обоими способами, магический порог находился в районе 10 000 экз. Всё, что меньше, обычно разум-нее было исполнять на листовых машинах, заказы большей тиражности оказывались существенно дешевле на «ротации». Хорошее было время! В чём-то оно напоминает эпоху развитого социализма, когда советский человек был избавлен от мучительного выбора, — ассортимент магазинов нередко предполагал лишь по одному виду каждого популярного товара…

Увы, технологические достижения последних лет окончательно закрепили перед склейкой кончик ленты выбора, имеющей ранее две чётко выраженные стороны, в перевёрнутом положении — получилась настоящая петля Мёбиуса для офсета. И смешала все карты.

Сначала свой вклад внесли производители листовых перфекторов. Полноформатные машины позволили запечатывать сразу две стороны за один прогон, существенно повысив общую производительность печати. Появились перфекторы без переворота: тандемное построение (очень похожее на устройство рулонных машин) избавляет от необходимости переворачивать листы. Пошёл вверх и формат — уже есть листовые машины с переворотом шириной 142 см. Системы резки бумаги из рулонов в линию на подаче листовых двусторонних машин сравняли стоимость самого дорогого расходного материала в листовой и рулонной печати, причём за счёт меньшего количества макулатуры «листовики» даже получили некоторый выигрыш.

В одной из колонок я предположил, что на Drupa мы увидим и послепечатные решения в линию для перфекторов. Это ещё больше усилило бы их сходство с рулонными системами. Однако пока никто ничего подобного не заявил. Впрочем, ещё не вечер — все обещали сюрпризы. Но уже нагрянуло, откуда не ждали: Goss объявила о готовящейся демонстрации специальной Folio-версии своей популярной журнальной машины M-600. Сушки нет, финиша в линию нет, скорость 30 000 листов в час. Именно листов — машина рулонная, но сразу после печати из рулона нарезаются листы. А что с ними делать — решать типографии. Целевые клиенты — существующие и потенциальные владельцы листовых перфекторов. Очевидно, за счёт экономии на сушке и фальцовке машина будет существенно дешевле стандартной M-600. Заявлено, что все расходные материалы — обычные, даже краски используются для листового офсета. Конечно, не без порошка. А как же без него? Но никаких сушек. Что будет с оттисками на меловке, попадающими в стопу на такой скорости, увидим на выставке.

Ещё одна многообещающая рулонная технология набирает ход — системы безостановочной смены тиража предлагают уже четыре производителя. Принцип прост — дублирование печатных пар. Пока одна печатает, на другой меняются формы для следующего тиража. После завершения первого одна печатная пара разводится, а другая синхронно сводится — печать нового заказа начинается без остановки полотна. Технология уже обкатана не только на книжной печати 1+1 — имеются многокрасочные инсталляции в конфигурациях 4+4. Так рулонный офсет избавляется от одного из главных недостатков — большого количества макулатуры.

Петля Мёбиуса для офсета замкнулась — листовые и рулонные технологии теперь прямо конкурируют. Это осложняет жизнь типографиям, но открывает новые горизонты. Полиграфисты ведь всегда славились умением точно и быстро резать ленты, превращая их в полезный продукт…

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Мода, нишевая технология или революция?

    С момента широкого распространения офсета, забравшего корону основной полиграфической технологии у высокой печати во второй половине прошлого века, конструкторы продолжали работать над его усовершенствованием. Некоторые результаты этих работ можно сравнить с модой — многим понравилась, но через сезон-два оказалась забытой. Другие привели к созданию нишевых технологий, не перехвативших первенство у обычного офсета, но востребованных для определённых применений. Интересно, что в начале пути большинство подобных разработок претендовали — ни много, ни мало — на революцию в офсете. Но до сих пор настоящей революции в этой технологии пока не случилось. Давайте вспомним некоторые интересные вехи в развитии офсета, оказавшиеся модой или всё-таки отвоевавшие себе место под солнцем в узких нишах.

     

  • Ярко и празднично
     

    Мы хотели праздника! Юбилейный, 200-й номер Publish заслуживал «парадного костюма» — яркой обложки. Разумеется, нам также хотелось, чтобы сделано всё было по последнему слову техники — с помощью самых передовых цифровых решений, о которых мы так любим писать. Именно поэтому мы обратились в российский офис Konica Minolta.

     

  • Учиться нельзя отказаться
     

    Вспоминается старый анекдот (очевидно, сочинённый русским, потому что на английском такая игра слов невозможна). Учительница английского языка в итальянской школе в Нью-Йорке: «Дети, а теперь я продиктую вам предложение, от которого вы не сможете отказаться»…

     

  • Большой выставочный
     

    Так получилось, что на май пришёлся пик интересных полиграфистам международных выставок этого года. Выставку Interpack посетило 170 500 человек, проходящую раз в четыре года China Print 2017 — около 180 тыс. (столько было в 2013 г. с примерно такой же площадью экспозиции; данных о посетителях этого года пока не опубликовано), FESPA 2017 — 20 456. На каждой из этих выставок были гости из России, но их количество организаторами обычно не объявляется, поскольку посетителей из нашей страны никогда не бывает особенно много. Скорее всего речь идёт о нескольких сотнях человек в Дюссельдорфе и Пекине и нескольких десятках — в Гамбурге. Мы видим свою задачу в том, чтобы рассказать читателям, не сумевшим выбраться за границу, о наиболее интересных и важных показанных новинках, а также обозначить некоторые тенденции.

     

  • Горячий формат
     

    Широкоформатная цифровая печать набирает вес. В контексте нашей отрасли — это в первую очередь оборудование, позволяющее печатать интерьерное оформление и разнообразную «наружку», а также изготавливать множество другой продукции — от сувениров и футболок до автографики и огромных баннеров, порой украшающих целые небоскрёбы или стадионы.

    Нет ничего удивительного, что выставка FESPA, когда-то организованная для демонстрации возможностей специальных (читай — нишевых) видов печати, сейчас испытывает небывалый подъём. Широкоформатная струйная печать всего за два десятка лет поставила всю отрасль с ног на голову — теперь она является доминирующей технологией, а трафаретная, тампонная, крупноформатная офсетная и прочая экзотика скромно переместились в категорию нишевых.

     

  • Фотокниги: «блочные» тонкости
     

    В статье, посвящённой теме номера, Сергей Кувшинов призывает изготовителей фотокниг обращать больше внимания на форму. Иначе полиграфисты так же, как постепенно отступают на газетном, журнальном и книжном «фронтах», проиграют электронным носителям и на этом рынке. Стремясь максимально удешевить изготовление, мы нивелируем ценность конечного печатного продукта. Кому приятно брать в руки некрасивую вещь? И уж тем более у людей не будет желания платить за неё… Кувшинов в своей статье рассуждает о новых возможностях «достучаться» до покупателей фотокниг. Мы же любим покопаться в особенностях технологий, поэтому обратим внимание читателей на специфику изготовления блоков, также оказывающую непосредственное влияние на впечатления покупателей фотокниг.

     


comments powered by Disqus